Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки образец

Опубликовано: 02.05.2024

Приостановление налоговой проверки возможно только в случае проведения выездных мероприятий (камеральные проверки приостанавливаться не могут). Рассмотрим, в какой срок должна быть проведена выездная проверка, когда должностные лица ФНС могут ее приостановить, и каким образом эта процедура осуществляется.

Срок, в течение которого может проводиться выездная проверка

В силу требований п. 6 ст. 89 НК РФ выездная проверка не может проводиться более 2 месяцев. Из этого правила есть ряд исключений:

  1. Первое относится к проверкам, проводимым в отношении филиалов и представительств организации. В этом случае предельный срок сокращается до месяца.
  2. Второе исключение касается случаев, когда проверочные мероприятия продлеваются на основании решения проверяющих. Они могут продляться дважды, каждый раз на 2 месяца. Таким образом, общий срок не может превышать полгода.

Течение срока начинается в день. когда выносится решение о проведении проверочных действий (п. 8 ст. 89 НК РФ). Заканчивается срок в день составления итоговой справки о проверке.

Основания для приостановления выездной налоговой проверки

Основания, по которым проверка может быть приостановлена изложены в п. 9 ст. 89 НК РФ.

К основаниям относятся:

  1. Необходимость получения требуемых сведений от иностранных гос. органов. Данное действие производится, например, с целью исключения двойного налогообложения проверяемых организаций. Взаимодействие с гос. органами иностранных государств осуществляется на основании многочисленных международных договоров.
  2. Необходимость проведения экспертизы. Экспертиза необходима, когда сотрудникам ФНС требуется квалифицированное заключение по различного рода вопросам, разрешение которых невозможно без специальных знаний. Процедура проводится в порядке ст. 95 НК РФ.
  3. Необходимость обращения к услугам переводчика, когда документы налогоплательщика составлены не на русском языке. Процедура производится в порядке ст. 97 НК РФ.
  4. Необходимость истребования у контрагентов проверяемого юр. лица документов, в частности договоров, платежных поручений, и т.д. Процедура осуществляется в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Проверка может быть приостановлена неограниченное количество раз, но с оговоркой. Если ее приостановление связано с запросом документов у контрагентов, то повторно приостановить проверочные действия по данному основанию нельзя. Исключение составляют случаи, когда документы запрашиваются у другого контрагента.

Срок приостановки выездной налоговой проверки

Общий срок приостановления налоговой проверки не может превышать полгода, однако возможно его продление на 3 месяца. Основание для этого только одно: в иностранное государство был направлен запрос о предоставлении документов, но ответ не приходит более 6 месяцев.

В решении о приостановлении налоговой проверки указывается дата, с которой начинает течь срок приостановления. Течение срока возобновляется вынесением решения о возобновлении проверочных действий.

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

На практике случаются нарушения сроков, однако это не является безусловным основанием для признания проверочных мероприятий незаконными, поскольку нарушение не признается существенным.

Каким образом производится приостановление проверки?

Порядок приостановления налоговой проверки закреплен в ст. 89 НК РФ. Для того, чтобы проверочные мероприятия были приостановлены, руководитель проверяющей ФНС, либо его зам, должны принять соответствующее решение. Составляется документ по форме, которая приведена в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.

Если решение составлено не по приведенной выше форме, это не признается нарушением правил проведения проверки. Дело в том, что применение утвержденной формы не является обязательным, поскольку таких требований законодательство не содержит.

Возобновление проверки также осуществляется на основании решения, форма которого утверждена Приложением № 6 к приведенному выше Приказу ФНС России.

Каковы последствия приостановления срока выездной проверки?

Приведем перечень последствий, которые влечет приостановление срока проверочных мероприятий:

  1. Двухмесячный, либо продленный до 4 или 6 месяцев срок проверки перестает течь. Это означает, что его исчисление приостанавливается. Течение срока возобновляется в дату, указанную в решении о возобновлении проверочных мероприятий. Например, проверка начата 1 сентября, а 1 октября приостановлена. 1 ноября проверочные мероприятия возобновлены. Таким образом, срок проверки в данном случае оканчивается 1 декабря.
  2. Инспекторы покидают территорию проверяемой фирмы. Это означает, что в рамках проверки они не имеют право производить каких-либо действий по месту нахождения предприятия.
  3. Должны быть приостановлены действия, направленные на истребование документов.
  4. Ранее истребованные документы должны быть возвращены. Это не касается бумаг, которые были изъяты при проведении выемки.
  5. Не может проводиться выемка документов и предметов.
  6. Не может производиться осмотр территорий и документов.
  7. Сотрудники ФНС в рамках проверки не могут знакомиться с документами на территории проверяемой организации.
  8. Должностным лицам ФНС нельзя проводить инвентаризацию в рамках проверки.

Между тем, должностные лица имеют право истребовать сведения у контрагентов проверяемого, поскольку это не запрещено законом. Кроме того, не запрещено приглашать должностных лиц фирмы для дачи пояснений (но не на территории проверяемой организации). Нет прямого запрета и на допрос свидетелей на территории ФНС.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены основания, когда выездные проверочные мероприятия могут быть приостановлены, и все они перечислены в статье. По общему правилу проверка может быть приостановлена на полгода, но не более. Приостанавливаться проверочные мероприятия могут неоднократно, однако общий срок приостановления, по общему правилу, не может быть больше 6 месяцев.

Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, проводимым ФНС. В ходе любого мероприятия налогового контроля проводится проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах. Предмет контроля – исчисление и уплата налогов и сборов. При этом, выездная проверка является особым порядком проверки организации.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ «Кацайлиди и партнеры» уже сегодня.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС. Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:

  1. Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
  2. Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
  3. Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
  4. Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
  5. Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов

Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:

выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась

выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ПОЛЕЗНО: читайте также про защиту себя при налоговой проверке по ссылке

Порядок выездной налоговой проверки

Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:

  1. Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
  2. Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
  3. Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.

Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.

Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.

Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.

В рамках выездном проверки могут быть назначено проведение дополнительных мер налогового контроля. Возможно проведение процедур:

  • Инвентаризация – проводится для проверки достоверности данных учета.
  • Осмотр – осматриваются помещения, связанные с объектом налогообложения.
  • Истребование документов или информации.
  • Выемка – в целях сбора доказательств нарушения закона о налогах и сборах.
  • Экспертиза – привлечение эксперта для формирования определенных выводов, если деятельность проверяемого ЮЛ специфична или в иных случаях.
  • Допрос – проведение опроса свидетелей с целью выявления фактов, имеющих значение для проверки.
  • Вызов в качестве свидетеля – вызов для дачи показания дл выявления имеющих значение для проверки доказательств.
  • Получение экспертного заключения — включение экспертом в заключение выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены.
  • Привлечение переводчика

Срок проверки – 2 месяца – может быть продлен до 4 месяцев и до полугода. Основания и порядок продления срока установлен Приказом ФНС 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. При этом, срок проверки исчисляется с даты решения налоговой о ее проведении до последнего дня.

Проведение проверки, а именно процесса исследования документов приостанавливается на срок не более 6 месяцев (общий срок по всем приостановления) на основании руководителя налоговой инспекции по причинам:

  1. Необходимости истребования документов
  2. Проведения экспертиз
  3. Перевода документов

Возобновление проверки после приостановления возможно только на основании решения. Выездная налоговая проверка, если она проводится за тот же период по тем-же налогам, является повторной.

Налогоплательщик в ходе проверки предоставляет все документы, связанные с предметом проверки. Выемка документов проводится инспекторами для предотвращений их сокрытия.

Инспекторы, проводя проверку, могут осуществлять инвентаризацию о осмотр помещений и территорий. Результаты налоговой проверки оформляются в справке в последний день.

ВАЖНО: необходимо подготовиться к налоговой проверке, чтобы все прошло с наименьшими рисками для Вашего бизнеса, читайте подробнее по ссылке

Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки

В течение двух месяцев со дня составления справки по итогам выездном проверки, налоговым органом составляется акт налоговой проверки.

Возражение на акт выездной проверки может быть представлено в налоговый орган любой организацией в случаях:

  1. Несогласия с выводами, фактами, предложениями, изложенными в акте на основании п. 6 ст. 100 НК РФ.
  2. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
  3. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в дополнении к акту.

Возражения на акт проверки подаются в срок не более 1 месяца со дня получения акта в проверяющую налоговую. К возражениям могут быть приложены документальные подтверждения информации, на которую ссылается организация.

Возражения на дополнение к акту подаются в течение 15 дней в проверяющую налоговую.

НК РФ устанавливает, что возражения должны подаваться в письменной форме, с указанием на оспариваемый акт налоговой. В акте должны содержаться опровержения налоговых претензий с обязательной мотивировкой.

АКЦИЯ: мы составим Вам возражение за 24 часа или вернем деньги, подробнее смотрите ВИДЕО

Возражение подается разными способами:

  1. на бумажном носителе почтой;
  2. в электронной форме через госуслуги или иного оператора документооборота;
  3. лично или через представителя налоговой инспекции

Возражения рассматриваются в ходе процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки. Прежде, чем приступить к рассмотрению по существу материалов проверки, руководитель инспекции:

Объявляет, кто рассматривает дело и какие материалы рассматриваются

Устанавливает факт явки. В случае неявки устанавливается извещение лица о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Если лицо уведомлено, отсутствует, его присутствие является обязательным, рассмотрение откладывается. Если уведомлено, отсутствует, но его присутствие не является обязательным, то рассмотрение проходит в его отсутствие. Если лицо не извещено, рассмотрение откладывается.

  • Проверяет полномочия лиц
  • Выносит решение об отложении, если это необходимо

Досудебное оспаривание выездной налоговой проверки

Налоговое законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок для оспаривания решения налоговой любого уровня.

Оспаривание организацией акта по результатам проверки проходит в порядке обжалование ненормативных актов налоговой в соответствии с АПК РФ.

В ходе обжалование акта налоговой по итогам проверки, который в силу не вступил, организацией может быть подана апелляционная жалоба. Она адресуется в течение 2 месяцев с даты получения акта в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, вынесшую решение. В жалобе в обязательном порядке указываются реквизиты оспариваемого решения и причины, по которым решение не является законным. Вышестоящим налоговым.

Жалоба на вступивший в силу ненормативный акт налоговой не имеет специального названия, подается в течение года. Рассматривается без участия лица, которое обжалует акт.

Порядок рассмотрения апелляционной жалобы и жалобы не имеет отличий. В ходе рассмотрения можно заявить дополнительные доводы.

Жалобы рассматриваются в течение 15 дней. По итогам рассмотрения вышестоящим налоговым органом выносят следующие решения:

  1. Оставить без удовлетворения
  2. Отменить ненормативный акт налоговой
  3. Отменить решение налоговой полностью или в части
  4. Отменить и принять новое

Обжалование выездной налоговой проверки в суде

Дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения налоговой инспекции на основании искового заявления организации об оспаривании ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения соответствует порядку рассмотрения дел искового производства.

АПК предъявляется требования к содержанию иска об оспаривании ненормативного акта:

  1. Наименование инспекции и акта
  2. Реквизиты акта, который оспаривается
  3. Законные основания
  4. Доказательства

Не забудьте: необходимо приложить текст оспариваемого акта.

Дело рассматривается в трехмесячный срок с даты принятия искового. В процессе вызываются истец, ответчик и иные лица.

По итогам рассмотрения дела судом выносится решения о:

  • решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
  • об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Обжалование решения налоговых органов, выносимых по результатам выездной проверки, являются необходимым шагом организации. Наш адвокат по налоговым спорам участвует в налоговой проверке организации, оспаривает решение налоговой в любой доступной форме, в т. ч. в судебном порядке.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки
Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Налоговики очень часто приостанавливают проведение выездных налоговых проверок с целью запроса у третьих лиц (контрагентов налогоплательщика) документов, необходимых для проведения проверки. За процессом приостановки при проведении проверки необходимо тщательно следить, поскольку бывают ситуации, когда приостановка длится (незаконно долго) даже уже после того, как Инспекция реально получила все документы, запрошенные ею у третьих лиц. Как отстоять свои интересы в этой ситуации? Ответ на эти вопросы даст генеральный директор ООО «Аудиторская фирма «БЭНЦ» Николай Некрасов.

Приведем реальный пример. Налоговая проверка налогоплательщика была начата 18.09.2014 г. и фактически окончена 15.05.2015 г. При этом, проверка была приостановлена с 15.10.2014 г. на основании Решения руководителя налогового органа в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ у трех конкретных контрагентов (условно назовем их №1, №2 и №3) и возобновлена лишь через полгода - 14.04.2015 г. Необходимость столь длительной приостановки в проведении налоговой проверки Инспекция мотивировала тем, что документы от контрагентов №1 и №2 были получены Инспекцией вскоре, а вот документы от контрагента №3 в налоговый орган, мол, так и не поступили.

Напоминаем, что положения пункта 9 статьи 89 НК РФ недвусмысленно говорят, что приостановка выездной налоговой проверки допускается лишь для четырех целей:

  1. истребование документов (информации) в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ;
  2. получение информации от иностранных государств;
  3. проведение экспертиз;
  4. перевод на русский язык документов, представленных на иностранном языке.
Иных оснований для приостановления налоговых проверок НК РФ не предусматривает, а так же заметим, что проведение допросов свидетелей вообще не входит в состав причин для приостановки проведения налоговой проверки. Именно так говорит закон. Но фактически в периоде объявленной приостановки проведения налоговой проверки Инспекция активно проводила допросы многочисленных свидетелей. Есть протоколы допросов.

В рассматриваемом случае налогоплательщик оказался очень дотошным, что, в принципе, правильно. Он связался с контрагентом №3 и получил от него информацию, что документы на запрос Инспекции тот представил еще в ноябре 2014 года. Возник вопрос: почему после получения ответа от контрагента №3 еще в ноябре 2014 года Инспекция не возобновила налоговую проверку, а «протянула» ее приостановку до 14.04.2015 года (ровно на полгода)? Ведь основанием для приостановки налоговой проверки было именно истребование документов у трех конкретных лиц. Получили запрошенные документы – продолжайте проверку. Иных оснований для приостановления налоговой проверки, предусмотренных НК РФ, налоговым органом не было заявлено.

Таким образом, Инспекция после получения ответа от контрагента №3 должна была (обязана) возобновить налоговую проверку, так как у нее отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 89 НК РФ для приостановления в проведении проверки. При данных обстоятельствах срок приостановления проверки автоматически заканчивается в момент прекращения оснований для ее приостановления, а он совпадает с датой получения Инспекцией запрашиваемых документов. Следовательно, можно сделать вывод о том, что дальнейшее приостановление проверки (после получения всех запрошенных документов) было лишь имитацией приостановки в проведении налоговой проверки, что привело к фактическому продолжению течения срока проведения налоговой проверки. А в итоге привело к нарушению предельных сроков проведения проверки, ограниченных пунктом 6 ст. 89 НК РФ (не более 2 месяцев).

Из вышеизложенного очевидно, что столь длительное приостановление проведения проверки (уже без необходимости запроса документов) является просто дезинформацией налогоплательщика, направленной на получение Инспекцией максимально возможного промежутка времени для проведения допросов нескольких десятков свидетелей. Очевидно, что в данном случае речь идет о факте прямого обмана налогоплательщика путем неоправданного длительного продления режима приостановки проведения налоговой проверки.

Но, для чего же тогда законодатель вводил 2-х месячный ограничительный срок по продолжительности проведение выездной налоговой проверки? И для чего тогда законодатель вводил четко регламентированные условия, при которых ИФНС имеет право приостанавливать ход проведения проверки только по причинам, описанным в законе? Истинный срок приостановки проверки, который требовался для получения информации от контрагента №3 был гораздо короче (об этом говорит письменный ответ контрагента №3), то это приводит к выводу, что общий ограничительный 2-х месячный срок проведения выездной налоговой проверки проверяющими был значительно превышен и фактически составил почти 8 месяцев с 18.09.2014 г. по 15.05.2015 г.

Согласно п.14 ст.101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. И налогоплательщику однозначно следует выявлять такие ситуации и заявлять о них, добиваясь защиты своих прав перед вышестоящим налоговым органом или судом.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Jurist_arbitr - 20/10/2011 22/08/2016

Обеспечительные меры в рамках налоговых споров

Осуществляя арбитражное представительство по налоговым спорам, юрист неизбежно сталкивается с оспариванием решения инспекции по результатам выездных налоговых проверок. Речь идет о привлечении налогоплательщиков к ответственности в результате признания полученной ими налоговой выгоды необоснованной и о предложении уплатить довольно крупные недоимки по НДС и налогу на прибыль. В большинстве случаев (но не всегда), налоговый орган применяет обеспечительные меры, выраженные в направлении в банк требования о приостановлении операций организации по расчетным счетам. Учитывая, что судебная практика по аналогичным налоговым делам является состоявшейся и, при профессиональном оспаривании решений налогового органа, складывается в пользу налогоплательщика, непоправимый вред последнему причиняется фактическим арестом на срок от 1 до 6 месяцев его банковских счетов и, соответственно, частичной или полной парализацией его деятельности. Статья, которую Вы читаете, посвящена методам предотвращения возможного вреда экономическим интересам организации при возникшем налоговом споре.

Окончание выездной налоговой проверки и принятие решения

Проверка всегда завершается рассмотрением начальником инспекции собранных инспекторами материалов, составленного акта и возражений налогоплательщика, при наличии таковых. В течение 10 дней должностное лицо должно принять одно из трех возможных решений:

  • о привлечении лица к ответственности;
  • об отказе в таком привлечении;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение вступает в силу в течение 10 дней, после вручения его представителю организации. В случае обжалования решения в апелляционном порядке, а без такового в арбитраж обращаться законом запрещено, оно вступает в законную силу с момента утверждения апелляционной инстанцией – Управлением ФНС.

Приостановление действия оспариваемого решения налогового органа

При этом, налоговый кодекс дает фискалам право фактически производить арест имущества и денежных средств налогоплательщика по решению, которое в силу не вступило. Такая норма закреплена в ч. 10 ст. 101 НК РФ, согласно которому, обеспечение принятого решения органа применяется в случаях, когда имеются достаточные основания полагать , что исполнение решения может быть затруднено или будет невозможным, в случае непринятия обеспечительных мер.

Если в случае с обеспечительными мерами арбитражного суда, заинтересованное лицо обязано доказывать необходимость принятия соответствующих мер, то налоговый орган, издавая такое решение и фактически парализуя деятельность предприятия, законодателем лишен необходимости подтверждать наличие необходимости и неизбежности обеспечения.

Обеспечение против обеспечения

Что делать, если налоговый орган арестовал счет налогоплательщика?

Для начала надо понимать законный алгоритм действий налогового органа, т.к. он не имеет права приостанавливать движение по счетам, если предварительно не наложен запрет на отчуждение имущества организации (пп. 2 ч. 10 ст. 101 НК РФ). Запрет на отчуждение имущества и приостановление операций по счетам не может превышать по сумме арестованных средств размер недоимки и штрафов (пеней). При этом, необходимость таких действий фискалов должна быть достаточно обоснована.

Арбитражный процессуальный кодекс дает право заинтересованным лицам обратиться в суд с ходатайством о приостановлении действия оспариваемого акта (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Приостановление действия оспариваемого решения производится по общим нормам арбитражного кодекса об обеспечении исполнения постановлений арбитража.

На этом этапе необходимо отметить, что в рассматриваемом случае речь идет не о приостановлении действия первоначального, основного оспариваемого решения о привлечении к налоговой ответственности. Несмотря на то, что решение по результатам выездной налоговой проверки является основанием для вынесения решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, эти акты формально представляют из себя два самостоятельных документа. Сам арест счета общества вытекает только из второго решения, поэтому с ходатайством следует обращаться в рамках его обжалования.

С основаниями как обжалования решения инспекции об аресте счетов так и по приостановлению его действия, полагаю, все понятно:

  • его необоснованность. В своей практике ни разу не встречал, чтобы налоговый орган постарался обосновать и доказать такую необходимость;
  • несоблюдение порядка применения обеспечительных мер. Очень редко, на практике, налоговый орган соблюдает законную процедуру и, предварительно, накладывает запрет на отчуждение имущества.

Таким образом, для того, чтобы не допустить «замораживание» счетов налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности, необходимо инициировать два арбитражных процесса:

  1. по обжалованию решения о привлечении к налоговой ответственности с подачей ходатайства о приостановлении его действия;
  2. по обжалованию действий налогового органа по обеспечению исполнения его решения с подачей ходатайства о приостановлении решения о приостановлении операций по счетам.

Учитывая, что ходатайства о приостановлении действия оспариваемых решений и действий рассматриваются арбитражным судом в течение 1 дня, такая методика работы дает возможность избежать потерь, связанных с налоговым спором. При этом, решение арбитража по заявленным ходатайством будет напрямую зависеть от достаточного их юридического обоснования и подтверждения надлежащими доказательствами.

Читайте также: