Реформы местного управления и налогообложения 1556 года кратко

Опубликовано: 20.09.2024

Иван IV унаследовал от своего отца Василия III достаточно крупное для середины XVI века государство, которое простиралось от Урала на востоке до Финского залива на западе, а также от донских степей на юге и до Белого моря на севере. Огромная и малонаселённая территория, состоявшая в недавнем прошлом из удельных княжеств, требовала реформирования. Иван IV успешно справился с этой задачей, проведя несколько важнейших реформ, последствия которых ощущались и спустя 100 лет после его смерти. Например, Земский собор созывался до 1680-ых годов, а стрелецкое войско просуществовало до начала XVIII века.

Биографическая справка

Иван IV родился в 1530 году. Он был поздним ребёнком. На момент рождения его отцу Василию III исполнилось 52 года, а мать – Елена Глинская, наоборот, была молодой, 1510 года рождения. Иван Васильевич рано остался без отца и до 17 лет жил в условиях регентства своей матери, её фаворитов и бояр. Видимо, такое сложное детство отразилось на его тяжёлом характере и оставило в нём ненависть к боярству.

В годы регентства Елена Глинская успела провести денежную реформу и при ней же началось проведение губной реформы. Таким образом, реформаторская деятельность Ивана IV имела объективные предпосылки. Проблем в стране накопилось достаточно, их предстояло решить.

Самостоятельное правление Ивана IV длилось 37 лет, с 1547 по 1584 год. Оно стало вторым по длительности в династии московской ветви Рюриковичей, дольше на престоле находился только его дед Иван III – 42 года.

Первая половина правления, до 1564 была наиболее успешной в плане проведения реформ и внешней политики.

Избранная Рада

Ряд историков считают, что в реформировании страны молодому царю помогала существовавшая до 1560 года Избранная Рада. В неё входили царский духовник Сильвестр, воевода А.Адашев и, возможно, ещё какие-то деятели, например, митрополит Макарий, князь Курбский, дьяк Иван Висковатый. При царе существовала и Ближняя Дума – совет из знатных людей.

Административные реформы

Их было несколько, каждая имела свои особенности.

Губная реформа

Её проведение началось ещё в период регентства Елены Глинской за 10 лет до коронации Ивана IV. Цель реформы заключалась в том, чтобы процедуры преследования и наказания преступников и прочих “лихих людей” передать служилым людям. Этим должны были заниматься средние и мелкие дворяне, зажиточные крестьяне, мещане.

До реформы ситуация на местах с судопроизводством была неудачная и создавала возможности для злоупотреблений со стороны наместников и волостелей. После вынесения приговора они получали всё имущество осуждённого и платили небольшое вознаграждение доносчику. Был ещё и такой аспект – община местности, на которой совершено преступление, обязалась выдать виновного или заплатить виру (штраф).

Из-за неспособности наместников заниматься розыском, судом и наказанием, власти изменили порядок работы. В городах эти обязанности были переложены на приказчиков, а в уездах – на губных старост. Перечисленные должности являлись выборными, их занимали представители местного дворянства. Помощь им стали оказывать “целовальники”, которых также выбирали из среды мещан или зажиточных крестьян.

По итогам проведения реформы следствие стали вести лица, заинтересованные в результате своей работы по поимке преступников. К старостам и целовальникам предъявлялись высокие требования – имущественный ценз и уровень грамотности. Найти людей на новые должности оказалось непросто, ведь работа была беспокойная и неоплачиваемая. Государство не платило ни копейки старостам. Дворянство на местах шло на различные хитрости, например, могло выдвинуть на должность пожилого человека. Источником по данной реформе являются губные грамоты, первая из них датирована 1539 годом. Проведение реформы заняло почти 20 лет, по всему царству её завершили к 1556 году. Губой стал называться судебный округ, его деятельность контролировал созданный властями в Москве Разбойный приказ.

Земская реформа

Основу этой реформы заложил новый Судебник 1550 года. Горожане и крестьяне были наделены правом на отзыв наместника и замену его старостой, которого избирали на месте. Наместник до проведения реформы получал содержание в виде “кормления”. Его, согласно новому порядку, следовало выплатить в государственную казну. Эта реформа прошла быстрее в северных районах среди государственных крестьян, а в южных районах, где преобладало помещичье землевладение, она проводилась медленнее. Согласно земской грамоте, вводились такие новые должности: земские и выборные старосты, излюбленные головы, суди и старосты.

Реформа централизованного управления

Расширение территории государства в первой половине XVI века потребовало увеличения штата государственных служащих и создания новых органов управления в столице. Приказы появились ещё до воцарения Ивана IV, но именно в годы его правления они были объединены в единую систему с подчинением царю, Боярской Думе и земскому собору. Приказы могли иметь разные названия – палата, изба, двор, дворец, треть. Например, на приказ Казанского дворца было возложено управление новыми территориями на востоке и юго-востоке государства.

Судебная реформа

Вскоре после воцарения Ивана IV, Земский собор и Боярская дума приняли новый свод законов – Судебник 1550 года. Он содержал 100 статей. Основной его целью была ликвидация привилегий удельных князей и усиление роли центральных судебных органов. Судебником определялись правила судебного поединка, процесс борьбы с разбойниками, ограничения местной власти, размеры штрафов, правила суда над представителями духовенства. Он действовал почти 100 лет, до 1649 года.

Налоговая реформа

Судебник 1550 года ввёл новую единицу сбора налогов. Она стала называться большой сохой, её размеры зависели от качества земли. Дворяне получили налоговые льготы по сравнению с духовенством и крестьянством. Такой порядок сбора налогов просуществовало до 1670-ых годов.

Военная реформа

Большую часть своего правления Иван IV провёл в войнах, поэтому он усиливал все рода войск — пехоту, кавалерию, артиллерию, пограничную службу. Военная реформа включала в себя ряд мероприятий:

1550 год — создание первых стрелецких полков. Сначала стрельцов было 3000, к концу правления Ивана IV их численность выросла.

Ограничение местничества. В июле 1550 года царь приказал боярам и воеводам нести службу “без мест”, то есть без учёта знатности рода. Это привело к повышению единоначалия в армии.

Создание “ближнего войска”. Вблизи Москвы землю получили около 1000 детей боярских. Впоследствии они стали своеобразным кадровым резервом.

В 1556 было принято новое Уложение о службе.

В 1571 издан первый в истории России Пограничный устав.

В результате у московского царя в распоряжении была одна из сильнейших армий в Европе, около 100 тыс. человек.

Церковная реформа

Её проведением занимался митрополит Макарий с 1551 года. В комплексе законов для церкви, которые получили наименование “Стоглав”, разъяснялись вопросы касательно церковного землевладения и проведения службы. Государство усиливало контроль над церковью, например, ей запрещалось приобретать новые земли без донесения об этом верховной власти. В городах создавались книжные училища, таким образом, церковная реформа повышала и уровень образования населения.

Денежная реформа

Эту реформу тоже можно отнести к правлению Ивана IV, хотя её провели в годы регентства Елены Глинской. Причиной её проведения был начавшийся денежный кризис. По мере роста товарооборота, денег требовалось больше, а своих запасов драгметаллов было мало. Следовательно, росло количество фальшивомонетчиков. Власть пошла на решительные меры – изъятие старой монеты и дальнейшая её перечеканка по единому стандарту. В результате основной денежной единицей в обращении стала копейка. На этой серебряной новгородской монете чеканили изображение всадника с копьём.

Опричнина и конец Избранной рады

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

Для удобства понимания их лучше всего представить в виде таблицы:

Введение единой валюты — копейки.

Утверждён новый свод законов – Судебник 1550 года, отменены кормления, введено губное управление, появились должности земских старост, созданы десятки приказов.

Рост боеспособности армии, появление стрелецких полков и пограничной стражи. Войско Ивана IV одержало ряд крупных побед, например, в походах на Казань и Полоцк.

Историческое значение реформ Ивана Грозного

Несмотря на ряд внешнеполитических неудач в конце правления, Иван IV остался в истории России первым царем-реформатором. После его смерти Россия пережила Смуту, чему в немалой степени помогли созданные при нём стрелецкое войско и Земский собор.

Логично, что реформы имели и плюсы, и минусы. С одной стороны, появился свод законов и была усилена армия, с другой – централизация вызвала недовольство знати и этот фактор стал одной из политических причин Смуты.

Если сравнить его с современниками в Европе, то большинство из них тоже занимались реформами: Елизавета I в Англии, Сулейман Великолепный в Османской империи, Франциск I во Франции.

  1. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 480 с.
  2. Тюрин А.В. Война и мир Ивана Грозного – М.: «Издательство Эксмо», 2009. – 480 с.

  • Государственные реформы Ивана Грозного
  • Военные реформы Ивана IV Грозного
  • Детство Ивана IV Грозного

Да, согласна, при Иване Грозном окончательно сложилась сословно-представительная монархия и была значительно расширена территория России (именно в правление Грозного Русь стали иногда называть Россией). Но страшный след, оставленный в истории этим монархом, начисто перечеркивает все его достижения. Опричнина и отчаянное уничтожение собственных подданных, причем изуверскими способами, — в этом огромная доля личной вины Грозного, и этого народ не забудет никогда.

Иван Грозный слишком неоднозначная личность, слишком одиозная фигура в истории России, чтобы однозначно осуждать или обелять его. К тому же прямых сведений о его правлении сохранилось на удивление мало, и большая часть знаний, преподаваемых в школе, при ближайшем рассмотрении оказывается лишь теориями. Да, общепринятыми, но всего лишь теориями, базирующимися на хрупких косвенных подтверждениях.

Достаточно много документов того времени не сохранилось, но все же имеются принятые по приказу Ивана Грозного Судебники и иные нормативные акты, существуют различные церковные книги, в которых упоминается правление царя и его деятельность, потому не имеющими подтверждения сведениями его правление назвать никак нельзя.

Я бы не стала утверждать, что сведения, преподаваемые в школе о правлении Грозного, носят обобщенный характер и не подтверждены историческими фактами. Достаточно заглянуть в источники: например, сохранились списки убитых по приказу Грозного, списки казненных и заключенных, показания тех, кто был осужден на мучительную гибель. Кроме того, существуют труды маститых историков: Ключевского, Кармазина, которые полностью опирались на источники и ничего от себя не сочиняли. Там вполне можно найти правду.

Соглашусь, что монархия была сословной, но разве она была представительской? Разве существовал орган, имевший реальное влияние на решение царя? Едва ли ни единственным сословно-представительским органом в доимперской истории был Земский собор, который избрал Михаила Романова на царство.

С реформ Ивана Грозного начался период укрепления государства, который стал основой формирования сильной империя. С этого момента можно говорить о существовании сильного и целостного государства.

Ну собрались тут историки …

Несмотря на его жесткое правление, было сделано очень многое. И как историческая личность, он довольно интересный человек. В школьные годы, немного упустила эту тему, но сейчас с большим интересом восполняю пробелы.

Слово «цезарь» не имеет ничего общего с монголо-татарами и игом. Оно напрямую было заимствовано Грозным из Византии в формулировке «кесарь» и образованного от нее слова «царь». Надо помнить, что Иван был внуком племянницы последнего Византийского императора Софьи Палеолог. Еще в детстве он перечитал всю доступную во дворце литературу и утвердился в мысли, что является наследником Византийского императора, так как Византия к тому времени пала под ударами турок.

Да мы сейчас это изучаем в 7 классе я историю хорошо знаю, и мне легко это запомнить 🙂

Удивительно, что об эпохе Ивана Грозного мы знаем в основном по мемуарам иностранцев, и никакому серьезному историческому анализу эти источники не подвергались. Маститые историки — Карамзин, Ключевский, даже Соловьев — с полным доверием брали оттуда сведения, а ведь как важно проанализировать, вдруг авторы имели основания писать предвзято?

Стрелецкие полки — это пехотное войско, вооруженное огнестрельным оружием. Стрелецкая служба переходила от отца к сыну. Военные занятия совмещались с обычной мирной жизнью. Не существовало систематического строевого обучения и навыков «регулярного боя».

Цель не оправдывает средства ее достижения. Жизнь в эпоху правления Иоанна Грозного-сущий ад! Но мне понравились строки из предисловия А.К.Толстого к роману»Князь Серебряный»: «При чтении источников перо не раз выпадало у автора из рук не столько от мысли.что мог существовать Иоанн 4.сколько рт мысли.что могло существовать общество.что смотрело на него без негодования».

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl
Histerl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Иван IV вступил на трон в 1547 году в возрасте 17 лет. Перед молодым царем стояла задача реформирования государства. Среди проведенных им реформ по своему значению важны губная и земская. Они обе были связаны с вопросами местного самоуправления, причем первая началась в период регентства его матери – Елены Глинской.

Реформа местного управления Ивана 4 Грозного – кратко о значении и самоуправлении в таблице

Губная реформа

Начало ее проведение совпало с денежной реформой, которая дала России копейку. Государство делилось на уезды и в них вводилось губное управление. Дворяне обязаны были избрать и из представителей своего сословия губных старост.

Реформа местного управления Ивана 4 Грозного – кратко о значении и самоуправлении в таблице

Рис. 1. Иван IV Грозный.

Основной задачей губных старост являлась борьба с опасными преступлениями. В документах того времени их называли “разбоями”. Губные старосты также занимались делами о “лихих людях”.

Так в документах XVI-XVII веков называли профессиональных преступников. От этой деятельности освобождались волостели и наместники, то есть представители прежней администрации.

Другая должность, которую вводила эта реформа, называлась “Излюбленные головы”. Так называли земских старост, которых избирало черносошное крестьянство, то есть тяглое население, лично свободное.

Должность губного старосты просуществовала около 150 лет, до 1702 года. Название “губа” имеет два варианта происхождение:

  • Так называли волость или некое ведомство.
  • Глагол “губить”.

Староста находился в губной избе уездного города. Ее делопроизводством ведал губной дьяк. Старосте помогал его товарищ – губной целовальник.

За деятельностью губных и земских старост следил общегосударственный орган управления – Разбойный приказ. В документах он впервые упоминается в 1571 году, однако, как временное учреждение возник раньше, с 1539 года, то есть в период проведения губной реформы. Приказ просуществовал до начала XVIII века.

Реформа местного управления Ивана 4 Грозного – кратко о значении и самоуправлении в таблице

Рис. 2. Иван IV земский собор.

Земская реформа

Эта реформа проходила в два этапа, с 1550 по 1553 и с 1555 по 1556 год. Следом за изданием нового свода законов – Судебника 1550 года, Иван IV издал уставные грамоты местного самоуправления.

Небольшая таблица поможет лучше запомнить содержание земской реформы:

Старые должности, которые упразднялись

Кормленщики, наместники, волостели

Излюбленные старосты, излюбленные головы, земские старосты, выборные старосты, выборные судьи

Регионы, где реформа прошла успешно

Северо-восточная часть царства, где не было крепостного права

Регионы, где реформа шла менее успешно

Южные районы государства, где было много бояр-вотчинников

В ходе проведения земской реформы произошла отмена кормлений. Так назывался порядок содержания должностных лиц, который появился еще в период до монгольского нашествия. Царский указ 1555 года об отмене кормлений действие вводился постепенно, так как в документах второй половины XVI века упоминания о них еще встречаются.

Реформа местного управления Ивана 4 Грозного – кратко о значении и самоуправлении в таблице

Рис. 3. Иван IV карта России.

Что мы узнали?

Кратко о реформе местного самоуправления Ивана 4 следует знать, чтобы представлять организацию власти в царстве Русском в XVI веке при последних царях из династии Рюриковичей и при в XVII веке при первых царях из династии Романовых.


«Москва при Иване Грозном». А.М. Васнецов.


Установление царской власти .

Иван IV, прозванный в народе — Грозный, сын Василия III , был первым царем Руси.

Правителем он стал в три года в 1533 году, после смерти отца,

До исполнения Ивану 14 лет, государством правила его мать — Елена Глинская, то ест она была регентом.

Иван был свидетелем борьбы за власть боярских группировок — это были Шуйские, Бельские и Глинские. Все они входили в регентский совет.

Когда происходило венчание Ивана IV на царство?

Венчание на царство произошло 16 января 1547 году. (Ивану IV было 16 лет).

Обряд венчания проводил митрополит Макарий, он возложив князю шапку Мономаха — назвал его первым царем всея Руси.

Причины принятия царского титула:

Слово "царь – от латинского Сaesar, оно превратилось из личного имени талантливого римского полководца в императорский титул. Царями на Руси именовали византийских и германских императоров, а также ордынских ханов. Поэтому, провозгласив себя царем Иван достигал одновременно нескольких целей.

  • демонстрация полной независимости Руси от Орды и, более того, равенств с нею;
  • подчеркивание претензии Русского государства на византийское наследие;
  • царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой, т.к. русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором - германским.
  • обретение царского титула имело значение не только для внешней, но и для внутренней политики: став царем, государь поднимался на недосягаемую высоту над многочисленными князьями, в том числе и потомками великих (тверских, суздальских, ярославских и др.) князей.
  • в Византии император фактически возглавлял даже церковь, все поучения византийских отцов церкви о почитании царя теперь переносились на государя всея Руси, власть царя стала почитаться как божественная.

После этих событий приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. В нее входили Адашев, Курбский, Сильвестр и др. Избранная рада провела ряд реформ для создания органов сословно-представительной монархии.

Реформы середины XVI в.

Приближенные к молодому царю дворяне создали неформальное правительство — Избранную Раду. Избранная рада провела ряд реформ.

Состав Избранной рады:

  • дворянин А. Ф. Адашев,
  • священник Сильвестр,
  • князь М. И. Воротынский,
  • князь А. М. Курбский,
  • боярин И. В. Шереметев,
  • дьяк И. М. Висковатый,
  • Избранную раду поддерживал и глава Русской православной церкви митрополит Макарий.

Основные реформы Избранной рады.

Реформы органов власти.

  • Созыв Земского обора – высшего органа управления.

Февраль1549 года - Иваном IV был созван Земский собор - Собор примирения.

Цель: решение проблемы злоупотребления местных чиновников и отмена кормлений.

Земский собор – высший орган управления, собрание представителей от каждого сословия населения, кроме крепостных крестьян.

На Земском соборе обсуждались политические, экономические и административные вопросы.

  • Создание приказов.

Приказы стали основными органами центрального управления, каждый приказ имел чёткие функции.

  • Челобитный приказ принимал жалобы, подаваемые на имя царя, — челобитные, а также контролировал другие государственные учреждения. Это был главный приказ, его возглавлял А.Ф. Адашев.
  • Посольский приказ руководил внешней политикой России.
  • Разрядный приказ ведал военным делом, назначением воевод, сбором ополчения, распределением служилых людей по полкам, обеспечением земельным и денежным жалованьем.
  • Поместный приказ— ведал землевладением.
  • Земский приказ – ведал управлением Москвы, сбором налогом с тяглового населения и судом над ними.
  • Стрелецкий приказ – ведал стрелецким войском.
  • Разбойный приказ – занимался судом над «лихими людьми».
  • Ямской приказ– организация почтовой службы.
  • Казанский приказ – ведал присоединёнными территориями.

  • Реформа органов местного самоуправления.

В 1556 г. — реформа местного управления.

Цели реформы:

  • наладить контроль центра над местным управлением,
  • покончить с произволом полусамостоятельных кормленщиков,
  • увеличить сбор налогов.

Основное содержание реформы местного управления.

1556 г. – отмена кормлений («кормление» — содержание государевых наместников местным населением деньгами и продуктами этого наместника и его двора.)

Создание аппарата местного самоуправления:

  • Введены должности выборных старост из дворян– губные старосты. Губа — это территориальный округ, совпадающий, как правило, с волостью или уездом. Старост избирали землевладельцы округа из своей среды.
  • В помощь старостам выбирались "целовальники" (при вступлении в должность они целовали крест).
  • Там, где большинство населения составляли черносошные (лично свободные) крестьяне, а не дворяне, а также в городских общинах местное самоуправление осуществляли выбранные населением земские старосты (то есть «от земли).
  • В городах избирались городовые приказчики.

ВАЖНО!

Все избранные на выборные должности получали жалованье.

Полномочия выборных органов:

  • вершили суд,
  • следили за соблюдением законов и порядка,
  • осуществляли сбор податей (денежных налогов).

Права самоуправления получило и духовенство.

Органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения.

ИТОГИ реформы:

  • усиление контроля за деятельностью местных властей;
  • появление заинтересованности в выборной должности, так как за неё платили жалованье,

  • Судебная реформа.

1550 – принятие нового Судебника.

Цель: усиление царской власти.

Основное содержание Судебника:

  • большая часть статей касалась управления и суда.
  • пресекался произвол наместников.
  • появились "судные мужи" - выборные лица от каждого сословия, контролировавшие судебные разбирательства, а также следили за тем, чтобы представители суда не получали взяток от судящихся – впервые было введено наказание для несправедливых судей.
  • наказания других лиц зависело оно от сословной принадлежности потерпевшего;
  • был подтверждён Юрьев день (право перехода в определённый период от одного помещика к другому), но значительно повышено пожилое (плата за пользование землёй помещика).

  • Военная реформа.

Основное содержание венной реформы:

  • 1550- создание стрелецкого войска.
  • 1550- создание выборной «тысячи лучших слуг» - личной охраны царя.
  • 1552- формирование конных сотен.
  • 1556- «Уложение о службе».
  • 1571- Пограничный устав.
  • Развитие артиллерии.

1556 г.- принятие "Уложения о службе", регулировавшее вопросы формирования армии и порядка службы.

Основное содержание «Уложения о службе»:

  • начинало службы в армии с 15 лет.
  • Вотчинники (бояре)несли службу на равных с помещиками условиях. Каждый феодал должен был выставить одного конного воина с каждых 150 десятин (170 га) земли.
  • Кто выставлял воинов больше положенного, получал денежное поощрение, а кто меньше, платил штраф.

В итоге – значительное увеличение численности русской армии. Периодическое проведение военных смотров.

1550 г. – создание первого постоянного полурегулярного (так как в мирное время занимались не военным делом, а ремеслом) стрелецкого

войска, которое содержалось на средства казны.

Основной военной силой оставалось дворянское ополчение.

Итоги военной реформы:

  • Значительное повышение боеспособности армии.
  • Уложение о службе во многом уравнивало права вотчинников (бояр) и помещиков (дворян),способствовало формированию общерусского служилого земледельческого сословия, все представители которого обязаны были нести государеву военную службу.

Таким образом, комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов позволил увеличить эффективность и численность войсковых соединений, заложил основы будущей регулярной армии, улучшил общую координацию армии, обеспечил взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.

  • Реформа церкви.

Церковная реформа – это комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным.

Цель: попытка Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.

1551 г.- Стоглавый собор при участии царя, Боярской Думы и духовенства ( название собор получил по количеству глав принятого документа – 100).

Цель: решение вопросов о жизни и быте служителей Православной Церкви, унификация обрядов и святых.

Основное содержание положений Стоглавого собора:

  • приведение к единообразию церковных обрядов,
  • признание всех местных святых общерусскими,
  • разработаны правила поведения для духовенства с целью повышения его образовательного и нравственного уровня,
  • запрещение заниматься священникам ростовщичеством,
  • ограничение роста церковного землевладения,
  • организация школ для подготовки священников,
  • установление правил строительства церквей, написания икон.
  • Иван IV добился того, чтобы больше Церковь не могла приобрести землю без его разрешения.
  • Земли, приобретенные Церковью до Стоглавого собора, оставались в её владении.

Итоги:

  • собор способствовал централизации власти в стране,
  • усилилась роль церкви.

    Налоговая реформа.

Была проведена всеобщая перепись.

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Введение новой системы налогообложения: прежний подворный налог был заменен поземельным - "большая соха".

Размеры сохи зависели от сословной принадлежности. Так у крестьянина земли было мало, а налог он платил большой.

Ущемлялись и интересы церкви.

Помещики пользовались наибольшими привилегиями.

Кормления были заменены жалованиями - помоги. Вместо кормлений, шедших в руки наместников и волостелей, появился кормленый откуп, поступавший в казну. Уже из казны данные налоговые поступления выдавались в качестве жалований тем, кто вывел на службу больше людей или тем, кто имел земли меньше нормы.


  • Опричнина и закрепощение крестьян.

В 1560 г. Иван IV распустил Избранную раду.

1565 г.- введение опричнины.

Цель опричнины – укрепление личной власти царя, используя метод усиления власти путем террора.

Опричнина – это и часть государства с особым управлением для содержания всего царского двора и контролирующих людей — опричников.

Опричники принадлежали и полностью подчинялись царю. Они совершали различные карательные операции, для контроля населения путем репрессий.

В годы опричнины государство было и поделено на:

  • опричнину – часть государства, которой управлял царь,
  • земщину – здесь властью была Боярская Дума.

От опричнины пострадало множество населения, вне зависимости от слоев, даже митрополит Филипп, который осудил ее, был задушен опричником Малютой Скуратовым.

Самой кровопролитной расправой было шестинедельная расправа опричников над жителями Новгорода (1569-1570).

Итоги опричнины:

  • установление самодержавной власти царя,
  • невозможность дальнейшей раздробленности государства.

Негативные последствия опричнины:

  • разорение государства,
  • ослабления войск,
  • нарушение работы государственного аппарата,
  • дальнейшее закрепощение крестьян, а в 1581 году были установлены заповедные лета, годы, в течение которых которые был запрещен переход в Юрьев день.

ИТОГИ всех реформ Ивана Грозного:

  • усиление самодержавия и единовластия царя, централизации управления;
  • снижение финансовой и административной независимости церкви;
  • определение страндартов церкви;
  • усиление армии;
  • улучшение системы налогообложения;
  • дальнейшее закрепощение крестьян.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Реформы 1555-1556 годов

Иван IV. Портрет работы неизвестного русского художника. XVI век.

Иван IV. Портрет работы неизвестного русского художника. XVI век.

Одним из важнейших преобразований середины 50-х годов XVI в. была реорганизация центральных органов управления, за которыми несколько позднее (примерно с конца 60-х годов XVI в.) закрепилось наименование «приказов». В каждом приказе сосредоточивалась какая-либо одна отрасль управления страной.

Новая система правительственных учреждений, пришедшая на смену дворцово-вотчинному аппарату, свидетельствовала о значительных успехах централизации государственной власти. Всем делопроизводством приказов ведали дьяки, происходившие, как правило, из дворянской среды. Несмотря на то, что во главе важнейших приказов находились бояре или окольничие, удельный вес боярской аристократии в управлении страной значительно уменьшился. В 1555 г. оформились Поместный приказ, занимавшийся вопросами поместного землевладения, и Разрядный приказ, который служил центральным органом комплектования дворянской армии и одновременно выполнял функции военно-оперативного характера. Ещё в 1549 г. возник Посольский приказ, ведавший внешнеполитическими делами. К 1554 г. относится появление Большого прихода, в который поступали важнейшие общегосударственные налоги. Позднее были созданы Стрелецкий и Земский приказы. Последний выполнял полицейские функции в городе Москве. В связи с присоединением к России новых территорий сложились некоторые областные приказы (в том числе Казанский).

В результате реорганизации местного управления власть феодальной аристократии на местах была значительно подорвана. К 1555 г. губные учреждения распространились по всей стране, и, таким образом, суд, касавшийся важнейших уголовных преступлений, перешёл в уездах от наместников и волостелей в руки губных старост, выбиравшихся из местного дворянства. В 1554 г. правительство преобразовало в специальный Разбойный приказ боярскую комиссию, которая разбирала «разбойные дела». Губная реформа, проведённая в интересах дворянства, нанесла решительный удар по системе кормлений. Окончательная ликвидация кормлений связана с земской реформой, осуществлённой в основном в 1555—1556 гг. Смысл этой реформы, получившей распространение главным образом на черносошном севере, сводился к замене наместников и волостелей органами земского управления — «излюбленными головами» и «целовальниками», выбиравшимися из среды посадского населения и зажиточных кругов черносошного крестьянства.

Земские власти творили суд и расправу по делам второстепенной важности и собирали подати, которые ранее платились кормленщикам («кормленный окуп»). Эти подати теперь поступали в царскую казну, а позднее — в особые финансовые приказы (четверти) и шли прежде всего на обеспечение дворянской армии. Губные и земские учреждения были сословно-представительными органами дворянства, а также верхов посада и зажиточного черносошного крестьянства. Реформа местного управления содействовала уничтожению пережитков феодальной раздробленности в местном правительственном аппарате.

Согласно Уложению о службе 1556 г. каждый светский феодал должен был выставлять со всей имевшейся у него земли конных воинов в полном вооружении по расчёту: один воин с каждых 150 десятин, причём недодача воинов или вооружения каралась денежным штрафом. Это способствовало увеличению численности дворянской конницы. Уравнение в отношении службы вотчинников и помещиков лишало привилегий представителей феодальной аристократии, которые окончательно превращались в служилых людей, обязанных царю военной службой в его войсках.

Наряду с изданием Уложения 1556 г. был проведён ряд других мероприятий, укрепивших армию. Правительство установило систему строгого контроля, которая обеспечивала исправное несение службы светскими феодалами. На военных смотрах наличный состав служилых людей тщательно проверялся по «десятням», т. е. военно-учётным спискам. В целях дальнейшего ограничения местничества в 1555 г. был составлен «Государев родословец», где содержались сведения о происхождении наиболее знатных княжеских и дворянских фамилий. Возникший в 1556 г. «Государев разряд» включал в себя записи о службе бояр и дворян начиная с 70-х годов XV в. Государев родословец и Государев разряд были официальным справочным документом, позволявшим контролировать местнические счёты феодальной знати.

В целом военные реформы середины 50-х годов XVI в. упрочили боеспособность армии и содействовали успехам русского оружия.

Коронация Ивана IV состоялась 16 января 1547 г. Ей предшествовал длительный период боярского правления, приведший к упадку государственных дел. Отношения царя и высшего боярства к моменту коронации были напряженными, царь не мог простить опекунам былое пренебрежение. Росло и взаимное недовольство между правящей боярской верхушкой и новым сословием дворян. Именно дворяне-помещики и стали основной опорой реформ Ивана Грозного, идеи о которых завладели умом царя к концу 40-х гг.

Избранная рада

Преобразования середины XVI вв., которые датируются 1548/49-1560 гг., называют реформами «Избранной рады». Такое название получило неформальное правительство, сформированное Иваном IV в 1549 г. В него вошли люди из приближенного круга, не принадлежащие к высшей боярской знати, – спальник царя А. Адашев, митрополит Макарий, священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый, бояре Шереметевы, князья Д. Курлятев, М. Воротынский, Н. Одоевский, А. Курбский, А. Серебряный, А. Горбатый-Шуйский. Среди них были образованнейшие люди своего времени. Избранная рада, не являясь официальным государственным учреждением, 13 лет правила от имени царя. Ее члены были инициаторами и проводниками преобразований.

Иван 4 и поп Сильвестр

Изменения социальной структуры

К этому времени серьезно изменилась структура господствующего сословия. Родовитых бояр все больше теснили служилые дворяне. Само название «дворяне» произошло от слуг «под дворским», великокняжеских холопов. В состав российского дворянства также вошли вольные великокняжеские слуги, боярские холопы из состава распущенных боярских свит, провинциальные дети боярские. В отличие от родовитых бояр, сохранявших в своих руках огромные вотчины, для массы дворян основной формой земельного обеспечения стало поместье, жалованное царем на срок службы. Они гораздо больше зависели от милости царя, и поэтому были для него гораздо более надежной опорой, чем обладавшие огромными богатствами бояре. Они были заинтересованы в притеснении боярской верхушки так же, как и Иван Грозный, которого раздражала необходимость делить власть с Думой. Недаром в предлагаемых представителями дворянства реформах его, прежде всего, привлекала критика боярских злоупотреблений и предлагаемые пути искоренения боярского «самовольства».

Причины реформ

Помимо личного недовольства царя, реформы имели и объективные причины. Их требовало состояние государства, которое к этому времени пришло в упадок, и вызванное этим упадком недовольство народа.

Низкий уровень централизации

Существующая система управления государством не справлялась с обширной страной. Объединение завершилось к началу XVI в. К началу царствования Ивана IV в некогда разрозненных княжествах еще сохранялись местные органы управления. Несмотря на уже проведенные преобразования, уровень централизации оставался низким.

Одним из самых архаичных институтов являлась система «кормлений». Бояре, получавшие в «кормление» крупнейшие города и уезды, действительно кормились за их счет, присваивая собранные налоги. Не меньше вреда приносило «местничество», когда государственные должности занимали не способные и опытные люди, а те, кто был более знатен и имел влиятельную родню. Подобные порядки тормозили развитие страны, поощряли боярский произвол, лишали доходов царскую казну. Институты государственного управления необходимо было перестраивать.

Последствия «боярского правления»

В период «боярского правления» (1538-1547 гг.) государственные дела пришли в упадок. Бояре-опекуны, получившие после смерти Елены Глинской неограниченную власть над Россией, были заняты только распрями и поисками собственной выгоды. Знать ревниво оберегала традиции, не желая расставаться с местничеством, кормлением и другими привилегиями. Злоупотребления боярских клик полностью скомпрометировали старую систему управления, потребовалась ее перестройка.

Народные волнения

Беспорядок в государственных делах, злоупотребления бояр привели к серьезным народным восстаниям в Москве и других городах. В Москве поводом послужили масштабные городские пожары летом 1547 г. Народные волнения обнажили остроту социального антагонизма, показав непрочность власти и необходимость ее преобразования.

московский пожар

Особенности реформ

Это была первая в истории России масштабная волна реформаторских преобразований. Московское восстание позволило дворянству выйти на политическую арену. Выразителем настроений дворян стал Иван Пересветов. Предложенная им программа преобразований резко осуждала самовольство бояр, предлагая создавать сильную царскую власть с опорой на дворянство. Эти идеи совпадали с мнением молодого царя, не желавшего делиться властью.

Второй особенностью реформ стало сочетание внутренних преобразований с активной и успешной внешней политикой. На восточном направлении была завоевана Казань, подчинена Ногайская Орда, присоединена Башкирия. На юге после взятия Астрахани удалось взять под контроль всю Волгу. От крымских татар южные земли защитила возведенная Тульская засечная черта. Начавшаяся на западных границах затяжная Ливонская война, которую Иван IV объявил Ливонскому Ордену в 1558 г., также поначалу была успешной.

Реформа центрального управления (40-50 гг. XVI в.)

Началом преобразований стал созыв в 1549 г. первого Земского собора – высшего сословно-представительного учреждения. В него вошли представители не только дворянства, но и духовенства, купцов, посадских людей. Именно на нем была сформулирована программа реформ. В ведении собора находились важнейшие вопросы внешней и внутренней политики.

Крупнейшей реформой стало преобразование системы центрального управления. Произошло переустройство приказной системы, которая начала формироваться в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось в ходе реформ, и в этом виде функционировало в России до петровских времен. Приказами называли органы государственного управления, отраслевые (по роду деятельности) и территориальные. В ходе реформы их количество значительно выросло. Из отраслевых добавились:

  • Челобитный (возглавил А. Адашев) – разбирал жалобы, осуществлял высший контроль;
  • Посольский (И. Висковатый) – отвечал за внешнюю политику;
  • Поместный – выделял поместья служилым людям;
  • Разрядный – формировал дворянское ополчение;
  • Разбойный – охранял внутренний правопорядок, вершил суд;
  • Земский, который управлял Москвой, и другие приказы.

По мере усиления специализации государственной службы появлялись новые приказы – к середине XVI в. их было около 20, со временем их количество выросло до 80. Увеличивалось и число территориальных управлений, которые управляли отдельными территориями. По мере новых завоеваний появлялись новые приказы – Казанский, Сибирский и другие.

Важнейшим прогрессивным новшеством стала отмена местничества и кормлений. Согласно традиции местничества, приказные посты передавались по наследству, что серьезно тормозило совершенствование приказного аппарата. Отмена кормлений, объявленная в 1555-1556 гг., растянулась на много лет из-за яростного противодействия знатных бояр.

Земский собор

Военная реформа (1550-1556 гг.)

Проблема реорганизации военной службы решалась в первую очередь. Объединения княжеских и боярских дружин были заменены единым поместным дворянским ополчением, которое стало ядром армии. Распространенное в армии местничество, когда высшие посты занимали по «породе», а не по храбрости и воинскому таланту, в ситуации реальных боевых действий приводило порой к катастрофическим последствиям. Из-за упорного нежелания знати расставаться с привилегиями пришлось даже привлекать митрополита Макария, который обращался к воинству со специальной речью. Полностью нейтрализовать привилегии не удалось, формально воеводой назначался родовитый боярин. Но теперь царь своим указом назначал ему в товарищи не столь знатного, но опытного и умелого воеводу, которому боярину приходилось подчиняться.

Началось формирование «Избранной тысячи». Так назвали 1070 «лучших слуг», которых отбирали из знати и наделяли поместьями в Подмосковье. Они в любой момент могли быть вызваны в столицу для несения службы и ответственных поручений.

Было разработано «Уложение о службе», регулировавшее ее прохождение. В нем было установлено две формы военной службы – «по отечеству» (по происхождению) и «по прибору» (по набору). «По прибору» было создано постоянное стрелецкое войско, которое в мирное время занималось военной подготовкой и несло караульную службу. Из стрельцов была сформирована личная охрана царя. В отличие от прежнего ополчения, эти воинские люди имели постоянное жалование и проживали в отдельных слободах. Стрельцы имели право заниматься торговлей и ремеслом. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой, к концу XVI в. его численность достигала 25 тысяч. В постоянную армию вошли казаки, несшие пограничную службу. На военную службу начали принимать иностранцев, но их число было незначительно.

стрелецкое войско Ивана Грозного

Губная реформа (1550 г.)

Губами в то время в России называли уезды. Согласно реформе, должность наместника-кормленщика из бояр была упразднена. Надзор за местным управлением был передан губным старостам и городовым приказчикам, которых избирали местные дворяне из своей среды. В ведение губных старост были переданы дела «о разбоях», то есть они вершили суд по важнейшим уголовным делам. Их деятельность контролировал Разбойный приказ. Вместо кормления управленцы получали специально выделяемую «помочь» из централизованного фонда. Теперь налоги не оседали в карманах кормленщика, а шли в казну. Помимо выгоды для казны, реформа обеспечила укрепление позиций дворянства.

Правовая реформа (1550 г.)

К этому периоду серьезно устарели законодательные нормы. В русском государстве суд и управление не были разделены, бояре и правили, и судили. Неизбежным следствием стал судебный произвол, в судах процветало взяточничество. До этих лет сохранился архаичный обычай решать запутанные дела «полем», то есть поединком, полагаясь на Божий суд. Признание, полученное под пыткой, считалось достаточным доказательством преступления.

Серьезным этапом реформирования законодательных норм стала разработка Судебника Ивана IV. Вопрос о необходимости корректировки действующего Судебника был поднят в 1549 г., и уже в июне 1550 г. появился доработанный вариант. Новый свод законов был направлен на усиление и централизацию власти.

Изменения судопроизводства

Была ограничена власть наместников за счет сокращения судебных функций и усиления контроля со стороны центральной администрации. Отныне в наместничьем суде обязательно должны были принимать участие выборные земские власти. Впервые в истории вводилось наказание за взяточничество – «посула в суде не имати».

Запрещение холопства для дворянского сословия

Обедневшие дети боярские (дворянские) от безденежья могли пойти в холопы. Для этого достаточно было подписать договор, который регистрировался в Разрядном приказе. Согласно договору, свобода человека обменивалась на деньги или другое вознаграждение, он становился собственностью своего хозяина.

Обязанностью холопов из детей боярских была военная служба в отряде хозяина. Холоп обеспечивался не только пропитанием, но и военным снаряжением, за качеством которого внимательно следил Разрядный приказ на проводимых смотрах. То есть это была, по сути, частная армия, подчинявшаяся в первую очередь не царю, а хозяину. Своим запретом на холопство для детей боярских и дворянского сословия Иван IV перевел их из частного подчинения в подчинение Разрядному приказу, дав им возможность служить за постоянное жалование в царском войске.

Увеличение «пожилого»

Во взаимоотношениях крестьян и землевладельцев сохранилась норма Юрьева дня – право перехода крестьян к другому землевладельцу в течение двух недель на исходе осени. Но размер выплаты прежнему хозяину, «пожилое», был увеличен.

Юрьев день

Введение «большой сохи»

Так назвали единую меру поземельного налога, которая просуществовала до 1679 г. Централизация страны потребовала введения единой системы налогообложения. В новом Судебнике была впервые юридически закреплена единая для всей России единица взимания налога – «большая соха». Ее размер зависел от сословной принадлежности налогоплательщика и плодородия почвы, находящейся в его владении. Она могла составлять от 400 до 600 гектар. Новая система налогообложения предоставляла ощутимые льготы дворянам.

Церковная реформа (1551 г.)

Изменения в общественно-политической жизни государства не могли не затронуть церковь. В 1551 г. прошел церковный собор, принявший «Стоглав» — сборник решений, состоящий из 100 глав. «Стоглав» стал своеобразным кодексом правовых норм духовенства, регламентирующим взаимоотношения церковников с обществом и государством. Собор, созванный по инициативе царя и митрополита и вошедший в историю как Стоглавый, подтвердил одобрение церковными лицами реформ Избранной Рады. Самые важные из принятых решений:

  • создание единого общерусского пантеона святых, пришедшего на смену разрозненным пантеонам отдельных княжеств;
  • регламентация службы и обрядов для всех православных церквей России;
  • ограничение церковного землевладения – над монастырскими владениями был установлен царский контроль; земли, переданные церкви после смерти Василия III, были конфискованы в фонд поместных земель;
  • ужесточение дисциплины в среде духовенства;
  • устройство школ для населения (для подготовки священников).

Собор также осудил пороки в церковной и светской жизни, запретил новаторство в иконописи, лишил монастыри права давать деньги в долг под проценты («в рост»). В истории российского православия Стоглавый Собор стал важным событием. Его решения ускорили консолидацию духовенства как отдельного сословия. Церковь осталась богатым землевладельцем, но были значительно сокращены податные привилегии. При всей своей значимости, церковь зависела от царской власти.

титульник Стоглава

Итоги и значение реформ

Реформы явились важной вехой в политическом развитии страны. Они привели к преодолению пережитков раздробленности, усилению централизации государства, укреплению личной власти царя. Появилась четкая система центрального и местного управления. Значительно усилилась военная мощь государства. В результате реформ:

  • ограничены права родовитого боярства во всех сферах государственного управления;
  • социальной базой самодержавия стало экономически зависящее от царя дворянство;
  • все звенья системы управления в значительной степени подчинились царю;
  • формируется сословно-представительная монархия.

Завершение реформ

На первом этапе реформ цели царя и дворян-реформаторов совпадали. Прежде всего, это было желание избавиться от правления бояр, их политического господства, многочисленных привилегий и «самовольства». Но в дальнейшем Иван IV охладел к преобразованиям. Его интересовали только те нововведения, которые укрепляли единодержавное царское правление. Он полностью разделял идею о божественном происхождении царской власти, и не желал терпеть даже малейших ограничений.

Поэтому разрыв с былыми единомышленниками был закономерен и неизбежен. К тому же со временем к внутриполитическим расхождениям добавились неудачи во внешней политике. В 1560 г. Иван IV обвинил ближайших советников Адашева и Сильвестра в намерении забрать у него реальную власть, утвердив в России ограниченную монархию – «сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел».

Иван Грозный

Трагическим совпадением стала кончина в 1560 г. любимой жены царя Анастасии. Обладая умом и кротким нравом, она умела смягчать гневливый нрав самодержца. Ее безвременная смерть заставила царя заподозрить отравление, так как приближенные недолюбливали царицу из-за недостаточно знатного происхождения. Под подозрения попали и ближайшие советники.

В начале 1560-х годов «Избранная рада» была распущена, большинство былых соратников оказалось в опале. Иван Грозный отрекся от реформ, которые в итоге привели к установлению сословно-представительной монархии. Реформы завершились, начался второй период правления Ивана Грозного – период реакции. Впереди Россию ждала опричнина.

Читайте также: