Регистры по социальным налогам

Опубликовано: 12.05.2024

Параграфы из новой книги нашего издательства "Налог на прибыль для всех. Справочное пособие". По вопросам приобретения обращайтесь по телефону (391) 253-34-34

Требования к оформлению регистров налогового учета

Независимо от форм применяемых регистров (бухгалтерских регистров или специально разработанных налоговых регистров), для целей налогового учета они являются аналитическими регистрами налогового учета.

Согласно ст. 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета – это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Данные налогового учета – это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронной форме и (или) любых машинных носителях (ст. 314 НК РФ).

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления (ст. 314 НК РФ).

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы (ст. 314 НК РФ). Таким образом, все записи, вносимые в налоговые регистры, должны быть документально подтверждены.

Подтверждением данных налогового учета являются (ст. 313 НК РФ):

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет) (ст. 314 НК РФ). Например, если организация реализовала основное средство с убытком, то форма налогового регистра должна быть разработана таким образом, чтобы в ней содержалась вся необходимая информация об этом основном средстве и операции по его продаже в течение всего срока списания убытка.

Требования к составу регистров налогового учета

Данные налогового учета должны отражать (ст. 313 НК РФ):

- порядок формирования суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок формирования сумм создаваемых резервов;

- задолженность по расчетам с бюджетом по налогу.

Согласно ст. 315 НК РФ налогоплательщик по окончании отчетного (налогового) периода обязан составить расчет налоговой базы по налогу на прибыль по данным налогового учета. Соответственно, аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы (ст. 314 НК РФ).

Статьей 315 НК РФ установлен перечень показателей, которые должны включаться в сводный расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Отсюда вытекают и требования к составу регистров налогового учета. Как минимум, у организации в отчетном (налоговом) периоде должны быть сформированы регистры, на основании которых он могла бы заполнить сводный расчет.

Регистры налогового учета в организациях госсектора

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Все без исключения формы налоговой отчетности формируются на основании данных налогового учета. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам также заполняются исходя из учетных данных.

В целях подтверждения данных налогового учета (учета операций по начислению и уплате страховых взносов) организация госсектора должна в полном объеме использовать возможности систематизации данных в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета - в эти регистры могут включаться дополнительные реквизиты (строки) (см. Методические рекомендации - Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н; п. 19 Инструкции N 157н).

В случае, если использование регистров бухгалтерского (бюджетного) учета в целях организации налогового учета (в том числе по страховым взносам) невозможно или нецелесообразно, учреждение самостоятельно разрабатывает формы регистров, которые будут использоваться исключительно в целях систематизации данных налогового учета (учета по страховым взносам).

Уполномоченные органы могут рекомендовать налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам страховых взносов) использовать в целях ведения налогового учета (учета по страховым взносам) ту или иную форму (см., например, письма Минфина России от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6, от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155, письмо ПФР и ФСС РФ от 09.12.2014 NN АД-30-26/16030, 17-03-10/08/47380).

Однако окончательное решение остается за налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) - формы регистров налогового учета (учета по страховым взносам) утверждаются учреждением самостоятельно при разработке локального стандарта учета ( учетной политики для целей налогообложения ).

Внимание

Регистры налогового учета (учета по страховым взносам) формируются в целях:

- обоснования законности определения суммы налогов (взносов), подлежащей уплате в бюджет или возврату из бюджета;

- оптимизации трудозатрат сотрудников бухгалтерской службы по формированию налоговой отчетности, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Соответственно, включение в регистр тех или иных реквизитов должно быть обусловлено необходимостью систематизации (накопления) данных, необходимых для заполнения определенной строки (графы) налогового отчета (расчета по страховым взносам).

Далее подробнее остановимся на вопросах применения учетных регистров в целях организации налогового учета по некоторым налогам.

Налог на прибыль

Одной из главных составляющих налогового учета в целях исчисления налога на прибыль являются налоговые регистры.

Налоговые и иные органы не вправе определять обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Данные налогового учета должны отражать:

Данные налогового учета подтверждаются содержанием:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов (если они создаются);

5) сумму задолженности по налогу

1) первичных учетных документов, включая Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) ;

2) аналитических регистров налогового учета;

3) расчетов налоговой базы

Регистры налогового учета являются связующим элементом между первичными документами и расчетом налога на прибыль. Они предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах и представляют собой специально разработанные таблицы, справки бухгалтера, иные документы, группирующие информацию об объектах налогообложения (ст. 314 НК РФ).

Налоговым законодательством не предусмотрены какие-либо конкретные формы регистров налогового учета. В ст. 313 НК РФ перечислены только обязательные реквизиты, которые они должны содержать:

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

При разработке аналитических регистров налогового учета учреждение может воспользоваться рекомендациями по их составлению "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", изданными еще в 2001 г. Многие из них, конечно, уже устарели, но за основу для формирования своей системы налогового учета их взять можно. К тому же у учреждения регистров налогового учета будет не так много.

Перечень и тип налоговых регистров определяются в первую очередь тем, какую информацию бухгалтер собирается в них фиксировать - всю, имеющую отношение к налоговому учету, или только ту, которая касается различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Аналитические налоговые регистры могут формироваться по операциям, для которых установлен специфический порядок налогообложения (к таким операциям относится, например, распределение расходов между необлагаемой и облагаемой приносящей доход деятельностью). При этом информация об операциях, в отношении которых налоговая специфика отсутствует, может быть взята из данных бухгалтерского учета.

Внимание

В отличие от регистров бухгалтерского учета налоговые формы предназначены для систематизации данных без распределения (отражения) по счетам учета. Однако чтобы упростить сверку доходов (расходов) с данными бухгалтерского учета, в регистрах можно предусмотреть указание на соответствующие счета (коды) бухгалтерского учета доходов (расходов).

Итак, конкретные формы регистров налогового учета и порядок их применения учреждению необходимо разработать самостоятельно. При выборе (разработке) форм регистров, которые будут использоваться в целях подтверждения данных налогового учета, желательно действовать следующим образом.

Определяем, какая информация необходима для подтверждения обоснованности определения налоговой базы и (или) формирования определенного показателя налоговой отчетности.

Пример

При налогообложении прибыли организации в составе расходов могут учитываться суммы амортизации , начисленные различными методами по амортизируемому имуществу. Данные суммы подлежат отражению по строкам 131 - 134 Приложения N 2 к Листу 02 Декларации по налогу на прибыль организаций, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.

Отвечаем на вопрос: Достаточно ли для решения соответствующей задачи информации, содержащейся в применяемых регистрах бухгалтерского учета?

Положительный ответ на вопрос означает, что определенный регистр бухгалтерского учета одновременно является и регистром налогового учета.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для расчета налоговой базы, необходимо определить, целесообразно ли включать в эти регистры дополнительные реквизиты для решения задач налогового учета.

Дополняя соответствующими реквизитами регистры бухгалтерского учета, учреждение формирует регистры налогового учета.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации, но дополнять их какими-либо реквизитами нецелесообразно, следует разработать самостоятельные регистры налогового учета.

Пример

Не все амортизационные отчисления, учтенные в бухгалтерском учете по коду вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность", признаются в налоговом учете.

Так, например, для целей исчисления налога на прибыль не начисляется амортизация по имуществу, полученному в качестве целевых поступлений или приобретенному за счет средств целевых поступлений, например в виде пожертвований или грантов (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Кроме того, первоначальная стоимость амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться, так как при расчете налога на прибыль учреждение вправе применить так называемую "амортизационную премию" (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Учитывая приведенные выше обстоятельства, в бюджетном (автономном) учреждении принято решение о ежемесячном формировании отдельного регистра налогового учета в целях обобщения и систематизации данных по начислению амортизации, учитываемой в расходах. Согласно учетной политике для целей налогового учета в учреждении применяется регистр налогового учета по следующей форме:

Регистр-расчет амортизации за месяц 20__ г.

Амортизационная группа, шифр

Первоначальная (восстановительная) стоимость

Сумма накопленной амортизации

Срок полезного использования

Амортизация за месяц

В соответствии со ст. 230 НК РФ организации госсектора обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Форму такого документа учреждение также разрабатывает самостоятельно, но в этом налоговом регистре обязательно должна содержаться следующая информация:

- сведения, по которым можно будет идентифицировать человека (фамилия, имя, отчество, ИНН и т.д.);

- вид выплаченных доходов и вид предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с утвержденными кодами (приказ ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@);

- дата выплаты дохода;

- статус налогоплательщика (резидент или нерезидент);

- даты удержания и перечисления налога в бюджет;

- реквизиты платежного документа, по которому налог был уплачен.

Глава 21 НК РФ не содержит упоминания о налоговых регистрах, однако положения этой главы содержат требования о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). В качестве налоговых регистров по НДС могут быть использованы счета-фактуры, книги покупок и продаж, а также специальные расчеты и аналитические ведомости.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Госсектор: учет, отчетность, финконтроль " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):

Налоговые формы включают в себя:

  • Налоговую отчетность;
  • Налоговое заявление;
  • Налоговые регистры.

Налоговая отчетность

Налоговая отчетность – документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в органы налоговой службы в соответствии с порядком и требованиями, установленными Налоговым Кодексом РК. Налоговая отчетность содержит сведения о налогоплательщике, об объектах налогообложения, об исчислении налоговых обязательств, взносов, отчислений и другие необходимые сведения.

Уполномоченным органом утверждаются требования форматно-логического контроля, которые должны соблюдаться при составлении налоговой отчетности.

Налоговая отчетность включает в себя налоговые декларации, расчеты, отчетность по мониторингу, заявления и т.д.

Налоговая отчетность делится на следующие виды:

  • Первоначальная – представляется лицом за период, в котором произведена постановка на регистрационный учет или впервые возникли налоговые обязательства.
  • Очередная - представляется лицом за периоды, следующие за периодом, в котором произведена постановка на регистрационный учет или впервые возникли налоговые обязательства.
  • Дополнительная – представляется лицом при внесении изменений или дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, к которому относятся данные изменения или дополнения.
  • Дополнительная по уведомлению – представляется лицом при внесении изменений или дополнений в ранее представленную налоговую отчетность за налоговый период, в котором налоговым органом выявлены нарушения по результатам камерального контроля.
  • Ликвидационная – представляется лицом при прекращении деятельности или реорганизации налогоплательщика, а также при снятии с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.

Если налогоплательщик относится к категориям, для которых установлены различные формы налоговой отчетности, то такой налогоплательщик составляет налоговую отчетность для каждой категории, к которой он относится.

Налогоплательщики могут представлять налоговую отчетность в явочном порядке (на бумажном носителе), по почте заказным письмом с уведомлением (на бумажном носителе), в электронной форме (посредством системы приема и обработки налоговой отчетности).

Налогоплательщики вправе продлить срок представления налоговой отчетности при условии ее представления в электронной форме. Для этого налогоплательщик направляет в налоговый орган уведомление о продлении срока представления налоговой отчетности. При этом продление срока представления налоговой отчетности не изменяет срока уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет, взносов и отчислений.

Для внесения изменений или дополнения в налоговую отчетность, налогоплательщиком представляются дополнительные налоговые формы. В дополнительной налоговой отчетности указывается разница между ранее представленными суммами и фактическими, либо новое значение, при изменении остальных данных в ранее представленной налоговой отчетности.

Налоговая отчетность может быть отозвана методом удаления или методом изменения. При отзыве налоговой отчетности методом удаления, налоговая отчетность удаляется полностью. При отзыве налоговой отчетности методом изменения, в ранее представленную налоговую отчетность вносятся изменения или дополнения.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» формы налоговой отчетности расположены в разделе Отчеты - Регламентированные отчеты.

Регламентированные формы отчетности

Налогоплательщик может сформировать реализованные формы налоговой отчетности, как за текущий период, так и за предыдущие по формам прошлых периодов.

Налоговое заявление

Налоговое заявление - документ налогоплательщика (налогового агента), представляемый в орган налоговой службы с целью реализации его прав и исполнения обязанностей.

Формы налоговых заявлений утверждены Приказом Министра Финансов РК «Об утверждении форм налоговых заявлений» от 12 февраля 2018 года № 160.

Также как и налоговая отчетность, налоговые заявления могут быть представлены в явочном порядке (на бумажном носителе), по почте заказным письмом с уведомлением (на бумажном носителе), в электронной форме (в форме электронного документа налогоплательщика).

Налоговые регистры

Налоговый регистр - документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением.

Налоговые регистры ведутся в виде специальных форм. Формы налоговых регистров разрабатываются налогоплательщиками самостоятельно, за исключением утвержденных Приказом МФ РК «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления» от 19 марта 2018 года № 388.

Утвержденные формы налоговых регистров составляются различными категориями налогоплательщиков, в том числе индивидуальными предпринимателями, которые не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, крупными налогоплательщиками, подлежащими мониторингу.

Формы налоговых регистров предоставляются должностным лицам налоговых органов при проведении документальных проверок на бумажных или электронных носителях.

В конфигурации Бухгалтерия 8 для Казахстана реализованы формы налоговых регистров как по утвержденной форме, так и разработанные в произвольной форме с учетом требования НК РК.

Регистры налогового учета расположены в разделе Отчеты - Регистры налогового учета.

В конфигурации реализованы следующие регистры:

  • Регистр налогового учета по ИПН и СН;
  • Регистр налогового учета по применению инвестиционных налоговых преференций;
  • Регистр налогового учета по счетам-фактурам;
  • Регистр налогового учета по фиксированным активам;
  • Универсальный регистр налогового учета.

    Правильное ведение регистров принципиально для целей грамотного налогового учета. Регистры обычно внимательно изучаются в ходе проверок. Нарушения в них довольно просто обнаружить. И за подобные нарушения назначаются высокие штрафы. Как избежать ответственности? Нужно вести регистры правильно. Рассмотрим базовые правила, актуальные для этой формы учета.

    Что собой представляет налоговый регистр

    Регистры – это элементы налогового учета. Они ведутся компаниями, выплачивающими налог на прибыль. Регистры обязаны формировать и агенты по НДФЛ.

    В регистры заносятся все сведения, необходимые для установления размера налога на прибыль (статья 314 НК РФ). Затем эти сведения систематизируются. На их основании определяется налоговая база.

    Регистры – это сводные формы для систематизации информации, которые сгруппированы на основании главы 25 НК РФ. При этом они не помещены на счета бухучета. Соответствующее определение приводится в статье 314 НК РФ.

    Данные регистра должны отвечать, в том числе, на эти вопросы:

    • На базе каких документов определена база для обложения налогами?
    • Каков метод формирования этой базы?

    Статья 314 НК РФ указывает на то, что регистры формируются на базе первички. При их заполнении нужно исключить эти недочеты:

    • Ошибки и опечатки.
    • Беспорядочное внесение сведений.
    • Наличие пропусков.

    Заполняются НР исключительно в хронологическом порядке.

    ВАЖНО! Информация из регистров составляет налоговую тайну: сведения нельзя разглашать. В обратном случае накладывается ответственность.

    Как должен выглядеть регистр

    В НК РФ практически нет сведений, касающихся именно вида регистра. В Кодексе есть только общая информация. То есть задача по оформлению документов возлагается на организации.

    Но в статье 313 НК РФ указаны обязательные сведения, которые нужно включить в регистр. В частности, это следующие пункты:

    • Название.
    • Период.
    • Название проделанной операции.
    • Итоги операции в рублях.

    Документ заверяется подписью ответственного сотрудника. Подпись сопровождается расшифровкой.

    Если это регистр НДФЛ, в него включаются эти сведения:

    • Вид дохода.
    • Льготы по НДФЛ, сокращающие налогооблагаемую базу.
    • Размеры выплат.
    • Даты выплат.
    • Размер исчисленного налога.
    • Дата удержания налога.
    • Информация о платежках, которые подтверждают выплату налога.

    Правила, относящиеся к налоговым регистрам, практически идентичны правилам, относящимся к бухгалтерской первичке. А потому у некоторых специалистов возникает вопрос о возможности заменить регистры бухгалтерской документацией. В НК РФ нет запретов касательно этого. Более того, в статье 313 НК РФ есть тому косвенное разрешение. Но в этой же статье прописано, что, если бухгалтерских данных недостаточно, их требуется дополнить. По результатам дополнений и формируется регистр.

    ВНИМАНИЕ! Регистры ведутся и в бумажной, и в электронной форме. Электронная документация просто распечатывается, если для этого есть необходимость (к примеру, требование налоговой).

    Как сформировать регистры

    Как уже упоминалось, закон не устанавливает форму для регистров. Она определяется организацией самостоятельно. Разработанная форма закрепляется в учетной политике. Для этого требуется издать приказ.

    Регистры могут разительно различаться по внешнему виду в зависимости от компании. В законе нет ограничений, касающихся формы. Но налогоплательщик должен соблюдать общее правило – в регистрах указываются все сведения, требующиеся для налогового учета. Из предоставленных данных должно быть ясно, как формировалась база под налогообложение.

    Данные можно по-разному группировать. Допускается использование таблиц, списков. Однако применяемый инструмент группировки должен быть внесен в учетную политику.

    Несмотря на определенную свободу, налогоплательщик должен помнить о ряде ограничений. В частности, в регистре должны присутствовать обязательные реквизиты. Если этих реквизитов нет, регистр будет считаться недействительным.

    Регистры по налогу на прибыль

    Регистры заполняются на базе первички и счетов бухучета. Требуются они для установления размера налога на прибыль. Бланки регистров разрабатываются с учетом специфики работы компании.

    Как уже упоминалось, налоговые регистры могут заменяться бухгалтерскими документами. Но иногда нужно создавать регистры отдельно. Это актуально для операций, итоги по которым имеют разное отражение в налоговом и бухгалтерском учетах. Если организация имеет дело с подобными операциями, стоит разрабатывать регистры.

    Требуется учитывать, что иногда нормы бухучета и налогового учета отличаются.

    Соответственно, разными должны быть и документы для учета. И в этом случае пригодятся налоговые регистры.

    Если организация имеет дело только с операциями, которые одинаково документируются с точки зрения и налогового, и бухгалтерского учета, отдельных регистров не требуется. Они просто заменяются на бухгалтерские регистры. Единая форма экономит время и облегчает расчеты.

    Для формирования декларации по налогу на прибыль потребуется минимум два налоговых регистра: по доходам и тратам. Сведения о доходах и тратах нужны для установления размера прибыли. Именно она является налогооблагаемой базой, на основании которой и определяется размер налога.

    Два регистра – это самый минимум, который пригодится при расчетах. Иногда вводятся вспомогательные регистры. Актуальны они тогда, когда организация занимается сразу несколькими направлениями деятельности. Регистры стоит завести, когда компания сталкивается с особыми операциями, предполагающими особый порядок образования налогооблагаемой базы.

    Можно ли не разрабатывать формы регистров?

    Что делать, если представители организации не хотят заниматься разработкой форм регистров? В этом случае возникает риск наложения ответственности на основании статьи 120 НК РФ. Чтобы избежать наказания, компания может просто взять уже существующие формы. Перечень их содержится в рекомендациях МНС «система для установления прибыли» от 19 декабря 2001 года.

    Примеры

    Есть две основных формы регистра. Это регистры, отражающие доходы и расходы. Но к ним при необходимости могут быть добавлены дополнительные формы. К примеру, в одной организации могут быть следующие регистры:

    • Доходы от продажи.
    • Траты, сокращающие доходы от продажи.
    • Внереализационные доходы.
    • Внереализационные траты.

    Регистров может быть и больше. Все зависит от нужд конкретной фирмы. К примеру, можно ввести эти НР:

    • Выручка от продажи товаров собственного производства.
    • Выручка от продажи товаров, которые ранее были закуплены оптом.
    • Выручка от продажи прочих изделий.

    При оформлении каждого регистра нужно придерживаться положений НК РФ. К примеру, при заполнении регистра «Доходы от продажи» нужно помнить, что выручка должна фиксироваться без учета НДС и акцизов. Соответствующее правило приведено в пункте 1 статьи 248 НК РФ.

    Для заполнения такого регистра нужно пользоваться сведениями из бухучета. В частности, счетами 90 и 91. Данные бухучета и сведения в регистрах не должны противоречить друг другу.

    2.4. Единый социальный налог. Налоговые регистры по ЕСН.

    Единый социальный налог (ЕСН) регламентирован 24 главой НК РФ. Он является прямым и специальным.

    Плательщиками ЕСН являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, производящие выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой.

    Объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по выплаты авторским договорам. Для прочих налогоплательщиков объектом обложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

    Не относятся к объекту налогообложения выплаты в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если такие выплаты в текущем отчетном (налоговом) периоде:

    - у налогоплательщиков-организаций не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль;

    - у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ;

    - другие случаи, предусмотренные НК РФ.

    Налоговой базой является:

    - для организаций и индивидуальных предпринимателей: сумма начисленных в пользу физических лиц за налоговый период выплат и иных вознаграждений

    для остальных налогоплательщиков - сумма доходов, полученных за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

    От уплаты налога освобождаются:

    1. Организации - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

    2. Следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

    общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

    учреждения, созданные для достижения социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

    3. Индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.

    Налоговые ставки по ЕСН:

    Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

    с суммы, превышающей

    с суммы, превышающей

    3 080 руб. + 0,6 % с суммы, превышающей 280 000 руб.

    с суммы, превышающей

    Налоговые ставки по обязательному пенсионному страхованию:

    Налоговая база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Для лиц 1966 г. рождения и старше на финансирование страховой части пенсии Для лиц 1967 г. рождения и моложе на финансирование страховой части пенсии Для лиц 1967 г. рождения и моложе на финансирование накопительной части пенсии
    До 280 000 руб. 14 % 10 % 4 %
    От 280000 руб. до 600 000 руб. 39 200 + 5,5% с суммы превышающей 600 000 руб. 28 000 + 3,9 % с суммы превышающей 600 000 руб. 11 200 + 1,6 % с суммы превышающей 600 000 руб.
    Свыше 600 000 руб. 56 800 40 480 16 320

    Сумма налога исчисляется и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд. Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), сумма которого не может превышать сумму налога (авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет.

    Налоговый период - календарный год. Отчетные периоды - первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

    По итогам каждого календарного месяца производится расчет ежемесячных авансовых платежей. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики представляют в налоговый орган Расчет о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей, о сумме налогового вычета, о суммах фактически уплаченных страховых взносов.
    Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, уплачивается не позднее 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН.

    Д 20, 23, 25, 26, 29, 44; К69/1 – Произведены отчисления в ФСС

    Д 20, 23, 25, 26, 29, 44; К69/2 – Произведены отчисления в Пенсионный Фонд (ПФ)

    Д 20, 23, 25, 26, 29, 44; К69/3 – Произведены отчисления в ФОМС

    Читайте также: