Размер неуплаченных налогов сборов страховых взносов определяется в соответствии с ук рф за период

Опубликовано: 18.09.2024


Автор:
Администрация
ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС


Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов. Чем грозят изменения с 10 августа в УК РФ Компаниям и Предпринимателям?

Наверно всем известно, что в ходе ведения бизнеса руководители управляют своей кредиторской задолженностью для оптимизации денежных потоков и возможности расширения бизнеса. И в рамках такого управления руководители достаточно часто принимают решение « отложить» уплату страховых взносов в бюджет РФ, так как ранее риски несвоевременной уплаты взносов были незначительными. В результате таких действий, проводимых руководителями компаний, страховые взносы начисляются, отчетность по ним сдается, но уплата взносов в бюджет не поступает.

С учетом того, что рычагов влияния у фондов для « сбора» взносов с плательщиков практически нет, правительство РФ приняло решение передать права и обязанности администрирования по страховым взносам от фондов в ФНС, в связи с чем были внесены изменения в Налоговый кодекс, где страховые взносы перевели в статус налоговых платежей.

ФНС, в свою очередь, получив базу должников по страховым взносам, предложило предпринимателям подать заявления о реструктуризации долгов. В главе 9 Налогового кодекса определяется порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора) .

Ну, а при уклонении от уплаты налогов (сборов) в крупных размерах предусмотрена уголовная ответственность.

И вот теперь с 10 августа 2017 года вступившими в силу изменениями в уголовное законодательство (Федеральный закон №250-ФЗ от 29.07.2017г.), криминализируются деяния, связанные с уклонением от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и умышленным занижением базы для начисления страховых взносов.

Следует обратить внимание, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов не нова для российского права. Такая ответственность существовала уже в первой редакции уголовного кодекса и была декриминализирована в 2003 году.

С 2003 года по настоящее время за неуплату страховых взносов наступала ответственность, предусмотренная ст.122 Налогового кодекса РФ и влекла штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Теперь же за такие действия наступает уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до шести лет.

Изменениям подверглись статьи 198 и 199, 199.2 Уголовного кодекса РФ, а также введены новые статьи 199.3 и 199.4.

Систематизируем новые нормы:

Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов

Диспозиция статьи (крупный размер):

1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов ,

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов ,

путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов , представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений

сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более

900 тысяч рублей,

5 миллионов рублей,

при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает

подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая

2,7 миллиона рублей

15 миллионов рублей

в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период 1-2 лет

Санкция 2. Принудительные работы:

до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового

Санкция 3. Арест:

Санкция 4. Лишение свободы:

до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

2. в особо крупном размере

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере

Что считается особо крупным размером:

сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трёх финансовых лет подряд более

4,5 миллиона рублей,

15 миллионов рублей,

при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает

подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая

13,5 миллиона рублей

45 миллионов рублей

Санкция 1. Штраф:

от 200 до 500 тысяч рублей или

в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период 1,5 - 3 лет

Санкция 2. Принудительные работы:

до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового

Санкция 3. Лишение свободы:

до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Общее условия освобождения от ответственности:

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьёй, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ

В ст.198 и 199 ранее предусматривалась уголовная ответственность организации и (или) физического лица только за уклонение от уплаты налогов и сборов, теперь такая ответственность наступает и за уклонение от уплаты страховых взносов. Таким образом, состав преступления, предусмотренный за уклонение от уплаты налога, полностью совпадает с составом преступления за уклонение от уплаты страховых взносов, отличается только предмет преступления.

Принимая во внимание, что согласно статье 8 Уголовного кодекса РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным кодексом, нам следует разобрать преступление в виде уклонения от уплаты страховых взносов по составу.

Объектом преступления , предусмотренного статьями 198 и 199, как и ранее, являются общественно экономические отношения, к предмету преступления помимо налогов и сборов теперь относятся и страховые взносы.

Объективная сторона выражается в непредставлении документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо ложных сведений.

Важным элементом объективной стороны является размер ущерба, который предусмотрен в крупном и особо крупном размере .

К субъекту преступления относится плательщик страховых взносов: организации (генеральный директор, учредитель) и физические лица , которые обязаны выплачивать страховые взносы в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Также стоит учесть, что уголовная ответственность наступит, если организация или физическое лицо уклонится от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд. Такое положение установлено ст. 199.3 и 199.4.

Объективной стороной состава данного преступления будет умышленное занижение базы для начисления страховых взносов, и (или) иное заведомо неправильное исчисление страховых взносов, и (или) непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственный внебюджетный фонд.

Обязанность по уплате страховых взносов существует уже давно, усилилась лишь ответственность за неисполнение этой обязанности. Предпринимателям следует проявлять внимательность при исчислении страховых взносов и тщательнее проверять документацию и для снижения риска применения новых положений Федерального закона №250-ФЗ, уплатить все имеющиеся долги по налогам (сборам) и/или подать заявление в ФНС о реструктуризации долга.

Но если ФНС обнаружит недоимки, то она выставит налогоплательщику требование об уплате. Предпринимателям дается 2 месяца на погашение недоплаты после окончания срока исполнения требования. В противном случае налоговая служба передаст свои «предположения» о злостном нарушении в следственные органы для возбуждения уголовного дела.

Если же лицо, впервые совершившее преступление возместит ущерб, уплатит в полном объеме недоимки, пени и штрафы в полном размере, то уголовная ответственность к нему применена не будет согласно статье 76.1 Уголовного кодекса РФ.

Портал ЗА ЧЕСТНЫЙБИЗНЕС выражает огромную благодарность в подготовке статьи:

Семенко Константину Николаевичу – адвокату, управляющему партнеру юридической консалтинговой компании ООО «Холдсвей»;

Рыбниковой Елене – руководителю отдела контроля качества услуг и методологии Интеркомп;

В августе предприниматели были напуганы возможностью уголовной ответственности за неуплату страховых взносов. 10 августа 2017 года вступили в силу поправки в УК РФ, установившие такое наказание. Рассказываем, на кого и при каких условиях распространяется уголовная ответственность, и спешим успокоить – посадят не всех.

Поправки в законодательство были внесены Федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ. Закон распространил действие статей 198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов) на плательщиков страховых взносов, а также дополнил УК РФ новыми статьями – 199.3 и 199.4, которые устанавливают уголовную ответственность за неуплату страховых взносов на травматизм.

Уголовная ответственность распространяется далеко не на все случаи неуплаты страховых взносов. Чтобы неуплата взносов явилась основанием для уголовного преследования, необходимо, чтобы страхователь и его поведение (в данном случае – уклонение от уплаты взносов) соответствовали ряду обязательных признаков.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. 10.08.2017 вступили в силу поправки в УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за неуплату страховых взносов.

2. Уклонение организации от уплаты взносов в крупном (более 15 млн руб.) и особо крупном (более 45 млн руб.) размерах наказывается штрафом до 500 000 рублей либо лишением свободы на срок до 6 лет.

3. ИП за уклонение от уплаты взносов в крупном (более 2 млн 700 тысяч руб.) и особо крупном (более 13 млн 500 тысяч руб.) накажут штрафом в размере до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до 3 лет.

4. Ответственность наступает именно за уклонение от уплаты, а не просто за факт неуплаты страховых взносов.

5. Избежать уголовной ответственности за уклонение от уплаты взносов возможно, если это преступление было совершено впервые, и организация или ИП полностью уплатили в бюджет всю сумму долга, пеней и штраф.

6. Штраф и лишение свободы полагаются и за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание страховых взносов.

Ответственность юридических лиц

Самые строгие меры уголовной ответственности за неуплату взносов закон установил для организаций.

Для них ответственность наступит за совершение следующих деяний:

Уклонение от уплаты взносов в крупном и особо крупном размерах (ст. 199 УК РФ).

Неуплата взносов в крупном размере наказывается штрафом до 300 000 рублей, либо принудительными работами виновного лица на срок до 2 лет, либо лишением его свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.

Совершение этого деяния в особо крупном размере или по предварительному сговору повлечет штраф до 500 000 рублей, либо лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.

Крупным размером ст.199 УК РФ признает сумму налогов, сборов, страховых взносов, составляющую за 3 финансовых года подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 15 млн рублей.

Особо крупным размером ст.199 УК РФ признает сумму, составляющую за 3 финансовых года подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 45 млн рублей.

Обратите внимание, что ответственность наступает именно за уклонение от уплаты, а не просто за факт неуплаты страховых взносов.

Ключевую роль здесь играют такие факты, как непредставление единого расчета по взносам, а также включение в такой расчет заведомо ложных сведений, которые повлекли занижение базы по взносам. Если же организация начислила взносы, но вовремя их не уплатила, никакой уголовной ответственности не последует. За такие нарушения законодательством предусмотрены другие наказания - штрафы и пени на сумму недоимки.

Для наступления уголовной ответственности не обязательно, чтобы размер долга организации конкретно по страховым взносам превышал 15 или 45 млн рублей. Правоохранители будут исходить из совокупной величины задолженности перед бюджетом. То есть, будут учитывать долги как по взносам, так и по налогам. К примеру, если долг организации по страховым взносам составит 2,5 млн, а долг по налогам – 13 млн, виновных лиц привлекут к уголовной ответственности по ч.1 ст. 199 УК РФ.

Избежать уголовной ответственности за уклонение от уплаты взносов возможно, если это преступление было совершено впервые, и организация полностью уплатила в бюджет всю сумму долга, пеней и штраф.

Но при повторном совершении преступления уголовная ответственность наступит в любом случае.

Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание страховых взносов (ст. 199.2 УК РФ).

За совершение этого преступления предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 500 000 рублей, либо лишения свободы на срок до трех лет.

Сокрытие денег и имущества в особо крупном размере повлечет ответственность в виде штрафа до 2 млн рублей, либо лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права заниматься занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.

Крупным размером в целях ст.199.2 УК РФ признается стоимость имущества или денежные средства в сумме, превышающей 2 млн 250 тысяч рублей, а особо крупным – 9 млн рублей.

Уклонение от уплаты страховых взносов на травматизм (ст. 199.4 УК РФ).

За уклонение от уплаты взносов в ФСС в крупном размере (свыше 6 млн рублей) предусмотрено наказание в виде штрафа до 300 тысяч рублей, либо лишения свободы на срок до 1 года.

Если преступление совершено в особо крупном размере, санкции будут ужесточены. За такое деяние предусматривается штраф до 500 тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового.

Крупным размером ст.199.4 УК РФ признает сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, составляющую за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% процентов подлежащих уплате сумм, либо превышающая 6 млн рублей.

Особо крупным размером ст.199.4 УК РФ признает сумму, составляющую за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 30 млн рублей.

Такая же ответственность установлена и за уклонение от уплаты взносов в ФСС по предварительному сговору в составе группы лиц.

Но лицо, впервые совершившее данное преступление и возместившее причиненный бюджету ущерб, освобождается от уголовной ответственности.

Ответственность ИП

ИП, а также физлица, не имеющие статуса ИП, но производящие выплаты в пользу сотрудников, несут уголовную ответственность за следующие преступления:

Уклонение от уплаты страховых взносов в крупном и особо крупном размерах (ст. 198 УК РФ).

Уклонение ИП от уплаты взносов в крупном размере наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 1 года.

Если преступление было совершено в особо крупном размере, для ИП предусматриваются повышенные меры ответственности.

Это штраф в размере до 500 тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Крупным размером ст. 198 УК РФ признает сумму налогов, сборов, страховых взносов, составляющую за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 900 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 2 млн 700 тысяч рублей.

Особо крупным размером ст. 198 УК РФ признает сумму, составляющую за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 4 млн 500 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 13 млн 500 тысяч рублей.

Предприниматели, которые впервые совершили подобное преступление, также могут быть освобождены от уголовной ответственности. Для этого они обязаны полностью уплатить всю сумму недоимки, пеней, а также сумму штрафа.

Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание страховых взносов (ст. 199.2 УК РФ).

За это деяние ИП наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

За то же деяние, совершенное в особо крупном размере, ИП накажут штрафом до 2 млн рублей, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Уклонение от уплаты страховых взносов на травматизм (ст. 199.3 УК РФ).

Под уклонением здесь понимается умышленное занижение базы для начисления страховых взносов, заведомо неправильное исчисление взносов или непредставление расчета в ФСС. За это преступление, совершенное в крупном размере, ИП накажут штрафом в размере до 200 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Если взносы в ФСС не были уплачены в особо крупном размере, ИП привлекут к ответственности в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей, либо в виде лишения свободы на срок до 1 года. Опять же, если ИП совершил данное преступление впервые и полностью возместил причиненный ущерб, он освобождается от уголовной ответственности.

Крупным размером статья 199.3 УК РФ признает сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляющую за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 600 тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10 % процентов подлежащих уплате сумм, либо превышающая 1 млн 800 тысяч рублей.

Особо крупным размером статья 199.3 УК РФ признает сумму, составляющую за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 3 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 9 млн рублей.

Как возбуждается уголовное дело

В соответствии с ч. 7 ст. 144 УПК РФ поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение об уклонении от уплаты страховых взносов.

Такое сообщение может быть получено из любого источника – ИФНС, ФСС или другого (например, от работников ИП или компании, уклоняющихся от уплаты налогов и взносов).

При получении такого сообщения от работника следователь будет обязан в течение 3 суток запросить соответствующую информацию в ИФНС или в ФСС. Если налоговики или фонд подтвердят факт нарушения, это станет достаточным основанием для возбуждения дела.

Если информация поступает из ведомств, то информацию о неуплате взносов они предоставляют без запроса.

При этом дело может быть возбуждено и без получения заключения из налоговой и ФСС. Например, в случаях, когда у следствия уже имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

Семинары и вебинары Аюдар Инфо

Новое в порядке привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления

В связи с изданием Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее – Постановление № 48) появился весомый повод обратиться к такой актуальной теме, как уголовная ответственность за налоговые преступления. Данный документ не стал неожиданностью. Во-первых, до него действовало аналогичное постановление [1] . Во-вторых, проект постановления [2] был заранее открыт для общественности, что вызвало его бурное обсуждение.

Дело в том, что в проекте предлагалось считать уклонение от уплаты налогов преступлением, которое продолжается, пока должник окончательно не рассчитается с государством. Успокоим сразу: в окончательной редакции Постановления № 48 срок исковой давности по‑прежнему отсчитывается с момента неуплаты налога или сбора в установленный законодательством срок.

А теперь подробнее о налоговых преступлениях, влекущих уголовную ответственность, и новациях Постановления № 48.

Основные положения УК РФ о налоговых преступлениях.

В силу ч. 1 ст. 5 УК РФ уголовная ответственность наступает за общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ.

Состав преступления отсутствует, если налогоплательщик не представил декларацию (расчет) или иные обязательные документы либо включил в декларацию (иные документы) заведомо ложные сведения, но затем до истечения срока уплаты налога сумму обязательного взноса уплатил, тем самым добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца.

Налоговым преступлениям посвящены ст. 198 – 199.4 УК РФ. При рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях по ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ суды руководствуются понятиями налогов, сборов, страховых взносов, содержащимися в налоговом законодательстве [3] . Преступления страхователей по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обособлены в ст. 199.3 и 199.4 УК РФ. При этом, как указано в Постановлении № 48, преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, состоящее в сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть взыскана недоимка, относится не только к налогам, но и к взносам на травматизм.

Чтобы дальше было легче ориентироваться в нормах уголовного законодательства, перечислим основные налоговые преступления.

Рассмотрим виды налоговых преступлений в таблице.

Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов

2а. Совершено группой лиц по предварительному сговору.

2б. Особо крупный размер

Неисполнение обязанностей налогового агента

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов

Уклонение страхователя – физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Размер неуплаченных налогов как состав преступления.

Уклонением от уплаты налогов, приводящем к уголовной ответственности, являются умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Таким образом, обязательным признаком состава преступления является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов.

Ниже в таблице приведен крупный и особо крупный размер не-
уплаченных налогов для физических и юридических лиц, что влечет за собой уголовную ответственность.

Особо крупный размер

900 тыс. руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 10 % подлежащих уплате, либо 2,7 млн руб.

4,5 млн руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 20 % подлежащих уплате, либо 13,5 млн руб.

5 млн руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 25 % подлежащих уплате, либо 15 млн руб.

15 млн руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 50 % подлежащих уплате, либо 45 млн руб.

Крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. По смыслу закона, ответственность за преступление, предусмотренное ст. 199 (198) УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый (расчетный) период, установленный НК РФ (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Как разъяснил ВС РФ, при расчете крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов судам следует:

  • учитывать все факторы (в совокупности), как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов;
  • толковать в пользу обвиняемого неустранимые сомнения в определении периода для исчисления крупного или особо крупного размера неуплаченных налогов.

Отдельно Верховный суд высказался о придании обратной силы нормам Закона № 250‑ФЗ [4] , улучшающим положение лица, совершившего преступление. Как указано в Постановлении № 48, при квалификации уклонения от уплаты налогов, совершенного до вступления в силу Закона № 250‑ФЗ, следует учитывать, что уплаченные до его вступления в силу страховые взносы входят в состав исчисляемых платежей, если это приведет к уменьшению доли не уплаченных физическим лицом или организацией платежей в совокупности за соответствующий период. При этом ВС РФ опирался на вынесенное ранее Постановление КС РФ от 09.07.2019 № 27‑П [5] .

Способы уклонения от уплаты налогов.

Способами уклонения от уплаты налогов являются действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, либо бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных названных документов.

Как уточняется в Постановлении № 48, под «иными документами», указанными в ст. 198 и 199 УК РФ, понимаются предусмотренные НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральными законами, региональными законами и нормативными правовыми актами муниципальных образований документы, которые прилагаются к налоговой декларации (расчету) и служат основанием для исчисления и уплаты налогов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений могут служить способами уклонения от уплаты налогов.

Субъект преступления.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов физическим лицом), в частности, может быть признан индивидуальный предприниматель. В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов, его действия квалифицируются по ст. 198 УК РФ как исполнителя данного преступления, а действия иного лица – в соответствии с положениями ч. 4 ст. 34 УК РФ как его пособника при условии, если оно сознавало, что участвует в уклонении от уплаты налогов, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организацией), может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией в качестве отчетных за налоговый (расчетный) период. Такими лицами являются руководитель организации – плательщика налогов либо уполномоченный представитель этой организации (ст. 29 НК РФ). Субъектом преступления может быть также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации – плательщика налогов.

Постановлением № 48, в отличие от ранее действовавшего Постановления № 64, не включены в число субъектов преступления главный бухгалтер и иные служащие организации-налогоплательщика.

Неисполнение обязанности налогового агента.

Статьей 199.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за неисполнение в личных интересах обязанности налогового агента. Субъектом преступления является лицо, на которое в силу закона либо на основании доверенности возложены обязанности налогового агента (в частности, руководитель организации или уполномоченный представитель организации, лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя организации, индивидуальный предприниматель).

Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении виновного лица извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджет соответствующих налогов, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует даже в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.

Если действия налогового агента, нарушающие законодательство о налогах и сборах, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента и одновременно уклоняется от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ и, соответственно, ст. 198 (199) УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности.

Статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ установлены основания для освобождения от уголовной ответственности, а именно: лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от такой ответственности, если полностью уплатило суммы недоимки, соответствующих пеней и штрафа. Лицо признается впервые совершившим налоговое преступление, если оно не имеет неснятую или непогашенную судимость за преступление, предусмотренное той же статьей, от ответственности по которой оно освобождается.

Возмещение ущерба и (или) денежное возмещение, предусмотренные ст. 76.1 УК РФ, могут быть осуществлены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами [6] . В случае совершения преступлений, предусмотренных ст. 199 и 199.1 УК РФ, ущерб возмещается и организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов с которой вменяется лицу (п. 2 примечаний к ст. 199 и 199.1 УК РФ). Полное возмещение ущерба может быть подтверждено платежными документами (например, платежным поручением или квитанцией с отметкой банка). При этом суд может проверить этот факт.

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего налоговое преступление, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

Срок исковой давности.

Самые драматичные последствия ожидали налогоплательщиков, если бы Верховный суд пересмотрел свою позицию относительно срока исковой давности и начал бы его исчислять с момента погашения налоговой задолженности. В проект Постановления № 48 было включено предложение следующего содержания: исходя из того, что преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, являются длящимися, сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента их фактического окончания, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки по налогам, сборам, страховым взносам.

В окончательную редакцию Постановления № 48 это предложение не вошло, поэтому все налогоплательщики могут вздохнуть с облегчением.

Итак, сохранился прежний порядок отсчета срока исковой давности по налоговым преступлениям: с даты, когда налог следовало уплатить в бюджет.

Вместо заключения.

В целях гуманизации уголовной политики ВС РФ 17.12.2019 внесен законопроект № 863715‑7 «О внесении изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». В действующей редакции ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ установлен такой порядок, в соответствии с которым прекращение уголовного преследования за налоговые преступления допускается лишь в тех случаях, когда ущерб полностью возмещен до момента назначения судебного заседания. Проект предлагает снять подобное ограничение, установив в качестве основания для освобождения от уголовной ответственности возмещение ущерба вне зависимости от того, состоялось оно до или после назначения судебного заседания.

[1] Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее в тексте – Постановление № 64). Утратило силу в связи с принятием Постановления № 48.

[2] Проект постановления Пленума ВС РФ от 06.06.2019 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».

[3] Далее налоги, сборы и страховые взносы, указанные в налоговом законодательстве, в статье будем именовать налогами.

[4] Федеральный закон от 29.07.2017 № 250‑ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Данным законом страховые взносы были включены в ст. 198 – 199.2 УК РФ.

[5] В постановлении подробно описано, как в хронологическом порядке страховые взносы включались в состав НК РФ, исключались из него и вновь были включены. Соответственно, возникла проблема, за какие периоды учитывать страховые взносы при расчете доли неуплаченных налогов. Поскольку добавление страховых взносов в знаменатель показателя может привести к отсутствию состава преступления, это является основанием для придания обратной силы нормам Закона № 250‑ФЗ, улучшающим положение лица, которое совершило преступление.

[6] На допустимость уплаты налога иным лицом указано в п. 1 ст. 45 НК РФ.

Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер. Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения. В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.

Полномочия расследования дела по статье 199 УК РФ

Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы. В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней. Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ. В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.

Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции. В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины. Служебными целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах фальсификации документооборота с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации. Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.

Порядок возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ

Порядок инициации уголовного преследования по статье 199 УК РФ имеет существенные процессуальные отличия от «классического» алгоритма возбуждения дел по заявлению о преступлении. Закон не предполагает возможности возбуждения дела по обычному заявлению о преступлении, поданному заинтересованной стороной. Как указывалось ранее, в подавляющем большинстве случаев заявителем о преступлении выступают налоговые органы.

В тоже время органы дознания (полиции), следователи наделены полномочиями инициировать проверку в отношении налогоплательщика при соблюдении установленной процедуры участия налоговых органов. При поступлении информации не из налоговой инспекции о выявлении признаков уклонения от уплаты налогов следователь Следственного комитета РФ не позднее 3-х суток с момента поступления сообщения направляет в налоговый орган копию поступившего сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам. Не позднее 15 суток с момента получения таких материалов налоговый орган направляет следователю: (1) либо заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам; (2) либо информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято; (3) либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах. Руководствуясь информацией налогового органа, следователь принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом.

Следует отметить, что следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения из налогового органа вышеуказанного заключения или информации, но лишь при наличии повода и достаточных (достоверных) данных, содержащихся в заключении эксперта и других документах, указывающих на признаки преступления. Отметим, что в следственной практике данное полномочие следователя реализуется не так часто.

Безусловно, что факт нарушения порядка возбуждения дела по статье 199 УК РФ может быть обжалован в судебном порядке, регламентируемом статьей 125 УПК РФ. При проверке доводов жалобы суд обязан оценить достаточность совокупности данных, указывающих на признаки преступления, а в случае отсутствия таковой, полномочен признать возбуждение уголовного дела незаконным.

Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ?

Уклонением от уплаты налогов и сборов законом признаются умышленные действия виновного лица, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет.

В судебной практике не фигурируют «стандартные» схемы, за которые виновные лица привлекаются к ответственности. Обвинительные приговора выносятся: — за умышленное непредставление в налоговый орган обязательной к подаче декларации, — в случае не отражения в полном объеме учета доходов, расходов и объектов налогообложения в налоговой декларации; — при занижении виновником налоговой базы по НДС в налоговой декларации путем принятия к профессиональным налоговым вычетам по НДС не существующих расходов; — в случае умышленного уклонения от уплаты налогов с организации путем внесения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о несуществующих транспортных расходах и т.д.

Наиболее распространенной категорией дел становятся случаи, когда правоохранительные органы доказывают в рамках возбужденного уголовного дела, что спорный контрагент фактически не мог осуществить поставку товара, а привлекаемый к ответственности налогоплательщик не предоставил обосновывающую коммерческие взаимоотношения документацию, либо создал фиктивный документооборот для завышения расходной части по налогу на прибыль и неправомерного получения права на вычет по НДС.

Для оценки рисков привлечения к ответственности следует понимать положения закона, определяющие принцип признания тех или иных действий противоправными:

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов статьей 199 УК РФ законом признаются:

  1. умышленное непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
  2. умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы, заведомо ложных сведений. Под «иными документами» закон понимает предусмотренные законодательством документы, подлежащие приложению к налоговой декларации (расчету) и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов: выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций; выписки из книги продаж; расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости; журнал полученных и выставленных счетов-фактур; справки о суммах уплаченных налогов; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; годовые отчеты и т.д.

Полагаем, что следует дополнительно раскрыть условие наказуемости «второго» способа уклонения от уплаты налогов. Так, включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений признается умышленное указание любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов, сборов, страховых взносов. Документы, предоставляемые налогоплательщиком в подтверждение права на уменьшение налоговой обязанности, должны отражать достоверную информацию о реальной операции в соответствии с ее действительным экономическим смыслом; обязанность по документальному подтверждению операций возложена на налогоплательщика. Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление сумм налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Заведомо ложные сведения могут быть представлены путем умышленного не отражения в отчетной документации данных о доходах из определенных источников (например, полученной прибыли); в виде уменьшения фактического размера полученного дохода (например, включение в декларацию сведений о фактически не имевших место хозяйственных операциях), в виде сознательного искажения произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (завышение расходной части). Кроме того, в соответствии с официальной позицией Верховного Суда РФ к заведомо ложным сведениям относятся «не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.».

Примерами искажения сведений об объектах налогообложения являются, в частности, искажение параметров осуществляемой деятельности с целью занижения показателей потенциально возможного дохода (по ЕНВД), искажение данных о производимой продукции с целью исключения характеристик, при которых она подлежит отнесению к категории подакцизных товаров (по акцизам), разделение единого бизнеса между несколькими формально самостоятельными лицами исключительно или преимущественно по налоговым мотивам с целью применения преференциальных специальных налоговых режимов.

Согласно общим принципам налогового закона налогоплательщик не должен допускать искажение сведений о совершенных операциях; обязательства по сделкам должны исполняться лицом, заключившим договор с налогоплательщиком (или иным надлежащим лицом); основной целью совершения операции либо их совокупности не являлось уменьшение налоговой обязанности.

Состав преступления по статье 199 УК РФ наличествует только в том случае, если уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов совершено с прямым умыслом, когда лицо осозновало общественную опасность своих действий или бездействия, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. При исчислении размера уклонения складывается как сумма налогов по каждому их виду, так и сумма сборов, страховых взносов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней. Расчет размера осуществляется по правилам, установленным в Примечании к статье 199 УК РФ.

Кто может быть привлечен к ответственности по статье 199 УК РФ?

Обвиняемым в совершении преступления может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов, сборов, страховых взносов, в качестве отчетных за налоговый /расчетный период. Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к ответственности, по статье 199 УК РФ относит:

  • руководителя организации-налогоплательщика (генерального директора, директора и т.п.),
  • главного бухгалтера или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации,
  • лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в юридическом лице,
  • иного сотрудника организации, оформлявшего первичные документы бухгалтерского учета при условии осведомленности о противоправном характере своих действий (пособник преступления),
  • лицо, фактически организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, например, акционер, учредитель организации (организатор преступления),
  • лицо, содействовавшее совершению преступления советами, например, помощник директора, независимый консультант (подстрекатель преступления).

Избрание меры пресечения по статье 199 УК РФ

Факт возбуждения уголовного дела безусловно сопровождается опасением применения меры пресечения в виде ареста к подозреваемым или обвиняемым лицам. Действующий уголовно-процессуальный закон (ч.1.1 статьи 108 УПК РФ) устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по статье 199 УК РФ. Исключением являются случаи, когда обвиняемый: не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность достоверно не установлена; обвиняемый нарушил ранее избранную мера пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (судом) при осуществлении расследования уголовного дела по статье 199 УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности

Положение статьи 76.1 Уголовного кодекса РФ гарантирует освобождение от ответственности лицу, впервые совершившему преступление по статье 199 УК РФ, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Лицом, впервые совершившим преступление, признается обвиняемый, не имеющий неснятую или непогашенную судимость за ранее совершенное преступление по статье 199 УК РФ.

Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, является уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере представленного налоговым органом расчета. Применение положения статьи 76.1 УК РФ и, как следствие, освобождение от ответственности по статье 199 УК РФ возможно до момента удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора по делу.

Судебная практика выработала определенные требования к документальному подтверждению факта полного возмещения ущерба по статье 199 УК РФ. Оно может быть подтверждено официальными документами, удостоверяющими перечисления в бюджетную систему РФ начисленных сумм. Подтверждением перечисления будут являться платежное поручение или квитанция с отметкой банка, акт сверки с налоговым органом об отсутствии задолженности перед бюджетом. При наличии возникших сомнений относительно возмещения ущерба суд может проверить указанный факт по собственной инициативе. Следует отметить, что возмещение ущерба бюджетной системе может быть произведено не только обвиняемым лицом, но и другими лицами, а также самой организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется обвиняемому.

Различного рода обязательства перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет, обещания возместить ущерб в будущем, не являются правовым основанием для освобождения от уголовной ответственности.

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере:

  • наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

  • а) группой лиц по предварительному сговору;
  • б) в особо крупном размере:
  • наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарии к ст. 199 УК РФ

1. Организации (юридические лица) уплачивают налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на операции с ценными бумагами и др. К организациям, о которых говорится в ст. 199, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

2. Обязанности и права налогоплательщиков установлены ст. ст. 21 - 23 НК РФ. Налогоплательщик в случае наличия у него объекта налогообложения обязан уплачивать налоги в размере установленной законом налоговой ставки (нормы налогового обложения) и в определенные сроки. Сроки уплаты налогов определяются налоговым законодательством применительно к каждому из налогов.

3. Способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации определены непосредственно в законе:

  • непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо
  • включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, дающих якобы основание для неуплаты соответствующего налога (сбора) либо к уменьшению его размера.

4. Налоговое законодательство предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки, возврат налогоплательщику излишне уплаченного налога (ст. ст. 78, 79 НК РФ), а также систему налоговых вычетов, в частности при уплате налога на добавленную стоимость (ст. ст. 171, 176 НК РФ). Однако незаконный возврат законно уплаченного налога содержит признаки хищения государственного имущества, а не уклонения от уплаты налога. Другое дело - незаконный зачет якобы излишне уплаченных сумм налога. Здесь действительно имеет место уклонение от уплаты налога.

5. Уклонение от уплаты налогов с организации, как указывается в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64, является оконченным преступлением с момента фактической неуплаты налога и (или) сбора за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Поэтому все предшествующие действия (внесение искажений в первичные документы бухгалтерского учета, представление декларации, содержащей ложные сведения, в налоговый орган и т.п.) являются лишь приготовлением (покушением) к совершению преступления.

6. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотив и цель совершения такого деяния не имеют решающего значения для его правовой оценки.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.05.2003 N 9-П "По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова" указал, что органы, осуществляющие уголовное преследование, обязаны не только установить сам факт неуплаты налога, но и доказать "противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога". Недопустимо "установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа".

7. К субъекту рассматриваемого преступления относятся руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. По мнению Пленума Верховного Суда РФ, субъектом - исполнителем рассматриваемого преступления может быть и лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

Иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в документы первичного бухгалтерского учета заведомо незаконные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения, могут нести ответственность лишь как соучастники данного преступления (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

Должностные лица налоговых органов, умышленно содействовавшие уклонению от уплаты налогов и иных обязательных платежей, привлекаются к ответственности за соучастие в этом преступлении и за соответствующее преступление против интересов государственной службы (ст. ст. 285, 290, 292 УК) по совокупности.

8. Закон установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере (ч. 1) или в особо крупном размере (п. "б" ч. 2), содержание которых раскрыто в примечании к ст. 199. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд. Если итоговая сумма неуплаты будет превышать 6 млн. руб. или 2 млн. руб., размер неуплаты считается крупным, правда, в последнем случае доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10% от суммы всех подлежащих уплате налогов и (или) сборов за соответствующий период в пределах трех финансовых лет. Особо крупная неуплата налогов и (или) сборов должна в пределах того же периода превышать 30 млн. руб. либо 6 млн. руб. при условии в этом случае, что доля неуплаты превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

9. В группу лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, помимо руководителя организации и главного бухгалтера могут входить и иные лица, участвовавшие в исполнении объективной стороны преступления (см. коммент. к ч. 2 ст. 35).

10. Закон предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности (см. примечание).

Читайте также: