Региональные бюджеты в период с 1926 по 1991 годы формировались на основе налогов

Опубликовано: 27.04.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Татуйко А.В. Эволюция налога на прибыль в России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/10/7914 (дата обращения: 17.05.2021).

В современном налоговом законодательстве России особое значение уделяется налогу на прибыль организаций. Сам налог на прибыль является прямым налогом, величина которого напрямую зависит от конечных финансовых результатов деятельности предприятия. [1] Однако прежде чем затрагивать вопросы о его положении в Налоговом кодексе, его понятии и сущности, его положительных или отрицательных качествах, или же о его значении для нашего государства в целом, стоит уделить отдельное внимание истории его возникновения и дальнейшего развития в нашей стране.

Итак, сам налог на прибыль организаций в том виде, в котором мы его привыкли видеть, начал существовать только с 1 января 2002 года, когда НК РФ был дополнен 25 главой, которая так и называлась «Налог на прибыль организаций». До этого времени, начиная с IХ века − периода зарождения Руси до XVI века − времен формирования молодого Российского государства, когда понятий как «предприятие» или «организация» не существовало в принципе, и людей, которые занимались исключительно каким-либо ремеслом или только торговлей было очень мало. В тот период истории налогообложение различных производственных видов деятельности не выделялось как отдельная группа, и, следовательно, практически невозможно точно назвать налог, который бы являлся прототипом налога на прибыль.

Первый налог, который можно было бы назвать прототипом налога на прибыль, не имел конкретного названия или определения. Появился он в XVII веке и уплачивался как «5-ая, 10-ая, 20-ая… деньга» от доходов, а взимался в основном городскими жителями, которые являлись представителями торгового и ремесленного классов.

В середине первой половины XVIII века по указу Петра I все купцы были объединены в купеческие гильдии, и все купцы стали облагаться единым40-алтынным подушным окладом и отдельными дополнительными сборами с определенных видов промысла.

Однако реформа 1775 года Екатерины II полностью отменила все предыдущие налоги и сборы, касающиеся купеческого сословия. Согласно данной реформе купечество было разделено по имущественному принципу на 3 гильдии пропорционально размеру объявляемого купцом капитала, и с каждого купца стал взиматься гильдейский сбор в размере 1 процента от величины капитала. Позже ставка этого сбора постоянно возрастала, и к 1821 году она достигла 5,225 процентов.

Впервой половине XIX века после промышленного переворота, который дал сильный толчок к развитию русской промышленности, сформировался новый предпринимательский класс, и с параллельным ростом расходов у государства возникла потребность к дополнительным источникам финансирования казны. Очевидным решением стал поиск новых путей к налогообложению нового класса предпринимателей. Результатом данных поисков стало принятое в 1863 году положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов», согласно которому всем предприниматели были обязаны приобретать своего рода «лицензии» для осуществления своей торговой или промышленной деятельности. Плата за эти «лицензии» зачислялась непосредственно в государственную казну.

Однако сложившаяся налоговая система имела бессвязный и несистематический характер, а тяжесть налогового бремени была мало соизмерима с возможностями налогоплательщиков. Таким образом, в 1898 году Министерство финансов во главе с С.Ю. Витте приняло решение разработать новую систему налогов, касающихся торгово-промышленной деятельности, и в 1899 году было принято положение «О государственном промысловом налоге». Промысловый налог имел достаточно сложную структуру и состоял из двух налогов: основного и дополнительного. Основной налог был окладным и собирался путем оплаты промысловых свидетельств торгово-промышленными заведениями. Дополнительный налог же в свою очередь делился на налог с капитала предприятий и на процентный сбор с прибыли предприятий, при этом впервые в налоговой практике государство требовало от предприятий предоставлять соответствующие публичные отчетности. Промысловый налог просуществовал вплоть до революции 1917 года.

С наступлением советского режима власть отказалась от существовавшей налоговой системы и заменила ей бессвязными и несистематичными налогами, однако, в скором времени, убедившись в нецелесообразности данного решения, в 1821 году была восстановлена часть досоветских налогов, и в частности промысловый налог, который в скором времени стал основным налогом и обеспечивал около трети всех налоговых поступлений в бюджет.

Позже по налоговым реформам 1930-1932 годов для государственных предприятий было введено два принципиально новых налога: налог с оборота и отчисления от прибыли, а для кооперативных предприятий: налог с оборота и подоходный налог. Целью данных реформ была унификация налоговых платежей. [2]

Уже в конце 70-х годов отчисления от прибыли предприятий происходили не в виде налогов, а виде нормативных методов распределения прибыли. Таким образом, финансовая система СССР от налогов перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий.

Обратный процесс перехода от механизма распределения прибыли между предприятием и государственным бюджетом, осуществляемого по усмотрению чиновников, к налоговой системе занял период с 1984 по 1990 года. Основы формирования современного налога на прибыль организаций были заложены именно в этот период. С 1 января 1991 года вступил в силу закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который комплексно регулировал налогообложение предприятий

Далее следует постсоветский период развития системы налогообложения прибыли. С 1991 по 2002 года была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Основным отличием этого Закона стало установление единого подхода к налогообложению предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Единственным недостатком были постоянные изменения законодательных норм, что влекло за собой постоянное изменение ставок по этому налогу.

И последним на данный момент этапом развития системы налогообложения прибыли можно считать период с 2002 года по нынешнее время, именно тогда была принята 25 глава НК РФ «Налог на прибыль организаций», согласно которой был кардинально изменен механизм исчисления налога на прибыль, и он принял ту форму, в которой мы его знаем сейчас. Параллельно происходило возникновение целой индустрии профессиональных налоговых менеджеров, основной деятельностью которых стала экономия на налоговых платежах. [3]

Из всего этого следует, что появление данного налога является результатом естественного развития налоговых правоотношений и повышения финансовой грамотности законодательной власти в России. [4] На протяжении всей истории России прибыль предприятий, так или иначе, подлежала обложению налогами и сборами, а поступления от них всегда составляли существенную часть доходов государственного бюджета, несмотря на все изменения в законодательстве.

Библиографический список

  1. Ворожбит О.Ю., Зубова Н.В., Корень А.В. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы // Вестник ТОГУ. 2010. №4. С. 121-128.
  2. Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 8.
  3. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 24.
  4. Корень А.В., Корнева Е.В. Проблема низкого уровня финансовой грамотности населения и пути её решения // В мире научных открытий. 2010. № 4-9. С. 39-42.

Количество просмотров публикации: Please wait

экономические науки

  • Артамонова Анастасия Олеговна , бакалавр, студент
  • Каранаева Елизавета Эдуардовна , бакалавр, студент
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет
  • ФИНАНСЫ
  • СССР
  • ПОЛИТИКА
  • БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Похожие материалы

Бюджетная Система РФ, устройство которой нам хорошо знакомо, сформировалась относительно недавно. Чтобы лучше понять сущность действующей бюджетной системы нужно углубиться в историю ее формирования.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ бюджетной системы СССР.

Для успешного достижения цели нужно решить следующие задачи:

  1. Дать определение бюджетной системы, рассмотреть сущность понятия
  2. Понаблюдать за изменениями в структуре бюджетной системы в выбранный период (СССР)
  3. Выявить достоинства и недостатки бюджетной системы времен СССР

Объект исследования: бюджетная система СССР.

Предмет исследования: бюджетно — финансовые отношения, механизм взаимодействия бюджетов различных уровней.

Как известно после революции 1917 года в России сложилась тяжелая ситуация во всех сферах: экономическая, политическая, социальная… Необходимо было установить строгий порядок централизации в финансовой сфере: чтобы появилась возможность эффективно использовать средства, нужно было создать механизм их поступления в бюджет. В дальнейшем, в 1918 году был создан документ — Конституция РСФСР- в котором были сформулированы и зафиксированы основные положения и цели финансовой политики. Основные начала организации бюджетной системы СССР:

  • Государственное устройство на основе ленинско — сталинской политики
  • Широчайший социалистический демократизм
  • Единство бюджетной системы
  • Верховная роль Союза в бюджетной системе

Итак, дадим основные определения:

Государственный бюджет — один из важнейших финансовых документов в стране, который включает источники и размер поступлений в казну, а также расходы, согласно потребностям государства.

Бюджетная система — это совокупность бюджетов всех уровней. Она зависит от политического, а также социально-экономического устройства страны.

При СССР существовал главенствующий союзный бюджет, бюджеты союзных республик, а также местные бюджеты, которые периодически исчезали из бюджетной системы СССР, но в итоге заняли свое почетное место в данном строю.

Весь период СССР можно разделить на несколько этапов в рамках интересующего нас вопроса, при этом каждый этап имеет свои особенности:

Первый период, который начался непосредственно после Октябрьской революции. Бюджетная система России крайне пострадала в связи с общей критической ситуацией в стране: налоговые доходы бюджета, которые всегда играют огромную роль в государстве, практически перестали поступать. Понадобилась жесткая централизация финансов и первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Чуть позднее правительство структурировало доходы и расходы государственного бюджета с помощью временно действующих правил. Основной статьей поступлений были доходы от государственных предприятий. В статье расходов было множество разных пунктов, таких как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, средства на помощь крестьянству.

В 1920 году изменилась структура государственного бюджета: произошло слияние общегосударственного и местных бюджетов, стали использовать сметное финансирование.

В первые годы бюджеты выполнялись, но с большим дефицитом, и государству приходилось прибегать к эмиссии денежных средств, что также оказало большое влияние на страну — произошел огромный рост денежной массы при колоссальном падении стоимости национальной валюты.

Второй период, который, условно говоря, начался с образования СССР. С 1922 года была принята система, состоящая из множества местных бюджетов, которые дополняли общегосударственный. Также после Съезда партии было принято решение о введении дополнительных налогов, например: подоходно — поимущественны (в дальнейшем подоходный) налог, единый СХ налог, который взимался согласно прогрессивным ставкам. Кроме этого в государстве была создана обширная система неналоговых доходов.

В 1924 году была принята Конституция, согласно которой бюджетная система СССР выглядела следующим образом:

Также появилось новое положение о бюджетных правах, в котором была указана информация о распределении и закреплении конкретных поступлений за бюджетами республик.

В течение следующих семи лет(до 1930 года) были сформированы дополнительные волосные, сельские, поселковые, а также городские бюджеты. Соответственно, снова была пересмотрена система доходов и расходов разных бюджетов, а также система бюджетного регулирования, которая очень похожа на существующий порядок межбюджетных трансфертов.

Третий период, который связан с изменением налогового законодательства — изменился состав доходов бюджета. Продолжали вводиться новые налоги, что имело печальные последствия для населения. В 1936 году согласно новой Конституции местные бюджеты приобрели новый статус составной части бюджетной системы государства. Основной статьей оставался все тот же налог с оборота и отчисления прибыли. Можно сказать, что к предвоенным годам в СССР удалось создать достаточно четкую и жесткую систему перераспределения доходов, а ключевую роль в этом играл союзный бюджет.

В послевоенный период изменилась структура бюджета, были отменены некоторые налоги, но в целом система не претерпела существенных изменений. Основная статья доходов бюджета осталась той же, роль государственного бюджета в распределении ресурсов все так же значительна. Чуть более мягкими стали правила для бюджетов Союзных Республик.

Четвертый период ознаменован хозяйственной реформой: пришел новый порядок распределения прибыли, расширились границы прав местных Советов в области распределения бюджетных ресурсов.

С 80х годов на предприятиях стали внедрять самофинансирование, происходил постепенный отказ от бюджетных ассигнований, предприятия переставали вносить в бюджет различные отчисления.

Ближе к девяностым годам был опубликован на всеобщее обозрение бюджетный дефицит. Основные изменения происходили с бюджетной системой в 1989-1991 года, когда формировались бюджеты разных уровней. При наступлении переходного периода активно использовалось перераспределение средств бюджета с помощью субвенций, чтобы хоть как-то, по возможности, выровнять уровень развития территорий.

После 1991 года произошло существенное переустройство бюджетной системы, в результате которого появились: союзный бюджет, самостоятельные республиканские, а также местные бюджеты.

Конечно, бюджетная система СССР была не идеальна, она имела как свои недостатки, так и свои достоинства, ниже рассмотрим некоторые из них.

Одним из бесспорных плюсов бюджетной системы СССР явилась ее способность выровнять экономическую и культурную отсталость некоторых республик, областей, районов. При этом на хозяйственное развитие выделялись средства из Союзного бюджета, а на социальное и культурное — из республиканских и местных.

Несмотря на большое количество различных видов бюджетов в СССР удалось создать единый механизм взаимодействия, а не какую-то обособленную систему.

С одной стороны созданная единая бюджетная система достойна похвалы, но с другой — есть и недостаток, заключающийся в беспрекословном следовании народнохозяйственному плану, который не всегда способен учесть интересы отдельных регионов большой страны.

Хочется отметить, что времена СССР для России имеют очень важное значение, так как на основе реформ, происходивших больше 50 лет, в итоге сформировалось наше государство с такой бюджетной системой, которое мы видим в настоящее время.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    В результате революций 1917 г. - февральской и октябрьской произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы. Характерными чертами деятельности советского правительства в финансовой сфере с 1917 г. по 1921 г. являлись:

    1) использование инструментов налоговой политики не в фискальных, а в социально-политических целях (о чем было открыто заявлено в Конституции РСФСР 1918 г.);

    2) стремление перевести страну на натуральное обложение;

    3) постепенная отмена существовавших ранее налогов.

    Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Декретом СНК от 24 октября 1917 г. "О взимании прямых налогов" был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.

    Одним из элементов налоговой политики советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов. Так, Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г., было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии.

    Например, Декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.

    В 1918 г. для сельских хозяев был введен натуральный налог, который строился по принципу подоходного налога (взимался с излишков продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков). Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.

    В 1919 г. в общегосударственном масштабе была введена продовольственная разверстка. В соответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.

    Помимо этого, советским правительством были предприняты и другие попытки налоготворчества. Особого внимания заслуживает проведенная Декретом от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного обложения, по которой продукты, произведенные на национализированных и взятых на учет фабриках, сдавались на основании плана использования главному управлению продуктораспределения Наркомпрода. К ценам, устанавливаемым самим государством в лице так называемого "комитета цен", прибавлялись начисления в пользу государства, которым подлежало большинство продуктов. Система просуществовала немногим более года и была отменена Декретом от 17 января 1920 г., поскольку реальные поступления от начислений в бюджет за первое полугодие 1919 г. оказались меньше запланированных более чем в 27 раз. Несмотря на тот факт, что эксперимент полностью провалился, предполагалось, что надбавочная система будет использоваться и в дальнейшем в целях сокращения размеров ассигнований Компроду по его расходным сметам и, следовательно, сокращения дефицита бюджета.

    В результате проводимой финансовой политики к началу 1921 г. страна была почти полностью переведена на натуральное обложение, огромная эмиссия привела к обесцениванию рубля, а следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено.

    С переходом весной 1921 г. к новой экономической политике появилась необходимость возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики. Налоговая система России 1920-х гг. была во многом идентична дореволюционной налоговой системе, в частности, в силу того обстоятельства, что многие ее создатели являлись представителями научного мира дореволюционной России с уже сформированными научными взглядами. Советским правительством предполагалось, что:

    1) восстановление денежных налогов создаст спрос на деньги, увеличит значение денег в хозяйстве;

    2) денежные налоги будут нести определенную социально-воспитательную роль (заставят население использовать более совершенные приемы труда и отчуждать некоторую часть своих доходов на нужды государства).

    В период новой экономической политики наиболее четко просматривается роль налоговой политики в общей экономической политике страны, когда наряду с использованием других механизмов налоговая политика позволила в короткие сроки коренным образом изменить положение в сельском хозяйстве и в экономике страны в целом. Наряду с введением большого количества ставок в отношении крестьянства и коллективных хозяйств при взимании сельскохозяйственного налога широко принималась система специальных фондов финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Говоря о развитии сельскохозяйственного налога, следует отметить, что первоначально он складывался как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем с каждым годом он формировался как поземельно-поимущественный налог.

    Возродив частную торговлю и промышленность и восстановив тем самым объекты обложения, правительство, несмотря на возражение, что введение налогов приведет к расширению бюрократического аппарата, приступило к формированию механизма обложения дополнительного дохода граждан.

    Признавая принцип концентрации обложения как более желательный в дальнейшем, руководство страны на первом этапе пошло по пути создания достаточно разветвленной налоговой системы, постепенно отсекая те налоги, непригодность которых выявлялась в процессе развития.

    К концу 1922 г. ее построение принципиально было закончено. Из действовавших на тот момент двадцати налогов (кроме продналога) пять были прямыми и четырнадцать - косвенными. В последующие годы было введено не так много новых налогов, поскольку основные усилия законодателей были направлены на усовершенствование уже существующих. В 1928 г. налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать годом фактического формирования налоговой системы России.

    Следует отметить, что некоторые из введенных в период с 1921 г. по 1927 г. налогов не имели существенного фискального значения и носили ярко выраженную политическую окраску.

    Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют не свойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями.

    В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

    Плательщиками налога с оборота были государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организaции министерства торговли союзных республик, предприятия и оргaнизации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР.

    Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия. Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации товаров, по которым не установлено обложение налогом с оборота (мясомолочные товары, овощи, картофель, фрукты и др.); при отпуске товаров в установленном порядке по оптовым ценам предприятий (без налога с оборота) для экспорта внешнеторговым организациям и т.д.

    В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.

    К налогам, дополнительно введенным налоговой реформой, относился налог с совхозов. Введение налога обосновывалось необходимостью связать местные органы власти (райисполкомы) с расположенными на их территории совхозами и создать заинтересованность райисполкомов в финансовых результатах деятельности совхозов. Налог с совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее своему объединению, тресту, а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим. Была установлена единая ставка налога в размере 1% валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).

    С началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

    Основным налоговым платежом послевоенного периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д.

    В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г., предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. В середине 1960-х гг. в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности налоговой системы. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.

    В 1960-е гг. в СССР был введен еще ряд налогов.

    Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г. в целях повышения заинтересованности предприятия в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств был введен налог "Плата за фонды". Он представлял собой форму распределения прибыли, которая являлась одним из первоочередных платежей из прибыли в госбюджет СССР.

    Подоходный налог с колхозников был установлен в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. Подоходный налог с колхозников зачислялся в доходы государственных бюджетов союзных республик и служил регулирующим доходом главным образом районных и сельских бюджетов. Плательщиками выступали колхозники, имевшие доходы от сельского хозяйства;

    Фиксированные (рентные) платежи были установлены с 1967 г. Эти платежи представляли собой форму изъятия в доход государства части прибыли объединений, предприятий, получение которой было обусловлено факторами, не зависящими от деятельности предприятия.

    К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

    Эпоха перестройки и постепенный переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвали возрождение отечественного налогообложения. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 28 июня 1987 г. N 7284-XI "О государственном предприятии" (в настоящее время не действует) устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

    С принятием Закона СССР "О государственном предприятии" начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Устанавливается налог с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (с изм. и доп. от 10 июля 1991 г.) (в настоящее время прекратил действие), который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

    Вносятся изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан. В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" (утратил силу) устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

    Уже в конце 1980-х гг. предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР N 1560-I "О налогах с предприятий, объединений и организаций" (прекратил действие) - первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

    Августовские события 1991 г. ускорили процесс формирования политически самостоятельного государства с самостоятельной системой налогообложения. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в настоящее время утратил силу), Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 8 декабря 2003 г.), Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-I "О налоге на добавленную стоимость" (в настоящее время утратил силу), Закон РФ от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" (прекратил действие). И хотя почти все перечисленные законы прекратили свое действие, все они послужили прочным фундаментом нынешней налоговой системы России.

    Налоговая система России периода рыночных реформ была изна­чально сформирована в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации» (с последующими изменениями и дополнениями), вступив­шим в силу с 1 января 1992 г. Налоговые органы и их структура были предусмотрены Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. №943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР».

    Налоговая поли­ция как самостоятельный правоохранительный орган стала функцио­нировать с 15 июля 1993 г. после вступления в силу Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей возложено на Госу­дарственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

    В основу налогового законодательства заложены следующие ос­новные принципы построения налоговой системы России:

    универсализация налогообложения, обеспечивающая а) одина­ковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйст­венной деятельности, не зависящие от видов собственности, организа­ционно-правовых форм хозяйствования и т. д., б) одинаковый под­ход к исчислению величины налога независимо от источника полу­ченного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики, в) еди­ный подход к предоставлению права на получение налоговых льгот, а также защиты законных интересов всех налогоплательщиков;

    использование множественности налогов, разнообразных их ви­дов, позволяющее учесть как получаемые налогоплательщиками дохо­ды, так и имущественное положение. В период кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем несколько видов поступлений с высокими ставками изъятия;

    четкое разграничение прав по установлению и взиманию нало­говых платежей между различными уровнями власти;

    приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагиваю­щие вопросы налогообложения;

    однократность обложения;

    приоритет международный договоров над внутренним налого­вым законодательством по вопросам избежания двойного налогооб­ложения;

    определение конкретного перечня прав и обязанностей налого­плательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой.

    Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации» было предусмотрено взимание в России федеральных на­логов; налогов субъектов Федерации; местных налогов. Таким обра­зом, налоговая система Российской Федерации изначально формиро­валась как трехуровневая и предусматривала взимание федеральных налогов, налогов субъектов Федерации и местных налогов.

    К федеральным налогам относились: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; в) на­лог на доходы банков; г) налог на доходы от страховой деятельно­сти; д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог); е) налог на операции с ценными бумагами; ж) таможенная пошлина; з) от­числения на воспроизводство минерально-сырьевой базы (за исклю­чением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного финансирования геолого-разве­дочных работ; и) платежи за пользование природными ресурсами; к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; л) подо­ходный налог с физических лиц; м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; н) гербовый сбор; о) государствен­ная пошлина; п) налог с имущества, переходящего в порядке насле­дования и дарения; р) сбор за использование наименований «Рос­сия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; т) налог на игорный бизнес.

    К налогам субъектов Российской Федерации (с 1998 г.) относились: а) налог на имущество предприятий; б) лесной доход; в) плата за пользование водными объектами (ранее — плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем); г) сбор на нужды образовательных учреждений; д) налог с продаж; е) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

    В число местных налогов входили:

    а) налог на имущество физических лиц; б) земельный налог; в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; д) курортный сбор; е) сбор за право торговли; ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели; з) налог на рекламу; и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; к) сбор с владельцев собак; л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; н) сбор за выдачу ордера на квартиру; о) сбор за парковку автотранспорта; п) сбор за право использования местной символики; р) сбор за участие в бегах на ипподромах; с) сбор за выигрыш на бегах; т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок; х) сбор за уборку территорий населенных пунктов; ц) сбор за открытие игорного бизнеса (установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым пли денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры; ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

    Указанные при формировании налоговой системы России в каче­стве федеральных налог с биржевой деятельности, подоходный налог с предприятий и гербовый сбор так и не были введены в действие.

    Налоги на доходы банков и страховщиков с 1994 г. были отменены. Указанные плательщики стали платить налог на прибыль, что поста­вило их в одинаковые условия налогообложения с другими юриди­ческими лицами.

    В течение 1992—1997 гг. применялся налог на сверхнормативный фонд оплаты труда.

    В 1993 г. был введен сбор за использование наименований «Рос­сия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний. С 1 августа 1997 г. введен Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 120-ФЗ «О налоге па покупку иностранных де­нежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте». Наконец, последний по очередности принятия налоговый за­конодательный акт — введение налога на игорный бизнес.

    Подавляющее большинство действовавших в России налогов были установлены на основе федерального или регионального зако­нодательств, решений представительных органов местного само­управления. Поэтому помимо Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» нормативно-правовая база нало­говой системы России состояла из пакета специальных законов по каждому налогу, а также инструкции Государственной налоговой службы (ГНС) по их исчислению и оплате.

    Однако были и исключения. Так, в связи с уменьшением основ­ной ставки налога на добавленную стоимость с 28 до 20% Указом Президента РФ был введен федеральный транспортный налог (1994—1997 гг.). Этот налог взимался с предприятий, учреждений, организаций в размере 1% от фонда оплаты труда (включался в се­бестоимость) и направлялся в бюджеты субъектов Федерации для финансовой поддержки и развития пассажирского транспорта. Ука­зом Президента РФ был утвержден на 1994—1995 гг. специальный налог (по ставке 1,5—3% по налогооблагаемой базе НДС).

    Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей территории. Ставки фе­деральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных по­шлин устанавливаются Правительством России. Льготы по феде­ральным налогам могут устанавливаться только федеральными зако­нами о налогах. Однако органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по отдель­ным налогам могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты.

    Статус федерального налога не означает, что он полностью зачис­ляется в федеральный бюджет. В соответствии с законом о феде­ральном бюджете на текущий год устанавливаются нормативы от­числений федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты. Отчисления, сформированные таким образом, носят название регулирующих доходов бюджетов.

    Крайне негативную роль в формировании налоговой системы России сыграл Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федера­ции и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Феде­рации в 1994 году» (п. 7), в котором отменялся закрытый перечень налогов. Количество региональных и местных налогов не ограничи­валось.

    Начался «бум» налоготворчества в регионах и на уровне местного самоуправления. На основании названного Указа Президента РФ толь­ко в 1994 г. было введено дополнительно, сверх предусмотренных в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», более 70 видов региональных и местных налогов. В 1995 г. дополни­тельные налоги взимались в 66 регионах России, а в 1996 г.—в 75.

    Для характеристики ситуации, возможно, уместны стро­ки И. В. Гете из «Фауста»:

    У нас что город, то и норов, И своевольничает знать.

    Число взимаемых в стране налогов выросло настолько, что их точное число практически было неизвестно. Появились «экзотиче­ские» региональные и местные налоги — например, на падение объе­мов производства, на инвестиции за пределами региона, за прогон скота и т. д. Тем самым возникла угроза целостности Российской Федерации как единого государства.

    Региональное налоготворчество было отменено Указом Президен­та РФ от 18 августа 1996 г. № 1214 с 1 января 1997 г. Но, по дан­ным обследования, на 5 мая 1997 г. в 24 регионах продолжали дей­ствовать налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством.

    Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в горо­дах и сельской местности или иного административно-территориаль­ного образования.

    Часть налогов, относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной к применению на всей территории Российской Федерации (земельный налог, налог на имущество фи­зических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпри­нимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по ре­шению органов местного самоуправления (налог с продаж, налог на рекламу и др.).

    Действовавшая с 1992 г. российская налоговая система оказалась крайне несовершенной. Она формировалась как своеобразный симбиоз зарубежных налоговых систем, лишенный увязки с реальными усло­виями, складывающимися и российской экономике (в частности, не учитывались продолжительный экономический спад; правовая, полити­ческая, экономическая, финансовая, денежная неустойчивость; неконкурентоспособность продукции отечественной обрабатывающей промыш­ленности в условиях открытия российской экономики, ее включения в мировую; низкий уровень личных доходов большинства граждан; нали­чие огромных природных богатств; сезонный характер народного хо­зяйства; сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения; правовой нигилизм; криминализация общественной жизни и др.).

    К основным недостаткам этой налоговой системы следует отнести:

    - противоречивость и запутанность налогового законодательства, его нестабильность и непредсказуемость, не позволяющие предпри­нимателям видеть перспективы своей деятельности, а также неодно­кратные, часто существенные изменения законов по отдельным нало­гам. Например, в период с 1992 по 1999 г. в Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» было внесено 19 измене­ний и дополнений; в Закон РФ «О налоге на добавленную стои­мость» — 17; в Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» — 8, в Закон РФ «Об акцизах» — 7;

    - сложный порядок определения налогооблагаемой базы боль­шинства налогов;

    - многочисленность нормативных документов и частое несоответ­ствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отно­шения. Так, в 1999 г. действовало более тысячи нормативных актов и документов — федеральных законов, указов Президента РФ, поста­новлений Правительства России, инструкций ГНС (МНС), Мини­стерства финансов, ГТК, Центрального банка РФ, регламентирую­щих налоговые отношения;

    - чрезмерно большое количество действовавших налогов в пери­од 1994—1996 гг. (более 100), затрудняющее расчеты налогоплатель­щиков с бюджетным фондом;

    - достаточно высокая налоговая нагрузка (более 35% ВВП), не позволяющая реализовывать стимулирующую функцию налогов для поощрения инвестиций;

    - несоблюдение принципа справедливости при распределении на­логового бремени; перекладывание налоговых платежей на достаточ­но узкий круг предприятий; низкое обложение сверхвысоких дохо­дов, супердорогой недвижимости и т. п.;

    - слишком жесткие финансовые санкции при задержке налого­вых платежей;

    - значительный недобор налоговых доходов в результате массо­вого уклонения от их уплаты; недостаточное соблюдение принципа неотвратимости наказания при совершении налоговых преступлений (в среднем менее 10% соответствующих дел заканчивалось осужде­нием);

    - преимущественно фискальная направленность налогообложения.

    Например, фискальная нагрузка только по федеральному бюджету РФ составляла в 1998 г. 12% ВВП, в 1999 г.- 14,5%, в 2000 г.- 16% ВВП. По оценке А. Починка, совокупное налогообложение фонда оп­латы труда составляет 70 коп. с рубля. Федеральные налоги, служа­щие источниками образования дорожных фондов, и местный налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сфе­ры взимались с оборота (выручки) и составляли примерно 4%.

    При десятипроцентной рентабельности предприятия один процент с выручки соответствует примерно 11% прибыли. Четыре процен­та — это соответственно примерно 44% прибыли плюс стандартный (до 2001 г.) налог на прибыль (30%). Суммарная нагрузка составляла 74% прибыли. Кроме того, из прибыли выплачивались имуществен­ные налоги предприятий, пошлины, основная часть местных налогов; при этом одновременно многие налоги неэффективны с точки зрения реализации фискальной функции налогов (например, сборы с вла­дельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и др.);

    - заниженное налогообложение пользования природными ресур­сами.

    Отмеченные недостатки как раз и обусловили необходимость ра­дикального изменения налоговой системы и привели к появлению Налогового кодекса РФ.

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:01, контрольная работа

    Описание работы

    На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства, как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.
    Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы, как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.
    Очевидно, что необходимость изучения правового регулирования системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.

    Содержание работы
    Файлы: 1 файл

    налоги.doc

    по дисциплине «Налоги и налогообложение»

    «Эволюция федеральных налогов в РФ (1991-2010гг)»

    1. Эволюция федеральных налогов в РФ (1991-2010 гг.)……………

    Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы.

    В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства, как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.

    Наиболее подвержен динамике такой элемент налоговой системы, как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

    Очевидно, что необходимость изучения правового регулирования системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.

    1.Эволюция федеральных налогов в РФ (1991-2010 гг.)

    На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в РФ». Деятельность налоговых органов подчинялась закону РФ от 21.03.1991 «О налоговых органах РФ». С конца 1990-х гг. на­логовая система формируется и развивается согласно кодифи­цированному федеральному закону — НК РФ.

    Этапы становления налоговой системы в РФ:

    1 этап: 90-91 гг. – подготовительный этап. В этот период осуществляется выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах.

    2 этап: 91-98 гг. Происходит становление российской налоговой системы.

    3 этап: 98-2000 гг. Вступление в действие 1 части Налогового кодекса.

    4 этап: 2001 гг.– по настоящее время. Вступление в действие 2 части Налогового кодекса. Осуществляется отработка отдельных налогов.

    а) налог на добавленную стоимость; - введен законом от 6 декабря 1991 "О налоге на добавленную стоимость" с 1 января 1992. 1 января 2001 введена в действие глава 21 Налогового кодекса "Налог на добавленную стоимость".

    б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; 1 января 2001 введена в действие глава 22 Налогового кодекса "Акцизы".

    в) налог на доходы банков; - в федеральный бюджет. Введен законом "О налогообложении доходов банков" от 12 декабря 1991. Ставка - 30%; для банков, кредитующих сельское хозяйство (не менее 50% кредитных вложений) - 20%; доходы от долевого участия, дивиденды и проценты - 18%. С 1 января 2001 исключен законом о введении в действие второй части НК (118-фз от 5 августа 2000); вместо него введен новый пункт "в) налог на доходы физических лиц". 1 января 2001 введена в действие глава 23 Налогового кодекса "Налог на доходы физических лиц".

    г) налог на доходы от страховой деятельности; - в федеральный бюджет. Введен законом "О налогообложении доходов от страховой деятельности" от 13 декабря 1991. Ставка - 25%. С 1 января 2001 исключен законом о введении в действие второй части НК (118-фз от 5 августа 2000) вместо него введен новый пункт "г) единый социальный налог (взнос)". 1 января 2001 введена в действие глава 24 Налогового кодекса "Единый социальный налог (взнос)". С 1 января 2002 переименован в г) единый социальный налог.

    д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог); - в федеральный бюджет. С 1 января 2001 исключен законом о введении в действие второй части НК (118-фз от 5 августа 2000).

    е) налог на операции с ценными бумагами; - в федеральный бюджет. Закон о налоге на операции с ценными бумагами от 12 декабря 1991 введен в действие с 1 января 1992. Ставки - 0,5% при регистрации проспекта эмиссии; 0,1% - при покупке государственных ценных бумаг; 0,3% с каждого участника сделки купли-продажи ценных бумаг.

    ж) таможенная пошлина; - в федеральный бюджет.

    з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации. Законом о недрах от 21 февраля 1992 установлено, что размеры и распределение отчислений определяются Верховным Советом. С 1 января 2002 исключены законом о введении в действие главы 26 второй части НК (126-фз от 8 августа 2001).

    и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в региональные и местные бюджеты в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Плата за использование природных ресурсов по закону "Об охране окружающей природной среды" от 18 декабря 1991 устанавливается Правительством. Плата за выбросы распределяется между экологическими фондами: 10% - в федеральные, 30 - в региональные, 60 - в местные. Платежи за право на пользование недрами установлены законом РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 (изменены законом 126-фз от 8 августа 2001 о введении в действие главы 26 НК). Ставки устанавливаются при выдаче лицензий по критериям, установленным Правительством. Законом "О животном мире" от 24 апреля 1995 установлено, что плата за пользование животным миром распределяется в соотношении: федеральный бюджет - 40%, региональные бюджеты - 60%.

    к) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; - Законом от 20 декабря 1991 "О подоходном налоге с предприятий" введен налог по ставке не более 18%, устанавливаемой региональными Советами (допускается прогрессивная шкала); доходы от аудиторских услуг - 25%; доходы бирж, брокерских контор и посредников - 45%; доходы от аукционов, казино, видеосалонов, проката и записи кассет, игровых автоматов - 70%; доходы от фрахта - 6%. Законом от 27 декабря 1991 "О налоге на прибыль с предприятий" установлен налог на прибыль в размере 32%, а для бирж, брокерских контор и прибыли от посреднических операций и сделок - 45%; региональная доля налога определялась при утверждении регионального бюджета. Законом 64-фз от 25 апреля 1995 с 1 января 1995 ставки установлены: в федеральный бюджет - 13%, в региональные - до 22%, а на биржевые, банковские, страховые и посреднические прибыли - до 30%; итого - до 35/43%. Законом 227-фз от 31 декабря 1995 федеральная ставка для банков и страховщиков, обслуживающих сельскохозяйственные и малые (кроме посреднических) предприятия (не менее 50% оборота), снижена до 8%; законом 13-фз от 10 января 1997 эта льгота отменена. Законом 62-фз от 31 марта 1999 с 1 апреля 1999 ставки установлены: в федеральный бюджет 11%, в региональные - до 19%, а для биржевых, банковских и посреднических доходов - до 27%; таким образом, суммарная максимальная ставка снижена с 35 до 30 процентов, а для посреднических доходов и доходов кредитных организаций установлена в размере до 38%. Законом о введении в действие второй части НК (118-фз от 5 августа 2000) с 1 января 2001 органам местного самоуправления, в порядке компенсации за отмену оборотного налога на ЖКХ (ст. 21 "ч"), предоставлено право вводить местную ставку до 5%, общие максимальные ставки составили таким образом 35% (для банков - 43%). Законом 110-фз от 6 августа 2001 переименован в "к) налог на прибыль организаций". 1 января 2002 введена в действие глава 25 Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций". Ставка снижена до 24%.

    л) подоходный налог с физических лиц; - региональная доля определяется при утверждении бюджета. С 1 января 2001 исключен законом о введении в действие второй части НК (118-фз от 5 августа 2000) - заменен новым пунктом "в".

    м) налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах Российской Федерации;

    н) гербовый сбор - в местный бюджет. С 1 января 2001 исключен законом о введении в действие второй части НК (118-фз от 5 августа 2000)

    о) государственная пошлина - в местный бюджет. Закон "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 введен в действие с 1 января 1992 (до этого действовал указ Президиума ВС СССР "О государственной пошлине" от 29 июня 1979). Новая редакция закона подписана 31 декабря 1995.

    п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; - в местный бюджет. Введен с 1 января 1992 законом от 12 декабря 1991, прогрессивные ставки до 40%; позже максимальая ставка снижена до 15%.

    р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; - введен с 1 июля 1992 законом от 16 июля 1992. Установлен законом от 2 апреля 1993: для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность - 0,5% от стоимости реализованной продукции; для заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих организаций - 0,05% оборота; для прочих организаций - 100 МРОТ. Правительство вправе давать льготу до 50%. В федеральный бюджет.

    с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; - добавлен законом 121-фз от 21 июля 1997. Введен законом 120-фз от 21 июля 1997: 0,5% с суммы в рублях (кроме покупки кредитными организациями друг у друга). 60% в федеральный бюджет, 40% в региональный. Законом 98-фз от 16 июля 1998 ставка увеличена до 1%. Отменен с 1 января 2003 законом 193-фз от 31 декабря 2002.

    т) налог на игорный бизнес; - добавлен законом 138-фз от 31 июля 1998. Введен законом "О налоге на игорный бизнес" N142-фз от 31 июля 1998. Ставки устанавливаются регионами. Минимум (в год) - 1200 МРОТ за игровой стол с участием игорного заведения как стороны; 100 МРОТ за игровой стол без участия заведения; 45 МРОТ за игральный автомат; 1200 МРОТ за кассу тотализатора; 600 МРОТ за каждую кассу букмекерской конторы. Скидка 20% для заведения с 30 столами или 40 автоматами. По минимальным ставкам зачисляется в федеральный бюджет, превышение - в региональный. Изъят законом 182-фз от 27 декабря 2002 - перенесен в раздел "Региональные налоги" (ст.20 з)

    у) сбор за пограничное оформление; добавлен законом 160-фз от 22 октября 1998.

    ф) плата за пользование водными объектами; - добавлена законом 112-фз от 17 июня 1999 вместо региональной "платы за воду" (ст.20 "в"). Установлена законом 71-фз от 6 мая 1998 "О плате за пользование водными объектами" (ставки изменены законом 111-фз от 7 августа 2001). Установлены минимальные и максимальные ставки в рублях по стране в целом. Минимальные и максимальные ставки по бассейнам устанавливает Правительство. Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам утверждались постановлениями Правительства NN 818 от 22 июля 1998, 826 от 28 ноября 2001. Ставки по категориям плательщиков устанавливаются региональными законами. 40% зачисляется в федеральный бюджет, 60% - в региональные.

    х) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей алкогольной продукции - добавлены законом 112-фз от 17 июня 1999. До этого сборы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции уже вводились постановлением Правительства 197 от 28 февраля 1995. Конституционный Суд постановлением 3-п от 18 февраля 1997 отменил (с отсрочкой на полгода) постановление Правительства, т.к. закон ("О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995) предусматривал лицензирование только производства и оборота (экспорт, импорт, поставки, закупка, оптовая и розничная реализация) алкоголя.

    ц) налог на отдельные виды транспортных средств; - введен при правительстве Степашина законом 142-фз от 8 июля 1999. Ставки установлены законом 141-фз от 8 июля 1999: легковые автомобили с объемом двигателя свыше 2.500 куб.см. до 3.000 куб.см. - 2 руб/куб.см., свыше 3.000 куб.см - 3 руб/куб.см. При давности производства автомобиля свыше 5 лет ставка применяется с коэффициентом 0,7, свыше 10 лет - 0,4. Законом о введении в действие части II НК (вступил в силу 1 января 2001) отменен закон о ставках налогов, но соответствующий пункт из закона Об основах налоговой системы изъят только законом 33-фз от 24 марта 2001 (вступил в силу 27 апреля 2001), таким образом налог отменен окончательно.

    ч) налог на добычу полезных ископаемых. - Введен с принятием главы 26 Налогового кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых".

    Состав федеральных налогов РФ по состоянию на начало 2006 г.

    Читайте также: