Региональная бюджетно налоговая система

Опубликовано: 13.05.2024

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

Леонид Горнин: Несмотря на пандемию, доходы регионов в реальном выражении выросли на 5%. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Более половины регионов увеличили доходы

Тем не менее год был непростым. Уже во втором квартале началось сокращение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов, и по итогам пяти месяцев оно достигало 9%. Несмотря на обострение эпидемиологической ситуации в осенне-зимний период и частичное возвращение ограничительных мер, во второй половине года ситуация с доходами улучшалась, и по итогам года сокращение налоговых и неналоговых доходов составило всего 2%, при этом у 48 регионов отмечалась положительная динамика указанных доходов. Среди них - Чукотский АО, Магаданская, Амурская, Воронежская, Псковская, Тверская, Калининградская и Смоленская области.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Существенную роль в снижение внес налог на прибыль организаций, поступления которого сократились на 13% (-431 млрд руб.). Наибольшее его снижение отмечалось у регионов, в отраслевой структуре прибыли которых высокая доля нефтегазового сектора, а также добычи и переработки металлов, в то время как в регионах с диверсифицированной экономикой был отмечен прирост поступлений налога на прибыль (22 региона, среди которых Тамбовская, Воронежская, Амурская, Ленинградская и Тверская области). Увеличились поступления НДФЛ (на 8%, или на 297 млрд руб.) и акцизов (на 6%, или на 43 млрд руб.).

Помощь из федерального центра выросла в 1,5 раза

На фоне некоторого снижения собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов в 2020 г. добиться увеличения общего объема доходов стало возможным благодаря проведению федеральным правительством в отношении регионов ярко выраженной контрциклической бюджетной политики, одним из инструментов которой стало предоставление финансовой помощи. Ее объем в 2020 г. вырос на 54% (+1,3 трлн руб.), составив 3,8 трлн руб., при этом нецелевая поддержка увеличилась на 41%. На реализацию нацпроектов направлено 815 млрд руб.

Общий объем дополнительной нецелевой финансовой помощи регионам составил 300 млрд руб., что превышает общий объем сокращения налоговых и неналоговых доходов регионов, составивший 194 млрд руб.

Другим инструментом антикризисной политики стали бюджетные кредиты. Так, в декабре Минфин России в декабре предоставил бюджетные кредиты со сроком погашения не позднее 1 июля 2021 года в объеме 224 млрд руб. Эти кредиты были доступны 75 регионам.

Расходы выросли на 15%

Правительственные меры позволили профинансировать социально-значимые обязательства регионов. Обеспечен, в том числе за счет федеральных средств, рост финансирования расходов регионов на 15%. Расходы на оплату труда возросли на 14%, расходы на капитальные вложения возросли на 10%.

Наибольший рост в структуре расходов регионов ожидаемо сложился по здравоохранению - на 72%, расходы на социальную политику возросли на 24%, на физическую культуру и спорт - на 13%, возросли и расходы на дорожное хозяйство - на 11%, национальную экономику - на 8%.

Объем остатков средств на счетах регионов сократился с начала 2020 года (на 27%, или 552 млрд руб.) и вместе с тем составил 1,5 трлн. руб., что создает резерв для финансирования расходов в текущем году.

Уменьшились объемы просроченной кредиторской задолженности на конец года на 19%, составив 21 млрд руб.

С дефицитом бюджет свели в основном сырьевые регионы

В целом бюджеты регионов исполнены с дефицитом в 677 млрд руб., из которых 560 млрд руб., или 83% дефицита, пришлось на 16 регионов с высокой долей ТЭК в структуре доходов, а также на г. Москву, г. Санкт-Петербург и Московскую область. Большинство из этих регионов относятся к числу высокообеспеченных, для которых текущее сокращение доходов не стало критичным. При этом 56% дефицита профинансировано за счет остатков на счетах регионов, а 32% дефицита - за счет предоставленных из федерального бюджета бюджетных кредитов.

Фото: istock

Фото: istock

Долги увеличились, но их структура стала более здоровой.

По итогам 2020 года государственный долг субъектов Российской Федерации увеличился на 383 млрд руб., или на 18%, и достиг 2496 млрд руб. Размер долга муниципальных образований практически не изменился, поскольку основное бремя антикризисных мероприятий регионы взяли на себя.

Следует отметить, что более половины прироста долга регионов (56%) пришлось на практически бесплатные бюджетные кредиты из федерального бюджета. Задолженность перед кредитными организациями за год даже несколько сократилась (на 5,6 млрд руб.), а рост рыночной задолженности пришелся на размещаемые регионами облигации, показывающие доверие кредиторов к региональной власти и позволяющие привлекать финансовые ресурсы на больший срок при меньших расходах на обслуживание долга. Таким образом, несмотря на общий рост государственного долга регионов, его структура улучшилась.

. а долговая нагрузка осталась далека от пика

Показатель долговой нагрузки (соотношение общего размера государственного долга и объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов) на 1 января 2021 года составил 27,3%, что существенно ниже максимальных значений, зафиксированных после кризиса 2014 года (36,5%). Таким образом, долговая нагрузка регионов остается на безопасном уровне, который примерно соответствует уровню конца 2012 года.

На что можно рассчитывать

Предпринимаются также меры и по обеспечению устойчивого финансового положения регионов в 2021 г. Так, в целях ускорения доведения в региональные бюджеты целевых трансфертов обеспечено их распределение до начала года законом о бюджете или актами правительства РФ. Всего в 2021 году федеральным бюджетом предусмотрено предоставление 220 целевых межбюджетных трансфертов, из которых парламентом распределены 95%, в том числе все субсидии и субвенции.

Фото: iStock

Фото: iStock

По всем субсидиям и иным межбюджетным трансфертам (за исключением отдельных установленных случаев) до начала года заключены соглашения на 1,4 трлн руб.

Также на 2021 год в федеральном бюджете предусмотрено 100 млрд рублей на частичную компенсацию выпадающих доходов регионов, а исходя из ситуации в экономике, будут рассматриваться вопросы о дополнительной поддержке.

Таким образом, в 2020 г. контрциклическая бюджетная политика Федерации в отношении регионов позволила не только сдержать падение собственных налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов, но и обеспечить рост их реального объема. В свою очередь это дало субъектам возможность не только выполнить все социальные обязательства, но и активно участвовать в реализации антикризисных мероприятий по поддержке экономики, населения, а также ускоренного развития системы здравоохранения, сохраняя безопасный уровень государственного долга в целом по бюджетной системе.

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Нестеров А.К. Бюджетно-налоговая система // Энциклопедия Нестеровых

Бюджетно-налоговая система – это один из важнейших кластеров государственного регулирования экономики. Эффективное государственное управление бюжетно-налоговой системой в РФ позволяет контролировать её функционирование на региональном уровне, в том числе и с использованием механизмов фискальной политики.

  1. Бюджетно-налоговая система в структуре государственного управления
  2. Региональная бюджетно-налоговая система
  3. Фискальная политика государства по управлению бюджетно-налоговой системой

Бюджетно-налоговая система в структуре государственного управления

В федеративном государстве бюджетно-налоговая система включает федеральный уровень и региональные уровни, которые выступают элементами системы государственных финансов.

Бюджетно-налоговая система является особой категорией в государственном и муниципальном управлении.

Основная цель управления бюжетно-налоговой системой – обеспечение стабильного экономического роста и выполнение фискальных функций.

В соответствии с данной целью происходит распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней, по результатам которого решаются вопросы о закреплении и перераспределении доходов между федеральным и региональными уровнями.

Элементы бюжетно-налоговой системы:

  • Федеральные и региональные бюджеты;
  • Федеральные и региональные налоги и сборы;
  • Дотации и субвенции;
  • Финансовые потоки между федеральным и региональными уровнями.

Государственное управление бюджетно-налоговой системой представляет собой определенный курс использования финансовых ресурсов государства, регулирования доходов и расходов, обеспечения сбалансированности бюджета, налогового регулирования и организации денежного обращения внутри страны.

Задачи государственного управления бюджетно-налоговой системой:

  1. Реализация фискальных целей;
  2. Обеспечение стабильного экономического роста;
  3. Стимулирование роста производства;
  4. Стимулирование инновационной деятельности;
  5. Регулирование инвестиционной активности;
  6. Социализация реального сектора экономики;
  7. Создание условий для активизации предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации концепция государственного управления бюджетно-налоговой системой основана на интеграции бюджетной системы в целях эффективного функционирования и надежного контроля. Исторически, процесс образования единого фонда государственных финансов практически не прерывался. Вместе с тем, объективное распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней требует соответствующего развития федеративных бюджетных отношений. Перераспределение финансовых ресурсов между органами власти различных уровней – это обычный элемент "бюджетного федерализма".

Бюджетная-налоговая система РФ регулируется рядом нормативных актов:

  • Конституция РФ – закреплены основы бюджетного устройства страны;
  • Бюджетный кодекс РФ – закреплены уровни бюджетной системы, порядок управления, формирования и исполнения бюджетов;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует функционирование налоговой системы;
  • Нормативные акты, конкретизирующие положения и статьи БК РФ и НК РФ.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Регулирование и реализация бюджетной политики осуществляется в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

Региональная бюджетно-налоговая система

Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации аккумулируют около половины всех бюджетно-налоговых потоков государства, с весьма заметными колебаниями в части расходов и доходов. Бюджетно-налоговая система региона включает в себя налоговую систему в каждом конкретном регионе и бюджет региона.

Региональная бюджетно-налоговая система в системе государственного и муниципального управления:

  • реализация экономической политики на уровне региона;
  • выравнивание экономического и социального уровня развития территорий;
  • нивелирование факторов, влияющих на отставание уровня развития территории, в том числе исторических, географических, военных;
  • разработка и реализация региональных программ развития, финансируемых из региональных бюджетов.

Функции бюджетной системы региона

Функции бюджетной системы региона

Основной критерий развития региональной бюжетно-налоговой системы – самостоятельность. Это ключевой принцип, реализация которого предполагает наличие собственных источников доходов, которые могут использованы по направлениям в интересах развития региона. Соответственно, бюджетная самостоятельность региона отражает уровень его развития, а также определяет эффективность принимаемых экономических решений.

Управление региональной бюжетно-налоговой системой

Помимо региональной бюджетной системы в бюджтно-налоговую систему также входит налоговая система региона. Территориальные налоги подразделяются на два вида:

  1. Региональные – средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.
  2. Местные – средства в полном объеме подлежат к зачислению в муниципальные бюджеты.

Основная часть доходов регионального бюджета формируется за счет налогов и сборов, имеющих обязательный и постоянный характер.

В настоящее время, региональная бюджетно-налоговая система России предусматривает не просто объединение таких элементов, как региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, но и механизм специфических отношений центрального и региональных бюджетов.

Бюджетно-налоговая система многоуровневая. Она включает в себя два ключевых компонента: налоговую систему, регулируемую посредством налогового законодательства и бюджетную систему, которая регулируется бюджетным правом. Бюджетно-налоговая система РФ базируется на нормах Конституции.

Региональная бюджетно-налоговая система построена на основе взаимодействия региональных бюджетов и налогов. Структура бюджето-налоговой системы регионов позволяет регулировать её на каждом этапе функционирования.

Фискальная политика государства по управлению бюджетно-налоговой системой

Государственное регулирование экономики в России осуществляется с помощью инструментов прямого, косвенного и технического регулирования, а фискальная политика выступает средством комплексного регулирования. К сфере фискальной политики относится определение источников и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также методы финансирования.

Инструменты фискальной политики соответствуют элементам бюджетно-налоговой системы:

  1. Налоги
  2. Государственные расходы

Отдельно следует остановиться на целях фискальной политики. Ключевые цели представлены на схеме, они определяют сложную систему функций фискальной политики Российской Федерации.

цели фискальной политики

Цели фискальной политики в РФ

Типы фискальной политики:

  1. Дискреционная – манипулирование налогами и расходами для контроля инфляции и экономического роста.
  2. Автоматическая / Недискреционная – корректирование налоговых поступлений с помощью стабилизаторов и регуляторов государственных расходов и налоговых ставок.

типы фискальной политики

Типы фискальной политики

Фискальная политика опирается на диагностику процессов социально-экономического развития, макроэкономические показатели и изменения динамики экономического роста, занятости, инфляции. Различные теории государственного регулирования экономики оперируют инструментами фискальной политики с целью сгладить экономические колебания.

Дискреционная фискальная политика не всегда оказывается эффективной по ряду причин:

  • невозможно полностью предсказать экономические колебания;
  • нельзя абсолютно достоверно предугадать направления развития отдельных социально-экономических процессов;
  • запаздывание действия рычагов государственного управления бюджетно-налоговой системы и их воздействия на экономику;
  • наличие временного лага между принятием мер в рамках бюджетно-налоговой системы государства и появлением эффекта от этих мер в экономике.

Появление и функционирование недискреционной фискальной политики обусловлено ограниченными возможностями дискреционной фискальной политики в сфере адаптации к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями. Именно это делает необходимым дополнить дискреционную фискальную политику инструментами, способными непрерывно корректировать налоговые поступления. Вместе с тем, использование одной только недискреционной фискальной политики невозможно по следующей причине:

Без использования дискреционной политики это недостижимо.

Направления реализации фискальной политики

  • стабилизация экономического роста и развития,
  • антициклическое регулирование экономики,
  • стимулирование экономического роста,
  • достижение внешнеторговой сбалансированности.

В периоды экономического спада правительство используют стимулирующие меры фискальной политики, с целью интенсификации предпринимательской активности. В первую очередь, это увеличение государственных расходов и снижение налогов.

В период перегрева экономики, с целью снижения инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, которая также используется и для того, чтобы сбалансировать плюсы и минусы безработицы для экономики.

Фискальная политика Российской Федерации реализуется посредством использования ряда инструментов, при помощи которых государство оказывает влияние на социально-экономическое развитие.

К числу инструментов фискальной политики относят:

  • государственные расходы – закупки товаров и услуг;
  • налоги – основной элемент фискальной политики, источник доходов государства;
  • государственные трансферты – выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Неправильное использование инструментов фискальной политики может привести к серьезным экономическим проблемам: снижению роста ВВП, росту инфляции и, как следствие, к снижению уровня жизни населения.

Основные направления развития бюджетно-налоговой системы в рамках фискальной политики:

  • Интенсификация модернизации и создания новых производств;
  • Интенсификация предпринимательской активности;
  • Стимулирование инновационной деятельности;
  • Повышение производительности труда;
  • Повышение темпов экономического роста за счет регионального потенциала;
  • Ликвидация проблем бюджетной сбалансированности на уровне регионов.

Данные направления соответствуют, во-первых, критериям повышения доходной базы бюджетно-налоговой системы за счет развития экономики на уровне регионов и, соответственно, наращивания налогового потенциала, во-вторых, обеспечению сбалансированности бюджета.

Реализация теоретических моделей привела к возникновению региональной бюджетно-налоговои системы. Она предпола­гает не просто сочетание такихэлементов, как региональные бюд­жеты. регионалытые налоги, сборы, льготы, но имеханизм специ­фических отношений центрального и региональных бюджетов,на­логов использование рычагов бюджетного регулирования.

Региональныебюджетно-налоговые системы производны от тер­риториальной организациигосударства и повторяют в целом струк­туру и взаимосвязиадминистративно-территориальных единиц.

ФУНКЦИЯМИ региональной бюджетно-налоговой системы являются:

1. Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков в зависимости от территориальной организа­ции общества.

2. Сосредоточение и использование в общерегиональных це­лях средств, образованных на данной территории и поступивших в региональные бюджеты.

3. Реализация региональными органами власти и управления своих полномочий в условиях формальной финансовой независи­мости.

4. Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ.

5. Формирование инфраструктуры данной территории.

6.Рациональное использование природно-ресурсного и экономического потенциала.

7. Стимулирование определенных региональных ориентиров развития.

Опыт использования региональной бюджетно-налоговой системы во многих странах выделяет не­сколько основных требований к ним:

А. Четкая реализация вышеперечисленных функций.

Б. Первичность распределения расходов, основанная на разде­лении сфер деятельности при законодательном регулировании цент­ральных и региональных уровней в этом процессе.

В. Перераспределение доходов может основываться как на оп­ределенной форме централизации налоговых поступлении в бюд­жеты верхнего уровня и последующем их перераспределении в нижестоящие, так и различных вариантах трехуровневой структу­ры региональной бюджетно-налоговой системы. В условиях последней распределение основных налогов выглядит следующим образом: земельный — низший

уровень: иму­щественные — средний: подоходный и на прибыль — верхний.

Г. Политика выравнивания с целью поддержки отдельных ре­гионов при наличии объективных и законодательно закрепленных предпосылок перераспределения средств из одного региона в другой.

82. Бюджетное планирование и бюджетный процесс?

Цель бюджетного планирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета. Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозных бюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.

1) Метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.

3) Применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.

Одним из способов экстраполяции основных финансовых закономерностей могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над бюджетным прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на формирование бюджета. К таким факторам следует отнести развитие производительных сил страны и наличие общегосударственных финансовых ресурсов, демографические изменения, развитие отраслей хозяйства и др.

Следующий этап бюджетного планирования - процесс составления проекта бюджет. Главная задача разработки проекта бюджета - определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы имеют право на получение информации не только от территориальных органов исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из Министерства финансов РФ следующие материалы:




- предполагаемые изменения налогообложения;

- расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих средств;

- порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и распределение его средств;

- субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.

Финансовые органы, муниципальных образований получают от финансовых органов субъектов Российской Федерации следующие материалы:

- предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами доходам;

- порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;

- субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.

В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим представительным органом власти.

Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и материалы:

- прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

- основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

- прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской Федераций и муниципального образования на очередной год;

- прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской федерации на очередной год;

- адресную инвестиционную программу на очередной год;

- программу приватизации государственных предприятий на очередной год.

Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов Российской Федерации подготавливают:

- структуру внутреннего долга субъекта Российской Федерации и программу внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

- программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта Российской Федерации на планируемый год;

- оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации за текущий год.

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.

для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

- единства бюджетной системы;

- принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Читайте также: