Реформа налогового администрирования в россии

Опубликовано: 21.09.2024

29 Октября 2020, 10:00

Чуть более четырех лет назад – 19 сентября 2016 года – вышел первый чек по новому порядку применения контрольно-кассовой техники. Первый чек в стране был получен от компании Роснефть, а получил его оператор «Первый ОФД» (входит в группу компаний ВТБ), обработал, сохранил и передал в ФНС России по новому порядку.

Россия стала 12-ой страной в мире, которая ввела подобную систему. Это событие положило начало полномасштабной реформе федеральной налоговой службы России, и может считаться днем рождения абсолютно новых рынков, игроков и сервисов.

Этому предшествовал ряд важных событий. В 2014–2015 годах для апробирования новой технологии передачи фискальных данных был проведен эксперимент ФНС под руководством в то время главы Федеральной налоговой службы, а ныне председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина.

Эксперимент проводился в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: Москве, Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан, совместно с АО «ЭСК», которое в дальнейшем стало известным рынку как «Первый ОФД».

Впервые налогоплательщики в России узнали об ОФД в законопроекте «О внесении изменений в 54-ФЗ»: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 12 июля 2016 года вступил в силу сам Закон 54-ФЗ «О применении ККТ» с последними правками от 3 июля 2016 года.

Закон создал новую сущность – операторов фискальных данных, в задачу в которых входит прием, хранение и передача фискальных документов от контрольно-кассовой техники в Федеральную налоговую службу России.

Реформа явилась частью глобального национального проекта «Цифровая экономика РФ».

Портал Retail-Loyalty.org обратился к представителям ФНС с просьбой поделиться свежими данными по работе онлайн-касс и ключевыми результатами реформы.

Проект по переходу на онлайн-кассы стартовал в 2016 году и стал частью стратегии ФНС России по цифровой трансформации налогового администрирования, которая встраивается в среду бизнес-сообщества и позволяет существенно снизить административную нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня более 1,5 млн налогоплательщиков зарегистрировали почти 3,4 млн работающих кассовых аппаратов.

По состоянию на 30.09.2020 всего зарегистрировано 178 273 млн чеков, примерно 150 млн добавляется ежесуточно.

С начала реформы парк ККТ увеличился более чем в 2 раза. Всего в реестре контрольно-кассовой техники зарегистрировано 185 моделей. В реестр фискальных накопителей включено 19 моделей, и 20 организаций получили разрешения на обработку фискальных данных.

Кроме того, ФНС России разработала и запустила сервис «API Проверка чеков». Он позволяет проверить факт записи расчета и подлинность фискального признака на официальном сайте ФНС России. К сервису подключены более 20 крупных компаний. Ежедневно проверяется около 2 млн чеков, общее количество проверенных на сегодня – почти 1 млрд. Переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники положительно повлиял на честность и конкурентоспособность рынка.

Процесс регистрации кассы занимает у пользователя всего пять минут, тогда как ранее в старом порядке на это могло уходить до пяти дней. Отменены девять ранее обязательных форм бумажных отчетов для продавцов. Исключены такие посредники как центры технического обслуживания. Увеличен срок службы фискальных накопителей.

Реформа ККТ также ликвидировала кассовую отчетность и значительно снизила количество налоговых проверок, благодаря чему уменьшилась нагрузка на работников инспекций ФНС России. Кроме того, для пресечения распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» проверки ККТ приостановлены до конца 2020 г., при этом все поступающие жалобы фиксируются и соответствующие проверки по ним будут проведены позднее.

Введение 54-го Федерального Закона об изменениях в работе с контрольно-кассовой аппаратурой решило много задач. Одна из основных – сделать рынок более честным и конкурентоспособным. Кроме того, реформа позволила упростить формат взаимодействия предпринимателя и федеральной налоговой службы, минимизировать бюрократические и административные издержки исключила необоснованные проверки с выходом на место установки ККТ, способствовала снижению издержек налогоплательщиков, связанных с использованием ККТ, сократила теневой оборот наличности и, как следствие, увеличила налоговые поступления.

В Федеральной налоговой службе, которую возглавляет сейчас Даниил Егоров, уверены, что реформа позволила создать центры компетенции для выработки единых правовых позиций и правоприменительной практики исходя из отраслевых принципов, что привело к снижению административной нагрузки на компании и повышению их налоговой прозрачности.

Прошло всего 4 года, но уже, на сегодняшний день, результаты более чем впечатляющие – более 1,5 млн налогоплательщиков в России применяют порядка 3,4 млн онлайн-касс с функцией передачи данных в налоговую. Реформа позволила ликвидировать девять форм кассовой отчетности, произошел уход с рынка фирм-однодневок, увеличился рост собираемости НДС, внедрены онлайн-мониторинг крупнейших налогоплательщиков и бесконтактное налоговое администрирование.

Появление операторов фискальных данных привело к образованию на рынке множества различных сервисов и экосистем для малого и среднего предпринимательства, позволяющих перейти на совершенно иной уровень ведения бизнеса. ОФД стали полноценными сервисными компаниями, наряду с операторами документооборота и удостоверяющими центрами по выдаче ЭЦП. Они предложили рынку новые продукты, такие как: сервисы на основе аналитики чеков и географического положения, магазины по продаже кассовой техники и сопутствующих товаров.

Созданы условия для появления новых продуктов и сервисов в области больших отраслевых данных, которые сразу стали востребованы производителями FMCG, федеральными ритейл-сетями, банками, маркетинговыми агентствами, а также государственными учреждениями.

«Крупный бизнес уже делает шаги в сторону более глубокой интеграции данных ОФД в свои системы мониторинга и аналитики и учетные системы. Синтез систем и данных, который мы сейчас наблюдаем, позволит решать, как традиционные задачи больших компаний с широкой сетью представительств, холдингов из десятков юрлиц, франшиз и т.д., так и выявлять и решать накапливаемые сложными системами ошибки управления и учета» – уверен Егор Сергеенко, директор по маркетинговым коммуникациям «Первого ОФД» (входит в группу компаний ВТБ). - Все это приводит к снижению рисков и отражается на операционных расходах крупных компаний.»

« Конкуренция на рынке идей для бизнеса, соревнование технических команд по созданию систем управления бизнесом, товароучетных программ и других сервисов сейчас высока, как никогда. Все это приводит к снижению цен, улучшению качества продуктов и сервисов как для малого и среднего, так и для крупного бизнеса. А также к появлению новых, еще не просматриваемых сейчас решений – мобильные, облачные системы, системы с искусственным интеллектом, самообучаемые нейросети и многое другое. А значит, задача по созданию комфортной среды для предпринимателей в общей сложности решена. И это одно из следствий перехода на новый порядок применения ККТ» – считает Егор Сергеенко.


Иллюстрация: severpost.ru

Ключевой темой обращения Владимира Путина 23 июня стали изменения в российской налоговой системе. Впервые за много лет в ней может появиться элемент прогрессивного обложения доходов физических лиц: с тех, чьи доходы превышают 5 млн рублей, соответствующий налог будет взиматься по повышенной ставке 15%. Аналогичная сумма — 5 млн рублей — фигурирует в еще одном предложении Путина: ввести фиксированную ставку налога для иностранных компаний, контролируемых российским бизнесом. Кроме того, предложено распространить эксперимент с налогообложением самозанятых на всю страну. О том, насколько предложенные меры складываются в единую систему, в интервью EADaily рассказал эксперт в области налогового права, генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев.

— Можно ли рассматривать предложение о введении 15-процентной ставки НДФЛ для граждан с годовыми доходами свыше 5 миллионов рублей в качестве некоего «пробного шара», за которым последуют другие инициативы в части прогрессивного налогообложения доходов?

— По моему мнению, вводимое «прогрессивное налогообложение» носит декларативный характер. Нельзя же всерьез рассматривать фискальную значимость дополнительных 60 миллиардов рублей в год в консолидированный бюджет — это примерно 0,24 процента от всех налоговых доходов. Не надо быть экономистом, чтобы понять, что фискального интереса бюджета здесь нет. А запрос на справедливое налогообложение и уменьшение неравенства в обществе повышение ставки НДФЛ всего на два процента для самых высоких доходов и оставление ставок для низких доходов на прежнем уровне также не способны удовлетворить.

Есть в целом три варианта понимания, зачем понадобилась эта мера. Первый: это просто пиар-ход в преддверии будущих выборов, так как в обществе давно сформировался запрос на справедливое налогообложение. Второй вариант — это сознательная «спецоперация» по дискредитации возможности эффективного применения в России прогрессивного налогообложения. Третий — это «дымовая завеса» для прикрытия другой «спецоперации» — по фактической ликвидации действующей системы налогообложения для контролируемых иностранных компаний (КИК).

Конечно, я могу ошибаться и это действительно может оказаться «пробный шар» в деле внедрения реального прогрессивного налогообложения, но мне кажется, что в ближайшее время новые меры в этом направлении не последуют.

— Прокомментируйте тогда сразу предложение ввести фиксированную налоговую сумму в 5 миллионов рублей для дохода от контролируемых российским бизнесом иностранных компаний. На первый взгляд, это напоминает некое косвенное признание властями того, что деофшоризация оказалась просто декларацией. В чем, по вашему мнению, смысл такого решения?

— Введение ежегодного международного единого налога на вмененный доход (ЕНВД) вместо отчетности и обложения прибыли контролируемой иностранной компании — это самая загадочная из предложенных инициатив. Если раньше при владении КИК ее владельцу было необходимо определять её нераспределенную прибыль и уплачивать с неё налог по ставке 20 процентов для юрлиц или 13 процентов для физлиц, то сейчас вводится общее правило — с КИК без всякой отчетности взимается фиксированный налог в размере 5 миллионов рублей. Фактически государство вводит «фиксированную плату» за владение резидентами РФ иностранными компаниями. Вариантов относительно того, как фактически будет выглядеть реализация данной инициативы, множество, поэтому комментировать что-то конкретное пока сложно.

Но для чего и почему решили ввести такой «абонентский режим» КИК, у меня есть две версии.

Первая: регулятор оценил, что для наших налогоплательщиков и государства регулирование в области КИК является слишком сложным и избыточным с точки зрения расходов на администрирование. Разрекламированный ФНС России «автообмен» информацией с иностранными юрисдикциями так и не заработал. Поступления от КИК минимальны, большинство задекларированных КИК убыточны. Поэтому было принято решение пожертвовать социальной справедливостью и деофшоризацией экономики в пользу легкости администрирования данного налога и улучшения инвестиционного климата в стране. Между тем важно отметить, что для малого бизнеса ЕНВД, наоборот, отменяют уже с 2021 года, обосновывая это противодействием бизнесу, стремящемуся выплачивать минимум налогов, скрывая реальные доходы. Если это так, то тогда налицо двойные стандарты. Получается, что малый бизнес регулятор может эффективно администрировать, чтобы получить дополнительные «три копейки» налогов, поэтому ЕНВД для малого бизнеса давайте отменим. А крупный капитал контролировать невозможно, поэтому для него вводится международный вменённый налог.

Вторая же версия такая: вменённый КИК — это подарок крупному капиталу, а также чиновникам, депутатам и сенаторам из его ближайшего круга, чтобы те не раскачивали лодку в «трудный период».


Юрий Мирзоев

— Если вернуться к повышению НДФЛ для лиц с высокими доходами, то какие у них есть возможности по уклонению от их налогообложения по повышенной ставке?

— Если системно сравнить предложения повысить ставку НДФЛ на 2 процента от доходов свыше 5 миллионов рублей в год и ввести вменённый доход для КИК в размере 5 миллионов рублей в год, то получается, что «повышенные налоги» (хотя 2 процента — это символическое повышение) будут платить только те, кто в год зарабатывают от 5 миллионов до примерно 40−45 миллионов рублей. Те, кто зарабатывает свыше 45 миллионов (и будет пользоваться офшорами), фактически будут платить регрессивные налоги — ставка уменьшается по мере роста дохода. Выходит, что те, кто получает «повышенные» доходы исключительно из российских источников, будут облагаться «прогрессивно», а те, кто получает высокие доходы от иностранных источников или легко может к ним переметнуться, — регрессивно. То есть на самом деле предложена прогрессивно-регрессивная шкала ставок. Возникает простой вопрос: почему? Потому, что первых государство может проконтролировать, а дотянуться до вторых пока не удается. Поэтому положительного экономического эффекта от данных инициатив для бюджета я не ожидаю.

— А каков, по вашему мнению, социальный портрет среднего физлица, имеющего подобные доходы? Есть интуитивная гипотеза, что это вовсе не «рядовые» чиновники и правоохранители, зачастую имеющие сравнительно невысокие официальные доходы, но при этом располагающие богатыми коррупционными возможностями, а прежде всего топ-менеджеры компаний и владельцы бизнесов, которые имеют практически «белые» доходы?

— Рискну предположить, что типичный «пораженец» — это житель крупного мегаполиса, либо работающий по найму на средних и высших должностях, либо владеющий средним и крупным бизнесом в России, либо это высокооплачиваемые самозанятые (спортсмены, артисты, адвокаты, врачи, программисты т. д.).

— Какие трудности могут возникнуть с администрированием НДФЛ в новой части дополнительных двух процентов?

— С одной стороны, сегодняшний уровень цифровизации экономики и налоговых органов позволяет администрировать любые сложные налоги (в том числе и прогрессивные). С другой, с учётом того, что затраты на администрирование прогрессивных налогов всегда больше, чем на пропорциональные, то существующее предложение по увеличение ставки всего на два процента для доходов свыше 5 миллионов рублей может нарушить принцип эффективности налогообложения. Если вводить реальное прогрессивное налогообложение, то должна быть цельная прогрессивная система, а не эта полумера.

— Неубедительна и, более того, противоречит принципам бюджетного права. По моему мнению, это плохая идея для социального государства — осуществлять такие важные расходные обязательства, как лечение больных детей, исходя из формируемых целевых налоговых доходов. Десять лет назад похожая история уже случилась со взносами на дополнительное пенсионное страхование работников лётной и угольной отраслей: доплаты к пенсиям соответствующих работников формировались Пенсионным фондом России только из сумм поступивших в текущем периоде взносов от работодателей. Тогда данная задумка законодателя привела на практике к резкому сокращению доплат к пенсиям. Поэтому я считаю, что все суммы НДФЛ все-таки должны полностью зачисляться в бюджеты согласно бюджетному правилу, а расходы на лечение детей должны планироваться в бюджетах исходя из реальных потребностей, а не исходя из возможных дополнительных поступлений от НДФЛ.

— Можно ли утверждать, что действительно необходимые для стимулирования экономики с целью выхода из кризиса налоговые меры — резкое сокращение НДФЛ для малоимущих и снижение НДС — являются неким табу для правительства и президента? Могут ли эти темы войти в повестку предстоящих выборов в Госдуму? Созрел ли вообще массовый российский избиратель до того, чтобы налоги стали приоритетной темой выборов — или, как обычно, в ход пойдут обещания различных социальных льгот?

— Названные вами налоговые меры действительно являются неким табу для либерального крыла действующей элиты. Между тем в нашем обществе давно уже созрел запрос на преодоление чрезмерного экономического неравенства и на социальную справедливость. По всем соцопросам, большинство населения поддерживает идеи справедливого прогрессивного налогообложения. Поэтому такие темы, как прогрессивные налоги, безусловные выплаты, «плохое» и «хорошее» неравенство, обязательно должны войти в повестку предстоящих выборов в Госдуму.

По моему мнению, поиск и достижение оптимального уровня неравенства в обществе — это краеугольный камень всей государственной политики, и она может быть эффективной только в том случае, если способствует преодолению избыточного неравенства. Государство должно не «мониторить» экономику, а управлять ей. В ином случае — зачем нам такое «раздутое» государство с миллионными окладами чиновников и депутатов? Основные инструменты, имеющиеся в наличии у демократического государства для борьбы с неравенством, — это налогообложение и социальные льготы, хотя, боюсь, приоритетной темой ближайших выборов налоги еще не станут.

— Как в целом в настоящий момент выглядит потенциал новых налоговых изъятий у населения и бизнеса в сравнении с ожидаемыми масштабами падения бюджетных доходов? Каков предел работы негласной доктрины «люди — новая нефть»?

— С учетом падения доходов всех бюджетов и роста расходов на восстановление экономики от последствий кризиса перспектива новых налоговых изъятий у населения и бизнеса выглядит более чем реальной. Но если рассматривать ту часть населения, которая не относится к богатым и сверхбогатым (а это более 90 процентов россиян), то можно констатировать, что на сегодняшний день ситуацию можно сравнить с пружиной, которая взведена до предела и дальше может только соскочить с резьбы.

— Какими могут быть эффекты от обсуждаемого распространения эксперимента с режимом самозанятости на всю страну? Принес ли этот эксперимент уже какие-то положительные результаты?

— Президент отметил, что этот эксперимент показал хорошие результаты и в настоящее время в России насчитывается более 700 тысяч самозанятых. Здесь я с ним полностью согласен. По-моему мнению, этот налог выгоден для налогоплательщиков и уже себя хорошо зарекомендовал. Распространение данного режима на всю страну позволит вывести из тени те категории налогоплательщиков, которые трудно администрировать. Этот налог даёт им возможность легально работать, не прятаться, не бояться, показывать свои доходы, чтобы получить кредиты и какие-то компенсации. Сейчас коронавирусный кризис показал, что те люди, которые работают в тени, даже не могут сказать: «Помогите мне», потому что их нет в правовом поле. Предложение президента предоставить право на самозанятость подросткам с 16 лет также поддерживаю, оно логичное и разумное, учитывая предназначение данного налогового режима.

— Падение цен на нефть уже стало потрясением для бюджетной системы. Какие риски это несет для ключевого принципа перераспределения нефтегазовых доходов через центр в пользу дотационных регионов? Может длительное сохранение нефтяных цен на текущем уровне подтолкнуть федеральный центр к изменениям этого механизма в пользу регионов в смысле увеличения доли налогов, остающихся у территорий?

— Я не вижу в этом оснований к изменению механизма перераспределения налогов, остающихся в регионах в пользу территориальных бюджетов. Наоборот, считаю, что низкие цены на нефть будут препятствием для реализации идеи сделать большую часть налогов региональными с правом регионов их регулировать. Более того, с учетом уменьшения поступлений от «нефтегазовых» налогов будет возрастать роль поступлений от НДФЛ, поэтому есть большая вероятность, что государство захочет, чтобы большая его часть начала поступать в федеральный бюджет. В результате отпадет аргумент неравномерного распределения дополнительных доходов по регионам, который выдвигается противниками прогрессивной шкалы.

— Есть ли уже какой-то положительный фискальный эффект от повышения пенсионного возраста (о чем два года назад много говорилось инициаторами этой меры)? Возможно ли ещё отыграть назад это решение, в том числе по политическим мотивам?

— Этого эффекта еще не может быть, так как от повышения пенсионного возраста федеральный бюджет должен начать экономить только с 2020 года. По моему мнению, в сегодняшних экономических реалиях отыгрывать пенсионную реформу назад не будут. Сподвигнуть на такой шаг, возможно, сможет только проигрыш провластных политических партий на предстоящих выборах в Госдуму и (или) значительный рост протестных настроений у населения.

— При каких условиях заработают заявленные Путиным налоговые льготы для ИТ-компаний и «налоговый капитал» для начинающих предпринимателей? Какие дополнительные условия нужны для того, чтобы эти сегменты смогли ими успешно воспользоваться?

— Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Реальный эффект от снижения ставки налога на прибыль для ИТ-бизнеса неочевиден, так как неизвестно, будет ли вообще прибыль у компаний-льготников. Снижение ставки страховых взносов — это, несомненно, хорошая инициатива. Но, по моему мнению, развитию ИТ-бизнеса в России мешают вовсе не налоги. Для удобства международной торговли софтом без всяких санкций и отсутствия повышенного внимания правоохранителей при возможности привлечения финансирования любая средних размеров ИТ-компания сейчас использует иностранную юрисдикцию (наиболее распространён Кипр). При этом большая часть программистов физически находится в России, так как это экономически выгодно даже при текущем налоговом режиме. Что же касается «налогового капитала» для начинающих предпринимателей, то эту инициативу можно поддержать. Хотя опять же, по моему мнению, проблему уменьшения количества предпринимателей в России она решить не сможет, так как это «косметическая помощь». Тут тоже соглашусь с Путиным: «Налоги — это, конечно, важно, но далеко не всё».

— Как вы в целом оцениваете заявленные Путиным налоговые новации? Насколько они системны и конкретны? При каких условиях они способны стать стимулом для роста экономики?

— Я не могу дать единообразную оценку заявленным президентом новациям в налоговой сфере, но стоит отметить, что на сегодняшний день понятный системный подход государства к изменениям в налоговой сфере отсутствует. Так что предложенные новации больше похожи не на хорошо просчитанную реформу налоговой системы, а на отдельные спецоперации, которые решают исключительно тактические задачи. Поэтому, по моему мнению, эти новации неспособны стать стимулом для роста экономики в целом. Для этого надо проводить масштабные реформы в налоговой, бюджетной, судебной, политической сферах и системно решать стратегические задачи, стоящие перед страной.


Назначенный накануне на пост премьер-министра Михаил Мишустин, бывший глава федеральной налоговой службы (ФНС), назвал цифровую экономику одним из приоритетов своей работы, а также пообещал поддержку отечественным IT-разработчикам и, в частности, «Яндексу» – таковы первые заявления нового главы правительства.

D-Russia.ru предлагает вспомнить биографию премьера с точки зрения его «цифровых» достижений.

В 1989 году Мишустин окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного проектирования». Специальности: инженер-системотехник, инженер-исследователь. Учёная степень: доктор экономических наук (2010).

С 1989 по 1992 год – аспирант СТАНКИН. В 1992 – 1995 гг. – директор тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба, в 1995-1996 годах — заместитель генерального директора Международного компьютерного клуба, председатель правления Международного компьютерного клуба (влиятельная российская общественная организация, объединявшая квалифицированных специалистов, бизнесменов, энтузиастов).

С января 2007 по март 2008 года руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ). ОЭЗ, напомним, начали создаваться в России после визита президента Владимира Путина в Бангалор, где он посетил технопарк индийской компании Infosys и остался под явным впечатлением. Тогдашний IT-министр Леонид Рейман в 2004 году заявил, что Россия может продавать за рубеж ПО и IT-сервисы на суммы, сопоставимые с теми, что выручает за сырьё. По первоначальному замыслу ОЭЗ в России создавались для развития в стране высокотехнологичного сектора, для создания программных продуктов на экспорт.

В апреле 2010 года Мишустин назначен руководителем Федеральной налоговой службы. Многие связывают выбор Мишустина президентом в качестве главы правительства с успехами ведомства в повышении собираемости налогов и прозрачности налогообложения. А это, в свою очередь, было достигнуто с помощью IT – об этом Мишустин говорил не раз, и это почувствовал каждый налогоплательщик: процедура уплаты налогов в России для граждан стала несложным онлайн-сервисом.

Отметим при этом, что ФНС тратила на развитие IT-систем немалые деньги, расходы ведомства на информатизацию последние годы были выше, чем у других ведомств. В 2018 году траты ФНС на IT составили 19,1 миллиарда рублей, в 2017-м – 17,7 миллиарда.

Результаты таковы, что, по данным ФНС, за последние пять лет при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учёта инфляции, выросли в 1,4 раза. Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть.

Среди успешно работающих IT-сервисов и проектов ФНС наиболее часто выделяются: личный кабинет налогоплательщика, онлайн-кассы, маркировка товаров RFID-метками, единый реестр ЗАГС (основа для единого реестра населения Российской Федерации), мобильное приложение для регистрации самозанятых, «налог на Google»: налог на электронные услуги, которые оказывают иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС всеми контрагентами), строительство ЦОДов ФНС, АИС «Налог-3».

В ноябре прошлого года первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов Антон Силуанов говорил: «Сегодня налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, которая представляется в общие базы данных государства. ФНС становится источником информации для аналитических баз данных, которые используются в статистике, министерствами экономики, финансов, а также другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные. Чем больше охват информации, тем более правильные управленческие решения мы сможем принимать».

Остановимся на некоторых проектах подробнее.

АИС «Налог-3»

Представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

• обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
• создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
• снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
• совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
• обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
• обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
• повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
• снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
• снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
• снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
• переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
• обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

В ноябре Мишустин объявил, что ФНС России завершила внедрение АИС «Налог-3»: «Амбициозная задача централизовать разрозненные налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена».

«АИС «Налог-3», по данным ФНС, одна из крупнейших баз данных в мире – 705 Тбайт, и её объем постоянно растёт. В ФНС её называют цифровой экосистемой, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг – «адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики».

Контрольная деятельность

Цифровизация налогового администрирования, по словам главы ФНС, повлияла и на контрольную работу. В январе-сентябре 2019 года количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тысячи до 7,1 тысячи). При этом проверяются только два налогоплательщика из 1000, а в малом бизнесе (это 60% налогоплательщиков) – один из 5000.

Основной акцент служба делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев выросла до 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе, в прошлом году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 года.

Происходит снижение количества жалоб на результаты выездных проверок, говорил в ходе отчёта в ноябре Мишустин. За девять месяцев их число снизилось почти в два раза – на 45,4% (с 4,3 тыс. до 2,4 тыс.). Количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

В то же время сокращается задолженность. Показатель DTI (debt to income) «Отношение долга к поступлениям» (международный показатель, который характеризует эффективность работы с долгом) за девять месяцев составил 6,4%. Это самый низкий показатель за 15 лет. Совокупная задолженность снизилась на 24 млрд рублей, или на 1,3%.

«Дальнейшая стратегия службы в условиях цифровой трансформации экономики – это развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», – заявил Михаил Мишустин.

Пример «незаметного» администрирования – налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 миллиард рублей.

Внедрение налогового мониторинга во многом стало возможным благодаря реформе всей системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. С 1 февраля 2019 года компании сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации и потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. В налоговых органах зарегистрированы 2 858 крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают почти половину (47,6%) всех доходов консолидированного бюджета РФ (8 триллионов рублей).

Онлайн-кассы

В июле 2019 завершен третий этап реформы контрольно-кассовой техники (ККТ). Более 1,5 миллиона налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 миллиона кассовых аппаратов, что в 2,5 раза больше дореформенного парка. Ежемесячно в режиме реального времени ФНС контролирует 3,3 триллиона рублей выручки. «Реформа ККТ позволила существенно снизить административную нагрузку на бизнес: ликвидирована кассовая отчётность, количество налоговых проверок относительно 2016 года сократилось в четыре раза», – заявляют в ФНС.

Мобильное приложение для самозанятых

С 1 января 2019 года в четырех регионах России проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход. С начала 2019 года по ноябрь 2019 в качестве самозанятых зарегистрировались 284 тысячи человек, общая сумма дохода составила 32,6 млрд рублей.

Главная цель проекта – дать возможность гражданам легализовать свои отношения с государством, получить доступ к программам кредитования и государственной поддержки. Ставки нового налогового режима – 4 и 6%. Две трети налога поступают в региональные бюджеты и одна треть – в фонд медицинского страхования.

Налог на Google

Налог на электронные услуги, которые оказывают России в том числе иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, вступил в действие три года назад.

На первом этапе все иностранные производители программного обеспечения, оказывающие услуги физическим лицам в России в цифровой экономике, должны были платить НДС на эти электронные услуги, чтобы выровнять условия с российскими компаниями, которые также производят эти услуги. А с 1 января 2019 года они обязаны вставать на налоговый учёт и в том числе платить НДС самостоятельно в отношениях с юридическими лицами.

«За три года поступления от иностранных организаций составят около 82 миллиардов рублей. Это примерно на 1,4 миллиарда долларов США при наших минимальных вложениях, то есть в инфраструктуру, в разработку программного обеспечения у нас было вложено примерно несколько десятков миллионов рублей», — сказал Мишустин.

Единый реестр ЗАГС

По состоянию на май 2019 Федеральная налоговая служба зафиксировала 2 миллиона 700 тысяч записей актов гражданского состояния с 1 октября 2018 года, когда система была введена в промышленную эксплуатацию.

Единая облачная технология позволила фактически связать все ЗАГСы единой цепочкой. Причём их количество сократилось примерно с 6500 ЗАГСов – до начала соответствующих реформ – до 4200. Сегодня эта технология абсолютно централизована, говорил Мишустин.

Ведомство развивает систему совместно с Росстатом.

Личный кабинет налогоплательщика

Личные кабинеты физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, иностранной компании – сервисы, обеспечивающие онлайн-оплату налогов.

В личном кабинете гражданин видит свой профиль (электронный адрес, телефон, персональные данные), а также объекты налогообложения. Обычно это квартиры, земельные участки, транспортные средства и так далее. При несогласии гражданина с начисленными налогами их можно обжаловать через форму обратной связи на сайте, это работает.

Есть также линейка личных кабинетов юридического лица – для уплаты налогов компаниями, и личный кабинет индивидуального предпринимателя.

Для чего проводят налоговые реформы и что они собой представляют? Какие бывают виды налоговых реформ? Из каких этапов состоит процедура проведения налоговой реформы? Каковы основные направления и ожидаемые результаты современной налоговой реформы? На эти вопросы дан ответ в настоящей статье.

Что представляет собой налоговая реформа, какие цели она преследует?

Налоговая реформа проводится с целью совершенствования существующей налоговой системы. Решение о проведении налоговой реформы возникает на основании анализа эффективности действующей налоговой системы.

Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы. Налоговую реформу следует отличать от совершенствования налоговой реформы и налоговой политики. Совершенствование налогообложения происходит постоянно, а процесс реформирования радикально изменяет существующие принципы налоговых отношений.

Можно выделить следующие особенности налоговой реформы:

  1. Она происходит в ограниченный период времени.
  2. Влечет за собой кардинальные изменения в налоговой системе и налоговой политике государства.
  3. Проводится в целях принципиального преобразования социально – экономической политики государства.

Исходя из вышеизложенного можно дать иное определение налоговой реформы:

Налоговая реформа — это ограниченный во времени процесс, вызванный необходимостью преобразования социально – экономической политики страны и влекущий за собой кардинальные перемены в налоговой системе и налоговой политике государства.

Виды налоговых реформ

Налоговые реформы можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим классификацию, предложенную в учебнике В.В.Панскова.

По содержанию налоговые реформы могут быть системные и структурные. Системная реформа – это реформа, вследствие которой изменяются концепция и механизм действия налоговой системы. Результат системной реформы проявляется в том, что преобразуются принципы налогообложения в целом, спектр существующих налогов, налоговая нагрузка и т.д. Структурная реформа ориентирована на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурной реформы изменяются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.

По целям различаются многоцелевые реформы и ограниченные по целям реформы. Многоцелевая реформа – это реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результаты многоцелевой реформы выражаются в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны. Ограниченная по целям реформа ставит перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ее выступает преобразование оптимизирующих налоговых функций.

По срокам проведения выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные реформы. Краткосрочные реформы длятся до 3 лет и, как правило, направлены на достижение ограниченных целей. Среднесрочные реформы длятся от 3 до 8 лет. Они позволяют провести более принципиальные изменения в системе налогообложения. Долгосрочные реформы длятся более 8 лет. Обычно они проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.

Этапы проведения налоговой реформы

Проведение любой налоговой реформы подчиняется стандартной процедуре, включающей три этапа: подготовительный, этап внедрения и этап оценки результатов. Рассмотрим эти этапы подробнее.

На подготовительном этапе формулируются цели и задачи реформы, разрабатывается экономическое обоснование, подготавливаются налоговые законопроекты, а также исследуется реакция общественности на предполагаемые новшества.

На этапе внедрения осуществляется применение инструментов и методов реформирования на практике. Успех реализации зависит от качества проработки подготовительного этапа. Также выявляются проблемы и барьеры, которые мешают достичь желаемого результата, а также оптимизировать существующие программы в соответствии с обнаруженными недостатками.

На этапе оценки результатов сопоставляются полученные результаты с запланированными. По итогам сопоставления принимается решение о проведении новой реформы или внедрении дополнительных методов совершенствования системы налогообложения.

Налоговая реформа 2013 г.

Можно выделить следующие направления налоговой реформы 2013 г.:

  1. Оптимизация закона о бухгалтерском учете.
  2. Внедрение закона о трансфертном ценообразовании, в соответствии с которым усиливается ответственность за нарушения в формировании цен по контролируемым сделкам.
  3. Обязательное ведение бухгалтерского учета в полном объеме при применении упрощенной системы налогообложения.
  4. Борьба с перераспределением налоговой нагрузки между взаимозависимыми юридическими лицами.
  5. Утверждение концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров.
  6. Пересмотр тарифов страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.
  7. Внесение поправок в налоговое законодательство.

Налоговая реформа ориентирована на достижение следующих результатов:

  1. Привлечение дополнительных инвестиций в производство.

2.Создание благоприятных условий для функционирования индивидуальных предпринимателей.

  1. Увеличение доходов государственного бюджета.
  2. Снижение налоговой нагрузки.
  3. Сбалансированность налогообложения.
  4. Оптимизация налогового администрирования и налогового контроля.
  5. Упрощение налоговых механизмов и налоговых отношений.

Выводы

Налоговая реформа – это ограниченный во времени процесс и совокупность средств и методов, направленные на кардинальные улучшения действующей налоговой системы и налоговой политики.

Налоговые реформы могут быть системными и структурными, многоцелевыми и одноцелевыми, краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

Налоговая реформа проводится в три этапа: 1.подготовительный; 2.внедрения;3.оценки результатов.

Современная налоговая реформа имеет 7 основных направлений, охватывающих как область собственно налогообложения, так и бухгалтерский учет, ценообразование, страхование. Она ориентирована на достижение 7 результатов, проявляющихся в области инвестиций, индивидуального предпринимательства, государственных финансов и налоговых отношений.


  • Сущность налогового администрирования
  • Функции налогового администрирования
  • Формы налогового администрирования
  • Методы налогового администрирования
  • Итоги

Налоговое администрирование, или налоговое управление, — процесс, без которого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговые поступления. Рассмотрим, как оно осуществляется в РФ.

Сущность налогового администрирования

Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ. Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.

Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций.

Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.

Таким образом, данные, собранные в процессе налогового администрирования, могут не только способствовать эффективному сбору налогов, но и послужить причиной проведения налоговых реформ. Результатом постоянно ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в НК РФ изменения, и немалую роль в этом играет налоговое администрирование.

Функции налогового администрирования

Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:

  • исполнительных органов власти (от Правительства РФ до администраций регионов), принимающих решения об основных направлениях налоговой политики, устанавливающих величину основных показателей для расчета ряда налогов (круг налогоплательщиков, ставки и льготы), анализирующих и прогнозирующих перспективы налоговых поступлений, вырабатывающих предложения для изменения НК РФ;
  • Минфина России, который разрабатывает конкретные процедуры в области налогообложения, методологию отчетности, консультирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;
  • ФНС России, непосредственно взаимодействующей с плательщиками налогов и осуществляющей контроль за правильностью применения налогового законодательства.

Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:

  • по определению направлений налоговой политики;
  • установлению значений показателей по расчету налогов;
  • организации учета налогоплательщиков;
  • разработке форм отчетности;
  • организации работы по сбору налогов;
  • контролю за исполнением налогового законодательства;
  • обработке информации по собираемым налогам;
  • прогнозированию и анализу объемов налоговых поступлений;
  • выявлению противоречивых или неэффективно работающих положений в налоговых законах;
  • выявлению схем уклонения от уплаты налогов;
  • установлению путей взаимодействия между различными структурами с целью получения дополнительной информации, необходимой для эффективного налогового контроля.

По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.

Формы налогового администрирования

Налоговое администрирование сводится:

  • на 1-м уровне — к обработке полученной информации, своевременному реагированию на нее путем разработки предложений по корректировке налогового законодательства и утверждению перспектив налоговой политики на очередной период;
  • на 2-м — к адекватному изменению методологии конкретных процедур в области налогообложения, выявлению несовершенства в законодательстве, разработке предложений по его изменению;
  • на 3-м — к изменению форм взаимодействия с налогоплательщиками, поиску эффективных мер контроля, выявлению схем нарушения налогового законодательства и возможностей их пересечения.

О том, что может сделать ИФНС при сомнениях в правомерности действий вашего контрагента, читайте в статье «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Важно! Таким образом, понятие налогового администрирования оказывается значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет в первую очередь контроль как за налогоплательщиками, так и за работающими с ними налоговыми органами. Это предполагает разработку детальной методологии проверок как составной части налогового администрирования, в т. ч. порядка контрольных проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими.

Следствием контроля становится возможность привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение установленных правил, и это также составляет часть функций налогового администрирования.

Важную роль играет такая составляющая налогового администрирования, как методологическое обеспечение процесса начисления тех налогов, в отношении которых налоговое законодательство устанавливает только общие принципы их расчета.

Другой важнейшей функцией налогового администрирования является сбор информации и ее обработка. Сюда относятся данные как по начислению налогов, так и по процедуре их сбора, методологии проверок, выявленным ситуациям ухода от налогов.

Завершающим этапом налогового администрирования в конкретном налоговом периоде становится выработка предложений по изменению и дополнению налогового законодательства, корректировка направлений налоговой политики.

Исходя из функций, охватываемых налоговым администрированием, оно занимает промежуточное положение между налоговым контролем (шире, чем он) и общим управлением налоговой системой страны (уже, чем оно).

Методы налогового администрирования

Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:

  • учету налогоплательщиков;
  • исключению из числа налогоплательщиков фактически не действующих;
  • контролю обоснованности применения правил налогового законодательства;
  • проверке правильности исчисления налогов;
  • применению допустимых мер воздействия на налогоплательщиков;
  • проверке действий самих налоговых органов.

Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, вплоть до их освобождения от выездных проверок;
  • налаживание электронного взаимодействия при представлении документов на проверку;

О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».

  • отработка технологий получения информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат;
  • организация оптимальной системы хранения полученных документов, облегчающей их поиск и обработку;
  • повышение профессионального уровня работников проверяющих органов, стандартизация и автоматизация их функций.

Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:

  • наказание (штрафы, пени, закрытие счетов, арест имущества);
  • предоставление возможности выбора налогоплательщиком наиболее оптимальной для него системы налогообложения;
  • постепенность перехода к более высоким налоговым нагрузкам;
  • налоговое консультирование.

Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.

На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.

Итоги

Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.

Читайте также: