Налоговый суд в канаде

Опубликовано: 06.05.2024

Налоговый суд Канады (TCC), учрежденный в 1983 году Законом о Налоговом суде Канады, является федеральным или судом, который занимается вопросами, касающимися компаний или частных лиц, и налоговыми вопросами в правительстве Канады.

Юрисдикция

Применение решений Налогового суда Канады относится к компетенции Федерального апелляционного суда. Иногда Верховный суд Канады предоставляет разрешение на обжалование федерального налогового дела на основании решения Федерального апелляционного суда, в котором соответствующий вопрос рассматривается как имеющий публичное значение.

Процедура

Судебный процесс по федеральному налоговому спору начинается с подачи налогоплательщиком уведомления об апелляции в Налоговый суд Канады. Дела могут рассматриваться в рамках неформальной или общей процедуры. Неформальная процедура представляет собой процедуру, доступную для налогоплательщиков, где общий налог и штраф (но не проценты) составляет 25 000 или менее CAD за год налогообложения (50 000 долл. США в случае GST).

В случаях общей процедуры проверки проводятся путем обмена документами с последующим изучением, без участия судьи, одного ведьмы от имени каждой стороны. В этом случае одна или обе стороны могут ходатайствовать о проведении слушания, в ходе которого будет проведен допрос и перекрестный допрос свидетелей перед судьей, а документы будут официально представлены в качестве доказательств. Судебное разбирательство в Налоговом суде Канады обычно занимает один день или меньше, особенно в тех случаях, когда стороны согласовали все или по существу все факты, но в более сложных и спорных случаях судебное разбирательство не может быть завершено в течение нескольких недель или даже месяцев.

Налоговый суд Канады, как правило, возлагает на налогоплательщика обязанность доказывать свою правоту на основе баланса вероятностей, за исключением гражданских наказаний, когда Канадское налоговое агентство несет бремя доказывания. Как правило, министр национальных доходов представлен специализированным округом по борьбе с налогами министерства юстиции.

Решение о том, следует ли и на какой основе урегулировать какое-либо конкретное дело, принимается на основе сотрудничества между Канадским налоговым агентством и министерством юстиции. Сетлементы, как правило, основаны на печатном подходе к этому вопросу, а не на стрим в процентах от суммы в долларах. Это отличается от правил общегражданского лигирования, но дает возможность разработать творческие стратегии урегулирования, особенно в тех случаях, когда речь идет о многолетнем налогообложении или вопросах.

При вынесении решения в пользу налогоплательщика Налоговый суд Канады может предписать министру национальных доходов провести повторную оценку на основании, изложенном судьей в причинах вынесения решения, или, если оценка или переоценка совершенно неверны, начисление или повторная оценка могут быть полностью отменены.

Затраты поддаются проверке успешной стороной в соответствии с довольно скромными тарифными суммами, но разумные небрежности, понесенные успешной стороной (включая затраты на экспертизу), как правило, полностью поддаются проверке.

Судьи

Заработная плата судей ежегодно определяется Судебной комиссией по компенсациям и пособиям. Главный судья и ассоциированный главный судья получают 315 900 долл. США в год, в то время как другие судьи получают 288 600 долл. США в год.

Главный судья

Ассоциировать главного судью

Судьи (в порядке полномочий)

  • Достопочтенный Аршамбо (сверхштатный)
  • Достопочтенный Ален Тардиф (сверхштатный)
  • Достопочтенная Дайана Кэмпбелл (сверхштатный)
  • Достопочтенный Кэмпбелл Дж. (сверхштатный)
  • Достопочтенный Брент Париж
  • Достопочтенная Джудит
  • Достопочтенный Реаль Фавро
  • Достопочтенный Гастон Хорре
  • Достопочтенный Дж. Бойл
  • Достопочтенный ВаліТ
  • Достопочтенный Роберт Хоган
  • Достопочтенный Стейт К. Д'Арси
  • Достопочтенный Фрэнк Дж.
  • Достопочтенный Йохан Д'Орэ
  • Достопочтенный Дэвид Грэм
  • Достопочтенный Лион Т. Лайонс
  • Достопочтенный Джон Р. Оуэн
  • Достопочтенный Доминик Лафлёр
  • Достопочтенный Сильвен Уимет
  • Достопочтенный Дон Р. Фельдт
  • Достопочтенный Генри А. Виссер
  • Достопочтенный Гай Р. Смит
  • Достопочтенный Брюс Желл

Заместители судьи (альфабетический порядок)

  • Достопочтенный прокурор Роу
  • Достопочтенный Н. сман

Налоговые органы Канады

В Канаде разработкой законов, регулирующих налогообложение, занимается отдел бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов, в котором за работу отвечает Управление налоговой политики. Все проекты выносятся на обсуждение — прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.

Федеральное правительство Канады осуществляет программу выравнивания социального уровня жизни. В этих целях через Министерство финансов налоговые поступления перераспределяются между провинциями. Критерием служат потенциальные возможности налоговой базы провинций и средний уровень доходов на душу населения. Осуществляются совместные федерально-провинциальные программы, такие, как ликвидация безработицы, развитие образования и культуры, развитие здравоохранения, создание инфраструктуры и т. д.

Налоговые декларации оформляют абсолютное большинство канадских граждан, за исключением самых малообеспеченных. Вместе с тем, налоговую декларацию могут предложить заполнить и человеку, прибывшему в Канаду с временной трудовой визой и работающему там за плату. Декларация должна быть заполнена и представлена в налоговую службу до 30 апреля. В нее включают сведения о доходах за предыдущий финансовый год, а также данные, необходимые для получения скидок с подоходных налогов. Финансовый год в Канаде начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.

Налоговые органы Канады проводят выборочный контроль налоговых деклараций, а также бухгалтерских книг предприятий, проводят ревизии. Если налогоплательщик не согласен с налоговыми органами, то бремя доказательств возлагается на него. Он может обращаться с апелляцией в Министерство доходов, в налоговый суд, а при несогласии с ними — в федеральный суд и Верховный суд Канады. Решения судов по неясным вопросам, как правило, основываются на прецедентах. За несвоевременную уплату или уклонение от уплаты налогов плательщик подвергается финансовым санкциям, в отдельных случаях против него может быть возбуждено уголовное дело.

Взиманием налогов и сборов от имени правительства Канады занимается Канадское агентство таможен и сборов (Canada Customs and Revenue Agency, CCRA), которое noд отчетно парламенту через министра по национальным доходам, входящего в кабинет министров Канады.

Агентство создано вместо упраздненного Министерства доходов. Подобное изменение в системе органов исполнитель ной власти осуществлено с целью придания налогообложению характера услуг, оказываемых налогоплательщикам на логовыми органами.

В задачи агентства входит контроль за соблюдением налогового законодательства (более 180 законов). При этом сотрудники агентства, общая численность которых составляет 45 тыс. человек, наделены правом толкования законодательных актов о налогах (население Канады 30,4 млн. человек).

Федеральные налоги взимаются повсеместно агентством через его отделения, расположенные на всей территории страны. Лишь в провинции Квебек федеральные налоги собираются провинциальным Министерством доходов.

На большей части территории Канады агентство также взимает провинциальные налоги, в частности подоходный налог, за символическую плату на основе специальных соглашений, заключенных между центром и территориями. Собранные таким образом налоги перечисляются агентством провинциям в течение года с периодичностью 2—выплаты в месяц, Исключение составляют провинции Альберта, Квебек и Онтарио, не подписавшие подобных соглашений. Например, исчисление и уплата налогов в провинции Онтарио контролируются отделом налоговой политики провинциального Министерства финансов. Состав контролируемых налогоплательщиков включает 23,3 млн. физических лиц и 1,2 млн. корпораций. В структуре податного состава выделяются 2 млн. плательщиков налога на товары. И услуги и 1,3 млн. работодателей, В 2004—2005 финансовом году Агентством взыскано на логов на сумму более 212 млрд. долл., в том числе федерального подоходного налога — 106,2 млрд. долл., налога на товары и услуги — 22,8 млрд. долл., налога на доходы в провинциях — 35,6 млрд. долл., страховых сборов — 18,8 млрд. долл., пенсионных сборов — 16,9 млрд. долл., акцизов — 10,4 млрд. ,долл., таможенных сборов — 1,7 млрд. долл. При этом около 70% налогов было удержано у источника выплаты, что позволило существенно уменьшить возможность неуплаты налогов.

В провинции каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер (taxpayer name), в пределах федерации учет ведется с помощью социального идентификационного номера (SIN). Ход уплаты налогов контролируется 43 территориальными подразделениями агентства, в штате которых насчитывается около 9000 человек, которые обеспечивают в первую очередь своевременность и полноту уплаты федеральных на логов. Ежегодно удается проверить не более 2% налогоплательщиков. Поэтому контрольная деятельность налоговых органов нацелена на проверку тех из них, у кого велик риск неуплаты налогов. Отбор осуществляется компьютером посредством централизованной обработки данных, прямо или косвенно характеризующих финансовое состояние конкретного плательщика, на основе их сопоставления с усредненными показателями. Во внимание принимаются около 150

параметров по физическим лицам и 30 — по корпорациям. Например, о принадлежности налогоплательщика — физического лица к группе риска может свидетельствовать несовпадение доходов этого лица и доходов лиц, проживающих с ним по соседству. Чем больше параметров налогоплательщика не совпадают, тем выше вероятность того, что этот налогоплательщик не исполнил должным образом налоговую обязанность. По этим основаниям все налогоплательщики подразделяются на четыре уровня риска: от низкого до высоко го. Данные о налогоплательщиках с высокой степенью риска. Передаются в территориальные подразделения для проведения проверок,

В соответствии с законодательством проверки могут осуществляться как непосредственно по месту нахождения налогоплательщика, так и в территориальных подразделениях залогового ведомства.

Проверки по месту нахождения налогоплательщиков производятся инспекторами (аудиторами), о чем проверяемые лица предупреждаются за пять дней до начала проверки. Срок проверок законодательно не ограничен, однако в соответствиис ведомственными нормативами он не должен превышающих 50 часов при проверке уплаты мелкими и средними предпринимателями НДС и 100 часов — при проверке уплаты подоходного налога. В случае бесперспективности проверки она может быть прекращена по истечении двух дней с момента начала.При этом проверкой может быть охвачен период, не превышающий 4 года.

В ходе проверок аудиторы информируют налогоплательщика о выявленных нарушениях, В соответствии с законодательством налогоплательщики обязаны давать соответствующие пояснения и устранять имеющиеся недостатки. По результатам проверок составляется уведомление с указанием недоплаченных налогов, которое вручается налогоплательщику. В случае несогласия с требованиями, содержащимися в уведомлении, налогоплательщик может обратиться с жалобой в отдел рассмотрения апелляций, являющийся структурным подразделением агентства. Такое право сохраняется за налогоплательщиком в течение 90 дней со дня по лучения уведомления. Налогоплательщик не вправе обращаться в Налоговый суд Канады до рассмотрения жалобы в административном порядке. Налоговый суд Канады создан в 1983 г. и призван осуществлять независимый пересмотр решений Агентства по таможням и сборам Канады. Налоговый суд Канады имеет региональные отделения, располагающиеся в городах Торонто, Ванкувер и Монреаль-Прием апелляций от налогоплательщиков осуществляется также представительствами Налогового суда Канады, имеющимися более чем в 80 населенных пунктах страны. Основной задачей Налогового суда Канады является раз решение споров между лицом или корпорацией, с одной стороны, и правительством Канады, с другой, по вопросам, от внесенным к его ведению. В состав Налогового суда Канады входят председатель суда, заместитель председателя суда и судьи, которые отправляют правосудие. Общий состав суда — 20 человек.

Налоговый суд Канады является лишь судом первой ин станции. Поэтому апелляции на его решения подаются в Федеральный апелляционный суд в соответствии с п. 27 Закона "О Федеральном суде". Упрощенное производство по общему правилу допускается в случае, если налогоплательщик избрал неформальную процедуру при подаче уведомления об апелляции при условии, что совокупность всех оспариваемых сумм не превышает 12 тыс. долл. Согласно канадскому законодательству нарушения налогового законодательства приобретают криминальный характер в случае, если они сопряжены с обманом налогового ведомства посредством умышленного искажения сведений, необходимых для налогообложения, т.е. в случае налогового мошенничества. Налоговое мошенничество определяется как сознательное действие или намерение совершить действия с целью обмана налоговых органов, позволяющие сократить раз мер подлежащих уплате налогов или получить незаконное возмещение налогов из бюджета.

Налоговые правонарушения, содержащие признаки преступлений, рассматриваются сотрудниками Управления рас следований, являющегося структурным подразделением Агентства по таможням и сборам Канады. Однако компетенция следователей агентства не распространяется на налоговые преступления, за которые предусмотрено наказание, превышающее два года лишения свободы. Их расследование отнесено к компетенции Королевской конной полиции Канады, то есть криминальной полиции. Главная особенность налогообложения в Канаде заключается в том, что государство оставляет за собой право требовать уплаты налогов с любых доходов, в том числе незаконных, например полученных от торговли наркотиками. Поэтому в ходе расследования помимо факта преступной деятельности во всех случаях устанавливается размер дохода, полученного в результате ее осуществления.

Свои особенности имеет борьба с уклонением от уплаты налогов на уровне провинций. Например, в провинции Квебек, начиная с 1996 г., она осуществляется специальным подразделением Министерства по доходам (Ministere du Revenu) — отделом по борьбе с неуплатой налогов (BLEF). В качестве основных целей противодействия уклонению от налогообложения определены соблюдение налоговой справедливости, возврат выведенных из-под налогообложения доходов, стимулирование самодекларирования.

Налоговые органы России

В России налоговую систему возглавляет Государственная налоговая служба, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Р.Ф Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации и составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития.

Канада — децентрализованное государство, где, несмотря на сильное влияние федеральных органов власти, провинции имеют большое значение в ключевых областях национальной экономики и социального развития. Так, провинции обладают сферой полномочий в таких областях, как образование, здравоохранение, круг социальных программ по страхованию. Децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения. Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.

Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта — налог на прибыль.

Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения) Направления налоговой политики одобряются министром по национальным доходам и реализуются посредством разработки соответствующих законов. Изменения, вносимые в налогообложение, увязываются с бюджетным процессом. При выявлении пробелов в налоговом законодательстве, позволяющих уклоняться от уплаты налогов, Министерство финансов заранее уведомляет налогоплательщиков о возможности придания соответствующим законодательным изменениям обратной силы. Соответствующее решение может быть принято парламентом по представлению Министерства финансов, Подобная практика позволяет существенно сократить число лиц, желающих воспользоваться несовершенством налогового законодательства.

В целом современная налоговая система Канады достаточно типична для государств с развитой рыночной экономикой. По уровню налогообложения корпораций Канада занимает среднее положение среди семи ведущих индустриальных стран.

По уровню налогообложения физических лиц Канада занимает среди стран Группы семи одно из первых мест.

Налоговой системе России также необходимо адаптироваться к новым общественным отношениям и соответствовать мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, за путанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует при влечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Таким образом, Российской Федерации необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и большей прозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федерального бюджета и местных бюджетов, когда налоги и сборы непосредственно относящиеся к территориям взимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий. Также это способствует формированию налоговой справедливости, когда территория на которой находится какое-либо предприятие получает в виде налогов и иных отчислений компенсацию за несение тяжести существования рядом с ним. В области налогообложения высоких технологий РБ имеет даже более мягкие для этих компаний условия, чем Канада, предоставляя возможность созданным компаниям в течение 2 лет не платить налоги, кроме налога на прибыль.

Вообще, исходя, из возможностей каждого конкретного государства необходимо отметить, что универсальной налоговой системы не существует. Однако, каждое государство должно стремиться найти свою нишу для дальнейшего развития и существования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 544 с.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерация (N 146-ФЗ)

3. Киперман Г. Я., Белялов А. З. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации". М., 1992.

4. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 2000.

5. Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 2001.

6. Черник Д. Г. “Налоги”. М., "Финансы и статистика" , 2005.

Налоговый Кодекс Р.Ф. (в редакции ФЗ от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

7. “Налоги ”, жур. "Экономика и жизнь", №4, 2005 год.

8. “Налоги”, жур. "Экономика и жизнь", №28, 2006 год.

9. Материалы газеты "Финансовые известия" и журнала "Экономика и жизнь".

10. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 544 с.

11 Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 872 с.

12. Налоговые органы (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

В Канаде действует 2-уровневая судебная система: провинциальные (и территориальные) суды и федеральные суды.

Однако в отличие от США, где суды штатов могут рассматривать только нарушения законов штатов, а федеральные суды – нарушения федеральных законов, в Канаде оба федеральных суда 1-й инстанции (Федеральный суд и Налоговый суд) рассматривают очень узкий перечень дел, а все остальные дела (в рамках и федерального, и провинциального законодательства) находятся в юрисдикции провинциальных и территориальных судов.

Федеральные суды

Федеральный суд

Federal Court
Компетенция. Споры между субъектами Федерации или между субъектами Федерации и федеральными властями, дела о гражданстве, интеллектуальная собственность, конкуренция и дела с участием федеральных ведомств и учреждений, жалобы на решения большинства федеральных административных трибуналов
Обжалование. Федеральный апелляционный суд

Налоговый суд Канады

Tax Court of Canada
Компетенция. Налоговые дела и жалобы на решения федеральных административных трибуналов (по налоговым аспектам)
Обжалование. Федеральный апелляционный суд

Федеральный апелляционный суд

Federal Court of Appeal
Компетенция. апелляции на решения федеральных судов, жалобы на решения ряда федеральных административных трибуналов
Обжалование. Верховный суд Канады

Верховный суд Канады

Supreme Court of Canada
Компетенция. Апелляции на решения федерального апелляционного суда, провинциальных и территориальных судов и военного апелляционного суда, для апелляции необходимо получить согласие (leave) Верховного суда, хотя по ряду уголовных дел оно не требуется
Состав. Председатель (chief justice) и 8 младших судей (puisne judges), назначаемые губернатором-в-Совете. Не менее 3 судей должны быть назначены из Квебека, 3 других традиционно из Онтарио, 2 из западной Канады и 2 из одной из атлантических провинций

Военные суды

Военные суды рассматривают дела в отношении военнослужащих и прикомандированного к военным частям гражданского персонала

Постоянный военный суд (Standing Court Martial) состоит из 1 военного судьи, рассматривает дела быстрее общего военного суда и выносит приговоры не тяжелее увольнения с разжалованием

Общий военный суд (General Court Martial) из военного судьи и коллеги 5 офицеров

Военный апелляционный суд Court Martial Appeal Court
Компетенция. Апелляции на решения военных судов (courts martial).
Обжалование. Верховный суд Канады.

Конституционный контроль

Губернатор-в-Совете может поставить перед Верховным судом вопрос о конституционности федеральных или провинциальных законов и подзаконных актов, о полномочиях федеральных или провинциальных парламентов и правительств.

Провинциальные / территориальные суды

Как правило в каждом субъекте Федерации действуют три суда:

  • 1-я инстанция,
  • 2-я (апелляционная) инстанция,
  • 3-я (высшая) инстанция.

В Нунавуте объединены 1-я и 2-я инстанции, в Ньюфаундленде и Лабрадоре и на Острове принца Эдуарда 3-я инстанция действует в составе суда 2-й.

Суд 1-й ступени

provincial court, territorial court
Компетенция. Небольшие уголовные и гражданские дела, большинство семейных дел.
Обжалование. Провинциальные / территориальные старшие суды.

Старший суд

superior court
Как правило такой суд называется Верховным судом (Supreme Court. Новая Шотландия, Ньюфаундленд и Лабрадор, Британская Колумбия, Юкон, Северо-западные территории), судом королевской скамьи (Queen’s Bench Court. Саскачеван, Альберта, Манитоба, Новый Брауншвейг) или просто Старшим судом (Квебек, Онтарио).
В Нунавуте нет разделения на суды 1-й ступени и старшие суды, вместо них здесь существует объединенный Суд Нунавута (Nunavut Court of Justice).
Компетенция. Серьезные уголовные и гражданские дела (тяжкие убийства, госизмена, запугивание парламента, неподобающее поведение в присутствии королевы), ряд семейных дел (разводы), апелляции на решения судов 1-й ступени.
Обжалование. Провинциальные / территориальные апелляционные суды.

Апелляционный суд

provincial / territorial court of appeal
Компетенция. апелляции на решения провинциальных / территориальных старших судов, жалобы на решения провинциальных административных трибуналов и (по ряду уголовных дел) апелляции на решения провинциального суда. На Острове принца Эдуарда нет отдельного апелляционного суда, его функции выполняет апелляционное отделение Верховного суда, в Ньюфаундленде и Лабрадоре Апелляционный суд также входит в состав Верховного суда.
Обжалование. Верховный суд Канады.

Кроме того, в Канаде развита система административных трибуналов: они рассматривают дела о неравном доступе к жилью, работе, общественным услугам, трудовые споры.
Жалобы на решения трибуналов направляются в федеральные суды 1-й инстанции и Федеральный апелляционный суд, жалобы на решения провинциальных или территориальных трибуналов – в суды соответствующих субъектов Федерации.

Источники

Федеральный суд,
Федеральный апелляционный суд,
Налоговый суд Канады,
Верховный суд Канады,
Военный апелляционный суд,
Канадский судебный совет,
Суды Ньюфаундленда и Лабрадора,
Правительство Острова принца Эдуарда,
Суд Нунавута

Предпринимателям, планирующим начать судебное разбирательство в Канаде, первоначально стоит ознакомиться со структурой судебной системы данной юрисдикции. Канадская судебная система делится на высшие суды общей юрисдикции (каждая провинция имеет свой собственный Высший суд), федеральные или провинциальные суды.

На провинциальном уровне высшие суды обладают юрисдикцией в отношении урегулирования споров по частному и публичному праву в Канаде (включая уголовное, семейное право и судебный надзор за действиями правительства), за исключением случаев, когда какой-либо вопрос специально исключен из их юрисдикции в соответствии с законом. В каждой провинции есть свой Апелляционный суд, который обычно по праву рассматривает апелляции вышестоящих судов. В некоторых провинциях есть суды, где осуществляется урегулирование специализированных споров в Канаде. Например, Коммерческий суд в Онтарио ведет дела об урегулировании споров о реструктуризации в Онтарио, о несостоятельности, споры акционеров и сложные коммерческие дела.

На федеральном уровне Налоговый суд имеет юрисдикцию в отношении дел, касающихся вопросов федерального налогообложения, как для физических лиц, так и для корпораций. Федеральный суд имеет юрисдикцию в отношении дел, касающихся разрешения споров в отношении интеллектуальной собственности в Канаде и вопросов иммиграции, исков против федерального правительства. Федеральный апелляционный суд рассматривает апелляции Налогового и Федерального судов, а также апелляции и заявления о судебном пересмотре от определенных регулирующих органов, таких как Трибунал по конкуренции, Комиссия по телекоммуникациям и Национальный совет по энергетике.

Верховный суд Канады является последней апелляционной инстанцией и рассматривает апелляции всех провинциальных судов и Федерального апелляционного суда.

Судьи и присяжные

Если вы планируете начать судебное производство в Канаде, количество судьей варьируется в зависимости от провинции, но на практике такие дела рассматриваются одним судьей. Хотя судьям разрешается задавать вопросы свидетелям, на практике показания свидетелей используются редко.

Федеральное правительство назначает всех судей провинциальных судов высшей и апелляционной инстанции, а также Федерального суда, Налогового суда, Федерального апелляционного суда и Верховного суда Канады.

Сроки предъявления исков

Урегулирование претензий по гражданскому иску в Канаде в большинстве провинций в соответствии с законодательством требует, чтобы период исковой давности составлял 2 года. Иск не может быть предъявлен более чем через 15 лет после его возникновения. В некоторых провинциях основной срок давности более длительный (от 3 до 6 лет), а окончательный срок исковой давности может достигать 30 лет. На федеральном уровне базовый срок исковой давности составляет 6 лет, а максимальный срок исковой давности – 15 лет.

Обратите внимание: урегулирование гражданского спора в Канаде предполагает, что стороны могут договориться о приостановлении сроков до или после подачи иска, или имеют возможность изменить срок исковой давности по своему контракту.

Начать судопроизводство в Канаде

Процедуры различаются от провинции к провинции, но разбирательство обычно начинается с подачи искового заявления в суд, которое затем должно быть вручено противной стороне в течение 6 месяцев. В некоторых провинциях есть другие средства возбуждения дела, такие как заявления или петиции. Эти процедуры, как правило, позволяют использовать более ускоренный подход к судебному разбирательству, но доступны только при определенных обстоятельствах, например, в случаях с ограниченными фактами в споре или делах, касающихся платы за землю.

Начать частный арбитраж в Канаде могут стороны, стремящиеся к скорому разрешению спора, особенно в контексте текущих деловых отношений.

Начать претензионную работу по коммерческому спору в Канаде: процедура

Судебное разбирательство обычно состоит из:

  • состязательной стадии (на которой стороны обмениваются исковыми заявлениями, встречным иском и защитой);
  • стадии документального производства (обмен соответствующими документами, находящимися в распоряжении сторон);
  • стадии устного раскрытия информации (на которой один представитель от каждой стороны свидетельствует под присягой адвокату противной стороны);
  • судебного разбирательства (на котором производство окончательно прекращается при условии подачи апелляции).

Различные ходатайства вносятся после подачи иска, но до суда. Они могут включать ходатайства о временном судебном разбирательстве, о дальнейшем представлении документов и ходатайства о немедленном прекращении производства. Стороны могут и должны сами контролировать процедуру действия в рамках основных ограничений. Если стороны не могут прийти к соглашению, им следует обратиться в суд за указаниями по процессуальным вопросам. В некоторых провинциях стороны могут подать заявку на ведение дела.

Если вам требуется сопровождение в урегулировании финансового спора в Канаде, свяжитесь с опытными экспертами нашей компании, заполнив форму заявки ниже.

Временные средства правовой защиты

При урегулировании деловых споров в Канаде, провинциальные, территориальные и федеральные суды выносят судебные запреты для сохранения или восстановления прав. Судебный запрет может быть вынесен на временной основе до суда или на постоянной основе.

Сторона, требующая судебного запрета, должна предоставить обязательство соблюдать последующее присуждение компенсации за ущерб, если суд впоследствии определит, что ответчик неправомерно понес ущерб в результате судебного запрета. Запреты могут быть вынесены ex parte или без предварительного уведомления, если дело является неотложным. Судебные запреты без уведомления обычно выносятся на строго ограниченный срок.

К слову, специалисты нашей компании оказывают сопровождение переговоров сторон при урегулировании споров в Канаде.

Истец может также добиваться временного сохранения собственности в соответствии с процедурами, изложенными в провинциальном законодательстве. Сохранение собственности часто происходит путем назначения управляющего, справки о продолжающемся судебном разбирательстве или назначения посредника. В исках, не связанных с собственностью, сторона может добиваться постановления о замораживании активов, известного как судебный запрет Mareva, где заявитель может представить веские доказательства prima facie и продемонстрировать реальный риск того, что противная сторона растратит свои активы, чтобы отменить судебное решение.

Другие средства правовой защиты

Если вас интересует урегулирование коммерческих претензий в Канаде, обратите внимание, что суды могут присудить штрафные убытки в дополнение к компенсационным убыткам. Они уместны, если правонарушитель действовал намеренно, по неосторожности, нанося ущерб истцу. Штрафные убытки недоступны в делах, связанных с нарушением контракта. Проценты выплачиваются в денежном выражении как до вынесения решения, так и после его вынесения.

Публичный доступ

Перед тем как инициировать судебное разбирательство в Канаде, полезно знать, что провинциальные, территориальные и федеральные суды придерживаются принципа открытых судов. Слушания и судебные материалы доступны для общественности, если суд не постановит иное. После уплаты установленного сбора представители общественности имеют право просматривать любые документы, поданные в рамках гражданского судопроизводства. Доступ к материалам будет ограничен только в тех случаях, когда это необходимо для предотвращения серьезного риска, включая коммерческий интерес.

Использование запрета на публикацию и постановления об опечатывании является исключением из общего правила открытых судов в Канаде. Запрет на публикацию предотвращает публикацию, трансляцию или передачу информации в любом документе. Приказы о наложении печати ограничивают доступ к судам и судебным документам в ограниченных случаях.

Возбудить коллективное разбирательство в Канаде

Коллективные иски разрешены во всех провинциях данной юрисдикции. Чтобы возбудить коллективный иск в Канаде, представитель истца должен подать заявление в суд. Поскольку коллективные иски подаются от имени всех затронутых членов класса, физическое лицо должно отказаться от рассмотрения своего иска в качестве независимого действия.

Инициировать судопроизводство в Канаде: апелляция

В подавляющем большинстве случаев в канадских судах проигравшая сторона может обжаловать решение в суде Высшей инстанции. Канадский процесс обжалования включает несколько уровней апелляционных судов. В зависимости от характера вынесенного решения, от стороны может потребоваться разрешение на подачу апелляции. Высшей апелляционной инстанцией Канады является Верховный суд, который рассматривает апелляции всех провинциальных, территориальных и федеральных апелляционных судов.

Иностранные судебные решения

При урегулировании международного спора в Канаде, иностранные судебные решения могут быть приведены в исполнение двумя способами: законодательством обоюдного правоприменения или общим правом.

Если истец может действовать в соответствии с законодательством о взаимном исполнении, например, Закон Онтарио, он должен подать документы, подтверждающие такое решение. Это должно быть сделано в течение срока давности и, как правило, с уведомлением противоположной стороны. Однако суды многих провинций разрешают регистрацию без такого уведомления при определенных обстоятельствах. Например, в Альберте, Британской Колумбии и на острове Принца Эдуарда уведомление не требуется, если:

  • должнику лично было вручено судебное решение по первоначальному иску либо он иным образом был подчинен юрисдикции первоначального суда; и
  • время, в течение которого может быть подана апелляция, истекло или любая такая апелляция была отклонена.

После регистрации судебное решение приобретает ту же силу, что и решение канадского суда, в котором оно было зарегистрировано.

Услуги IQ Decision UK

Если вам нужна консультация по урегулированию международных споров в Канаде или вас интересует досудебное разрешение спора в Канаде, специалисты нашей компании готовы детально проконсультировать вас.

Также в перечень услуг нашей компании входит консультирование по разрешению споров в Канаде посредством медиации. Для связи с нами заполните форму заявки ниже или используйте контакты, что указаны на сайте.

Мир судей, черных мантий, законов и кодексов, освещенных веками, представляется непосвященным в него людям далеким, торжественным и порой весьма непонятным. О том, как функционирует судебная система Канады, о компетенции и полномочиях федеральных и провинциальных судей, о применении законов при вынесении судебных решений, а также о различных уровнях судебных инстанций Канады, - читайте в данной статье.

*************************************************************************
www.LawyerHelpToronto.com - ответы на все ваши горящие юридические вопросы, а также все номера журнала Закон и Я (“Law & Me”). Задайте вопрос юристу позвонив Ambridge Law по тел. ***647-290-0901***
*************************************************************************

Редакция журнала благодарит Верховный Cуд Канады (Supreme Court of Canada) за разрешение на публикацию фотографии членов Верховного Суда, любезно предоставленной для этой статьи и обложки номера. Мы признательны за оказанную нам честь. Надеемся, что чтение статьи доставит вам удовольствие.

Мир судей, черных мантий, законов и кодексов, освещенных веками, представляется непосвященным в него людям далеким, торжественным и порой весьма непонятным.

О том, как функционирует судебная система Канады, о компетенции и полномочиях федеральных и провинциальных судей, о применении законов при вынесении судебных решений, а также о различных уровнях судебных инстанций Канады, - читайте в данной статье.

Правительство издает законы, а суды занимаются их толкованием и применением. Традиционно, существуют два основных раздела права, контролируемые судами Канады. Гражданское право («Civil Law») сосредоточено на частных правах и средствах судебной защиты в отношении индивидуальных лиц, организаций и бизнеса. Например, это урегулирование споров, касающихся обязанностей сторон и зафиксированных в контрактах.

Уголовное право («Criminal Law») призвано наказывать нарушителей, наносящих вред благополучию, как отдельных граждан, так и всего общества в целом. Воровство, нападение и убийство – самые яркие примеры преступлений, которые заслуживают наказания и осуждения со стороны общества.

Но каким образом судьи узнают, какой закон они должны применять, разбирая то или иное гражданское или уголовное дело? Дело в том, что канадские судьи традиционно обращаются к многочисленным источникам информации для толкования наших законов.

Во-первых, они изучают, что уже было сказано о подобном вопросе в «статутах» («statutes») или «Актах» («Acts)», которые являются частью канадского законодательства. Начиная от Уголовного Кодекса (Crimanal Code) и до Акта о продаже товаров (Sales of Goods Act), существует, без преувеличения, тысячи статутов, которые написали и придали им законную силу федеральные и провинциальные власти. Кроме того, к статуту могут прилагаться специальные «regulations» (нормы), поясняющие действия данного статута. И, наконец, в наших муниципалитетах хранятся тысячи подзаконных актов (by-laws), которые используются в качестве руководства судами и правоохранительными органами.
Для корректного вынесения решений суды также обращаются к основополагающим документам страны и, конечно, к Конституции. Например, Canadian Charter of Rights and Freedoms содержит перечень основных или фундаментальных прав, которые мы, канадцы, ценим и защищаем, такие как свобода самовыражения и право на защиту от необоснованного обыска и задержания полицией.

Официальные документы, а также неписанные традиции и обычаи, формируют нашу Конституцию, начиная с далеких времен Английского периода, знаменитой Конфедерации 1867 года и до настоящего времени. Иногда Конституцию называют Основным законом страны - «Supreme Law of the Land», так как она закладывает основополагающие принципы, на основе которых суды определяют круг полномочий федеральной и провинциальной законодательной власти.

Во-вторых, канадские суды обращаются к аналогичным вопросам судебной практики, по которым уже были вынесены решения другими судьями в прошлом. Это - «судебные прецеденты», которые являются частью «common law» (общего права) и могут уходить своими корнями на сотни лет назад. В большинстве случаев «common law» - это просто руководство здравым смыслом.

Временами канадские суды могут обратиться даже к опыту судебных решений других стран, в особенности, США, Великобритании и Австралии. Обычно это происходит, если наши суды ранее не соприкасались с судебным делом подобного характера.

Судебные прецеденты обладают огромной силой, и судьи часто должны придерживаться той же схемы рассуждений и принятия решений, которой следовали в этом вопросе предыдущие судьи. Особенно это касается ситуаций, когда вышестоящие суды в той же юрисдикции (например, апелляционный суд провинции или Верховный Суд Канады – Supreme Court of Canada), уже когда-то выразили свое мнение по данной проблеме.

А что в Квебеке?

Во всех провинциях, за исключением Квебека, для разрешения диспутов в гражданских судах применяется общее право или судебные прецеденты. В провинции Квебек действует, основанное на европейском опыте, гражданское право.
В гражданских судах Квебека прецеденты имеют силу в большей мере за счет своей разумности, нежели из-за необходимости следования решениям предыдущих судей. Судьи Квебека не обязаны придерживаться опыта предыдущих решений, и рассматривают дела в соответствии с правовыми принципами, зафиксированными в длинном тексте под названием Гражданский Кодекс (Civil Code). Данный Кодекс содержит основные положения или принципы, созданные таким образом, что они могут быть применены к каждой возможной юридической проблеме. Впрочем, на практике, суды Квебека также часто обращаются и к прецедентам.

Структура канадского суда
Наверно временами ваша утренняя газета удивляет вас заголовком о том или ином оспариваемом судебном решении, которое вы сами находите полностью нелогичным или попросту неправильным. Однако, уяснив структуру канадского судопроизводства, вам легче будет понять, когда пора выходить на улицу для выражения протеста, а когда лучше просто подождать, чтобы решение было отменено по апелляции.

Канадская судебная система напоминает пирамиду. На вершине - Верховный Cуд Канады, который является высшей апелляционной инстанцией и имеет решающее слово в толковании законодательства нашей страны. Споры, касающиеся важных национальных или юридических аспектов, решаются на этом уровне. При этом Верховный Cуд может выбирать, какое дело он будет слушать, а какое нет. Верховный Cуд Канады вправе провозгласить закон или какую-либо его часть недействительной, или же потребовать от всех других судов страны следовать определенной линии вынесения решения при взаимодействии с аналогичными делами. И только Act of Parliament или законодательная власть (legislature) может отменить действие толкования Верховного суда.

Уровнем ниже находится апелляционный суд каждой конкретной провинции. Как и Верховный Cуд, апелляционный суд может отказаться от слушания малозначительного или несерьезного дела. Апелляционный суд провинции имеет силу над всеми низшими судами данной провинции. Хотя судьи рассматривают решения, вынесенные в апелляционных судах других провинций, не существует требований, обязывающих следовать решениям апелляционных судов других провинций.

Далее идут суды первой инстанции, где решается большинство гражданских и уголовных дел после соответствующего слушания свидетельских показаний, фактов, и доказательств. В большинстве провинций или юрисдикций существуют специальные суды, занимающиеся решением дел, связанных с незначительными уголовными преступлениями, семейными тяжбами, действиями малолетних правонарушителей, и мелкими гражданскими исками.

Судей назначают провинциальные или федеральные власти. В отличие от США, в Канаде судей никогда не выбирают. Основная роль судей – толкование и применение закона. Они наблюдают за порядком в суде и руководят процессом предоставления доказательств. Они выслушивают ходатайства, наблюдают за судом присяжных или выносят решения в процессах без участия присяжных. Также они могут образовывать коллегию для выслушивания апелляционных жалоб низших судебных инстанций.

Судьи могут одобрить закон или же опротестовать его, как противоречащий Конституции. Они ответственны за установление норм, регулирующих деятельность суда, а также норм, применимых к ведению дела. Их полномочие рассмотреть дело зависит от предмета данного спора.

Провинциальнo назначенные судьи:

Провинциальные судьи ограничиваются слушанием дел, связанными с менее серьезными преступлениями и наказаниями (provincial and summary conviction offences) в данной провинции и вынесением приговоров, в том числе, без участия присяжных заседателей. В их компетенции находится и ряд вопросов семейного законодательства. Обычно, провинциальные судьи не занимаются делами, касающимися споров двух частных сторон.

Федеральнo назначенные судьи:

Федеральные судьи, как правило, слушают дела, которые в основном касаются более серьезных преступлений и наказаний. Они ответственны и за процессы по серьезным криминальным делам (indictable offences); гражданским делам, касающихся торговых споров; а также по частным делам, связанных с клеветой, небрежностью, административным правом с участием федеральных заведений. Наряду с этим, в их компетенцию входит рассмотрение споров по контрактным договорам.

Мировой судья (Justice of the Peace):

Мировой судья (JP) – судебный чиновник, являющийся первым контактным и часто единственным лицом, к которому обращаются граждане. Мировой судья обладает юрисдикцией в пределах всей провинции и рассматривает более чем 90 % дел, связанных с провинциальными правонарушениями, включая нарушения, угрожающие экологической безопасности, а также технике безопасности на производстве.

Полномочия мирового судьи:

Мировые судьи обладают широким кругом полномочий. Они рассматривают случаи несоблюдения постановлений местных органов власти, а также слушают дела, связанные с мелкими транспортными нарушениями и неправильной парковкой. Они также могут рассмотреть частную информацию от человека, который хочет подать иск против другого человека. Мировые судьи отправляют судебные повестки и предписания на арест тем, кто обвинен и должен предстать перед судом. Они председательствуют на слушаниях дел, касающихся залогов, и могут определить условия освобождения обвиняемого. Мировые судьи вправе требовать проведения экспертизы психического здоровья и издавать приказы о задержании малолетних.

В следующем номере читайте о том, какую роль разные уровни правительства играют в законодательной системе Канады, и к кому вы можете обратиться, если вы не довольны этой системой.

Читайте также: