Налог на прибыль налоговый агент беларусь

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По договору российская организация разрабатывает и передает исключительные права на программное обеспечение заказчику из Республики Беларусь.
Каков порядок налогообложения (НДС и налог на прибыль) для российского исполнителя и белорусского заказчика? Кто какие налоги должен уплатить? Как в своем учете российская организация отражает создание нематериального актива и его передачу белорусской компании?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации работ по разработке программ для ЭВМ заказчику из Республики Беларусь местом реализации территория РФ не признается (для целей исчисления НДС). Поэтому у российской организации объекта обложения НДС не возникает. Такую реализацию нужно отразить в разделе 7 декларации по НДС. Белорусский контрагент должен заплатить НДС исходя из законодательства Республики Беларусь (РБ). Возможно, в законодательстве Беларуси есть льготы, аналогичные российскому законодательству. Если льготы нет, то надо иметь ввиду, что в цене договора содержится белорусский НДС, который заказчик удержит при выплате вознаграждения как налоговый агент. Соответственно, следует учесть это обстоятельство при ценообразовании.
Налог на прибыль платится российской стороной на общих основаниях исходя из всех доходов, полученных, в том числе от источника за рубежом. По соглашению об избежании двойного налогообложения белорусская сторона вправе удержать из дохода российской организации налог на прибыль в качестве налогового агента по ставке, не превышающей 10%.
В бухгалтерском учете расходы при исполнении договора включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Нет оснований отражать создание НМА, т.к. организация является исполнителем по договору, и для нее результат работ не будет являться нематериальным активом. По нашему мнению, в подобной ситуации возможно применение счета 20 "Основное производство" и счета 43 "Готовая продукция".

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 1296 ГК РФ исключительное право на программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение, созданные по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

НДС

Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг между странами - участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29.05.2014) (далее - Протокол).
Так, согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных. Исходя из этой нормы, место реализации программного обеспечения - территория республики Беларусь, смотрите также письма Минфина России от 12.02.2020 N 03-07-08/9471, от 14.11.2019 N 03-07-13/1/87870 (по зеркальной ситуации), от 10.12.2019 N 03-07-14/95812, от 26.10.2018 N 03-07-13/1/77098, от 26.03.2018 N 03-07-13/1/18811 (по схожим ситуациям).
Соответственно, у российской организации объекта обложения НДС не возникает. Такую реализацию нужно отразить в разделе 7 декларации по НДС, код 1010821 "Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (п. 29 Протокола)".
Белорусский контрагент должен заплатить НДС исходя из требований законодательства Республики Беларусь. Поэтому цена договора должна быть определена с учетом того, что белорусский контрагент будет выступать в качестве налогового агента по НДС. То есть в цену договора следует заложить белорусский НДС, который заказчик удержит как налоговый агент из вознаграждения, выплачиваемого российскому исполнителю.
Возможно, в законодательстве РБ есть льготы, аналогичные российскому законодательству (например, пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Тогда обязанностей налогового агента у белорусской стороны не возникнет и вознаграждение будет перечислено российскому исполнителю без удержания НДС.

Налог на прибыль

Российская организация в связи с реализацией работ контрагенту из Беларуси должна будет признать в налоговом учете доход от реализации (выручку) (п. 1 ст. 249 НК РФ). При применении метода начисления выручка от реализации будет признаваться в налоговом учете российской организации на дату перехода к покупателю права собственности (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 НК РФ (п. 2 ст. 311 НК РФ, письма Минфина России от 24.12.2019 N 03-08-05/101192, от 06.12.2019 N 03-08-05/95081).
Из вопроса следует, что договором с белорусским заказчиком предусмотрена передача исключительных прав на все работы, выполненные исполнителем. По мнению Минфина России, такой вид дохода квалифицируется как роялти, к которому применяются положения статьи 11 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение). Этот вывод представлен в письме Минфина России от 30.04.2019 N 03-08-05/31941.
Согласно п. 2 ст. 11 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий российской организации могут облагаться в Республике Беларусь, но если получатель фактически имеет право на эти доходы. Налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10% валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Таким образом, в случае если российская организация является фактическим получателем такого дохода, Белоруссии предоставлено право налогообложения доходов российской организации по ставке, не превышающей десяти процентов (письма Минфина России от 07.08.2019 N 03-03-06/59399, от 06.04.2018 N 03-08-05/23053, от 16.01.2015 N 03-08-05/595).
Налог с доходов российской организации от авторских прав и лицензий от источника в Республике Беларусь, уплаченный в Республике Беларусь, может быть учтен в уменьшение налога на прибыль в РФ в пределах ставки 10%, установленной Соглашением. Для зачета налога в налоговую инспекцию по своему местонахождению организация должна представить документы, подтверждающие уплату налога за границей (абзац 2 п. 3 ст. 311 НК РФ), и декларацию о доходах, полученных от источников за границей. Форма декларации и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@.
Возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий (письма Минфина России от 24.12.2019 N 03-08-05/101192, от 06.04.2018 N 03-08-05/23053, от 31.05.2017 N 03-12-11/3/33520, от 28.04.2017 N 03-03-06/1/26257, от 05.05.2015 N 03-08-05/25712, от 02.10.2014 N 03-08-05/49453, от 12.03.2013 N 03-08-05/7342):
- обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в РФ;
- фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве;
- наличие у организации действующего документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами РФ;
- уплата налога на прибыль организаций в РФ.
В письме ФНС России от 13.11.2014 N ГД-4-3/23568@ указано, что в целях осуществления процедуры зачета сумм налога, уплаченных российской организацией (удержанных с доходов российской организации) в иностранном государстве, российская организация должна:
- отразить доходы, полученные ею от иностранных организаций, в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за отчетные (налоговые) периоды, в которых эти доходы получены;
- представить в налоговый орган РФ по месту своей постановки на учет вместе с декларацией по налогу на прибыль организаций декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, и документы, предусмотренные в п. 3 ст. 311 НК РФ (письмо Минфина России от 06.06.2016 N 03-03-06/1/32671).

Бухгалтерский учет

Так как организация является исполнителем по заказу сторонней организации, затраты, связанные с его выполнением, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Согласно п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, расходы накапливаются на счетах затрат и формируют остаток незавершенного производства до момента отражения реализации. Организация не отражает расходы на 08 счете, т.к. она создает программное обеспечение не для собственных нужд. В такой ситуации не выполняются критерии признания НМА из п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", т.к. объект предназначен для продажи, он не предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд в течение периода более 12 месяцев.
По нашему мнению, в подобной ситуации возможно рассмотреть применение счетов учета производства (в частности, счет 20 "Основное производство"), а также счета 43 "Готовая продукция".

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация планирует создать программу для ЭВМ и в дальнейшем продать исключительное право на ее использование другой организации. Программа создается не по заданию заказчика. Исключительные права на созданный организацией программный продукт не будут использоваться в деятельности организации в течение длительного времени, а будут переданы другому правообладателю. Каков порядок отражения данных операций в бухгалтерском и налоговом учете? Какие первичные документы необходимо оформить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.)
- Вопрос: Компания (ООО) производит телевизионные программы по заказу организации телевизионного вещания (Телеканал). Далее Телеканалу передаются готовые выпуски телепрограмм и отчуждаются исключительные права на них в полном объеме. У организации-разработчика результат работы отражается в программе бухгалтерского учета как продукция, у контрагента - как услуги. В договоре упоминаются следующие термины: "постановка Программы", "выпуск Программы". Кем является данная компания-производитель в целях ведения учетной политики компании, ее бухгалтерского учета, а также метода списания расходов и оформления документов непосредственно у контрагента? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)
- Энциклопедия решений. Место реализации НИОКР, консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и т.п. для целей НДС;
- письмо Минфина России от 21.10.2019 N 03-08-05/80786 (зеркальная ситуация);
- Вопрос: Организация, занимающаяся реализацией и настройкой оборудования, разработала программное обеспечение для мониторинга его работы. Планируется продать лицензию на неисключительное право пользования данным программным обеспечением другой организации, при этом само программное обеспечение будет передано бесплатно. Как учитываются расходы, связанные с разработкой программного обеспечения? Каков порядок признания дохода от передачи неисключительных прав? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2012 г.)
- Вопрос: Между сторонами (заказчик и исполнитель) заключен договор (далее - договор 1). Предметом договора является разработка заказчику программного обеспечения (ПО). После выполнения работ подписан акт сдачи-приемки работ, по которому приняты результаты работ, выполненные в рамках договора 1, и передано ПО на CD-носителе. Исключительные права по акту не переданы. По условиям договора 1 все права на использование результатов работ, являющихся предметом договора, принадлежат заказчику. Возможно ли на основании вышеперечисленных документов принять к бухгалтерскому и налоговому учету нематериальный актив по договорам 1, 2 и 3? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.);
- Вопрос: Организация - на УСН, занимается разработкой программного обеспечения. Бухучет ведется по начислению. Расходы - только зарплата. Один заказ - на установку и настройку ПО. Второй заказ - на техническую поддержку ПО в течение года. Себестоимость услуг складывается только из сумм заработной платы программистов и страховых взносов. Остальные расходы являются общехозяйственными. Каков порядок бухгалтерского учета в данной ситуации? Должна ли организация ежемесячно рассчитывать НЗП, или можно предусмотреть, что по техподдержке не рассчитывается НЗП? Необходимо ли формировать остатки НЗП по услугам техподдержки ПО? Возможно ли использование п. 13.2 ПБУ 5/01? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.)
- Энциклопедия судебной практики. Произведения, созданные по заказу (Ст. 1296 ГК);
- Комментарий к письму Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 декабря 2019 г. N 03-08-05/101192 (В.Ю. Кирпичников, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД


Емельяненко Елена Александровна, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

В настоящее время многие организации работают с контрагентами Республики Беларусь за пределами РФ. При заключении договорных отношений белорусские контрагенты указывают, что нерезидент удерживает с российской организации 15 процентов налога от суммы стоимости выполненных работ (услуг). В этом случае бухгалтеру следует проверить, должна ли российская организация платить налог на прибыль в нашей стране. Рассмотрим данную ситуацию подробнее.

При этом в Законе Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330–ХII «О налоге на доходы и прибыль» сказано, что иностранная организация, имеющая в соответствии с международным договором Республики Беларусь право на полное или частичное освобождение от налога доходов из источников в Республике Беларусь, должна подать заявление о снижении или об отмене налога в порядке, утвержденном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Согласно ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме с учетом расходов, произведенных в Российской Федерации и за ее пределами. Выплаченные российской организацией по законодательству иностранных государств суммы налога засчитываются и при уплате налога в Российской Федерации. Размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской стороной за пределами нашей страны, не должен превышать сумму налога, подлежащего уплате в России 3.

Таким образом, зачет уплаченных в иностранных государствах налогов производится при фактической уплате налога на прибыль в РФ лишь в случае, если полученные российской организацией за пределами РФ доходы были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России. От этого зависит возникновение права на зачет в РФ уплаченного российской стороной в иностранном государстве налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором он был фактически уплачен за границей. Однако необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами РФ, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету (то есть следует установить предельную сумму зачета, которая отражается по строке 240 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).

Если предельная сумма зачета превысит фактически уплаченную в иностранном государстве сумму налога, зачет будет предоставляться на всю сумму налога. То есть сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с положениями российского налогового законодательства, уменьшится на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что и составит сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в РФ. Обратите внимание: предельная сумма зачета определяется в следующем порядке. К сумме исчисленных по российскому налоговому законодательству доходов, полученных за пределами РФ, с учетом аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, для зачета по строке 240 листа 02 налоговой декларации применяется ставка налога на прибыль 4. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченной в Республике Беларусь.

В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога, то есть сумма налога на прибыль, исчисленная согласно положениям гл. 25 НК РФ, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога. Если же сумма налога, фактически уплаченного с доходов в Республике Беларусь, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в РФ уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета. Причем бухгалтеру необходимо не только рассчитать предельную сумму зачета, но и показать всю сумму доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, налоговым органам. Приказ МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ утвердил форму специальной налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, и инструкцию по ее заполнению. Указанную декларацию представляют в налоговые органы по месту постановки на учет в целях зачета сумм налога на прибыль (доход), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве.

Для налогов, уплаченных самой организацией, к декларации прилагается документ, свидетельствующий об уплате (удержании) налога за пределами РФ, а для налогов, удержанных иностранной организацией в соответствии с ее законодательством и международным договором, – подтверждение иностранного лица, выступающего в роли налогового агента 5. В последнем случае таким документом будет являться справка или подтверждение налогового агента об удержании налога у источника выплаты в иной форме 6. При рассмотрении возможности зачета сумм налога на прибыль, удержанного с доходов российской организации в иностранном государстве налоговыми агентами в соответствии с законодательством Республики Беларусь или международным договором, налоговые органы РФ могут запрашивать следующие документы:

  • копии договора (контракта), на основании которых российская организация получала доход вне территории РФ, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);
  • копии платежных документов, подтверждающих уплату налога вне российской территории;
  • документальное подтверждение от налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет иностранного государства.
Если белорусская организация, руководствуясь нормой законодательства своего государства, все же удерживает налог с дохода российской стороны, то его можно засчитать при уплате налога на прибыль в РФ. Для зачета сумм налога, выплаченных российской организацией на территории Республики Беларусь, с которой у РФ заключен и действует международный договор об избежании двойного налогообложения, российская организация должна включить полученные за пределами РФ доходы в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России и представить декларацию по налогу на прибыль вместе с налоговой декларацией о доходах, полученных от источников за пределами РФ, а также все вышеперечисленные документы.

1) ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущества»

3) п. 3 ст. 311 НК РФ

5) п. 3 ст. 311 НК РФ

6) Письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 22.09.2004 N 26-12/61660

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

Министерство по налогам и сборам письмом от 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснило особенности применения главы 17 НК и мер административной ответственности по статье 13.7 КоАП к налоговым агентам.

1. О статье 13.7 КоАП

Юридические лица и ИП, начисляющие и (или) выплачивающие доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются согласно ч.1 п. 3 ст. 193 НК налоговыми агентами по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы).

Налоговые агенты имеют права и несут обязанности, установленные ст. 23 НК. В частности, налоговый агент обязан исчислять, удерживать из денежных средств, причитающихся плательщику, если иное не предусмотрено НК или иными актами налогового законодательства, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном НК (пп. 3.1 п. 3 ст. 23 НК).

Так, ч. 1 п. 3 ст. 193 НК предусматривает обязанность налогового агента исчислять и перечислять в бюджет налог на доходы. Соответственно, допустимо перечисление налога на доходы в бюджет налоговым агентом, указанным в ч.1 п. 3 ст. 193 НК, за счет собственных средств.

Меры административной ответственности, предусмотренные ст. 13.7 КоАП, применяются к налоговому агенту, если он не выполняет или выполняет не в полном объеме в установленный срок обязанности по удержанию суммы налога, сбора (пошлины).

Следовательно, административная ответственность по ст. 13.7 КоАП за неудержание или удержание не в полном объеме налога на доходы не будет применяться к налоговым агентам, указанным в ч.1 п. 3 ст. 193 НК, если они не удержали (удержали не в полном объеме) налог из денежных средств иностранных организаций, но перечислили (в том числе за счет собственных средств) в полном объеме в бюджет налог на доходы, день начисления которых согласно правилам ст. 191 НК приходится на период, начиная с 01.01.2019 г.

2. Зачет (возврат) налога на доходы при применении международных договоров

Осуществление возврата (зачета) из бюджета сумм налога на доходы, перечисленного в бюджет налоговым агентом (в том числе в ситуации, когда перечисление налога в бюджет осуществлено за счет собственных средств налогового агента), регулируется ст. 66 и 194 НК.

В соответствии со ст. 66 НК излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пеней подлежит зачету либо возврату, если иное не установлено таможенным законодательством.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производятся без начисления процентов на эту сумму, за исключением случая несоблюдения установленного срока сообщения плательщику о проведенном возврате.

Зачет или возврат производятся в белорусских рублях.

Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится налоговым органом самостоятельно не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы последовательно в счет уплаты:

A. этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему. Такой зачет производится с использованием программных и технических средств не позднее дня, когда налоговому органу стало известно о подлежащей уплате сумме этого налога, сбора (пошлины), пеней по нему;

B. неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней по другим налогам, сборам (пошлинам). Такой зачет производится в течение 3 рабочих дней со дня выявления факта наличия у плательщика неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней.

Зачет может производиться по заявлению плательщика по установленной форме в счет:

исполнения налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним;

исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней. При этом такое заявление плательщик вправе подать при отсутствии у него неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Заявление о зачете подается в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.

Решение о зачете либо об отказе в проведении зачета принимается по установленной форме не позднее 3 рабочих дней (в отношении госпошлины — не позднее 15 рабочих дней) со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о зачете, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.

Налоговый орган по установленной форме сообщает плательщику, а в определенных случаях — иному лицу, о проведенном зачете либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения его заявления соответствующего решения, а о зачете, проведенном налоговым органом самостоятельно — не позднее 3 рабочих дней со дня его проведения.

Возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней производится по заявлению плательщика при отсутствии у плательщика неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней.

Заявление о возврате подается по установленной форме в налоговый орган не позднее 5 лет со дня уплаты указанной суммы в письменной или электронной форме.

Решение о возврате либо об отказе в проведении возврата принимается по установленной форме не позднее 15 рабочих дней со дня подачи плательщиком в письменной форме заявления о возврате, а при подаче такого заявления в электронной форме — со дня передачи в личный кабинет плательщика подтверждения о его приеме.

Налоговый орган по установленной форме сообщает плательщику о проведенном возврате либо об отказе в его проведении не позднее 3 рабочих дней со дня принятия по результатам рассмотрения его заявления соответствующего решения. При нарушении этого срока сумма излишне уплаченного налога, сбора (пошлины), пеней возвращается плательщику с начисленными на нее процентами за каждый день нарушения срока возврата по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей на день принятия решения о возврате этой суммы. Проценты начисляются со дня, следующего за днем истечения срока для принятия решения о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней по день принятия такого решения.

3. Административная ответственность налоговых агентов

С татья 13.7 КоАП предусматривает административную ответственность налоговых агентов за невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины).

Доходы иностранных организаций, облагающиеся налогом на прибыль при выплате

дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;

Например: одним из учредителей российского ООО является иностранная организация, по окончании отчетного периода принято решение о распределении прибыли и выплате дивидендов.

доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

Например: при выходе из состава учредителей ООО иностранная организация получает выплату, превышающую взнос иностранного участника в уставный капитал ООО.

процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации: государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов; иные долговые обязательства российских организаций;

Например: доходы в виде процентов, полученные иностранной организацией по договору займа с российской организацией.

доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;

Например: выплаты иностранным организациям за использование авторского права на произведения литературы, искусства или науки, патентов, товарных знаков, секретной формулы и т.п.

доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), кроме акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг согласно п. 9 ст. 280 НК РФ;

Например: российская организация приобрела у иностранной организации — нерезидента долю в российском ООО. По данным бухгалтерского баланса в стоимости активов российского ООО доля недвижимости составляет 52%.

доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

Например: российская организация приобретает здание на территории РФ у иностранной организация, которая не состоит на учете в налоговых органах.

доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации;

Например: российская организация арендует у иностранной организации недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, российская организация получила в лизинг от иностранной организации движимое имущество для использования на территории РФ.

доходы от международных перевозок;

Например: российская организация заказывает морскую перевозку между портами, находящимися за пределами РФ;

штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств.

Например: российская организация выплачивает в пользу иностранной организации неустойку за несоблюдение условий договора поставки.

  • иные аналогичные доходы.
  • Комментарий к п. 10: Мы видим, что список облагаемых доходов иностранной организации, открыт. Как разобраться, является ли доход «аналогичным»? Налоговым агентам помогут сориентироваться выводы Минфина РФ и судебная практика, из которых следует, что аналогичность доходов заключается не в схожести их с видами доходов, перечисленных в подпунктах РФ, а в том, что «аналогичные» доходы, не связанны с предпринимательской деятельность на территории РФ. Это так называемые «пассивные» виды доходов.

    К сожалению позиция контролирующих органов по «аналогичным» доходам не всегда однозначна. Иногда имеют место попытки «переквалификации» активных доходов в «пассивные». В частности, случаются споры с налоговыми органами по доходам от консультационных услуг, за предоставление информации (см. постановления ФАС ДО от 27.03.2008 N Ф03-А73/08-2/509, Президиума ВАС от 08.07.2008 N 3770/08, письмо Минфина РФ от 23.06.2014 N 03-00-08/2/29954).

    Перечисленные в пунктах доходы иностранной организации облагаются налогом на прибыль независимо от формы, в которой они получены (п. 3 ст. 309 НК РФ).

    Например, доходы могут быть перечислены на счет организации, переданы в натуральной форме, могут быть произведены зачет требований, прощение долга.

    Напоминаем, что не подлежат обложению налогом на прибыль у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории РФ, если они не приводят к образованию постоянного представительства в РФ (п. 2 ст. 309 НК РФ). Это доходы от предпринимательской деятельности, которая не носит постоянного характера на территории РФ и не выполняется на регулярной основе.

    Например, иностранная организация получает вознаграждение за разовые работы по пуско-наладке оборудования, для проведения работ в РФ командируются работники иностранной организации на срок 2 недели (п.2 ст.308 НК РФ).

    Применение норм об устранении двойного налогообложения

    В общем случае нормы главы 25 НК РФ (см. п. 2 ст. 284, ст. 310 НК РФ) предусматривают следующие налоговые ставки налога на прибыль по доходам иностранных организаций от источников в РФ, не связанных с деятельностью через постоянное представительство:

    10% — по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;

    15% — по доходам в виде дивидендов и процентов по долговым обязательствам российских организаций;

    20% — по всем остальным доходам, с учетом отдельных нюансов, перечисленных в ст. 310 НК РФ.

    При налогообложении доходов иностранной организации ставки налога, прописанные в НК РФ, применяются не всегда. Налогообложение доходов иностранной организации от источников в РФ производится с применением положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ).

    Как правило, в таких договорах установлены льготные ставки налога на доходы, или предусмотрено полное освобождение отдельных видов доходов резидентов договаривающихся государств в стране их выплаты.

    Например, статьей 11 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.) предусмотрено, что «проценты» (доходы от долговых требований любого вида) подлежат налогообложению только в государстве, резиденту которого они выплачиваются. Это значит, что выплата процентов по займу полученному российской организацией от кипрской организации на территории РФ налогообложению не подлежат.

    Льготные условия налогообложения, предусмотренные международными договорами не применяются автоматически, право на их использование иностранная организация должна подтвердить (ст. 312 НК РФ). Для этого налоговый агент должен располагать следующими документами, полученными от иностранной организации:

    Справка, подтверждающая постоянное местонахождение иностранной организации в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение) об устранении двойного налогообложения, заверенная компетентным органом иностранного государства. Форма такой справки устанавливается внутренним законодательством этого иностранного государства.

    Минфин РФ считает, что документы, подтверждающие обязанность иностранной организации уплачивать налоги в определенном иностранном государстве, аналогичные свидетельству о постановке на учет в налоговом органе такого иностранного государства, не могут являться подтверждающими постоянное местонахождение иностранной организации в иностранном государстве для целей устранения двойного налогообложения (см. например, письмо Минфина РФ от 31.05.2016 г. N 03-08-05/31265).

    Документы, подтверждающие, что иностранная организация имеет фактическое право на получение дохода. Эти документы должны подтверждать, не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода иностранной организацией, но и то, что это лицо является непосредственным выгодоприобретателем («бенефициаром»), то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.

    Перечень таких документов в НК РФ не установлен, документы могут быть оформлены в произвольном виде, законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.

    Если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п.1 ст. 312 НК РФ, то она производит удержание налога по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 310 НК РФ для соответствующего вида дохода.

    НК РФ предусматривает возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, при условии представления подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор. Порядок такого возврата предусмотрен п.2 ст.312 НК РФ.

    Исполнение обязанности налогового агента

    Налоговыми агентами по налогу на прибыль признаются российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и производящие выплаты иностранным организациям не связанным с постоянным представительством в РФ, доходов от источников в РФ.

    При этом не имеет значения, является ли организация, выплачивающая доход плательщиком налога на прибыль. Согласно нормам НК РФ, организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД) не освобождены от исполнения обязанностей налогового агента при выплате доходов иностранной организации (п.4 ст.286, п.3 ст. 346.1, п.2 ст. 346.11, п.4 ст. 346.26 НК РФ).

    Исчисление налога и его удержание налоговый агент обязан произвести непосредственно при выплате дохода, а перечислить удержанную сумму налога в бюджет налоговый агент должен не позднее дня, следующего за днем выплаты (или иной передачи) дохода иностранной организации (п. 2 ст. 287 НК РФ).

    Налоговая база при этом определяется в полной сумме дохода, за исключением доходов от реализации акций (пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ) и доходов от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ). По таким доходам налоговая база может быть уменьшена на понесенные расходы в соответствии со ст. 268 и 280 НК РФ. Естественно, расходы иностранной организации должны быть подтверждены документально.

    Налоговая база по доходам иностранной организации и сумма удержанного налога исчисляется в валюте, в которой иностранная организация получает свой доход (п. 5 ст. 309 НК РФ).

    По итогам отчетного (налогового) периода, в сроки, установленные НК РФ для представления декларации по налогу на прибыль, налоговый агент представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговый расчет о суммах дохода, выплаченных иностранным организациям (п.4 ст.310, п.3 и п. 4 ст.289 НК РФ). Форма налогового расчета и инструкция по его заполнению утверждена Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

    Ответственность налогового агента

    В общем случае за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок суммы налога для налоговых агентов предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению ( ст. 123 НК РФ). Кроме этого с налогового агента могут быть взысканы пени (п.п. 3, 4, 7 ст.75 НК РФ).

    При этом надо учитывать активно применяемую налоговым органом судебную позицию, что в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, письма ФНС России от 10.08.2016 N СД-4-3/14590@, от 22.08.2014N СА-4-7/16692).

    Читайте также: