Налогообложение криптовалюты в японии

Опубликовано: 18.09.2024

Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
InVentoriS / Depositphotos.com

Вступивший в силу 1 января закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ), хотя и содержит в своем названии оба этих понятия, и дает их определения, не сильно помог криптосообществу с точки зрения понимания сущности и условий использования криптовалют в нашей стране.

Абсолютное большинство норм Закона № 259-ФЗ посвящены цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которой выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов. Как отметил в ходе состоявшейся на прошлой неделе онлайн-конференции ИД "Коммерсантъ" председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принятие Закона № 259-ФЗ должно поспособствовать более активному использованию технологии блокчейн для выпуска ЦФА с целью привлечения инвестиций под реализацию различных проектов.

Регулирование же, предложенное Законом № 259-ФЗ, для цифровой валюты – Анатолий Аксаков подтвердил, что под ней подразумевается именно криптовалюта, – оказалось половинчатым. С одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована. Во-первых, законодательно дано ее определение: цифровой валютой признается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Во-вторых, в ряд отраслевых законов (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции") включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.

С другой стороны, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что "организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами" (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), а значит, владельцам криптовалют – а их в России немало: по приведенным президентом РАКИБ Юрием Припачкиным данным, наша страна входит в тройку государств – лидеров по использованию цифровых валют, а количество криптокошельков граждан России превышает 8 млн, – еще какое-то время придется ждать принятия такого законодательства. Напомним, законопроект, на основе которого был принят Закон № 259-ФЗ, рассматривался в Госдуме более двух лет.

Однако в определенной части использование криптовалюты уже законодательно ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг – он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). "У нас по законодательству платежным средством является рубль, который эмитируется Банком России, и никакие иные валюты, в том числе криптовалюты, не могут быть платежным средством на территории РФ. Так что это нормальное решение, что нельзя их использовать для расчетов, – подчеркнул Анатолий Аксаков. – Кроме того, хотя это прямо не написано, но подразумевалось: поскольку эти частные валюты, которые не имеют обязанного лица, обеспечения, за ними не стоит никакое государство, они несут большой риск для правообладателей, так что нет желания стимулировать россиян приобретать их".

В принципе же совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, правда, с одной оговоркой – о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).

Порядок такого информирования может быть утвержден уже в ближайшее время: 17 февраля в первом чтении был принят законопроект 1 , предусматривающий своего рода самодекларирование факта владения и использования криптовалют: п. 1 ст. 21 Налогового кодекса предлагается дополнить положением, согласно которому налогоплательщики имеют право сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с ней и о ее остатках. При этом для случаев, когда за календарный год сумма поступлений цифровой валюты или списаний цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., предполагается установить уже не право, а обязанность таких лиц сообщать в налоговый орган о получении права распоряжаться цифровой валютой, а также представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и ее остатках – ст. 23 НК РФ планируется дополнить соответствующим п. 3.5. Распространяться эта обязанность будет на российские организации, филиалы и представительства иностранных и международных компаний, созданные на территории РФ, и физических лиц: граждан России, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением лиц, срок пребывания которых за пределами России превышает в совокупности 183 дня в течение календарного года).

В связи с этим ФНС России предполагается наделить полномочиями по установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту – она будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.

За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. В случае принятия законопроекта и подписания соответствующего закона первым отчетным периодом станет 2021 год.

Помимо этого, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, – в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.

Разумеется, данный проект, вводящий новые обязанности и ответственность за их неисполнение в сфере, до конца пока не урегулированной, широко обсуждается экспертным сообществом. По мнению специалистов по криптовалюте, он, во-первых, является преждевременным – нецелесообразно говорить о налогах в отсутствие норм, устанавливающих правила оборота криптовалют, а во-вторых, нуждается в серьезной корректировке, в частности с точки зрения того, что понимается под прибылью от использования криптовалют для целей налогообложения. "Прибыль от криптовалют является виртуальной, пока ты не перешел в фиат. Когда ты обналичил деньги и получил реальную прибыль, тогда, пожалуйста, заплати налоги – такой должен быть подход", – полагает Юрий Припачкин.

Стоит отметить, что с большой вероятностью законопроект будет существенно доработан ко второму чтению – профильные комитеты Госдумы уже отметили целый ряд требующих изменения и уточнения его положений. Так, Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал в своем заключении, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота в соответствии с п. 2 ст. 129 кодекса – и соответствующим образом скорректировать ее определение в Законе № 259-ФЗ.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам (является ответственным по данному законопроекту) в свою очередь отмечает несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях. Кроме того, поскольку налоговые согласно законопроекту смогут запрашивать в банках выписки по операциям на счетах физических лиц и справки о переводах электронных денежных средств при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты, необходимо, по мнению комитета, уточнить, что понимается под операциями по переводу цифровой валюты (так как в Законе № 259-ФЗ об этом тоже не говорится), и в рамках какой из предусмотренных НК РФ процедур налоговые органы могут установить факт того, что операции на счетах связаны с переводом цифровой валюты, а также признаки возможного нарушения налогового законодательства. И наконец, необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон № 259-ФЗ, как уже отмечалось, запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.

1 С текстом законопроекта № 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.






Ахтанина Наталья

Дата последнего комментария: 2020-10-05

  • Налогообложение криптовалют. Как избежать банковских блокировок?
  • Банк заблокировал карту по 115 ФЗ. Что делать? 8 советов для физлиц.
  • 6 шагов. Как руководителю без знаний учета проверить ошибки в работе бухгалтера.

С 1 января 2021г вступил в силу долгожданный Закон N 259-ФЗ от 31.07.2020г «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее закон «О ЦФА». Закон устанавливает понятия «цифровых финансовых активов», «цифровой валюты» и многие другие, вносит ясность в деятельность, которая ранее никогда и ничем в нашей стране не регулировалась.

Признав новый пласт экономики государству остается урегулировать многие вопросы связанные с налогообложением криптовалют и банковским контролем. В данной статье, опираясь на имеющиеся данные и опыт попробуем разобраться с тем, что делать с налогами и банками сейчас.

  • 1 Что нового в налогообложении цифровых валют?
  • 2 Нужно ли открывать ИП, при торговле криптовалютами?
    • 2.1 Незаконной предпринимательской деятельностью является получение предпринимательского дохода более 2-х раз в год.
  • 3 Налогообложение криптовалют, какой режим выбрать?
    • 3.1 Налоговый режим для самозанятых при налогообложении криптовалют.
      • 3.1.1 Позиция №1 – применять НПД при торговле криптовалютами можно.
      • 3.1.2 Позиция №2 – применять НПД при торговле криптовалютами нельзя.
    • 3.2 Можно ли использовать режим самозанятости (НПД) при майнинге криптовалют?
    • 3.3 НДФЛ при налогообложении криптовалют.
      • 3.3.1 Доходы от торговли криптовалютой для целей НДФЛ.
      • 3.3.2 Расходы от торговли криптовалютой для целей НДФЛ.
        • 3.3.2.1 Какие документы представить налоговикам для подтверждения налогообложения криптовалют для целей НДФЛ?
    • 3.4 ИП на упрощенке при торговле криптовалютами. Какой вариант упрощенки выбрать?
  • 4 Блокировка счета банком по 115 ФЗ при операциях с криптовалютами.
    • 4.1 Банк заблокировал счет по 115 ФЗ за операции с криптовалютой и прислал запрос. Что делать?
    • 4.2 6 ошибок при работе с банками и торговле криптовалютами.
  • 5 Заключение.

На сегодняшний день остается много неясностей, так как не приняты изменения в Налоговом Кодексе, а официальные разъяснения финансового и налогового ведомства очень скудны. По мере принятия новых законов данная статья будет обновляться, а сейчас имеем:

  • Понимание того, что цифровая валюта – это имущество, соответственно должны применяться нормы имущественного права. Ее можно купить, продать, подарить, пожертвовать и т.д. Но, с точки зрения налогообложения, требуются изменения в НК.
  • Физические лица, ИП, а также российские и иностранные компании на территории РФ будут представлять в налоговые органы специальные отчеты об операциях с криптовалютами. Подача отчетности будет носить обязательный характер при сделках, сумма которых превысит 600 000 рублей в год. Срок подачи первой декларации – до 30 апреля 2022г.
  • Пока не утверждены формы уведомления ФНС о факте приобретения криптовалюты.
  • Пока не понятно, как облагать доход от получения криптовалюты в подарок, по промо – акции на бирже. Обычно такая валюта не обменивается на фиатную валюту (официальная валюта страны, которая выпускается Правительством).
  • Не до конца понятно, нужно ли открывать ИП и будет ли регулярное получение дохода считаться «незаконной предпринимательской деятельностью».
  • В законе не указано, где опубликован официальный курс обмена цифровых валют.
  • Нет ясности в вопросе переноса убытков от сделок с криптовалютами на будущие периоды.
  • Можно ли будет применять УСН с объектом «Доходы уменьшенные на величину расходов» в рамках статьи 346.16 и по какому подпункту?
  • И т.д. и т. д…

Официальных разъяснений, касаемо обязанности открытия ИП при получении доходов от операций с криптовалютами, Минфин пока не представил. Поэтому, попробуем порассуждать об этом в контексте уже сложившейся практики при заключении возмездных имущественных сделок.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Делать это он может с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). За ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве ИП предусмотрена административная, налоговая, а иногда и уголовная ответственность.

Незаконной предпринимательской деятельностью является получение предпринимательского дохода более 2-х раз в год.

Попробуем проследить логику налоговиков:

  1. Согласно статьи 11 НК РФ индивидуальные предприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
  2. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
  3. Таким образом, лицо, ведущее деятельность по«систематическому получению прибыли» на свой страх и риск можно назвать предпринимателем, и оно должно зарегистрироваться в качестве ИП. Систематическим получение дохода, по мнению налоговиков, считается – более 2-х раз в год. Логика перетекает из определения термина «систематический», приведенного в пункте 3 статьи 120 НК РФ. В абзаце 3 этого пункта говорится о том, что под «систематическим» нарушением правил учета доходов и расходов понимается совершение нарушения два раза и более в течение календарного года. Аналогичным образом налоговики оценивают и «систематичность» получения физлицом прибыли от совершения им тех или иных возмездных сделок (письма УФНС России по г. Москве от 14.03.05 № 09-10/15594 и УМНС России по г. Москве от 30.03.04 № 29-08/21721).

Вывод:

Операции торговли криптовалютами имеют признаки предпринимательской деятельности так как направлены на получение прибыли, осуществляются на свой страх и риск и, как правило, совершаются систематически, т.е. более 2-х раз в год.

Таким образом, учитывая текущее мнение налогового органа, можно сделать вывод о необходимости регистрации ИП для совершения операций с криптовалютами. Не принимая во внимание данный факт остаются определенные риски, что в дальнейшем деятельность могут признать предпринимательской, а это крайне неприятная ситуация. Будет ли начисляться при этом НДС — пока не понятно.

Как всегда, однозначного ответа на вопрос, какой налоговый режим при операциях с криптовалютами выбрать — нет. Попробуем разобраться.

Рассмотрим следующие налоговые режимы для операций с криптовалютами:

  • Налог на профессиональный доход (НПД). Так называемый «налог для самозанятых».
  • УСН
  • НДФЛ

Налоговый режим для самозанятых при налогообложении криптовалют.

Подходит ли режим НПД для совершения операций купли-продажи цифровых валют? На этот счет, как всегда, существует 2 (два) мнения. Согласно одному мнению НПД для данных операций применять нельзя, согласно другому — НПД применять можно.

Позиция №1 – применять НПД при торговле криптовалютами можно.

Перечень исключений указан в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. В данных статьях нет ограничений для деятельности по продаже цифровых валют.

Позиция №2 – применять НПД при торговле криптовалютами нельзя.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 4 Закона от 27.11.2018г «О НПД» (самозанятых): «Не вправе применять специальный налоговый режим лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд».
Законом «О ЦФА» цифровая валюта признается имуществом. В ст. 128 ГК РФ, «К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права) и т.д.
Вывод:

Из обеих норм очевидно, что перепродажа цифровых валют не попадает под нормы закона «О самозанятых» в силу того, что это перепродажа, чего быть не должно согласно пп. 2 п. 2 ст. 4 Закона от 27.11.2018 «О НПД» (самозанятых).

Можно ли использовать режим самозанятости (НПД) при майнинге криптовалют?

В упомянутом выше пп. 2 п. 2 ст. 4 Закона от 27.11.2018 «О НПД» законодатель прямо запрещает «перепродажу» имущественных прав и товара. Но, физическое лицо может получить криптовалюты не только через покупку. Криптовалюта может быть получена в результате майнинга. В таком варианте продажа цифровых валют не может считаться «перепродажей». Это обычная «продажа» имущества собственного производства. Для такой операции, по моему мнению, запрет на применения НПД отсутствует. Поэтому продажа майнером криптовалюты может быть отнесена к данному налоговому режиму с учетом ограничений прописанных в законе, в том числе по сумме 2,4 млн. рублей за год.

НДФЛ при налогообложении криптовалют.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет НДФЛ и, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором реализована криптовалюта, представляет в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ. Исчисленный НДФЛ за прошедший год необходимо уплатить в бюджет не позднее 15 июля.

В 2021 году доходы от сделок с криптовалютами облагаются НДФЛ в общем порядке. Налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях. Чтобы рассчитать НДФЛ для налогообложения криптовалют, необходимо придерживаться следующей формулы:

Доходы от продажи криптовалюты минус документально подтвержденные расходы на приобретение криптовалюты — это налоговая база. Получившуюся разницу резиденты РФ должны обложить НДФЛ по ставке — 13%. Если налоговая база превысит 5 млн. рублей, то налоговая ставка, для суммы превышения составит 15%.

Доходы от торговли криптовалютой для целей НДФЛ.

Доходы от продажи криптовалюты это:

  1. Поступления от обмена криптовалют на фиатные деньги. Обычно такие поступления оседают в электронных кошельках, и, в дальнейшем, либо выводятся в банк, либо используются для совершения сделок с переводом в кошельки других пользователей, на биржу и т.д. Так вот, для целей НДФЛ любой обмен на фиатные деньги – это доход. Вне зависимости, будет ли этот доход выводиться на счет в банке или использоваться как-то иначе.
  2. Поступления от продажи криптовалюты на банковский счет.

Если в декларации 3 НДФЛ вы показываете доход и расход от операций по данным кошелька, то перевод денег из кошелька на банковский счет декларировать не надо. В данной ситуации доход отражен по данным кошелька и операция может задвоиться. При получении денег напрямую от покупателя на расчетный счет доход следует задекларировать.

Расходы от торговли криптовалютой для целей НДФЛ.

Расходом, для целей НДФЛ, можно признать документально подтвержденные расходы на приобретение криптовалюты (письмо Минфина от 26.09.2019 № 03-04-05/74126).

Какие документы представить налоговикам для подтверждения налогообложения криптовалют для целей НДФЛ?

Законодательно перечень не установлен, поэтому, с учетом специфики деятельности, это могут быть:

Отправляя декларацию 3 НДФЛ не поленитесь приложить указанные пояснения и документы. Если этого не сделать, то налоговики могут отказать в уменьшении доходов на расходы и тогда придется заплатить немалую сумму.

ИП на упрощенке при торговле криптовалютами. Какой вариант упрощенки выбрать?

Какой объект упрощенки при налогообложении криптовалют выбрать? Как мы знаем, упрощенная система налогообложения предполагает 2 (два) типа объекта налогообложения. Можно выбрать объект, подав соответствующее Заявление при регистрации ИП, либо в течение одного месяца с момента регистрации ИП:

  • Объект УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов», с налоговой ставкой 15%
  • Объект УСН «Доходы» со ставкой 6%

Сразу оговорюсь. Если вы собираетесь торговать криптовалютами, то применять объект «Доходы, уменьшенные на величину расходов» в настоящее время рискованно, так как не совсем понятно, как это делать. Единственно возможное основание принятия расходов в Налоговом Кодексе прописано в подпункте 23 п.1 ст. 346.16 и звучит, как «расходы по оплате стоимости ТОВАРОВ, приобретенных для дальнейшей реализации». Пока не понятно, позволит ли Минфин определять продажу криптовалюты, как ТОВАР, и можно ли применить данный подпункт для торговли криптовалютами. Ждем разъяснений Минфина или соответствующих поправок в НК.

Наименьшее количество вопросов вызывает применение УСН с объектом «Доходы». При таком варианте использования все доходы, поступившие в кошелек и/или на счет ИП будут облагаться по ставке 6%. С точки зрения налоговой нагрузки, не очень комфортный режим, ведь учесть расходы по приобретению криптовалюты нельзя.

Не секрет, что счета многих физлиц и ИП при работе с криптовалютами, блокируются банками на основании закона №115 ФЗ «О легализации…». Я часто сталкивалась с подобной проблемой, так как зачастую такие люди обращались ко мне за помощью с просьбой помочь разблокировать счет.

Анализируя свой опыт, могу сделать вывод о том, что в основном пользователями совершаются стандартные ошибки, которых можно избежать. Для этого достаточно понять, что Банк — это довольно-таки не мобильный орган и, в силу закона №115-ФЗ, он обязан следить за «легальностью» денежных средств, поступивших на счет. Видя непонятную ему активность, пусть уже и более-менее легализованную в РФ, у банка все равно остаются вопросы, которые клиент обязан рассеять:

  1. Что за операции совершаются? Откуда деньги?
  2. Платятся ли налоги с данных доходов?
  3. Сдается ли налоговая отчетность?

Отвечая на данные вопросы надо максимально раскрыть имеющуюся информацию.

Банк заблокировал счет по 115 ФЗ за операции с криптовалютой и прислал запрос. Что делать?

  1. Незамедлительно ответить на КАЖДЫЙ вопрос.

Ничего не пропускайте! Следует отвечать даже на те вопросы, которые кажутся вам несущественными, лишними. Знайте, что для банка они могут иметь решающее значение!

  1. Подготовьте ВСЕ запрашиваемые банком документы.

Иногда банк запрашивает документы используя обобщенные формулировки, какая-либо конкретика отсутствует и люди не знают что дать. В данном случае подтвердить легальность деятельности поможет перечень который я рекомендовала выше, см. пункт 3.3.

6 ошибок при работе с банками и торговле криптовалютами.

Есть перечень элементарных правил, соблюдая которые возможно избежать блокировки счета по 115 ФЗ при торговле криптовалютами.

  1. Не снимайте более 20-30% наличных в сутки с карт по которым у вас идут расчеты по криптовалюте. Отслеживайте, чтобы снятие наличных в месяц также не превысило 20-30%.
  2. Старайтесь тратить деньги на личные нужды по безналу, не снимая наличными. Банк видит, куда вы их расходуете, и это благоприятный фактор.
  3. Не отправляйте деньги непонятным контрагентам занимающимся незаконной «легализацией», обналом и т.д.
  4. «Транзитьте» деньги аккуратно. Между приходом и расходом денег по счету должно пройти минимум 3 дня. Если это правило невыполнимо и нужно срочно провести оплату, то будьте готовы объяснить все детали банку. К примеру, можно предоставить подтверждающие скрины с биржи. Нелишним будет пояснить, что сделка оплачивается в течение определенного срока. При ином варианте она будет расторгнута.
  1. Не создавайте 1 (один) аккаунт на криптовалютной бирже для нескольких партнеров.

Это будет большой ошибкой. Зачастую, такое совершают для удобства вывода денег на карты физлиц, ведь у многих банков существуют суточные лимиты. Пытаясь обойти это ограничение люди скидывают деньги по сделкам из кошелька одного бирже-аккаунта на карточные счета нескольких лиц. Используя данную схему можно попасть в неприятную ситуацию. Доказать легальность получения дохода сможет лишь тот партнер, на которого зарегистрирован биржевой аккаунт. При возникновении проблем с налогами и банками у других партнеров подтвердить доходы и расходы будет нечем. И это не удивительно, ведь операции на бирже осуществляются от чужого имени. В данном случае необходимо на каждого регистрировать отдельный аккаунт. Возможно, это не всегда удобно, так придется делать много дополнительных операций. Однако, с точки зрения банковской и налоговой безопасности, это намного выгоднее, чем переплачивать налоги и иметь заблокированный счет!

  1. Совершая сделки с контрагентами напрямую, не через биржу, не забывайте оформлять договоры купли-продажи. Пропишите в договоре согласование посредством электронной почты.

Занимаясь майнингом и/или куплей-продажей цифровых валют необходимо:

  1. Понимая все риски решить открывать ИП или работать как физлицо. Открыть ИП наиболее безопасный вариант.
  2. Понимая все риски и налоговую нагрузку выбрать для себя приемлемую систему налогообложения.
  3. Оставаясь работать как физлицо, не забудьте подать декларацию 3 НДФЛ и заплатить НДФЛ. Помните о том, что риск признания незаконной предпринимательской деятельности остается.
  4. Налоговая база для исчисления НДФЛ – это ДОХОДЫ минус документально подтвержденные РАСХОДЫ на покупку криптовалюты.
  5. Подавать отчет в налоговую об операциях с криптовалютами. Форма отчета разрабатывается.
  6. Выполняйте рекомендации при работе с банками. Это поможет избежать блокировок счета по 115-ФЗ.

Обращайтесь, кому нужна личная консультация, оставляйте заявку на сайте. Буду рада помочь!

Если у вас остались вопросы, то пишите в наш чат для живого общения в Телеграме:

по проблемам блокировок и налоговой оптимизиции, бух учету и другим вопросам:

Читайте мои статьи по теме 115 — ФЗ.

nalog-na-kriptovalyutu

Здравствуйте, дорогие гости блога womanforex.ru, сегодня мы поговорим про налог на криптовалюту. Эта информация будет полезна всем, кто интересуется рынком цифровых валют и планирует использовать криптовалюты для заработка.

Вопрос о налоге на криптовалюту становится все актуальнее для отечественных пользователей. Это вызвано с тем, что в 2018 году отечественная государственная дума планирует ввести определенные поправки в законодательство, в результате которых операции с цифровыми валютами будут облагаться налогом. Если планируемые поправки будут введены, то все пользователи, которые совершают операции с цифровыми деньгами, будут обязаны выплачивать подоходный налог, размер которого составит 13%.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Далее мы постараемся детально рассмотреть ситуацию с налогом на криптовалюту как в нашей стране, так и в некоторых иностранных государствах.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Налог на криптовалюту. Текущая ситуация в РФ

В текущий момент времени отечественные майнеры, а также инвесторы, которые применяют цифровые валюты для заработка, могут чувствовать себя относительно свободно. Это вызвано тем, что отечественные законодательные органы пока еще не создавали какие-либо законы, призванные регулировать сферу криптовалют.

p, blockquote 4,0,1,0,0 -->

При этом важно упомянуть тот факт, что существуют определенные законодательные инициативы, рассмотрение которых запланировано на лето этого года. Пока еще на понятно, как именно государство планирует заставить майнеров платить налоги, если соответствующие законы будут приняты. Проблема заключается в том, что отечественные регулирующие органы не обладают необходимым программным обеспечением для отслеживания действий майнеров.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

nalog-na-kriptovalyutu

Подобный подход довольно трудно назвать удобным и эффективным. По этой причине, как именно будут обеспечивать собираемость налогов специализированные органы, мы узнаем лишь после того, как они приступят к решению этой задачи.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Ситуация с налогообложением операций с криптовалютой в США

Действующее законодательство в соединенных штатах может похвастаться наличием специализированных актов, которые регулируют сферу цифровых валют. Согласно нормами американского законодательства цифровые валюты считаются видом собственности. Это связано с тем, что прибыль от обладания криптовалютами появляется благодаря приросту капитала. Подобные законодательные акты были приняты еще в 2014 году. В начале этого года были внесены поправки в законы, регулирующие сферу цифровых валют. После введения поправок пользователи обязаны выплачивать определенные сборы после совершения каждой операции с цифровыми деньгами.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Важно упомянуть тот факт, что налоги на территории США обязаны платить как майнеры, так и спекулянты и инвесторы, которые применяют цифровые валюты для получения дохода. Инвесторы, которые вложили имеющийся капитал в криптовалюту, обязаны выплачивать налоговые сборы в размере 10-37% ежегодно в зависимости от объема полученного дохода. При владении цифровыми деньгами сроком более 12 месяцев с пользователей взымается долгосрочный налог в размере 24% ежегодно.

p, blockquote 8,1,0,0,0 -->

Ситуация с налогообложением криптовалют в Канаде

На территории Канады местные законодательные акты приравнивают цифровые деньги к товару. Из-за этой особенности законодательства любые операции по приобретению или продаже монет приравниваются к бартерной операции, а, следовательно, они облагаются налогом. Если в результате владения цифровыми валютами вы получаете определенный доход, то с вас в обязательном порядке будет взыматься налоговый сбор на прирост капитала.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

nalog-na-kriptovalyutu

Для пользователей, которые получают доход от майнинга, существует отдельная схема налогообложения. Это вызвано тем, что канадское законодательство приравнивает процесс добычи монет к производству различных товаров.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Ситуация с налогом на криптовалюту на территории ЕС

Ситуация с налогом на криптовалюту в ЕС кардинально отличается от той, которая наблюдается на территории США и Канады. Законодательство европейского союза считает цифровые деньги не товаром или собственностью, а одной из разновидностей валют. Ситуация в налогообложении криптовалюты в ЕС может отличаться в зависимости от особенностей законодательства конкретного государства. На территории Германии действующие законы обязывают обладателей криптовалюты выплачивать налоги на прирост. В объединенном королевстве, которое готовится к выходу из ЕС, ситуация с налогообложением кардинально отличается от той, которая наблюдается в Германии. В Англии все обладатели цифровых монет обязаны выплачивать подоходный и корпоративный налог. Также важно отметить тот факт, что процедура обмена цифровых монет на обычные деньги не облагается какими-либо налогами.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Налогообложение цифровых денег в Японии

Более благоприятная ситуация для пользователей цифровых денег сложилась на территории Японии. Еще весной 2017 года японское правительство приняло необходимые законодательные акты для того, чтобы признать различные виды цифровых монет платежным средством. Согласно японскому законодательству, операции с цифровыми валютами не облагаются какими-либо налогами.

p, blockquote 12,0,0,1,0 -->

nalog-na-kriptovalyutu

Большинство экспертов считает, что именно японский подход к регулированию сферы цифровых денег является самым правильным. Благодаря тому, что операции с цифровыми монетами не облагаются налоговыми сборами, у местного рынка криптовалют существует огромный потенциал к развитию и росту.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Ситуация с налогом на цифровые деньги в Китае

Несмотря на то, что китайские законодательные органы не приняли никаких актов, призванных регулировать сферу цифровых денег, многие китайские спекулянты без принуждения со стороны оплачивают налог на прирост капитала, а также подоходный налог. Кроме того, в некоторых провинциях Китая торговля цифровыми деньгами облагается НДС.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

На территории Китая сконцентрировано довольно большое число майнеров, из-за чего в некоторых районах страны наблюдается повышенное потребление электроэнергии. Подобная ситуация не устраивает руководство страны. По этой причине в скором времени будут приняты необходимые законы, которые заставят всех пользователей, занимающихся добычей монет, платить налоги.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Заключение

Из всех описанных выше стран благоприятная ситуация для развития рынка цифровых монет сложилась лишь на территории Японии. Это вызвано тем, что в японском правительстве прекрасно осознают тот факт, что цифровые деньги являются валютой будущего. Так как Япония традиционно считается страной высоких технологий, местное правительство специально разработало такие законы, которые способствовали бы бурному развитию сферы цифровых денег.

p, blockquote 16,0,0,0,0 --> p, blockquote 17,0,0,0,1 -->

Многие отечественные пользователи надеются, что государственная дума при разработке актов, регулирующих сферу цифровых валют, будут в первую очередь руководствоваться именно японским опытом. Подобный подход будет способствовать развитию местного рынка цифровых монет, а также созданию отечественных криптовалют, которые смогут занять достойное место на международном рынке.

Популярность криптовалют растет стремительными темпами. В связи с этим вполне не удивительно что ряд стран пытается ввести такое понятие в свое правовое поле. Некоторые государства стремятся легализировать данное понятие другие же, наоборот, хотят признать его незаконным.

Общие положения

Закон о регулировании криптовалют принят в большинстве государств. Однако практика регулирования довольно сильно различается. По информации, приводимой официальным источником ТАСС Bitcoin на официальном уровне он признан в азиатских странах, что же касается ЕС, то там это не относится к активам, подлежащим налогообложению.

Ряд стран для целей налогового обложения официально разрешает проведение транзакций с электронными деньгами, которые приравнены к товарам или активам. Так, в Германии уже сейчас монеты воспринимают как расчетную единицу, а в Японии как средство платежа, облагающееся налогом на покупку.

Страны СНГ

Среди стран представителей СНГ нет единой точки зрения на важность и дальнейшее развитие криптовалют. Так, кардинально разные подходы и процесс их реализации на законодательном уровне можно наглядно увидеть на примере 3 стран.

Российская Федерация

На данный момент такой термин, как криптовалюта в законодательных актах РФ не фигурирует. Соответственно нет и запрета на осуществление каких-либо манипуляций. Однако, некоторые аналитики отмечают, что недолго ждать запрет криптовалюты в России, закон такого рода давно хотели принять ряд ведомств. Уже сейчас некоторые судебные органы рассматривают использование клиптовалют, как признак незаконности операций.

Минфин со своей стороны готовит к внесению в Госдуму проект о регулировании криптовалют и ICO в России. Представители ведомства отмечают, что инициативы об использовании биткоина на биржевых торгах не поддерживают другие ведомства. В свою очередь, президент РФ, поддерживает консервативный подход к криптовалютам, которого до последнего времени придерживался и ЦБ.

В целом, по мнению ряда экспертов, закон про криптовалюту в РФ должны принять уже в этом году. На данном этапе в Центробанке активно рассматривают вопрос разрешения торговли криптовалютами на биржах в рамках подготовки данного законопроекта.

Казахстан

Очень схожий с российским подход в деле регулирования криптовалют выбрали для себя и казахстанские эксперты. Так уже сформирована рабочая группа экспертов, которая займется создание соответствующих нормативно правовых актов. Однако в отличие от России, это сообщество для которого важна криптовалюта в Казахстане, закон наоборот должен поддержать.

Главные цели, которые ставят перед собой создатели закона:

  • Регулирование транзакций.
  • Создание платформ для использования блокчейн-технологий.
  • Формирование благоприятной инвестиционной среды.

Это обусловлено тем, что он создается с целью развития блок-чейн системы.

Беларусь

Самой прогрессивной из стран СНГ в отношении криптовалют считается Беларусь. Так, президент этой страны еще в 2017 году подписал закон, официально разрешающий использование технологии блокчейн, проведение операций с криптовалютами и предусматривающий налоговые льготы.

На данный момент на законодательном уровне в Беларуси разрешены:

  • Технологии блокчейн.
  • Смарт-контракты.
  • Майнинг.
  • ICO.
  • Криптовалюты.

По мнению экспертов, закон о запрете криптовалюты в Беларуси и не думали принимать. Наоборот, в стране значительно упростилась сфера деятельности IT-компаний. Это стало возможным благодаря отмене валютного контроля и возможность заключений договоров по английскому праву.

Соединенные Штаты Америки

В США ситуация с криптовалютами обстоит совершенно иначе, хотя отдельного законодательного акта, регулирующего данный вопрос также не предусмотрено. В декабре глава белого дома подписал закон о налоговой реформе, который предусматривает отчисление определенного объема платежей в государственный бюджет за проведение операций с криптовалютами.

Такой проект закона о криптовалюте распространяется абсолютно на все операции, проводимые инвесторами, теперь оплате подлежат даже самые простые обменные транзакции.

При простом хранении монет будет действовать ставка стандартного НДФЛ с прогрессивной шкалой от 10 до 37%, а при длительном хранении (свыше 12 месяцев) гражданам США придется платить налог на долгосрочный прирост капитала и расстаться с сумой, достигающей 24%.

Европейские игроки

В странах ЕС уже давно озвучивают желания регулировать ряд криптовалют. Так, уже были предприняты попытки обращения к крупнейшим финансовым регуляторам с целью обновления финансовых правил и стабилизации в сфере электронных монет.

Европейская комиссия намерена изменить правила для более эффективной борьбы с отмыванием денег. Для этого биржи криптовалют поставят в определенные рамки контроля, что означает для клиентов меньшую анонимность и большую прослеживаемость транзакций.

Страны азиатского региона

Традиционно дела с легализацией криптовалют лучше всего обстоят в азиатско-тихоокеанском регионе. Так, в законодательствах Японии и Китая монеты признаны официальным платежным элементом.

Япония

В Японии благодаря биткоину и другие валюты приравнены по своему статусу к традиционным деньгам. Нормативно-правовая база позволяет использовать монеты для проведения расчетов и перемещения средств между физическими, а также юридическими лицами.

Однако, использование криптовалют в этой стране также ограниченно рядом довольно жестких требований. Так, копаниям, работающим в данной сфере, нужно иметь «подушку», представляющую собой резервный фонд равный 100 000$. Дополнительно компании должны нести отчетность перед государственными органами и осуществлять свою деятельность только в лицензионном порядке.

Кроме того, получение документов для компаний также производится на платной основе. Одноразовый взнос составляет 300 000 $, при этом отказ в выдаче лицензии не служит основанием для возврата средств.

Китай

Последние тенденции в сфере регулирования криптовалют в Китае заставили многих игроков задаться вопросом о том, когда примут закон о криптовалюте ограничивающий ее оборот. Однако, на данный момент в Китае включение монет в «Общие принципы гражданского права Китайской Народной Республики» означает, что никаких тотальных запретов ждать не стоит.

Криптовалюта в Китае законом разрешена, а ввод ранее ряда ограничений, по мнению, экспертов был связан с тем что небольшие биржевые компании несерьезно относились к соблюдению норм противодействия отмыванию средств и идентификации пользователей .

Отношение к криптовалютам по всему миру неоднозначное. Однако, факт существования такого явления, как электронные деньги отрицать не имеет смысла. В ряде стран они приравнены к основным валютам и легализированы на законодательном уровне с целью минимального законодательного регулирования и наполнения бюджета, другие же государства стремятся пресечь полную активность криптовалютного рынка и тем самым не подрывать экономику, перевод весь рынок в теневой сектор.

Минфин опубликовал письмо о налогах с заработка на криптовалютах. Это письмо на днях уже передали в ФНС и все инспекции — им будут руководствоваться при проверке доходов и деклараций. Нужно вписывать доходы с крипты в декларацию и платить с них НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

Срок для декларации за 2017 год уже прошел, но ее еще можно подать, правда со штрафом. Срок уплаты налога — 16 июля 2018 года. Еще есть время все посчитать и заплатить в бюджет.

Как посчитать налог, если заработал на биткоинах?

Платить налог нужно с прибыли от сделки. То есть с разницы между доходами от продажи биткоина и расходами на его покупку.

Например, в 2017 году кто-то купил один биткоин. Тогда он стоил тысячу долларов. И в том же году его продали за 10 тысяч долларов. Заработал условные 550 тысяч рублей — это разница между доходами и расходами по сделке. С этой разницы нужно заплатить НДФЛ в бюджет, а сам доход задекларировать. Доходы и расходы нужно чем-то подтвердить.

А что, закон о криптовалютах уже приняли?

Нет, закон пока не приняли, хотя рассматривают. Статус криптовалют в России до сих пор не определен. Ее только хотят признать цифровым финансовым активом. Пока официально это не деньги, не имущество, не информация и не платежное средство.

Запрета на операции с криптовалютой нет. Использовать их для отмывания денег нельзя, финансировать с их помощью преступления тоже. Но при желании любой человек может купить биткоин на свой страх и риск для инвестиций.

Как потом вывести эти деньги и провести операцию через банк — это отдельная тема. Например, банки контролируют операции клиентов, потому что обязаны это делать по закону. Операция с криптовалютой или выводом денег с биржи может вызвать подозрения у банка по закону № 115- ФЗ . Так может произойти с любой операцией, по которой у банка возникнут вопросы в соответствии с его обязанностями и инструкциями ЦБ .

Если на сделке удалось заработать, по закону нужно платить налог.

Что это за доход, если непонятно, что покупалось и продавалось?

Фактически Минфин считает криптовалюту имуществом: он предлагает использовать для расчета налога абз. 1 пп. 2 п. 2 ст. 220 НК . А там речь идет именно об имуществе. Ничего более подходящего в налоговом кодексе нет. Никакого особого порядка для биткоинов ведомства не придумали, поэтому на все вопросы отвечают односложно и без конкретики. Оценивайте, мол, сами. Но налоги платить нужно, говорят.

Недавно суд признал криптовалюту имуществом. И хотя пока это всего лишь решение суда по конкретному делу, можно ориентироваться на него в своей ситуации. Например, при заполнении декларации: указать доходы и расходы как при продаже имущества. А если криптовалюта была в собственности больше трех лет, по идее, можно не платить налог. Минфин напомнил, что любые сомнения и неопределенность в законе толкуются в пользу налогоплательщика.

Если купил биткоин за 15 тысяч долларов, а продал за 13 тысяч, бюджет что-то возместит?

Нет, убытки бюджет не возмещает. И перенести их на будущие годы, чтобы потом уменьшить доход, тоже нельзя.

Если в прошлом году от сделки с биткоинами был убыток, а в этом удалось заработать на криптовалютах, то нельзя зачесть убыток прошлого года в счет прибыли текущего.

В любом случае налогооблагаемая база по НДФЛ считается в рублях. Не имеет значения, какими способами покупалась криптовалюта.

Как налоговая узнает, что я получил доход?

Налоговая может и не узнать. А может и узнать. Банки передают в налоговую информацию по счетам клиентов — это их обязанность по закону. Они делают это не автоматически, а при проверках и на основании документов. Но кто знает, когда налоговая решит запросить данные о движениях по счету конкретного человека.

Это может быть информация о продаже тортиков в соцсетях. Или сомнения в расходах на покупку квартиры. Да мало ли что еще. Если налоговой нужно, она и экспертизу подписи на договоре купли-продажи проведет, и даже в семейных отношениях разберется. Это ее обязанность — искать, кто недоплатил налог или скрыл доходы.

У налоговой больше информации, чем многие думают. Когда мы покупаем кефир в супермаркете, налоговая знает, кто, где и за сколько купил кефир конкретной марки. Неизвестно, как она обрабатывает эту информацию, но то, что эта информация туда поступает, это описанный в законах факт: помогают онлайн-кассы, скидочные карты и подписки. Все с нашего согласия и по нашей инициативе.

Как посчитать доход от продажи криптовалюты?

Здесь важно понимать, что такое доход. Если вы купили биткоин и он лежит где-то на криптокошельке — это еще не доход. Даже если курс вырос в 10 раз, это все равно не доход. Само изменение курса — это еще не повод подавать декларацию и платить налоги. Доход вы получите, когда продадите этот биткоин и вам на карту придут реальные деньги.

Причем прийти они должны в 2017 году — только в этом случае сейчас нужно подавать декларацию. Если деньги за проданный биткоин пришли в 2018 году, вопросы с налогами будут решаться только в 2019. А как именно они будут решаться, еще посмотрим.

Доход от продажи биткоина в 2017 году можно уменьшить на расходы на его покупку — даже если купили биткоин раньше, например в 2016 году. Эти расходы все равно подойдут, потому что относятся к конкретной сделке. Другой вопрос — как доказать, что эти расходы относятся к конкретным доходам. Нужно собирать все документы о переводах, платежах и транзакциях. Чтобы у налоговой не было сомнений: вот доход от продажи биткоина, а вот его купили тогда-то и вот за столько.

Как именно налоговая будет проверять соответствие доходов и расходов по сделкам с криптовалютой, Минфин не объясняет. Но как-то проверять будут: камеральные проверки деклараций никто не отменял. Чем понятнее будут пояснения, тем меньше вопросов возникнет у налоговой.

Что делать с налогом и декларацией?

Сейчас нужно подать декларацию 3- НДФЛ за 2017 год. В ней указать доходы, расходы и налогооблагаемую базу по операциям криптовалютой. Для резидентов налог составит 13%.

До 16 июля нужно перечислить НДФЛ в бюджет. Если заплатить налог до этой даты, штрафов за просрочку не будет, но за декларацию все равно начислят.

Если декларацию за прошлый год уже подавали, но с другими доходами или для вычета, то можно подать уточненную — тогда штрафа не будет.

Если есть право на вычет, его можно использовать, чтобы уменьшить налог. Например, если деньги от продажи биткоина вы потратили на квартиру, образование или страхование жизни, налога может вообще не быть. И задекларируете, и ничего не заплатите.

А можно ничего не подавать?

Каждый налогоплательщик сам решает, что ему делать со своими доходами. Кто-то годами получает миллионы и не платит налоги. А кто-то продает тортик, и потом приходится сдавать декларацию за два года. По закону надо платить. А вы решайте сами.

Читайте также: