Разъяснение налоговой по страховым взносам

Опубликовано: 16.05.2024

Письмо ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@ «Об определении периода начала (окончания) деятельности адвокатов, а также периода приостановления статуса адвоката в целях формирования обязательств по страховым взносам».

ФНС России разъяснила, что в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам период начала (окончания) деятельности адвокатов, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации [1] .

Правовой анализ этого документа приводит к выводу, что данное разъяснение не вполне соответствует Налоговому кодексу РФ (далее – НК РФ).

С выводом ФНС России можно согласиться только в ситуации приостановления (возобновления) статуса адвоката, когда налогоплательщик не снимается с налогового учета (п. 6 ст. 84 НК РФ). В этом случае на основании п. 7 ст. 430 Кодекса плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в частности за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность [2] .

Для итогового вывода ФНС России использовала положения НК РФ и Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

ФНС России называет несколько дат и периодов, используемых в законодательстве:

– момент присвоения статуса адвоката и момент прекращения статуса адвоката (п. 7 ст. 430 НК РФ);

– день принятия претендентом присяги адвоката (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ);

– квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса адвоката и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение (п. 1 ст. 15 Федерального закона № 63-ФЗ).

Анализ исходных положений законодательства и итогового вывода ФНС России свидетельствует о том, что налоговое ведомство предпочло из всех возможных вариантов наиболее раннюю из дат, что говорит о произвольном и пробюджетном подходе налогового ведомства.

С таким разъяснением нельзя согласиться по следующим основаниям.

Разъяснение ФНС России противоречит НК РФ

Исходя из положений ст. 430 НК РФ обязанность плательщиков страховых взносов непосредственно связана только с одним обстоятельством: осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности ее плательщика.

Очевидно, что решения совета адвокатской палаты субъекта федерации еще недостаточно для начала адвокатской деятельности плательщика страховых взносов.

Согласно подп. 2) п. 4 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности признается для адвоката календарный месяц, в котором адвокат поставлен на учет в налоговом органе.

Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором адвокат снят с учета в налоговых органах.

Из приведенного выше видно, что толкование ФНС России положений НК РФ существенно расходится с текстом НК РФ: дата начала исполнения налоговых обязанностей адвокатом, согласно письму ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@, очевидно наступает ранее даты, установленной в подп. 2) п. 4 ст. 430 НК РФ.

Следовательно, в нарушение положений ст. 1, 4 и 6 НК РФ налоговое ведомство ограничило права адвокатов – налогоплательщиков, определенные в НК РФ.

Разъяснения ФНС России противоречат прежней официальной правовой позиции этого ведомства, провозглашенного в конкретном налоговом споре

В Решении ФНС России от 4 февраля 2019 г. № СА-4-9/1796@ рассматривалась жалоба налогоплательщика – адвоката, настаивающего на том, что для целей исчисления им страховых взносов моментом прекращения статуса адвоката является дата принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты.

Отклоняя доводы заявителя, ФНС России сослалась на положения п. 3 ст. 420, п. 1 ст. 430 и п. 5 ст. 430 НК РФ, согласно которым прекращение профессиональной деятельности адвоката для целей обложения страховыми взносами определено месяцем, в котором адвокат снят с учета в налоговом органе.

Согласно положениям ст. 84 Кодекса основанием для постановки, а также снятия с учета адвокатов в налоговых органах являются сведения, полученные от адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Указанные сведения представляются адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации по форме А «Сведения об адвокате», утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@.

При этом в составе этих сведений содержится информация о статусе адвокатов (разд. 2 формы А) с реквизитами решения совета адвокатской палаты, а также сведения о распоряжении территориального органа Министерства юстиции РФ о внесении сведений об адвокатах в реестр / исключении из реестра (разд. 3 формы А) с реквизитами соответствующего распоряжения.

Принимая во внимание, что согласно Порядку ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2014 г. № 85 (далее – Порядок), во внесении в региональный реестр сведений об адвокате в связи с присвоением (прекращением) статуса адвоката может быть отказано по основаниям, установленным гл. V Порядка, то в целях постановки на учет (снятия с учета) адвоката налоговые органы используют дату распоряжения территориального органа Министерства юстиции РФ.

По мнению ФНС России, изложенному в данном решении, это не противоречит установленному порядку снятия налогоплательщика с учета как адвоката в налоговом органе.

Толкование ФНС России неясных норм НК РФ противоречит правилу п. 7 ст. 3 НК РФ

Из вышеизложенного следует, что в разное время ФНС России отвечало на один и тот же вопрос по-разному (пришло к противоположным выводам), приведя различное толкование разных налоговых норм, регулирующих, по мнению ФНС, одни и те же налоговые правоотношения.

Как указано в письме ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@, разъяснения даны в связи с поступающими обращениями от управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. Следовательно, у УФНС возникли сомнения, связанные с неясностью положений законодательства по вопросу начала и прекращения исполнения обязанностей плательщика страховых взносов адвокатами.

Само письмо ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@ нельзя назвать корректным устранением этой неясности, поскольку налоговое ведомство никак не применило для разъяснений нормы ст. 430 НК РФ, прямо относящиеся к рассматриваемому вопросу (см. выше).

Если считать такое сомнение в неясности акта законодательства неустранимым, то в силу п. 7 ст. 3 НК РФ оно должно толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Поскольку добросовестное поведение налогоплательщика презюмируется, а возможность злоупотреблений адвоката в этих вопросах невозможна (см. ниже), руководство этой нормой представляется обоснованным.

Очевидно, что в письме ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@ законный принцип разрешения подобных правовых коллизий нарушен.

1. Обжаловать письмо ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@ в суде.

В постановлении от 31 марта 2015 г. № 6-П Конституционный Суд РФ поддержал право налогоплательщиков обжаловать в суде письма ФНС России, затрагивающие их налоговые права.

В решении Конституционный Суд РФ подтвердил свою прежнюю правовую позицию [3] о том, что:

– при рассмотрении подобных дел арбитражные суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, что порядок и форма принятия обжалуемого акта соблюдены (либо не соблюдены);

– они обязаны выяснять, затрагивает ли обжалуемый акт права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав;

– иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.

Во исполнение данного постановления КАС РФ дополнен специальной статьей (см. ст. 217.1. Рассмотрение административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами).

В письме ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@ предписано Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести его до нижестоящих налоговых органов. Следовательно, налоговые органы будут им руководствоваться в текущей деятельности.

В целях устранения правовой неопределенности и минимизации налоговых рисков адвокаты могут консолидироваться при помощи региональных и федеральной палат и одновременно подать заявления в ВС РФ об оспаривании письма. Это лучше, чем если каждый будет отбиваться потом в одиночку от штрафов своей инспекции.

2. Не руководствоваться письмом ФНС России от 1 сентября 2020 г. № БС-4-11/14026@.

Следует помнить, что согласно подп. 11) п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

Согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ в случае судебного налогового спора об определении периода начала (окончания) деятельности адвокатов, а также периода приостановления статуса адвоката в целях формирования обязательств по страховым взносам суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, обязан принять решение в соответствии с законом.

Последний вопрос: могут ли адвокаты злоупотребить своими правами для целей обложения страховыми взносами?

Представляется, что такой риск минимален (если только вообще возможен).

Во-первых, в процедуре постановки на налоговый учет и снятия с налогового учета субъективная воля самого адвоката отсутствует: все необходимые действия осуществляет квалификационная комиссия, совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, территориальный орган юстиции.

Во-вторых, для целей обложения страховыми взносами законодатель использует такую единицу времени, как месяц, в то время как сроки, установленные для вышеуказанных субъектов, исчисляются днями.

В-третьих, для фактически осуществления адвокатской деятельности адвокату необходим документ, подтверждающий его правовой статус. Но удостоверение адвоката выдает тот же государственный орган (Минюст), что отвечает за своевременную постановку адвоката на налоговый учет и снятие его с налогового учета. Следовательно, только от оперативности действий органов, указанных в законе (но не от адвоката), зависит период деятельности адвоката для целей уплаты страховых взносов.

[1] Текст совпадает с текстом Письма ФНС России от 23 января 2020 г. № БС-4-11/965@ «Об определении периода начала (окончания) деятельности адвокатов, а также периода приостановления статуса адвоката в целях формирования обязательств по страховым взносам».

[2] См. об этом Письмо ФНС РФ от 1 ноября 2017 г. № ГД-3-11/7123@ «О направлении ответа».

[3] См. определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. № 319-О, от 20 октября 2005 г. № 442-О и от 3 апреля 2007 г. № 363-О-О.

​Методолог BDO Unicon Outsourcing Наталья Морозова подготовила подробную статью и разъяснения по изменениям в НДФЛ и страховых взносах.

Налогообложение НДФЛ доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами

С 1 января 2018 года выгода, полученная от экономии на процентах за использование заемных средств (за исключением материальной выгоды, указанной во втором и четвертом абзацах пп.1 п.1 ст.212 НК РФ), признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  1. заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
  2. такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).
  • Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 333-ФЗ «О внесении изменений в статью 212 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»


Перечислять НДФЛ авансом нельзя

Перечисление НДФЛ налоговым агентом в авансовом порядке до даты фактического получения налогоплательщиком дохода не допускается.

В случае перечисления денежных средств авансом в счет уплаты НДФЛ организация должна обратиться в налоговый орган за возвратом перечисленной суммы на расчетный счет и уплатить налог в установленном порядке в полном объеме независимо от возврата ранее уплаченных средств.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 декабря 2017 г. N 03-04-06/84250


Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, облагаются НДФЛ

Поскольку указанные выплаты не являются компенсационными, они облагаются НДФЛ в установленном порядке.

  • Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 декабря 2017 г. N 03-04-05/84718, от 2 февраля 2018 г. N 03-04-05/6142, от 19 февраля 2018 г. N 03-04-06/10123


Оплата организацией санаторно-курортных путевок в детские лагеря не облагается НДФЛ и страховыми взносами

Оплата работодателями своим работникам и (или) членам их семей, в том числе и для не достигших возраста 16 лет детей, путевок в детские лагеря, относящиеся к санаторно-курортным или оздоровительным организациям, не подлежит обложению НДФЛ.

Также если организация перечисляет средства по оплате стоимости путевки за члена семьи работника непосредственно в организацию, осуществляющую ее предоставление, то стоимость указанных путевок не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку такая оплата производится за физическое лицо, не являющееся работником организации.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 декабря 2017 г. N 03-04-05/84723


Суммы возмещения организацией расходов работника, связанных с использованием личного транспорта в служебных целях, могут не облагаться НДФЛ и страховыми взносами

Освобождению от обложения НДФЛ и страховыми взносами подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя при выполнении своих трудовых обязанностей в соответствии с соглашением сторон трудового договора, при наличии документов, подтверждающих принадлежность используемого имущества налогоплательщику, расчетов компенсаций и документов, подтверждающих фактическое использование имущества в интересах работодателя и осуществление расходов на эти цели и суммы произведенных в этой связи расходов.

  • Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 декабря 2017 г. N 03-04-06/83831, от 23 января 2018 г. N 03-04-05/3235


Вознаграждения физических лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам за пределами РФ, не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами

Если физические лица оказывают организации услуги на территории иностранного государства и при этом не признаются налоговыми резидентами РФ, получаемое ими вознаграждение за выполнение обязанностей, предусмотренных гражданско-правовыми договорами, относится к доходам от источников за пределами РФ и не является объектом обложения НДФЛ.

Учитывая, что иностранный гражданин, осуществляющий деятельность за пределами территории РФ, не проживает (не пребывает) на территории РФ, суммы вознаграждений, производимые российской организацией в его пользу за выполненную работу (оказание услуги) за пределами территории РФ, обложению страховыми взносами не подлежат.

  • Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 декабря 2017 г. N 03-04-05/85191, от 05 февраля 2018 г. №03-04-06/7082


НДФЛ при невозврате излишне выплаченной зарплаты не удерживается

При списании организацией с баланса невозвращенной работником излишне выплаченной зарплаты дополнительной экономической выгоды, помимо самой излишне выплаченной зарплаты, бывший сотрудник не получает.

В связи с тем, что из сумм излишне выплаченной зарплаты НДФЛ уже был удержан, дополнительных налоговых обязательств у бывшего работника и у организации как налогового агента не возникает.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 декабря 2017 г. N 03-04-06/86736


Оплата организацией проживания за своих работников облагается НДФЛ

Оплата организацией за своих работников в их интересах стоимости проживания признается их доходом в натуральной форме, облагаемым НДФЛ.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 января 2018 г. N 03-04-06/3201


Как облагаются НДФЛ доходы сотрудника организации, направляемого за пределы РФ

В случае направления работника в служебную командировку за пределы РФ выплачиваемый сотруднику средний заработок не является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ и относятся к доходам от источников в РФ, поэтому если работник не признается налоговым резидентом РФ, к такому доходу применяется ставка НДФЛ 30%.

Если в договоре о дистанционной работе место работы сотрудника определено как место нахождения его рабочего места в иностранном государстве, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ будет относиться к доходам от источников за пределами РФ, поэтому если работник не признается налоговым резидентом РФ, указанное вознаграждение не облагается НДФЛ.

Если сотрудник организации - получатель доходов в виде вознаграждения за выполнение обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе за пределами России признается налоговым резидентом нашего государства, то он самостоятельно исчисляет, декларирует и уплачивает налог.

  • Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 января 2018 г. N 03-04-05/2325, от 19 февраля 2018 г. N 03-04-06/10125, от 21 февраля 2018 г. N 03-04-05/10825


Компенсация расходов работников по найму жилья в связи с переездом в другую местность облагается НДФЛ и страховыми взносами

Чиновники разъяснили, что компенсационные выплаты в виде сумм возмещения затрат по найму жилого помещения иногороднему работнику, переехавшему на работу в другую местность, не предусмотрены положениями ТК РФ, поэтому указанные суммы облагаются НДФЛ и страховыми взносами.

  • Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 января 2018 г. № 03-03-06/1/823, от 13 февраля 2018 г. N 03-04-06/8731, Письма ФНС от 26 февраля 2018 г. № ГД-4-11/3746@, от 28 февраля 2018 г. № ГД-4-11/3931@

Оплата стоимости проезда и проживания физлица - исполнителя по гражданско-правовому договору является доходом в натуральной форме

Специалисты Минфина в очередной раз подтвердили, что оплата организацией за физлиц – исполнителей по гражданско-правовым договорам, стоимости проезда и проживания в месте выполнения работ (оказания услуг) признается доходом в натуральной форме, облагаемым НДФЛ. При этом, если расходы на проезд и проживание были понесены самим исполнителем, то он имеет право на получение профессионального вычета по НДФЛ в размере фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 февраля 2018 г. N 03-04-06/6138

Организация оплатила оценку квалификации работника: страховые взносы не начисляются

Суммы оплаты организацией-работодателем стоимости оценки квалификации работника, проводимой в форме квалификационного экзамена, не облагаются страховыми взносами.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 30 января 2018 г. N 03-04-06/5184

Компенсации при увольнении не облагаются НДФЛ, если они предусмотрены коллективным или трудовым договорами

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным или трудовым договорами, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании п.3 ст.217 НК РФ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы, превышающие трехкратный (шестикратный) размер, облагаются НДФЛ.

  • Письма Минфина России (Министерство финансов РФ) от 12 февраля 2018 г. №03-04-06/8420, от 19 февраля 2018 г. N 03-04-06/10121

О форме уведомления налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ

По мнению Минфина, налоговый агент вправе согласовать с налогоплательщиком конкретную форму направления ему письменного сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 января 2018 г. N 03-04-06/5527

Об обложении НДФЛ и страховыми взносами сумм, выданных работнику под отчет на командировочные расходы, при непредставлении таким работником авансового отчета

В случае непредставления работником работодателю авансового отчета об израсходованных в связи с командировкой суммах денежные средства, выданные работнику организации под отчет, не могут рассматриваться как выплаты, произведенные в возмещение командировочных расходов, и, следовательно, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В целях исчисления НДФЛ доходы (расходы, принимаемые к вычету) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

Главой 34 «Страховые взносы» НК РФ не установлено особенностей для пересчета в рубли подотчетных сумм, выплачиваемых работнику на командировочные расходы в иностранной валюте. Таким образом, в целях исчисления страховых взносов с подотчетных сумм на командировочные расходы, выплаченных работнику в иностранной валюте, пересчет в рубли осуществляется по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату начисления указанных сумм в пользу работника.

Следует учитывать, что организация может принять решение о необходимости возврата работником полученных под отчет денежных средств. В случае возврата работником полученных под отчет денежных средств доходов, подлежащих налогообложению, у работника возникать не будет.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 февраля 2018 г. № 03-04-06/5808

НДФЛ с оплаты работнику Крайнего Севера проезда к месту проведения отпуска и обратно

Согласно НК РФ к доходам, освобождаемым от НДФЛ, не относится оплата работодателем проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам Крайнего Севера. Однако, по мнению Минфина, при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться решениями судебных органов, предусматривающими освобождение от налогообложения указанных выплат, производимых на основании ст.325 ТК РФ. При этом для целей налогообложения не имеет значение вид соответствующего отпуска работника.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2018 г. N 03-04-05/3154

О зачете ошибочно перечисленной суммы по реквизитам уплаты НДФЛ

Если организация ошибочно перечислила в бюджет сумму по реквизитам уплаты НДФЛ, то она вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате данной суммы.

Ошибочно перечисленные суммы по реквизитам уплаты НДФЛ могут быть зачтены в счет предстоящих платежей по этому налогу.

Ошибочное перечисление, как и излишние удержание и перечисление НДФЛ подтверждается выпиской из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и платежными документами.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2018 г. N 03-02-07/1/3224

Обложение НДФЛ выплат в виде возмещения морального вреда, производимых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в ст. 217 НК РФ. В частности, не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

При отсутствии фактов причинения вреда работникам действиями причинителя вреда какие-либо выплаты в пользу таких работников не могут рассматриваться в качестве денежной компенсации морального вреда и, соответственно, облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.

  • Письмо Федеральной налоговой службы от 5 марта 2018 г. № ГД-4-11/4238@

Иностранная холдинговая компания в связи с продажей бизнеса выплачивает бонус сотрудникам своей дочерней российской компании: НДФЛ и страховые взносы

В ситуации, когда денежные средства на выплаты бонуса поступают от иностранной компании на банковский счёт дочерней российской компании, которая самостоятельно распределяет их между своими сотрудниками по установленной схеме, упомянутая российская компания признается налоговый агентом по НДФЛ и плательщиком страховых взносов.

  • Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 февраля 2018 г. N 03-04-06/12714, от 28 февраля 2018 г. N 03-04-06/12748

Стоимость питания, предоставляемого организацией своим работникам, облагается НДФЛ и страховыми взносами

Согласно разъяснениям стоимость питания, предоставляемого организацией своим работникам за счет собственных средств на основании локального акта, а не в соответствии с законодательством РФ, является доходом работников в натуральной форме и облагается НДФЛ и страховыми взносами.

  • Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 февраля 2018 г. N 03-15-06/6579, от 13 марта 2018 г. N 03-15-06/15287

Суммы возмещения реального ущерба и судебных расходов не облагаются НДФЛ

Доходы налогоплательщика в виде сумм возмещения на основании решения суда судебных расходов, предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством, понесенных налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде, не подлежат обложению НДФЛ.

Также разъяснено, что суммы возмещения на основании решения суда реального ущерба, причиненного физическому лицу, не являются его доходом (экономической выгодой) и не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 марта 2018 г. N 03-04-05/15295

Организатор промо-акции, за счет средств которого образуется призовой фонд, и от которого физические лица получают призы, признается налоговым агентом по НДФЛ

По мнению Минфина, поскольку организацией, от которой физические лица получают призы, является организатор промо-акции, за счет средств которого образуется призовой фонд, данная организация признается налоговым агентом в отношении доходов в виде призов в данной акции и обязана выполнять обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет НДФЛ.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 марта 2018 г. N 03-04-06/16262

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет по страховым взносам в фнс в 2021 году иностранной организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.

В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.

Письмо от 29.01.2021 № БС-4-11/[email protected]

30 октября опубликован Приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected] Он изменил форму, порядок заполнения и электронный формат. Приказ вступает в силу начиная с представления РСВ за 2020 год.

Поправки к форме и порядку заполнения связаны с изменениями в налоговом законодательстве. Так, в 2020 году отменили отчет о среднесписочной численности, ввели пониженные тарифы взносов для субъектов МСП, а с 1 января 2021 года снизятся взносы для IT-сферы.

При заполнении Приложений 1 и 2 к Разделу 1 РСВ проектировщики и разработчики изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции будут указывать код тарифа «22».

При заполнении Раздела 3 с I квартала 2021 года им следует применять соответствующие коды категорий застрахованных лиц из приложения № 7:

  • ЭКБ — физлица, с выплат и вознаграждений которым исчисляются страховые взносы;
  • ВЖЭК — застрахованные в системе ОПС лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающие на территории РФ. Сюда же относятся временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, которым предоставлено временное убежище, с выплат и вознаграждений которым исчисляются страховые взносы;
  • ВПЭК — иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ, с выплат и вознаграждений которым исчисляются страховые взносы.

Елена Кулакова, эксперт по персучёту и страховым взносам

Страховые взносы за работников-иностранцев по ставкам, действующим для граждан РФ, которые относятся к категории постоянно или временно проживающих в РФ.

Для временно пребывающих – работодатель начисляет только пенсионные и социальные взносы, потому что они имеют право на пособие по нетрудоспособности.

Выплаты за высококвалифицированных специалистов различаются от их категории:

  • временно проживающие – пенсионные и социальные взносы
  • временно пребывающие – взносами не облагаются

Страховые взносы за работников из стран ЕАЭС, в том числе и высококвалифицированным специалистам из стран ЕАЭС, начисляются по тарифам, действующим в порядке расчетов по выплатам россиянам (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014, письмо Минтруда от 13.03.2016 № 17-3/ООГ-268).

Все страховые взносы за иностранцев на патенте работодатель выплачивает за исключением ОМС

Важно! Работодатель не выплачивает страховые взносы за работников-иностранцев, работающим дистанционно.

Категория иностранных работников ОПС в пределах 1021000 руб., % ОПС с выплат свыше 1021000 руб., % ОСС в пределах 815000 руб., % ОСС с выплат свыше 815000 руб., % ОМС Взносы на травматизм
Постоянно и временно проживающие 22 10 2,9 0 5,1 0,2 – 8,5
Граждане стран ЕАЭС 22 10 2,9 0 5,1 0,2 – 8,5
Временно пребывающие 22 10 1,8 0 0,2 – 8,5
Постоянно и временно проживающие высококвалифицированные специалисты 22 10 2,9 0 0,2 – 8,5
Временно пребывающие высококвалифицированные специалисты 0 0,2 – 8,5
Иностранные работники на патенте 22 1,8 0 0,2 – 8,5

Взносы на травматизм зависят от специфики деятельности, от класса профессионального риска и устанавливается индивидуально по результатам спецоценки.

Если организация применяет пониженные тарифы для упрощенки, то начислять взносы с выплат иностранным работникам необходимо только в ПФР по ставке 20% до достижения предельной базы по взносам в ПФР (подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ). Если начисления превысили лимит, то взносы начислять не нужно.

С выплат в пользу временно проживающих и работающих на территории РФ иностранных граждан, признанных высококвалифицированными специалистами, уплачиваются страховые взносы на ОПС в размере 22% в пределах установленного лимита и 10% свыше данного лимита и на ОСС в размере 2,9% в пределах установленного лимита. Страховые взносы на ОМС не уплачиваются.

Заместитель директора Департамента Минфина РФ Р.А.Саакян

Расчет взносов, как и для граждан РФ, производится нарастающим итогом в рублях и копейках (без округления).

Перечисление взносов производится платежным поручением, где необходимо обязательно указать код бюджетной классификации (КБК) в поле 104. Взносы в 2021 году рассчитываются и уплачиваются по каждому виду страхования отдельно. Для каждого вида страховых взносов определен отдельный КБК, который одинаков и для взносов, и для пеней, и для штрафов. Взносы перечисляются отдельными платежными поручениями.

Взнос КБК
ОПС 1821020211061010160
ОСС 18210202190071010160
ОМС 18210202101081013160

Перечисление взносов производится ежемесячно одним платежным поручением за всех работников не позднее 15 числа следующего месяца (если 15 число – выходной день, то срок уплаты переносится на ближайший рабочий день), а отчетность по расчетам страховых взносов предоставляется ежеквартально.

Расчет по страховым взносам (РСВ) в 2021 году оформляется по форме, которая разработана ФНС РФ от 10.10.2016 года № ММВ-7-11/[email protected], и в соответствии со ст.431 НК РФ срок сдачи РСВ – 30 число следующего за отчетным периодом месяца (например за 9 месяцев 2021 г. – 30.10.2021, за год – 30.01.2021 г.).

РСВ представляется в виде:

  • электронном – если в организации более 25 сотрудников
  • электронном или бумажном – если 25 и менее

Важно! Плательщики, не выплачивающие суммы физическим лицам (кроме глав КВХ) не обязаны заполнять и представлять РСВ.

Сотрудник-высококвалифицированный специалист, категория: временно проживающий, не являющийся гражданином стран ЕАЭС, Маори Л. получает ежемесячно 200000 руб., других начислений не производилось. Рассчитать страховые взносы за август 2021г.

Начисления нарастающим итогом в августе составили 1600000 руб. (200000 руб. * 8 мес.), что выше предельной величины 1021000 руб. (по ОПС) и 815000 руб. (по ОСС), поэтому за август будут произведен расчет

Взносы на Расчет Сумма, руб.
ОПС 200000 руб. * 10% 20000
ОМС
ОСС 200000 руб. * 0% 0
Итого 20000

20000 руб. будет перечислено страховых взносов за август.

Платежное поручение с КБК для взносов по ОПС 1821020211061010160 за август будете перечислено до 15 сентября

Если гражданин Республики Казахстан оформлен по гражданско-правовому договору, но работает удаленно на территории своей страны, то выплаты в его пользу не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с НК РФ, так как он не пребывает на территории РФ, хотя и является гражданином из стран ЕАЭС.

Ошибка при перечислении штрафов за непредставление отчетности

Если на организацию был наложен штраф в размере 1000 руб., то эту сумму перечисляют частями на каждый вид взноса пропорционально начислениям (ОПС, ОСС, ОМС). Так в расчете 3 вида взносов, общую сумму штрафа делят пропорционально доле каждого взноса и перечисляют по отдельным КБК.

РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения

Отчет должны сдавать ИП и организации, имеющие сотрудников, оформленных по трудовому или гражданско-правовому договору и получающих доходы, облагающиеся страховыми взносами.

Расчет по страховым взносам нужно подавать в ФНС ежеквартально (по итогам 1 квартала, полугодия, 9 месяцев и года).

Крайний срок подачи – 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Примечание: если день сдачи выпадает на выходной или праздник, то крайний срок подачи расчета переносится на ближайший рабочий день.

Расчет по страховым взносам подается в ФНС:

  • ИП по месту своего жительства.
  • ООО по месту своего нахождения.

Примечание: обособленные подразделения, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, сдают отчетность по своему месту нахождения.

Способы подачи расчета по страховым взносам

Расчет по страховым взносам можно подать двумя способами:

Для этого необходимо распечатать расчет в 2-х экземплярах, скинуть его электронную версию на флешку (цифровая подпись в этом случае не требуется) и отнести в налоговую инспекцию по месту учета (нахождения обособленного подразделения).

Сотрудники инспекции перенесут к себе данные и отдадут вам второй экземпляр расчета с пометкой о его получении.

Обратите внимание, таким способом можно сдавать расчет, только если среднесписочная численность не превышает 10 человек.

При этом, расчет может быть сдан как путем личного обращения в ИФНС, так и посредством направления его заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Приложение № 1 к разделу 1 расчета состоит из следующих подразделов:

  • Подраздел 1.1. Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  • Подраздел 1.2. Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
  • Подраздел 1.3. Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в статье 428 НК РФ.

Примечание: подразделы 1.1 и 1.2 заполняются всеми плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования. Подраздел 1.3 заполняется плательщиками страховых взносов, производящими выплаты физическим лицам, указанным в ст. 428 НК РФ.

При заполнении строки 001 приложения N 1 указывается код тарифа (см. Коды тарифа плательщиков). В случае, если в течение расчетного (отчетного) периода применялось более одного тарифа, то в расчет включается столько приложений N 1 к разделу 1 (либо только отдельных подразделов приложения N 1 к разделу 1), сколько тарифов применялось в течение расчетного (отчетного) периода.

Обратите внимание, что коды тарифов плательщика «23» — «29» не используются для заполнения строки 001 приложения N 1.

По строкам 010 – 062 производится расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, являющихся застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования.

Cтрока «010». Указывается общее количество застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Строка «020». Указывается количество физических лиц, с выплат и иных вознаграждений которым исчислены страховые взносы в соответствии с тарифом страховых взносов, применяемым при заполнении подраздела 1.1 с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Строка «021». Указывается количество физических лиц из строки 020, выплаты и иные вознаграждения которым превысили предельную величину базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, установленную Правительством РФ в соответствии с п.3 — 6 ст.421 НК РФ с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Строка «030». Указываются суммы выплат и иных вознаграждений, поименованных в п.1 и 2 ст.420 НК РФ, нарастающим итогом с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Строка «040». Указываются суммы выплат и иных вознаграждений, не подлежащие обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии со ст.422 НК РФ, а также суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства в соответствии с п.8 ст.421 НК РФ, или суммы расходов, которые не могут быть подтверждены документально и принимаемые к вычету в размерах, установленных п.9 ст.421 НК РФ нарастающим итогом с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Строка «050». Указывается база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанная в соответствии с п.1 ст.421 НК РФ с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Строка «051». Указывается база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанная в соответствии с п.1 ст.421 НК РФ в размерах, превышающем для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 3 — 6 ст.421 НК РФ с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Строка «060». Указываются суммы исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Строка «061». Указываются суммы исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размерах, не превышающих для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с п.3 — 6 ст.421 НК РФ с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Строка «062». Указываются суммы исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размерах, превышающих для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством Российской Федерации в соответствии с п.3 — 6 ст.421 НК РФ с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам проводится налоговым органом в трехмесячный срок. В случае установления нарушений составляется акт проверки. Плательщик обязан представить документы, обосновывающие применение пониженных тарифов, а также по суммам, не подлежащим обложению взносами, в остальных случаях - пояснения.

В общем случае плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ):

• в налоговый орган по месту нахождения организации;

• по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;

• по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

По общему правилу расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Форма расчета по страховым взносам утверждена Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.

Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам проводится по месту нахождения налогового органа на основе расчета и документов, представленных плательщиком, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа, с учетом установленных особенностей (п. п. 1, 10 ст. 88 НК РФ).

Особенности камеральной налоговой проверки страховых взносов

С 01.01.2021 положения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", касающиеся назначения и выплаты страхователем страхового обеспечения, за исключением пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, и осуществления расходов на страховое обеспечение в счет уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не применяются (ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 478-ФЗ)).

Особенности назначения и выплаты в 2021 г. территориальными органами ФСС РФ застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375.

В целях реализации указанных прав территориальные органы ФСС РФ проводят камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, в порядке, аналогичном порядку проведения камеральных и выездных проверок, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ч. 2 ст. 7 Закона N 478-ФЗ).

В связи с переходом на систему прямых выплат пособий от ФСС РФ работодатель в этой части в отчетности РСВ никакую информацию не отражает (Письмо ФНС России от 29.01.2021 N БС-4-11/1020@). Соответственно, ранее предусмотренный подход к заполнению отчетности (правильность уменьшения суммы расходов и др.) не будет являться предметом камеральной налоговой проверки.

В порядке информационного обмена налоговый орган в установленный срок представляет в территориальный орган ПФР сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов; уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; иные сведения.

В случае выявления ошибок и (или) противоречий, несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в ПФР, такие сведения возвращаются в налоговые органы (п. п. 1, 2 ст. 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В указанном случае налоговые органы вправе запросить у плательщика страховых взносов необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, законодательно четко разграничена компетенция указанных органов: расходы на выплату страхового обеспечения - компетенция ФСС РФ, сведения персонифицированного учета - ПФР, начисление страховых взносов - ФНС России.

Представление документов в рамках камеральной проверки

При проведении камеральных налоговых проверок первоначально проходит автоматизированный арифметический контроль по контрольным соотношениям (Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705).

При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).

Указанные суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, приведены в ст. 422 НК РФ, а в ст. 427 НК РФ перечислены льготируемые виды деятельности, по которым могут быть применены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, а также размер таких тарифов.

Таким образом, перечень истребуемых сведений и документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам ограничен показателями соответствующих строк расчета по страховым взносам, где отражаются вышеуказанные данные. Конкретный перечень сведений и документов НК РФ не определен, следовательно, налоговый орган будет формулировать требование в зависимости от конкретной ситуации.

При этом плательщики страховых взносов вправе к расчету самостоятельно представить подтверждающие документы в электронной форме, их вид и содержание будут зависеть от оснований использования льготы (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Пояснения плательщика страховых взносов

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Это является не только правом, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-02-08/1322).

Вторым случаем запроса пояснений является проведение камеральной налоговой проверки на основе уточненного расчета, в котором уменьшена сумма взносов по сравнению с ранее представленным расчетом.

В указанном случае запрашиваются пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей расчета. Какой-либо отдельной формы для представления пояснений не предусмотрено, они составляются в произвольной форме, к ним целесообразно приложить копии подтверждающих позицию документов (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Срок проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам

Прямо НК РФ не рассматривает вопрос начала и окончания камеральной проверки, вывод можно сделать из совокупности норм. Учитывая, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 22.12.2017 N 03-02-07/1/85955.

По общему правилу камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета, соответственно, сроки ее проведения истекают в соответствующее число третьего месяца проверки (ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

Продление трехмесячного срока камеральной проверки расчета по страховым взносам НК РФ не предусмотрено. При этом налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения (ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75). Однако руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Если никакие нарушения не установлены, камеральная налоговая проверка расчета будет считаться завершенной, при этом какого-то отдельного извещения плательщик страховых взносов не получает. В случае выявления нарушений, в том числе когда представленных пояснений, документов и сведений в рамках камеральной налоговой проверки оказалось недостаточно для подтверждения позиции о правильности расчета страховых взносов, составляется акт камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Акт камеральной налоговой проверки

В случае выявленных в ходе камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам нарушений законодательства о налогах и сборах, в том числе по неполной уплате страховых взносов, неправомерному использованию льгот или пониженных тарифов, налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки составляет акт налоговой проверки по утвержденной форме (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).

К акту камеральной налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Вручение плательщику страховых взносов (его представителю) акта камеральной налоговой проверки производится в течение пяти дней с даты оформления акта. В случае уклонения от его получения этот факт отражается в акте и он может быть направлен по почте заказным письмом, при этом он будет считаться полученным на шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

При несогласии с установленными нарушениями плательщик страховых взносов может реализовать свое право на представление возражений (в целом по акту либо отдельным его положениям), которые в обязательном порядке должны быть рассмотрены.

Установленный срок для представления таких возражений - один месяц со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). После их рассмотрения выносится итоговое решение, при несогласии с которым возможно его обжалование в досудебном и судебном порядках (п. п. 1, 4, 7 ст. 101, ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Важно понимать, что в случае неустановления нарушений в ходе проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам претензии налогового органа могут быть предъявлены в рамках выездной налоговой проверки за тот же период, который был охвачен камеральной проверкой.

То есть отсутствие выявленных нарушений не означает невозможность доначислений по выездной налоговой проверке (Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 2116-О).

Также наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 571-О, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 N 15АП-14858/2018).

В каких ситуациях приходят требования о даче пояснений

Письма из налогового ведомства о пояснениях по начисленным и оплаченным страховым взносам – не такая уж и редкость. Обычно они бывают вызваны тем, что инспекторам налоговой что-то не понравилось в переданной им отчетности, например, они нашли в поданных организацией документах несоответствия с собственными данными, или же обнаружили каких-либо ошибочные или недостоверные сведения. В частности, сомнения могут вызвать ситуации, когда произошло заметное понижение заработной платы работника в сравнении с прошлыми годами, когда в справке 2-НДФЛ сумма НДФЛ не тождественна «ушедшей» в бюджет налоговой выплате или же обнаружилось несовпадение показателей в справках 2-НДФЛ и форме 6-НДФЛ и т.д.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

При этом главные параметры, на которые обращают внимание налоговики при контроле за страховыми взносами – это общая сумма выплат, осуществленных организацией за своих работников.



Когда необходимо предоставить пояснения

При проведении проверки инспектор вправе затребовать письменные разъяснения. Ситуации, в которых предоставить пояснительную записку в налоговую по требованию (образец мы предлагаем для НКО) обязательно, прописаны в п. 3 ст. 88 НК РФ:

Ответить на запрос инспекции следует в течение 5 рабочих дней с момента официального вручения требования — такие нормы закреплены в п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ. В особенных случаях ФНС придется уведомить о получении налогового запроса (Письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

На некоторых запросах может отсутствовать гербовая печать. Отвечать на такие требования все равно придется — такие пояснения даны в Письме ФНС РФ от 15.07.2015 № ЕД-3-2/[email protected]



Разрешенные способы отправки

Передать в налоговую пояснение можно двумя путями. Если компания использует электронную форму отчетности, то и пояснение нужно передавать таким способом, в противном случае оно не будет даже рассматриваться.



Снижение налоговой нагрузки

Этот вопрос у налоговиков пользуется особым интересом. Так, представители ФНС беспрестанно следят за объемами поступлений в государственный бюджет. При их снижении реакция незамедлительная: требования с предоставлением пояснительной записки, приглашение руководителя к личной встрече с представителем ФНС либо выездная камеральная проверка (крайняя мера).

В такой ситуации медлить нельзя, необходимо сразу предоставить пояснения в ФНС. В пояснительной записке опишите все обстоятельства и факты, которые повлияли на снижение налоговых платежей. Подтвердите факты документально либо предоставьте экономические обоснования. В противном случае ФНС инициирует выездную проверку, которая может затянуться на несколько месяцев.

Что писать в пояснительной записке:

  1. Снижение зарплатных налогов. Причинами могут быть сокращение штата, реструктуризация предприятия, снижение уровня заработной платы.
  2. Снижение прибыли может произойти из-за расторжения договора с покупателями. Следует приложить к пояснительной записке копию дополнительного соглашения о расторжении договора.
  3. Рост затрат как результат снижения прибыли. Обоснованием может быть расширение деятельности (увеличение объемов производств, открытие нового филиала, подразделения, торговой точки), смена поставщиков или увеличение цен на материальные запасы и сырье (приложите копии договоров).

Причин снижения налоговой нагрузки может быть довольно много. Придется разбираться в каждом конкретном случае.



Что будет, если не отвечать на требование о пояснениях

Иногда работники организаций по каким-то своим соображениям не считают нужным отвечать на письма из налогового органа или же по рассеянности просто забывают это сделать. Ранее никаких санкций за это законодательством предусмотрено не было, но с 1 января 2017 года налоговики получили право штрафовать предприятия за непредоставление пояснений.

При этом штраф достаточно крупный: на первый раз он составляет 5 тыс. рублей, а вот если налоговый агент повторно допустит такое нарушение, сумма возрастет уже до 20 тыс. рублей.

Кроме того, не следует забывать и о том, что работники надзорного ведомства могут по-своему истолковать молчание налогоплательщика, вследствие чего может произойти постановка предприятия в график ближайших выездных налоговых проверок. А это уже более серьезная опасность, ведь по итогам таких контрольных мероприятия, компании нередко подвергаются более серьезному административному наказанию (особенно актуально, учитывая, что некоторые огрехи есть в работе практически любой организации).

Возможен ли штраф при игнорировании требования

Налоговая ответственность за неисполнение требования инспекции о представлении пояснений НК РФ не установлена. Ст. 126 НК РФ на данную ситуацию не распространяется, так как речь не идет об истребовании документов (ст. 93 НК РФ), а ст. 129.1 неприменима, поскольку это не встречная проверка (ст. 93.1 НК РФ).

К административной ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ в данном случае привлечь также не могут. Данная статья применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений, на что обращает внимание и сама ФНС РФ (см. п. 2.3 письма ФНС России 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Таким образом, штрафовать за неподачу пояснений налоговики не вправе. Но все же, несмотря на отсутствие законных оснований для штрафа, пояснения целесообразнее представлять, т. к. это в интересах самого налогоплательщика. Ведь отказ от них может повлечь налоговые доначисления и санкции, на обжалование которых потом придется тратить время и деньги.

Предлагаем ознакомиться: Беспроцентный займ между физическими лицами – образец договора, налоговые последствия, образец, материальная выгода, с залогом

О процедуре истребования пояснений в ходе выездной проверки читайте в статье«Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».

О процедуре истребования пояснений в ходе выездной проверки читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».

Как писать пояснение

Пояснение по страховым взносам можно писать в произвольном виде – унифицированного его стандарта нет. При этом рекомендуется, чтобы его структура и содержание соответствовали нормам и правилам, принятым для деловых бумаг.

Очень важно, чтобы в пояснении были четко описаны причины проблемы, в связи с которой представители налоговой службы обратились в компанию. Их нужно не только обозначить, но и аргументировать. При этом доказательная база должна заключаться не только в словах, но и наличии соответствующих подтверждающих бумаг.

Как оформить пояснение на бумажном носителе




Выявлены ошибки в заполнении отчетности или противоречия между сведениями в документах

Что проверяет ФСС : показатели отчетности по форме 4-ФСС. Проверка происходит по контрольным соотношениям. Фонд также сверяет данные, отраженные в текущем расчете, с данными предыдущего периода.

Что потребует : дать пояснения в течение пяти дней или сдать уточненный расчет по форме 4-ФСС.

Что делать и как объяснить : проверить показатели, указанные в требовании. Бывают случаи, когда ФСС по ошибке не отразил в своей базе поступившие платежи. Тогда необходимо написать пояснение и приложить копии платежных поручений. Если в отчете ошибка по вине страхователя, то необходимо сдать уточненный расчет.

Главному специалисту Свердловского регионального отделения ФСС РФ Ивановой И.И.

Приложение: платежное поручение № 55 от 14.05.2015 года

Директор ООО «Ромашка» ___________________ В.В. Петров

Образец пояснения в налоговую

Если вам пришло требование от налоговой дать пояснение по поводу страховых взносов, а вы никогда раньше таких документов не делали, посмотрите приведенный ниже пример и прочитайте комментарии к нему – с их помощью у вас наверняка получится сформировать нужное вам письмо.

  1. Первым делом укажите в пояснении адресата, т.е. ту налоговую инспекцию, для которой предназначено пояснение. Затем более подробно внесите сведения об организации: напишите ее название, реквизиты, контактные данные (адрес, телефон), обязательно отметьте исходящий номер послания. После этого можете переходить к основному разделу.
  2. Сначала дайте тут ссылку на номер и дату требования, которое пришло из надзорного органа, затем начинайте формулировать собственно пояснения. В каждой конкретной ситуации они зависят от того, какие именно обстоятельства привели к вопросам специалистов налоговой службы. Но в любом случае дайте объяснение как описательно, (например, если к ошибке привели технические проблемы или неправильная работа бухгалтера, так и напишите), так и документально.
  3. Ссылаясь на документы, укажите их номера и дату создания. Если причина, в связи с которой у налоговиков возникли вопросы, уже была исправлена, обязательно это отметьте, как и то, что в дальнейшем примете все меры по недопущению подобных ситуаций.
  4. В заключение обязательно подпишите бланк.

Особенности оформления пояснений по страховым взносам

Что проверяет ФСС: своевременность уплаты страховых взносов, правильность расходования средств на цели соцстрахования.
Что потребует: расчетные ведомости, копии платежных поручений, заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования страхователем средств (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и т. д.).

Что делать и как объяснить: в течение десяти дней со дня получения требования подготовить заверенные копии документов и представить в ваше отделение Фонда.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Представить пояснения по страховым взносам в налоговую инспекцию необходимо в течение 5-ти рабочих дней с момента получения требования. Передавать пояснения в ИФНС нужно в обязательном порядке, поскольку согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ хозяйствующий субъект будет оштрафован на 5 000 руб. за несвоевременное сообщение либо несообщение необходимой информации в ИФНС. Повторное деяние подобного рода наказывается штрафов в размере 20 000 руб.

При выставлении требования о представлении пояснений по РСВ их необходимо подавать вместе с уточненным расчетом, в котором будут исправлены обнаруженные ошибки. Однако данное требование не всегда связано с тем, что в РСВ имеются какие либо нарушения, ошибки или неточности. Затребовать пояснения налоговики могут даже при наличии сомнений в правильности определения величины страховых взносов, а также при снижении суммы страхвзносов по сравнению с предыдущим периодом.

Кроме того, пояснения могут потребоваться, если компания применяет пониженный тариф страховых взносов либо отражает в РСВ необлагаемые суммы. Также в случае несоответствия сведений в РСВ и 6-НДФЛ плательщику страхвзносов необходимо будет пояснять причину различий.

Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

— для электронного документа — дата отправки;

— для передачи лично или доверенным лицом — при непосредственной передаче сотруднику налоговой инспекции;

— для отправки почтой — дата принятия сотрудником Почты России;

  • при непредставлении пояснений компания может ожидать не только штраф, но и ее включение в график выездных налоговых проверок.

Пояснения по страховым взносам в ИФНС могут представляться по нескольким основаниям, которые рассмотрим более детально.

Компания не подает в ИФНС какое-либо заявление для установления права использовать пониженный тариф по страховым взносам, а налоговики видят эту информацию по РСВ. Для подтверждения указанного права они могут выслать требование о предоставлении документов, на основании которых используются льготные ставки по страхвзносам.

Их перечень зависит от того, какую систему налогообложения использует хозяйствующий субъект, и каковы его виды деятельности. Например, в качестве доказательства может представляться копия КУДиР, копия свидетельства о резидентстве в особой экономической зоне, расчетно-платежные документы, копии документов о праве ведения определенного вида деятельности и др.

Подтверждающие документы могут оформляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе в зависимости от того, каким образом направляются пояснения по требованию. Кроме того, они должны оформляться в качестве приложений к направляемому пояснению.

При расчете базы по страховым взносам из нее исключаются необлагаемые суммы, и для подтверждения права на их использование налоговая инспекция может запросить различные документы, например, по больничным листам, предоставлению суточных, при выплате детских пособий и т.д.

Предлагаем ознакомиться: Задолженность по ндфл в налоговой

При составлении пояснения необходимо детально указать группировку необлагаемых выплат и суммы по ним, а для подтверждения использовать копии имеющихся документов.

Расчет по страховым взносам должны сдавать все страхователи вне зависимости от того, начислены или выплачены страховые взносы или нет. При отсутствии начислений по взносам формируется нулевой РСВ, по которому у налоговиков могут возникнуть определенные сомнения, и тогда они направят требование о предоставлении пояснений.

При составлении и оформлении пояснений по страховым взносам в налоговую инспекцию нужно придерживаться следующих основных моментов:

  • указать причины, по которым налоговая инспекция направила требование о предоставлении пояснений;
  • аргументировать, в связи с какими именно проблемами возникли спорные вопросы;
  • указать и представить доказательную базу, на основании которой страхователь настаивает на своей позиции;
  • оформлять пояснения на фирменном бланке со всеми необходимыми реквизитами;
  • заполнять бумажный вариант пояснений в печатной, а не рукописной форме;
  • проставить подписи под пояснениями не только директора, но и главного бухгалтера;
  • оформить бумажный вариант в двух экземплярах: один из них передать сотрудникам налоговой инспекции, а на втором проставить отметку о получении;
  • зарегистрировать документ в журнале исходящей документации с проставлением его номера и даты.

Письмо в ИФНС заполнить опросный лист после проверки. Налоговики активно приходят на осмотры во время камеральных проверок по НДС. Такое право появилось у них в 2015 году (п. 1 ст. 92 НК РФ). Осмотр назначают, если налог в декларации заявлен к возмещению либо инспекция выявила расхождения с данными в отчетности контрагента. А такие несоответствия находят на каждой второй проверке.

Инспекторы совмещают осмотр с допросами. Например, могут задать вопросы сотрудникам и подрядчикам, которые выполняют работы в офисе. После визита часто вручают опросный лист и такой же опросник высылают контрагенту.

Чтобы мероприятие прошло без проблем, безопаснее заранее проинструктировать сотрудников, что отвечать проверяющим. А заодно узнать у контрагентов, будут ли они заполнять опросник и что там напишут. Безопаснее, чтобы ответы у поставщика и покупателя совпадали.

Можно отказать проверяющим, ведь никаких опросных листов НК РФ не предусматривает. Впрочем, инспекция вправе вызвать сотрудников на допрос даже в рамках камералки (cт. 90 НК РФ, письмо Минфина России от 30.11.2011 № 03-02-07/1-411).

Письмо ИНФС о предоставлении счетов-фактур, книг покупок и продаж. На проверках деклараций по НДС инспекторы запрашивают счета-фактуры, книги покупок и продаж. Многие удивляются, зачем эта информация инспекторам, если и так все есть в декларации. Но в отчетность включены только сведения из книг и счетов-фактур.

Предлагаем ознакомиться: Налоговый вычет по процентам ипотеки как получить в 2021 году

Письмо в ИНФС о предоставлении документов по операциям, не облагаемым НДС. Инспекторы при проверках НДС запрашивают документы по необлагаемым операциям. Например, если организация выдает займы, требуют подтвердить освобождение по статье 149 НК РФ.

Такие запросы инспекторы мотивируют тем, что вправе требовать документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Но выдача займов не относится к налоговым льготам. Эти операции освобождены от налогообложения независимо от того, какая компания совершает сделки (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ).

А значит, инспекторы не вправе требовать документы, ссылаясь на пункт 6 статьи 88 НК РФ. Согласны с этим и судьи (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2015 № Ф07-1155/2014). Поэтому в ответе налоговой можно вежливо отказать в представлении документов (см. ответ на требования налоговой по НДС, образец).

Формализованные письма для налоговой по НДС 2021 смотрите ниже.

Ответ на требование ИНФС: образец о предоставлении пояснений об ошибке в кодах НДС. Инспекторы запросят пояснения, если поставщик зарегистрирует счет-фактуру с кодом 26, а покупатель – с кодом 01. Такие правила проверки были и раньше, но теперь ФНС официально их закрепила в письме от 20.09.2016 № СД-4-3/17657.

Читайте также: