Реестр недобросовестных плательщиков налогов

Опубликовано: 16.05.2024

lost-places-1730892_1920.jpg

Деятельность поставщиков и подрядчиков в сфере государственных закупок как никакая другая требует безупречного исполнения и не терпит ошибок. Цена ошибки - включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), иначе говоря, в т.н. «черный список». Так, за период с сентября 2019 г. по сентябрь 2020 г. в него попали более 11 тыс. поставщиков и подрядчиков, которые нарушили условия государственного контракта. Как избежать включения в этот реестр и каковы правовые последствия нахождения нем? Давайте разбираться…

Кого и почему включают в реестр?

В РНП включается информация о поставщике (наименование, ИНН), данные об учредителях и исполнительных органах юрлица (например, директоре), о закупке (дата ее проведения, объект закупки, код закупки), об основаниях и дате расторжения контракта и о дате внесения данных сведений. И исчезнут эти записи только через 2 года с момента включения в реестр.

Также в нем есть информация:

- об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов,
- о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда,
- или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов .

Решение о включении в реестр принимает Федеральная антимонопольная служба на основании сведений, представленных заказчиком. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.

Среди всех этих оснований для включения в реестр самым серьезным является расторжение контракта по решению суда. В этом случае факт нарушения при исполнении государственного контракта устанавливается судом, а сведения в РНП включаются на основании вступившего в законную силу решения суда. Другие же основания – уклонение от заключения контракта и односторонний отказ заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта - не являются однозначными и не всегда свидетельствуют о нарушениях закона, за которые можно попасть в реестр. В этом случае заказчику гораздо проще передать сведения о недобросовестном поставщике в антимонопольную службу без выяснения «смягчающих» обстоятельств, поскольку за непредоставление информации «антимонопольщикам» ему грозит штраф до 100 тыс. руб .

При подаче сведений в антимонопольный орган в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заказчики должны ориентироваться на следующие маркеры существенных нарушений:

- ненадлежащее качество исполнения контракта,
- непредставление необходимых сопроводительных документов,
- существенное нарушение сроков исполнения.

При этом заказчики не всегда учитывают обстоятельства, исключающие внесение сведений в РНП. К ним относятся неисполнение заказчиком встречных обязательств, изменение им требований при исполнении контракта и возникновение по вине заказчика обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению .

Особо отметим такое основание, как уклонение от заключения контракта . Можно избежать включения в РНП по этому основанию, но для этого необходимо подтвердить свою добросовестность и отсутствие намерения отказаться от заключения контракта.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков?

Рассмотрим наиболее частые ситуации, когда добросовестное поведение поставщика является весомым аргументом в пользу невключения его в реестр, хотя имеются нарушения требований закона:

1. Банковская гарантия.

- Перечисление денег по обеспечению госконтракта с нарушением срока предоставления обеспечения, но до оформления протокола о признании уклонившимся от заключения контракта, не является основанием для включения в РНП .

2. Технический сбой и технические ошибки.

- Поломка электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая не позволила подписать контракт в срок, может исключить попадание в РНП, если поставщик пытался исполнить контракт, но не смог заменить ЭЦП в кратчайшие сроки.

Чтобы избежать неблагоприятные последствия технической ошибки мы рекомендуем пользоваться в своей деятельности плагином ГИС «Независимый регистратор». Он позволяет фиксировать происходящее на электронных площадках на видео и эту запись можно использовать в ФАС в качестве доказательства своей невиновности. Скриншоты же не подойдут, ведь антимонопольная служба считает, что проверить их достоверность невозможно, а потому они не могут свидетельствовать о технических неполадках.

3. Болезнь сотрудника, ответственного за подписание контракта, из-за чего сроки подписания контракта были нарушены.

При наличии подтверждений такого обстоятельства антимонопольные органы не включают в РНП.

Правовые последствия включения в реестр:

1. Включение в РНП лишает возможности заключения государственных контрактов на время включения в реестр, то есть в течение 2 лет. Можно ли обойти запрет на участие в госзакупке, создав новое юридическое лицо, но с тем же составом учредителей? Нет, часто документация о закупке требует даже от учредителей фирм-участников не числиться в РНП. Также не получится поучаствовать в госзакупках индивидуальному предпринимателю, сведения о котором внесены в РНП как об учредителе юридического лица.

2. Эти сведения включаются в публичный реестр, доступ к которому имеют потенциальные контрагенты. Такая информация может негативно сказаться и на заключении гражданско-правовых договоров без государственного участия. Ведь если лицо нарушило государственный контракт, можно ли надеяться на то, что оно добросовестно исполнит обычный договор?

Незаконно включили в РНП? Есть выход.

Что делать, если необоснованное включение в РНП принесло убытки, причиненные деловой репутации? Законодательство предусматривает их возмещение. При расчёте убытков судьи учитывают, например,

- факты отклонения заявок организации на участие в других закупках по причине наличия сведений в РНП,
- письма контрагентов об отказе от сотрудничества,
- длительность деятельности организации на рынке,
- доля, которую работы в рамках госзакупок занимают в деятельности организации,
- длительность нахождения сведений в РНП.

Подытожим: не всегда включение в РНП является обоснованным. Порой заказчики и антимонопольные органы не учитывают все обстоятельства отношений сторон. Поставщик должен проявлять максимум усилий для заключения и исполнения контракта, поскольку подтверждения добросовестного поведения полезны для разбирательств в суде и органах ФАС по вопросу включения/невключения в РНП.

Фото с сайта mobimag.ru
Фото с сайта mobimag.ru

Какие сведения, помогающие проверить надежность и честность компаний, с которыми уже налажено/планируется сотрудничество, можно получить в Беларуси? Сколько это стоит? Рассказывает Андрей Вашкевич, адвокат, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры».

– О неплатежах и проблемах с контрагентами сейчас не говорит только ленивый. Суды работают эффективно, но реальное взыскание долга может занять месяцы, если не годы. Должник может обанкротиться и получить деньги не удастся. Поэтому как никогда действенен принцип: лучший способ борьбы с нарушением – это предупреждение. Но есть ли возможность получать сведения о действующих и потенциальных контрагентах?

АНДРЕЙ ВАШКЕВИЧ Адвокат, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры»
Андрей Вашкевич
Адвокат, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры»

В ряде стран информация о коммерческих организациях и предпринимателях общедоступна. Включает в том числе бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, сведения об учредителях (участниках, акционерах) и директорах.

Платные ресурсы предоставляют возможность получить исчерпывающие сведения о финансовом состоянии, судебных спорах и иных существенных аспектах деятельности.

В Беларуси возможность доступа к информации о контрагенте ограничена. Тем не менее ряд интернет-ресурсов позволяют получить представление о состоянии контрагента.

Бесплатные общедоступные ресурсы

Можно получить краткую информация о регистрации и текущем статусе организации (предпринимателя):

  • Действующее
  • В процессе ликвидации
  • Банкротство

Полную выписку можно получить платно, при обращении в регистрирующие органы. Об этом я скажу ниже.

2. Единый государственный реестр сведений о банкротстве.

Скриншот с сайта bankrot.gov.by

Скриншот с сайта bankrot.gov.by

  • О должнике (юридический и фактический адреса, телефон, электронная почта)
  • О номере дела, каким судом рассматривается и кто заявитель
  • Данные об управляющем
  • Ключевые даты, информация о текущем статусе дела о неплатежеспособности (например, защитный период, конкурсное производство и т.д.). Включая выдержку из постановления суда или краткое резюме.

3. Сведения о ликвидации/прекращении деятельности субъектов хозяйствования. (объявления в журнале «Юстиция Беларуси»).

  • Дату принятия решения о ликвидации
  • ФИО, адрес и телефон ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии)
  • Срок, в течение которого кредиторы могут предъявить претензии

4. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (доступен для скачивания на сайте Министерства по налогам и сборам)

Включает наименования и номера налогоплательщиков, отнесенных к числу лжепредпринимательских структур.

Данные: nalog.gov.by

Данные: nalog.gov.by

5. Компании и ИП, имеющие задолженность перед бюджетом. Сумма задолженностей не указывается.

  • Наименование поставщика и его УНП
  • Адрес, номер телефона и другие контактные данные

7. Информация о приказных производствах (находится на сайте Верховного Суда в разделе «Приказное производство» соответствующего экономического суда).

8. Информация о судебных заседаниях в экономических судах (находится на сайте Верховного Суда в разделе «Расписание заседаний по экономическим делам»). Можно узнать:

  • Номер дела и какой судья его ведет
  • Информацию о сторонах спора
  • Информацию о дате судебных заседаний и (не всегда) предмете спора

9. Список плательщиков страховых взносов, имеющих наибольшие суммы просроченной задолженности.

Как можно воспользоваться информацией из этих ресурсов:

  • Данные с сайта Верховного суда позволяют составить мнение о количестве судебных споров, в которые вовлечен контрагент, и суммах, которые взыскиваются с него.
  • Данные по задолженности перед бюджетом и по страховым взносам позволяют составить мнение о наличии финансовых проблем у контрагента.
  • В любом случае рекомендуется проверять контрагентов на отнесение к так называемым лжепредпринимательским структурам, а также по текущее статуту (действующий, ликвидация, банкротство).

При этом ресурсы, о которых говорится выше, не связаны. Они предоставляют информацию в различном виде, не предоставляют возможность автоматического мониторинга. Для обработки информации по всем источникам и для ее анализа требуется определенное время. Тем не менее, они могут быть полезны при проверке контрагента.

Информация, которую можно получить платно

1. Практически единственным интегрированным ресурсом является Картотека.бай. Он платный, объединяет в себе всю информацию о контрагенте, а также дополнительные сведения. Например, о фактическом местонахождении контрагента по сведениям налоговых органов.

Ресурс также нформирует пользователя о происходящих изменениях в статусе о контрагенте/группе контрагентов.

2. Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним: ЕГРНИ. Он может быть интересен в первую очередь держателем залогов. По адресу или кадастровому (инвентарному) номеру возможно получить электронную выписку по любому объекту недвижимости, с актуальными правами и ограничениями.

Получение информации при обращении в государственные органы, в рамках административных процедур:

Выписка (платная) из Единого государственного регистра юридических лиц и ИП. Предоставляется при обращении в:

  • Министерство юстиции
  • Министерство финансов
  • Национальный банк
  • Местные исполнительные и распорядительные органы

Стоимость: 1 базовая величина (21 рубль) за одну полную выписку. В ней указывается текущий статус и адрес компании, ее руководители и участники (кроме акционерных обществ)

Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Данные предоставляются при обращении в:

  • Республиканскую организацию по государственной регистрации и земельному кадастру
  • Территориальную организацию по государственной регистрации и земельному кадастру

Предоставляется информация по объектам недвижимости, с указаниями актуальных прав и ограничений.

Стоимость выписки: 0,5 базовой величины (10 рублей 50 копеек) за одну выписку по одному объекту.

Фото с сайта masterabetona.ru

Фото с сайта masterabetona.ru

Данные от территориальных органов принудительного исполнения. Предоставляют информацию о должнике, с указанием возбужденных в его отношении испольнительных производствах.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) определено, что заказчики в случае нарушений со стороны участников закупок должны передавать сведения о таких участниках в ФАС с целью внесения их в реестр недобросовестных поставщиков. В каких случаях автономные учреждения обязаны представить сведения об недобросовестных участниках? Какие именно сведения должны быть поданы и в каком виде? Существует ли какой-либо срок для представления сведений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.

Общие сведения.

Реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) представляет собой черный список ненадежных участников закупок. Он размещен в открытом доступе на сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС).

Для участников занесение в такой реестр означает одно – они лишаются возможности участия в закупочных процедурах на два года. Конечно же, это негативный момент, и довольно часто участники закупок пытаются оспорить их внесение в РНП в суде.

Для заказчиков РНП – возможность избежать заключения контракта с недобросовестным поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Это связано с тем, что Законом № 223-ФЗ заказчикам дается право установить требования к участникам процедуры об отсутствии сведений в РНП как по названному закону, так и по Закону № 44-ФЗ [1] .

Причем можно использовать и оба названные реестра, и любой из них. Соответственно, можно отклонить заявку от участника, сведения о котором включены в данные реестры.

С точки зрения технической составляющей процесса правила ведения реестра по законам № 223-ФЗ и 44-ФЗ во многом схожи. Но по порядку ведения эти реестры отличаются друг от друга.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, – ФАС в ЕИС.

Основания для включения участника в РНП.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ в реестр включаются сведения лишь в двух случаях:

  • если участник закупки уклонился от заключения договора;
  • если с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договор расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением.

Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 утверждены Правила [2] направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки в ФАС, согласно которым сведения в РНП направляются и при непредставлении участником обеспечения исполнения договора, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения.

Если договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) был расторгнут по соглашению сторон, о включении такого поставщика в РНП речи быть не может, поскольку когда стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, признаки недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика отсутствуют. Следовательно, нет и оснований для внесения в РНП.

Вопрос:

Можно ли передать сведения в РНП, если от заключения договора уклоняется поставщик, который занял второе место?

Законом № 223-ФЗ этот вопрос не урегулирован и в случае возникновения спора ФАС как орган, ответственный за включение участников закупочных процедур в РНП, будет изучать положение о закупке, которым руководствуется организация при осуществлении закупочной деятельности. Если положением предусмотрена обязанность при осуществлении определенных видов закупочных процедур участника закупки, занявшего второе место, при уклонении победителя заключить контракт, то уклонение такого участника должно расцениваться как неблагонадежность и сведения о нем должны направляться в РНП. Если же положением не установлено обязанности по заключению договора для участников, занявших второе место, по итогам закупки, когда победитель уклонился от его заключения, передача сведений о таком участнике для внесения их в РНП будет необоснованна.

Сроки направления сведений в РНП.

Порядок подачи сведений в ФАС прописан в Правилах. И первым делом считаем необходимым обозначить сроки, в которые автономное учреждение должно направлять информацию и сведения в ФАС о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе). Для наглядности представим их в таблице.

Срок подачи сведений

Уклонение от заключения договора победителя закупки

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

Уклонение участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор)

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

Уклонение от заключения договора:

Не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора

– единственного участника, подавшего заявку на участие в закупке;

– единственного участника закупки, признанного таковым;

– участника закупки, единственного участвующего во всех этапах закупки

Расторжение договора по решению суда

Не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора

Автономное учреждение может подать сведения в ФАС двумя способами:

  • в письменной форме с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным должностным лицом;
  • в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи.

При этом для письменной формы подачи сведений сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов и документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика.

Сведения и информация, подлежащие направлению в ФАС.

Перечень сведений, подлежащих передаче в ФАС в рассмотренных выше случаях, утвержден Постановлением Правительства РФ № 1211.

1. Наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество физического лица, которое уклонилось от заключения договора или с которым договор по решению суда расторгнут.

2. Данные о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица – страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номера дома (владения), корпуса (строения) и офиса – для юридического лица. Если же сообщение готовится в отношении физического лица, дополнительно нужно указать квартиру, где оно зарегистрировано.

3. Идентификационный номер налогоплательщика или согласно законодательству соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).

4. Дату подведения итогов закупки (если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дату признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник, подавший заявку на участие в закупке, или участник, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий во всех этапах, уклонились от заключения договора (если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор).

5. Дату заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.

6. Сведения о договоре:

  • наименование товаров (работ, услуг);
  • код по ОКПД 2 (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ));
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • код валюты договора.

7. Дату расторжения договора с указанием основания (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения (решения суда).

К этим сведениям необходимо приложить следующие документы:

  • копию протокола (иного документа, если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
  • иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора, например, копию решения суда.

Решение о включении победителя или участника в РНП.

При получении копии документов от автономного учреждения ФАС проверяет их и в случае отсутствия каких-либо сведений из названных выше приостанавливает рассмотрение обращения о включении сведений о недобросовестном участнике закупки, поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр. Одновременно с этим в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения ФАС направляет заказчику уведомление о необходимости предоставления недостающих сведений. На подачу недостающих сведений у заказчика есть три рабочих дня со дня получения уведомления от ФАС.

Согласно Приказу ФАС РФ от 18.03.2013 № 164/13 [3] проверка сведений, представленных учреждением, проводится комиссией в течение десять дней с даты их поступления. По результатам проверки составляется соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в РНП, которое оформляется приказом.

Подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в РНП не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения руководителем ФАС.

К сведению.

Реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках), исключается из реестра по истечении двух лет со дня включения сведений в реестр.

Практика по включению заказчиками организаций в РНП.

Нормативными актами вроде бы установлены четкая процедура и перечень сведений и информации, предоставляемых заказчиками для включения в РНП недобросовестных победителей и участников закупок, однако на практике не все так просто.

Во-первых, как мы уже говорили, включение участника или победителя закупки в РНП может быть оспорено в суде. И эти споры не редкость. Конечно, чаще всего заказчики участвуют в них в качестве третьих лиц, ведь решение о включении или невключении в РНП принимает ФАС, но тем не менее им нужно знать, почему решение о включении в реестр признают незаконным и на что обратить внимание.

Например, АС ВВО рассматривалось дело об оспаривании решения ФАС о включении ООО в РНП. По мнению заказчика, ООО уклонилось от заключения договора, поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 03.12.2014 (размещен в ЕИС 04.12.2014) ООО не направило в срок, установленный положением о закупке и закупочной документацией, подписанный договор в адрес заказчика.

Суд, рассматривая дело, выяснил, что заказчик направил скан-копию договора 02.12.2014, то есть до подведения итогов закупки, что уже является нарушением требований закупочной документации и положения о закупке. Вместе с тем судом установлено, что 13.12.2014 заказчик направил ООО почтовым отправлением договор поставки, который получен обществом 24.12.2014. Согласно положению о закупке договор должен быть подписан в течение пять рабочих дней с момента получения договора, то есть у ООО был срок до 31.12.2014. Однако заказчик направил сведении в ФАС о включении ООО в РНП до истечения этого срока – 18.12.2014. Соответственно, ФАС приняла необоснованное решение о включении ООО в реестр и суд отменил его (Постановление АС ВВО от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015).

При отправке сведений в реестр в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, нужно учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется 30-дневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.

Ответственность заказчика.

Хотим заострить внимание вот на каком моменте. КоАП РФ определена ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФАС для включения их в РНП. В частности, в силу ст. 19.7.2-1 КоАП РФ за данное нарушение предусмотрен административный штраф:

  • для должностных лиц – от 10 000 до 15 000 руб.;
  • для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Аналогичный штраф может быть применен и за сообщение недостоверных сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках). Поэтому соблюдайте сроки направления информации и включайте в сообщение всю необходимую информацию.

Итак, реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС, а заказчики направляют в данный орган информацию и сведения о победителях закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также об участниках, недобросовестно исполняющих условия договора, если в связи с этим договор был расторгнут по решению суда. Представлять сведения нужно в течение 30 календарных дней с момента истечения срока подписания договора или в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора в судебном порядке (со дня вступления в силу решения суда). За нарушение указанных сроков, как и за несообщение в ФАС о недобросовестных поставщиках или «уклонистах», для заказчиков предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[2] Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

[3] «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

lost-places-1730892_1920.jpg

Деятельность поставщиков и подрядчиков в сфере государственных закупок как никакая другая требует безупречного исполнения и не терпит ошибок. Цена ошибки - включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), иначе говоря, в т.н. «черный список». Так, за период с сентября 2019 г. по сентябрь 2020 г. в него попали более 11 тыс. поставщиков и подрядчиков, которые нарушили условия государственного контракта. Как избежать включения в этот реестр и каковы правовые последствия нахождения нем? Давайте разбираться…

Кого и почему включают в реестр?

В РНП включается информация о поставщике (наименование, ИНН), данные об учредителях и исполнительных органах юрлица (например, директоре), о закупке (дата ее проведения, объект закупки, код закупки), об основаниях и дате расторжения контракта и о дате внесения данных сведений. И исчезнут эти записи только через 2 года с момента включения в реестр.

Также в нем есть информация:

- об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов,
- о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда,
- или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов .

Решение о включении в реестр принимает Федеральная антимонопольная служба на основании сведений, представленных заказчиком. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.

Среди всех этих оснований для включения в реестр самым серьезным является расторжение контракта по решению суда. В этом случае факт нарушения при исполнении государственного контракта устанавливается судом, а сведения в РНП включаются на основании вступившего в законную силу решения суда. Другие же основания – уклонение от заключения контракта и односторонний отказ заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта - не являются однозначными и не всегда свидетельствуют о нарушениях закона, за которые можно попасть в реестр. В этом случае заказчику гораздо проще передать сведения о недобросовестном поставщике в антимонопольную службу без выяснения «смягчающих» обстоятельств, поскольку за непредоставление информации «антимонопольщикам» ему грозит штраф до 100 тыс. руб .

При подаче сведений в антимонопольный орган в связи с односторонним отказом от исполнения контракта заказчики должны ориентироваться на следующие маркеры существенных нарушений:

- ненадлежащее качество исполнения контракта,
- непредставление необходимых сопроводительных документов,
- существенное нарушение сроков исполнения.

При этом заказчики не всегда учитывают обстоятельства, исключающие внесение сведений в РНП. К ним относятся неисполнение заказчиком встречных обязательств, изменение им требований при исполнении контракта и возникновение по вине заказчика обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению .

Особо отметим такое основание, как уклонение от заключения контракта . Можно избежать включения в РНП по этому основанию, но для этого необходимо подтвердить свою добросовестность и отсутствие намерения отказаться от заключения контракта.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков?

Рассмотрим наиболее частые ситуации, когда добросовестное поведение поставщика является весомым аргументом в пользу невключения его в реестр, хотя имеются нарушения требований закона:

1. Банковская гарантия.

- Перечисление денег по обеспечению госконтракта с нарушением срока предоставления обеспечения, но до оформления протокола о признании уклонившимся от заключения контракта, не является основанием для включения в РНП .

2. Технический сбой и технические ошибки.

- Поломка электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая не позволила подписать контракт в срок, может исключить попадание в РНП, если поставщик пытался исполнить контракт, но не смог заменить ЭЦП в кратчайшие сроки.

Чтобы избежать неблагоприятные последствия технической ошибки мы рекомендуем пользоваться в своей деятельности плагином ГИС «Независимый регистратор». Он позволяет фиксировать происходящее на электронных площадках на видео и эту запись можно использовать в ФАС в качестве доказательства своей невиновности. Скриншоты же не подойдут, ведь антимонопольная служба считает, что проверить их достоверность невозможно, а потому они не могут свидетельствовать о технических неполадках.

3. Болезнь сотрудника, ответственного за подписание контракта, из-за чего сроки подписания контракта были нарушены.

При наличии подтверждений такого обстоятельства антимонопольные органы не включают в РНП.

Правовые последствия включения в реестр:

1. Включение в РНП лишает возможности заключения государственных контрактов на время включения в реестр, то есть в течение 2 лет. Можно ли обойти запрет на участие в госзакупке, создав новое юридическое лицо, но с тем же составом учредителей? Нет, часто документация о закупке требует даже от учредителей фирм-участников не числиться в РНП. Также не получится поучаствовать в госзакупках индивидуальному предпринимателю, сведения о котором внесены в РНП как об учредителе юридического лица.

2. Эти сведения включаются в публичный реестр, доступ к которому имеют потенциальные контрагенты. Такая информация может негативно сказаться и на заключении гражданско-правовых договоров без государственного участия. Ведь если лицо нарушило государственный контракт, можно ли надеяться на то, что оно добросовестно исполнит обычный договор?

Незаконно включили в РНП? Есть выход.

Что делать, если необоснованное включение в РНП принесло убытки, причиненные деловой репутации? Законодательство предусматривает их возмещение. При расчёте убытков судьи учитывают, например,

- факты отклонения заявок организации на участие в других закупках по причине наличия сведений в РНП,
- письма контрагентов об отказе от сотрудничества,
- длительность деятельности организации на рынке,
- доля, которую работы в рамках госзакупок занимают в деятельности организации,
- длительность нахождения сведений в РНП.

Подытожим: не всегда включение в РНП является обоснованным. Порой заказчики и антимонопольные органы не учитывают все обстоятельства отношений сторон. Поставщик должен проявлять максимум усилий для заключения и исполнения контракта, поскольку подтверждения добросовестного поведения полезны для разбирательств в суде и органах ФАС по вопросу включения/невключения в РНП.

Контур.Фокус предоставляет своим пользователям сведения о предприятиях и ИП, которые были внесены ФАС в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти данные помогут избежать заключения сделок с неблагонадёжными контрагентами. Также пользователям будет полезно воспользоваться такими возможностями системы Контру.Фокус, как маркеры благонадёжности, лицензии, реестр МСП.

Сводная информация по РНП

Если в отношении интересующего контрагента сформировать карточку компании, то на вкладке «Сводка» в блоке «Госзакупки» можно узнать включена ли организация в реестр недобросовестных поставщиков. Если запись присутствует, то необходима подробная проверка контрагента и полный анализ его деятельности.

Сводка РНП

Блок “Госзакупки”. Наличие записи в РНП

В данном блоке можно также ознакомиться с общей информацией по заключённым госконтрактам и величине банковских гарантий.

Что такое Реестр недобросовестных поставщиков

В реестр недобросовестных поставщиков включают информацию об участниках и поставщиках закупок по ФЗ-44, ФЗ-223 и 615-ПП, которые по каким-то причинам уклонились от заключения контракта. РНП является своеобразным «чёрным списком» компаний, заключения договоров с которыми лучше избегать.

Если в отношении участника торгов сделана запись о его недобросовестности, то он отстраняется от участия в госзакупках на два года. Соответствующие записи в реестр производит Федеральная антимонопольная служба РФ.

Причины попадания в реестр:

  • победитель торгов по различным причинам уклоняется от заключения сделки, тогда сделка оформляется со вторым победителем, а сведения о первом направляются в ФАС в течение 3 дней
  • предприятие было единственным участником торгов, но отказалось подписывать контракт, сведения в ФАС направляются в течение 5 рабочих дней
  • заказчик не удовлетворён исполнением условий контракта со стороны поставщика или условия не соблюдаются вовсе, сведения в Фас направляются в течение 3 рабочих дней

Если по каким-либо причинам организация-заказчик не сообщит в ФАС о подобных событиях, то в соответствии с ст. 19.7.2 КоАП будет наложен административный штраф на должностных лиц в размере 15 000 рублей, а на юридических лиц – в размере 100 000 рублей.

Предоставляемые сведения могут направляться на бумажном носителе или в электронном виде, но в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • наименование юридического лица и ИНН
  • юридический адрес и ФИО учредителей
  • дата проведения торгов или дата расторжения контракта с обоснованием
  • цена и сроки контракта, объект
  • идентификационный код закупок

У поставщика есть 10 дней, в течение которых ФАС определяется с решением и может принять к рассмотрению оправдательные документы.

В соответствии со ст. 31 закона 44-ФЗ заказчик на своё усмотрение устанавливает требование к потенциальным поставщикам об отсутствии их в РНП. Поэтому у предприятия из реестра есть шанс снова поучаствовать в торгах. Однако, практически во всех совершаемых сделках это условие является обязательным.

Предприятию стоит объективно оценивать свои возможности перед участием в государственных закупках, чтобы иметь необходимые мощности для исполнения обязательств по контракту. В противном случае может пострадать деловая репутация предприятия, что приведёт к значительному снижению объёмов заключаемых сделок.

Подробная информация по реестру недобросовестных поставщиков

Для получения развёрнутой информации об обстоятельствах создания записи в РНП необходимо кликнуть по соответствующей строке в блоке «Госзакупки» или перейти на вкладку «Госзакупки».

Аналитика РНП

Карточка записи в реестре недобросовестных поставщиков содержит следующие данные:

  • дата записи
  • номер
  • сумма договора, за невыполнение условий которого было принято решение о внесении записи
  • орган, внёсший соответствующую запись
  • основание внесения, приказ уполномоченного органа
  • причина
  • датарасторжения
  • основание, например, по решению суда
  • заказчик, наименование учреждения согласно заключённого контракта
  • дата контракта
  • срок исполнения, согласно ранее заключённого договора

Информация о наличии записи в РНП в отношении потенциального контрагента позволит предостеречь руководство компании от заключения сделки с неблагонадёжным поставщиком. С этой же целью система Контур.Фокус рекомендует прибегнуть к использованию следующих возможностей: особые реестры ФНС, упоминания в интернете, бухгалтерская отчётность.

Источники информации

Сведения о внесённых записях в Реестр недобросовестных поставщиков поступают на сервер Контур.Фокус из официального источника – Федеральной антимонопольной службы, что гарантирует их достоверность.

Периодичность обновления

Информация, доступная к изучению на сервере Контур.Фокус, подлежит ежедневному обновлению. Такая оперативность обеспечивает актуальность предоставляемых данных.

Доступно на тарифах

Заявка на Контур.Фокус

Заполните все поля заявки, наши специалисты в самок ближайшее время свяжутся с Вами, проведут онлайн презентацию сервиса и помогут выбрать подходящий тариф:

Читайте также: