Регулирование спроса и предложения в налогах

Опубликовано: 13.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Базисное условие цены FCA предполагает сдачу товара:

  • в порту назначения
  • в порту отправления
  • первому перевозчику в поименованном пункте
  • экспедитору в поименованном пункте

Вопрос 2. Более высокую цену можно установить, если спрос …

  • единичной эластичности
  • неэластичный
  • сезонный
  • эластичный

Вопрос 3. В группу условий совершенной конкуренции входит условие:

  • имеется много продавцов и покупателей и каждый из них производит лишь малую долю всего объема этого товара
  • информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна
  • отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль для нового производителя и нет препятствия для выхода их из отрасли
  • товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателя

Вопрос 4. В какую сторону цена может отклоняться от стоимости:

  • цена всегда выше стоимости
  • цена всегда равна стоимости
  • цена может быть выше или ниже стоимости
  • цена не может отклоняться от стоимости ни при каких условиях

Вопрос 5. В России стратегия монополистического ценообразования …

  • законом не запрещена
  • запрещена законом
  • запрещена этикой рынка
  • разрешается

Вопрос 6. Верхняя граница цены определяется …

  • затратами и максимальной прибылью
  • спросом
  • суммой внешних и внутренних затрат суммой постоянных и переменных затрат

Вопрос 7. Виды себестоимости:

  • полная
  • производственная
  • производственная
  • реализационная
  • рыночная
  • среднеотраслевая
  • цеховая

Вопрос 8. Виды цен в зависимости от территории действия:

  • гибкие
  • единые
  • зональные
  • контрактные
  • местные
  • рыночные
  • справочные

Вопрос 9. Государственное регулирование цен на отдельные виды продукции отражает выполнение ценами функции:

  • распределительной
  • регулирующей
  • стимулирующей
  • учетно-измерительной

Вопрос 10. Государство устанавливает нижний лимит цен для …

  • обеспечения необходимой прибыли организациям
  • решения социальных вопросов
  • стимулирования инновационной деятельности
  • фискальных целей

Вопрос 11. Декларирование цен – это …

  • вид ценовой стратегии
  • форма государственного контроля за ценами на продукцию организаций-монополистов
  • форма ценовой дискриминации
  • форма ценовой конкуренции

Вопрос 12. Зависимость свободной розничной цены от косвенных налогов:

  • зависимость равна 1
  • обратно пропорциональная
  • прямо пропорциональная
  • такой зависимости не прослеживается

Вопрос 13. Закупочные цены используются для …

  • реализации промышленной продукции организациям
  • реализации сельхозпродукции населению
  • реализации сельхозпроизводителями своей продукции государству и организациям в больших объёмах
  • скупки сырья и материалов у организаций

Вопрос 14. Затратный подход к ценообразованию основан на учёте …

  • всех фактических затрат на производство и сбыт товаров
  • зависит от спроса населения на товар
  • постоянных затрат на производство товара
  • прямых затрат на производство товара

Вопрос 15. Когда потолок цен устанавливается ниже равновесной цены, возникает …

  • дефицит
  • избыток
  • изменение предложения
  • изменения объема продаж

Вопрос 16. Косвенные методы регулирования цен

  • введение рекомендательных цен по важнейшим видам продукции
  • изменение акцизной ставки
  • установление паритетных цен
  • установление предельного норматива рентабельности

Вопрос 17. Маржинальная теория цены и ценообразования считает базой цены товара …

  • качество
  • полезность
  • предельную полезность
  • редкость

Вопрос 18. На рынке свободной конкуренции организация придерживается:

  • адаптивной политики цен
  • маркетингового ценообразования
  • политики доминирующего лидерства
  • политики приспособления к ведущим конкурентам

Вопрос 19. Недостатки методов затратного ценообразования:

  • игнорирование информации о поведении конкурентов
  • игнорирование информации о поведении покупателей
  • недостоверность исходных данных
  • сложность сбора информации

Вопрос 20. Олигополия — это такая рыночная структура, при которой:

  • в отрасли незначительное количество производителей, которые могут согласовать свои действия
  • в отрасли один производитель и несколько покупателей, товар однороден
  • товар однороден, входные барьеры отсутствуют, имеется один продавец и много покупателей
  • товар однороден, имеется много продавцов и один покупатель

Вопрос 21. Определите переменные издержки единицы продукции (руб.), при условии, что точка безубыточности равна 500 ед., годовая сумма постоянных издержек составляет 70000 руб., цена продукции – 200 руб.:

  • 140
  • 2,5
  • 350
  • 60

Вопрос 22. Определите точку безубыточности (шт.), если известно, что годовая сумма постоянных издержек составляет 56000 руб., цена продукции – 300 руб., переменные издержки – 100 руб.:

  • 140
  • 187
  • 280
  • 560

Вопрос 23. Определить оптовую цену предприятия при условии, что полная себестоимость изделия составляет 350 руб., а норма прибыли 30%, НДС 10%:

  • 455
  • 500
  • 536,9
  • 590

Вопрос 24. Основной метод установления цен:

  • «снятия сливок»
  • захват потребительского излишка
  • максимум прибыли
  • обеспечение безубыточности
  • средние затраты плюс прибыль

Вопрос 25. Переменные затраты на единицу продукции …

  • зависят от постоянных затрат
  • остаются неизменными
  • снижаются в зависимости от объёма производства
  • увеличиваются, если объём производства растёт

Вопрос 26. Под монополистической конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой:

  • взаимодополняемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей
  • взаимодополняемые товары производятся небольшим числом независимых друг от друга производителей
  • взаимозаменяемые товары производятся большим числом независимых друг от друга производителей
  • все товары производятся в условиях конкуренции

Вопрос 27. Показатель рентабельности продаж товара прямо пропорционален …

  • величине косвенных налогов
  • прибыли от реализации товара
  • себестоимости товара
  • ценовым надбавкам

Вопрос 28. Политика фиксированных цен заключается в продаже товара по ценам …

  • все ответы верны
  • ниже себестоимости
  • определяемым торговым посредником
  • утверждённым руководством организации

Вопрос 29. Полная себестоимость продукции включает …

  • альтернативные расходы
  • маржинальные расходы
  • производственную себестоимость и расходы на продажу
  • только производственную себестоимость

Вопрос 30. При базисном условии цены CFR морская транспортировка осуществляется:

  • на риск и за счет покупателя
  • на риск и за счет продавца
  • на риск покупателя, но за счет продавца
  • на риск продавца, но за счет покупателя

Вопрос 31. При базисном условии цены FAS морская транспортировка осуществляется:

  • на риск и за счет покупателя
  • на риск и за счет продавца
  • на риск покупателя, но за счет продавца
  • на риск продавца, но за счет покупателя

Вопрос 32. При заключении контракта на условии поставки по цене CPT обязанности продавца считаются выполненными:

  • в момент прибытия товара к месту назначению, указанному в контракте
  • при передаче товара первому перевозчику
  • при передаче товара экспедиторской компании
  • при погрузке товара в железнодорожный вагон

Вопрос 33. При каких базисных условиях поставки у продавца возникают издержки по транспортировке экспортных грузов за рубежом?

  • CIF (CFR)
  • DAF
  • DEQ
  • FOB

Вопрос 34. При условиях цены FCA, где поименованным пунктом является аэропорт, ответственность продавца заканчивается:

  • верны ответы «а» и «в»
  • при передаче груза воздушному перевозчику в аэропорту отправления
  • при погрузке товара на воздушное транспортное средство
  • при получении товара покупателем в аэропорту назначения

Вопрос 35. Признаки мировой цены – это …

  • высокие экспортно-импортные тарифы
  • наличие информации в печати
  • платежи в свободно конвертируемой валюте
  • представительность
  • регулируемость уровня цен государствами
  • совершение крупных экспортных и импортных сделок

Вопрос 36. Психология покупателя наиболее часто учитывается при исчислении …

  • затрат на производство
  • оптовой цены предприятия
  • отпускной цены на продукцию производственного назначения
  • розничной цены потребительских товаров

Вопрос 37. Публикуемые (справочные) цены, как правило, являются ценами …

  • взаимозачёта
  • обмена
  • предложения
  • спроса

Вопрос 38. Пути снижения себестоимости:

  • использование «черной» бухгалтерии
  • переход на другую систему уплаты налогов
  • применение ресурсосберегающих технологий
  • снижение производительности труда
  • снижение трудоемкости продукции

Вопрос 39. Равновесная цена – цена, при которой равны …

  • объём реального производства и потенциальные возможности организации
  • объём спроса на товар и объём его предложения
  • прибыль и затраты на производство товара
  • рентабельность и затраты на производство товара

Вопрос 40. Разность между выручкой от продаж продукции и переменными затратами….

  • валовая прибыль
  • маржинальная прибыль
  • чистая прибыль
  • чистый доход

Вопрос 41. Расчетная цена участника внешнеторговой сделки – это …

  • нижний порог цены для участника сделки
  • цена другой сходной сделки на сходный товар
  • цена, оглашенная в справочных каталогах и рекламных проспектах
  • цена, по которой участник сделки желал бы продать (купить) товар

Вопрос 42. Регулирование государством цен посредством установления условий ценообразования осуществляется в формах …

  • государственного контроля за монопольными ценами
  • замораживания цен
  • установления государственных прейскурантных цен
  • установления максимального уровня разового повышения цен

Вопрос 43. Регулирование цен на продукцию монополистов может осуществляться в форме применения … цен.

  • предельных
  • прейскурантных
  • сезонных
  • скользящих

Вопрос 44. Регулирование цен со стороны государства в условиях рыночной экономики …

  • желательно только на предметы потребления
  • не осуществляются
  • необходимо на ограниченный круг товаров
  • необходимо только на продукты питания

Вопрос 45. Регулируемая система цен в основном применяется …

  • в отраслях с естественной монополией
  • на мировом рынке
  • на потребительском рынке
  • на рынках средств производства

Вопрос 46. Регулируемые цены отличаются от свободных цен по …

  • абсолютным показателям
  • конъюнктуре мирового рынка
  • натуральным показателям
  • степени и характеру вмешательства государства в ценообразование

Вопрос 47. Сезонность может привести на рынке к …

  • колебаниям розничных цен
  • стабильности розничных цен
  • шокам предложения
  • шокам спроса

Вопрос 48. Спрос можно считать неэластичным, если:

  • при изменении цены спрос не изменится
  • при несущественном снижении цены спрос увеличится значительно
  • при постоянной цене изменяется спрос
  • при существенном снижении цены спрос увеличивается незначительно

Вопрос 49. Ставки налога на добавленную стоимость согласно НК РФ:

  • 0; 10; 18
  • 10; 18 1
  • 3; 18
  • 5; 10; 13; 18

Вопрос 50. Статьи калькуляции расчётной базы цены, относящиеся к прямым расходам:

  • коммерческие расходы
  • общехозяйственные расходы
  • сырьё и материалы
  • топливо и энергия на технологические цели

Вопрос 51. Стратегия низких цен используется …

  • для прорыва на рынок
  • для товаров, выпускаемых в небольших объемах
  • при больших финансовых затратах
  • при масштабном выпуске продукции

Вопрос 52. Стратегия средних цен может быть представлена стратегией …

  • «снятия сливок»
  • дифференцированных цен
  • проникновения на рынок
  • следования за лидером

Вопрос 53. Стратегия, при которой установление цен на более низком уровне, чем по мнению большинства покупателей заслуживает товар с данной экономической ценностью называется стратегией:

  • премиального ценообразования
  • скидок
  • скорейшего возврата средств
  • ценового прорыва

Вопрос 54. Таможенная пошлина – это …

  • косвенный налог
  • нет верного ответа
  • прямой налог
  • ценовое вознаграждение таможенного органа за его услуги

Вопрос 55. Тарифы как цены на услуги могут быть …

  • макроэкономическими
  • маржинальными
  • оптовыми
  • розничными

Вопрос 56. Тендер позволяет приобрести товар по …

  • максимальной цене
  • минимальной цене
  • средней арифметической
  • цене, максимально отражающей качество товара

Вопрос 57. Точка безубыточности – это:

  • все ответы верны
  • объем производства, при котором производитель работает без убытков
  • правильного ответа нет
  • уровень затрат, необходимый для производства продукции
  • цена, при которой организация начинает получать прибыль

Вопрос 58. Увеличить прибыль за счет установления высоких цен возможно …

  • в условиях совершенной конкуренции
  • на олигопольном рынке
  • при выпуске продукции, не имеющей аналогов
  • при эластичном спросе

Вопрос 59. Условие, при котором продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Это цена называется:

  • DAF
  • DEQ
  • FAS
  • FOB

Вопрос 60. Условия «франко» зависят от …

  • государственной политики
  • особенностей его транспортировки
  • рыночной стратегии продавца
  • типа товара

Вопрос 61. Цена спроса – это …

  • максимальная цена за товар
  • минимальная цена, которую покупатель согласен заплатить
  • средняя цена за товар
  • цена, по которой совершается сделка

Вопрос 62. Ценовая стратегия, которую рекомендуется применять при неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам:

  • дискриминации цен
  • дифференциации цен
  • конкурентного ценообразования
  • нет верного ответа

Вопрос 63. Ценовые стратегии разрабатываются …

  • при изменении цены своего товара конкурентом
  • при несоответствии цены на товар спросу
  • при соответствии спроса и предложения
  • при установлении цены на новый товар
  • с целью стабилизации рынка

Вопрос 64. Цены биржевых операций называются …

  • котировки
  • лимиты
  • оферты
  • тарифы

Вопрос 65. Цены по характеру обслуживаемого оборота:

  • закупочные
  • мировые
  • монопольные
  • оптовые
  • престижные
  • региональные
  • регулируемые
  • розничные

Вопрос 66. Цены, используемые ТНК во внутрифирменных расчетах

  • закупочные
  • оптовые
  • розничные
  • трансфертные

Вопрос 67. Чему равна прибыль единицы продукции, если отпускная цена изделия с НДС составляет 490 руб., НДС 18%, себестоимость изделия – 310 руб.

  • 105
  • 105,25
  • 180
  • 91,8

Вопрос 68. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена здесь выполняет:

  • информационную функцию
  • распределительную функцию
  • стимулирующую функцию
  • функцию сбалансирования спроса и предложения

Вопрос 69. Эластичность спроса по цене – это …

  • отношение процентного изменения спроса к процентному изменению предложения товара
  • отношение процентного изменения спроса к процентному изменению цены
  • отношение процентного изменения цены к процентному изменению предложения товара
  • отношение процентного изменения цены к процентному изменению спроса

Вопрос 70. Этап жизненного цикла товара, на котором прибыль от продаж достигает максимального значения – этап …

  • внедрения на рынок
  • зрелости товара
  • насыщения рынка
  • роста продаж
  • спада

Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод: в реальной действительности действует ряд дестабилизирующих факторов, которые нарушают состояние рыночного равновесия.

В современной экономической литературе функционирование рынка приравнивается к саморегулируемой системе, в основе которой лежит рациональное экономическое поведение, т.е. предприятия, удовлетворяя свои интересы, одновременно, направляемые «невидимой рукой» (см. А. Смит), способствуют обеспечению общественных интересов.

Саморегулирующаяся экономическая система проявляется, с одной стороны, как форма организации саморегулирования, с другой стороны, как метод хозяйствования. Первое связано с существованием: многообразия форм собственности, различными организационно-правовыми формами хозяйствования, рыночной инфраструктурой. Второе – с действием интеграционных и конкурентных процессов, основой которых является государственное регулирование, направленное на ограничение поведения производителей в процессе конкуренции и монополизации.

Исторически, система государственного регулирования возникла в результате конкуренции между товаропроизводителями, которая превратилась в основы законодательной регламентации предпринимательской деятельности, обеспечивая «коридор свободы», внутри которого они не в состоянии оказывать воздействия на соперников. Позже, государственному регулированию стали присущи социальные приоритеты: защита малоимущих, контроль за ценами, а точнее их соответствием качеству продукции, защита прав потребителей, т.д.

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

фиксированные цены.

Остановимся на них подробнее. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических субъектов и, следовательно, не нарушают функционирование рыночных процессов.

Влияние налогов на рыночное равновесие рассмотрим на примере введения налогов:

б) для потребителя.

Рассмотрим первый вариант. Предположим, что Правительством вводится акцизный сбор на какой-то вид продукции в размере Т грн. на каждую единицу.

До введения налога линия спроса занимала положение D, а линия предложения S. Равновесная цена соответствовала Р, равновесный объем – Q. В результате введения налога произойдет сдвиг кривой предложения влево вверх S2 на величину Т грн. (налог – неценовой фактор, он увеличивает расходу производителя, снижая его прибыль, т.е. способствует сокращению объема производства и росту цены). На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится от Q до Q1, а цена вырастет от Р до Р+. Однако, количество товара Q1, при прошлом равновесии производитель мог бы предлагать на рынок только по цене Р- (см. рис. 2.20).

Общая сумма уплачиваемого налога будет равна площади прямоугольника Р- Р+ АВ. Налог, согласно поставленному условию уплачивается продавцом (или производителем), но бремя налога распределяется между продавцом и покупателем. Так, взнос продавцов будет равен площади прямоугольника РВСР-, а взнос покупателя – РВАР+.


Рисунок 2.20. Влияние на рыночное равновесие налога при уплате его продавцом

Рассмотрим второй вариант – налог вносят в бюджет покупатели. Введение дополнительного налога для покупателей снизит их реальные доходы, т.е. потребитель почувствует себя беднее. Так как, это неценовой фактор, то кривая спроса сместиться влево вниз, т.е. покупатели будут готовы покупать тот же объем товара, при условии, что его цена будет ниже предыдущей равновесной (см. рис. 2.21).


Рисунок 2.21. Воздействие на рыночное равновесие налога при уплате его покупателем

Общая сумма уплачиваемого налога будет равна площади прямоугольника Р- Р+ АВ. Налог, согласно поставленному условию уплачивается продавцом (или производителем), но бремя налога распределяется между продавцом и покупателем. Так, взнос продавцов будет равен площади прямоугольника РВСР-, а взнос покупателя – РВАР+.

Выше изложенное позволяет сделать вывод: не играет роли тот факт, кто выступает плательщиком налога – продавцы или покупатели. И в том, и в другом случае налог будет выплачиваться обоими участниками рынка. Но, необходимо отметить, что распределение налогового бремени между продавцами и покупателями не всегда пропорционально, оно зависит от соотношений наклонов линий спроса и предложения (т.е. от эластичности спроса и предложения, о чем мы поговорим позже).

чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога выплачивается покупателем;

чем больший наклон имеет линия предложения и меньший линия спроса, тем большая часть налога выплачивается продавцом.

Следующим инструментом государственного регулирования рынка являются дотации.

Дотация – это отрицательный налог или «налог наоборот». Она может устанавливаться в процентах к цене товара, или в абсолютной сумме к единице товара. Дотации могут получать как производители (продавцы), так и потребители (покупатели).

Если дотацию получают производители - кривая предложения смещается вправо вниз, т.е. уменьшается равновесная цена и увеличивается равновесный объем продукции на рынке. Если дотацию получают потребители – кривая спроса сдвигается вправо вверх, т.е. увеличивается и цена и равновесный объем. На рынке происходят действия противоположно направленные процессу введения налогов. Однако, и в первом, и во втором случае: дотация делится между потребителем и производителем; пропорции в распределении дотации зависят от соотношения в наклонах кривых спроса и предложения.

Наиболее неэффективным методом государственного регулирования рынка является установление фиксированных цен на товары и услуги, потому что это затрудняет действие рыночного механизма, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен может осуществляться двумя способами:

установление верхнего предела цен («потолок цены»);

установление нижнего предела цен («пол цены»).

Остановимся на них подробнее.

Установление верхнего предела цены – это процесс законодательного введения максимальной верхней границы цены на отдельные товары. Такая цена может называться «социально низкая», обычно вводится для поддержания малоимущих слоев населения на товары первой необходимости. Эта цена всегда меньше равновесного уровня и при ее введении на рынке образуется дефицит (см. вопрос 2.3. рис.2.6).

Установление нижнего предела цены – это процесс зак5онодательного введения минимальной нижней границы цены на отдельные товары. Такую цену можно назвать «стимулирующей», потому что ее введение способствует повышению мотивации хозяйственной деятельности производителей, а, следовательно, способствует росту предложения товара. В условиях рынка такая цена всегда устанавливается выше равновесного уровня, что способствует перепроизводству, или формированию рыночного излишка (см. вопрос 2.3. рис.2.6).

Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

ОТВЕТ

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D 1D 1, а линия предложения – S 1S 1. Равновесная цена составляла Р 1; равновесный объем продаж – Q 1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S 2S 2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q 1 до Q 2, ценадля покупателей повысится с Р - до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР - . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P 1CBP - , а взнос покупателей – P + ACP 1.


Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q 2, цены Р + и Р - будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.


Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР 1; а взнос продавцов – P 1CBP - . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.


Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D 1D 1 и S 1S 1. Равновесный объем продаж был равен Q 1; а равновесная цена – P 1(рис. 5.4).


Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P 1. В этом случае объем продаж возрастет до Q 2, цена для покупателей понижается до Р - , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема Q Е. В первом случае будет продано Q? q единиц блага, во втором – Q? s.


Рис. 5.5. Фиксированная цена

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

49. Государственное регулирование цен

49. Государственное регулирование цен В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия—монополисты. То есть регулирование экономики имеет два

5. Рыночное равновесие

5. Рыночное равновесие Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Вопрос 4 Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. ОТВЕТВыше мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие.

Вопрос 5 Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. ОТВЕТОсновными инструментами государственного регулирования рынка являются:• налоги;• дотации;• фиксированные цены.Наиболее цивилизованным

Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов.

Вопрос 51 Государственное регулирование внешних эффектов. ОТВЕТПоскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Лекция 7 Тема: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• спрос на товар и его характеристика: закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса;• предложение товара и его кривая;• рыночное

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие

7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Лекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В лекции рассматриваются следующие вопросы:• роль и значение для развития экономики экономического равновесия;• теории макроэкономического равновесия;• роль государства в

4. Государственное регулирование рынка труда

4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Данная глава дает представление о концепции рыночного равновесия, и о том, почему будет существовать недостаток или избыток товаров и услуг, если рынок не находится в равновесии; как в результате взаимодействия спроса и предложения

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие

9.3. Государственное воздействие на рыночное равновесие Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.Самым мягким и «цивилизованным»

Глава 9 Рыночное равновесие

Глава 9 Рыночное равновесие Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие

Занятие 6 Взаимодействие спроса и предложения. Государственное воздействие на рыночное равновесие Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем круче кривая спроса на какой-либо товар по отношению к кривой предложения на этот же

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

  • налоги;
  • дотации;
  • фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, ценадля покупателей повысится с Р - до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР - . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP - , а взнос покупателей – P + ACP1.


Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р + и Р - будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.


Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР1; а взнос продавцов – P1CBP - . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.


Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1; а равновесная цена – P1(рис. 5.4).


Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р - , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QЕ. В первом случае будет продано Q′Q единиц блага, во втором – Q″s.

Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок являются, во-первых, налоги и субсидии, во-вторых, регулирование цен (установление их верхних и нижних пределов), и в-третьих, регулирование количества обращающихся на рынке товаров. Рассмотрим их по порядку.

Самым мягким и "цивилизованным" орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. В качестве примера проследим за последствиями введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом.

На графике (рис. 1) это приведет к сдвигу кривой предложения S вверх на величину налога Т, поскольку для получения той же выручки (за вычетом налога) продавец теперь вынужден запрашивать за каждое прежнее количество товара цену, большую чем прежняя как раз на величину Т. В ответ на это сокращение предложения точка рыночной конъюнктуры переместится вдоль кривой спроса из положения Е вплоть до пересечения с новой кривой предложения S T , то есть в точку А.

В результате на рынке установится новое равновесие, при котором объем товара снизится с Q* до Q T , а цена возрастет с Р* до Р T . (Заметим, что к тем же результатам приведет перекладыва­ние обязанности платить налог на покупателя, если иметь в виду его полные расходы на закупку данного товара.) Однако чистая выручка продавца (за вычетом налога) с единицы проданной про­дукции (т.е. фактически получаемая им цена единицы товара) со­кратится до Р T -Т. Общая величина расходов покупателя составит Р T * Q T поступлений продавцу — (Р T -Т) * Q T , налоговых поступлений государству — Т * Q T .

Несмотря на то, что формально эту сумму вносит в государственный бюджет только продавец, на самом деле бремя налога распределяется между ним и покупателем: фактический взнос продавца составляет лишь (Р* - (Р T -Т)) * Q T , а реальный платеж покупателя — (Р T - Р*) * Q T . На графике им соответствуют площади прямоугольников Р*БВ(Р Т -Т) для продавца и Р T AБР* для покупателя. Соотношение этих частей зависит от соотношения наклонов кривых спроса и предложения.

Таким же образом мы можем проанализировать последствия введения налога с покупателя. В этом случае на величину налога Т сдвинется вниз кривая спроса, а распределение налогового бремени будет полностью аналогичным.

Если же говорить о предоставлениисубсидий как покупателю, так и продавцу, то их можно рассматривать как отрицательные налоги. Следовательно, сдвиги кривых спроса и предложения на величину субсидии G будут противоположными их перемещениям при налогообложении. Например, получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведет к сдвигу кривой предложения вниз на величину G (рис. 2).

При этом данный рост предложения приведет к увеличена количества товара с Q* до Q G и одновременно к снижению цены Р* до Р G . Как и при налогообложении, полученная субсидия отнюдь не целиком поступит в распоряжение продавца. Ему достанется лишь ее часть ((Р G +G)-Р*) * Q G , а остальная ее часть (Р* - Р G ) * Q G поступит в бюджет покупателя.

Точно таким же будет итог и в случае, когда субсидию получит покупатель. Формальное отличие такой ситуации от только что рассмотренной заключается лишь в перемещении все на ту же величину G кривой спроса, а не кривой предложения.

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, поскольку оно уже затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Здесь в распоряжении государства имеются снова два метода: установление верхнего("потолка") и нижнего ("пола") пределов цены. Например, введениемаксимальной верхней границы цены (так называемой "социальной низкой цены" Рг, устанавливаемой, разумеется, ниже цены равновесия Р*) в целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта, обуславливает не только возникновение дефицита данного товара из-за превышения при такой цене объемом спроса Q D объема предложения Q S , но и превращение этого дефицита в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется, и кривая предложения тем самым искусственно "обрубается" до отрезка S / Ег (рис. 3).

Покупатели такого "социально регулируемого" товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения (рационирования) теперь уже неценовыми методами; карточки, очереди, списки, потери времени и нервной энергии не только на стояние в очередях, но и на поиск нужной очереди, причем без гарантии получения желаемого товара. Очевидно, что возникающее в точке Ег "равновесие" не может быть устойчивым. Возможности покупателей заплатить за данное количество товара Q S определяются их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса Р D в каждом данном конкретном случае. Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени, возможных при этом потерь других благ, да и неприятных переживаний. Размер этой дополнительной платы будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, чем дороже стоит сэкономленное время и душевное спокойствие каждого конкретного покупателя. С другой стороны, и неудовлетворенные низкой государственной ценой продавцы наверняка выдвинут из своих рядов энтузиастов, готовых пойти на дополнительные издержки по "доставанию" а затем и производству дефицитного товара и обеспечение необходимой поддержки властей вплоть до подкупа государственных служащих, работников правоохранительных органов и т.д. В результате практически неизбежным дополнением достаточно длительного государственного контроля за ценами становится теневая экономика, или "черный рынок". На графике это может быть изображено поворотом (или сдвигом) кривой предложения вокруг точки Ег (максимального объема предложения по официальной регулируемой цене), учитывающим рост издержек (рис. 4).




(Правда, в этом случае не отражена тенденция к расширению размеров дефицита, выгодному продавцам.) Пересечение получившейся ломаной линии предложения S / с кривой спроса D в точке Еч покажет характеристики равновесия на "черном рынке". В ситуации, когда рыночная цена из-за государственного вмешатель­ства в процесс ценообразования не совпадает с равновесной, принято говорить о цене равновесия Рч кактеневой цене. Можно заметить, что при этом цена Рч всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка Р*, а суммарное количество Q / проданного на регулируемом государством Q S и дополняющем его "черном" рынках товара Qч всегда будет меньше соответствующего объема на свободном рынке Q*. Таким образом, даже "до-комплектованное" теневой экономикой государственное ограничение цены сверху однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка. Государство может попытаться снизить остроту этих проблем и уравнять на определенный период объемы спроса и предложения, увеличив предложение путем использования своих резервов в размере товарного дефицита (Q D -Q S ).

Другим вариантом государственного регулирования цен яв­ляется установление ихминимального нижнего предела ("пола"). Чаще всего это связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоемких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. Кривая предложения в этом случае приобретает вид ломаной линии с горизонтальным отрезком на уровне "пола" цены Рг (рис. 5).

В этом случае уже объем предложения Q S начинает постоянно превышать объем спроса Q D и возникающее при этом в разме­ре Q S - Q D затоваривание также становится хроническим.

На свободном рынке накопление непокупаемых товаров на складах неизбежно приводит к снижению цен на них и последующим распродажам с увеличивающимися скидками. Если же эта возможность ценового урегулирования возникшей проблемы блокируется административными запретами, объем реально продаваемого на рынке товара остается на низком, ограниченном объемом спроса Q D уровне, явно меньшем, чем на нерегулируемом рынке, а цена по-прежнему превышает рыночную. Кроме того, и здесь могут быть случаи противозаконной продажи излишков по цене ниже государственной и даже "теневой" цены равновесия Р*, а также начаться поиски обходных путей, прикрывающих такую продажу части накопленных неликвидов по фактически пониженным ценам (например, те же встречные услуги или увязка таких продаж со сделками с дефицитными товарами в один пакет). А это опять-таки будет означать появление дополнительных каналов формирования теневой экономики.

Конечно, государство чаще всего бывает вынуждено, сказав "А", говорить и "Б", и обеспечивать различными способами закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции, а также (возможно,, такими средствами, как выплата премий тем производителям, которые согласятся сократить производство) стремится сократить величину предложения как можно ближе к величине спроса Q D .

Но это ведет лишь к перемещению внешних признаков "болезни" в другие области, а фактически загоняет ее внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, вынужденный финансировать такие закупки и последующие неизбежные при этом мероприятия.

Итак, при административном регулировании цен, независимо от того, ограничивается ли при этом действие рыночного механизма ценообразования верхними или нижними пределами, неизбежно происходит сокращение объема реализуемого товара, даже с зачетом его количества, приходящегося на черный рынок. А это означает снижение возможностей для экономического развития. Само же административное вмешательство в рыночное ценообразование нередко прямо стимулирует формирование и разрастание теневой экономики, что никак не способствует укреплению государства и установлению правопорядка.

Еще одним способом воздействия государства на рыночные процессы является регулирование количества обращающегося на рынке товара. Для стран с развитой рыночной экономикой такими инструментами являются, как правило, лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможные количества продаваемых или покупаемых благ, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Очевидно, что они должны быть меньше, чем равновесные количества на свободном рынке, иначе ограничения не оказывали бы никакого влияния. В этом случае кривая предложения квотируемого товара снова приобретает вид ломаной вертикальной при достижении объема квоты, а цена Рq,устанавливающаяся на таком рынке, возрастает по сравнению с равновесной ценой Р* свободного рынка (рис. 6).

Подобная ситуация похожа на возникающую в результате установления верхнего предела цены на уровне Рг с тем лишь отличием, что в данном случае черный рынок может и не возникать — ведь он фактически легализован в районе квотируемого объема. Конечно, это не исключает его существования и в "нормальном", уже рассмотренном выше виде, когда продавцы начинают обходить административные запреты, производя продажу товара сверх установленного предела, в том числе и контрабандным путем. Единственным, по сути внешним, отличием возникающих при этом теневых процессов от случая с регулированием цен является то, что формирующаяся цена черного рынка Рч не больше, а меньше легальной цены Pq, однако обе они по-прежнему выше равновесной цены свободного рынка Р*.

Можно также отметить, что полностью аналогичного результата — снижения продаваемого количества товара с Q* до Qq и повышения равновесной цены с Р* до Рq — государство могло бы добиться, введя поштучный налог Т размером в разность цен (Т = Pq-P*), что вызвало бы сдвиг кривой предложения до положенияS T . Однако при таком варианте, во-первых, было бы сокращено искажение рыночного механизма установления равновесия и стимулирования развития производства, а во-вторых, что даже для административно мыслящего чиновника должно быть более привлекательным, государство получило бы осязаемую прибавку поступлений в бюджет в размере Qq * (Рq-Р*). Если же реализуется вариант с количественными ограничениями, эту сумму кладут себе в карман продавцы квотируемого или лицензируемого товара.

В странах с огосударствленной экономикой возникающие при превышении объемом спроса объема предложения ограниченного подобным образом (например, заложенного в план) количества товара и вытекающей отсюда конкуренции покупателей теневые процессы могут иметь дополнительную специфику. Помимо уже рассмотренных случаев, а также различных денежных и неденежных "надбавок" к официальной цене Рг (например, взяток или встречных услуг покупателя продавцу) до уровня, равного или эквивалентного Рq, могут появиться и нередко действительно формируются тенденции производителя "обосновать" перед управляющими инстанциями желаемое им повышение цены до Рq путем действительного или мнимого роста издержек, что также может быть изображено на том же графике (рис. 6) тем же самым сдвигом кривой предложения S до положения S T . В таком случае мы получаем вполне наглядное изображение действия пресловутого "затратного механизма". В странах с централизованной огосударствленной экономической системой возможен и иной результат воздействия государства на объем предлагаемого на рынке товара, когда планируемое и производимое по такому плану количество товара Qк превышает равновесное количествоQ* (рис. 7).

Возникающее при этом превышение объемом предложения величины спроса и также становящееся хроническим затоваривание аналогично тому, которое наблюдается при установлении нижнего предела цены на уровне Рк. В тех случаях, когда государство пытается заинтересовать производителя в выполнении такого плана, а покупателя — в приобретении всего произведенного объема такой продукции, оно встает перед необходимостью дотировать такое производство в размере G=Рк-Рг на каждую запланированную единицу выпуска, что также означает сдвиг кривой предложения S до положения Sг.

Подобное дотирование также является неотъемлемой частью функционирования все того же "затратного механизма". Можно отметить, что помимо самих дополнительных государственных расходов "под план", такое дотирование нередко поощряет по­требление данных товаров в количествах, превышающих необходимые. При этом сдерживаются стимулы к производству и потреблению более качественных товаров-заменителей, а это оказывает прямое негативное влияние на научно-технический прогресс и экономическое развитие.

Читайте также: