Для простой экономики без государственных расходов или налогов и без

Опубликовано: 03.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

  1. предполагает изучение экономики в динамике;
  2. предполагает изучение экономики как непрерывно повторяющегося процесса;
  3. процесс производства, распределения, обмена и потребления;
  4. все ответы неверны.

Верно или неверно:

1. Для современной экономики характерен рост непроизводственной сферы - да

2. Общественное воспроизводство бывает только расширенным - нет

3. Макроэкономика изучает формы государственного регулирования экономики и процессы производства на уровне предприятия - нет

7. Структура российской экономики отличается от структуры стран с рыночной экономикой - да

Выбрать правильный ответ

  1. достигаются автоматически;
  2. всегда совпадают;
  3. неизмеримы количественно;
  4. часто противоречат друг другу.

Верно или неверно:

1. Достижение цели стабильных цен не противоречит возможности определенных темпов инфляции - да

2. Существование отрицательного сальдо внешнеторгового баланса является нежелательным для национальной экономики - да

3. Существование безработицы имеет только отрицательные последствия для национальной экономики - нет

Выбрать правильный ответ

Рост государственных трансфертов (пенсий, пособий и т.д.) приведет:

  1. к сдвигу вправо кривой совокупного спроса;
  2. сдвигу влево кривой совокупного спроса;
  3. сдвигу вправо краткосрочной кривой совокупного предложения;
  4. сдвигу влево краткосрочной кривой совокупного предложения.

Нарушение макроэкономического равновесия на промежуточном отрезке кривой совокупного предложение приведет:

  1. к изменению уровня цен без изменения объема производства;
  2. к изменению объема производства без изменения уровня цен;
  3. к изменению и объема производства и уровня цен;
  4. к неизменности и объема производства и уровня цен.

Более предпочтительным значением мультипликатора инвестиций для национальной экономики является:

  1. 4;
  2. 3;
  3. 0;
  4. 1;
  5. 0,5.

Для ликвидации рецессионного разрыва государство должно проводить политику, направленную:

  1. на стимулирование сбережений;
  2. на стимулирование потребительских расходов;
  3. на сокращение государственных расходов;
  4. на ограничение денежной массы.

В функции налогов не входит:

  1. перераспределение доходов в обществе;
  2. формирование доходов государственного бюджета;
  3. регулирование хозяйственной деятельности;
  4. перераспределение денежных средств между отраслями экономики

Какой из перечисленных налогов оплачивает потребитель?

  1. подоходный налог с физических лиц;
  2. налог на прибыль предприятий;
  3. налог на добавленную стоимость;
  4. налог на недвижимость.

Применяемый налог относится к прогрессивным, если величина налоговой ставки:

  1. не меняется при изменении дохода;
  2. повышается с ростом дохода;
  3. снижается с ростом дохода;
  4. не меняется при увеличении дохода.

Наибольшая доля расходов государственного бюджета приходится на:

  1. государственное управление;
  2. финансирование сельского хозяйства;
  3. финансирование промышленности, энергетики, строительства;
  4. обслуживание государственного долга.

Согласно современной концепции бюджетного регулирования:

  1. необходимо ежегодно обеспечивать сбалансированность бюджета;
  2. даже небольшой бюджетный дефицит является негативным явлением;
  3. приоритетной целью является достижение макроэкономической стабильности;
  4. сбалансированность бюджета достигается в течение экономического цикла.

К встроенным стабилизаторам недискреционной фискальной политики не относятся:

  1. прогрессивные налоги;
  2. социальные выплаты;
  3. программы по поддержанию малоимущих слоев населения;
  4. регрессивные налоги

К инструментам фискальной политики относится:

  1. увеличение нормы обязательных резервов;
  2. продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке;
  3. распределение утвержденного объема государственных расходов по статьям бюджета;
  4. повышение размера минимальной заработной платы.

Сдерживающая фискальная политики предполагает:

  1. сокращение налогов и повышение государственных расходов; б)
  2. сокращение налогов и расходов бюджета; в)
  3. повышение налогов и расходов бюджета;
  4. сокращение государственных расходов и повышение налогов


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4


Финансы и банковские услуги
Экономика
Экономическая теория
Капитал
Тесты

Д) технологии изменчивы и объем выпуска зависит от издержек и соответственно от уровня цен

73. Для простой экономики без государственных расходов или налогов и без внешней торговли совокупный спрос равен сумме:

A) совокупного дохода и инвестиций.

Б) потребления и совокупного дохода.

В) потребления и сбережений.

Г) личных сбережений и инвестиций.

Д) потребления и инвестиций.

74. Какой из перечисленных неценовых детерминантов (факторов), не сдвигает кривую совокупного предложения вправо-влево?

A) изменения в технологии.

В) изменения в производительности труда.

В) равновесие цен на ресурсы.

Г) изменение цен на ресурсы.

Д) изменения нормативно - правовых норм.

75. Кривая совокупного спроса и совокупного предложения показывают:

A) Уровень технологических изменении.

Б) Систему взаимосвязанных показателей СНС.

В) Сокращение продолжительности фазы подъема и увеличение фазы депрессии.

Д) Факторы, определяющие уровень цен и объем выпуска продукции

A) проводится при безработице и экономическом спаде

Б) покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке

В) сокращение денежного предложения и повышение процентной ставки

Г) понижение нормы обязательных активов

Д) понижение учетной ставки

77.Если Национальный Банк принимает решение сократить предложение денег, он может:

А) увеличить норму обязательных резервов;

Б) осуществить покупку государственных облигаций на открытом рынке;

В) уменьшить учетную ставку;

Г) расширить финансирование предпринимательских структур;

Д) снизить норму обязательных резервов.

78.Какие из следующих событий могут вызвать дисбаланс денежной массы:

А) все указанное.

Б) коммерческие банки умышленно увеличивают дополнительные резервы;

В) население неожиданно предпочитает держать на руках больше наличных денег;

Г) большая часть кредитов коммерческих банков на селению не находит спроса;

Д) Национальный банк повышает норму обязательных резервов;

79.Если Центральный банк поддерживает курс на стабилизацию выпуска, то, столкнувшись с неблагоприятным шоком со стороны предложения, он должен:

A) сократить предложения денег.

Б) снизить налоговые ставки.

В) снизить государственные расходы.

Г) увеличить государственные расходы.

Д) увеличить предложения денег.

80.Для проведения сдерживающей кредитно-денежной политики Центробанк должен:

А) увеличить выдачу кредитов коммерческих банков.

Б) снизить учетную ставку процента.

В) увеличить норму обязательных резервов.

Г) уменьшить норму обязательных резервов.

81.Согласно какому закону при вовлечении дополнительной единицы капитала, отдача от его использования снижается.

A) закону предельной убывающей отдачи;

Б) закону Оукена;

Г) убывающему эффекту от масштаба роста;

Д) закону рациональных ожиданий.

82.Фирма будет нанимать дополнительного рабочего пока (w/P – реальная заработная плата; MPL – предельный продукт труда).

Б) w/P=MPL

83.Какой фактор не влияет на рост национального дохода?

A) повышение производительности труда.

Б) увеличение рабочего дня в сфере материального производства.

В) рост численности работников бюджетной сферы.

Г) повышение интенсивности труда.

Д) увеличение численности наемных рабочих в сфере материального производства.

84.На рынке труда устанавливается равновесие, когда:

A) величина спроса на труд равна количеству занятых в экономике.

Б) величина предложения труда равна количеству работающих.

В) предельный продукт труда равен цене спроса на труд.

Г) предельный продукт труда равен цене предложения труда;

Д) денежная оценка предельного продукта равна номинальной ставке заработной платы.

85.В соответствии с классической моделью, когда рынок труда находится в равновесии, то:

А) существует полная занятость.

Б) некоторые люди, желающие работать за реальную заработную плату, не могут найти себе работу.

В) возникают свободные рабочие места, так как фирмы не могут нанять необходимое число работников.

Г) потенциальный ВНП выше фактического.

Д) налоги позволяют рынку труда достичь эффективного распределения рабочей силы

86."Отчаявшиеся" работники, которые хотели бы работать, но прекратили поиск рабочего места:

A) учитываются в величине фрикционной безработицы

Б) учитываются в величине безработицы ожидания

В) более не учитываются в составе рабочей силы

Г) получают пособие в соответствии с законодательством о минимальной заработной плате

Д) учитываются в величине структурной безработицы

87. Измеряемая безработица может быть ниже, чем фактическая безработица, так как:

A) измеряемая безработица не включает фрикционных безработных

Б) некоторые рабочие хотели найти работу, но отчаялись и прекратили ее поиски

В) некоторые из тех, кто называет себя безработными, просто не занимаются поисками работы всерьез

Г) измеряемая безработица не включает в себя подростковую безработицу

Д) имеют место ошибки в статистической отчетности

88.При достижении полной занятости:

A) каждый трудоспособный может найти работу по устраивающей его ставке зарплаты

Б) может существовать естественная безработица

В) может существовать конъюнктурная безработица

Г) может существовать циклическая безработица

Д) предложение труда не увеличивается даже при повышении реальной ставки зарплаты

89.Кривая Оукена сдвигается вверх, если увеличивается:

A) норма естественной безработицы

Б) величина конъюнктурной безработицы

В) НД полной занятости

Г) значение параметра (коэффициента) Оукена

Д) численность занятых

90.Какой вид безработицы будет вызван следующей причиной спада занятости: Из-за сильных холодов пришлось приостановить строительные работы, строители получают заработную плату за вынужденный простой.

Д) Фрикционная (текучая)

91.Работник, уволившийся добровольно, входит в состав рабочей силы, но пока ещё не нашёл работу, попадает в категорию безработных, охваченных:

A) Структурной формой безработицы.

Б) Сезонной формой безработицы.

В) Фрикционной формой безработицы.

Г) И сезонной и циклической формы безработицы.

Д) Циклической формой безработицы.

92.К какой форме безработицы относится добровольное увольнение человека в связи с переменой места жительства?

Б) Фрикционной.

93.Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных:

A) Структурной формой безработицы.

Б) Институциональной безработицы.

В) Фрикционной формой безработицы.

Г) Перманентной формы безработицы.

Д) Циклической формой безработицы.

94.В основе определения прожиточного минимума лежит:

A) «Корзина услуг»;

Б) Предельная склонность к потреблению.

В) Потребительская корзина;

Г) Корзина «промышленных товаров»;

Д) «Продовольственная» корзина

95.Уровень безработных есть отношение в процентах числа безработных к числу:

A) желающих работать.

Б) трудоспособного населения.

В) тех, кто получает доход не от труда.

Г) временно выбывших из состава рабочей силы.

Д) самодеятельного населения.

96.Человек, который временно болен и не может работать:

А) Относится к разряду занятых;

Б) Относится к безработным;

В) Не учитывается в составе рабочей силы;

Г) Считается как не полностью занятый;

Д) Относится к экономически неактивному населению.

97.В соответствии с классической моделью, когда рынок труда находится в равновесии, то:

А) Существует полная занятость;

Б) Некоторые люди, желающие работать за реальную заработную плату, не могут найти себе работу;

В) Возникают свободные рабочие места, так как фирмы не могут нанять необходимое число работников;

Г) Потенциальный ВНП выше фактического;

Д) Налоги позволяют рынку труда достичь эффективного распределения рабочей силы.

98.Величина инфляционного налога не зависит от:

A) темпа инфляции

Б) затрат на выпуск дополнительных денежных знаков

В) величины спроса населения на реальные кассовые остатки

Г) разновидности подоходного налогообложения

Д) верны ответы B, D

99.Что из перечисленного не имеет отношения к инфляции, обусловленной ростом издержек производства:

А) сокращение предложения

Б) рост стоимости на единицу продукции

В) догоняющий рост заработной платы

Г) рост занятности и производства

Д) рост процентной ставки

100 Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции:

А) имеющие денежные сбережения

Б) те, у кого номинальный доход растет, но медленнее, чем повышается уровень цен

В) те, кто стал должником, когда цены были ниже

Г) получающие фиксированный номинальный доход

Д) имеющие ценные бумаги

101.Непредвиденная инфляция обычно сопровождается:

А) перераспределением богатства и дохода

Б) отсутствием экономического ущерба

В) снижением эффективности экономики

Г) увеличением эффективности экономики

Д) верны ответы A, C

102.Какая взаимосвязь между инфляцией и безработицей:

A) безработица растет, инфляция не изменяется

Б) безработица растет, инфляция растет

В) безработица падает, инфляция растет

Г) безработица падает, инфляция падает

Д) между безработицей и инфляцией нет взаимосвязи

103.Политика управления спросом, направленная на снижение инфляции:

A) приводит в краткосрочном периоде к снижению темпов инфляции без сокращения уровня выпуска

Б) сокращает уровень выпуска, не оказывая влияния на темп инфляции

Понятие и цели фискальной политики

Фискальная политика государства является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования, его масштабы и сила воздействия настолько велики, что важность оптимальной фискальной политики трудно переоценить. В течение достаточно долгого времени манипулирование налогами и государственными расходами использовалось для регулирования движения капитала и влияния на принятие инвестиционных решений физическими и юридическими лицами. Однако основной макроэкономической функцией государства является стабилизация экономики, и фискальная политика, как правило, также играет в этом очень важную роль. На сегодняшний день фискальная политика не в полной мере реализует свой потенциал, определяет актуальность вопроса, поднятого в работе.

В странах с развитой рыночной экономикой именно фискальная и денежно-кредитная политика являются основными инструментами, с помощью которых государство влияет на национальное производство, занятость и инфляцию.

Целями фискальной политики являются:

  • смягчение циклических колебаний в экономике за счет бюджетного финансирования государственных расходов и регулирования налоговых ставок;
  • стабилизация экономики и обеспечение устойчивого экономического роста;
  • обеспечение эффективной занятости и контролируемой умеренной инфляции.

С появлением кейнсианского учения фискальная политика использовалась в качестве основного инструмента регулирования экономического цикла. В этом случае в зависимости от фазы цикла применяются методы стимулирования или сдерживания фискальной политики.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Основные достоинства политики фискального регулирования

Фискальная политика имеет несколько преимуществ. Основными из них являются:

  • Во-первых, действие автоматических стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - это инструменты, ценность которых не меняется, но само их существование автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность во время спада и сдерживая ее при перегреве. Автоматические стабилизаторы включают в себя: подоходный налог, косвенные налоги; пособие по безработице; пособие по бедности. С помощью встроенных автоматических стабилизаторов правительству не нужно применять различные виды влияния, чтобы привести экономику к стабильному состоянию, поскольку экономика автоматически стабилизируется в полном объеме.
  • Во-вторых, все инструменты фискальной политики оказывают мультипликативное влияние на общий объем производства, то есть они приводят к мультипликативному эффекту роста общих затрат.
  • В-третьих, в реализации фискальной политики нет внешнего лага, то есть временного интервала между принятием решений об изменениях политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительство решает изменить инструменты фискальной политики, и эти меры вступают в силу, результат их влияния на экономику проявляется довольно быстро.

Отрицательные аспекты политики фискального регулирования

Некоторые экономисты считают, что одним из главных недостатков фискальной политики является эффект вытеснения. Это происходит, когда государственные закупки товаров и услуг увеличиваются с целью стимулирования экономики. Известно, что стимулирование налогово-бюджетной политики приводит к мультипликативному увеличению общего дохода. В результате спрос на деньги растет, а процентная ставка на денежном рынке растет. Более дорогие кредиты приводят к «вытеснению» инвестиционных затрат фирм в краткосрочной перспективе, что может привести к уменьшению основного капитала в экономике и снижению экономического потенциала в долгосрочной перспективе.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кроме того, налоговое регулирование экономики часто увеличивает дефицит государственного бюджета. Налоги являются основным источником доходов для государственной казны. В то же время государственные закупки и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета. Очевидно, что постоянные операции государства с его бюджетом могут привести к неэффективности его распределения. Например, правительство не может регулярно увеличивать свои расходы для увеличения своего ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что, очевидно, не отвечает интересам государства. По мнению представителей неоклассического направления, формирование дефицита государственного бюджета является одним из важнейших недостатков фискальной политики.

Вторым недостатком фискальной политики является наличие внутренней временной задержки, что делает ее недостаточно гибкой. Внутренняя временная задержка - это промежуток времени между необходимостью изменить политику и решением изменить ее. Правительство может медленно реагировать на изменение экономических условий. Это связано с тем, что установление новых параметров инструментов фискальной политики в правительстве часто включает несколько этапов принятия решений, которые предполагают их координацию с различными органами власти, политическими программами и т. д.

Также необходимо учитывать, что в процессе фискальной политики присутствует фактор неопределенности. Это касается, в первую очередь, вопроса выявления экономической ситуации. Не всегда возможно точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочная реализация неправильной политики может серьезно повлиять на экономику.

Таким образом, фискальная политика является одним из основных способов регулирования рыночной экономики. Фискальное регулирование экономики позволяет руководству страны решать такие макроэкономические проблемы, как сокращение безработицы, стабилизация общего уровня цен и стимулирование экономического роста. Однако в ходе фискальной политики необходимо учитывать негативные последствия фискального регулирования.

Тезаурус

Автоматическая фискальная политика – это форма фискальной политики, при которой «встроенные стабилизаторы» автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

Аккордный налог — налог, устанавливаемый государством на уровне, не зависящем от размеров доходов и покупок.

Косвенные методы фискальной политики – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. Такое воздействие может осуществляться путём использования налоговых льгот, изменения необлагаемого минимума доходов, политики ускоренной амортизации и т.д.

Мультипликатор (от лат. Multiplied – умножаю, увеличиваю) – коэффициент, отражающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода. Мультипликатор – это число, на которое должно быть умножено изменение в инвестициях, чтобы получить представление об ожидаемом изменении дохода.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Прямые методы фискальной политики – это бюджетное финансирование чётко выделенных направлений, таких как расширенное воспроизводство, развитие инфраструктуры, развитие науки, структурная перестройка, содержание ВПК и др.

Сдерживающая фискальная политика – комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией.

Совокупное предложение – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе.

Стимулирующая фискальная политика – комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер.

Совокупный спрос – это объём товаров и услуг (объём национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Социальные трансферты – это передача населению государственными или негосударственными организациями (профессиональными, благотворительными, религиозными и др.) ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе. К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они складываются из товаров и услуг, предоставляемых конкретным семьям (домашним хозяйствам).

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства – это управление налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику. Механизм фискальной политики основан на том, что изменение налоговых изъятий и объёма государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены.

Косвенные методы фискальной политики – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение через систему налогообложения. Такое воздействие может осуществляться путём использования налоговых льгот, изменения необлагаемого минимума доходов, политики ускоренной амортизации и т.д.

Фискальная дискреционная политика – это порядок действий государства, при котором правительство вводит особые экономические меры, направленные на стабилизацию финансового положения внутри страны. Такой подход характеризуется изменением соотношения доходов и расходов бюджета.

Для того чтобы лучше разобраться в проблеме макроэкономического равновесия, рассмотрим совокупный спрос и совокупное предложение (модель AD—AS).

Совокупный спрос (AD — aggregate demand) — это сумма всех видов спроса, или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. Совокупный спрос отражает зависимость между уровнем цен и объемом произведенного продукта, который потребители готовы купить при данном уровне цен. Графически совокупный спрос изображен на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса

Совокупный спрос включает в себя следующие основные составляющие:

¦ спрос на потребительские товары и услуги (С). При увеличении уровня цен потребительский спрос сокращается, т.е. снижается покупательская способность накопленных доходов;

¦ спрос на инвестиционные товары (Г)—рост цен приводит к повышению процентной ставки, так как увеличивается спрос на деньги. Увеличение же процентных ставок сокращает объем реальных плановых инвестиций;

¦ спрос на товары и услуги со стороны государства (G), так называемые государственные закупки. Увеличение уровня цен в стране сокращает государственные закупки, так как выделение средств из бюджета на государственные закупки осуществляется в фиксированном стоимостном выражении;

¦ чистый экспорт — разница между экспортом и импортом (X). При увеличении уровня цен в данной стране объем ее экспортных операций уменьшается, а уровень импорта повышается, т.е. товары, произведенные в данной стране, становятся дороже иностранных.

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой

AD = C + I+G + X. (4.1)

Если посмотреть на формулу (4.1) более внимательно, то можно увидеть, что она соответствует формуле (2.1) расчета ВВП по расходам, которую мы рассматривали в главе 2.

Все основные составляющие находятся в обратной зависимости от уровня цен, что определяет отрицательный наклон кривой AD. Таким образом, спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

где Р — уровень цен в экономике;

Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег.

Из формулы (4.2) следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана:

с эффектом процентной ставки (эффект Кейнса) — с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос;

эффектом богатства (эффект Пигу) -— рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижаются объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос; эффектом импортных закупок — рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на им- . портные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся:

¦ факторы, влияющие на потребительские расходы домохо-зяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания, так как оптимистические экономические ожидания потребителей и фирм увеличивают плановый объем потребляемого национального продукта;

¦ факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий;

¦ изменения в государственной политике, определяющей государственные расходы; кроме того, на совокупный спрос влияет изменение объема денежной массы в экономике, производимое центральным банком, и увеличение или уменьшение уровня налогообложения;

¦ изменения в мировой экономике, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке, экономический рост в других странах, также оказывает влияние на совокупный спрос.

Изменения совокупного спроса отражены на рис. 4.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево — его уменьшение.

Совокупное предложение (AS — aggregate supply) — это вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведенная (предложенная) в обществе. Оно показывает взаимосвязь величины реального национального продукта и уровня цен, при котором производится продукт.

Графически взаимосвязь между уровнем цен и объемом выпуска изображается в виде кривой совокупного предложения.

На характер кривой AS также влияют ценовые и неценовые факторы. Как и в отношении кривой AD, ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения и обусловливают движение вдоль кривой AS. Неценовые факторы вызывают сдвиг кривой влево или вправо. К неценовым факторам предложения относят изменения в технологии, в ценах ресурсов и их объемах, в налогообложении фирм и структуре экономики. Так, повышение цен на энергоносители приведет к росту издержек и снижению объема предложения (кривая AS сдвигается влево). Высокий урожай означает увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо). Рост или снижение налогов соответственно вызывают уменьшение или увеличение совокупного предложения.

Форма кривой предложения трактуется по-разному в классической и кейнсианской экономических школах. В классической модели экономика рассматривается в долгосрочном периоде. Это период, в течение которого номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются достаточно сильно, являются «гибкими». Реальные величины (объем выпуска продукции, уровень занятости, реальная ставка процента) меняются медленно и принимаются за постоянные. Экономика функционирует на полную мощность при полной занятости средств производства и ресурсов труда. Кривая совокупного предложения AS выглядит как вертикальная линия, отражая тот факт, что в этих условиях невозможно достичь дальнейшего увеличения об^ма производства, даже если это стимулируется увеличением совокупного спроса. Его рост в данном случае вызывает инфляцию, но не рост ВНП или занятости. Классическая кривая AS характеризует естественный (потенциальный) объем производства (ВНП), т.е. уровень ВНП при естественном уровне безработицы, или максимально высокий уровень ВНП, который может быть создан при имеющихся в обществе технологиях, трудовых и природных ресурсах без роста темпов инфляции.

Кривая совокупного предложения может передвигаться влево и вправо в зависимости от развития производственного потенциала, производительности, технологии производства, т.е. тех факторов, которые влияют на движение естественного уровня ВНП.

Кейнсианская модель рассматривает экономику в краткосрочном периоде. Это такой период (длительностью от одного до трех лет), который необходим для выравнивания цен на конечную продукцию и факторы производства. В течение этого периода предприниматели могут получать прибыль в результате превышения цен на конечную продукцию при отставании цен на факторы производства, прежде всего на рабочую силу. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) рассматриваются как «жесткие». Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости) — как «гибкие». Эта модель исходит из неполной занятости экономики. В таких условиях кривая совокупного предложения AS либо горизонтальна, либо имеет восходящий характер. Горизонтальный отрезок прямой отражает глубокий спад в экономике, недоиспользование производственных и трудовых ресурсов. Расширение производства в такой ситуации не сопровождается повышением издержек производства и цен на ресурсы и готовую продукцию. Восходящий отрезок кривой совокупного предложения отражает ситуацию, когда рост объема национального производства сопровождается некоторым увеличением цен. Это может происходить из-за неравномерности развития отдельных отраслей, использования для расширения производства менее эффективных ресурсов, что повышает уровень издержек и цен на конечную продукцию в условиях ее роста.

Рис. 4.2. Кривая совокупного предложения

И классическая, и кейнсианская концепции описывают воспроизводственные ситуации, которые вполне возможны в реальной действительности. Поэтому три формы кривой предложения принято объединять в одну линию, имеющую три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (восходящий) и классический (вертикальный).

4.3. Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением

Пересечение кривых совокупного спроса AD и совокупного предложения AS дает точку общего экономического равновесия (N). Условия этого равновесия будут различны в зависимости от того, на каком отрезке кривая совокупного предложения AS пересекается с кривой совокупного спроса AD (рис. 4.3).

Рис. 4.3.Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением

Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены равновесному объему производства.

При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает в первую очередь ценовой механизм.

В данной модели возможны два варианта:

1) совокупное предложение превышает совокупный спрос. В этом случае сбыт товаров затруднен, увеличиваются запасы, тормозится рост производства, возможно начало спада производства;

2) совокупный спрос обгоняет совокупное предложение. Тогда наступает обратная ситуация: запасы сокращаются, а неудовлетворенный спрос стимулирует рост производства.

Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения на всех основных рынках. Изменения в равновесии происходят при увеличении (или снижении) совокупного спроса или совокупного предложения. Графически изменения в равновесии отображаются смещением кривых совокупного спроса (AD) или совокупного предложения (AS).

Рассмотрим изменения в равновесии при увеличении совокупного спроса на трех отрезках кривой совокупного предложения.

Увеличение совокупного спроса на горизонтальном (кейнсианском) отрезке приведет к повышению уровня занятости и соответственно к увеличению объема реального национального продукта.

Пересечение кривых AS и AD на краткосрочном участке (промежуточном отрезке) означает, что экономика находится в краткосрочном равновесии, при котором уровень цен на конечную продукцию и реальный национальный продукт устанавливается на основе равенства совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесие в этом случае достигается в результате постоянных колебаний спроса и предложения. Увеличение совокупного спроса повлечет за собой как увеличение реального объема производства, так и повышение уровня цен. Если спрос AD превышает предложение AS, то для достижения равновесного состояния необходимо либо при неизменных объемах производства повысить цены, либо расширить выпуск продукции. Если предложение AS превышает спрос AD, то следует либо сократить производство, либо понизить цены.

Увеличение совокупного спроса на классическом (вертикальном) отрезке не влияет на объем реального объема производства, так как данный отрезок подразумевает полную занятость. В данном случае лишь поднимутся цены.

В результате сказанного выше возникает вопрос: сколь долго может сохраняться равновесие в экономике, если представить, что оно достигнуто? С изменением фаз экономического цикла, конъюнктуры рынка, доходов в обществе происходят сдвиги в спросе. Все это свидетельствует о том, что равновесное состояние не может долго оставаться неизменным. Согласование спроса и предложения, взаимосвязь основных элементов национальной экономики могут быть достигнуты лишь в динамическом развитии, а краткосрочное (текущее) равновесие является лишь его предпосылкой.

Равновесие в экономике — это такое состояние системы, в которое она постоянно возвращается в соответствии со своими собственными закономерностями. В случае нарушения равновесного состояния существенное значение приобретает общая направленность процесса, т.е. важно знать, усиливается или ослабевает макроэкономическое неравновесие.

Еще одной макроэкономической моделью, отражающей соотношение совокупного спроса и совокупного предложения, является кейнсианская модель «Доходы — расходы». На протяжении нескольких десятилетий XX в. в основе макроэкономической политики ведущих государств мира лежала теория Дж. М. Кейнса, согласно которой главная причина экономических кризисов заключается в недостаточности совокупного спроса. Недостаточность совокупного спроса вызвали две основные причины:

1) действие основного психологического закона, согласно которому по мере роста дохода люди увеличивают ту ее долю, которая идет на сбережения. Для описания этой закономерности используются показатели склонности к потреблению и к сбережению:

предельная склонность к потреблению (МРС = АС: А У) показывает изменение величины потребления в зависимости от изменения дохода,

предельная склонность к сбережению (MPS = AS : AY) определяет изменение величины сбережения в зависимости, от изменения дохода;

2) невысокая норма прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента (это снижает инвестиционный спрос со стороны фирм).

В этих условиях задача государства состоит в том, чтобы компенсировать при помощи государственных расходов падение совокупного спроса.

В кейнсианской модели «Доходы — расходы» равновесие рынка достигается, когда совокупные расходы АЕ равняются совокупным доходам N1 (национальному доходу), а N1 = DI (располагаемому доходу).

N1 = DI обозначим через Y. Поток расходов представляет собой совокупный спрос, а поток доходов — совокупное предложение. Для построения модели необходимо записать следующие равенства: АЕ = У, AD = AE,AS= Y,

От G и NX (спроса со стороны государства и внешнего рынка) мы абстрагируемся.

AE=C + I; Y=C + S; С +1 = С + S; I = S. (4.4)

Строим систему координат (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Модель равновесия «Доходы — расходы»

Для определения точки равновесия необходимо провести линию под углом 45°. Все точки этой прямой находятся в равновесии — расходы равны доходам. Чтобы найти необходимую нам точку равновесия, надо построить линию потребления:

где Сех — экзогенное, т.е. не зависящее от изменения дохода потребление (допустим, оно будет равняться 100 ед.);

МРС — предельная склонность к потреблению (примем ее за 0,8);

Y — располагаемый доход.

Построим линию С. Примем Y за ноль. Тогда С будет равняться С экзогенному (100). Придадим Y, к примеру, значение 200 ед. Тогда С= 100+ (0,8x200) = 260.

Точка пересечения прямой потребления с линией под углом в 45° называется критической точкой, в которой весь доход потребляется. При значениях потребления выше этой точки часть доходов идет на сбережения. Если же потребление превышает располагаемый доход (область, расположенная слева от критической точки), то оно осуществляется отчасти за счет прежних сбережений.

Теперь необходимо построить линию сбережения и найти точку, где инвестиции равны сбережениям. Строим линию сбережения S = Sex+ MPS х Y. При Y=0 эта линия будет проходить через точку (-C), так как все сбережения будут идти на потребление. Там, где критическая точка проектируется на ось ОХ, S = 0.

Теперь нужно найти точку пересечения линии сбережений с линией инвестиций. Инвестиционный спрос достаточно изменчив. Его размер определяется ожидаемой нормой чистой прибыли, реальной ставкой процента, технологией производства, уровнем налогообложения и другими факторами. В нашем примере сделаем допущение, что инвестиционный спрос равен 50 ед. при всех уровнях дохода. Спроецировав точку пересечения линии S и линии I на линию под углом 45°, мы и найдем точку равновесия. Прямая АЕ = С + I также пройдет через эту точку (параллельно линии С).

Определение точки общего равновесия необходимо для прогнозирования развития экономики. Если в данный момент фактический национальный доход меньше равновесного, можно предполагать, что экономика будет расширяться. Если же размер национального дохода превышает равновесный уровень, можно предполагать, что в дальнейшем произойдет сокращение производства. Возникает вопрос, на какую величину изменится национальный доход вследствие изменений в расходах? .

Мультипликатор расходов — это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов, образующих национальный доход, превысит первоначальную сумму расходов.

Формула простого мультипликатора

MULT= 1 : (1 - МРС) = 1 : MPS. (4.6)

Рассмотрим процесс мультиплицирования на простом примере. Допустим, инвестиции в обществе возросли на 1000 ед. С одной стороны, это расходы, с другой — доходы. Эти денежные средства материализуются в виде рабочей силы, оборудования, сырья и других товаров. Владельцы этих факторов производства получат доход, также равный 1000 ед. При МРС = 0,8 они направят на потребление 800 ед., а на сбережения — 200 ед.; 800 ед. также для кого-то станут расходами, а для кого-то — доходами (табл 4.1)

Процесс мультиплицирования Круг Прирост продаж Доход домохозяйств Прирост потребления Прирост сбережений 1 1 ООО 1 000 800 200 2 800 800 640 160 3 640 640 512 128 и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. Всего 5 000 5 000 4 000 1 000

В итоге первоначальное инвестирование в 1000 единиц привело к увеличению национального дохода до 5000 тыс. единиц (при мультипликаторе, равном 1 : 0,2 = 5), т.е. 1000 х 5 = 5000.

С процессом мультипликации тесно связан принцип акселерации. Суть его заключается в том, что рост доходов в результате мультиплицирующего эффекта первоначальных инвестиций вызывает увеличение спроса на потребительские товары, что в свою очередь обусловливает рост спроса на средства производства, причем в гораздо большей степени. Это связано с тем, что оборудование предприятий (основной капитал) является дорогостоящим и требует значительных капитальных затрат.

Мерой масштабов акселерации является акселератор — числовой множитель, на который каждую денежную единицу приращенного дохода увеличивает инвестиции. Он рассчитывается по формуле

где а — коэффициент акселерации;

I — прирост новых инвестиций; Yt,-Yt-1— прирост дохода.

Нужно отметить, что принципы мультипликации и акселерации обладают двусторонним действием. Увеличение населением сбережений в условиях неполной занятости и недостаточного спроса порождает «парадокс бережливости» — уменьшаются сбережения и инвестиции в обществе в целом. Даже небольшое сокращение инвестиций дает обратный мультиплицирующий эффект — многократное снижение национального дохода. Действие акселератора также может порождать не только повышательную тенденцию в инвестиционных расходах, но и приводить к падению спроса на основной капитал при условии снижения темпов роста спроса на потребительские товары.

Исследователи объясняют процессы расширения и сокращения деловой активности сочетанием действия мультипликатора и акселератора и считают, что можно найти такое сочетание этих коэффициентов, которое обеспечит незатухающий рост экономики

Читайте также: