Региональные налоги за рубежом

Опубликовано: 14.05.2024

За рубежом (Словения и Болгария) продана недвижимость, там же уплачены все необходимые налоги. Недвижимость в собственности пять лет. Нужно ли в России платить налог с дохода 13% от продажи этой недвижимости? Или нужно доплачивать разницу между уплатой суммы налога за рубежом и в России? Как отвечают на этот вопрос Соглашения об избежании двойного налогообложения с Россией?

Алексей Попов

Согласно п. 2 ст. 38 Налогового кодекса РФ под имуществом в названном кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Соответственно, не исключается и имущество, находящееся за рубежом.

Налог на доходы физических лиц регулируется гл. 23 НК РФ.

Согласно пп. 5 п. 3 ст. 208 НК РФ для целей указанной главы к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход физических лиц – налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, полученный как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации. Нерезиденты Российской Федерации уплачивают налог с дохода в бюджет Российской Федерации, полученный от источников в Российской Федерации. Таким образом, нерезиденты не являются налогоплательщиками в Российской Федерации в части дохода, полученного за пределами Российской Федерации.

Понятие налогового резидента Российской Федерации прямо не связано с гражданством или видом на жительство, местом работы, местом нахождения имущества или ведения бизнеса и т.п., а определяется фактически проведенным на территории России количеством дней. В силу п. 2 ст. 207 НК РФ по общему правилу, т.е. если иное не предусмотрено НК РФ, налоговыми резидентами России признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Поэтому гражданин России, постоянно проживающий за рубежом (более 183 дней в течение указанного периода), не является налоговым резидентом Российской Федерации, в связи с чем на него не распространяется налоговый режим, установленный НК РФ в части налогов на доходы, полученные за рубежом, в том числе от продажи зарубежной недвижимости.

В отношении налоговых резидентов Российской Федерации при продаже недвижимости действуют особенности, установленные ст. 217.1 НК РФ, связанные с давностью владения. По общему правилу в случае владения недвижимым имуществом не менее пяти лет со дня его приобретения доход от его продажи освобождается от налогообложения (п. 2, 4 ст. 217.1 НК РФ). В особых случаях этот срок составляет три года (п. 3 ст. 217.1 НК РФ).

Налоговая ставка, применимая к продаже недвижимости в отношении налогового резидента Российской Федерации, установлена в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). При исчислении суммы налога по указанной ставке в качестве налоговой базы принимается денежное выражение суммы полученного дохода, вырученной от продажи недвижимости, подлежащего налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218–221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ), в том числе имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной на строительство или приобретение иной (новой) жилой недвижимости в Российской Федерации, включая земельные участки для жилищного строительства, но не более 2 млн руб., или в размере дохода от продажи самой жилой недвижимости, но не более 1 млн руб.

Вместо получения указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение этого имущества (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Причем в данном случае вид и целевое назначение этого имущества не имеют значения.

Как следует из вышеприведенного положения, место нахождения приобретенного имущества для целей его применения значения также не имеет. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 20.09.2017 № 03-04-06/60671.

Исходя из положений пп. 3 п. 1, п. 3 ст. 228 и п. 1 ст. 229 НК РФ физические лица – налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников за пределами Российской Федерации, самостоятельно осуществляют исчисление, декларирование и уплату налога на такие доходы исходя из сумм таких доходов.

Порядок получения в Российской Федерации зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, для целей применения НДФЛ внутри страны установлен ст. 232 НК РФ.

В указанной норме предусмотрено, что в целях получения такого зачета налогоплательщику надлежит представить в налоговые органы России декларацию с отражением соответствующего дохода и приложить документы, подтверждающие получение в иностранном государстве этого дохода и уплату им там же налога, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства.

Между тем, следует иметь в виду, что согласно общему правилу, выраженному в п. 1 ст. 232 НК РФ, фактически уплаченные физическим лицом – налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Таким образом, для выяснения такой возможности следует обращаться к соответствующим международным договорам при их наличии.

В ст. 23 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995 № 48-ФЗ, вступило в силу 8 декабря 1995 г.), определяющей метод устранения двойного налогообложения, устанавливается: «Если лицо с постоянным местопребываниям в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на доход или имущество, подлежащая уплате в этом Государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами».

Таким образом, указанным межправительственным соглашением допускается зачет, предусмотренный ст. 232 НК РФ, но на сумму не более, чем подлежащую уплате в соответствующем Государстве. Иными словами, если налог с дохода, уплаченный в Болгарии, меньше суммы налога, рассчитанного по ставке, действующей в России (13%), то в бюджет Российской Федерации причитается уплатить разницу; если такой налог, уплаченный в Болгарии больше, чем рассчитанный по российским правилам, то зачету подлежит сумма налога в пределах рассчитанного, разницы не возникает и, соответственно, необходимость в уплате каких-либо сумм налога в России отсутствует, к возврату на территории Болгарии также никаких сумм налогов не причитается.

Аналогичный метод устранения двойного налогообложения в отношении доходов, полученных в Словении резидентами России, изложен в ст. 24 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения от 29.09.1995 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» (ратифицирована Федеральным законом от 26.02.1997 № 39-ФЗ, вступила в силу 20 апреля 1997 г.).

Вместе с тем при возникновении какой-либо разницы, причитающейся к уплате в бюджет Российской Федерации в связи с продажей недвижимости в указанных государствах по причине более низкого налогообложения полученного дохода на их территории, не следует игнорировать вышеуказанные нормы НК РФ, касающиеся как давности приобретения указанной иностранной недвижимости, так и затрат на ее приобретение, поскольку их действие кодексом не исключается в отношении недвижимого имущества, находящегося за рубежом.

Таким образом, исходя из контекста поставленного вопроса, поскольку за рубежом были уплачены все налоги с продажи недвижимости, то сумма налога в России с учетом зачета уплаченного за рубежом составит положительную разницу, причитающуюся к уплате, лишь в том случае, если сумма налога, рассчитанная и уплаченная по правилам иностранного государства, меньше, чем причиталось бы в России. Однако в таком случае следует исходить из того, что с момента приобретения недвижимости истек необходимый для освобождения от уплаты налога пятилетний срок владения. Если указанный срок не истек, следует воспользоваться возможностью учесть при определении налоговой базы фактически понесенные и документально подтвержденные затраты на ее приобретение.

Налог на доходы за рубежом: как избежать переплат

В современном мире человек волен выбирать, где жить, работать и отдыхать, чем владеть. Даже наличие государственных границ не мешает так или иначе присутствовать в разных частях света, причем иногда одновременно. В частности, это касается трудовой деятельности и получения доходов. И для этого вовсе не обязательно физически находиться в соответствующих странах.

Однако получение доходов неизбежно влечет за собой уплату налогов с них, и на этом этапе вопрос принадлежности налогоплательщика к определенному государству возвращает границы на свое место.

Налоговый резидент: где платить налоги

Налоговый резидент – ключевое понятие при определении необходимости и условий налогообложения полученных физическим лицом доходов. Многие этот статус физлица путают с «резидентом валютным». Они созвучны, но регулируются разными отраслями законодательства и имеют разные предназначения. Подобная путаница может привести к серьезным ошибкам при исчислении налогов.

В общем смысле резидент – это определенное состояние физического лица, выражающее его связь с каким-либо государством.

По российскому законодательству основной критерий признания человека налоговым резидентом РФ – количество календарных дней, когда он находился на территории России, в течение предшествующих дате получения дохода 12 месяцев. Месяцы берутся подряд и могут приходиться на два разных календарных года. Но дни присутствия в стране друг за другом могут и не следовать.

Если дней было 183 и более, вы налоговый резидент РФ. Даже при наличии гражданства другой страны. И наоборот: гражданин России, проживающий на территории страны менее 183 дней, для целей налогообложения в РФ налоговым резидентом не является. Важно также и то, что дни краткосрочного лечения, обучения (менее 6 месяцев), командировки, отпуск за рубежом, а также дни приезда и отъезда считаются днями пребывания в РФ.

Налоговым кодексом РФ (далее – Кодекс) предусмотрено, что налоговые резиденты должны платить НДФЛ с доходов, полученных как на территории России, так и за её пределами, а нерезиденты – только с первого вида доходов. То есть, получая доход в другом государстве, налоговый резидент РФ должен заплатить налоги в стране выплаты дохода и – повторно – заплатить НДФЛ уже в России. Возникает двойное налогообложение.

Как избежать двойного налогообложения в России

Большинство стран решает данную проблему путем подписания с другими государствами соглашений об избежании двойного налогообложения. На сегодняшний день в России действует 84 таких международных договора.

С некоторыми странами у РФ прямых договоров нет, но они сохраняют правопреемство в отношении ранее заключенных договоров со странами-предшественниками. Например, во взаимоотношениях России с Сербией и Черногорией применяется Конвенция между РФ и Союзной Республикой Югославией.

Со многими странами подобные договоры отсутствуют или не ратифицированы. Например, почти за 20 лет так и не были ратифицированы Соглашения России с Грузией и Эстонией. Налогообложение полученных там доходов осуществляется в соответствии с законодательством двух стран одновременно: страны получения дохода и страны резидентства.

Международные договоры и Кодекс предусматривают зачет своим резидентам налога, уплаченного за рубежом, в инициативном порядке. Если же действующий международный договор отсутствует, зачет возможен только при исчислении НДФЛ в отношении прибыли контролируемой иностранной компании.

Как зачесть удержанный за рубежом налог

Для налоговых резидентов РФ

В случае получения за рубежом облагаемых доходов представление налоговой декларации по форме 3-НДФЛ является обязанностью резидента, и за ее невыполнение Кодексом предусмотрены штрафные санкции. А вот воспользоваться правом на зачет или нет – налогоплательщик решает сам.

Зачесть налог можно в течение трёх лет после года получения доходов. Важно запомнить: период для зачета налога исчисляется от периода получения дохода – не от периода уплаты налога.

Для примера: доход физическим лицом получен в другом государстве в 2017 году, соответствующий налог уплачен там же в 2018. Значит, трехлетний срок права на подачу декларации с указанием суммы зачета истекает в 2020 году.

Если налог, удержанный в стране выплаты дохода, превысил налог, исчисленный по правилам налогового законодательства РФ, разница возврату или зачету не подлежит. То есть для целей налогообложения в России отрицательный результат становится нулевым.

Для осуществления зачета к декларации необходимо приложить документы, подтверждающие сумму полученного в другом государстве дохода и уплаченного с него налога. Они должны быть выданы и заверены уполномоченным органом той страны, а также переведены на русский язык с заверением нотариуса. Если в стране выплаты дохода уже представлялась декларация, можно приложить ее копию и копию документа об уплате налога также с обязательным нотариально заверенным переводом на русский язык.

На практике бывает по-разному. В простейшем случае при инвестициях через американского брокера для зачёта налога, удержанного с выплаченных эмитентами дивидендов, можно представить в российский налоговый орган справку по форме 1042-S. А вот при работе с европейскими брокерами специальной справки нет. Значит, имея диверсифицированный инвестиционный портфель, скажем, из акций шведских, немецких и французских компаний, в качестве подтверждения удержания налога на дивиденды придётся раздобыть копии соответствующих документов. Повторно заплатить налог в России, скорее всего, будет дешевле и проще.

Для налоговых нерезидентов

Как отмечалось ранее, даже если человек является гражданином РФ, но проживает на ее территории менее 183 дней, для целей налогообложения НДФЛ налоговым резидентом РФ он не признается. Доходы его подлежат налогообложению в России, только если они там получены.

Основная налоговая ставка по НДФЛ для налоговых нерезидентов составляет 30%. Кроме того, ставка 15% применяется к доходам в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, и 13% необходимо уплачивать отдельным категориям нерезидентов при осуществлении трудовой деятельности.

Однако при определении ставки важно учитывать, что международным договором об избежании двойного налогообложения между Россией и государством, резидентом которого является получатель дохода, могут быть установлены особые условия. Эти договоры имеют приоритет над Кодексом.

Например, при выплате дивидендов российской компанией резиденту США или Италии ставка налога, предусмотренная соответствующими международными двусторонними документами, составит 10%, а не 15%. А это, в зависимости от величины дивидендной выплаты, может существенно увеличить сумму дохода.

В целом, проблема двойного налогообложения решена большинством стран весьма успешно. Однако в отдельных случаях сложности всё же могут возникнуть. Тогда лучше всего обратиться за помощью к профильным специалистам – налоговым и финансовым консультантам. Это позволит избежать не только уплаты излишней суммы налога, но и сохранит ваше время и нервы.


В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации всреднесрочной перспективепозиция Правительства РФ в отношении введения специальных налоговых режимов может трактоваться как налоговое стимулирование сферы малого и среднего бизнеса и сельхозпроизводства. То есть предпочтение отдается регулирующему аспекту, а организационный аспект рассматривается как побочный.

Совмещение разных систем налогообложения

Применяемый налоговый режим

Другие налоговые режимы

ни с УСН, ни с ЕСХН

ни с ОСН, ни с ЕСХН

ни с ОСН, ни с УСН

В соответствии с действующим на сегодня налоговым законодательством на территории Российской Федерации функционируют упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции и, с 1 января 2013 года – патентная система налогообложения.

Однако большинство субъектов специальных налоговых режимов уплачивают налоги по общепринятой налоговой системе, т.е. находятся на общем режиме налогообложения, используя некоторые льготы, отличающиеся по регионам [1].

Более подробно о проблемах и особенностях развития и функционирования специальных налоговых режимов в России мы остановимся ниже, а сейчас рассмотрим практику функционирования специальных налоговых режимов на международном уровне.

Следует отметить, что в сложившейся международной практике специальные налоговые режимы применяются в отношении малого бизнеса, который играет в экономике зарубежных стран более весомое значение, чем в России. Так, доля малого бизнеса в ВВП США, Японии в 2015 году составляла более 50 %, в ЕС – около 70 %, в КНР, Бразилии – около 60 %, а в России лишь 12 %.

Такое развитие малый бизнес в экономически развитых странах получил благодаря эффективности системы налогообложения, целостному налоговому законодательству и государственным налоговым льготам.

Для развития малого бизнеса в России полезен зарубежный опыт налогообложения малого и среднего бизнеса.

В российской практике предоставления государственных налоговых льгот применяются следующие подходы:

1. Установление различных прямых льгот по традиционным видам налогообложения, в том числе по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

2. Введение льгот в виде специальных налоговых режимов. Недаром, их иногда называют льготными режимами.

Что касается первого подхода, для малого предпринимательства существует ряд прямых льгот в виде уменьшения ставки налогообложения прибыли организаций. При этом данное уменьшение не часто напрямую называют налоговой льготой. В различных странах снижение налоговой ставки обложения прибыли представляет собой часть налоговой политики государства, а не налоговую льготу. В этой связи, полезен анализ зарубежного опыта льготирования.

Опыт налогообложения малого бизнеса во Франции имеет сходные черты с практикой налогообложения в России начала 90-х годов XX века. Здесь два первых года работы малого предприятия являются льготным периодом в части освобождения от налогов, подлежащих уплате в местный бюджет. Если же предприятие функционирует в, так называемой, депрессивной зоне, то не уплачиваются взносы в фонды социального обеспечения.

В наилучшем положении в Европе оказались предприятия малого бизнеса в Германии. В частности, во время мирового финансового кризиса государством для поддержки предприятий были снижены различные налоги и отчисления (ставка налога на прибыль уменьшилась с 39 % до 30 %>, отчисления в фонд безработицы – с 6,5 % до 3,3 %).

В налогообложении малого бизнеса за рубежом отслеживается интересная, с точки зрения опыта, зависимость: при увеличении доли стоимости рыночных продуктов малого и среднего бизнеса в ВВП сокращается разрыв в ставке налога на прибыль крупных и малых предприятий.

Удельный вес стоимости рыночных продуктов малого бизнеса в ВВП России ничтожен, но, если субъекты малого предпринимательства используют традиционную систему налогообложения, то они вынуждены платить налог на прибыль по тем же ставкам, что и крупные предприятия [2].

При использовании упрощенной системы налогообложения в России могут возникнуть сложности во взаимоотношениях с партнерами, уплачивающими НДС, что повлечет за собой дополнительные издержки, а, значит, приведет к потере доходов. Таких сложностей нет в зарубежной практике налогообложения малого бизнеса, а в России это негативно сказывается на целевой направленности введения данного специального налогового режима.

Уменьшение налоговых ставок обложения прибыли оказывает стимулирующий эффект для развития бизнеса, поскольку дает преимущества в части получения дохода от коммерческой деятельности.

Специальные налоговые режимы в основном используются на практике в форме упрощенного или вмененного налогообложения, иногда они сочетаются, усиливая регулирующий и фискальный эффекты в отдельных странах.

Во многих странах предприятиями малого бизнеса применяются упрощенные модели налогообложения, среди них можно выделить модель вмененного налога, которая имеет различные модификации.

Одной из таких можно назвать модель аккордного налога. Самой простой формой вмененного налога является фиксированная сумма налога, которая устанавливается в зависимости от вида экономической деятельности. Такой способ налогообложения применяется в Монголии, Гане, и ряде других стран. Особый подход при налогообложении доходов малого бизнеса состоит в том, что устанавливаются регулярные выплаты, в зависимости от стоимости собственного капитала хозяйствующего субъекта, который применяется в Боливии. В Албании налогоплательщики уплачивают налог на малые предприятия и освобождаются от уплаты НДС, если их оборот не превышает установленного предела, равного 2 млн. лек (это около 21 тыс. долл. США).

Более сложная система вмененного налога установлена в Венгрии для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, которая предусматривает применение прогрессивных налоговых ставок. На систему вмененного налога имеют право перейти индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, если валовая выручка за предыдущий год не превышает 15 млн. форинтов, при этом налог они исчисляют по ставке 13 %; при осуществлении деятельности в иных сферах, допустимый предел валовой выручки составляет 3 млн. форинтов, ставка налога установлена в размере 20 % от валовой выручки. У лиц, осуществляющих розничную торговлю продуктами питания, бытовой химией, парфюмерией и другими товарами, продающимися в специализированных магазинах, облагаемый доход составляет 7 % от валовой выручки.

В Турции для некоторых категорий субъектов малого бизнеса, установлена система налогообложения, которая освобождает их от обязанности ведения бухгалтерского учета. Данный режим применяют налогоплательщики, годовой доход которых не превышает 732 млн. турецких лир, а также лица определенных профессий, доходы которых определить достаточно трудно. Облагаемый доход исчисляется по многим критериям, в зависимости от вида деятельности, а также некоторых показателей жизненного уровня. Налоговая ставка установлена в размере 25 % от вмененного дохода. Кроме того, существует минимальная сумма налога, размер которой определяют специальные комиссии каждого региона. К примеру, в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры, минимальный налог уплачивают фермеры. Вмененный налог исчисляют также казино, которые определяют сумму налога исходя из количества игорных столов и игровых автоматов [3].

К торговым предприятиям Франции, годовая выручка которых не превышает 500 тыс. евро и предприятий, оказывающих услуги с оборотом не более 150 тыс. евро, применяется контрактный налог, но определение его величины и исчисление налоговой базы представляет собой довольно сложную процедуру. Для этого налогоплательщик представляет основную информацию о своей деятельности: данные о годовом обороте, стоимости запасов, о количестве занятых работников, количестве автомобилей, находящихся в его собственности, стоимости приобретенных товаров и услуг, после чего происходит обсуждение вопроса с налоговым инспектором, в ходе которого определяется налоговое обязательство субъекта. Согласованная сумма дохода, оценку которого производит налоговая администрация, применяется два года текущий и последующий.

Если рассматривать специальные налоговые режимы стран СНГ, то можно отметить, что, в основном, в этих странах применяется упрощенная система налогообложения.

К примеру, в Армении, Туркмении, Кыргызстане субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают единый налог вместо совокупности определенных законодательством этих стран налогов: налога на прибыль, НДС. Объектом налогообложения, как правило, считается оборот по реализации продукции, выручка от реализации товаров (работ, услуг) и прочие доходы. Применять упрощенную систему налогообложения не могут страховые организации, инвестиционные фонды, предприятия, занятые производством подакцизной продукции, банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие. При этом в Армении, Казахстане установлены дифференцированные ставки налога, в основе определения которых лежит объем дохода в отчетном периоде. В Туркмении, Кыргызстане и Беларуси ставки дифференцированы в зависимости от вида осуществляемой налогоплательщиком деятельности.

Оригинальный специальный налоговый режим в виде патента работает в Казахстане. Здесь приобретается разовый талон, дающий право на осуществление определенного вида деятельности в разовом режиме. В основном это касается розничной торговли. Разовый талон обеспечивает платеж в бюджет индивидуального подоходного налога. Объектом обложения признается доход, полученный при осуществлении деятельности в конкретной местности.

Такой специальный налоговый режим используют индивидуальные налогоплательщики при не постоянно осуществляемой деятельности.

Если при этом не используется наемный труд, то подобного рода плательщики, приобретающие разовый талон, освобождаются от социального налога и не подлежат регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, мировой опыт функционирования особых режимов налогообложения показывает, что их применение преследует различные цели и обстоятельства, а также зависит от налоговой и юридической грамотности налогоплательщиков, возможности налогового контроля и принуждения, степени коррумпированности властей и прочего.

В работе, на основании исследования форм и видов специальных налоговых режимов как в России, так и за рубежом, в историческом и современном аспектах их функционирования установлено, что они нашли свое применение в разные периоды существования государств, находящихся на различных уровнях экономического развития. Они присутствуют в налоговых системах как развитых стран, так и в странах с развивающимися экономиками [4].

В ходе исследования установлена закономерность наличия позитивных факторов применения СНР за рубежом.

sams1.tiff

Рис. 1. Факторы СНР позитивно влияющие на налоговые системы зарубежных стран

В целом, исследование зарубежной практики применения специальных режимов налогообложения установило, что их роль в зарубежных странах невелика и применяются они не столько для поддержки малого бизнеса, сколько для развития экономически отсталых территорий, разрешения политических противоречий, этнических и других проблем, а также выявлена тенденция элиминирования СНР к общему режиму налогообложения в высокоразвитых странах.

Особенностью применения специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации и ряде стран СНГ являются другие экономические предпосылки – предоставление особых налоговых условий предпринимателям в видах деятельности, реальный оборот которых трудно контролировать, что абсолютно логично в развивающейся экономике, обеспечивая максимальный фискальный эффект для бюджетов определенного уровня. В свою очередь, единой проблемой специальных налоговых режимов как для российской, так для зарубежной практик, является сложность и необъективность определения налоговой базы, а для России характерно отсутствие альтернативных методов её определения и расчета (по косвенным признакам или стоимости активов).

Таким образом, анализ истории становления и современной практики функционирования специальных режимов налогообложения, воплотивших в жизнь теорию единого налога, показывает, что он реализовался в налоговых системах, как за рубежом, так и в России.

Несмотря на упрощение методик налогообложения при специальных налоговых режимах, могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с администрированием налогов, которые не всегда позволяют получить ощутимый экономический эффект, а иногда они превышают прирост налоговых поступлений.

Зарубежный доход - основные виды

Наиболее распространенными видами дохода от источников за пределами РФ являются:

  • заработная плата по трудовому договору с нерезидентом (например, летчики, работающие на иностранные авиакомпании);
  • процентный доход по депозиту, открытому в иностранном банке;
  • доход в виде дивидендов от компаний-нерезидентов;
  • доход от сдачи в аренду квартиры, расположенной за рубежом;
  • доход от доверительного управления, купонный, дивидендный доход от ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • доход от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов (в том числе, например, доход от доверительного управления деньгами в иностранном банке);
  • доход от продажи квартиры (машины и т.д.) за рубежом;
  • доход от продажи чего-либо нерезиденту (например, мебели с своем загородном доме за границей)
  • доход от оказания услуг нерезиденту;
  • любой иной доход, зачисляемый на зарубежный счет;

    Налоговые последствия

    В случае, если налоговый резидент РФ получает доход от источников за пределами РФ (зарубежный доход), то он обязан самостоятельно в срок до 30 апреля (см. наш Налоговый календарь) каждого года задекларировать такой доход, исчислить и уплатить с него налог - НДФЛ. Ставка НДФЛ, применяемая для резидентов - 13%.

    Обращаю внимание, что обязанность по декларированию и уплате налога с зарубежного дохода в РФ лежит только на налоговых резидентах РФ, т.е. лицах, которые по итогам конкретного отчетного налогового периода (год) находились в РФ более 183 дней (при этом, неважно, когда именно лицо стало "набирать" указанные 183 дня, главное, что в отчетном году лицо суммарно в течение 12 следующих друг за другом месяцев находилось на территории РФ).

    Избежание двойного налогообложения. Зачет налога, уплаченного в иностранном государстве

    В случае, если с полученного за рубежом дохода иностранное государство удерживает налог (например, такое чаще всего происходит, например, при получении дохода от сдачи в аренду недвижимости), то Вы вправе зачесть сумму налога, уплаченного в иностранном государстве по соответствующей ставке с налогом, подлежащим уплате в РФ по ставке 13%. Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то в РФ ничего платить не нужно (но и возврата налога - также не предусмотрено), в случае же, если сумма уплаченного за рубежом налога - меньше 13%, то в РФ необходимо доплатить до 13%. В ФНС, при этом, необходимо предоставить документ из компетентного органа иностранного государства (иностранная ФНС), подтверждающий факт и размер уплаченного в иностранном государстве налога.

    Обращаю Ваше внимание, что очень часто в некоторых странах при расчете базы возможно принимать к вычету некоторые связанные с доходом расходы - например, при получении за рубежом арендных платежей в некоторых странах возможно принять в расходы коммунальные платежи, платежи, связанные с недвижимостью и т.д. Таким образом, даже если ставка в такой стране будет выше 13%, то фактически уплаченная сумма налога может оказаться меньшей, чем 13% с общей суммы дохода (т.к. в РФ базой будет являться вся сумма дохода, без каких-либо расходов). Таким образом для верного расчета рекомендую именно сравнить две суммы - сумму дохода, полученного в иностранном государстве и сумму налога, уплаченного в иностранном государстве - и оценить, составляет ли сумма налога больше либо меньше 13%.

    Если сумма уплаченного за рубежом налога - выше 13%, то формально в РФ необходимо заполнить и подать 3-НДФЛ, с указанием в ней суммы дохода и суммы налога, уплаченных в иностранном государстве и кода, указывающего на отсутствие налога к уплате. Однако, за непредставление такой декларации возможно применение штрафа только в размере 1 000 руб. - ст.119 НК РФ (ввиду отсутствия неплаченного налога).

    Место уплаты налога по разным видам дохода, а также ставки налога регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения с конкретными государствами. Возможность зачета уплаченного налога также возможна только в случае наличия такого соглашения между РФ и страной, где Вы заплатили налог. В случае, если такое соглашение не заключено или не ратифицировано (напр., с Эстонией), то налог возможно будет необходимо заплатить дважды - в стране - источнике выплаты и в стране налогового резидентства получателя дохода.

    Ответственность за неуплату налога

    1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

    Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

    Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
    Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

    2) ст.122 НК РФ - Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога (40% - если будет доказан умысле на неуплату налога)

    Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

    В 2019 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2016, 2017, 2018. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
    Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

    Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

    3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

    4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

    Срок давности - 2 года

    Валютное регулирование и валютный контроль

    Как правило, в большинстве случаев зарубежный доход зачисляется на зарубежный счет, открытый российским налоговым резидентом в иностранном банке. В этой связи, если российский налоговый резидент является также и российским валютным резидентом, то он обязан:

    При этом статусы налогового и валютного резидента РФ соотносятся следующим образом:

    • налоговые резиденты - п.2 ст.207 НК РФ - лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Указанный период не прерывается на периоды выезда лица за пределы РФ на срок менее шести месяцев для лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья;
    • валютные резиденты - ст.1 ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - граждане РФ и иностранные граждане, имеющие российский ВНЖ.

    Валютное законодательство РФ - ФЗ-173 "О валютном регулировании и валютном контроле" - устанавливает, что с 2020 года зачисление валютными резидентами РФ денежных средств от валютных нерезидентов на их зарубежные банковские счета возможно по любым основаниям, при условии, что такой банковский счет открыт в стране, с которой у России имеется соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией или в стране ЕАЭС - п.5.2. ст. 12 ФЗ 173 "О валютном регулировании и валютном контроле".

    Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Напоминаю, что штраф за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету составляет от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции - ст.15.25 КоАП РФ.

    Как ФНС может узнать о наличии у лица дохода за рубежом

    Информация о наличии у российского налогового резидента иностранного счета, а также данные об остатках на начало и конец отчетного периода, а также суммы всех поступлений и списаний по счету будет передана в РФ в рамках автоматического обмена налоговой информацией, который впервые состоялся в сентябре 2018 года за 2017 год. Передача информации в дальнейшем будет осуществляться в сентябре каждого года за прошедший год.

    Долго искал на разных форумах, но не нашёл ничего толкового. Вся надежда на вас.

    Ваня — гражданин РФ . Европейская компания предложила ему по официальному договору удаленно переводить документы на русский язык. Из гонораров заказчик будет удерживать налог на доходы и уплачивать в своей стране вместе с пенсионными взносами.

    Но поскольку Ваня находится в России больше 183 дней в году, он — налоговый резидент РФ и должен делиться с родиной. Получается двойное налогообложение.

    Как Ване избежать этого?

    Если зарегистрировать ИП , то можно ли будет платить налоги только в РФ ? И что выгоднее: применять УСН и отдавать 6% от доходов либо купить патент? Какую отчетность сдавать в российскую налоговую? И не станет ли она особенно пристально приглядываться к бизнесу из-за платежей в иностранной валюте?

    Иван, регистрировать ИП стоит, если иностранная компания не захочет исполнять требования договора об избежании двойного налогообложения, который наверняка есть. Если заказчик готов его соблюдать, выгоднее оставаться обычным человеком и платить только российский НДФЛ .

    Договоры об избежании двойного налогообложения и доходы от работы по найму

    Документы об избежании двойного налогообложения, которые подписывает Россия, могут называться по-разному: договор, конвенция, соглашение. Но суть одна — сделать так, чтобы фирмы и обычные люди не вносили одинаковые налоги на родине и за границей.

    Применительно к физлицам договоренности действуют только для налогов с доходов и налогов на имущество. Но последние нас не интересуют.

    У договоров обычно стандартные тексты, меняются только страны в названии. Особенно когда речь о доходах от работы по найму, как в вашем случае. По большинству соглашений такие выплаты могут облагаться налогом в иностранном государстве, только если человек выполняет работу на его территории. Пример — ст. 15 Соглашения России с Германией.

    Но вы будете заниматься переводами в РФ . Следовательно, зарубежный заказчик не должен удерживать налог из гонораров.

    Однако соблюдение договора полностью на совести иностранного заказчика. Если ему проще удержать налог и забыть, вы не сможете помешать. Потом вы вправе будете подать на компанию в суд ее страны. Но сомнительно, что издержки покроют выгоду.

    Договоры об избежании не регулируют пенсионные взносы и прочие социальные отчисления. Если законодательство государства фирмы-заказчика обязывает платить, она будет платить. Правда, обычно пенсионные взносы не уменьшают сумму к выплате на руки, работодатели платят их из своего кармана.

    И последнее. ИП на упрощенной системе налогообложения ( УСН ) или патентной системе налогообложения ( ПСН ) в принципе не может пользоваться договорами. В любом случае придется платить и за рубежом, и в РФ . Потому, если иностранный заказчик готов соблюдать договор, вам невыгодно становиться ИП .

    Если иностранный заказчик готов соблюдать договор

    Чтобы иностранная компания — источник выплаты — не удерживала налог с ваших доходов, ей нужно убедиться в вашем статусе. Для этого получите в ФНС документ — подтверждение.

    Если у вас есть личный кабинет на сайте службы, то сделайте это через интерактивный сервис. Заполните заявление и, если хотите, приложите к нему бумаги, доказывающие ваши 183 дня в РФ . Например, копии внутреннего и заграничного паспортов.

    Документ ФНС о статусе резидента РФ будет без печати, подписи и на русском языке. Это нормально. Главное — уникальный код для проверки подлинности бумаги на сайте службы. Действует документ до конца календарного года выдачи.

    Затем спросите иностранного заказчика, нужно ли сделать нотариальный перевод бумаги или достаточно вашего.

    Ставить на документы апостиль — отметку, которая подтверждает, что бумагу выдал уполномоченный российский госорган, не нужно, потому что на ней нет печати и подписи, подлинность которых свидетельствует апостиль.

    В финале договоритесь с заказчиком о том, как передать документ: нужен ли оригинал и перевод обычной почтой или хватит копии по электронной. Учитывая, что печати и подписи на бумаге нет, способы равнозначны. Но мало ли.

    Получив документ, иностранная компания не будет удерживать налог из ваших доходов от работы по найму. А вам предстоит заплатить российский НДФЛ и отчитаться по нему.

    Если иностранный заказчик не соблюдает договор об избежании двойного налогообложения

    В такой ситуации вам нужно выбрать между УСН и патентом.

    Если заказчику проще удержать налог из вашего дохода без оглядки на договор, это не освободит вас от уплаты российского НДФЛ по ставке 13% от той же суммы. А вот со статусом ИП на УСН или ПСН это обойдётся дешевле.

    Только учтите: какой бы режим вы ни предпочли, придется платить фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование просто по факту регистрации ИП . За 2018 год — 32 385 рублей. Плюс ещё 1% в Пенсионный фонд от величины превышения годовых доходов над суммой 300 000 рублей.

    Выбирать между упрощенкой и патентом придется, если субъект РФ , в котором вы работаете, принял закон о ПСН . Если нет, о патенте забудьте.

    Если регион принял закон о ПСН , посмотрите, есть ли у вас право на налоговые каникулы. То же самое проверьте в законе субъекта о каникулах для УСН . Каникулы — возможность не платить налог в течение двух лет, считая с года регистрации нового ИП .

    Дальше понятно — выгоден режим с каникулами. А если они и для ПСН , и для УСН , берите патент — по нему не надо сдавать декларацию.

    Например, в Москве для предпринимателей-переводчиков на ПСН налоговые каникулы есть, а на УСН — нет. Значит, и мук выбора нет — только патент.

    При отсутствии каникул придется считать, что выгоднее. Мы сделаем это грубо, поскольку не знаем, в каком регионе вы работаете, установил ли регион пониженные налоговые ставки для ПСН или УСН , не знаем, сколько вы планируете получить от иностранного заказчика за год, в каком месяце года станете ИП и многое другое.

    Выбор ИП между УСН и патентом: числовой пример

    Переводчик Ваня стал ИП в январе 2018 года и запланировал заработать к 31 декабря 1 миллион рублей. При любом налоговом режиме ему придется заплатить за 2018 год 32 385 Р фиксированных страховых взносов.

    По закону субъекта РФ о ПСН , потенциальный годовой доход переводчика Вани — 800 000 Р . Стоимость патента на 12 месяцев — 6% от потенциального дохода за год, то есть 48 000 Р (800 000 Р × 6%).

    Потенциальный доход Вани больше 300 000 Р . Значит дополнительно ему придется заплатить 5000 Р пенсионных взносов ((800 000 Р — 300 000 Р ) × 1%).

    Итого за 2018 год Ване с патентом нужно отдать государству 85 385 Р (48 000 Р + 32 385 Р + 5000 Р ).

    При работе на УСН с объектом «доходы» Ваня исчислит налог по ставке 6% от фактических доходов, что даст 60 000 Р (1 000 000 Р × 6%). Дополнительные пенсионные взносы он также исчисляет от фактических доходов, результат — 7000 Р ((1 000 000 Р — 300 000 Р ) × 1%).

    Общая сумма взносов — 39 385 Р (32 385 Р + 7000 Р ). Поскольку у Вани нет работников, он может уменьшить исчисленный налог при УСН на все взносы — до 20 615 Р (60 000 Р — 39 385 Р ).

    Всего за 2018 год Ване на «доходной» УСН надо перечислить в бюджет 60 000 Р (20 615 Р + 39 385 Р ).

    Вывод — для переводчика Вани «доходная» УСН выгоднее ПСН на 25 385 Р (85 385 Р — 60 000 Р ).

    Доходы ИП в валюте и повышенное внимание налоговой

    Никакого повышенного внимания к вам не будет. Платежи из-за границы — рутина для огромного числа предпринимателей и фирм, налоговики к этому давно привыкли.

    Открывайте специальный валютный счет в банке, и вперед.

    Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

    Читайте также: