Отличие аудиторской проверки от налоговой проверки

Опубликовано: 03.05.2024


Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ)

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй

Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.

Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.

Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29

Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22

Общества взаимного страхования

Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5

Организации - организаторы торговли

Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50

Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54

Жилищные накопительные кооперативы

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3

Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33

Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22

Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5

Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб., а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст. 5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах. Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего. Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор. Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно. А вот размещение сведений является платным. При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %. Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Инициативный аудит — это проверка отчетности, правильности ведения и достоверности налогового и бухгалтерского учета, других направлений деятельности фирмы. Как следует из названия, для проведения такой проверки нужна инициатива руководства или собственников компании. Порядок проведения добровольного аудита зависит от целей, которые ставит заказчик. Это может быть сплошная или выборочная проверка, привлечение независимых аудиторов или создание собственной комиссии.

Что такое инициативный аудит

Аудит — это проверка экономической, хозяйственной и финансовой деятельности компании. Она может проводиться в обязательном порядке (в силу закона) или по решению собственников, руководства организации. Отчет или заключение независимых аудиторов может потребоваться при взаимодействии с государственными структурами, банками, страховыми компаниями, инвесторами.

Инициативный (добровольный) аудит можно заказать и провести в любой момент, по мере необходимости.
Цели добровольной аудиторской проверки могут заключаться:

  • в оценке правильности и достоверности ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • в проверке информации по финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • в выявлении нарушений и недостатков при ведении учета и составлении документов, устранении рисков при проверках надзорных органов;
  • в анализе текущего состояния бизнеса, принятия решений по всем направлениям деятельности.

Результаты инициативного аудита можно использовать для поиска инвесторов и раскрытия преимуществ организации, для выявления внутренних резервов и повышения эффективности работы. Это общие фразы, но они реально работают на практике.

Если специалисты выявят нарушения, их можно своевременно устранить до проверок со стороны налоговых органов. Это устраняет риски наложения штрафов, привлечения к ответственности.

В чем отличия от обязательного аудита

Главное отличие инициативного аудита от обязательного заключается в добровольности процедур. Это дает возможность гибко выбирать направления проверок. Например, если новый руководитель хочет получить полные и объективные данные о состоянии дел в компании, он может заказать полноценный аудит по всем направлениям. После этого, по мере необходимости, можно привлекать аудиторов для проверки бухгалтерского учета, правильности формирования первичных документов, для других задач.

Это дает возможность устранить недостатки, восстановить учет, привести в соответствие документы и сведения. Эти услуги также можно заказать в аудиторской компании.

Кому и когда нужен аудит

Решение о проведении инициативного аудита принимается добровольно. Аудиторы могут привлекаться к проверке:

  • по решению собственников компании — для этого проводится общее собрание или совет директоров, либо принимается решение единственного участника;
  • по решению руководителя, главного бухгалтера — в этом случае могут издаваться приказы, заключаться договоры, проводиться конкурсы по выбору аудиторской фирмы;
  • по инициативе других лиц — требовать заключение аудиторов у компании могут инвесторы, контрагенты, банки, страховые компании, государственные органы.

Привлечь серьезных инвесторов или получить крупный кредит нереально без аудиторского заключения. Причем банки и инвесторы будут требовать заключение независимых аудиторов, которому можно в полной мере доверять. Государственные органы могут запросить результаты инициативного аудита для выделения субсидий и грантов, допуска к проектам и программам, финансируемым из бюджета.

Для руководителей или собственников компании аудит может потребоваться:

  • перед продажей бизнеса, реорганизацией фирмы;
  • при смене руководителя и главного бухгалтера;
  • для подготовки к плановой или внеочередной проверке ФНС;
  • для оценки фактического состояния дел в документообороте, финансах, бухгалтерии.

Обращаем внимание, что Закон № 307-ФЗ позволяет аудиторским компаниям и специалистам оказывать множество дополнительных услуг. Их можно заказать для устранения нарушений и ошибок, выявленных по итогам инициативного аудита. Например, это может быть управленческое или налоговое консультирование, восстановление и ведение учета, подготовка документации, юридическая поддержка. После завершения аудита вы сможете сами решить, какой перечень и объем услуг нужен для вашего бизнеса, заключить отдельный договор.

Виды аудита и их особенности

Есть два варианта для проведения инициативного аудита — собственными силами (внутренняя проверка) или привлечение независимых экспертов (внешняя оценка). Первый вариант можно использовать, если в фирме есть своя служба внутреннего аудита. Преимущества и недостатки такого способа проверки:

  • свои специалисты заранее знают состояние дел и слабые места в компании, постоянно взаимодействуют со всеми подразделениями, имеют данные о недостатках и нарушениях;
  • внутренняя проверка неизбежно влечет прямую или косвенную заинтересованность в ее результатах, необъективность выводов;
  • у собственных специалистов заведомо ниже уровень ответственности за полноту, объективность и достоверность итогов аудита.

Частные аудиторы или компании обязаны состоять в профильной СРО. Для оказания аудиторских услуг специалисты должны иметь квалификационный аттестат. Аудиторы несут ответственность за выводы, указанные в заключении. Это гарантирует полноту и объективность проведенной проверке.

Нормы законодательства

Аудиторская деятельность ведется в соответствии с Законом № 307-ФЗ. Его положения можно использовать и для проведения инициативного аудита. Методики и правила внутреннего аудита определены Приказом Минфина РФ № 192н.

Перечень нормативных актов, которые будут применяться аудиторами, зависит от целей, задач и направлений проверки. Например, для анализа налоговой отчетности применяются положения НК РФ, нормативных актов, приказов и писем ФНС. Все руководящие документы, которые были использованы при проверке, аудитор укажет в заключении.

Преимущества аудита для компании

Заказав независимый инициативный аудит, вы получите следующие преимущества:

  • получите беспристрастное, полной и объективное заключение по нужным вам направлениям (финансы, бухгалтерия, учет, отчетность, ведение первичных документов и т.д.);
  • сможете принимать стратегически правильные решения по управлению бизнесом и ведению деятельности;
  • примите меры по устранению ошибок и нарушений, восстановлению учета, оптимизации работы финансовых и бухгалтерских служб;
  • подготовите информацию об обязательствах, расходах, выручке и активах предприятия, кредиторской и дебиторской задолженности;
  • проведете оценку и учтете риски, которые могут возникать в финансовой и хозяйственной деятельности;
  • сможете заказать дополнительные услуги, которые нужны вашему бизнесу.

Стоимость аудита зависит от направлений и объема проверок, сложности и срочности работы. Эти расходы всегда окупаются, так как на штрафах или неправильных решениях можно потерять намного больше.

Как проводится и что включает

Инициативная проверка проводится на основании договора между заказчиком и аудиторской компанией.
При заключении договора можно выбрать следующие варианты проверок:

  • полный анализ всей финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • отдельные направления бухгалтерского или налогового учета (например, оценка правильности ведения и отражения кассовых операций, определение чистых активов организации);
  • налоговый аудит (является аналогом налоговых проверок, но проводится независимыми экспертами).

Есть возможность выбрать способ проведения инициативного аудита — сплошной или выборочный. В первом случае проводится анализ всех операций и первичных документов, правильность их отражения в учете и отчетности, результаты финансовой деятельности. Выборочный аудит может проводиться по отдельным операциям и видам деятельности, в том числе за определенный срок или с ограничением по минимальной стоимости.

Что лучше, сплошная или выборочная инициативная проверка? Это зависит от сферы и видов деятельности заказчика, целей аудита, других факторов. Эти нюансы будут уточнены нашими специалистами на стадии заключения договора. Сплошной аудит стоит дороже и занимает больше времени. Но он дает полную оценку состояния дел в компании, исключает вероятность ошибок и нарушений.

Правила проведения и содержание добровольный аудиторских проверок законом не утверждены. Поэтому можно использовать по аналогии тот же порядок, что применяется при обязательном аудите. В зависимости от целей заказчика и содержания договора, инициативный аудит включает анализ:

  • бухгалтерской, финансовой и налоговой документации;
  • договоров, первичных и платежных документов;
  • материалов по ранее проводившимся проверкам ФНС и аудитов;
  • учетной политики, систем внутреннего контроля предприятия;
  • ведения налогового учета, оформления отчетов, расчетов, деклараций;
  • кассовых операций;
  • расчетов по обязательным платежам с бюджетом, контрагентами, банками;
  • налоговых резервов;
  • активов, материальных ценностей, ресурсов.

Точный перечень направлений проверки будет указан в техническом задании, договоре.

Порядок проведения инициативного аудита

Как и при обязательных проверках, добровольный аудит состоит из нескольких этапов.
Предварительное планирование включает:

  1. общий анализ сферы, видов и показателей деятельности предприятия, схемы налогообложения;
  2. оценка направлений проверок, уточнение порядка работы с документами и сведениями;
  3. согласование стоимости услуг и подписание договора.

На начальной стадии утверждается план (программа) инициативного аудита, его сроки и формы, порядок предоставления доступа к документам и сведениям, требования к отчету (заключению). Также определяется состав комиссии, если в проверках будут участвовать несколько специалистов.

В перечень обязательных мероприятий при проведении добровольного аудита входит:

  1. сбор и обработка информации, анализ деятельности и документов заказчика, т.е. непосредственно сама проверка — объем и сроки мероприятий определяются по плану (программе);
  2. подготовка заключения (отчета) по итогам инициативного аудита — документ содержит данные о состоянии дел, о выявленных нарушениях и ошибках, о рекомендациях и выводах экспертов;
  3. передача заключения заказчику — на финальной стадии работы организация получает документ с объективными и достоверными данными по финансам, бухгалтерии, отчетности, другим направлениям.

По результатам инициативного аудита специалисты могут оказать услуги по устранению нарушений, восстановлению учета и документов, подготовке к проверкам ФНС, по другим направлениям деятельности.

Объекты проверки при проведении аудита от КСК-ГРУПП

КСК-ГРУПП входит в число лидеров на рынке аудиторских услуг России. Мы работаем с государственными структурами, предприятиями малого и среднего бизнеса, крупными корпорациями во всех сферах деятельности. Вы можете заказать инициативный аудит своего бизнеса по следующим направлениям:

  • анализ учетной политики, налогового и бухгалтерского учета, отчетности;
  • оценка показателей финансовой, бухгалтерской отчетности и учета, проверка правильности их формирования;
  • налоговая экспертиза;
  • анализ показателей и точности формирования налогооблагаемой базы;
  • проверка полноты и правильности ведения первичных документов, надлежащее отражение их в регистрах налогового и бухгалтерского учета;
  • оценка результатов инвентаризации материальных ценностей, в том числе для подготовки годовой отчетности;
  • анализ правильности ведения кадровой документации.

Это далеко не полный перечень направлений, по которым наши аудиторы выполнят проверки.

Чтобы согласовать условия проведения инициативного аудита, позвоните нашим консультантам или оставьте заявку на сайте. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской отчетности организации с выдачей заключения о ее достоверности. Такую проверку проводят частные аудиторские компании или индивидуальные предприниматели за счет денег фирмы. Кому и когда следует их проводить – читайте в нашей статье.

Виды аудиторских проверок

Аудиторская проверка бывает двух видов:

  • обязательная;
  • добровольная (инициативная).

Налоговые инспекции всех уровней могут истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов любые документы и информацию об организации или ИП, полученные о налогоплательщике в ходе аудита или другого взаимодействия с клиентами (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ о внесении поправок в Налоговый кодекс действует с 1 января 2019 года). Принятые изменения по сути уничтожили понятие аудиторской тайны.

Чтобы получить информацию, инспекция должна прислать аудитору запрос. Основанием для такого запроса является решение руководителя (его заместителя) ФНС России.

  • выездной налоговой проверки плательщика;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Камеральные проверки в этот перечень не входят, хотя и могут служить основанием для проведения надзорных мероприятий.

Также инспекторы ФНС смогут истребовать у аудиторов все вышеперечисленные документы и данные, если в отношении проверяемого лица поступил официальный запрос компетентного фискального органа иностранного государства (территории), с которым у РФ заключен об этом международный договор.

Аудитор может сообщить своему клиенту о поступившем запросе, но только в случае, если запрос не содержит запрет на разглашение такой информации.

Аудитор в течение 10 дней с момента получения запроса должен передать налоговикам необходимую информацию и документы.

За отказ предоставить информацию для аудиторов предусмотрено административное наказание. Размер штрафа в этом случае по КоАП РФ достигает 10 000 рублей.

Новый закон начинает действовать с 1 января 2019 года. Его положения применяются в отношении документов, полученных в ходе аудита компаний за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2019 года. Информацию за 2018 и предыдущие годы аудиторы могут налоговикам не представлять.

В каких случаях аудит обязателен

О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

  • акционерные общества;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 000 000 рублей;
  • банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.

Обязательная аудиторская проверка проводится, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.

Обязательный аудит за 2019 год нужно будет проводить, если выручка за предыдущий год превышает 600 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 200 млн. руб. Эти показатели для отчета за 2020 год и далее - еще выше: 800 млн. руб. и 400 млн. руб.

Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, как публичные, так и непубличные.

Аудит проводят после оформления годовой отчетности, но до того, как она будет представлена в налоговую инспекцию. В акционерных обществах проверка должна пройти раньше, чем бухгалтерская отчетность будет утверждена общим собранием акционеров.

На практике проверка начинается уже в процессе формирования отчетности бухгалтерией, на основании "рабочих" вариантов, которые, конечно, не имеют юридической силы, но в какой-то мере дают представление о положении дел в организации, показывают состояние учетных регистров, позволяют выявить специфические или опасные сделки. Это часто помогает внести существенные корректировки в отчетность. Такой подход к проверке Минфин России считает правомерным (письмо от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01).

Если процесс проверки закончится одновременно с подписанием отчетности, дата аудиторского заключения и дата составления бухгалтерской (финансовой) отчетности совпадут. Напомним, что датой составления бухгалтерской отчетности является дата ее подписания руководителем организации (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение не является формой бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы. То есть его не нужно представлять в налоговую инспекцию в составе отчетности.

В обязательном порядке компания должна представлять аудиторское заключение только в территориальное отделение Росстата, если подлежит обязательному аудиту. В этом случае аудиторское заключение нужно представить либо вместе с отчетностью, либо не позже 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Поэтому если ваша фирма подлежит обязательному аудиту, то по отчетности за 2018 год его нужно представить не позднее 31 декабря 2019 года.

Аудируемое лицо обязано вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ). Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.

В реестр вносятся следующие сведения:

  • ИНН, ОГРН, СНИЛС (при наличии) проверяемого лица;
  • ИНН, ОГРН, СНИЛС (при наличии) аудитора (организации или индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Добровольный аудит

Если фирма не должна проходить аудит в обязательном порядке, она может пройти проверку по собственному желанию (инициативный аудит).

Зачем нужен добровольный аудит

Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько добросовестно руководитель и главный бухгалтер ведут дела фирмы. Желание провести аудиторскую проверку может возникнуть и у самого руководителя, например, при смене главбуха.

Заказчиками аудита также могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в фирму свои средства. В этом случае их интересуют финансовое состояние и платежеспособность возможного должника.

При инициативном аудите ваша фирма сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Вы можете провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать проверяющие.

Виды инициативных аудиторских проверок

Аудиторские проверки бывают выборочными и сплошными. Первый вариант встречается чаще.

При выборочной проверке аудиторы смотрят часть документов (например, только крупные операции или документы за один квартал). На основании изученных бумаг аудиторы делают вывод о том, насколько хорошо ведется бухучет в фирме.

Риск, что аудиторы не обнаружат ошибки, есть всегда. Однако при выборочной проверке этот риск возрастает. Ведь недочеты могут оказаться именно в тех документах, которые аудиторы не посмотрели. Поэтому нередко заказчики аудита требуют проведения сплошных проверок всех бухгалтерских документов. Понятно, что такие проверки более трудоемки и, следовательно, стоят дороже.

Проверки, при которых аудиторы проверяют какой-то один участок бухучета (например, расчет зарплаты или кассовые операции), называют тематическими. Большой популярностью пользуется также налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность фирмы.

Читайте в бераторе


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Налоговый аудит – это новый вид проверки с лояльным названием «аудит». Но не стоит надеяться на лояльность самой процедуры. Фактически это проверка корректности, а также верного расчета и уплаты всех видов налогов за определенный период. О действующих правилах и нюансах налогового аудита рассказала адвокат, эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Элеонора МАЗУРОВА:

– В настоящее время положение с четкой процедурой аудита только готовится к принятию. Поэтому на текущий момент мы можем руководствоваться только Налоговым кодексом .

Аудит проводится в отношении налогоплательщиков с высокой степенью риска налоговых нарушений. Либо – при несогласии налогового органа с ответом на требование, направленное в рамках камеральной проверки.

По результатам налогового аудита могут быть доначислены налоги и применены финансовые санкции.

Кто принимает решение о проведении налогового аудита

  • Решение утверждает руководитель налогового органа или его заместитель. На его основе принимается Приказ о проведении аудита. Он содержит данные о налогоплательщике, список проверяющих лиц, цели налогового аудита и утвержденную программу проверки.

Порядок проведения налогового аудита

Если юридическое лицо относится к категории крупных налогоплательщиков, проводить его налоговый аудит может только Межрегиональная государственная налоговая инспекция по крупным налогоплательщикам.

Налоговый аудит может охватывать только период, следующий за последним налоговым аудитом, по которому не истек срок исковой давности . Но есть исключения. В случае выявления новых обстоятельств, которые не были известны при проведении первого аудита, налоговые органы могут назначить повторную проверку .

В случае добровольной ликвидации предприятия аудит может охватить период не более 3 последних лет его деятельности.

В ходе налогового аудита налогоплательщик не имеет права вносить дополнения и изменения в налоговую отчетность за проверяемый период.

Процедура налогового аудита

  • Срок налогового аудита исчисляется со дня вручения проверяемому приказа о его проведении.
  • Аудит длится в течение 30 календарных дней . Но срок может быть продлен до двух или трех месяцев. Решение о продлении принимает ГНК.
  • Общий срок аудита не может превышать 6 месяцев.

Руководитель налогового органа вправе продлить срок аудита в случае:

  • истребования дополнительных документов или информации ;
  • получения информации у иностранных организаций в рамках международных договоров;
  • проведения экспертизы;
  • перевода документов, написанных на иностранном языке.

Налоговый аудит считается завершенным в день составления и подписания акта о проведенной проверке.

Более подробную информацию об изменениях вы найдете в сравнительной таблице:

Налоговый аудит

Было

Стало

Проверка финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика включала в себя изучение и сопоставление бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и иных документов.

Краткосрочная проверка – проверка отдельных операций налогоплательщика

Проверка финансово-хозяйственной деятельности и краткосрочная проверка преобразуются в налоговый аудит .

- если налоговый орган не получил ответа на требование, выставленное в ходе камеральной проверки, или если ответ признан недостоверным;

- если имеются признаки уклонения от уплаты налогов;

- при ликвидации предприятия – на основании письменного уведомления ликвидатора или органа, осуществляющего государственную регистрацию.

- налогоплательщик уведомляется за 30 календарных дней до начала аудита;

- если имеются признаки уклонения от уплаты налогов, налоговый аудит проводится без уведомления налогоплательщика;

- предусмотрены особые условия для крупных налогоплательщиков;

- срок проведения налогового аудита составляет 30 дней. Он может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях - до трех месяцев;

- может быть повторным.

По результатам налогового аудита могут доначисляться налоги и применяться финансовые санкции

Оформление результатов

По результатам проверки проверяющие составляли акт, в котором отражали все выявленные нарушения

По результатам составляется акт установленной формы, в котором теперь должны быть:

- перечислены все проведенные мероприятия;

- зафиксированы выявленные нарушения со ссылкой на законодательные нормы;

- изложены выводы, к которым пришли проверяющие;

- даны рекомендации по устранению выявленных нарушений

Читайте также: