Регистрация казенного учреждения в налоговой

Опубликовано: 16.05.2024

1. Оформление заявления Р11001: общие правила

При оформлении заявления на регистрацию компании данные требуется вносить строго на основании подтверждающих документов. Заполняя форму Р11001, могут понадобиться такие документы, как:

  1. Выписка из ЕГРЮЛ, если учредитель - юридическое лицо.
  2. Документ, удостоверяющего личность, если участником является физическое лицо.
  3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и классификатор адресов России - есть в интернете.

Следует придерживаться основных требований при заполнении формы Р1001:

  1. Каждому знаку соответствует одна отдельная ячейка.
  2. Писать можно только лишь прописными печатными буквами.
  3. При заполнении Р11001 на бумаге вручную пользуйтесь ручкой с чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
  4. Если документ заполняется в электронном виде, используется шрифт Courier New, размер - 18.
  5. Поля остаются незаполненными, если в них отсутствует информация. Прочерки ставить не надо.
  6. Листы, не требующие заполнения, не распечатываются.
  7. Все страницы заявления должны быть пронумерованы тремя цифрами. Нумерация начинается с «001».
  8. При указании контактного номера телефона не нужно писать скобки, пробелы, прочерки. А любой российский номер, даже стационарный, должен начинаться с +7.

2. Как правильно заполнить страницы заявления на регистрацию ООО

Заявление по форме Р11001


Пример заявления Р11001 на регистрацию ООО - Создать заявление

2.1. Титульный лист с данными об обществе

Все без исключения обязаны заполнить первые четыре страницы формы. В них содержатся основные регистрационные данные об организации.





На страницах титульного листа необходимо указать такие сведения об обществе:

  • Полное название и организационно-правовая форма. Например, Общество с ограниченной ответственностью «Крона». Если название не умещается на одной строке, можно продолжить писать ниже, не используя при этом знак переноса и не пропуская клетки. Затем при наличии - сокращенное название (ООО «Крона»).
  • Если у ООО есть иностранное наименование, в пункте 2 нужно указать код языка. Само название не пишите, если только оно не на английском языке (код 016). Тогда указывается полное и сокращенное (если есть) английское наименование.
  • Юридический адрес ООО. После изменений налоговой от 25.11.2020 г. для указания адреса добавлены новые поля. Как правильно вписать местонахождение и адрес ООО в его пределах, читайте ниже.
  • Адрес электронной почты юридического лица, который будет доступен публично в выписке ЕГРЮЛ. Если добавите такой адрес, это может пойти на пользу для связи клиентов и партнеров с ООО. Но не путайте такой электронный адрес с тем, что указывается на последнем листе. Второй адрес виден лишь налоговой, на него вам пришлют документы. Эти адреса могут совпадать по вашему желанию.
  • Выберите уставный капитал, указывая цифру 1. При внесении величины капитала в левом поле перед разделительной точкой пропишите сумму в рублях, а в правом поле - копейки. Клетки справа остаются незаполненными в случае, если сумма целая.
  • Номер типового устава. Если юридическое лицо будет работать по одному из таких уставов, указываем его номер. В этому случае пункт 9 не заполняется.
  • Данные о взаимодействии нескольких руководителей ООО, при наличии. Можно выбрать, совместно или независимо друг от друга будут осуществлять деятельность руководители ООО.
  • Информация о корпоративном договоре, предусматривающем объем правомочий учредителей, непрапорциональный размеру их долей, или содержащем ограничения и условия отчуждения долей. Если такой договор заключен, проставьте значение 1 в соответствующем поле.

2.2. Местонахождение и полный адрес компании

Вначале на странице 002 нужно написать место нахождения общества с ограниченной ответственностью:


  • Код субъекта РФ.
  • Сведения о муниципальном образовании. Они вносятся путем заполнения двух полей: в первом поле напишите цифровое значение, соответствующее виду муниципального образования, во втором - название муниципального образования.
    Если вы не уверены, что сможете заполнить данные поля верно, обратитесь к нашему онлайн-сервису! Он бесплатно сам определит муниципальное образование вашего общества, правильно заполнит форму № Р11001, а также все другие регистрационные документы.
  • Затем в сведениях о населенном пункте также заполните два поля: вид и наименование.
    Для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и Байконура напишите только код субъекта РФ. Указывать муниципальное образование и населенный пункт не нужно.

Далее на странице 003 титульного листа нужно внести сведения об адресе организации в пределах ее местонахождения:


  • Сначала поля с указанием субъекта, муниципального образования, населенного пункта заполняются, как в пункте 3. Однако здесь эта информация указывается даже для Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и Байконура.
  • Далее заполняются графы для следующих элементов:
    • Планировочной структуры (например, квартал, микрорайон, зона),
    • Улично-дорожной сети. Чаще всего это улица. Но возможны и бульвар, кольцо, шоссе, тупик и др.,
    • Уточнения адреса объекта: можно указать номер здания или сооружения (например, д. 15, стр. 1); помещение в пределах здания или сооружения (например, этаж/помещ., 2/6); помещение в пределах помещения (например, офис/ком., 111/3).


2.3. Информация об учредителях ООО

Данные об учредителях ООО должны указываться на листах А, Б, В.


Лист А. Страница 1


Лист А. Страница 2

Лист А: если учредителем является юридическое лицо. Для российской компании-участника впишите ИНН и ОГРН. Если учредитель - иностранная организация, укажите ИНН, при наличии; полное название в русской и латинской транскрипции; код страны происхождения согласно справочнику, регистрационный номер и код налогоплательщика в стране происхождения, если он присвоен.

Пропишите долю участника-юр. лица в уставном капитале общества и данные о корпоративном договоре, который предусматривает количество голосов, непропорциональное размеру доли учредителя – при наличии.

Если нужно ограничить доступ к информации об этом учредителе, в пункте 5 ставьте значение 1. А основания для ограничения укажите в листе З формы.

Если ООО учреждают несколько компаний, то следует подготовить соответствующее количество экземпляров листа А.


Лист Б (страница 1)


Лист Б (страница 2)

Лист Б: если учредитель - физическое лицо. Если участников-физ. лиц двое и более, на каждого из них заполните отдельный лист.

В графы вносятся ФИО (иностранные граждане и лица без гражданства указывают полное имя в русской транскрипции), ИНН при наличии, пол, дата рождения, место рождения - только для россиян, информация о гражданстве, паспортные данные.

Далее указываются стоимость и размер доли учредителя-физ. лица в уставном капитале ООО.

Если в компании заключен корпоративный договор, предусматривающий количество голосов, непропорциональное размеру доли учредителя, нужно указать об этом в пункте 9.

Если нужно ограничить доступ к данным о таком учредителе, в пункте 10 проставьте цифру 1. А причны для ограничения укажите в листе З формы Р11001.

Лист В подлежит заполнению, когда общество создают РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Лист Г заполните, если доля в уставном капитале организации входит в состав имущества паевого инвестиционного фонда.

А лист Д - если в состав общего имущества участников договора инвестиционного товарищества.

2.4. Данные о руководителе организации


Лист Е. Страница 1


Лист Е. Страница 2

Лист Е должен содержать сведения о руководителе организации - лице, осуществляющем текущее управление деятельностью ООО и имеющем право представлять юр. лицо без доверенности на законных основаниях.

Если в ООО действуют нескольких руководителей, то заполняется соответствующее количество листов Е.


2.5. Виды экономической деятельности компании


Регистрируя общество с ограниченной ответственностью, следует указать основной и дополнительный виды экономической деятельности компании на листе Ж. Если вы хотите внести большее количество дополнительных кодов ОКВЭД, чем предусмотрено одним листом Ж, необходимо распечатать дополнительные листы. Коды деятельности определяются по справочнику ОКВЭД-2 и должны состоять минимум из 4 цифр.

2.6. Ограничение доступа к сведениям об обществе

На листе З указываются обстоятельства, которые являются основанием для ограничения доступа к сведениям о юридическом лице.

Перечень оснований для этого можно найти в ФЗ N 290 от 3 августа 2018 «О международных компаниях и международных фондах», в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 729 и других актах.

Например, в 2021 году правом на ограничение доступа к сведениям об ООО, содержащимся в ЕГРЮЛ, обладают организации, находящиеся на территории Республики Крым или г. Севастополя.

Налогообложение автономных, бюджетных и казенных учреждений

Начиная с 2011 года муниципальные учреждения образования могут быть автономными, бюджетными и казенными (абз.2 п.2 ст.120 ГК РФ). При этом все они являются некоммерческими организациями.

Учитывая нормы Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 г., а также нормы налогового и иного законодательства, особенности исчисления, декларирования и оплаты налогов, взносов и сборов этих учреждений нижеследующие:

1. Казенное муниципальное учреждение образования.

1.1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с нормами Главы 23 Налогового кодекса РФ казенное муниципальное учреждение образования является налоговым агентом по исчислению, отчетности и уплате в бюджет НДФЛ со всех доходов, выплачиваемых учреждением физическим лицам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (кроме индивидуальных предпринимателей), не предусматривающих перехода права собственности.

1.2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

1.3. Налог на имущество.

Казенное муниципальное учреждение образования в 2011г. освобождено от исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество на основании п.2 ст.4 закона Ульяновской области N 060-ЗО "О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области".

1.4. Транспортный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком транспортного налога в соответствии с нормами Главы 28 Налогового кодекса РФ и закона Ульяновской области N 130-ЗО "О транспортном налоге в Ульяновской области".

1.5.Земельный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком земельного налога в соответствии с нормами Главы 31 Налогового кодекса РФ и Решением Ульяновской городской думы N 135 "О земельном налоге на территории Муниципального образования "Город Ульяновск" относительно только тех земельных участков, по которым у казенных учреждений имеется зарегистрированное в установленном законодательством порядке право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ.

1.6. Экологический сбор.

1.7 Налог на добавленную стоимость (НДС).

Казенное муниципальное учреждение образования в качестве некоммерческой образовательной организации освобождено от НДС по выполнению работ в рамках образовательного процесса при исполнении бюджетной сметы или установленного муниципального субсидируемого задания, расходы по которому финансируются из бюджета (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ).

При наличии в казенном муниципальном учреждении образования своей столовой, то реализация продукции питания столовой в этом учреждении освобождена от НДС (пп.5 п.2 ст.149 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение школьного и дошкольного образования освобождено от НДС по оказанию услуг по содержанию детей в дошкольном учреждении, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

При этом с 01.01.2011 г. образовательная деятельность лицензируется и для освобождения от НДС по вышеуказанным 3-м видам льгот обязательным условием является наличие у учреждения лицензии на образовательную деятельность по образовательной программе (п.6 ст.149 НК РФ, пп.105 п.1 ст.17 и пп.9 п.2 ст.17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ N 87 от 16.02.2011 г.).

Не освобождено от НДС получение доходов казенным муниципальным учреждением образования от сдачи находящегося в оперативном управлении имущества в аренду. При этом сумма арендной платы должна включать в себя сумму НДС, а арендатор является налоговым агентом учреждения по исчислению, удержанию, декларированию и уплате в бюджет суммы НДС с арендной платы (п.3 ст.161 НК РФ).

НДС с суммы оплаты арендатором коммунальных платежей и иных платежей по договору аренды (кроме арендной платы) арендатор исчисляет и уплачивает в бюджет самостоятельно в качестве налогового агента муниципального казенного учреждения образования только в том случае, если в договоре аренды установлено, что арендная плата состоит из 2-х частей: плата за арендуемую площадь - постоянная часть арендной платы и плата за коммунальные и иные услуги - переменная часть арендной платы (основание - ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г).

Если в договоре указано, что коммунальные и иные платежи (электроэнергия, уборка помещений и пр.) возмещаются (компенсируются) арендатором, то ни арендодателю, ни арендатору в качестве налогового агента не нужно исчислять и оплачивать в бюджет НДС с суммы такого возмещения (основание письма ФНС РФ N ШС-22-3/86@ от 04.02.2010 г., N ШТ-6-03/1040@ от 27.10.2006 г. и N ШТ-6-03/340@ от 23.04.2007 г.). Счет-фактуру на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) в этом случае арендодатель арендатору не выставляет.

Не освобождено от НДС оказание казенным муниципальным учреждением образования прочих платных услуг, не указанных выше в перечне услуг, льготируемых по НДС для таких учреждений, например, консультационных и т.п.

Однако, приносящая доход деятельность казенных муниципальных учреждений образования может осуществляться только в рамках уставной деятельности и о возможности осуществления этой деятельности должно быть сказано в уставе учреждения.

Следовательно, если казенное муниципальное учреждение образования имеет исчисленный самостоятельно НДС по доходам от указанных в уставе платных услуг (кроме НДС от арендной платы, который исчисляется арендатором, и льготируемых ст.149 НК РФ), то учреждение имеет право на налоговые вычеты по НДС относительно тех затрат, которые непосредственно произведены для выполнения облагаемых НДС доходов (ст.171 НК РФ).

Условием принятия налоговых вычетов является наличие счетов-фактуры поставщиков и оприходование в учете произведенных затрат по первичному учетному документу: накладной, акту и т.п. (ст.172 НК РФ). Наличие оплаты поставщику не является необходимым условием принятия НДС к вычету(кроме оплаты при импорте учреждением товаров, услуг).

Если произведенные затраты относятся одновременно к деятельности, облагаемой НДС, и к деятельности, не облагаемой НДС, то следует организовать раздельный учет того, какая часть НДС по счету-фактуре, относящая к облагаемой НДС деятельности, подлежит вычету. При отсутствии такого учета сумма НДС по таким счетам-фактурам полностью не принимается к вычету (п.4 ст.170 НК РФ).

Казенное муниципальное учреждение образования может воспользоваться правом освобождения от обязанностей плательщика НДС по нормам ст.145 НК РФ.

1.8. Налог на прибыль.

С 01.01.2011 г. учет, декларирование и оплату в бюджеты налога на прибыль муниципальные казенные учреждения образования ведут по нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ в целом, а не только, как ранее по нормам ст.321.1 НК РФ, которая отменена с 01.01.2011 г.

Согласно нормам Главы 25 НК РФ доходы (бюджетное финансирование), полученные казенными муниципальными учреждениями образования от оказания муниципальных услуг, от исполнения муниципальных функций, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.33.1 п.1 ст.251, пп.14 п.1 ст.251, п.3 п.2 ст.251 НК РФ).

Под муниципальными услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст.6 БК РФ, п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

В соответствии с новым п.48.11 ст.270 НК РФ затраты казенных муниципальных учреждений образования , связанные с исполнением муниципальных функций, не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль.

Иные доходы от приносящей доход деятельности, получаемые казенными муниципальными учреждениями образования, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.1 ст.247, п.1 ст.248 НК РФ).

Соответственно, расходы, фактически осуществленные казенными муниципальными учреждениями образования в связи с ведением приносящей доход деятельности, учитываются в целях налогообложения в качестве расходов, если они удовлетворяют условиям п.1 ст.252 НК РФ, а именно:

- произведенный учреждением расход является обоснованным (экономически оправданным);

- имеется документальное подтверждение произведенного расхода;

- расход произведен учреждением в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Муниципальное казенное учреждение образования в целях исчисления налога на прибыль (не в целях бухгалтерского бюджетного учета) не начисляет амортизацию на основные средства, приобретенные учреждением за счет бюджетных средств, то есть эти основные средства амортизируются по бюджетному бухгалтерскому учету, но не подлежат амортизации в целях налогообложения налогом на прибыль (даже если эти основные средства используются не только в бюджетной деятельности, но и в деятельности, приносящей доход) (пп.1, 2, 3 п.2 ст.256 НК РФ ).

При отсутствии приносящей доход деятельности как таковой у казенного муниципального учреждения образования могут возникать ситуации, когда оно должно исчислить налог на прибыль с полученных внереализационных доходов.

К таким доходам относятся, в частности:

- суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению, а также суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п.3 ст.250 НК РФ);

- лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (пп.5 ст.250 НК РФ);

- суммы процентов по договорам банковского счета, начисляемых банком на остаток денежных средств на счете учреждения (п.6 ст.250 НК РФ );

- суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученных учреждением безвозмездно (за исключениями, предусмотренными ст.251 НК РФ) (п.8 ст.250 НК РФ);

- суммы пожертвований, использованные не по назначению (п.14 ст.250НК РФ);

- стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп.18 п.1 ст.251 НК РФ) (п.13 ст.250 НК РФ);

- стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п.20 ст.250 НК РФ).

Сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены в ст.287НК РФ.

По итогам отчетного периода (I квартала, первого полугодия, 9 месяцев) уплачивается авансовый платеж по налогу на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в отчетном периоде прибыли.

Срок уплаты этого авансового платежа - не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

По истечении налогового периода (календарного года) подлежит уплате налог на прибыль, исчисленный исходя из фактически полученной в налоговом периоде прибыли (за минусом оплаченных авансовых платежей). Налог на прибыль по итогам года уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль казенными муниципальными учреждениями, имеющими обособленные подразделения, установлены

В соответствии с п.1.1 ст.284 НК РФ учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность (в том числе казенными), применяется налоговая ставка налога на прибыль 0% при соблюдении следующих условий, перечисленных в, п.п.1, 3 ст.284.1 НК РФ:

1. Вид образовательной деятельности учреждения включен в Перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. В настоящее время такой перечень Правительством РФ не утвержден.

2. Учреждение имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90% от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы (то есть бюджетное финансирование и субсидии не входят в расчет), либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

4. В штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников.

5. Учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Положения п.1.1 ст.284 НК РФ применяются с 01.01.2011 до 01.01.2020. Следует иметь в виду, что образовательные учреждения, удовлетворяющие критериям ст.284.1 НК РФ, практически смогут воспользоваться ставкой по налогу на прибыль 0% только с 1 января 2012 г., подав не позднее 30 ноября 2011 г. в налоговый орган соответствующее заявление с приложением копий необходимых документов (п.5 ст.284.1 НК РФ).

Применять налоговую ставку 0% без представления в налоговый орган заявления и копий необходимых документов недопустимо (Минфина РФ N 03-03-06/1/110 от 21.02.2011г.)

Учитывая все вышеизложенное муниципальным казенным учреждениям образования, следуя нормам Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ, необходимо иметь учетную политику по налоговому учету налога на прибыль, налоговые регистры (форма которых может быть разработана самостоятельно), утвержденные в учетной политике, разделение расходов по приносящей доход деятельности на прямые и косвенные и пр.

1.9. Специальные налоговые режимы.

Любые казенные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст.346.12 НК РФ). Казенные учреждения также не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст.346.2 НК РФ).

Наше учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, имеет подведомственное муниципальное казенное учреждение. В январе 2012 года было принято решение и утверждены тарифы на оказание платных услуг МКУ, не являющегося администратором доходов. Убедительная просьба разъяснить порядок учета денежных средств, возможность наделения МКУ правом администратора доходов, поступающих от оказания платных услуг, механизм уплаты НДС (если такое предусмотрено НК РФ для муниципального казенного учреждения), порядок расчета налоговой базы для исчисления налога на прибыль.

Ответ на этот вопрос подготовлен специалистами Управления ФНС России по Красноярскому краю и опубликован в газете "Налоговые вести Красноярского края" № 13 (июль, 2012 г.) с моим комментариями.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы уполномочены информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).

С учетом изложенного, в пределах компетенции налоговых органов, разъясняем следующее.

В соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в ст. 251 НК РФ. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль, предусмотрены статьей 270 НК РФ.

С 1 января 2011 года в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ) а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

В соответствии с п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

Согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

На основании положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ государственные (муниципальные) услуги, оказываемые учреждениями, должны быть включены в перечень государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, возможность не учитывать в составе налогооблагаемых доходов средства, полученные казенными учреждениями от оказания ими государственных (муниципальных) услуг, установленная пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, применяется только в случаях, когда работы выполнены (услуги оказаны) в рамках утвержденных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. В иных случаях, доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

Данная позиция, согласованная с Минфином России, изложена в Письме ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@.

Относительно вопроса по налогу на добавленную стоимость сообщаем следующее.

С 1 января 2012 года в соответствии пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ (введен Федеральным законом № 239-ФЗ от 18.07.2011) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

До указанной даты исчисление налога на добавленную стоимость производилось в общеустановленном порядке.

1. Порядок оформления кассовых операций с 1 января 2012 года регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П). Указанное Положение распространяется на всех юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением ЦБ РФ), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

Получатели бюджетных средств при ведении операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег руководствуются Положением № 373-П, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств (ч. 2 п. 1.1 Положения № 373-П).

2. Администратор доходов бюджета – это орган, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов к ним (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее – БК РФ).

Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями (п. 4 ст. 160.1 БК РФ).

Формирование перечня подведомственных администраторов доходов бюджета относится к бюджетным полномочиям главных администраторов доходов бюджета (п. 1 ст. 160.1 БК РФ).

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы, основная деятельность, финансовое обеспечение.

Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы

Государственное учреждение – это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник – частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью – она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений – финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату – эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения – осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации – на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение – организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ – Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Расположение Муниципального Бюджетного Учреждения

Добрый день! Подскажите где должно располагаться Муниципальное Бюджетное Учреждение, в отдельном здание или в здании администрации города?\r\nесли не может МБУ находится в здание администрации города нужна ссылка на документ

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Согласно ст.54 ГК РФ:

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Фактическое место нахождение может быть и в отдельном здании, и в здании Администрации МО.

При возникновении сложностей рекомендую обратиться в офис к нашим специалистам.

В случае выполнения реконструкции здания казенного учреждения (школы), кто должен быть определен как ответственный заказчик и на основании чего?

В муниципальной школе был приостановлен образовательный процесс из-за установленного экспертизой факта аварийности здания. Планируется реконструкция школы. За пол-года ни муниципалитет, ни управление образования не издали ни одного распорядительного документа о дальнейшей судьбе учреждения и здания. Каков порядок действий директора школы в этой ситуации? И в случае выполнения работ по реконструкции здания, кто должен выступать ответственным заказчиком?\r\n\r\n\'Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru\'

  • Ответ юриста
  • Дополнительные вопросы (0)
  • Комментарии юристов (0)

Также казенное учреждение не вправе осуществлять функции государственного (муниципального) заказчика на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений. Как указывается в Письме данное право отсутствует у казенных учреждений не только в силу норм, содержащихся в Законе N 94-ФЗ, но и согласно иным нормативным правовым актам РФ в редакции Закона N 83-ФЗ.

Отсутствие у казенного учреждения права осуществлять функции заказчика по выполнению работ по строительству и реконструкции объектов, находящихся в оперативном управлении бюджетных учреждений, в соответствии с новым статусом бюджетных учреждений представляется вполне логичным. Поскольку бюджетное учреждение в соответствии с Законом N 83-ФЗ обладает самостоятельностью в финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельно отвечает по принятым обязательствам, только бюджетное учреждение может отвечать за управление тем государственным (муниципальным) имуществом, которое закреплено за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи строительства и реконструкции объектов, входящих в состав указанного имущества.

Уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов орган при этом вправе организовать размещение заказа для нужд бюджетного учреждения в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, но подписать гражданско-правовой договор с победителем торгов вправе только руководитель (директор) бюджетного учреждения.

С учетом изложенного казенное учреждение может осуществлять функции заказчика при строительстве объектов, которые еще не переданы в оперативное управление бюджетным учреждениям.

Необходимо ли государственному казенному учреждению уведомлять налоговую службу о смене местонахождения по форме 14001, если налоговая не меняется?

Государственное казенное учреждение обязано зарегистрировать изменение юридического адреса в пределах его места нахождения путем подачи заявления по форме 14001 в течение трех дней с момента принятия такого решения, в том числе, если при смене местонахождения налоговая не меняется.

При этом предварительно уведомлять налоговый орган о смене местонахождения учреждения не требуется, т.к. такой порядок предусмотрен только для смены местонахождения (изменения населенного пункта, муниципального образования), в котором оно зарегистрировано.

Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Согласно пункту 3 статьи 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица на основании положений статьи 61 ГК РФ и пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ (пункт 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица").

Указанные положения закона в полной мере применяются для юридических лиц всех форм собственности, в том числе к государственному казенному учреждению.

Таким образом, если меняется юридический адрес государственного казенного учреждения, т.е. адрес, указанный в ЕГРЮЛ в пределах его места нахождения, изменение адреса нужно регистрировать в налоговом органе, независимо от того, что при смене местонахождения налоговая не меняется.

Для достижения этой цели подайте заявление в регистрирующий орган по месту своего нахождения в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о смене адреса общества (п. 5 ст. 5, п. 1 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ). Решение принимается руководителем, если иное не предусмотрено уставом.

В заявлении по форме 14001 заполните титульный лист, листы Б и Р. В листе Б укажите сведения о новом адресе учреждения.

При этом предварительно уведомлять налоговый орган о смене местонахождения учреждения не требуется, т.к. такой порядок предусмотрен только для смены местонахождения (изменения населенного пункта, муниципального образования), в котором оно зарегистрировано.

Читайте также: