Как отразить в бухгалтерском учете переплату по налогу на имущество

Опубликовано: 17.05.2024

Дата публикации 22.10.2020

У бюджетного учреждения числится переплата по налогу на имущество по КФО 2 и 4. Подали в налоговую инспекцию заявление о возврате переплаты на лицевой счет. Вместо этого налоговая инспекция зачла сумму в счет будущих платежей по НДФЛ. Какими проводками перенести переплату по налогу на имущество на НДФЛ?

До 1 октября 2020 года зачет сумм излишне уплаченных налогов и сборов производился по соответствующим видам налогов и сборов (федеральным, региональным, местным), а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

С 1 октября 2020 г. абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ утратил силу и любая переплата в бюджет (по налогу, сбору, штрафу, пеням) может быть зачтена в счет любых аналогичных предстоящих платежей в бюджет либо в счет погашения любой аналогичной налоговой задолженности (независимо от вида налога). Момент возникновения переплаты и (или) недоимки (до 01.10.2020 или после) значения не имеет. Главное, чтобы сам зачет (по заявлению налогоплательщика или по инициативе налогового органа) состоялся после этой даты (письмо Минфина России от 10.08.2020 № 03-02-07/1/72100).

Принятие налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм налога на имущество в счет НДФЛ является новым фактом хозяйственной жизни учреждения и подлежит отражению в бухгалтерском учете.

Бухгалтерские записи по зачету переплаты одного налога в счет уплаты другого инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н), не предусмотрены. Следовательно, учреждению необходимо их согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н.

Расчеты по НДФЛ отражаются на счете 0 303 01 000, по налогу на имущество - на счете 0 303 12 000 (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

На наш взгляд, в такой ситуации можно отразить зачетную операцию прямой корреспонденцией:

Дебет КРБ Х 303 01 831 Кредит КРБ Х 303 12 731 - отражено решение о зачете излишне уплаченных сумм налога на имущество в счет уплаты НДФЛ.

Если налог на имущество и НДФЛ отражаются в рамках разных видов деятельности, переплату можно зачесть в корреспонденции со счетом 304 06 (п. 281 Инструкции № 157н). Положениями этого пункта прямо не предусмотрено применение счета 304 06 для отражения подобной операции. Однако перечень расчетов, подлежащих учету на счете 304 06, не является закрытым.

Поскольку зачет производится без фактического поступления денежных средств на лицевой счет, в учете необходимо отразить корректировку остатка средств на лицевом счете между КФО 2 и КФО 4.

Операции, которые приводят к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относятся к расходам (доходам) учреждений, отражаются с применением статьи 510 КОСГУ (610 КОСГУ) (пп. 48.5.1, 48.6.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н).

Рассматриваемая ситуация может отражаться записями:

Дебет КРБ 2 303 01 831 (4 303 01 831) Кредит КРБ 2 304 06 732 (4 304 06 732),
Дебет КРБ 4 304 06 832 (2 304 06 832) Кредит КРБ 4 303 12 731 (2 303 12 731) - отражено решение о зачете излишне уплаченных сумм налога на имущество в счет уплаты НДФЛ;

Дебет КРБ 4 304 06 832 (2 304 06 832), увеличение счета 18 (КОСГУ 610) Кредит КИФ 4 201 11 610 (2 201 11 610), увеличение счета 18 (КОСГУ 610),
Дебет КИФ 2 201 11 510 (4 201 11 510), увеличение счета 17 (КОСГУ 510) Кредит КРБ 2 304 06 732 (4 304 06 732), увеличение счета 17 (КОСГУ 510) - скорректирован остаток на лицевом счете между КФО 2 и 4.

Смотрите также

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Согласно акту сверки выявлен излишне уплаченный налог на имущество. Налоговая инспекция готова вернуть переплату.
Переплата налога на имущество образовалась в предыдущие отчетные периоды вследствие ошибки в расчетах.
Как отразить возврат налога в разрезе КВР и КОСГУ в государственное автономное учреждение?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в результате выявленной переплаты по налогу на имущество, следует отразить по статье аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" и статье 510 "Поступления на счета" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Факт выявления в отчетном периоде дебиторской задолженности по расчетам с налоговым органом, не учтенной по состоянию на 1 января 2018 года, свидетельствует об излишне начисленной в прошлые периоды сумме налога. Корректировку сумм начислений необходимо отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения в порядке п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Таким образом, в учете будет сформирована дебиторская задолженность прошлых лет по уплате налога на имущество.
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, поступления государственных (муниципальных) учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам отражаются по статье 510 "Поступления на счета" КОСГУ.
В соответствии с п.п. 365, 367 Инструкции N 157н операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются с применением забалансового счета 17 "Поступления денежных средств".
В соответствии с абзацем 8 п. 44 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению в строке 591 раздела 3 "Источники финансирования дефицита средств учреждения" Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737) (далее - Отчет (ф. 0503737)), с последующей детализацией показателей в разрезе кодов аналитики в строках, формирующих показатель строки 950 раздела "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" Отчета (ф. 0503737). Причем в строке 951 раздела 4 Отчета (ф. 0503737) отражается код аналитики 510 (смотрите письмо Минфина России и Федерального казначейства от 13.07.2018 NN 02-06-07/49174, 07-04-05/02-14766, письмо Минфина России от 20.12.2017 N 02-07-10/85225). Следовательно, операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по счету 17 с указанием кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступления на счета бюджетов".
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения возврат дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в результате выявленной переплаты по налогу на имущество, следует отразить по статье аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступление на счета бюджетов" в увязке со статьей 510 "Поступления на счета" КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет операций по возврату бюджетному и автономному учреждению дебиторской задолженности;
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете расчетов (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

21 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В апреле 2009 года выяснилось, что в июне 2008 года был неверно начислен налог на имущество, превышение составило 180 руб. Как произвести корректировку излишне начисленного и уплаченного налога на имущество в бухгалтерском и налоговом учете?

Бухгалтерский учет

Порядок исправления искажений, допущенных в бухгалтерском учете организаций, содержится в п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Так, согласно данной норме в случаях выявления неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, за который годовая бухгалтерская отчетность утверждена в установленном порядке, исправления в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый отчетный год не вносятся.

На основании п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации" и п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации" ошибки прошлых лет, выявленные в текущем периоде, отражаются соответственно в составе прочих доходов и расходов.

Таким образом, исправление ошибок, в соответствии с которыми в прошлом периоде были необоснованно признаны доходы и расходы организации, в бухгалтерском учете производятся с использованием счета 91 "Прочие доходы и расходы".

В рассматриваемой ситуации корректировку налога на имущество следует оформить проводкой:

Дебет 68, субсчет "Налог на имущество" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - учтена в составе прочих доходов сумма излишне начисленного налога на имущество.

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Налог на прибыль" - доначислены налог на прибыль и пени с суммы необоснованно уменьшенной базы по налогу на прибыль.

Для формирования исправительных проводок и уточненных налоговых деклараций рекомендуем составить бухгалтерскую справку, оформленную в соответствии с требованиями п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, налоговой базе, исчисленной сумме налога и т.д.

При этом п. 1 ст. 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

При обнаружении налогоплательщиком в налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

Таким образом, в связи с обнаружением неточности в расчетах по налогу на имущество, организация вправе представить в налоговые орган уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество и обязана представить уточненную декларацию по налогу на прибыль.

Подав уточненную декларацию, организация тем самым признает недействительность первичной декларации, содержащей ошибочные сведения.

На момент принятия налоговым органом уточненной декларации, после разнесения данных в лицевую карточку, сумма, уплаченная Вами в бюджет по первичной декларации по налогу на имущество, будет обозначена как переплата, по налогу на прибыль как недоимка.

Обращаем ваше внимание, что доплата налога на прибыль и соответствующие пени должны быть осуществлены до подачи уточненной налоговой декларации во избежание штрафных санкций в соответствии со ст. 122 НК РФ (см. письмо Минфина РФ от 25.04.2008 N 03-02-07/2-76).

Осуществить зачет излишне уплаченной суммы налога на имущество в счет предстоящих платежей можно в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетом (см. постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 НК РФ). Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Форма акта сверки утверждена приказом ФНС РФ от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

При этом налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Пунктом 9 ст. 78 НК РФ определено, что указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В то же время НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов проводить сверку данных налоговых органов и налогоплательщиков об уплаченных налогах. Об этом говорится и в письме Минфина РФ от 23.03.2005 N 03-02-07/1-167.

То, что наличие акта сверки не является обязательным условием для зачета или возврата излишне уплаченной суммы, подтверждают и арбитражные суды (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2005 N Ф04-566/2005).

Самостоятельно налоговыми органами производится лишь зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Произвести зачет переплаты, образовавшейся в результате превышения ранее начисленных сумм налога, можно будет при наличии решения налогового органа (см. письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.06.2007 N 20-12/057394@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов
Титова Елена

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Волкова Юлия
Компания "Гарант", г.Москва

Письмо Министерства финансов РФ №03-11-06/2/66836 от 30.08.2019

Если кадастровая стоимость объекта недвижимости уменьшается по решению суда, налог на имущество пересчитывают. При этом излишне уплаченный налог не является следствием ошибки и не влечет корректировку расходов. А подача уточненных деклараций является обстоятельством, в результате которого фирма получает внереализационный доход.

Бывает, что кадастровую стоимость недвижимости пересматривают, и она может измениться в меньшую сторону. Как учитывать образовавшуюся «вынужденную» переплату по налогу на имущество организаций?

Как исправляют ошибку в налоговой базе

Неправильное начисление налога, как правило, связано с ошибкой в расчете налоговой базы. Если это произошло, в бухгалтерскую и налоговую отчетность нужно внести изменения.

В бухгалтерский учет исправления вносят в том отчетном периоде, в котором ошибка была обнаружена (п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

В налоговом учете ошибку исправляют в том периоде, за который она была фактически допущена (ст. 54 НК РФ). Это в общем случае.

Но если ошибка не привела к занижению налога или невозможно определить период, когда она была совершена, ее исправляют в том периоде, когда она была обнаружена.

Корректировка налоговой базы по налогу на имущество

Налоговую базу по налогу на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости объекта, можно корректировать:

при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром;

при изменении кадастровой стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

В свою очередь, имеются два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:

недостоверность сведений об объекте недвижимости;

установление рыночной стоимости объекта недвижимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, если налогоплательщик не согласен с величиной кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости, он вправе оспорить ее в суде или специальной комиссии при Росреестре.

До 01.01.2019 при определении налоговой базы сведения о кадастровой стоимости учитывали с момента подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а не с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости. С этой же даты вступили в силу нормы Федерального закона 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Порядок уплаты налогов на недвижимость с учетом оспоренной кадастровой стоимости объекта изменился.

С 2019 года сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, учитываются при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

То есть налог за предыдущие годы можно вернуть или зачесть.

Например, если налог на имущество рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости удовлетворено в 2019 году, то вам пересчитают налоговые платежи с 2017 года.

Переплату – в доход

Минфин рассмотрел ситуацию. Компания владеет недвижимостью, облагаемой налогом на имущество по кадастровой стоимости. С 01.01.2019 фирма перешла на УСН. Во втором квартале ей удалось оспорить в суде кадастровую стоимость, исходя из которой был рассчитан налог за 2017 - 2018 годы (в периоде работы на общей системе налогообложения). Образовалась переплата. Возник вопрос: что делать с суммами налога на имущество, излишне учтенными в расходах?

При ответе на этот вопрос Минфин обратился к постановлению Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11. Здесь разъяснено, что исчисление налогов, относимых на расходы, в излишнем размере из-за неприменения льготы или иного освобождения не считается ошибкой при исчислении налога на прибыль. Налогоплательщик исполнил обязанность по исчислению и уплате налога в соответствии с поданными декларациями. Затраты при этом отвечают требованиям статьи 252 НК РФ и правомерно отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

А корректировку налога и подачу уточненных деклараций в последующих налоговых (отчетных) периодах в связи с выявлением излишне уплаченной суммы следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как новое обстоятельство, которое привело к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

А как же применительно к рассматриваемой в письме ситуации? Ведь фирма перешла на УСН?

Ответ простой: доходы упрощенца от реализации определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ, а внереализационные доходы - в соответствии со статьей 250 НК РФ, то есть по правилам, установленным для налога на прибыль. В связи с пересчетом налога на имущество компания получила внереализационный доход. Он учитывается в общеустановленном порядке в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Д.В. Жуковский,
эксперт по бухгалтерскому учету

По результатам сверки с ИФНС России необходимо уменьшить задолженность перед бюджетом

Если ИФНС России по результатам сверки с учреждением признала сумму задолженности учреждения в меньшем размере, чем по данным учреждения, нет смысла искать в учете учреждения ошибку. Считаем, что следует привести показатель задолженности к данным ИФНС России. Уменьшение задолженности учреждения следует рассматривать как чрезвычайные доходы, КОСГУ 173. Кассовых доходов по этому коду КОСГУ быть не может 1 , эти доходы являются учетным показателем. Также для чрезвычайных доходов не предусмотрен код аналитической группы подвида доходов бюджета (АГПДБ). Поэтому надо будет использовать 2 код 180 АГПДБ.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

В результате уменьшения кредиторской задолженности казенному учреждению также необходимо уменьшить бюджетные обязательства (и денежные обязательства, если они уже были приняты). Бюджетному/автономному учреждению также надо будет уменьшить принятые обязательства и денежные обязательства.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – казенное учреждение

Если по результатам сверки расчетов ИФНС России подтвердила наличие переплаты, действия казенного учреждения зависят от того, в каком году произошла переплата: в текущем или в прошлые годы.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

Этот способ хорош для того случая, если в текущем году учреждение ожидает, что начисления до конца года перекроют подтвержденную переплату. Если же до конца года начисление не перекроет переплату, то в следующем году надо будет требовать возврат. То есть снова проводить сверку.

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Порядок действий учреждения в этом случае зависит от того, совпадают ли коды бюджетной классификации КВР и КОСГУ у налогов, которые надо зачесть. Если коды КОСГУ и КВР совпадают, то надо будет отразить в учете перенос показателей с одного налога на другой.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо уточнить в органе казначейства соответствующие платежи текущего года на другие коды.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если переплата произошла в прошлые годы, то казенное учреждение может использовать только один вариант действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) запросить возврат.

Никакие иные варианты использовать недопустимо, потому что иначе будут нарушены положения 3 Бюджетного кодекса РФ:

«финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется:

– за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

– на основании бюджетной сметы».

Это положение прямо указывает, что казенное учреждение может расходовать на обеспечение своей деятельности только средства бюджета, причем только на те нужды, которые предусмотрены бюджетной сметой. То есть казенное учреждение не имеет права исполнять бюджетные обязательства текущего года по уплате налогов за счет переплаты прошлого года.

Порядок действий учреждения и порядок отражения в учете будут зависеть от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Администратор доходов направляет средства возврата за прошлые годы на свой лицевой счет администратора доходов. Казенное учреждение, не имеющее полномочий администратора, направляет средства возврата соответствующему администратору. И в том, и в другом случае перечисление в доход бюджета следует производить с тех же кодов КВР и КОСГУ, на которые возврат был зачислен.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Выявлена переплата налогов – бюджетное/автономное учреждение

Код КОСГУ 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет», согласно его названию и указаниям 4 о назначении, неприменим к бюджетным и автономным учреждениям. У бюджетных и автономных учреждений нет никаких ограничений по использованию в текущем году средств, возвращенных по операциям прошлых лет. Поэтому для бюджетных и автономных учреждений доступны без ограничений все способы распоряжения подтвержденной переплатой, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.

Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:

1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).

При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;

2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.

Недопустимо за счет переплаты налогов, произведенной по КВФО «4» зачитывать задолженность по налогам, подлежащим уплате по КВФО «2». Обратное допустимо.

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

Если же коды КВР (АГПДБ) и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отразить некассовое исполнение по тому налогу, по которому произошла переплата, со знаком «минус», а по тому налогу, с которым переплата была зачтена, – со знаком «плюс»;

3) запросить возврат.

Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов (если налог был уплачен как расходы) или как доходы (если налог был уплачен как уменьшение доходов).

В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.

По результатам сверки с ИФНС России необходимо увеличить задолженность перед бюджетом

Если расхождение, выявленное по итогам сверки с налоговой, в пользу ИФНС России, необходимо провести служебное расследование и выяснить причину увеличения задолженности. Это необходимо по двум причинам:

1) необходимо подтвердить, что сумма задолженности, по данным ИФНС России, правильная. Если ИФНС России указала увеличенную сумму задолженности учреждения неправильно, то учреждению следует отстаивать свои цифры;

2) увеличение задолженности по платежам в бюджет по результатам сверки может привести также к уплате штрафов и пеней. Штрафы и пени для учреждения – это ущерб. Поэтому необходимо выявить лиц, виновных в причинении ущерба учреждению. А для этого необходимо выявить, когда и какая ошибка была совершена.

Бюджетным, автономным учреждениям недопустимо отражать в учете начисление штрафов и пеней на себестоимость готовой продукции, работ, услуг. Потому что эти суммы подлежат возмещению виновными лицами и не формируют себестоимость.

Читайте также: