Референдум по вопросам налогообложения

Опубликовано: 16.05.2024

В единый день голосования в 6 субъектах Российской Федерации – Республике Северная Осетия – Алания, Алтайском и Ставропольском краях, Кировской, Курганской и Ростовской областях в 145 муниципальных образованиях на местные референдумы и голосования по преобразованию муниципальных образований выносились вопросы по введению самообложения граждан, объединению либо изменению границ муниципальных образований.

Республика Северная Осетия – Алания

В Алагирском районе Республики Северная Осетия – Алания в 3 муниципальных образованиях проводился местный референдум по объединению Згидского, Мизурского и Садонского сельских поселений.

В референдуме приняло участие 74,21 процента участников референдума. На вопрос референдума «Согласны ли Вы на объединение муниципальных образований Згидское, Мизурское и Садонское сельские поселения в муниципальное образование – Мизурское сельское поселение с административным центром в поселке Мизур Алагирского района Республики Северная Осетия – Алания?» большинство участников референдума (94,03 %) ответили «Да».

Жители Унальского и Холстинского сельских поселений Алагирского района на этапе подготовки к референдуму по объединению данных поселений в одно муниципальное образование – Унальское сельское поселение с административным центром в селении Нижний Унал – высказались против объединения двух муниципальных образований, поэтому референдумы в этих муниципальных образованиях не проводились.

Алтайский край

14 марта 2010 года на территории Алтайского края были проведены 9 местных референдумов по вопросам введения на территориях сельских поселений самообложения граждан (8 – в Бийском районе, 1 – в Целинном районе) и один местный референдум – голосование по вопросу изменения границ муниципального образования Романовский сельсовет Косихинского района.

По результатам проведенных местных референдумов в 3 сельских поселениях вопрос о введении самообложения граждан принят, по 6 референдумам голосование признано несостоявшимся в связи с недостаточной явкой избирателей (от 36 % до 48 %).

Голосование по вопросу изменения границ муниципального образования Романовский сельсовет Косихинского района Алтайского края признано состоявшимся (явка составила 63,7 %), за принятие решения проголосовало 91,4 процента участников голосования.

Ставропольский край

На территории городского округа город Буденновск и Буденновского муниципального района проводились голосования по преобразованию муниципальных образований с вопросом: «Согласны ли Вы на преобразование городского округа город Буденновск в городское поселение город Буденновск и включение его в состав Буденновского муниципального района Ставропольского края?» (в городе Буденновске) и «Согласны ли Вы с тем, что город Буденновск Ставропольского края войдет в состав Буденновского муниципального района Ставропольского края в статусе городского поселения?» (в Буденновском районе).

В городе Буденновске в голосовании приняло участие 61,9 процента избирателей, за вопрос референдума проголосовало 72,46 процента участников, против – 25,62 процента участников голосования.

В Буденовском муниципальном районе приняло участие в голосовании 63,95 процента избирателей, за вопрос референдума проголосовало 77,80 процента участников голосования, против – 20,53 процента участников голосования

Кировская область

В Кировской области 14 марта 2010 года в 74 муниципальных образованиях (городских, сельских поселениях) проходили местные референдумы по самообложению с вопросом: «Согласны ли Вы на введение самообложения граждан в сумме (100-200) рублей на каждого совершеннолетнего жителя, постоянно проживающего на территории поселения, на благоустройство поселения ежегодно на период 2010–2012 годов?».

В среднем по области приняло участие в референдумах приблизительно 60 процентов участников референдума.

В одном городском поселении (поселок городского типа Нагорск) референдум не состоялся из-за того, что в референдуме участвовало менее 50 процентов зарегистрированных участников референдума.

В шести муниципальных образованиях: Богородское городское поселение, Лальское городское поселение, Санчурское городское поселение, Малокильмезское сельское поселение, Заринское сельское поселение, Староирюкское сельское поселение положительное решение не принято.

Курганская область

В 55 муниципальных образованиях Курганской области проводились местные референдумы.

В одном муниципальном образовании проводился местный референдум с вопросом «Согласны ли Вы вносить плату в размере 50 (пятидесяти) рублей в год с человека с 18-летпего возраста для благоустройства территории сельсовета?», на который большинство участников референдума ответили «Да».

В 20 муниципальных образованиях проводились местные референдумы с вопросом «Согласны ли Вы на введение самообложения граждан в размере 100 (ста) рублей ежегодно на период 2010–2012 годов на каждого совершеннолетнего жителя на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора?», на который в 12 муниципальных образованиях большинство участников референдума сказали «Да», в 4 муниципальных образованиях большинство участников референдума высказались против введения самообложения, и в 4 муниципальных образованиях референдум не состоялся.

В 18 муниципальных образованиях проводились местные референдумы с вопросом «Согласны ли Вы на введение с 2010 года сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, в размере 100 (ста) рублей для решения вопросов местного значения: организации водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; организации освещения улиц; организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения?». В 12 муниципальных образованиях большинство участников референдума сказали «Да», в 3 муниципальных образованиях большинство участников высказались против введения самообложения, в 3 муниципальных образованиях референдум не состоялся.

В 16 муниципальных образованиях проводились местные референдумы с вопросом «Согласны ли Вы на введение самообложения граждан в размере 50 (пятидесяти) рублей в год на каждого совершеннолетнего жителя на организацию благоустройства территории?». В 11 муниципальных образованиях большинство участников референдума сказали «Да», в 3 муниципальных образованиях большинство участников референдума высказались против введения самообложения, в 2 муниципальных образованиях референдум не состоялся.

Таким образом, по Курганской области из 55 муниципальных образований в 36 жители согласились ввести налог на самообложение, в 10 – жители не согласились ввести налог на самообложение, в 9 – местные референдумы не состоялись.

Ростовская область

В Кировском сельском поселении Зимовниковского района Ростовской области проводилось голосование по вопросу разделения Кировского сельского поселения на два сельских поселения. В голосовании приняло участие 52,41 процента участников референдума. На вопрос «Согласны Вы на преобразование Кировского сельского поселения в форме разделения на два самостоятельных сельских поселения – Кировское сельское поселение в границах существовавшего до 1 января 2006 года Кировского сельсовета и Первомайское сельское поселение в границах существовавшего до 1 января 2006 года Первомайского сельсовета?» большинство участников голосования (92,29 %) ответило «Да».

Таким образом, в целом по 6 субъектам Российской Федерации (Республика Северная Осетия – Алания, Алтайский и Ставропольский края, Кировская, Курганская и Ростовская области), где в 147 муниципальных образованиях решались вопросы введения самообложения и преобразования муниципальных образований, имеются следующие данные.

Вопросы введения самообложения граждан были поставлены на голосование на местных референдумах, которые проводились в 138 муниципальных образованиях. Большинство участников референдумов 106 муниципальных образований поддержали введение самообложения, в 16 муниципальных образованиях большинство участников референдумов высказались против введения самообложения. При этом в 16 муниципальных образованиях референдумы не состоялись из-за недостаточной активности участников референдума.

Вопросы преобразования границ муниципальных образований рассматривались жителями 7 муниципальных образований. Подавляющее большинство участников местных референдумов и голосований по преобразованию границ муниципальных образований этих муниципальных образований проголосовали утвердительно на поставленные вопросы по объединению либо изменению границ муниципальных образований.

В ходе кампаний местных референдумов и голосований по преобразованию границ муниципальных образований в избирательные комиссии Республики Северная Осетия – Алания, Алтайского и Ставропольского краев. Кировской, Курганской и Ростовской областей жалоб и обращений по вопросам подготовки и проведения, а также на результаты референдумов, не поступало.

Во-первых, как уже отмечено, федеральные налоги и сборы должны быть установлены федеральным законодательным органом, а региональные и местные налоги и сборы — соответствующими представительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Во-вторых, они должны быть установлены в надлежащей форме — федеральным законом, законом субъекта Федерации, актом представительного органа местного самоуправления.

Помимо законов представительные органы власти полномочны принимать и другие акты: постановления, декларации, заявления. Однако нормативные акты о налогах и сборах на федеральном и региональном уровнях могут иметь только форму законов. На местном уровне, где принятие законов не предусмотрено, акты о налогообложении облекаются, как правило, в форму решений.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации. Кодекс также определяет, что налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Кодексом (п.

В-третьих, закон (акт) о налоге должен быть принят с соблюдением установленного Конституцией РФ и законодательством порядка принятия таких актов.

К законам о налогах и сборах применяются общие процедуры принятия законов. Однако имеется ряд специфических требований, закрепленных Конституцией РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одной из двух палат Федерального Собрания — представительного и законодательного органа РФ. Законопроекты о введении и отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Это и понятно, поскольку на Правительство РФ возложено исполнение государственного бюджета (ст. 114 Конституции РФ), а реальность его исполнения зависит и от наличия необходимых средств. Однако Конституция РФ не устанавливает, что заключение Правительства РФ обязательно должно быть положительным. Фактически эта норма означает, что Правительство РФ должно быть проинформировано о внесенном законопроекте и имеет возможность высказать свои замечания и предложения. На практике заключение Правительства РФ в виде отдельного документа часто не составляется, а представители Правительства РФ высказывают официальное мнение непосредственно в ходе обсуждения законопроекта в комитетах Государственной Думы.

Круг субъектов, способных выступить с законодательной инициативой о налогах и сборах, в РФ не отличается от общеустановленного. Однако в некоторых государствах в целях исключения популистских влияний на бюджет страны существуют ограничения. Например, Конституция Португальской Республики устанавливает, что «депутаты, парламентские группы и областные законодательные ассамблеи не могут вносить законопроекты, законопредложения и предложения о поправках, которые предусматривают в текущем финансовом году увеличение расходов или уменьшение доходов государства, предписанных бюджетом»1.

В Великобритании право законодательной инициативы по финансовым вопросам традиционно принадлежит правительству. Исторически парламент созывался для того, чтобы давать разрешение королю взимать тот или иной налог. Парламент не мог быть более «алчным», чем монарх, поэтому не мог и самостоятельно предлагать введение каких-либо финансовых обременении. Это ограничение права законодательной инициативы по финансовым вопросам унаследовали и некоторые страны Британского Содружества, например Канада.

В противоположность этому в США с законодательной инициативой о налогах может выступить только Палата представителей (разд. 7 ст. 1 Конституции США).

Во многих странах, как и в России, в отношении законопроектов о налогах и сборах допускается смешанная инициатива (правительственная и парламентская).

Смешанная инициатива объясняет и то, что Конституция РФ не предусматривает никаких ограничений права депутатов, парламентских комиссий и парламента в целом на внесение поправок в законопроекты о налогах и сборах.

Принятие Думой закона по вопросам федеральных налогов и сборов подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации—другой палате Федерального Собрания (ст. 106 Конституции РФ). По общему правилу, закрепленному в ст. 105 Конституции РФ, Совет Федерации вправе определять, будет ли он или не будет рассматривать по существу закон, принятый Государственной Думой. В отношении законов о федеральных налогах и сборах это правило не действует. Совет Федерации обязан их рассматривать. Рассмотрение законов о налогах и сборах в Совете Федерации — обязательная стадия законотворческого процесса.

1 Конституции государств Европейского Союза.— М.: Издательская группа ИНФРА-М— Норма, 1997—С. 566.

Взимание налога согласовывается с парламентом как представительным органом всего народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества. Во многих странах установлены конституционные запреты на решение вопросов о налогообложении референдумом. Так, ст. 75 Конституции Итальянской Республики установила, что референдум не допускается в отношении законов о налогах и бюджете1. Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции Португальской Республики исключаются из числа вопросов, выносимых на референдум, вопросы и акты бюджетного, налогового и финансового содержания2.

В тех случаях, когда отсутствует конституционное ограничение, запрет может быть установлен законом о референдуме. Например, федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» предусматривает, что на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты (ст. З)3.

Вопросы референдума субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»4. Этот Закон прямо не запрещает вынесение на референдум субъекта Федерации вопросов о налогах и сборах, однако предусматривает, что на референдум не могут быть вынесены вопросы, находящиеся^ совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, за некоторым исключением (п. 4 ст. 13), что эти вопросы не должны противоречить законодательству РФ (п. 7 ст. 13). К совместному ведению относится установление общих принципов налогообложения и сборов (ст. 72 Конституции РФ). Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что к основным началам законодательства о налогах и сборах относится установление налогов и сборов всех уровней актами соответствующих представительных органов (п. 5 ст. 3). Таким образом, запрет проводить референдумы по вопросам регионального и местного налогообложения вытекает из положений Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации обосновал запрет референдума субъекта Федерации по вопросам налогообложения по-другому.

1 Конституции государств Европейского Союза.— М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997—С. 435.

3 Собрание законодательства Российской Федерации.— 1995.— № 42.— Ст. 3921. * Собрание законодательства Российской Федерации.— 1997.— № 38.— Ст. 4339.

Следует отметить, что Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 3 ст. 7) предусматривает, что население муници-пального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан (самообложение)1.

Такие добровольные сборы не являются сборами в значении, определенном ст. 8 НК РФ, поскольку их уплата не является условием совершения в отношении их плательщиков юридически значимых действий. Их нельзя отнести и к категории налогов. Поэтому проведение местного референдума по вопросам самообложения не нарушает норм федерального законодательства2.

Президентский проект Закона о народовластии через всеукраинский референдум принят Верховной Радой 26 января 2021 года. Закон определяет организацию и порядок проведения всеукраинского референдума и вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования. // 28.01.2021


Согласно законопроекту всеукраинский референдум является формой непосредственной демократии в Украине, способом осуществления власти непосредственно украинским народом, заключающейся в принятии (утверждении) гражданами Украины решений путем голосования в случаях и порядке, установленных Конституцией Украины и настоящим Законом.

Предметом всеукраинского референдума могут быть вопросы:

  1. утверждение закона о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины;
  2. общегосударственного значения;
  3. об изменении территории Украины;
  4. о прекращении действия законом Украины или отдельными его положениями.

Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме по предметам, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, не требуют утверждения любым органом государственной власти.

Результаты народного волеизъявления на всеукраинском референдуме по предмету, предусмотренного пунктом 2, являются обязательными для рассмотрения и принятия решения в порядке, определенном Конституцией и законами Украины.

Не могут быть предметом всеукраинского референдума вопросы:

  1. противоречащие положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколами к ней;
  2. отменяющие или ограничивающие конституционные права и свободы человека и гражданина и гарантии их реализации;
  3. направлены на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
  4. по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
  5. отнесены Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

Право голоса на всеукраинском референдуме имеют граждане Украины, которым на день голосования исполнилось восемнадцать лет и не признанные в установленном законом порядке недееспособными.

Всеукраинский референдум об утверждении изменений в раздел I "Общие положения", раздела III "Выборы. Референдум" и раздела XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины" Конституции Украины назначается Президентом Украины согласно Конституции Украины.

Всеукраинский референдум по изменению территории Украины назначается Верховной Радой Украины в соответствии с Конституцией Украины.

Всеукраинский референдум по народной инициативе провозглашается Президентом Украины согласно Конституции Украины.

Президент Украины провозглашает всеукраинский референдум по народной инициативе, если он инициирован с соблюдением установленных Конституцией Украины требований по организации и порядку проведения всеукраинского референдума по народной инициативе, а также по предмету и вопрос референдума.

Всеукраинский референдум провозглашается по народной инициативе по требованию не менее 3 миллионов граждан Украины, имеющих право голоса, при условии, что подписи относительно назначения всеукраинского референдума собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по 100 000 подписей в каждой области.

Провозглашение всеукраинского референдума по народной инициативе осуществляется указом Президента Украины.

Вопрос, выносимый на всеукраинский референдум, должен иметь форму вопросительного предложения по поддержке (утверждению, принятию):

  1. закона;
  2. проекта закона о прекращении действия законом Украины или отдельными его положениями;
  3. положения нормативного характера (в том числе принципа, критерия правового регулирования) без изложения его в виде проекта закона о прекращении действия законом Украины или отдельными его положениями.

Вопрос всеукраинского референдума должен иметь четкую и понятную формулировку, не допускающую различных толкований.

Если вопрос всеукраинского референдума состоит из частей, между ними должна быть неразрывная внутренняя связь.

Не допускается формулировка, которая:

  1. вводит избирателя в заблуждение;
  2. подводит избирателя к ответу, содержит указание, намек, подстрекательство или иное побуждение к поддержке или отклонении вопроса всеукраинского референдума.

Какие налоги вступят в силу в 2021 году?

Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с начала января 2021 года, уже рассмотрены, приняты и утверждены. Они коснутся как ключевых налогов (НДФЛ, на прибыль, НДС), так и налогов на землю, транспорт, имущество, туризм и т.д.

Информация о новых нормах налогообложения пригодится не только занимающимся бухгалтерским учетом сотрудникам, но и всем сознательным гражданам, ведь отсутствие знаний о внесении поправок не освобождает от ответственности (административной и даже уголовной). Чтобы не иметь проблем с законом, стоит ознакомиться с изменениями и уплатить налоги в срок.

Отмена ЕНВД

Единый налог на вмененный доход или ЕНВД, актуальный для ООО/ИП, заменяет собой налог на прибыль/доходы физических лиц, имущественный налог и налог на добавленную стоимость. Оплачивается он только путем безналичного расчета.

Пользоваться ЕНВД могут предприятия или индивидуальные предприниматели, которые соответствуют следующим критериям:

  • Не числятся плательщиками единого сельскохозяйственного налога;
  • Ведут работу по договору простого товарищества, доверительного управления, совместной деятельности;
  • Имеют штат не больше ста человек;
  • Не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;
  • Занимают площадь меньше 150 кв. метров.

Проблема данного вида налогообложения заключается в том, что он рассчитывается исходя из физических показателей (количество занятых на производстве сотрудников, площадь помещения, численность транспортных средств и т.д.), а не в процентном соотношении с реальными доходами компании (ИП).

Такой подход не объективен, поэтому ЕНВД хотят упразднить. Окончательное решение еще не принято, однако Министерство финансов утверждает, что налог все-таки будет отменен. Исключением является Республика Крым, где действие единого налога на вмененный доход официально пролонгировано до 2024 года.

Несмотря на отсутствие подтверждения внесения изменений, Федеральная налоговая служба уже оповещает плательщиков об отмене ЕНВД путем информационных рассылок, рекламных баннеров, статей в СМИ и листовок, размещенных в налоговых инспекциях.

Транспортный и земельный налоги

Транспортный и земельный налоги объединены в одну группу, поскольку они получили одинаковые правки:

  • Отмена декларации о налогах (начиная с 2020 года);
  • Корректировка сроков внесения авансовых платежей и уплаты налогов (полный расчет за прошедший год должен произойти не позднее марта нынешнего года);
  • Предприятия и ИФНС считают сумму налога независимо друг от друга, после чего ИФНС направляет результаты своих подсчетов в организацию.

Если компания считает, что должна заплатить меньше, то она предоставляет в налоговую инспекцию подтверждающие бумаги. В результате их рассмотрения выносится финальное решение: либо сумма налога остается прежней, либо она уменьшается в пользу предприятия.

Транспортный и земельный налоги изображение

Сведения о среднесписочной численности

Еще одна поправка касается среднесписочной численности штата предприятия. Ранее такого рода информация предоставлялась отдельным форменным отчетом. С 1 января 2021 года эти сведения нужно включать в расчет по страховым взносам.

Цель данных изменений заключается в том, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес, сократив количество обязательных к оформлению бумаг. Объединение двух отчетов в один позволит тратить меньше времени на составление налоговой документации.

Новые правила будут действовать уже для бумаг за 2020 год.

Что касается налога на имущество организаций, то здесь следует обратить внимание на:

  • Необходимость информирования представителей налоговых инспекций о наличии транспортных средств, земли, движимого и недвижимого имущества (последние два пункта раньше были необязательными);
  • Отсутствие надобности составления отчетов по авансовым платежам;
  • Бездекларационный режим налогообложения транспорта и земельных участков;
  • Возможность подачи всего пакета бумаг в один налоговый орган;
  • Возможность предоставления налоговой документации в онлайн-формате.

Таким образом, компаниям в первую очередь стоит ознакомиться с изменениями в транспортном и земельном налогах, а также оповестить ФНС о наличии движимого и недвижимого имущества.

Главной корректировкой, касающейся налога на доходы физических лиц, является повышение ставки с 13% до 15%. Однако новые коэффициенты будут применяться не ко всем налогоплательщикам, а лишь к тем, чей годовой доход превышает 5 000 000 рублей. Все остальные граждане РФ продолжат платить НДФЛ по старым правилам.

Так, например, если сотрудник с января по июнь заработал 5 100 000 рублей, то эти деньги будут облагаться 13% налогом. Что же касается общей суммы оклада с июля по декабрь, с нее придется заплатить налог с повышающим коэффициентом.

Кроме того, изменения были внесены в порядок налогообложения процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке. Если они превышают необлагаемый процентный доход, то с них взимается 13% ставка. Еще одна поправка касается объединения отчетности: начиная с 2021 года, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ будут подаваться совместно в составе 6-НДФЛ.

Последним пунктом стоит упомянуть вычет по налогу на доходы физических лиц на лечение. В список включены следующие услуги:

  • мед. эвакуация;
  • ортопедическая терапия людей, страдающих врожденными или приобретенными дефектами зубов;
  • паллиативная помощь.

Помимо этого, был пополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг, связанных с репродуктивными технологиями.

Туристические сборы

С 2021 года планируется введение единого туристического сбора для иностранцев, желающих посетить Санкт-Петербург. Инициатива, которую озвучил губернатор Александр Беглов, была одобрена Владимиром Путиным. В новом году иностранным гостям Северной столицы придется заплатить 100 рублей за каждые сутки пребывания.

Чиновники утверждают, что собранные таким образом деньги пойдут на поддержание чистоты и порядка в Санкт-Петербурге, реконструкцию ветхих исторических зданий и развитие туристической инфраструктуры города.

Так называемый “курортный сбор” – распространенное явление, позволяющее содержать и регулярно обновлять туристические объекты с высокой посещаемостью. Сумму от 0,25 до 5 евро за ночь оплачивают гости Германии, Испании, Италии, Чехии, Черногории, Франции, Греции, Литвы и ряда других европейских стран.

Налог на процентный доход по вкладам

Разберем подробнее вопрос налога на процентный доход по вкладам.

Как уже упоминалось ранее, полученные в 2021 году проценты по некоторым депозитам будут облагаться 13% НДФЛ. Однако изменения в начислении коснутся только людей, инвестировавших в банк сумму, превышающую 1 000 000 рублей. Причем речь идет не об одном вкладе, а о совокупности всех имеющихся у частного лица депозитов.

Взимать налог по новым правилам начнут с 2022 года. Рублевая переоценка вкладов в иностранной валюте облагаться повышенным НДФЛ не будет. Кроме того, доходы от рублевых депозитов, чья процентная ставка не превышает 1% годовых, а также от эскроу-счетов под 13% налог не подпадают.

Для тех, кто хочет разобраться с перипетиями уже принятых документов, 19 сентября пройдет семинар «ТОП-10 «жарких» налоговых споров 2020 года», посвященный судебной практике по налоговым спорам.

Мероприятие проводит Разумова Анастасия Сергеевна – действующий главный бухгалтер, сертифицированный преподаватель, директор представительства международного центра методологии и повышения квалификации бухгалтеров, финансистов, аудиторов и управленцев «Альтерра», а также обладать сертификата британского Института специалистов по управленческому учету CIMA.

Семинар предусматривает два формата участия: «Лайт» и «Профи». Слушатель, выбравший второй вариант, в результате прохождения обучения получит не только новые знания, но и:

  • Удостоверение о повышении квалификации;
  • Сертификат участника;
  • Сертификат ИПБ о повышении профессионального уровня.

СТ 3 НК РФ.

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый - второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Ст. 3 Налогового кодекса

Принципы правового регулирования налоговых отношений представляют собой общие начала, основные положения, в которых находит выражение сущность налогового права, его основные черты и проявляются закономерности его развития.

Принципы налогового права обеспечивают единообразные подходы к формированию налоговых норм и их применению, а также используются для устранения пробелов в налоговом праве.

В целях регулирования налоговых отношений используются как общие общеправовые и межотраслевые принципы, охватывающие все или несколько отраслей права, так и специальные (отраслевые) принципы, распространяющиеся только на налоговую сферу.

Общеправовые и межотраслевые принципы, используемые для регулирования налоговых отношений, - это принципы законности, гуманизма, демократизма, гласности, единства прав и обязанностей, неотвратимости наказания, ответственности за вину и др.

Применение ряда общеправовых принципов в налоговой сфере может отличаться существенными особенностями. Например, принцип демократизма в налоговом праве означает, что решения по основным и наиболее важным вопросам налогообложения и налогового регулирования должны приниматься органами представительной власти и оформляться в виде законов и иных актов органов представительной власти. Однако именно в финансовой и налоговой сферах на реализацию принципа демократизма накладываются существенные ограничения. В соответствии с федеральным конституционным законом о референдуме и региональными законами о референдумах вопросы налогообложения не могут выноситься на референдум. Таким образом, инструменты прямой (непосредственной) демократии оказываются неприменимы для регулирования налоговых отношений.

Ряд общеправовых принципов в трансформированном виде, уточненном применительно к налоговому регулированию, закреплен в законодательстве о налогах и сборах в качестве специализированных принципов налогового права. Это прежде всего касается таких норм-принципов в налоговом праве, как справедливость, равенство, законность и соразмерность.

Справедливость представляет собой абстрактное выражение и определение права вообще, любой его отрасли, в том числе и налогового права. Требование справедливости проявляется одновременно во всех принципах налогового права. Наверное, поэтому упоминание о принципе справедливости как об отдельном принципе налогового права было исключено из Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ).

Требование справедливого регулирования налоговых отношений - емкое и многогранное. Во-первых, оно должно гарантировать свободу налогоплательщика: налог ограничивает право собственности, чтобы защитить собственность налогоплательщика. Во-вторых, оно предполагает обеспечение формально-юридического равенства через установление равной меры для фактически неравных субъектов. И в этом смысле налоговое право должно выстраиваться на основе всеобщности и равенства налогообложения. Наконец, в-третьих, справедливость - это и требование социальной солидарности, в соответствии с которым формально равное для всех налоговое право должно быть социально дифференцированным (то есть фактически неравным!) и предусматривать систему налоговых льгот социальной направленности.

В налоговом деликтном праве требование справедливости проецируется на налоговые санкции и иные принудительные меры воздействия на налогоплательщика, которые должны соответствовать характеру и степени общественной опасности налогового правонарушения, обстоятельствам его совершения и личности правонарушителя. Требование справедливости устанавливает также, что никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

Закрепленный в Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом детализирован в Налоговом кодексе РФ. Он трансформируется в налоговом праве, во-первых, в требование равноправия и всеобщности налогообложения: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; запрет устанавливать налоговые льготы индивидуального характера и т.д. Во-вторых, равноправие в налоговом праве понимается и как запрет дискриминации:

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

- не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Принцип законности - один из базовых общеправовых принципов - понимается по-разному в сфере налогового правотворчества и в области налогового правоприменения.

В процессе формирования налоговых норм требование законности предполагает, что:

- налоги устанавливаются исключительно актами законодательства о налогах и сборах; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ;

- в тексте таких актов должны быть четко определены все элементы налоговой обязанности;

- должны быть соблюдены процессуальные нормы подготовки, принятия и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

В процессе применения налоговых норм законность означает неукоснительное выполнение конституционного предписания, в соответствии с которым органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы. Нарушение этого требования предполагает привлечение виновного лица к юридической ответственности. И уже в сфере деликтного налогового права принцип законности предусматривает, что состав налогового правонарушения, налоговые санкции и иные правовые последствия совершения налогового правонарушения должны определяться только законом, конкретно - Налоговым кодексом РФ.

Одним из наиболее востребованных на практике является принцип соразмерности, означающий в налоговом праве одновременное выполнение трех требований:

а) пропорциональности - при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов;

б) обоснованности - налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

в) гарантии конституционных прав и свобод при осуществлении налогообложения - недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Развивая последнее требование, Конституционный Суд РФ сделал важное уточнение: реализация основных прав и свобод не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера (Постановление КС РФ от 04.04.1996).

Еще одним правовым принципом, приобретающим особое звучание в налоговом праве, выступает принцип определенности, предполагающий четкость и ясность нормативного предписания, предельную точность установления границ должного, запрещенного и возможного поведения субъекта налогового права. Этот принцип-требование означает, во-первых, что при установлении налога должны быть определены все обязательные элементы налогообложения; во-вторых, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить; в-третьих, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Особое значение для развития российского налогового права имеет принцип единства налоговой системы Российской Федерации. Он соответствует конституционному принципу единого экономического пространства России и единой финансовой и налоговой политики (ст. 8, 74, 114 Конституции РФ), который означает, что не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров, работ, услуг или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3 НК РФ).

Принцип единства налоговой системы Российской Федерации раскрывается через законодательное закрепление тенденции централизации российской налоговой системы:

- исчерпывающий перечень всех налогов закрепляется в Налоговом кодексе РФ (ст. 13, 14, 15);

- не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 12);

- отмена федеральных, региональных и местных налогов осуществляется только Налоговым кодексом РФ (п. 5 ст. 12);

- четкое определение границ регионального и местного нормотворчества в налоговой сфере (п. 3 и 4 ст. 12 НК РФ).

Кроме того, этот принцип налогового права обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы как относящиеся к федеральным экономическим службам в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71, п. "ж"); налоговые органы в субъектах Российской Федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ст. 78, ч. 1), а не органами субъектов Российской Федерации.

Принцип единства налоговой системы России не раз интерпретировался Конституционным Судом РФ:

- недопустимость введения региональных налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, или таких региональных налогов, которые позволяли бы формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других субъектов РФ (Постановление КС РФ от 21.03.1997);

- субъекты Российской Федерации не вправе определять налоговые изъятия произвольно, в нарушение принципов, закрепленных Конституцией РФ и федеральным законом. Это вытекает, среди прочего, из принципа единой финансовой, в том числе налоговой, политики, закрепленного ст. 114 Конституции РФ (Постановление КС РФ от 04.04.1996);

- установление общих принципов и формирование налоговой системы, включая исчерпывающий список региональных и местных налогов как источников поступлений в региональные и местные бюджеты, осуществляются федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 30.01.2001);

- право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны общими принципами налогообложения, закрепленными в федеральном законодательстве (Постановление КС РФ от 21.03.1997).

Заметим, что не все принципы налогового права нашли свое закрепление в комментируемой статье. Так, например, важный для современного правоприменения принцип добросовестности налогоплательщика не имеет законодательного оформления и выводится из решений Конституционного Суда РФ.

Читайте также: