Комментарии к налоговому кодексу рк 2020

Опубликовано: 20.09.2024


Комитет государственных доходов провел республиканскую акцию по новым изменениям в Кодекс "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) в торговых центрах и крупных рынках, центрах обслуживания населения в городах Нур - Султан, Алматы, Шымкент и областных центрах, передает zakon.kz.

Так, с 1 января 2020 года вступили в действие следующие нормы:

По сроку исковой давности

С 1 января 2020 года срок исковой давности составляет три года, а по налогоплательщикам, подлежащим налоговому мониторингу и осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, срок исковой давности составляет пять лет.

Срок исковой давности, который составляет 3 года, распространяется на налоговые обязательства и требования, возникшие с 1 января 2020 года и не распространяется на отношения, возникшие до введения в действие закона.

Согласно данным поправкам, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составляет 5 лет.

По освобождению компаний микро и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года

Введена в действие новая статья НК - 57-4.

На период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, освобождены от уплаты:

- суммы корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;
- суммы социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;
- суммы единого земельного налога.

Как поясняется, субъектами малого предпринимательства (микропредпринимательства) признаются налогоплательщики, соответствующие условиям, установленным пунктами 2 и 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса РК.

Вышеуказанные положения не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих:

- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- производство или оптовую реализацию подакцизной продукции;
- деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
- проведение лотереи;
- деятельность в сфере игорного бизнеса;
- деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
- банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
- аудиторскую деятельность;
- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
- деятельность кредитных бюро;
- охранную деятельность;
- деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
- деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
- реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
- розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;
- внешнеэкономическую деятельность.

Патент


С 1 января 2020 года вступил в действие пункт 1 статьи 685 НК в новой редакции.

Так, вправе применять специальный налоговый режим на основе патента индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса статьей 683 Налогового кодекса:
- не используют труд работников;
- осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;
- осуществляют один или несколько из следующих видов деятельности:
штукатурные работы;
столярные и плотницкие работы;
работы по покрытию полов и облицовке стен;
малярные и стекольные работы;
деятельность такси;
грузовые перевозки автомобильным транспортом;
управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;
деятельность в области фотографии;
переводческое (устное и письменное) дело;
сдача в имущественный наем (аренду);
сдача в имущественный наем (аренду) транспортных средств;
прокат и имущественный наем (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;
прокат видеозаписей и дисков;
прокат и имущественный наем (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;
сдача в имущественный наем (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;
сдача в имущественный наем (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;
услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;
услуги образования в сфере культуры;
услуги в области прочего образования;
вспомогательные образовательные услуги;
деятельность в области искусства;
ремонт компьютеров и периферийного оборудования;
ремонт коммуникационного оборудования;
ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;
парикмахерские услуги;
маникюр и педикюр;
ветеринарные услуги;
услуги по обработке земельных участков;
услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
услуги носильщиков на рынках, вокзалах;
изготовление и ремонт музыкальных инструментов;
выпас домашних животных.

Единый земельный налог


С 1 января 2020 года объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) на территории РК и за ее пределами за налоговый период (доход определяется как в упрощенной декларации – все доходы без учета расходов, но за год). Ставка ЕЗН составляет 0,5% от объекта обложения.

Фиксированный налог - раздел 17 Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года отменен фиксированный налог.
Налог на игорный бизнес ст. 539 и 540 действовали до 1 января 2020 года, соответственно, дополнительный платеж по налогу на игорный бизнес отменен.

При этом пункт 3 статьи 222 Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса или оказывающие услуги с использованием игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров, используемых для проведения игры, игровых дорожек (боулинг (кегельбан), картов (картинг), бильярдных столов (бильярд), а также уполномоченные организации обменных пунктов, признаны плательщиками корпоративного подоходного налога.

Об обязательном социальном медицинском страховании для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств.

По камеральному контролю


Вынесенное органом государственных доходов решение о признании уведомления по камеральному контролю не исполненным направляется налогоплательщику (налоговому агенту) по почте, электронным способом.

Налогоплательщик обжалует решение в течение пяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган или уполномоченный орган или суд (пункт 4-1 статьи 96 Налогового кодекса).
Копия жалобы должна быть направлена ОГД, направивший решение.

При этом, как и в случае обжалования налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки, прописана аналогичная норма о восстановлении срока обжалования в случае временной нетрудоспособности.

Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется при условии, что налогоплательщиком жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности должностных лиц налогоплательщика.

Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика не осуществляется при подаче им жалобы на решение в случае обжалования в вышестоящем ДГД или КГД, либо в суд до вынесения решения по жалобе.

По применению контрольно-кассовых машин

Вступила в силу норма предусматривающая переход на применение ККМ с 1 января 2020 года налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с применением специального налогового режима на основе патента и в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим.


Какие изменения в Налоговом кодексе Казахстане в 2020 году вступают в силу — читайте в обзоре Sputnik Казахстан.

Контрольно-кассовые машины с передачей данных онлайн

Еще в октябре прошлого года на совещании по вопросам внедрения онлайн контрольно-кассовых машин, вице- министр финансов Казахстана Руслан Енсебаев заявил о необходимости внедрения ККМ с онлайн передачей данных на предприятия. В ходе обсуждения было принято также решение о создании штаба по внедрению онлайн-ККМ.

В ходе совещания вице-министр финансов Руслан Енсебаев подчеркнул, что вопрос обеспечения предприятий онлайн-ККМ касается не только комитета госдоходов, но и производителей аппаратных решений и предпринимателей. По его словам, переход на онлайн-ККМ позволит улучшить предпринимательскую деятельность в целом.

Таким образом, с 1 января 2020 года предприниматели обязаны применять при денежных расчетах контрольно- кассовые машины с онлайн передачей данных. ККМ обязаны установить представители малого бизнеса и крестьянские хозяйства.

Можно обжаловать результаты проверки

Согласно поправкам, внесенным в статью 13 Налогового кодекса «Права и обязанности налогоплательщика», с 1 января 2020 года налогоплательщик имеет право обжаловать уведомление о результатах проверки, уведомление о результатах горизонтального мониторинга, уведомление об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

Расширение обязанностей банков

Поправки, внесенные в статью 24 Налогового кодекса «Обязанности банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций», эти финансовые институты обязаны представлять по запросу уполномоченного органа сведения о наличии банковских счетов и их номерах, об остатках и движении денег на этих счетах, иную информацию, относящуюся к заключенному между физическим или юридическим лицом и финсинститутом договору, а также сведения о наличии, виде и стоимости иного имущества, в том числе размещенного на металлических счетах или находящегося в управлении физических и юридических лиц.

Кроме того, финансовые институты обязаны предоставлять информацию в Комитет госдоходов об устройствах, которыми пользуются предприниматели в своих офисах. Речь идет об оборудовании, предназначенном для приема платежей с использованием платежных карточек, систему мгновенных платежей.

Освобождение от налогов

По поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с 1 января 2020 по январь 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микро- или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, будут освобождены от уплаты следующих налогов:

корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты);
социального налога;
единого земельного налога.

Однако освобождение от налогов не распространяется на лиц, осуществляющих следующие виды деятельности:

деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
производство или оптовая реализация подакцизной продукции;
деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
проведение лотереи;
деятельность в сфере игорного бизнеса;
деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов;
банковская деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
аудиторская деятельность;
профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
деятельность кредитных бюро;
охранная деятельность;
деятельность, связанная с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;
реализация полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;
розничная реализация отдельных видов нефтепродуктов: бензина, дизельного топлива и мазута;
внешнеэкономическая деятельность.

Внесены изменения в Налоговый кодекс и закон о его введении в действие Законом РК от 06.05.20 г. № 324-VI (вводится в действие с 01.01.20 г., за исключением некоторых пунктов).

Внесены изменения в некоторые законодательные акты РК по вопросам социального обеспечения Законом РК от 06.05.20 г. № 323-VI (вводится в действие с 18.05.20 г.).

Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам труда ЗакономРК от 04.05.20 г. № 321-VI (вводится в действие с 16.05.20 г.).

Утвержден Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС решением Коллегии ЕЭК от 28.04.20 г. № 62 (вступает в силу с 30.05.20 г., но не ранее даты вступления в силу решения Совета ЕЭК о признании утратившим силу Решения Совета ЕЭК от 10.12.14 г. № 113 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.20 г.).

В новой редакции изложен Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Кыргызская Республика применяет ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок пошлин, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС решением Коллегии ЕЭК от 28.04.20 г. № 61 (вступает в силу с 30.05.20 г., и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.20 г.).

Внесены изменения в Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС решением Коллегии ЕЭК от 28.04.20 г. № 60 (вступает в силу с 10.05.20 г.).

Внесены изменения в Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС решением Коллегии ЕЭК от 28.04.20 г. № 59 (вступает в силу с 10.05.20 г.).

Внесены изменения в структуру и формат корректировки декларации на товары решением Коллегии ЕЭК от 21.04.20 г. № 53 (вступает в силу с 01.10.20 г.).

Определен Порядок снятия юридическими лицами наличных денег с банковских счетов, снятия наличных денег сверх установленных предельных размеров и предоставления в Министерство финансов РК информации о снятии юридическими лицами наличных денег сверх установленных предельных размеров совместным постановлением Правления Национального Банка РК от 21.04.20 г. № 51, Правления Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка от 29.04.20 г. № 54 и приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 29.04.20 г. № 435 ( вводится в действие с 01.06.20 г. и действует по 31.12.20 г.).

О предельных размерах сумм снятия юридическими лицами наличных денег с банковских счетов в течение календарного месяца и категориях юридических лиц, на которые не распространяется требование по снятию наличных денег с банковских счетов в постановлении Правления Национального Банка РК от 21.04.20 г. № 50 (вводится в действие с 01.06.20 г. и действует по 31.12.20 г.).

Утверждены Правила выбора временного управляющего, если заявителем является кредитор по налогам и таможенным платежам, государственный орган или юридическое лицо с участием государства приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 29.04.20 г. № 426 (вводится в действие с 11.05.20 г.).

Изменены Правила осуществления государственных закупок приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра финансов РК от 23.04.20 г. № 415 (вводится в действие с 10.05.20 г.).

Продлены сроки предоставления отдельных видов отчетов и информации субъектами естественных монополий и общественно значимых рынков в период ЧП приказом Председателя Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК от 30.04.20 г. № 4 (вступает в силу со дня его подписания и распространяется на отношения, возникшие с 15.03.20 г.).

Проект постановления Правления НБ РК «Об утверждении Инструкции по ведению бухгалтерского учета банками второго уровня, акционерным обществом «Банк Развития Казахстана» и ипотечными организациями и внесении изменений в постановления Правления НБ РК от 22 сентября 2008 года № 79 и от 1 июля 2011 года № 68 (май 2020 года)

Проект изменений в Требования к трехкомпонентной интегрированной системе и ее учету (май 2020 года)

Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 23 апреля 2020 года № КГД-03-15-КГД/1349-И «Касательно отсутствия оснований для отмены способов и мер взыскания таможенной задолженности, принятых до 27 марта 2020 года»

Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 31 марта 2020 года № КГД-03-15-КГ/378-И «Касательно отмены органами госдоходов в ручном режиме (до доработки информационных систем) ранее принятых способов и мер принудительного взыскания по налогоплательщикам, получившим отсрочку/рассрочку платежей»

Письмо Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2020 года № 19-1-10/69 «Касательно применения срока исковой давности к требованиям, установленным к уплате НДС методом зачета»

ОтветПредседателя Комитета государственных доходов МФ РК от 30 апреля 2020 года на вопрос от 17 апреля 2020 года № 607856 (dialog.egov.kz) «Касательно налогообложения по НДС на период ЧП в РК в части уплаты, зачета, переброски, отсрочки»

Ответ Министра национальной экономики РК от 5 мая 2020 года на вопрос от 29 апреля 2020 года № 612299 (dialog.egov.kz) «Касательно заполнения налоговой отчетности по форме 200.00 при применении поправочного коэффициента «0» к ставкам налогов и социальных платежей»

О других изменениях в Законодательстве РК см. в Обзоре поступивших и измененных документов

НК кнопка.jpg

Традиционно в первом номере журнала публикуется материал о наиболее значимых изменениях в налоговом законодательстве РК, большая часть которых вступает в силу с 31 декабря 2020 года, 1 января и 1 апреля 2021 года, а некоторая часть – ретроспективно с 1 января 2018 года, 1 января 2019 года и 1 января 2020 года.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс)» и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс)» от 10 декабря 2020 года № 382-VI (далее – Закон № 382-VI) внесен ряд изменений и дополнение в Налоговый кодекс и Закон РК «О введении в действие Кодекса РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс)» от 25 декабря 2017 года № 121-VI (далее – Закон о введении).

ВСЕОБЩЕЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

В соответствии с Законом о введении с 1 января 2021 года вводится в действие глава 71 Налогового кодекса «Всеобщее декларирование».

На основании статьи 45-1 Закона о введении всеобщее декларирование вводится поэтапно.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 45-1 Закона о введении в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года декларация об активах и обязательствах по форме 250.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 21 июня 2018 года № 617) представляется являющимися на 1 января года представления такой декларации лицами:

– занимающими ответственную государственную должность, и их супругами;

– уполномоченными на выполнение государственных функций, и их супругами;

– приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супругами;

– на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года № 2464 (далее – Закон о выборах в РК) и законами РК «О противодействии коррупции» от 18 ноября 2015 года № 410-V, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444, «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II, «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461-II.

Указанные лица составляют декларацию об активах и обязательствах по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления декларации, если иное не установлено вышеперечисленными законами.

Декларация об активах и обязательствах подразделяется на следующие виды:

1) первоначальная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в связи с тем, что установленная обязанность по представлению такой декларации возникла впервые;

2) очередная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом в соответствии с вышеперечисленными законами после представления таким физическим лицом первоначальной декларации об активах и обязательствах;

3) дополнительная – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах физического лица, к которой относятся данные изменения и (или) дополнения;

4) дополнительная по уведомлению – декларация об активах и обязательствах, представляемая физическим лицом при внесении изменений и (или) дополнений в ранее представленную декларацию об активах и обязательствах, в которой налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля по активам и обязательствам физического лица (ст. 630 Налогового кодекса).

Особенности составления декларации об активах и обязательствах и сроки ее представления определены статьями 631, 632 Налогового кодекса.

Таким образом, физические лица в первый год вхождения в систему всеобщего декларирования обязаны представить декларацию об активах и обязательствах по форме 250.00. В последующие годы представляется декларация о доходах и имуществе по форме 270.00.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

С 1 января 2021 года вступила в силу статья 49-1 «Инвестиционный налоговый кредит».

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налогов предстоящих периодов, при котором налогоплательщикам предоставляется возможность в течение определенного срока уменьшать на 100 % свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по КПН и (или) налогу на имущество на срок до трех лет.

Порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным соглашением об инвестиционном налоговом кредите.

Если налогоплательщик имеет убыток, перенос убытка осуществляется в порядке, определенном статьей 300 Налогового кодекса. При этом срок инвестиционного налогового кредита не продлевается.

Статья 50 Налогового кодекса дополнена пунктом 3, согласно которому решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается на основании заявления налогоплательщика и оформляется соглашением установленной формы между заявителем и уполномоченным органом по инвестициям.

Соглашение о таком кредите должно содержать следующие положения:

– порядок уменьшения налоговых платежей;

– срок действия соглашения;

– запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления данного кредита;

Копия соглашения не позднее пяти календарных дней со дня его подачи в уполномоченный орган по инвестициям направляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрационного учета налогоплательщика.

Порядок заключения соглашения об инвестиционном налоговом кредите для его получения определяется уполномоченным органом по инвестициям по согласованию с уполномоченным органом и центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

Не имеют права на применение инвестиционного налогового кредита налогоплательщики, соответствующие одному из следующих условий:

1) применяющие специальные налоговые режимы, предусмотренные разделом 20 Налогового кодекса;

2) осуществляющие производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

3) налогообложение налогоплательщиков осуществляется в соответствии с разделами 21 и 23 Налогового кодекса (участники специальных экономических и индустриальных зон, налогоплательщики, реализующие инвестиционные приоритетные проекты, недропользователи) (ст. 51-1 Налогового кодекса).

В целях гармонизации касательно инвестиционного налогового кредита внесены поправки в пункты 1 и 2 статьи 54 Налогового кодекса о прекращении действия отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.

Действие инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соглашения о предоставлении инвестиционного налогового кредита, в том числе досрочно, в случаях:

– уплаты налогоплательщиком всей суммы налогов и (или) плат до истечения установленного срока;

– нарушения налогоплательщиком условий предоставления инвестиционного налогового кредита;

– по решению суда.

Также статья 54 Налогового кодекса дополнена пунктом 4, определяющим обязательства в случае нарушения условий соглашения об инвестиционном налоговом кредите. Если в течение срока действия такого соглашения заключивший его налогоплательщик нарушит предусмотренные соглашением условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, этот налогоплательщик в течение налогового периода, следующего за отчетным со дня расторжения соглашения об инвестиционном налоговом кредите, обязан уплатить все неуплаченные ранее, в соответствии с соглашением, суммы налога, а также соответствующие пени, начисленные за каждый календарный день действия соглашения об инвестиционном налоговом кредите в размере 1,25-кратной базовой ставки Национального Банка РК на дату платежа за период от заключения до расторжения указанного соглашения.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ РОЗНИЧНОГО НАЛОГА

В соответствии с Законом № 382-VI с 1 января 2021 года Налоговый кодекс дополняется главой 77-1 «Специальный налоговый режим розничного налога» (ст. 696-1 и 696-2).

Специальный налоговый режим (СНР) розничного налога вправе применять налогоплательщики при условии, если они:

1) признаются субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом;

2) осуществляют один или несколько видов деятельности, определенных Правительством РК для целей применения данного режима.

СНР розничного налога предусматривает особый порядок исчисления корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Исчисление корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты, при применении СНР розничного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 %.

Объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) за налоговый период в РК и за ее пределами, определяемый в общеустановленном порядке:

– юридическим лицом – в соответствии с разделом 7 Налогового кодекса;

– индивидуальным предпринимателем – в соответствии с разделом 8 Налогового кодекса.

Налоговым периодом для применения СНР розничного налога является календарный квартал.

Декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата в бюджет налогов, указанных в декларации для налогоплательщиков, применяющих СНР розничного налога, производится не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

СНР розничного налога будет применяться в течение двух лет в период с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.

Переход на СНР розничного налога возможен с общеустановленного порядка налогообложения или иного СНР (пп. 6 п. 2 ст. 679 Налогового кодекса).

Плательщик НДС для снятия с регистрационного учета по НДС в связи с переходом на СНР розничного налога не позднее пяти рабочих дней до начала применения такого СНР представляет налоговое заявление (приложение 11 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160) (п. 1 ст. 85 Налогового кодекса).

В целях постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота не включаются обороты налогоплательщика, применяющего СНР розничного налога.

Налогоплательщики, применяющие СНР розничного налога, не являются плательщиками социального налога (пп. 1 п. 2 ст. 482 Налогового кодекса).

Следует отметить, что статьей 57-4 Закона о введении установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие СНР и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 % подлежащую уплате:

1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 .

8 (7172) 57-37-37 Получить консультацию

ППРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» от 8 мая 2019 года № 263 внесены ожидаемые изменения по исключению применения 90% корректировки по ИПН при расчете пенсионных взносов, социальных отчислений и обязательных профессиональных пенсионных взносов.

Ознакомиться с текстом Постановления №263 можно здесь .

ППРК № 263 вносит изменения в следующие нормативно-правовые акты:

» ППРК «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним» от 18 октября 2013 года № 1116 - которым утверждаются правила и порядок исчисления и перечисления обязательных пенсионных взносов (ОПВ);

» ППРК «Об утверждении Правил осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов» от 26 марта 2014 года № 255 - которым утверждаются правила и порядок исчисления и перечисления обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ);

» ППРК «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взысканий по ним» от 21 июня 2004 года № 683 - которым утверждаются правила и порядок исчисления и перечисления социальных отчислений (СО) и другие НПА.

Рассмотрим изменения, внесенные Постановлением № 263, их значение, а также сроки вступления в действия.

Исключение 90% корректировка по ИПН при расчете СО, ОПВ и ОППВ

Отмена 90% корректировки по ИПН при расчете ОПВ


Порядок расчета ОПВ и ОППВ установлен в Правилах исчисления и перечисления ( ППРК от 18 октября 2013 года № 1116 ).

В ПП РК №1116 внесены изменения по исключению 90% корректировки как на текущий 2019 год, так и на предстоящий 2020 год.

Отмена 90% корректировки по ИПН при расчете СО

Отмена 90% корректировки по ИПН при расчете ОППВ

Постановлением вносятся изменения, связанные с изменением величины максимального предела объектов исчисления, предназначенных для расчета пенсионных взносов и социальных отчислений.

Вид
Ранее действующая редакция
Новая редакция
СО
10 МЗП
7 МЗП
ОПВ 75 МЗП 50 МЗП

Так верхние пределы были скорректированы с уменьшением размера в МЗП в 1,5 раза. При этом в тенге они остались на аналогичном уровне.

Отменен ли нижний предел при расчете ОПВ по договорам ГПХ?

В соответствии с внесенными изменениями в Правила ОПВ, объектами исчисления обязательных пенсионных взносов налоговыми агентами за физических лиц, с которыми заключены договора гражданско-правового характера, является начисленный доход, который не превышает 50 МЗП.

Внесенными изменениями из Правил № 1116 исключен минимальный предел для исчисления ОПВ с физических лиц по договорам ГПХ, заключенных с налоговыми агентами.

Вместе с тем в части 6 пункта 3 Правил № 1116 указано:

«ОПВ для граждан, указанных в подпунктах 1- 1). пункта 2 статьи 39 Закона, подлежат уплате в размере 10% от получаемого дохода, но не менее 10% от 1 МЗП. и не выше 10% 50-кратного МЗП».

Пп 1-1 пункта 2 статьи 39 Закона:

«Граждане РК, получающие доходы по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), заключенным с физическими лицами, не являющимися налоговыми агентам».

Получается, если руководствоваться положениями Правил № 1116, в данный момент нижний предел по ОПВ сохраняется по договорам ГПХ для граждан РК, если такой договор заключен с другим физическим лицом, не являющимся налоговым агентом. По договорам с налоговым агентом нижний предел упраздняется!

Для разъяснения положения по применению или неприменению нижнего предела, обратимся к «вышестоящему» документу - Закону «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21.06.2013 года № 105-V.

В статье 25 Закона для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), ОПВ в свою пользу, подлежащие уплате в ЕНПФ, установлены в размере 10 % от получаемого дохода, но не менее 10 % от 1 МЗП и не выше 10% от 50 МЗП.

При этом в Законе нет ограничений на то, с кем заключен такой договор ГПХ: с налоговым агентом или с физическим лицом, не являющимся таковым.

Таким образом, несмотря на указанные изменения в Правилах № 1116, нижний предел по ГПХ нельзя считать отмененным, пока аналогичные изменения не внесены в Закон № 105-V, поскольку нормативная сила Закона «выше» нормативной силы Приказа.

Читайте также: