Постановка на учет в налоговом органе юридического лица

Опубликовано: 26.04.2024

Государственная регистрация и постановка на учет

Государственная регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима для законного оформления права заниматься предпринимательской деятельностью.

В целях проведения налогового контроля все организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. И государственная регистрация, и постановка на учет осуществляются налоговыми органами.

Порядок государственной регистрации регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Порядок постановки на учет и снятия с учета регулируется ст. 83 и ст. 84 Налогового кодекса.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, является незаконной и предусматривает ответственность в соответствии со статьями 14.1 Кодекса об административных правонарушениях и 171 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основные этапы прохождения государственной регистрации

- Определение места нахождения юридического лица - «юридического» адреса*

- Определение инспекции по адресу места нахождения юридического лица (www.nalog.ru)

- Оплата госпошлины (реквизиты в налоговой инспекции)**

- Нотариальное удостоверение подписи заявителя в заявлении о государственной регистрации***

- Подача документов в налоговую инспекцию на госрегистрацию

Заявление о государственной регистрации юрлица лица
Учредительные документы юридического лица (в т.ч.Устав)*
Решение о создании юридического лица
Квитанция об оплате госпошлины.

- Визит в районную налоговую инспекцию по месту жительства (адресу регистрации на штампе в паспорте)

- Оплата госпошлины (реквизиты в налоговой инспекции)**

- Нотариальное удостоверение подписи заявителя в заявлении о государственной регистрации***

- Подача документов в налоговую инспекцию на госрегистрацию

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве ИП
Копия паспорта
Квитанция об уплате госпошлины.

* Действующим законодательством не предусмотрены понятия «юридический адрес» и «фактический адрес» - адресом регистрации юридического лица считается место постоянного нахождения его исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности Возможно использование адреса собственного (арендованного учредителем) помещения в качестве адреса организации. Также нормативными документами не утверждена единая форма такого учредительного документа, как Устав организации.
** Размер госпошлины для государственной регистрации юридического лица при его создании составляет 4000 руб., для государственной регистрации индивидуального предпринимателя – 800 руб. (статья 333.33 Налогового кодекса).
*** В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Это означает, что будущая организация или предприниматель подписывают заявление о регистрации только в присутствии нотариуса, который должен засвидетельствовать подлинность подписи путем проставления своего штампа в заявлении только при наличии основного документа (паспорта) физического лица-заявителя. При этом нотариус не контролирует правильность заполнения заявления и соответствие утвержденной формы заявления. Вся ответственность за правильность заполнения заявления лежит на заявителе.

По результатам регистрации:

- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо Решение об отказе в государственной регистрации (направляется почтовым отправлением на адрес заявителя)
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя)
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП


Процедуры государственной регистрации и постановки на учет потребуют от вас знания и понимания следующих моментов:

1. Наиболее удобной для малого предпринимательства организационно-правовой формой деятельности является общество с ограниченной ответственностью (ООО), которое не должно выпускать акции и публиковать финансовые результаты деятельности в средствах массовой информации. Действующее законодательство предъявляет минимальные требования к его участникам и процедуре регистрации. В то же время, право выбора организационно-правовой формы деятельности остается за вами.

2. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя (ИП) осуществляется по месту его жительства. Если физическое лицо имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, то государственная регистрация осуществляется по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

4. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) будет присвоен вам не позднее пяти рабочих дней с момента подачи документов на государственную регистрацию одновременно с выдачей свидетельства о постановке на учет, а также свидетельства о государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. Если физическое лицо, зарегистрировавшееся в качестве индивидуального предпринимателя, ранее уже получило ИНН, то налоговым органом ему будет выдано уведомление о постановке на учет по месту жительства, в котором отражается ранее присвоенный ИНН.

5. Каждая коммерческая организация, в отличие от индивидуального предпринимателя, должна иметь устав, а также уставный капитал, который оплачивается учредителями имуществом или деньгами на расчетный счет. Минимальный размер уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью определен п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и должен быть не менее 10 000 руб.
Не забывайте об установленной п.п. 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса обязанности в течение 7 рабочих дней со дня открытия (закрытия) счета письменно сообщить об открытии (закрытии) расчетного счета в свою налоговую инспекцию. Иначе вас привлекут к налоговой ответственности по ст. 118 Налогового кодекса и административной ответственности по ст.15.4 КоАП.

6. Зарегистрировав себя в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), при осуществлении предпринимательской деятельности вы будете выступать от своего имени, как физическое лицо. Если же вами учреждена организация – юридическое лицо, то вы должны назначить руководителя и главного бухгалтера, которые будут подписывать все финансовые и нормативно-распорядительные документы или соответствующим приказом возложить их обязанности на себя или партнеров по бизнесу. Помните - организация занимается предпринимательской деятельностью от своего имени, как юридическое лицо.

7. Индивидуальный предприниматель, в отличие от физического лица – учредителя организации (учредители несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества), несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением имущества, указанного в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ). Кратко говоря - это предметы личного обихода и единственное жилище.

8. Учет организаций или индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах осуществляется без их участия на основании сведений о государственной регистрации, которые регистрирующие (налоговые) органы сообщают в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

9. С момента государственной регистрации вы становитесь налогоплательщиком с возникновением обязанностей, предусмотренных ст. 23 Налогового кодекса, в том числе по представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) по каждому налогу (сбору), плательщиком которого признаны, независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности (п.п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса). Ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена ст. 119 Налогового кодекса.
Если организация была создана после начала календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. Если организация создана в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания (п. 2 ст. 55 Налогового кодекса).

10. С момента государственной регистрации организации у нее появляется обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего налогового учета бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Бухгалтерская отчетность представляется организациями независимо от факта осуществления предпринимательской деятельности. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по представлению в налоговый орган бухгалтерской отчетности (п.п. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса, п. 3 ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).
Индивидуальные предприниматели ведут учет в порядке, определяемом Минфином России в Книге учета доходов и расходов (п. 2 ст. 54 Налогового кодекса).

Возможно проведение учета налогоплательщиков в инициативном или заявительном порядке.

Основания у физических лиц – не ИП

Действующим российским законодательством предусмотрена постановка на учет в налоговом органе всех плательщиков. Это могут быть как организации, так и частные физические лица, так и ИП.

Присваиваемый налоговый номер у плательщика не меняется, он является постоянным и индивидуальным – второго такого не существует. Сокращенная форма такого номера – ИНН.

Регулируется вопрос о постановке на налоговый учет, а также снятие с такого учета исключительно налоговым законодательством.

Идентификационный номер налогоплательщика присваивается по двум основаниям: на основании заявления самого лица и на основании сведений, которые предоставляют в налоговый орган соответствующие органы. При этом в обоих случаях постановка происходит абсолютно бесплатно, физическому лицу платить никакие госпошлины и прочие платы не нужно.

Налоговому органу на обработку сведений и постановки на учет дается ровно пять рабочих дней.

Нарушение сроков со стороны налоговых органов является нарушением законодательства.

Подача заявления может происходить как непосредственно в налоговом органе по месту жительства или месту нахождения имущества, так и в многофункциональном центре, который обязан передать заявление не позднее одного рабочего дня в УФНС.

Первичный идентификационный номер налогоплательщика выдается бесплатно, сроки сохраняются – 5 дней на обработку данных и выдачу свидетельства. При утере или порче восстановление (повторная выдача) возможна только после того, как физическое лицо заплатит установленную государством пошлину, размер которой необходимо уточнять в конкретном налоговом органе.

Содержащиеся сведения

Физическому лицу при заполнении заявления необходимо указать свои данные, которые будут зафиксированы в индивидуальном налоговом номере. К ним относятся:

  • ФИО;
  • место рождения и фактического жительства (следует понимать, как прописку);
  • дата рождения;
  • паспортные данные или данные другого документа, который удостоверяет личность (например, свидетельство о рождении, если получатель еще не получил паспорт);
  • пол и гражданство.

Примечательно, что при смене фамилии обращаться необходимо в тот же территориальный налоговый орган, который выдал идентификационный номер налогоплательщика, для замены свидетельства. При этом сам номер не изменится, поменяются только данные в нем.

Процедура замены бесплатная, государственную пошлину платить не придется. Если меняется место жительства, то обращаться для смены свидетельства нужно уже в новый налоговый орган, по новому месту жительства.

Обязанности, предписываемые налоговым органам

Согласно действующим нормам РФ, налоговый орган обязан принять заявление о постановке на налоговый учет. И в течение пяти рабочих дней плательщику – физическому лицу выдается первичное свидетельство о постановке на учет, в котором содержатся персональные данные.

Свидетельство выдается лично под роспись о получении. Составляется оно на гербовой бумаге с голографической печатью, подтверждающей подлинность документа.

Если плательщик обратился в налоговый орган посредством интернета или почты (заказным письмом), то налоговый орган обязан принять заявление и в течение тех же пяти дней обработать его: поставить плательщика на учет, и выдать свидетельство тем же путем, каким получил документы.

Примечательно, что плательщик может обратиться за получением документа лично - это его право.

Если обращается с заявлением представитель организации, то постановку на учет налоговый орган обязан осуществить в такой же срок – пять рабочих дней. В этот же период выдается идентификационный налоговый номер – ИНН, без которого деятельность организации не может осуществляться в полной мере.

При этом при наличии обособленных подразделений, постановке на учет подлежит каждое из них от организации, по месту их фактического/юридического нахождения. Как и вновь созданные компании или ИП, которые обязаны получить свидетельство по месту фактического/юридического нахождения.

В свидетельстве о налоговом номере организации проставляются следующие данные:

  • название организации по ЕГРЮЛ;
  • присвоенный налоговый номер и КПП (код учета);
  • номер ОГРН;
  • наименование налогового органа;
  • дату выдачи ИНН;
  • номер налогового органа.

Сотрудники налогового органа обязаны проверить предоставленные сведения, и только потом уже поставить на налоговый учет заявителя-организацию. Установленный законом срок на все действия – пять дней. Независимо от того, кто заявитель, и какие основания для учета.

Если в качестве инициатора по постановке на учет является не заявитель (следует понимать, как организацию, ИП или физическое лицо), а соответствующие органы, то налоговый орган обязан принять документы на рассмотрение и в течение пяти дней выполнить постановку на учет. И в этот же период выдать свидетельство плательщику, а не соответствующим органам.

Вариантов выдачи может быть несколько: обычной почтой (имеется в виду заказное письмо) или в сети интернет, а также лично заявителю под роспись. Налоговый орган не обязан уведомлять плательщика о том, что по сообщению соответствующих органов плательщик был поставлен на налоговый учет, но вручить ему свидетельство должен обязательно.

Если меняются сведения

Налоговый орган, во время обработки заявления, проверяет плательщика на достоверность предоставленных сведений. Так, если имеет место изменение сведений, то эти изменения при постановке на учет вносит именно налоговый орган по месту жительства или местонахождения организации. Все изменения берутся исключительно на основе тех данных, которые имеются в ЕГРЮЛ или ЕГРП, если речь идет об организации или ИП.

У налогового органа могут быть одни сведения, а в едином реестре они уже изменились. На основе этих новых данных налоговый орган (следует понимать, как территориальный: по месту нахождения, по месту ее обособленного подразделения, ИП или филиала) вносит изменения в свидетельство о номере. Это же касается иностранной компании, у которой есть представительство на территории РФ – изменения будут вноситься по месту нахождения представительства соответствующим налоговым органом.

Если изменения вносятся у обособленных подразделений, то инициатором о внесении изменений выступает сама организация (следует понимать, как организация РФ, а не иностранная организация), но изменения вносятся налоговым органом, к которому территориально относится обособленное подразделение. Исключение в данном случае составляют – филиалы и представительства каких-либо российских компаний.

Если изменения вносятся у частного лица, то выполняет эту функцию территориальный налоговый орган плательщика (имеется ввиду – по месту жительства по паспорту/прописке). При этом ему не обязательно подавать заявление, данные предоставляются соответствующими органами, которые осуществляют контроль за плательщиками.

Снятие с учета и сроки по снятию

Существует несколько видов оснований, по которым происходит снятие с налогового учета. Процедура проводится тем же территориальным налоговым органом, который и выдал первичное свидетельство.
К таким основаниям относят изменение места жительства или нахождения плательщика.

Например, организация сменила место своего нахождения и уведомляет об этом все заинтересованные инстанции. В этом случае налоговый орган снимает с учета организацию. Обязанностью организации является по новому месту нахождения встать на учет заново с присвоением номера.

Срок на снятие организации или любого другого плательщика с учета составляется пять рабочих дней. В этот период налоговый орган снимает с учета:

  • физических лиц;
  • российские организации;
  • иностранные организации с представительством на территории России;
  • нотариуса, который осуществляет частную практику;
  • иностранные организации, которые работают через аккредитованные филиалы на территории России.

По новому месту жительства или нахождения уже новый территориальный налоговый орган осуществляет постановку на учет на основании тех данных, которые получены от первичного или предыдущего налогового органа.

В результате налоговый номер у плательщика не меняется, однако само свидетельство заменяется новым.

В нем прописываются новые данные, но сам номер остается неизменным – он присваивается и закрепляется на всю жизнь.

Если организация прекращает свою деятельность, реорганизовывается или ликвидируется, то снятие с учета происходит только на основании сведений ЕГРЮЛ, которые берутся за основу. Такое же правило применяется к ИП, которые прекращают свою деятельность. Основанием для снятия с учета здесь выступают сведения из ЕГРП.

Если в ходе прекращения деятельности в отношении иностранной компании или российской компании проводится какая-либо налоговая проверка, то снятие с учета происходит не раньше, чем эта проверка закончится.

При этом проверка может носить как камеральный, так и выездной характер. На время проверки за плательщиком сохраняется его налоговый номер, поскольку без него провести полноценную проверку не получится, а данные будут недостоверными и неверными.

Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговой службе – это документ в котором присваивается идентификационный номер, который присваивается физическому лицу, предпринимателям, а также организациям - сокращенно ИНН.

Внешний вид

свидетельство о постановке на учет юридического лица

Содержание свидетельства

Данный документ, выдаваемый юридическим лицам, содержит следующую информацию:

  • Название общества;
  • Его местонахождение;
  • Основной государственный регистрационный номер;
  • Идентификационный номер/код причины постановки на учет;
  • Дату и время выдачи документа;
  • Сведения об органе, выдавшем свидетельство;
  • Серию и номер документа;
  • Печать налогового органа.

Для юр. лица ИНН состоит из десяти цифр. Первые две из них представляют собой код субъекта РФ, следующие две – номер ИНС, которая выдала свидетельство, последующие пять – сам номер записи. Последняя же цифра является контрольной.

Идентификационный номер необходим юридическим лицам для ведения бухгалтерской отчетности и налогового учета.

Как получить свидетельство

Любая организация в обязательном порядке должна стать на учет в налоговой в течение ближайших десяти дней после регистрации. В противном случае руководитель общества может понести штрафы. Для того чтобы получить ИНН, нужно подать следующие документы:

  • Заявление о постановке на учет (указывается выбранная система налогообложения);
  • Сведения об учредителях;
  • Сведения о представительствах и филиалах;
  • Нотариально заверенные ксерокопии свидетельства о государственной регистрации;
  • Решение о создании организации (для обществ с 1 учредителем) или ксерокопии учредительного соглашения (если учредителей 2 и более);
  • Нотариально заверенную копию устава предприятия;
  • Приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера.

Также чаще всего у руководителя запрашивают документ, удостоверяющий личность. Помимо всех вышеперечисленных учредительных документов и заявления, заявитель также обязан предоставить квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию организации. Для юридических лиц сумма этого платежа составляет 4 тысячи рублей. Если этот документ не будет предоставлен, у руководителя организации просто не примут заявление.

Если вашей организации уже присвоили ИНН, изменить его будет невозможно. Существует вероятность изменения кода причины постановки на учет при условии, если был сменен юридический адрес организации или же при постановке на учет в другом налоговом органе. В подобных ситуациях юридическое лицо получает новое свидетельство с обновленными данными.

Как получить дубликат свидетельства

Если свидетельство о постановке на учет в налоговой службе, выданное юридическому лицу, было утеряно или безнадежно испорчено в силу каких-либо обстоятельств (кража, неосторожность, стихийное бедствие и т.д.) его необходимо восстановить в кратчайшие сроки, так как ни одна организация не может осуществлять свою деятельность без ИНН. Сделать это можно в налоговой инспекции по месту регистрации юр. лица.

Шаг 1. Оплата пошлины

Как и при первом получении свидетельства, вам необходимо будет оплатить государственную пошлину, взимаемую за выдачу документов. В настоящее время сумма данной пошлины составляет от около 200 рублей.

Шаг 2. Написание заявления

В заявлении, подаваемом в ИНФС нужно указать всю информацию о юридическом лице. По сути, оно будет практически идентично заявлению о постановке на учет, с той разницей, что в нем также необходимо будет упомянуть фактор, послуживший причиной утраты документа. Разумеется, у большинства заявителей такие причины являются разными, однако почти все из них предпочитают указывать формальное «в связи с утерей».

Шаг 3. Подача заявления в налоговую службу

Подать заявление может директор, главный бухгалтер (в каждой инспекции свои порядки, поэтому этот вопрос стоит уточнить предварительно) или доверенное лицо. К заявлению необходимо приложить вышеупомянутую квитанцию об оплате государственной пошлины. Если подачу документов осуществляет доверенное лицо, у него обязательно должна быть нотариальная доверенность.

В среднем, документы оформляются в течение недели. Следует подчеркнуть, что получить новое свидетельство ранее не получится, так как срочное оформление возможно только в случае утери устава и выписки. Получить свидетельство может доверенное лицо при условии наличии доверенности.

Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговой службе – это документ в котором присваивается идентификационный номер, который присваивается физическому лицу, предпринимателям, а также организациям - сокращенно ИНН.

Внешний вид

свидетельство о постановке на учет юридического лица

Содержание свидетельства

Данный документ, выдаваемый юридическим лицам, содержит следующую информацию:

  • Название общества;
  • Его местонахождение;
  • Основной государственный регистрационный номер;
  • Идентификационный номер/код причины постановки на учет;
  • Дату и время выдачи документа;
  • Сведения об органе, выдавшем свидетельство;
  • Серию и номер документа;
  • Печать налогового органа.

Для юр. лица ИНН состоит из десяти цифр. Первые две из них представляют собой код субъекта РФ, следующие две – номер ИНС, которая выдала свидетельство, последующие пять – сам номер записи. Последняя же цифра является контрольной.

Идентификационный номер необходим юридическим лицам для ведения бухгалтерской отчетности и налогового учета.

Как получить свидетельство

Любая организация в обязательном порядке должна стать на учет в налоговой в течение ближайших десяти дней после регистрации. В противном случае руководитель общества может понести штрафы. Для того чтобы получить ИНН, нужно подать следующие документы:

  • Заявление о постановке на учет (указывается выбранная система налогообложения);
  • Сведения об учредителях;
  • Сведения о представительствах и филиалах;
  • Нотариально заверенные ксерокопии свидетельства о государственной регистрации;
  • Решение о создании организации (для обществ с 1 учредителем) или ксерокопии учредительного соглашения (если учредителей 2 и более);
  • Нотариально заверенную копию устава предприятия;
  • Приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера.

Также чаще всего у руководителя запрашивают документ, удостоверяющий личность. Помимо всех вышеперечисленных учредительных документов и заявления, заявитель также обязан предоставить квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию организации. Для юридических лиц сумма этого платежа составляет 4 тысячи рублей. Если этот документ не будет предоставлен, у руководителя организации просто не примут заявление.

Если вашей организации уже присвоили ИНН, изменить его будет невозможно. Существует вероятность изменения кода причины постановки на учет при условии, если был сменен юридический адрес организации или же при постановке на учет в другом налоговом органе. В подобных ситуациях юридическое лицо получает новое свидетельство с обновленными данными.

Как получить дубликат свидетельства

Если свидетельство о постановке на учет в налоговой службе, выданное юридическому лицу, было утеряно или безнадежно испорчено в силу каких-либо обстоятельств (кража, неосторожность, стихийное бедствие и т.д.) его необходимо восстановить в кратчайшие сроки, так как ни одна организация не может осуществлять свою деятельность без ИНН. Сделать это можно в налоговой инспекции по месту регистрации юр. лица.

Шаг 1. Оплата пошлины

Как и при первом получении свидетельства, вам необходимо будет оплатить государственную пошлину, взимаемую за выдачу документов. В настоящее время сумма данной пошлины составляет от около 200 рублей.

Шаг 2. Написание заявления

В заявлении, подаваемом в ИНФС нужно указать всю информацию о юридическом лице. По сути, оно будет практически идентично заявлению о постановке на учет, с той разницей, что в нем также необходимо будет упомянуть фактор, послуживший причиной утраты документа. Разумеется, у большинства заявителей такие причины являются разными, однако почти все из них предпочитают указывать формальное «в связи с утерей».

Шаг 3. Подача заявления в налоговую службу

Подать заявление может директор, главный бухгалтер (в каждой инспекции свои порядки, поэтому этот вопрос стоит уточнить предварительно) или доверенное лицо. К заявлению необходимо приложить вышеупомянутую квитанцию об оплате государственной пошлины. Если подачу документов осуществляет доверенное лицо, у него обязательно должна быть нотариальная доверенность.

В среднем, документы оформляются в течение недели. Следует подчеркнуть, что получить новое свидетельство ранее не получится, так как срочное оформление возможно только в случае утери устава и выписки. Получить свидетельство может доверенное лицо при условии наличии доверенности.

Ст. 83 НК РФ регламентирует учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля.

Организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно

    • по месту нахождения организации;
    • месту нахождения ее обособленных подразделений;
    • месту жительства физического лица;
    • по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств;
    • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
  • по месту нахождения организации;
  • месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • месту жительства физического лица;
  • по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов РФ.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора, и производится на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования.

Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта РФ в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основании заявления физического лица, либо на основе информации, предоставляемой:

    • органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности;
    • адвокатскими палатами субъектов РФ;
    • органами, осуществляющими регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
    • органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств;
    • органами опеки и попечительства;
    • органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, занимающимися частной практикой;
    • органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ.
  • органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности;
  • адвокатскими палатами субъектов РФ;
  • органами, осуществляющими регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
  • органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств;
  • органами опеки и попечительства;
  • органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, занимающимися частной практикой;
  • органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.

Статья 84 НК РФ регламентирует порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц.

Постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным НК РФ, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение 5 дней со дня получения указанного заявления и в тот же срок выдать ему свидетельство (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет

  • российской организации по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение 5 дней со дня получения сообщения от этой организации (в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ);
  • российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через отделение на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории РФ через иное обособленное подразделение - в течение 5 дней со дня получения от этой организации заявления о постановке на учет и всех необходимых документов и в тот же срок выдать российской организации, иностранной организации соответственно уведомление о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной российской организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать

    • российской организации - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе,
    • индивидуальному предпринимателю - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
  • российской организации - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе,
  • индивидуальному предпринимателю - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) и уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также о нотариусах, занимающихся частной практикой, и об адвокатах подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

В случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета:

    • российской организации по месту ее нахождения (по месту нахождения филиала, представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через отделение, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства - на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
    • российской организации по месту нахождения иного обособленного подразделения - в течение 5 дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ;
    • иностранной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленное подразделение - в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
    • нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в течение 5 дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.
  • российской организации по месту ее нахождения (по месту нахождения филиала, представительства), иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через отделение, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства - на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
  • российской организации по месту нахождения иного обособленного подразделения - в течение 5 дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ;
  • иностранной организации по месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленное подразделение - в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
  • нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в течение 5 дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства.

Постановка на учет организации, физического лица в налоговом органе по новому месту своего нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, месту жительства физического лица осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации (месту жительства физического лица).

Снятие с учета в налоговом органе физического лица может также осуществляться этим налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

В случаях прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами, прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

В случаях прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ.

Заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, заявление иностранной организации, уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронной форме, оно должно быть заверено усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представляющего это заявление (уведомление), или его представителя.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 НК РФ.

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов РФ. Состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, определяется Министерством финансов РФ.

Порядок представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено статьей 102 НК РФ.

Читайте также: