Регистр сведений объекты с особым порядком налогообложения

Опубликовано: 16.05.2024

Основы налогового учета

Согласно пп.3 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Данная норма означает, что налогоплательщик обязан обеспечить учет доходов и расходов и объектов налогообложения для целей исчисления налоговой базы по соответствующим налогам.

Если данные бухгалтерского учета дают полную информацию о налогооблагаемых доходах, расходах и объектах, то в составлении дополнительных налоговых регистров нет необходимости. При этом следует четко представлять, что полная информация для исчисления налоговой базы на счетах бухгалтерского учета может быть получена только при должной организации аналитического учета. Перечень аналитических счетов, которые организация применяет в бухгалтерском учете, приводится в Рабочем плане счетов, который является составляющей частью бухгалтерской учетной политики (см. гл.1/§6).

В случае, когда доходы и расходы для целей налогообложения признаются иначе, чем в бухгалтерском учете, организация обязана составлять специальные налоговые регистры и расчеты.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в налоговой учетной политике организации (см. гл.10).

Налоговый учет по налогу на прибыль

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст.313 НК РФ).

Цель налогового учета – сформировать налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период. Порядок формирования налоговой базы установлен в ст.315 НК РФ.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

В качестве регистров налогового учета могут использоваться те регистры бухгалтерского учета, которые содержат информацию, достаточную для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

В связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете бухгалтерские регистры должны быть дополнены специальными налоговыми регистрами.

В любом случае и специальные налоговые регистры, и бухгалтерские регистры, которые применяются для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, должны отвечать общим требованиям, установленным ст.313 и 314 НК РФ для аналитических налоговых регистров.

В частности, в ст.313 НК РФ установлен следующий перечень обязательных реквизитов для аналитических регистров налогового учета:

- период (дата) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистров.

Статьей 313 НК РФ установлены также общие правила для ведения налогового учета:

1) система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

2) порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения;

3) изменение (или дополнение) порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком:

а) в случае изменения законодательства о налогах и сборах (в порядке, установленном соответствующими законами);

б) при изменении применяемых методов учета (только с начала нового налогового периода);

в) когда налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (с даты начала осуществления новой деятельности).

В соответствии с требованиями ст.313 НК РФ в налоговых регистрах должны быть отражены следующие данные:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

3) сумма остатка расходов (убытков), подлежащая отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумма задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Применяемые аналитические регистры налогового учета (специальные налоговые регистры и регистры бухгалтерского учета) должны быть приведены в приложениях к налоговой учетной политике. В налоговой учетной политике также устанавливают порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных документов. Такие требования содержатся в ст.314 НК РФ.

Налоговый учет по НДС

Налоговый учет по НДС состоит из следующих элементов:

1) ведение журналов регистрации выставленных и полученных счетов-фактур;

2) составление книги продаж и книги покупок;

3) организация аналитического учета на балансовых счетах по учету налоговой базы (в разрезе налоговых ставок);

4) организация аналитического учета на балансовых счетах «входного» НДС;

5) обособленный учет принятого к вычету НДС с авансов уплаченных;

6) организация раздельного учета «входного» НДС при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций и (или) видов деятельности;

7) учет исчисленного НДС, в том числе обособленно – НДС с авансов полученных.

В налоговой учетной политике отражают необходимую информацию о порядке ведения в организации журналов регистрации, книг покупок и продаж, а также о порядке выставления счетов-фактур.

Информация об аналитическом учете на балансовых счетах содержится в рабочем плане счетов, утвержденном в составе бухгалтерской учетной политики.

Порядок раздельного учета НДС является элементом бухгалтерского учета. В связи с этим указанный порядок может быть описан в бухгалтерской учетной политике. В таком случае в учетной политике для целей налогообложения делают ссылку на бухгалтерскую учетную политику. Как правило, порядок учета НДС (в том числе раздельного учета) организации отражают в налоговой учетной политике.

Налоговый учет по налогу на имущество

Для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщику нужна следующая информация:

1) состав основных средств (для выделения необлагаемых основных средств);

2) сведения о первоначальной стоимости и суммах начисленной амортизации по облагаемым основным средствам;

3) сведения по объектам недвижимости, находящимся вне места регистрации организации и ее обособленных подразделений;

4) при совмещении общего режима и ЕНВД: сведения по объектам основных средств, которые:

а) используются только в деятельности, переведенной на ЕНВД;

б) используются для управленческих нужд;

в) используются и в деятельности на общем режиме, и в деятельности на ЕНВД.

Указанная информация отражается в аналитическом учете. Аналитический учет ведут на аналитических счетах бухгалтерского учета и (или) в специальных бухгалтерских регистрах. Сведения об аналитическом учете содержатся в бухгалтерской учетной политике:

а) в рабочем плане счетов;

б) в формах бухгалтерских регистров, которые приводятся в приложениях к учетной политике.

Оставить заявку

Оставьте свое имя и номер телефона, оператор свяжется с Вами в рабочее время в течение 2 часов.

Хочу получать новости об акциях, скидках и мероприятиях от 1С:Франчайзи Виктория

Рассылка выходит раз в неделю, Ваш адрес не будет передан посторонним лицам.

В «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0, начиная с версии 3.0.32, предусмотрена возможность автоматического расчёта сумм налога (авансовых платежей по налогу) на имущество, транспортного и земельного налогов с отражением начисленных сумм в бухгалтерском и налоговом учёте. Чтобы воспользоваться такой возможностью, в информационную базу необходимо ввести корректные данные.

Общее для всех налогов.

1. Проверяем, введена ли информация о налогоплательщике в местах постановки на учёт в качестве плательщика налога на имущество, заполнен ли справочник «Организации» и «Регистрации в налоговом органе». Из первого справочника берутся сведения о наименовании налогоплательщика и присвоенном ему ИНН, а из второго – сведения о КПП по месту постановки на учёт и о представителе налогоплательщика.

Начисление имущественных налогов

2. Необходимо ввести сведения о способе отражения расходов по налогу в учёте. В подразделе «Налоги» раздела «Справочники» открываем пункт «Способы отражения расходов по налогам».

Начисление имущественных налогов

По умолчанию данный регистр настроен на отнесение сумм налога (авансовых платежей по налогу) по всем объектам имущества, земельным участкам и транспортным средствам в дебет счёта 26 «Общехозяйственные расходы» на статью затрат «Имущественные налоги». При необходимости можно самостоятельно настроить счёт учёта затрат по имущественному налогу, а также задать для некоторых основных средств отдельный способ отражения расходов по налогам.

3. Внести информацию в регистр сведений «Порядок уплаты налога на местах» (подраздел «Налоги» раздела «Справочники») по каждому виду имущественного налога с указанием признаков уплаты по налоговому органу, уплаты авансовых платежей.

Начисление имущественных налогов

Налог на имущество

Проверяем, корректно ли отражены операции по принятию имущества к бухгалтерскому учёту, выполнены ли операции начисления амортизации за каждый месяц налогового (отчётного) периода. Напомним, что налог на имущество начисляется только в отношении недвижимого имущества.На движимое имущество налог нужно начислять только в том случае, если оно поставлено на баланс до 1 января 2013 года. Начисление амортизации (износа) в программе Бухгалтерия 3.0 производится с помощью регламентной операции «Амортизация и износ основных средств».

Проверяем, правильно ли указаны сведения о ставках налога, по которым налогом облагается имущество организации в целом. Эти данные указываются в регистре сведений «Ставки налога на имущество» (подраздел «Налоги» раздела «Справочники»).

Начисление имущественных налогов

В результате регламентной операции «Расчёт налога на имущество» формируются проводки по отражению расходов по налогу, а также запись в регистре «Расчёт налога на имущество». Кроме того, можно сформировать справку-расчёт, чтобы проанализировать формирование налоговой базы и непосредственно расчёт налога.

Земельный налог

1. Сведения, идентифицирующие запись регистра. К ним относятся:

  • дата, с которой организация признаётся плательщиком по земельному участку;
  • организация, на которую зарегистрировано право на земельный участок;
  • земельный участок как объект бухгалтерского учёта (выбирается из справочника «Основные средства»).

2. Сведения о земельном участке. Здесь указываются:

  • код категории земель, к которой относится земельный участок, согласно регистрационным документам (выбирается из перечня);
  • кадастровый номер земельного участка согласно регистрационным документам;
  • кадастровая стоимость земельного участка.

3. Сведения о постановке земельного участка на учёт в налоговом органе. На закладке «Налоговый орган» с помощью переключателя выбирается место постановки земельного участка на учёт: «По месту нахождения организации», «С другим кодом по ОКТМО» или «В другом налоговом органе».

4. Сведения для расчёта земельного налога. На закладке «Земельный налог» приводятся сведения для расчёта налога:

  • код бюджетной классификации, на который должна быть зачислена сумма земельного налога, выбирается из предопределённого перечня кодов;
  • налоговая ставка в процентах от кадастровой стоимости, применяемая в отношении земельного участка;
  • налоговая льгота.

Начисление имущественных налогов

Таким образом, если в информационную базу корректно введены сведения о земельных участках, информация о налогоплательщике, а также о налоговом органе, в котором он состоит на налоговом учёте, при закрытии месяца в конце квартала (например, сентября) появляется регламентная операция «Расчёт земельного налога», которая формирует проводки по отражению расходов по налогу. Для автоматического заполнения показателей налоговой декларации по земельному налогу на сумму авансовых платежей при проведении документа дополнительно вводятся записи в регистр сведений «Расчёт земельного налога». Для документального подтверждения выполненных расчётов следует сформировать справку-расчёт земельного налога.

Транспортный налог

1. Сведения, идентифицирующие запись регистра. В этой группе сведений указываются:

  • дата государственной регистрации транспортного средства согласно документу о государственной регистрации;
  • организация, на которую зарегистрировано транспортное средство;
  • наименование транспортного средства (выбирается из справочника «Основные средства»);
  • комментарий (заполняется при необходимости).

2. Сведения о транспортном средстве:

  • регистрационный знак;
  • идентификационный номер согласно документу о государственной регистрации;
  • марка и модель согласно документу о государственной регистрации.

3. Сведения о постановке транспортного средства на учёт в налоговом органе. На закладке «Налоговый орган» с помощью переключателя выбирается место, где транспортное средство поставлено на учёт: «По месту нахождения организации» или «В другом налоговом органе».

4. Сведения для расчёта транспортного налога. На закладке «Транспортный налог» приводятся сведения для расчёта налога:

  • код вида транспортного средства (указывается из предложенного перечня);
  • налоговая база и единица её измерения;
  • налоговая ставка;
  • налоговая льгота.

Начисление имущественных налогов

Если всё заполнено правильно, регламентная операция «Расчёт транспортного налога» формирует проводки по отражению расходов по налогу в учёте. Для автоматического заполнения показателей налоговой декларации по транспортному налогу на сумму авансовых платежей при проведении документа дополнительно вводятся записи в регистр сведений «Расчёт транспортного налога». Для документального подтверждения выполненных расчётов следует сформировать справку-расчёт транспортного налога.

Надеемся, эта информация окажется для вас полезной, и вы легко сможете автоматически рассчитывать суммы налогов.

pikuren
Автор статьи: Пикурен Вера Александровна

Работает в ВЦ «Раздолье» с 2005 года. В настоящее время – руководитель проектов. Начинала с внедрения конфигурации «1С:УПП», с 2015 года занимается внедрением 1С:ERP. За это время успешно запустила на 1С:ERP 6 заводов. Последний проект (АО НПО ЛЭМЗ) стал победителем Конкурса корпоративной автоматизации «1С:Проект года» в номинации «Лучший проект года в предметной области Бухгалтерский и налоговый учет» ( https://eawards.1c.ru/projects/1200-rabochih-mest-na-1s-erp-41612/ ).

Данной статьей мы продолжаем цикл материалов про учет НДС в программе 1С:ERP. В ней более подробно разберем учет входящего НДС и регистры.

Начнем со счето в учета НДС. В отлич ие материалов или затрат, эти счета не настраиваются, а определяется программой на основании многих факторов. Ниже приведена схема с сайта ИТС.

image001.jpg

Есть еще один субсчет, который не указан в таблице и который не указан в таблице и который возникает в документе «Корректировка реализации»

image002.jpg

Таким образом, довольно часто встречающийся запрос клиентов – расширить количество субсчетов счета 19 – не получится решить безболезненно.

Основным регистром по входному НДС является НДС предъявленный. Именно в нем фиксируются сведения о документе поступления, сумме НДС (управленческой и регламентированной), виде ценности и виде деятельности НДС.

Приходные движения в регистр делаются документами приобретения. Расходные движения зависят от вида деятельности НДС:

  • Продажа облагается НДС. Расходные движения формируются счетом-фактурой.
  • Определяется распределением. Расход делается документом «Распределение НДС». На этом виде деятельности давайте остановимся чуть поподробнее. Такие движения формируются по услугам, списываемым на расходы, в том случае, если в учетной политике снят флаг «Раздельный учет постатейных расходов». Если же флаг установлен, тогда вид деятельности будет зависеть от настроек статьи расходов.

image003.jpg

Если установить переключатель в НДС распределяется пропорционально выручке, тогда вид деятельности встанет в «определяется распределением», и в конце квартала суммы такого НДС будут распределены между видами деятельности.

Если же переключатель установлен в «Определяется учетной политикой» (и в учетной политике предусмотрен Раздельный учет постатейных расходов), тогда вид деятельности будет браться из того вида деятельности, который указан на вкладке Дополнительно.

  • Экспорт сырьевых товаров. Расходные движения формируются реализацией.
  • Экспорт несерьевых товаров. Расходные движения формируются счетом-фактурой (как и в случае вида деятельности «Продажа облагается НДС»).
  • Определяется использованием ОС/НМА. При работе с ОС и НМА поведение регистра похоже на закупку услуг: в том случае, если в статьях расходов, по которым происходит формирование стоимости ОС (НМА), установлен признак «Откладывать НДС до принятия объекта к учету», то в регистр НДС предъявленный пишется вид деятельности «Определяется использованием ОС/НМА».

image004.jpg

В этом случае после принятия ОС к учету в месяце приемки будет создан документ Распределение НДС, который сформирует расходные движения по виду деятельности «Определяется использованием ОС/НМА» и приходные движения по тем видам деятельности, которые были определены распределением. Если к моменту распределения счет-фактура по документу закупки уже будет зарегистрирована, то документ Распределение НДС сделает сразу и расходные движения.

image005.jpg

Если же в статье расходов будет выбран переключатель «НДС относится на вид налогообложения документа закупки», то вид деятельности НДС будет браться из соответствующего значения в приходном документе.

  • Производство с длительным циклом. Поведение похоже на Экспорт сырьевых товаров, то есть расходные движения делаются Реализацией.

Закупки с видом деятельности «Не облагаемая НДС» не формируют движений в данном регистре.

Конечно, здесь я перечислила только самые простые варианты работы: когда в документе закупки мы сразу определяем вид деятельности НДС и не меняем его до логического завершения операции. В жизни схемы могут быть сложнее.

В общем случае остатки по РН «НДС предъявленный» должны совпадать с остатками по счету 19. Эту проверку я рекомендую включать в тест правильности закрытия периода. Проверять остатки лучше по субсчетам, сверяя их с остатками и оборотами в универсальном отчете.

image006.jpg

Например, в приведенном выше рисунке сразу можно диагностировать проблему в старых периодах клиента (наличие отрицательных остатков на начало отчета). Таких сумм в учете быть не должно.

Второй важный регистр учета НДС – это Детализация партий товаров для НДС и УСН. На самом деле в системе их два: один работает в случае использования оценки МПЗ ФИФО, второй – в случае использования средней. Эти регистры включаются в работу при установке в учетной политике организации флага «Раздельный учет товаров по налогообложению НДС». Движения по ним формируются документами товародвижения. Назначения регистра – хранить партию, по которой закупалось ТМЦ до момента, пока оно не спишется (на затраты, на нужды предприятия и т.д.). В отличии от НДС предъявленного, движения данного регистра не сильно зависят от наличия счета-фактуры: если в документе закупки НДС будет выделен, тогда при его проведении сформируются движения по «Детализации партий».

Не смотря на схожие названия, поведение регистров НДС для целей ФИФО и для средней отличаются: детализация партий для ФИФО не имеет ссылки на номенклатуру, в нем есть только основные данные по счету-фактуре и по документу поступления (эти две сущности могут не совпадать).

image007.jpg

То есть данный регистр не работает самостоятельно, а опирается на данные регистра «Себестоимость товаров». Соответственно, в ходе закрытия месяца сначала рассчитываются партии, а потом уже начинают формироваться движения по НДС.

В случае использования средней, данных по партиям в регистре себестоимости нет. Соответственно, регистры НДС вынуждены дополнительно хранить привязку к номенклатуре, чтобы отслеживать остатки.

image008.jpg

Это приводит к тому, что себестоимость и учет НДС рассчитываются по-разному. Себестоимость считается по средней (с учетом ограничений, про которые я рассказывала в предыдущей статье), а регистры НДС вынуждены рассчитываться с учетом партий, чтобы сохранять привязку к счетам-фактурам. Соответственно, в случае восстановления НДС очень вероятны расхождения между расчетной суммой НДС и реальной.

Например, рассмотрим проводки, которые получились при перемещении ТМЦ на необлагаемую НДС деятельность (с восстановлением НДС):

image009.jpg

Если исходить из оценки ТМЦ, то мы должны были восстановить сумму 87,5*20% = 17,5 рублей. Но программа нам восстановила 19 рублей, потому что по регистрам НДС были перемещены две партии по разной цене.

Таким образом, при одновременном использовании учета «по средней» и раздельного учета ТМЦ по НДС, описанные выше расхождения будут всегда, то есть сверить НДС математически, просто из оборотки, как любят бухгалтера, не получится.

Еще хочу обратить внимание, что к установке флага «Раздельный учет НДС по товарам» в учетной политике надо подходить крайне ответственно: если его не установить сразу, то при включении его в более поздних периодах, движения по» Детализации партий» волшебным образом в системе не появятся. Программа будет формировать движения только по новым (или перепроведенным в новом периоде) документам. Остатки будут висеть без партий НДС, и, соответственно, пока они не спишутся, то НДС по ТМЦ будет отрабатывать только частично.

При этом не стоит включать раздельный учет «на всякий случай», потому что расчет НДС будет занимать существенное (сопоставимое с основным расчетом партий) время.

Последнее утверждение верно для релизов программы до 2.5.5. В нем произошло радикальное изменение в данном блоке: вместо регистра накопления «Детализация партий для НДС (ФИФО скользящая оценка)» используется регистр сведений «Детализация себестоимости товаров». По словам разработчиков, это позволило сократить время расчета НДС почти в 10 раз. К данному изменению мы вернемся позже, а пока рассмотрим особенности работы регистра «Детализация партий».

Разберем, чем «Партия» отличается от «Документа поступления».

Партия – это учетный объект, на котором в данный момент «висит» НДС. Документ поступления – это сам закупочный документ, и, соответственно, счет-фактура.

Например, если мы оформим документ «Производство без заказа», в котором укажем выпуск продукции и потребление материалов. Программа по регистрам НДС перенесет суммы с исходных партий ТМЦ на производственный документ, что позволит в случае необходимости быстро найти весь входящий НДС. То есть, если мы вдруг решим произведенную продукцию перевести на без НДС-ю деятельность, то весь входящий НДС будет корректно восстановлен.

Партия выглядит вот так:

image010.jpg

При этом в регистре Детализация партий к ней привязаны документы поступления:

image011.jpg

При этом данный функционал будет работать и для многоуровневого производства: если материалы передаются на полуфабрикаты, а те в свою очередь на другие полуфабрикаты или готовую продукцию, то программа будет последовательно «перепривязывать» документы поступления.

Еще одно отличие партий от документов поступления возникает в ТЗР и ГТД: партией там выступает документ, на который распределяются закупленные доп. расходы.

image012.jpg

Похожая логика работает и в 2.5.5. Главное отличие – это замена регистра накопления регистром сведений.

image013.jpg

Но при этом регистр сведений является независимым, что не позволяет определить, на основании какого документа сделана та или иная запись. Прозрачность учета пришлось принести в жертву производительности. Пока сложно сказать, насколько реально будет научить бухгалтеров работать с новым механизмом и насколько сложно в нем будет искать ошибки. Если сравнивать результаты, то идентичные примеры на 2.5.4 и 2.5.5 дают одинаковые результаты.

Пока новый механизм работает только для ФИФО. Для учета по средней он находится в разработке.

На этом все, в следующей статье мы более подробно рассмотрим НДС по постатейным расходам.

Будьте готовы, что льготы, заявленные в декларации по НДС, придётся подтвердить. Налоговая вышлет требование о пояснениях, на которое нужно ответить в течение пяти дней. С 23 ноября 2020 года направляйте в ответ электронный реестр подтверждающих документов по форме ФНС, тогда инспекция запросит только часть документов.

Когда и как подтверждать льготы по НДС в 2021 году

На льготы по НДС имеют право организации и предприниматели, которые занимаются определённой деятельностью (ст. 56 НК РФ). Например, от НДС освобождены продажа некоторой медтехники, булочек в школьной столовой, услуги по перевозке пассажиров, ритуальные услуги и пр.

Если вы указали такие льготы в разделе 7 декларации по НДС, будьте готовы подтвердить их налоговой (п. 6 ст. 88 НК РФ). ИФНС направит требование о пояснениях, ответить на которое нужно в течение пяти рабочих дней. Если этого не сделать, последует штраф — 5 000 рублей за первое и 20 000 рублей за повторное нарушение.

Как подать реестр документов, подтверждающих льготу

Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).

Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.

Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.

Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.

Критерии оценки риск-ориентированного подхода

Критерии оценки риск-ориентированного подхода к проведению камеральных проверок деклараций с льготами приведены в письме ФНС РФ от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и дополнены письмом от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589.

При проведении камеральных проверок налоговики учитывают совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (далее — СУР);
  • результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС на правомерность применения налоговых льгот.

СУР автоматически распределяет плательщиков НДС на три группы риска: высокий, средний, низкий. Распределение основано на данных о налогоплательщике, которые есть в налоговой. Информация о присвоенной группе риска закрыта.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в программном комплексе «АСК НДС-2». Результаты оценки налоговики используют при камеральных, выездных и встречных проверках.

Как заполнить реестр документов по НДС

Порядок заполнения реестра дан в Приложении № 1 к Письму ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589. Перечисляя все документы в реестре, сгруппируйте их сначала по кодам операций, затем по видам, а затем по контрагентам. Разберём заполнение по графам:

  • Графа 1 — семизначный код операции, который указали в разделе 7 декларации (приложение № 1 к Приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  • Графа 2 — вид, группа, направление операции внутри кода налоговой льготы. Например, медицина — услуги по обязательному медицинскому страхованию, услуги по диагностике, профилактике и лечению, услуги скорой помощи и пр.
  • Графа 3 — сумма квартальной выручки по каждой операции из графы 2. В последней строке графы 3 «Всего по коду» укажите сумму выручки по всем операциям.
  • Графы 4, 5, 6 — наименование/ФИО, ИНН и КПП контрагента по договору.
  • Графы 7, 8, 9 — тип, номер и дата документа, подтверждающего льготу.
  • Графа 10 — общая сумма операции по контрагенту или нескольким контрагентам при использовании типового договора. Выручка по графе 10 суммируется по всем операциям с одним кодом и указывается в строке «Всего по коду».

Общую сумму льготной операции укажите в строке «Всего по коду».
Общую сумму по всем контрагентам укажите в строке «Всего сумма операции».

Пример реестра подтверждающих документов по НДС

Рассмотрим заполнение реестра на примере аптеки ООО «Булат». В I квартале 2021 года организация оказывала услуги по изготовлению лекарственных препаратов и ремонту протезно-ортопедических изделий.
Лекарства изготавливались по запросу городских медицинских учреждений. Общая сумма выручки по необлагаемым операциям — 500 000 рублей. Услуги по ремонту протезно-ортопедических изделий оказывались юридическим и физическим лицам на общую сумму 125 000 рублей.

Общая стоимость медицинских услуг, предоставленных аптекой, составила 625 000 рублей. Напомним, что такие медицинские услуги не облагаются НДС (ст. 149 НК РФ).

Аптека сдала в налоговую декларацию по НДС за I квартал 2021 с заполненным разделом 7 по коду операции 1010269 (реализация услуг аптечных организаций) и получила требование о представлении пояснений по льготе. В ответ на требование «Булат» представит заполненный реестр:


Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам

Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. 88 НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. 56 НК РФ.

Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.

По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.

Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:

«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».

  • Расхождения налоговой базы по прибыли и НДС: как дать пояснения
  • Как возместить НДС быстрее — новые правила камеральных проверок
  • Новая декларация по НДС с IV квартала 2020 года. Что изменилось?
  • НДС при банкротстве: можно ли получить вычет
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

4.3. Настройка учетной политики

Команда Предприятие > Учетная политика> Учетная политика организаций позволяет открыть регистр сведений Учетная политика организаций, рис. 4.11. Он предназначен для хранения сведений об учетной политике организаций. Это периодический регистр - при изменениях учетной политики создается новая запись , которая содержит дату начала действия новой учетной политики.

Учетная политика организаций

Для того чтобы правильно заполнить сведения об учетной политике, вам нужно иметь под рукой учетную политику организации, для которой вы ведете учет. Ниже мы рассмотрим основные положения учета, которые можно задать при настройке учетной политики в 1С:Бухгалтерии 2.0.

В окне Учетная политика организаций нажмем на кнопку Добавить, появится окно, в котором и задаются положения учетной политики. В частности, на закладке Общие сведения, рис. 4.12, указываются общие сведения об учетной политике. От настроек этого окна зависит количество закладок окна Учетная политика организаций, поддающихся настройке.

Учетная политика организаций, Общие сведения

Здесь мы выполним следующие настройки.

Организация – здесь нужно указать организацию, сведения об учетной политике которой вы вносите в программу. Учетная политика одной организации не распространяется на другие.

Применяется с – дата начала применения учетной политики. Дата окончания действия учетной политики подставляется автоматически – в нашем случае срок действия составляет календарный год. Если учетная политика подвергается изменениям, в программе создают новый элемент регистра Учетная политика и задают дату начала действия. Программа не следит автоматически за законностью изменения учетной политики, здесь, как и в любых других случаях, все зависит от законности подобных изменений в соответствии с нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет . Поэтому, выполняя какие-либо настройки в программе, вы всегда должны иметь в виду законодательные нормы, а не полагаться лишь на "расстановку галочек" в окнах настройки.

Система налогообложения. В нашем случае организация находится на общей системе налогообложения (гл. 25 НК РФ), а отдельные виды деятельности (розничная торговля ) переведены на ЕНВД (гл. 26.3 НК РФ). Поэтому мы устанавливаем переключатель Общая/Упрощенная в состояние Общая, устанавливаем флаг Применяется особый порядок налогообложения по отдельным видам деятельности. В группе параметров Виды деятельности мы устанавливаем флаги Производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и Розничная торговля.

На закладке ОС и НМА, рис. 4.13, можно указать метод начисления амортизации для целей налогового учета – Линейный, либо – Нелинейный. Метод амортизации для целей бухгалтерского учета задается при принятии объекта к учету. Установим переключатель Метод начисления амортизации (НУ) в состояние Линейный.

Учетная политика организаций, ОС и НМА

Кроме того, на данной закладке расположена кнопка Указать ставки налога на имущество. Нажатие на нее открывает список Ставки налога на имущество, ставка налога на имущество организаций (гл. 30 НК РФ) для нашей организации составляет 2,2%, именно этот показатель мы ввели при заполнении строки списка Ставки налога на имущество. Если в организации имеются объекты с особым порядком налогообложения, сведения о них можно ввести на закладке Объекты с особым порядком налогообложения. Например, если в соответствии с положениями гл. 30 НК РФ некоторые объекты ОС вашей организации не облагаются налогом на имущество организаций или облагаются по сниженной ставке, сведения по ним нужно будет ввести здесь, заполнив поля диалогового окна, представленного на рис. 4.14. В нашей организации подобных объектов нет, поэтому мы здесь ничего не заполняем.

Окно ввода сведений об объекте ОС с особым порядком налогообложения

Закладка Запасы, рис. 4.15, позволяет указать метод оценки стоимости материально-производственных запасов при выбытии. Здесь доступны методы По средней стоимости и По ФИФО. В нашей организации используется метод ФИФО. По отдельным счетам применяется собственный порядок оценки, указание на это присутствует на закладке Запасы.

Учетная политика организаций, Запасы

Закладка Производство, рис. 4.16, предназначена для настройки распределения расходов основного и вспомогательного производства для продукции и услуг, для настройки распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, здесь же, если это предусмотрено учетной политикой организации, можно включить использование метода "директ-костинг", который применяется для включения общехозяйственных расходов в стоимость реализованной продукции.

Учетная политика организаций, Производство

Кнопка Установить методы распределения… открывает доступ к окну Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов, рис. 4.16.

При необходимости методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов можно детализировать по счету, подразделению, статье затрат. Если заполнить сведения так, как показано на рис. 4.17, то есть, не задавать ни счета, ни подразделения , ни статьи затрат, а указать лишь период, организацию и базу распределения расходов – указанные настройки будут применяться во всех необходимых случаях.

Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Мы указали в качестве базы распределения затрат Оплата труда – возможны и другие базы распределения, в частности, вот их характеристики.

Объем выпуска – расходы распределяются пропорционально количеству продукции, произведенной в текущем месяце или объему оказанных услуг.

Плановая себестоимость выпуска – распределение расходов производится пропорционально плановой себестоимости выпущенной продукции или оказанных услуг

Оплата труда – расходы распределяются пропорционально расходам на оплату труда основных производственных рабочих.

Материальные затраты – базой распределения служат материальные затраты , причем, те из них, которые отражены по статьям затрат налогового учета с видом Материальные расходы .

Выручка – расходы распределяются пропорционально выручке, во внимание принимаются номенклатурные группы, которые одновременно указаны в оборотах счетов 20, 23 и в оборотах счета 90.02 в корреспонденции со счетом 43 и в некоторых других случаях.

Прямые затраты – базой распределения служат прямые затраты . Для бухучета это – затраты основного и вспомогательного производств, в налоговом учете прямым расходам по основному и вспомогательному производству.

Отдельные статьи прямых затрат – распределение расходов производится пропорционально оборотам по статьям затрат, которые можно перечислить в графе Список статей затрат при выборе данного метода распределения

На закладке Выпуск продукции, услуг, рис. 4.18, можно настроить параметры выпуска продукции. В частности, учитывать выпуск можно с использованием счета 40 или без использования этого счета. Мы оставим этот параметр в значении по умолчанию - без использования счета 40.

Читайте также: