Реформа предполагающая изменение в налогообложении предпринимателей специализирующихся на

Опубликовано: 14.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Пенсии


Накануне Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект № 1075528-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь».

Проект вносит поправки сразу в несколько законов, которые регулируют пенсионные вопросы.

Сегодня этот законопроект одобрен Советом Федерации.

Мы подготовили для вас обзор нового закона. Рассказываем, что поменяется.

Гражданам, обратившимся с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в форме электронного документа с использованием портала госуслуг, указанная страховая пенсия может быть назначена в автоматическом режиме (с их согласия).

Пенсию назначат в автоматическом режиме на основании сведений персучета, сведений, поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, а также из федеральных государственных информационных систем.

Сведения о назначении страховой пенсии будут размещаться на портале госуслуг.

Сельчанам с 30-летним стажем положена 25-процентная надбавка к пенсии, но она теряется при переезде пенсионера из сельской местности.

В законе говорится, что при выезде граждан на новое место жительства за пределы сельской местности после установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии указанное повышение сохраняется.

Причем людям сделают перерасчет, если ранее их этой надбавки лишили из-за переезда.

У ПФР появится обязанность информировать застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии.

Информирование о предполагаемом размере страховой пенсии по старости будет осуществляться один раз в три года начиная с года достижения застрахованным лицом возраста 45 лет (для мужчин) и 40 лет (для женщин).

ПФР будет направлять эту информацию через Личный кабинет гражданина на портале госуслуг.

Первыми такое сообщение до конца 2022 года получат мужчины 1977 года рождения и старше и женщины 1982 года рождения и старше.

45-летних мужчин и 40-летних женщин оповестят о пенсионных накоплениях

Один раз в три года ПФР будет информировать граждан, достигших возраста 45/40 лет (мужчины/женщины) о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

Проектом предусмотрен досрочный выход на пенсию безработных предпенсионеров в беззаявительном порядке.

Напомним, такая пенсия назначается при соблюдении ряда условий

  • до выхода на пенсию осталось 2 и менее года;
  • общий трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин;
  • увольнение в связи с сокращением штата или ликвидацией фирмы;
  • биржа труда не смогла предложить работу

Работодатели будут представлять данные о сотрудниках, выходящих на пенсию, по запросу ПФР

Меняют норму, согласно которой работодатель обязан в течение 3 дней предоставить сведения о сотруднике, оформляющем страховую и накопительную пенсию, по его просьбе.

Во-первых, теперь сведения надо будет передавать и в случае обращения сотрудника за срочной пенсионной выплатой или единовременной выплатой средств пенсионных накоплений. Это происходит в рамках старого пенсионного возраста.

Во-вторых, в законе сказано, что запрос может поступить как от самого сотрудника, так и от ПФР. Ответить на него надо по-прежнему в течение 3 календарных дней.

Нетрудовые периоды будут засчитываться в беззаявительном порядке

Сейчас граждане, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, могут обращаться в ПФР для включения этих периодов в свой ИЛС.

По новому закону при наличии в распоряжении ПФР сведений, необходимых для подтверждения таких периодов, в том числе поступивших в порядке межведомственного взаимодействия, а также из федеральных государственных информационных систем, ПФР примет решение о включении таких периодов в ИЛС без заявления.

Речь идет о таких периодах как уход за ребенком, регистрация в качестве безработного, уход за 80-летним пенсионером и т.д.

Соцдоплата к пенсии будет назначаться без заявлений

Федеральная социальная доплата к пенсии малоимущим пенсионерам, которая сейчас оформляется по заявлению, будет устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена пенсия.

Сама эта норма в законе не прописана. Но там сказано, что правила подсчета северного стажа утверждает Правительство.

Минтруд разработал проект, по которому неполный рабочий день на Крайнем Севере будет засчитываться в льготный стаж для досрочной пенсии.

ПФР будет помогать будущим пенсионерам добывать необходимые документы

В законе сказано, что ПФР оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории РФ, а также на территории иностранного государства, с которым заключен международный договор, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.

Закон вступит в силу с 1 января 2022 года.

Поправки призваны адаптировать предпринимателей к реалиям экономики и снизить бюрократические барьеры, мешающие взаимодействию бизнеса и власти

Обзор изменений законодательства для предпринимателей в 2019–2020 гг.

Рост НДС

Наиболее существенным изменением стало повышение налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г. Ставка была установлена в размере 20%. При этом льготные ставки 0% и 10% остались неизменными 1 .

Увеличение налоговой нагрузки связано с необходимостью исполнения бюджетных обязательств. По экспертным оценкам, повышение ставки налога привело к пополнению федерального бюджета. Однако результаты опроса, проведенного среди предпринимателей аудиторской компанией PwC и аналитическим центром НАФИ, показали, что маржинальность бизнеса существенно снизилась, и вести его становится все труднее.

Сегодня в Государственной Думе звучат призывы как повысить НДС до 22%, так и снизить его до 15%. С последней инициативой выступили депутаты «Справедливой России». По их мнению, кратковременное снижение поступлений в бюджет приведет к росту доходов граждан и подъему экономики. Можно предположить, что снижение НДС хотя бы до прежних 18% позволит малому и среднему бизнесу развиваться более активно.

1 Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Поправки о применении ККТ: усиление контроля за недобропорядочными предпринимателями повысит доверие к бизнесу

С 1 июля 2019 г. перестала действовать норма 2 , освобождающая предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники и оформления бланков строгой отчетности:

  • при осуществлении расчетов в безналичном порядке с физическими лицами (для определенных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей);
  • при предоставлении займов;
  • иного встречного предоставления за товары, работы, услуги;
  • при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих индивидуальным предпринимателям на праве собственности.

Использование ККТ закреплено Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В нем же предусмотрены изъятия и послабления в зависимости от применяемых режимов налогообложения и способов реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. В этой связи в закон были внесены изменения. 7 июня 2019 г. они вступили в силу. Поправками были детализированы условия применения онлайн-касс и определены случаи, при которых фискальный порядок может осуществляться предоставлением покупателю для считывания QR-кода. Также прекращено действие положений, замораживающих ответственность предпринимателей и компаний за осуществление расчетов без применения онлайн-касс при организации пассажирских перевозок и расчетах за жилищно-коммунальные услуги 3 .

Теми же поправками предусмотрено, что 1 февраля 2020 г. при торговле через автоматы можно будет не выдавать покупателю бумажный чек и не отсылать ему электронный чек, если на дисплее автомата отображается для считывания QR-код.

В целом изменения законодательства направлены на поэтапное повышение доступности кассовых расчетов с применением контрольно-кассовой техники и мобильных устройств.

2 Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 6 июня 2019 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации”».

Маркировка товара как средство защиты от недобросовестных конкурентов

Для совершенствования торгового оборота в границах торгово-экономического союза и контроля контрафактной продукции были внесены изменения в Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке 4 . С 1 марта 2019 г. обязательная маркировка предусмотрена для табачной продукции. С 1 декабря 2019 г. обязательной маркировке средствами идентификации подлежат духи и туалетная вода, шины и покрышки, предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной и композиционной кожи, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, обувные товары, фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

Проект этот запущен в соответствии с Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности и является пилотным. Эксперимент проводится с целью реализации Единой национальной системы «Честный ЗНАК» в рамках государственно-частного партнерства при содействии оператора проекта – Центра развития перспективных технологий.

Нововведения позволят максимально расширить доступность информации о товаре. И инициатива эта крайне значима. Сегодня на рынке наблюдается множество контрафактной продукции: одежда, продукты питания, медикаменты, стройматериалы и т.д. В первую очередь от этого страдают потребители. Но немалый урон такая продукция наносит и владельцам бизнеса. Во-первых, это сказывается на репутации производителей и торговых точек. Во-вторых, продажа контрафактных изделий часто сопряжена с финансовыми утечками из компании. Например, преступники, являясь сотрудниками легальной фирмы-производителя, могут указывать в документации, что для хранения производимой продукции требуется бОльшая складская площадь, нежели нужна на самом деле. На дополнительном месте они размещают контрафактные изделия. В итоге собственники бизнеса оплачивают хранение и сбыт неучтенных товаров, даже не подозревая о том 5 .

4 Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р (ред. от 8 ноября 2019 г.) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

5 В публикации «Форензик: как выявить корпоративное мошенничество в компании» можно прочитать о том, каким бывает мошенничество в компаниях и какие индикаторы на него укажут, как форензик-специалисты осуществляют корпоративную разведку и проводят расследования, чтобы обезопасить бизнес. О предотвращении инцидентов корпоративного мошенничества и коррупционных правонарушений для устранения рисков утечки денежных средств и привлечения к ответственности читайте в публикациях «Комплаенс – это безопасность бизнеса», «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста», «Минтруд: Бороться с коррупцией обязана каждая компания».

Нулевая налоговая ставка для ИП

В 2020 г., как и в текущем, впервые зарегистрированные налогоплательщики для осуществления деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания вправе будут применять налоговую ставку в размере 0% со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов 6 .

Такое налоговое послабление является одной из мер, направленных на развитие предпринимательской деятельности. Оно не исключает возможности применения специальных налоговых режимов, надзорных каникул и других мер поддержки.

6 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Суммы страховых взносов ИП станут больше

Законом предусмотрено увеличение суммы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей за себя на пенсионное и медицинское страхование 7 . Базы исчисления страховых взносов предпринимателей ежегодно индексируются с учетом роста средней заработной платы для обеспечения устойчивых источников социальных выплат гражданам.

В 2020 г. взносы ИП на обязательное пенсионное страхование составят 40 874 руб. в год. Если годовой доход предпринимателя превысит 300 тыс. руб., необходимо будет заплатить дополнительно 1% от суммы превышения. Взносы на обязательное медицинское страхование составят 8426 руб.

7 Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С работодателя принудительно взыщут невыплаченную работнику зарплату

Государственной инспекции труда разрешено самостоятельно принимать решения о принудительном исполнении работодателем обязанности по перечислению работнику зарплаты и других выплат 8 . Принудительное исполнение таких решений может осуществляться судебными приставами. Такие меры направлены на упрощение порядка взыскания средств с недобросовестных работодателей.

8 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику».

Налогоплательщикам дадут возможность стать добросовестнее

Одним из наиболее объемных законодательных актов текущего года стал Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Поправки были приняты для совершенствования налогового контроля, упорядочения документооборота в налоговой сфере, улучшения условий для самостоятельного добросовестного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов, расширения гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

В 2020 г. для предпринимателей могут быть актуальны следующие нововведения:

  • после согласования номера телефона налоговому органу будет разрешено направлять СМС о задолженности по налогам и сборам;
  • предусмотрено обязательство организаций и предпринимателей сообщать налоговому органу сведения о транспортных средствах и земельных участках, в отношении которых он не прислал сообщение об исчисленной сумме транспортного или земельного налога в предыдущем налоговом периоде;
  • установлены правила определения дохода, полученного от иностранной дочерней компании при распределении ее прибыли после налогообложения;
  • для предпринимателей, находящихся на патентной системе налогообложения и применяющих единый налог на вмененный доход, с 1 января 2020 г. будет установлен запрет на реализацию лекарств, одежды и обуви (подробнее об этом читайте в публикации «Как будем платить налоги в 2020 году?»);
  • добавлена статья, регулирующая уплату торгового сбора, т.е. внесение платежа в бюджет за объекты, которые используются в торговле. В настоящее время торговый сбор применяется только в Москве.

Отметим, что обсуждаемые в СМИ положения об исключении необходимости предоставления с 2020 г. деклараций по УСН для предпринимателей, которые используют ККТ, передающую сведения в ФНС в режиме онлайн, являются проектируемыми.

Установлены дополнительные меры ответственности операторов, работающих с персональными данными граждан

При сборе персональных данных оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории России 9 .

С 2 декабря 2019 г. вступил в силу закон, который предусматривает наложение административного штрафа за нарушение требования о локализации персональных данных. Для граждан он составит от 30 до 50 тыс. руб., для должностных лиц – от 100 до 200 тыс. руб., для предпринимателей и юридических лиц – от 1 до 6 млн руб. Повторное совершение данного правонарушения повлечет применение повышенных штрафных санкций. Гражданин должен будет уплатить штраф в размере от 50 до 100 тыс. руб., должностное лицо – от 500 до 800 тыс. руб., предприниматель и юрлицо – от 6 до 18 млн руб. 10

По мнению авторов закона, неисполнение обязанности по локализации баз с персональными данными создает угрозу безопасности граждан, функционирования критической информационной инфраструктуры, препятствует борьбе с терроризмом и экстремизмом, а ранее принятые меры оказались недостаточно эффективными 11 .

9 Часть 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

10 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

11 О выборе стратегии выполнения законодательных требований к обработке персональных данных и об оценке рисков их применения читайте в публикации «Как оператору исполнить обязанность по размещению баз с персональными данными на территории РФ». О проверках юрлиц и ИП, а также о подготовке к ним рассказано в материале «Операторов обработки персональных данных начнут проверять по новым правилам». О принятии эффективных мер при нарушении конфиденциальности данных клиентов компании с целью снизить их отток и уменьшить размеры возмещаемого ущерба и санкций вы узнаете, ознакомившись с публикацией «Как реагировать на утечку персональных данных клиентов»).

Социальное предпринимательство получит поддержку государства

26 июля 2019 г. вступил в силу закон, который посвящен поддержке социальных предприятий, организованных в форме малого и среднего бизнеса. На нее смогут рассчитывать компании, которые соответствуют одному из установленных критериев: предприятие обеспечивает рабочими местами инвалидов, выпускников детских домов, матерей-одиночек, многодетных родителей, пенсионеров и предпенсионеров и т.п.; реализует продукцию, произведенную ими или для них; осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и решение социальных проблем общества 12 .

Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг, ориентированных на социально уязвимых группы граждан, станет одной из приоритетных областей.

12 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в части закрепления понятий “социальное предпринимательство”, “социальное предприятие”».

Малые и средние предприятия – получатели господдержки будут сведены в единый реестр

Сейчас организации, в которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут получить поддержку (субсидирование, льготное кредитование, налоговые послабления и т.д.), ведут собственные реестры ее получателей. Принятый в текущем году закон предполагает формирование единого реестра, который будет размещаться на официальном сайте ФНС России. Также определены организации, которые будут предоставлять такие сведения налоговой службе 13 .

Напомним, что приоритетными для государства являются следующие направления предпринимательской деятельности: жилищно-коммунальные и транспортные услуги, деятельность в сфере науки и техники, переработка древесины, изготовление продуктов питания, производство лекарств и иная социально ориентированная деятельность 14 .

13 Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 279-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки».

14 О реализации национального проекта, предусматривающего поддержку малого и среднего бизнеса, читайте в публикации «Господдержка – предпринимателям».

Накануне в Госдуму внесен законопроект № 1172553-7 о реформе банкротства. Он расширяет применение реабилитационных механизмов и одновременно сокращает разнообразие банкротных процедур. Ранее проект этой инициативы вызвал много критики и неоднократно дорабатывался.

По мнению авторов инициативы, сейчас реабилитационные процедуры недостаточно эффективны. Их редко применяют на практике, и еще реже они действительно приводят к восстановлению платежеспособности должников. В результате сами должники не видят в банкротных процедурах способа решить свои проблемы, и такие дела возбуждают почти исключительно по инициативе кредиторов, когда исчерпаны прочие способы взыскать долг.

Инициатива сокращает число банкротных процедур до двух, меняет принцип отбора арбитражных управляющих и оплаты их работы.

При этом за 2019–2020 годы только в 5% случаев требования кредиторов удовлетворили в полном объеме, а в 60% не удовлетворили вовсе. Только в 2% случаев вводили реабилитационные процедуры, указано в пояснительной записке к законопроекту. Конкурсное производство при этом в среднем занимает около 2,5 лет (в США, по данным автором законопроекта, его продолжительность в среднем не превышает года).

Арбитражные управляющие против «банкротных» поправок

Реформа предполагает, что как должник, так и кредитор могут обратиться в суд не только с заявлением о признании должника банкротом, но и с заявлением о введении процедуры реструктуризации его долгов. При этом от всех прочих процедур (например, наблюдения или финансового оздоровления) предлагается полностью отказаться.

Законопроект предлагает разделить должников на группы и отбирать арбитражных управляющих для них на основе балльной системы, где каждой группе соответствует определенное количество набранных кандидатом баллов. По мнению авторов инициативы, мотивацию управляющих необходимо повысить. Для этого внесут изменения и в порядок выплаты вознаграждения для них. Фиксированная сумма будет зависеть от процедуры банкротства и ежемесячного либо единовременного порядка ее выплаты, а также от суммы процентов по вознаграждению.

Документ регулирует очередность удовлетворения требований кредиторов с учетом их приоритетности, причем требования контролирующих должника или аффилированных с ним лиц выделят специально.

Бизнес против нового закона о банкротстве

Требования по обязательным платежам предлагается обеспечивать залогом, чтобы защитить интересы государства. При этом законотворцы ссылаются на позицию Конституционного суда, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну.

Решение о прекращении или продолжении деятельности должника в период конкурсного производства будет принимать исключительно собрание кредиторов. Причем если из-за ее продолжения возникнут новые непогашенные расходы, компенсировать их будут за свой счет те, кто проголосовал за такое решение. Это должно сократить число случаев, когда должник продолжает заведомо убыточную деятельность.

Реформа предполагает отказ от торгов в форме публичного предложения. Вместо этого предлагается проводить торги на повышение цены, а если заявок при этой процедуре не поступит, снижать цену до появления первого предложения, а затем снова вести торги на повышение уже от этой суммы. Это должно ускорить процедуру реализации имущества должника и, соответственно, возмещения долгов кредиторам. Кроме того, предлагается создать единую государственную систему раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы. В ней будут раскрыты данные об имуществе должников, причем потенциальные покупатели смогут искать его по заданным параметрам и связываться с конкурсным управляющим в той же системе.

Путин поручил доработать закон о банкротстве. Сроку - месяц

После реформы уполномоченный госорган сможет проверять возможность преднамеренного или фиктивного банкротства в тех случаях, когда речь идет о стратегических, унитарных предприятиях и компаниях с госучастием не менее 25% голосующих акций. Те же нормы будут действовать в отношении компаний, чьи долги по обязательным платежам превышают 100 млн руб. Выводы арбитражных управляющих об отсутствии или наличии преднамеренного банкротства также будут подлежать проверке.

В случае принятия закон вступит в силу через год после его официального опубликования. За это время должны выпустить корреспондирующие с ним нормативные акты, а заинтересованные лица успеют подготовиться к изменению порядка банкротства.

Законопроект вызвал ранее много критики в профессиональной среде, причем против новшеств выступили как профессиональные управляющие, так и представители бизнеса, а также юристы. На предварительном этапе проект многократно дорабатывали и постоянно откладывали момент его внесения в нижнюю палату парламента.


Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Какие налоги вступят в силу в 2021 году?

Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с начала января 2021 года, уже рассмотрены, приняты и утверждены. Они коснутся как ключевых налогов (НДФЛ, на прибыль, НДС), так и налогов на землю, транспорт, имущество, туризм и т.д.

Информация о новых нормах налогообложения пригодится не только занимающимся бухгалтерским учетом сотрудникам, но и всем сознательным гражданам, ведь отсутствие знаний о внесении поправок не освобождает от ответственности (административной и даже уголовной). Чтобы не иметь проблем с законом, стоит ознакомиться с изменениями и уплатить налоги в срок.

Отмена ЕНВД

Единый налог на вмененный доход или ЕНВД, актуальный для ООО/ИП, заменяет собой налог на прибыль/доходы физических лиц, имущественный налог и налог на добавленную стоимость. Оплачивается он только путем безналичного расчета.

Пользоваться ЕНВД могут предприятия или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям:

  • Не числятся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
  • Ведут работу по договору простого товарищества, доверительного управления, совместной деятельности;
  • Имеют штат не больше ста человек;
  • Не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
  • Занимают площадь меньше 150 кв. метров.

Проблема данного вида налогообложения заключается в том, что он рассчитывается исходя из физических показателей (количество занятых на производстве сотрудников, площадь помещения, численность транспортных средств и т.д.), а не в процентном соотношении с реальными доходами компании (ИП).

Такой подход не объективен, поэтому ЕНВД хотят упразднить. Окончательное решение еще не принято, однако Министерство финансов утверждает, что налог все-таки будет отменен. Исключением является Республика Крым, где действие единого налога на вмененный доход официально пролонгировано до 2024 года.

Несмотря на отсутствие подтверждения внесения изменений, Федеральная налоговая служба уже оповещает плательщиков об отмене ЕНВД путем информационных рассылок, рекламных баннеров, статей в СМИ и листовок, размещенных в налоговых инспекциях.

Транспортный и земельный налоги

Транспортный и земельный налоги объединены в одну группу, поскольку они получили одинаковые правки:

  • Отмена декларации о налогах (начиная с 2020 года);
  • Корректировка сроков внесения авансовых платежей и уплаты налогов (полный расчет за прошедший год должен произойти не позднее марта нынешнего года);
  • Предприятия и ИФНС считают сумму налога независимо друг от друга, после чего ИФНС направляет результаты своих подсчетов в организацию.

Если компания считает, что должна заплатить меньше, то она предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги. В результате их рассмотрения выносится финальное решение: либо сумма налога остается прежней, либо она уменьшается в пользу предприятия.

Транспортный и земельный налоги изображение

Сведения о среднесписочной численности

Еще одна поправка касается среднесписочной численности штата предприятия. Ранее такого рода информация предоставлялась отдельным форменным отчетом. С 1 января 2021 года эти сведения нужно включать в расчет по страховым взносам.

Цель данных изменений заключается в том, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, сократив количество обязательных к оформлению бумаг. Объединение двух отчетов в один позволит тратить меньше времени на составление налоговой документации.

Новые правила будут действовать уже для бумаг за 2020 год.

Что касается налога на имущество организаций, то здесь следует обратить внимание на:

  • Необходимость информирования представителей налоговых инспекций о наличии транспортных средств, земли, движимого и недвижимого имущества (последние два пункта раньше были необязательными);
  • Отсутствие надобности составления отчетов по авансовым платежам;
  • Бездекларационный режим налогообложения транспорта и земельных участков;
  • Возможность подачи всего пакета бумаг в один налоговый орган;
  • Возможность предоставления налоговой документации в онлайн-формате.

Таким образом, компаниям в первую очередь стоит ознакомиться с изменениями в транспортном и земельном налогах, а также оповестить ФНС о наличии движимого и недвижимого имущества.

Главной корректировкой, касающейся налога на доходы физических лиц, является повышение ставки с 13% до 15%. Однако новые коэффициенты будут применяться не ко всем налогоплательщикам, а лишь к тем, чей годовой доход превышает 5 000 000 рублей. Все остальные граждане РФ продолжат платить НДФЛ по старым правилам.

Так, например, если сотрудник с января по июнь заработал 5 100 000 рублей, то эти деньги будут облагаться 13% налогом. Что же касается общей суммы оклада с июля по декабрь, с нее придется заплатить налог с повышающим коэффициентом.

Кроме того, изменения были внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке. Если они превышают необлагаемый процентный доход, то с них взимается 13% ставка. Еще одна поправка касается объединения отчетности: начиная с 2021 года, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут подаваться совместно в составе 6-НДФЛ.

Последним пунктом стоит упомянуть вычет по налогу на доходы физических лиц на лечение. В список включены следующие услуги:

  • мед. эвакуация;
  • ортопедическая терапия людей, страдающих врожденными или приобретенными дефектами зубов;
  • паллиативная помощь.

Помимо этого, был пополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг, связанных с репродуктивными технологиями.

Туристические сборы

С 2021 года планируется введение единого туристического сбора для иностранцев, желающих посетить Санкт-Петербург. Инициатива, которую озвучил губернатор Александр Беглов, была одобрена Владимиром Путиным. В новом году иностранным гостям Северной столицы придется заплатить 100 рублей за каждые сутки пребывания.

Чиновники утверждают, что собранные таким образом деньги пойдут на поддержание чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, реконструкцию ветхих исторических зданий и развитие туристической инфраструктуры города.

Так называемый “курортный сбор” – распространенное явление, позволяющее содержать и регулярно обновлять туристические объекты с высокой посещаемостью. Сумму от 0,25 до 5 евро за ночь оплачивают гости Германии, Испании, Италии, Чехии, Черногории, Франции, Греции, Литвы и ряда других европейских стран.

Налог на процентный доход по вкладам

Разберем подробнее вопрос налога на процентный доход по вкладам.

Как уже упоминалось ранее, полученные в 2021 году проценты по некоторым депозитам будут облагаться 13% НДФЛ. Однако изменения в начислении коснутся только людей, инвестировавших в банк сумму, превышающую 1 000 000 рублей. Причем речь идет не об одном вкладе, а о совокупности всех имеющихся у частного лица депозитов.

Взимать налог по новым правилам начнут с 2022 года. Рублевая переоценка вкладов в иностранной валюте облагаться повышенным НДФЛ не будет. Кроме того, доходы от рублевых депозитов, чья процентная ставка не превышает 1% годовых, а также от эскроу-счетов под 13% налог не подпадают.

Для тех, кто хочет разобраться с перипетиями уже принятых документов, 19 сентября пройдет семинар «ТОП-10 «жарких» налоговых споров 2020 года», посвященный судебной практике по налоговым спорам.

Мероприятие проводит Разумова Анастасия Сергеевна – действующий главный бухгалтер, сертифицированный преподаватель, директор представительства международного центра методологии и повышения квалификации бухгалтеров, финансистов, аудиторов и управленцев «Альтерра», а также обладать сертификата британского Института специалистов по управленческому учету CIMA.

Семинар предусматривает два формата участия: «Лайт» и «Профи». Слушатель, выбравший второй вариант, в результате прохождения обучения получит не только новые знания, но и:

  • Удостоверение о повышении квалификации;
  • Сертификат участника;
  • Сертификат ИПБ о повышении профессионального уровня.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Читайте также: