Разрешается свободный обмен покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога

Опубликовано: 02.05.2024

2. Расположите понятия, термины, аббревиатуры в хронологической последовательности их появления.
А) раскулачивание
Б) стахановец
В) ВЧК
Г) Совет народных комиссаров
Ответ: ________________________

3. Расположите следующие произведения в хронологической последовательности их появления.
А) фильм С.М.Эйзенштейна «Александр Невский»
Б) роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»
В) балет И.Ф.Стравинского «Жар-птица»
Г) поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
Ответ: ________________________

4. Какие три из перечисленных ниже партийных и государственных деятелей погибли в результате сталинских репрессий 1930-х гг.?
Л.Б.Каменев
Н.И.Бухарин
Ф.Э.Дзержинский
Г.Е.Зиновьев
В.М.Молотов
А.А.Жданов
Ответ: ________________________

5. Какие три из перечисленных произведений были созданы в 1930-х гг.?
роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
скульптура В.И.Мухиной «Рабочий и колхозница»
балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро»
картина М.А.Врубеля «Демон»
песня И.О.Дунаевского «Марш энтузиастов»
поэма А.А.Блока «Двенадцать»
Ответ: ________________________

6. Прочтите извлечение из декрета Совнаркома и напишите сокращенное название политики Советского государства, в годы которой появился этот декрет.
«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности»
Ответ: ________________________
7. Прочтите отрывок из текста декларации, принятой в связи с образованием нового государства, и напишите сокращенное название этого государства.
«само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».
Ответ: ________________________

8. Прочтите отрывок из речи И.В.Сталина и напишите название политики, в ней охарактеризованной.
«Нужно покрыть все районы нашей страны, без исключения, колхозами (и совхозами), способными заменить, как сдатчика хлеба, не только кулаков, но и индивидуальных крестьян».
Ответ: ________________________

9. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название политики в сфере экономики, об успехах которой идет речь.
«разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодежь была охвачена энтузиазмом»
Ответ: ________________________

10. Прочтите отрывок из воспоминаний К.Симонова и напишите фамилию советского руководителя, о последствиях убийства которого вспоминает писатель.
«Тому, в чьей памяти не остался декабрь 1934 г., наверное, даже трудно представить себе, какой страшной силы и неожиданности ударом было [его] убийство Было что-то зловещее и страшное в самом убийстве, и в том, что оно произошло в Смольном, и в том, что туда сорвался и поехал из Москвы Сталин, и в том, как об этом писали»
Ответ: ________________________

11. Установите соответствие между советскими законодательными актами и годами их принятия.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ГОДЫ
А) Первая Конституция РСФСР 1) 1917 г.
Б) Декрет об отмене сословий и гражданских чинов 2) 1918 г.
В) Декрет о замене продовольственной и сырьевой 3) 1920 г.
разверстки продовольственным налогом 4) 1921 г.
Г) Декларация об образовании СССР 5) 1922 г.
Ответ: ________________________

12. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью в 1920 – 1930-х гг.
ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) И.В.Сталин 1) первый председатель СНК, автор плана образования СССР
Б) В.И.Ленин как добровольного союза равноправных республик
В) М.И.Калинин 2) председатель ВЦИК СССР, «всесоюзный староста»
Г) В.М.Молотов 3) нарком иностранных дел СССР
4) автор плана вхождения республик в состав РСФСР на
правах автономий, Генеральный секретарь ЦК РКП(б) – ВКП(б)

· 5) нарком внутренних дел СССР
Ответ: ________________________

13. Установите соответствие между политическими событиями и годами, в которые они произошли.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) процесс над М.Н.Тухачевским 1) 1922
Б) высылка Л.Д.Троцкого из СССР 2) 1929
В) открытый судебный процесс над партией эсеров 3) 1934
Г) убийство С.М.Кирова 4) 1937
5) 1940
Ответ: ________________________

14. Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями.
ДАТЫ СОБЫТИЯ
А) 1922 г. 1) подписание Рапалльского договора с Германией
Б) 1924 г. 2) заключение пакта о ненападении с Германией
В) 1934 г. 3) заключение Брестского мира с Германией
Г) 1939 г. 4) вступление СССР в Лигу Наций
5) «полоса дипломатического признания» СССР
Ответ: ________________________

15. Установите соответствие между фамилиями мастеров культуры 1920 – 1930-х гг. и названиями их произведений.
ФАМИЛИИ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
А) Н.А.Островский 1) кинофильм «Веселые ребята»
Б) Г.В.Александров 2) поэма «Хорошо!»
В) С.С.Прокофьев 3) роман «Как закалялась сталь»
Г) А.Н.Толстой 4) балет «Ромео и Джульетта»
5) роман «Петр Первый»
Ответ: ________________________

16. Установите соответствие между названиями первых советских фильмов 1930-х гг. и фамилиями их режиссеров.
НАЗВАНИЯ ФАМИЛИИ РЕЖИССЕРОВ
А) «Броненосец «Потемкин» 1) С.Эйзенштейн
Б) «Чапаев» 2) Братья Васильевы
В) «Веселые ребята» 3) Г.Александров
Г) «Ленин в Октябре» 4) М.Ромм
5) М.Донской
Ответ: ________________________

17. Установите соответствие между политическими лозунгами и временем их популярности.
ЛОЗУНГИ ГОДЫ
А) «Вся власть Учредительному собранию!» 1) 1917 – 1918 гг.
Б) «За Родину! За Сталина!» 2) 1920 г.
В) «За Советы без коммунистов!» 3) 1921 г.
Г) «Пятилетку в 4 года!» 4) 1930-е гг.
5) 1941 – 1945 гг.
Ответ: ________________________

18. Установите соответствие между датами и событиями внешней политики СССР в
1930-е гг.
ДАТЫ СОБЫТИЯ
А) 1933 г. 1) заключение советско-германского пакта о ненападении
Б) 1934 г. 2) принятие СССР в Лигу Наций
В) 1935 г. 3) установление дипломатических отношений между СССР и США
Г) 1939 г. 4) подписание советско-французского договора о взаимопомощи
5) подписание советско-финского мирного договора
Ответ: ________________________

19. Расположите следующие события в хронологическом порядке.
А) «Красногвардейская атака на капитал»
Б) начало осуществления первой пятилетки
В) переход к нэпу
Г) «великий перелом» в деревне
Ответ: ________________________

20. Прочтите отрывок из записок П.И.Старжинского и напишите название описанного процесса.
«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придет и заберет все, что он нажил «своим трудом, своими мозолями» В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочие лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребенка»
Ответ: ________________________

1. Налоговая политика в деревне. Заготовки сельскохозяйственных продуктов

По решению X съезда РКП(б), состоявшегося в марте 1921 г., продразверстка была заменена продовольственным налогом. Это было началом перехода к новой экономической политике, к новым отношениям рабочего класса с крестьянством.

Продналог был установлен намного ниже продразверстки: на хлеб на 43,3%, масличные семена — в 2 раза, мясо — на 74,5%, масло — на 36,1%, льноволокно — в 15 раз и т.д. В крестьянских хозяйствах оставалась значительная часть произведенного продукта, которым крестьяне могли распоряжаться по своему усмотрению, использовать для улучшения своего хозяйства, повышения личного потребления и обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Декретом правительства от 24 мая 1921 г. разрешался «свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства» 91 .

Были, таким образом, определены два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства: натуральный налог и товарообменные операции. В порядке продналога намечалось заготовить 240 млн. пуд. хлеба и фуража (в дальнейшем, в связи с неурожаем, размер продналога был снижен до 162 млн. пуд.), путем товарообмена — 160 млн. пуд. Однако план товарообмена не был выполнен.

Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов применялся три года. В 1921/22 г. налог определялся по каждому продукту отдельно. Всего было установлено 18 продуктовых налогов (на хлеб, мясо и т.д.). В 1922/23 г. был введен единый натуральный налог, который исчислялся в хлебных единицах (рожь, пшеница), но крестьяне могли платить его другими продуктами по установленному переводному коэффициенту. В 1923/24 г. было разрешено вносить налог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. В 1924/25 г. был осуществлен переход к денежному обложению крестьян. Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов государством перестал существовать.

Переход к денежному обложению крестьян потребовал установления обоснованных ставок обложения и обоснованных цен. Необходимо было также вытеснить с рынка (или значительно ограничить) частника, чтобы товары покупались и продавались с соблюдением устанавливаемых государственных цен. Для овладения рынком необходимо было сосредоточить в руках государства большие товарные массы. Эти предпосылки ко времени перехода к денежному налогу были созданы. В 1924/25 г. в оптовом товарообороте страны обобществленный сектор (государственная и кооперативная торговля) занимал 91,5%, частный — 8,5%, в розничном товарообороте — 51,5 и 48,5% 92 .

Крестьяне как товаропроизводители были заинтересованы в переходе к денежному налогу; они получали большую свободу в развитии отдельных отраслей своего хозяйства, продавали то, что им было выгодно, это усиливало специализацию сельского хозяйства.

Денежное налоговое обложение способствовало расширению сферы товарного обращения и укрепляло советскую денежную систему.

Продналог был первой формой экономической реализации общенародной земельной собственности, получения ренты государством. Маркс указывал, что при отсутствии частной собственности на землю «рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты» 93 . В. И. Ленин писал, что «национализация есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей» 94 . При общенародной земельной собственности и единоличном крестьянском землепользовании производимый сельскохозяйственный продукт разделяется на продукт, собственником которого является государство (рента), и продукт, собственником которого являются землепользователи-крестьяне; государство, если желает этот продукт приобрести, должно его купить. Следовательно, два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства, которые определялись законом о продналоге, выражали собой объективные производственные отношения в сельском хозяйстве, сложившиеся в результате установления общенародной собственности на землю и крестьянского единоличного землепользования. Кроме того, (крестьяне через налоговую систему привлекались к участию в покрытии части общегосударственных расходов (содержание учебных заведений, здравоохранение и т.д.).

Земельная рента образуется в результате большей производительности труда на более плодородных почвах, в крупных хозяйствах, ведущих более интенсивное производство, когда одноименные продукты имеют различную стоимость, но продаются по одной цене. Поэтому налог должен быть дифференцирован в зависимости от урожайности и размера обрабатываемой земли в хозяйстве. Этому требованию отвечали ставки налогового обложения. По зерновым культурам в 1921/22 г. налог составлял с 1 дес. пашни при 1,6—2 дес. пашни на едока и урожайности до 25 пуд. — 2 пуда (8% к урожаю), при урожае 45—50 пуд. — 4,5 пуд. (9%) и при урожае 70 пуд. и выше — 7 пуд. (10%). При урожайности 50 пуд. с десятины, если в хозяйстве приходилось на едока 0,5 и менее дес. пашни, налог составлял 1,25 пуд. с десятины, при наличии 1,6—2,0 дес. пашни на едока налог поднимался до 4,5 пуд. и при 4 и более дес. пашни налог составлял 9 пуд. с десятины 95 .

Бедняцкие хозяйства получали различные льготы или освобождались от уплаты налога, а крупные многоземельные хозяйства облагались более высоким налогом. Эта классовая градация налогового обложения была усилена в последующие годы. «Наше законодательство (в первую очередь налоговое), — указывалось в решениях XII съезда партии, — должно учитывать классовые деления в деревне, соответственно возлагая главные экономические тяготы на наиболее зажиточные хозяйства» 96 . Классовый подход к обложению отдельных социально-экономических групп крестьянства продналогом в 1922/23 г. характеризуется данными табл. 1 97

Приходилось земли на едока, дес. Налог с хозяйства в % к годовому доходу по РСФСР на Украине До 0,25 5,0 2,9 0,25—0,5 8,1 6,4 0,5—1,5 10,6-12,5 8,9-9,8 1,5-3,0 12,5—16,5 12,4—16,8 Свыше 3 17,1 24,2

Таким образом, чем крупнее хозяйство, тем больше был налог. Особенно сильно облагалась верхушка деревни — кулацкие хозяйства. Беднякам и маломощным середнякам предоставлялись налоговые льготы. Были полностью освобождены от уплаты налога хозяйства, имевшие менее 1,5 дес. облагаемой пашни, а также хозяйства, не имевшие трудоспособных мужчин, если облагаемая площадь у них не превышала 2,5 дес. Освобождались от уплаты налога хозяйства, пострадавшие от интервентов и белогвардейцев. Значительные льготы получали семьи военнослужащих.

В 1923/24 г. от уплаты продналога по СССР (без Туркестана и Закавказья) полностью или частично были освобождены 5,9 млн. хозяйств. По маломощности были полностью освобождены от уплаты налога 2,9 млн. бедняцких крестьянских хозяйств 98 .

В последние два года восстановительного периода основная тяжесть налога ложилась на капиталистические кулацкие хозяйства. В 1925/26 г. были освобождены от налога 5,4 млн. бедняцких и маломощных хозяйств, что составляло более 23% общего числа крестьянских хозяйств 99 , получили различную скидку 4,4 млн. хозяйств. Кулацкие хозяйства уплачивали государству в виде сельхозналога (и других налогов) в 1925/26 г. свыше 10% своих доходов 100 .

Все это показывает, что советская налоговая политика строилась по классовому принципу. По своему типу сельскохозяйственный налог приближался к подоходному налогу. Такая политика помогала беднякам поднимать хозяйство, а усиленное обложение налогом кулацких хозяйств ограничивало их рост.

Буржуазные экономисты и оппортунисты из Наркомзема заявляли, что «прогрессия ставок сельскохозяйственных налогов в 1922—1923 гг. и особенно в 1923/24 г. была чрезвычайно велика. Высшая ставка превышала низшую в 10 раз. Такая прогрессия в корне противоречит основным соотношениям экономики крестьянского хозяйства» 101 . Вопреки научной теории и практике защитники кулачества выдвигали тезис о нерентабельности крупных хозяйств в сельском хозяйстве. Коммунистическая партия разоблачила кулацкую суть этих установок и последовательно проводила ленинскую политику налогового обложения.

В первые годы нэпа налоговые поступления из деревни играли значительную роль в формировании государственного бюджета. В 1922—1923 гг. сельское хозяйство обеспечивало около ? доходов государства, в том числе за счет прямых налогов — около 17% 102 . XII съезд партии призвал крестьянство, несмотря на трудности, выполнить свои обязательства перед государством. «…Общие интересы всех трудящихся, общие интересы охраны завоеваний рабоче-крестьянской революции требуют этого напряжения сил от рабочих и от крестьян, требуют этих жертв» 103 . В последующие годы удельный вес сельскохозяйственного налога в доходах государства систематически уменьшался.

Вся система обложения налогом крестьянских хозяйств строилась таким образом, чтобы после выполнения крестьянами налоговых обязательств перед государством постоянно увеличивался избыточный продукт, получаемый от дополнительных затрат труда на расширение посевных площадей, повышение урожайности, увеличение поголовья скота и повышение его продуктивности.

С переходом к нэпу перед Советским государством встала задача организации заготовок сельскохозяйственной продукции. В 1922 г. для осуществления коммерческих заготовок хлеба было создано акционерное общество «Хлебопродукт», заготовок кожевенного сырья — «Кожсырье», льна — «Заготлен». Заготовки хлопка осуществлялись Главным хлопковым комитетом и его органами на местах. Важную роль в заготовках продуктов сельского хозяйства играла кооперация.

Получил доступ к заготовкам сельскохозяйственных продуктов и частный скупщик. В ряде мест частные скупщики создавали свои объединения («Торгпромбюро», «Продсоюз») и выступали крупными оптовыми заготовителями.

С переходом в 1924 г. к денежному налогу заготовки сельскохозяйственных продуктов коммерческим путем стали единственной формой сосредоточения продуктов крестьянского хозяйства в руках государства. Это потребовало усиления деятельности на рынке государственных и кооперативных организаций. На заготовительный рынок было допущено большое число новых государственных организаций.

Мелкие заготовительные организации, не имея средств для создания собственной материальной базы и аппарата, сосредоточили свою деятельность главным образом в районах, находящихся вблизи железных дорог и судоходных рек. Это приводило к борьбе между ними за продаваемую крестьянами продукцию, что сказалось на росте заготовительных цен. В то же время глубинные районы не были охвачены государственными и кооперативными заготовителями, в них продолжали орудовать частные скупщики, которые снижали цены на скупаемые продукты, перевозили их к городам, пристаням и железнодорожным станциям и, перепродавая государственным и кооперативным заготовителям, получали высокие прибыли.

Государство провело реорганизацию заготовительного аппарата: были ликвидированы мелкие заготовители, усилена роль в заготовках сельскохозяйственной и потребительской кооперации. Была прекращена выдача частным заготовителям банковского кредита и повышены тарифы по перевозкам их грузов, ограничено получение подвижного состава для перевозки заготовленной продукции. Государственным и кооперативным заготовителям было запрещено заключать торговые сделки с частниками, использовать их в качестве своих агентов. Эти меры способствовали усилению роли государства и кооперации на заготовительном рынке.

Восстановление сельскохозяйственного производства и упорядочение заготовительного дела способствовали увеличению поступления хлеба государству. В 1921/22 г. государство получило 233 млн. пуд., в 1922/23 г. — 429,6 млн. пуд., в 1923/24 г. — 397,2 млн. пуд., а в 1925/26 г. — 496 млн. пуд. 104 Возросли заготовки и других сельскохозяйственных продуктов. Так, заготовки маслосемян увеличились за 1921/22—1925/26 гг. в 4,2 раза, масла животного — в 3,1 раза, яиц — в 6 раз 105 . Заготовки хлопка-сырца увеличились за эти годы в 28,5 раза, кож крупных — в 1,9 раза, кож мелких — в 2 раза; увеличились также заготовки льноволокна, пеньки и другого сырья для промышленности. Это было вкладом крестьянства в восстановление промышленности, всего народного хозяйства.

Налоговая политика стимулировала развитие социалистических предприятий в сельском хозяйстве. Коллективным хозяйствам предоставлялась скидка с налога в размере 25%, а кооперативным обществам — в размере 10%. Существенное значение имело освобождение от налога коллективных запашек, а также премирование коллективных хозяйств и земельных обществ за применение улучшенных способов ведения хозяйства.

Налоговая политика Советской власти, рассчитанная на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, была одним из важных рычагов экономического регулирования сельскохозяйственного производства.

• Налоговая система

• Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу

Финансовая и налоговая политика

Финансовая и налоговая политика К концу III в. назрела необходимость реформ в сфере денежного обращения. Проведенная Диоклетианом в 286 г. денежная реформа в основном повторяла попытки проведения таковой во времена Аврелиана. Целью ее было повышение курса денег и

§ 3. Финансовая система и налоговая политика

§ 3. Финансовая система и налоговая политика Опустошение страны, упадок земледелия, резкое сокращение численности крестьян, стихийное перераспределение податного населения серьезно сказались на состоянии государственного хозяйства. 1Пустая казна и расстроенные

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов Источник: Свидерский А. Четыре года продовольственной работы. Статьи и отчетные материалы. М.: Государственное изд-во, 1922.

6. От заготовки к разверстке

6. От заготовки к разверстке До августа 1918 года без изменения оставались твердые цены на хлеб, назначенные еще Временным правительством. Между тем к осени 1918 произошел очередной резкий скачек «вольных» цен — в ряде губерний рост составил 13 037 %[898]. 18 августа твердые цены

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Заготовки мяса в живом виде

Заготовки мяса в живом виде Печальное зрелище представляло Переделкино в послевоенные годы: «…Городок не благоустроен, отсутствует водопровод, дорога находится в очень плохом состоянии, требует серьезного ремонта мост через пруд, многие дачи не огорожены заборами, а

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ В ходе фотосинтеза растения запасают полученную ими солнечную энергию в органических веществах, построенных из получаемого из воздуха углерода и содержащихся в почве минералов. Для благотворного протекания

Налоговая реформа

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

Глава вторая. Заготовки

Глава вторая. Заготовки Против порчи продуктов Забота человека о добывании пищи долго господствовала над всеми другими. Однако перед нашими далекими предками встала и другая задача — как сохранить добытую пищу.На протяжении многих веков люди не знали, что порчу

Способы заготовки продуктов на Руси

Способы заготовки продуктов на Руси На Руси знали много способов заготовки продуктов впрок. Естественно, широко использовали холод для сохранения скоропортящихся продуктов. В записках Айрмана о Прибалтике и Московии 1666–1670 гг. говорится: «Выловленную в начале зимы рыбу

4. Налоговая политика и спекуляции.

4. Налоговая политика и спекуляции. Война стоит дорого, но она не является единственной причиной роста государственного долга и постоянного финансового дефицита. К войне добавляются необходимость содержания пышного и великолепного королевского двора, королевские

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов Выше мы имели уже случай заметить (гл. I, § I), что сельскохозяйственные писатели, разделяя системы сельского хозяйства по главному рыночному продукту, относят к особому типу заводскую или техническую систему

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих Газета черносотенных помещиков «Новое Время» приводит интересные споры помещиков в Польше и вообще в пограничных местах России по поводу отхода сельскохозяйственных рабочих на заработки в Германию и другие

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка Западные политики уверяют: нынешняя власть Сирии не поддаётся уговорам и должна быть устранена международными усилиями.7-го февраля министр иностранных дел России Сергей ЛаврОв и директор Службы внешней

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое контрольно-тестовое задание по истории России для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по истории России 1940-1945 гг. для 11 класса»

Итоговая контрольная работа по истории России ХХ в. – 11 кл.

А1. Какое из событий произошло раньше?

1) начало русско-японской войны 2) денежная реформа С.Ю.Витте

3) «Кровавое воскресенье» 4) созыв I Государственной думы.

А2. С аграрными преобразованиями П.А.Столыпина в начале ХХ в. связано понятие

1) барщина 2) отрезки

3) хутора 4) уставные грамоты

А3. Брестский мир был подписан

1) в марте 1917 г. 2) в мае 1917 г.

3) в марте 1918 г. 4) в мае 1921 г.

А4. Какие из перечисленных ниже произошли в период Гражданской войны (1918-1920 гг.)?

А) мятеж Чехословацкого корпуса

Б) разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму

В) установление большевиками всеобщей трудовой повинности

Г) убийство Г.Е.Распутина

Д) создание Совета Народных Комиссаров

Е) переход к новой экономической политике (нэпу)

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АДЕ 3) БГД 4) ВГЕ

А5. План объединения советских республик в результате их вхождения в состав РСФСР, предложенный И.В.Сталиным, получил название

1) автономизации 2) федерализации

3) советизации 4) коллективизации

А6. Как, согласно Конституции СССР 1924 г., назывался высший орган законодательной власти СССР?

1) Совет Народных Комиссаров 2) Всесоюзный съезд Советов

3) Совет Союза 4) Съезд народных депутатов СССР

А7. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идёт речь.

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битве на Орловско-Курской дуге 2) битве за Москву

3) форсировании Днепра 4) Сталинградской битве

А8. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны характеризовалось

1) действием малочисленных партизанских отрядов

2) участием в борьбе только взрослого населения

3) распространением действий на всей территории, оккупированной фашистами

4) отсутствием координации деятельности отдельных отрядов из центра

А9. Издание И.В.Сталиным приказа №227 «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942 г. было вызвано угрозой

1) захвата фашистами Крыма 2) выхода фашистов к Уралу с юга

3) нового прорыва фашистов под Москвой 4) выхода фашистских армий к Волге

А10. Что из названного было одним из последствий победы СССР в великой Отечественной войне и во Второй мировой войне7

1) создание военных баз в Средиземном море

2) присоединение к СССР части территории Турции

3) вхождение СССР в число ведущих стран мира

4) укрепление партнерских связей СССР со странами Запада

А11. .Культ личности И.В.Сталина был осужден на:

1. 18 партийной конференции

2.19 съезде ВКП(б)

3.внеочередной сессии Верховного Совета СССР

4.20 съезде КПСС

В1. Установите соответствие между фамилиями исторических лиц, представлявших разные стороны, противостоящих друг другу в конкретных исторических событиях, ситуациях.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

4) И. фон Риббентроп

В2. Расположите следующие события в хронологической последовательности.

Запишите буквы, которыми обозначены эти события, в правильной последовательности.

1) военный конфликт Японии и СССР на озере Хасан

2) начало Великой Отечественной войны

3) начало Второй мировой войны

4) вступление СССР в Лигу Наций

5) Московская битва

6) начало стахановского движения

В3. Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и напишите сокращенное название политики Советского государства, в годы которой появился этот декрет.

«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности…»

Итоговая контрольная работа по истории России ХХ в. – 11 кл.

А1.Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

А) создание законосовещательного Государственного совета

Б) Московское декабрьское вооружённое восстание

В) учреждение должностей земских начальников

Г) издание циркуляра «о кухаркиных детях»

Д) третьеиюньский переворот

Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделом

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АВЕ 3) БДЕ 4) ВГД

А2. Зубатовщиной в начале ХХ в. называли

1) создание рабочих организаций под контролем полиции

2) акции эсеровских боевиков против царских чиновников

3) выступления крестьян, захватывавших помещичьи земли

4) деятельности религиозных сект

А3. На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. произошло принятие

1) Декларации прав народов России 2) Декрета о запрете партии кадетов

3) Декрета о рабочем контроле 4) Декрета о земле

А4. Восстание в Кронштадте под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!» произошло

1) в 1918 г. 2) в 1919 г.

3) в 1920 г. 4) в 1921 г.

А5. Что из названного было характерно для политики «военного коммунизма»»?

1) введение всеобщей трудовой повинности 2) замена продразвёрстки продналогом

3) поощрение кооперации 4) использование материальных стимулов к труду.

А6. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость

1) преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран Европы и Северной Америки

2) восстановить довоенный уровень промышленного производства

3) провести обновление крестьянских хозяйств

4) ограничить приток иностранного капитала

А7. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства означал

1) создание агрогородов в сельском хозяйстве 2) передачу всей земли совхозам

3) массовое переселение в деревню рабочих 4) объединение единоличников в колхозы.

А8. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите, о каком сражении в нём идёт речь.

«Итоги октябрьских событий были очень тяжелы для нас. Армия понесла серьёзные потери. Враг продвинулся почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных планом «Тайфун», ему не удалось… Разгромом гитлеровцев завершился первый этап на пути к полной и окончательной победы над фашистской Германией».

1) Смоленское сражение 2) Московская битва

3) прорыв блокада Ленинграда 4) Сталинградская битва

А9. Тегеранская конференция лидеров трёх держав состоялась в

1) 1941 г. 2) 1943 г. 3) 1944 г. 4) 1945 г.

А10. К причинам, обусловившим быструю перестройку советской экономики на военный лад в 1941-1942 гг., относится

1) использование труда немецких и других военнопленных

2) разрешение частной собственности в деревне

3) помощь союзников армейскими подразделениями

4) плановый характер управления экономикой

А11. Событие во внешней политике СССР, которое произошло в годы руководства партией и государством Л.И.Брежнева:

1 ввод советских войск в Будапешт

2 вывод советских войск из Австрии

3 ввод советских войск в Афганистан

4 вывод советских войск из Афганистана

В1. Установите соответствие между политическими партиями в России в начале ХХ в. и фамилиями их лидеров.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5) В.М. Пуришкевич

В2. Расположите следующие события в хронологической последовательности.

Запишите буквы, которыми обозначены эти события, в правильной последовательности.

1) пакт Молотова - Риббентропа

2) переход к индустриализации

3) начало операции «Багратион»

4) операция в Пёрл-Харбор

5) переход к нэпу

6) «великий перелом» в деревне

В3. Прочтите отрывок из речи М.И. Калинина на одном из съездов Советов и напишите название события, о котором он говорил.

«Самое трудное – положить начало, заложить фундамент. И сегодня четыре советские самостоятельные республики заложили фундамент. Я уверен, что успех начатого нами дела, при поддержке трудящихся, обеспечен».

1. Задание по карте


Укажите год и название военной операции, обозначенной на схеме.

Задание к тексту

Из письма государственного деятеля начала ХХ в.

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивались всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трёх причин.

2. Задание по карте


Укажите год и название военной операции, обозначенной на схеме.

Задание к тексту

Из постановления ЦК ВКП(б)

«О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству»

«В последние месяцы коллективное движение сделало новый шаг вперёд, охватив не только отдельные группы индивидуальных хозяйств, но и целые районы, округа и даже области и края. В основе движения лежит коллективизация средств производства бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств.

Таким образом, мы имеем материальную базу для замены крупного кулацкого производства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперёд по созданию социалистического земледелия, не говоря уже о совхозах, рост которых значительно обгоняет все плановые предложения.

Это обстоятельство, имеющее решающее значение для всего народного хозяйства СССР, дало партии полное основание перейти в своей практической работе от политики ограничения эксплуататорский тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса…»

Какие задачи были выдвинуты в постановлении? Укажите не менее трёх задач. Назовите не менее двух методов, которая использовала Советская власть для из решения.

А1 2 А2 3 А3 3 А4 1 А5 1 А6 2 А7 1 А8 3 А9 4 А10 3

В1 1542 В2 461325 В3 нэп В4 1942 г., операция «Уран»

С1. Указанные в тексте:

Учреждение законодательной Государственной думы

Предоставление населению основных гражданских прав и свобод

Сокращение рабочего дня и повышение зарплаты рабочим

Отмена выкупных платежей

Разрешение создавать политические партии

Разрешение создавать профсоюзы.

Менее 10 баллов – оценка «2»

А1 3 А2 1 А3 4 А4 4 А5 2 А6 1 А7 4 А8 2 А9 2 А10 4

В1 4312 В2 526143 В3 образование СССР В4 1944 г., операция «Багратион»

С1. Указанные в тексте:

коллективизация средств производства бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств

замена крупного кулацкого производства крупным производством колхозов

продвижение вперёд по созданию социалистического земледелия

Указанные дополнительно методы:

Административное принуждение в целях привлечения к участию в колхозном строительстве

Исключение из кооперации и конфискация вкладов и паев в пользу фонда бедноты.

2. Расположите понятия, термины, аббревиатуры в хронологической последовательности их появления.
А) раскулачивание
Б) стахановец
В) ВЧК
Г) Совет народных комиссаров
Ответ: ________________________

3. Расположите следующие произведения в хронологической последовательности их появления.
А) фильм С.М.Эйзенштейна «Александр Невский»
Б) роман М.А.Шолохова «Тихий Дон»
В) балет И.Ф.Стравинского «Жар-птица»
Г) поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
Ответ: ________________________

4. Какие три из перечисленных ниже партийных и государственных деятелей погибли в результате сталинских репрессий 1930-х гг.?
Л.Б.Каменев
Н.И.Бухарин
Ф.Э.Дзержинский
Г.Е.Зиновьев
В.М.Молотов
А.А.Жданов
Ответ: ________________________

5. Какие три из перечисленных произведений были созданы в 1930-х гг.?
роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
скульптура В.И.Мухиной «Рабочий и колхозница»
балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро»
картина М.А.Врубеля «Демон»
песня И.О.Дунаевского «Марш энтузиастов»
поэма А.А.Блока «Двенадцать»
Ответ: ________________________

6. Прочтите извлечение из декрета Совнаркома и напишите сокращенное название политики Советского государства, в годы которой появился этот декрет.
«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности»
Ответ: ________________________
7. Прочтите отрывок из текста декларации, принятой в связи с образованием нового государства, и напишите сокращенное название этого государства.
«само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».
Ответ: ________________________

8. Прочтите отрывок из речи И.В.Сталина и напишите название политики, в ней охарактеризованной.
«Нужно покрыть все районы нашей страны, без исключения, колхозами (и совхозами), способными заменить, как сдатчика хлеба, не только кулаков, но и индивидуальных крестьян».
Ответ: ________________________

9. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название политики в сфере экономики, об успехах которой идет речь.
«разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодежь была охвачена энтузиазмом»
Ответ: ________________________

10. Прочтите отрывок из воспоминаний К.Симонова и напишите фамилию советского руководителя, о последствиях убийства которого вспоминает писатель.
«Тому, в чьей памяти не остался декабрь 1934 г., наверное, даже трудно представить себе, какой страшной силы и неожиданности ударом было [его] убийство Было что-то зловещее и страшное в самом убийстве, и в том, что оно произошло в Смольном, и в том, что туда сорвался и поехал из Москвы Сталин, и в том, как об этом писали»
Ответ: ________________________

11. Установите соответствие между советскими законодательными актами и годами их принятия.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ГОДЫ
А) Первая Конституция РСФСР 1) 1917 г.
Б) Декрет об отмене сословий и гражданских чинов 2) 1918 г.
В) Декрет о замене продовольственной и сырьевой 3) 1920 г.
разверстки продовольственным налогом 4) 1921 г.
Г) Декларация об образовании СССР 5) 1922 г.
Ответ: ________________________

12. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью в 1920 – 1930-х гг.
ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) И.В.Сталин 1) первый председатель СНК, автор плана образования СССР
Б) В.И.Ленин как добровольного союза равноправных республик
В) М.И.Калинин 2) председатель ВЦИК СССР, «всесоюзный староста»
Г) В.М.Молотов 3) нарком иностранных дел СССР
4) автор плана вхождения республик в состав РСФСР на
правах автономий, Генеральный секретарь ЦК РКП(б) – ВКП(б)

· 5) нарком внутренних дел СССР
Ответ: ________________________

13. Установите соответствие между политическими событиями и годами, в которые они произошли.
СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) процесс над М.Н.Тухачевским 1) 1922
Б) высылка Л.Д.Троцкого из СССР 2) 1929
В) открытый судебный процесс над партией эсеров 3) 1934
Г) убийство С.М.Кирова 4) 1937
5) 1940
Ответ: ________________________

14. Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями.
ДАТЫ СОБЫТИЯ
А) 1922 г. 1) подписание Рапалльского договора с Германией
Б) 1924 г. 2) заключение пакта о ненападении с Германией
В) 1934 г. 3) заключение Брестского мира с Германией
Г) 1939 г. 4) вступление СССР в Лигу Наций
5) «полоса дипломатического признания» СССР
Ответ: ________________________

15. Установите соответствие между фамилиями мастеров культуры 1920 – 1930-х гг. и названиями их произведений.
ФАМИЛИИ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
А) Н.А.Островский 1) кинофильм «Веселые ребята»
Б) Г.В.Александров 2) поэма «Хорошо!»
В) С.С.Прокофьев 3) роман «Как закалялась сталь»
Г) А.Н.Толстой 4) балет «Ромео и Джульетта»
5) роман «Петр Первый»
Ответ: ________________________

16. Установите соответствие между названиями первых советских фильмов 1930-х гг. и фамилиями их режиссеров.
НАЗВАНИЯ ФАМИЛИИ РЕЖИССЕРОВ
А) «Броненосец «Потемкин» 1) С.Эйзенштейн
Б) «Чапаев» 2) Братья Васильевы
В) «Веселые ребята» 3) Г.Александров
Г) «Ленин в Октябре» 4) М.Ромм
5) М.Донской
Ответ: ________________________

17. Установите соответствие между политическими лозунгами и временем их популярности.
ЛОЗУНГИ ГОДЫ
А) «Вся власть Учредительному собранию!» 1) 1917 – 1918 гг.
Б) «За Родину! За Сталина!» 2) 1920 г.
В) «За Советы без коммунистов!» 3) 1921 г.
Г) «Пятилетку в 4 года!» 4) 1930-е гг.
5) 1941 – 1945 гг.
Ответ: ________________________

18. Установите соответствие между датами и событиями внешней политики СССР в
1930-е гг.
ДАТЫ СОБЫТИЯ
А) 1933 г. 1) заключение советско-германского пакта о ненападении
Б) 1934 г. 2) принятие СССР в Лигу Наций
В) 1935 г. 3) установление дипломатических отношений между СССР и США
Г) 1939 г. 4) подписание советско-французского договора о взаимопомощи
5) подписание советско-финского мирного договора
Ответ: ________________________

19. Расположите следующие события в хронологическом порядке.
А) «Красногвардейская атака на капитал»
Б) начало осуществления первой пятилетки
В) переход к нэпу
Г) «великий перелом» в деревне
Ответ: ________________________

20. Прочтите отрывок из записок П.И.Старжинского и напишите название описанного процесса.
«Ему до последней минуты не верилось, что кто-то чужой вот так просто придет и заберет все, что он нажил «своим трудом, своими мозолями» В тот день из нашего длинного двора увели на колхозный шесть коров, три рабочие лошади в старой сбруе и годовалого рыжего жеребенка»
Ответ: ________________________

В отрывке из воспоминаний современника: «Он замысливал комбинации, о которых не знало его окружение: ни Политбюро ЦК, а позже — ни члены Президентского совета и Совета Безопасности, ни правительство. …Был ли у него стратегический план ликвидации партии, развала страны? Полагаю, плана не было, но была некая идея-фикс…», — дается оценка деятельности _
(*ответ*) М. С. Горбачева
Н. С. Хрущева
Л. И. Брежнева
Б. Н. Ельцина
В отрывке из декрета СНК: «Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности», — речь идет о введении _
(*ответ*) нэпа
политики «военного коммунизма»
индустриализации
коллективизации
В отрывке из исторического сочинения: « Можно было помириться с возвышением этих иностранцев , очень даровитых и усыновивших себя России,… но нельзя было помириться с теми условиями, которые их подняли и упрочили их значение», — говориться о периоде правления _
(*ответ*) Анны Иоанновны
Екатерины II
Павла I
Елизаветы Петровны
В отрывке из письма крестьян Вологодской губернии: «В настоящее время у крестьян нашей волости взято почти все: хлеб, скот, сено, сырье. Кустарничество захирело… К весеннему севу мы остались без семян. Купить их где-либо трудно — очень уж дорого… Вся посевная кампания будет ни к чему, если вместо разверстки не обложить крестьян податью, только не денежной, а хлебной», — речь идет о последствиях проведения политики _
(*ответ*) «военного коммунизма»
раскулачивания
коллективизации
нэпа
В отрывке из речи М. И. Калинина: «Самое трудное — положить начало, заложить фундамент. И сегодня четыре советских самостоятельных республики заложили фундамент. Я уверен, что успех начатого нами дела, при поддержке трудящихся, обеспечен», — речь идет о событии, состоявшемся в _ году
(*ответ*) 1922
1918
1924
1928
В отрывке из сочинения современного историка: «…Конференция была проведена после капитуляции Германии… Провозглашалось устройство Германии на демократической основе. Конференция определила, что союзники должны проводить общую политику в своих оккупационных зонах в целях превращения Германии в единое миролюбивое государство», — говорится о решениях _ конференции
(*ответ*) Потсдамской
Ялтинской
Тегеранской
Парижской
В отрывке из сочинения современного историка: «Битва … явилась решающим событием первого года войны и первым крупным поражением фашистов во второй мировой войне. Кроме того, был окончательно развеян миф о непобедимости германской армии, и немцам пришлось отказаться от плана «молниеносной войны», — речь идет о сражении за город(а) _
(*ответ*) Москву
Орел и Белгород
Сталинград
Ленинград
В отрывке из сочинения современного историка: «Были зафиксированы личные привилегии дворянина (в том числе право владеть населенной крестьянами землей) и права дворянства как относительно замкнутого сословия. Крепостные крестьяне рассматривались в документе скорее как имущество, чем как лица, обладавшие юридическим статусом», — говорится о документе, принятом в царствование _
(*ответ*) Екатерины II
Петра I
Александра I
Александра II
В отрывке из сочинения современного историка: «Ко времени ее воцарения крепостная зависимость безмерно усилилась даже по сравнению с периодом петровских реформ. …Государство проводило переписи по образцу организованной в последние годы царствования Петра I», — речь идет о проведении мероприятий, получивших название «_»
(*ответ*) ревизия
местничество
кормление
конфискация

Контрольная работа по теме «История России в 1900-1945 гг.»

УМК А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов «История России ХХ – начала ХХI века»

Учитель: Мартынова Татьяна Павловна

Контрольная работа по теме «История России в 1900-1945 гг.»

А1. Какое из событий произошло раньше?

1) начало русско-японской войны 2) денежная реформа С.Ю.Витте

3) «Кровавое воскресенье» 4) созыв I Государственной думы.

А2. С аграрными преобразованиями П.А.Столыпина в начале ХХ в. связано понятие

1) барщина 2) отрезки

3) хутора 4) уставные грамоты

А3. Брестский мир был подписан

1) в марте 1917 г. 2) в мае 1917 г.

3) в марте 1918 г. 4) в мае 1921 г.

А4. Какие из перечисленных ниже произошли в период Гражданской войны (1918-1920 гг.)?

А) мятеж Чехословацкого корпуса

Б) разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму

В) установление большевиками всеобщей трудовой повинности

Г) убийство Г.Е.Распутина

Д) создание Совета Народных Комиссаров

Е) переход к новой экономической политике (нэпу)

Укажите верный ответ.

1) АБВ 2) АДЕ 3) БГД 4) ВГЕ

А5. План объединения советских республик в результате их вхождения в состав РСФСР, предложенный И.В.Сталиным, получил название

1) автономизации 2) федерализации

3) советизации 4) коллективизации

А6. Как, согласно Конституции СССР 1924 г., назывался высший орган законодательной власти СССР?

1) Совет Народных Комиссаров 2) Всесоюзный съезд Советов

3) Совет Союза 4) Съезд народных депутатов СССР

А7. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идёт речь.

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битве на Орловско-Курской дуге 2) битве за Москву

3) форсировании Днепра 4) Сталинградской битве

А8. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны характеризовалось

1) действием малочисленных партизанских отрядов

2) участием в борьбе только взрослого населения

3) распространением действий на всей территории, оккупированной фашистами

4) отсутствием координации деятельности отдельных отрядов из центра

А9. Издание И.В.Сталиным приказа №227 «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942 г. было вызвано угрозой

1) захвата фашистами Крыма 2) выхода фашистов к Уралу с юга

3) нового прорыва фашистов под Москвой 4) выхода фашистских армий к Волге

А10. Что из названного было одним из последствий победы СССР в великой Отечественной войне и во Второй мировой войне7

1) создание военных баз в Средиземном море

2) присоединение к СССР части территории Турции

3) вхождение СССР в число ведущих стран мира

4) укрепление партнерских связей СССР со странами Запада

В1. Установите соответствие между фамилиями исторических лиц, представлявших разные стороны, противостоящих друг другу в конкретных исторических событиях, ситуациях.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

4) И. фон Риббентроп

В2. Расположите следующие события в хронологической последовательности.

Запишите буквы, которыми обозначены эти события, в правильной последовательности.

1) военный конфликт Японии и СССР на озере Хасан

2) начало Великой Отечественной войны

3) начало Второй мировой войны

4) вступление СССР в Лигу Наций

5) Московская битва

6) начало стахановского движения

В3. Прочтите отрывок из декрета Совнаркома и напишите сокращенное название политики Советского государства, в годы которой появился этот декрет.

«Разрешается свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Право обмена, покупки и сбыта распространяется также на изделия и предметы кустарной и мелкой промышленности…»

Укажите год и название военной операции, обозначенной на схеме.

С1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С-1 – С-3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма государственного деятеля начала ХХ в.

«Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивались всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же».

Какие причины отказа от пути подавления «крамолы» через установление военной диктатуры указывает автор? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трёх причин.

С2. Ниже даны четыре исторических деятеля. Выберите из них ОДНОГО и выполните задание.

1) Л.Г. Корнилов 2) Николай II 3) Ф. Рузвельт 4) И.В. Сталин

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Контрольная работа по теме «История России в 1900-1945 гг.»

А1.Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

А) создание законосовещательного Государственного совета

Б) Московское декабрьское вооружённое восстание

В) учреждение должностей земских начальников

Г) издание циркуляра «о кухаркиных детях»

Д) третьеиюньский переворот

Е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделом

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АВЕ 3) БДЕ 4) ВГД

А2. Зубатовщиной в начале ХХ в. называли

1) создание рабочих организаций под контролем полиции

2) акции эсеровских боевиков против царских чиновников

3) выступления крестьян, захватывавших помещичьи земли

4) деятельности религиозных сект

А3. На II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г. произошло принятие

1) Декларации прав народов России 2) Декрета о запрете партии кадетов

3) Декрета о рабочем контроле 4) Декрета о земле

А4. Восстание в Кронштадте под лозунгами «Власть Советам, а не партиям!» произошло

1) в 1918 г. 2) в 1919 г.

3) в 1920 г. 4) в 1921 г.

А5. Что из названного было характерно для политики «военного коммунизма»»?

1) введение всеобщей трудовой повинности 2) замена продразвёрстки продналогом

3) поощрение кооперации 4) использование материальных стимулов к труду.

А6. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость

1) преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран Европы и Северной Америки

2) восстановить довоенный уровень промышленного производства

3) провести обновление крестьянских хозяйств

4) ограничить приток иностранного капитала

А7. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства означал

1) создание агрогородов в сельском хозяйстве 2) передачу всей земли совхозам

3) массовое переселение в деревню рабочих 4) объединение единоличников в колхозы.

А8. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите, о каком сражении в нём идёт речь.

«Итоги октябрьских событий были очень тяжелы для нас. Армия понесла серьёзные потери. Враг продвинулся почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных планом «Тайфун», ему не удалось… Разгромом гитлеровцев завершился первый этап на пути к полной и окончательной победы над фашистской Германией».

1) Смоленское сражение 2) Московская битва

3) прорыв блокада Ленинграда 4) Сталинградская битва

А9. Тегеранская конференция лидеров трёх держав состоялась в

1) 1941 г. 2) 1943 г. 3) 1944 г. 4) 1945 г.

А10. К причинам, обусловившим быструю перестройку советской экономики на военный лад в 1941-1942 гг., относится

1) использование труда немецких и других военнопленных

2) разрешение частной собственности в деревне

3) помощь союзников армейскими подразделениями

4) плановый характер управления экономикой

В1. Установите соответствие между политическими партиями в России в начале ХХ в. и фамилиями их лидеров.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Читайте также: