Рассчитать показатели эффективности взимаемости налогов

Опубликовано: 26.04.2024

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

выручку нужно брать без НДС и акцизов;

в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ( можно скачать здесь >>> )

cells.jpg

В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Проверить налоговую нагрузку компании и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС «Налоговый калькулятор для расчета налоговой нагрузки» . Он подходит для тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения.Сервис позволяет сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также в сервисе есть информация о среднем уровне зарплаты, рассчитанном на основе справок 2-НДФЛ.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Варианты налоговой оптимизации , которые мы предлагаем, разрабатываются индивидуально с учетом бизнес-структуры и особенностей деятельности вашей компании. Они абсолютно законны и безопасны.

Управленческий учет в первую очередь предназначен для оперативного принятия решений, связанных с деятельностью фирмы. Данные такого учета более полные по сравнению с бухучетом, так как для ведения используется не только официальная информация, но и внутренние документы компании. Это позволяет собственнику оперативно видеть реальное положение дел в компании в удобном виде, а не ориентироваться по отчетности, составленной для фискальных целей.

В результате выходит, что и налоговое планирование – составная часть управленческого учета. Так как по результатам анализа управленческой отчетности большинство компаний принимает решения, связанные с необходимостью внесения корректировок в налоговую модель.

Данные управленческого учета позволяют определить способ налоговой оптимизации

Управленческий учет представляет собой систему сбора и анализа экономически важной информации, в которой нуждается руководство для принятия стратегических решений. Дело в том, что такой вид учета содержит сведения обо всех реальных хозяйственных операциях, совершаемых обществом. Очевидно, что в налоговом и бухгалтерском учете часть таких операций компании либо отражают иначе, либо не отражают вовсе.

Законодательство не регламентирует правила ведения управленческого учета. Поэтому на практике компании разрабатывают собственные методы обобщения первичной информации.

В большинстве случаев учет осуществляется в разрезе всех доходов и расходов общества, которые возникли в течение отчетного периода. Такая детализация позволяет заранее спланировать налог на прибыль, который компания в состоянии заплатить. При этом если нагрузка на бизнес по этому налогу не устраивает собственника, то данные управленческого учета позволяют сразу понять, какие именно налогооблагаемые объекты нуждаются в оптимизации.

Например, рост нагрузки по налогу на прибыль может возникнуть из-за роста прибыли – за счет увеличения цен, оптимизации затрат, изменения технологических процессов и т.п. В этой связи компании подбирают способ налогового планирования, с помощью которого удастся соответственно снизить доходы или повысить расходы. К примеру, изменить гражданско-правовой характер сделки по продаже или замаскировать расходы под имеющийся их вид в НК РФ.

Кроме того, необходимость мер по снижению налога на прибыль покажет и рост рентабельности продаж какого-либо товара. В этом случае, как правило, группы компаний задумываются о переносе части прибыли на льготный режим с помощью трансфертных цен.

В отношении НДС обобщаются данные управленческого учета в части облагаемых и необлагаемых видов деятельности, бюджета покупок, а также информации о расходовании материалов на производство. Это позволяет собственнику получить реальную картину нагрузки по НДС, прежде чем налог будет задекларирован. И принять соответствующие меры. Например, для увеличения суммы вычетов срочно заплатить аванс поставщику. А если, напротив, образуется большая сумма к возмещению – принять аванс от дружественной компании.

Размеры налога на имущество, транспортного или земельного налога – величины относительно стабильные. Поэтому их оптимизация чаще носит разовый характер. Данные управленческого учета в отношении имущества, транспорта или земли проходят проверку на необходимость внедрения лишь в случае реструктуризации бизнеса или каких-либо серьезных изменений в законодательстве.

Таким образом, по данным управленческого учета компания сможет заранее оценить целесообразность внедрения той или иной схемы.

Данные управленческого учета обобщаются в налоговом бюджете компании

В целях анализа и планирования налоговых обязательств компании переносят данные управленческого учета по каждому виду налога в налоговый бюджет.

В этом документе содержится две группы показателей – суммы налогов, которые компания обязана заплатить, и перечень налогооблагаемых объектов. К последним относятся, в частности, доходы от реализации, внереализационные доходы, выручка, стоимость приобретенных товаров, работ, услуг, а также остаточная стоимость имущества на начало каждого квартала. Число таких объектов будет зависеть от вида налогов, уплачиваемых компанией.

Суммовые значения налогов и налогооблагаемых объектов, которые рассчитаны по данным управленческого учета, называются плановыми и приводятся в документе в сравнении с их аналогичными фактическими показателями за прошлый период.

Как правило, налоговый управленческий бюджет компании ведется в Excel или в специально разработанном модуле бухгалтерской программы. Для того чтобы с помощью расчетных формул сразу после заполнения всех строк документа увидеть сведения, необходимые в целях планирования в разрезе каждого вида налогов. В конечном результате получается целая система налоговых коэффициентов-индикаторов.

Система коэффициентов-индикаторов позволяет определить эффективность налогового планирования

Как уже отмечалось, после того, как фактические и плановые показатели по налогам и взносам обобщены в налоговом бюджете компании, анализируются значения коэффициентов, которые позволяют оценить эффективность мероприятий налогового планирования. На практике существует множество формул для расчета таких показателей. В качестве примера отметим, что многие компании в целях анализа налоговой эффективности определяют следующие значения:

  • коэффициент налоговой нагрузки;
  • коэффициент эффективности управления налоговыми обязательствами и страховыми взносами;
  • коэффициент налоговой оптимизации по EBITDA;
  • коэффициент налоговой емкости;
  • коэффициент налоговой оборачиваемости.

Общая налоговая нагрузка. Показатель позволяет компании оценить, насколько налоги обременительны для ее деятельности. Минфин России рекомендует рассчитывать его путем деления налоговых обязательств общества на выручку, включая выручку от прочей реализации. На практике компании рассчитывают этот показатель в двух вариантах – по данным налогового и управленческого учета. Первый вариант рассчитывается по каждому юридическому лицу отдельно. Второй – либо в совокупности по группе компаний, либо с необходимыми корректировками. Значение, полученное в первом случае, позволит определить, не вышел ли коэффициент за пределы рекомендуемых значений, используемых налоговиками в процессе отбора объектов для проведения проверок (приказ ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@).

Второй расчет покажет, велика ли реальная налоговая нагрузка на всю группу. Ведь именно этот вопрос заботит собственников в первую очередь.

Коэффициент эффективности управления налоговыми обязательствами и страховыми взносами (КЭУ). Показатель позволяет определить долю отдельно взятого налога, а также страховых взносов в величине объекта обложения. Например, коэффициент эффективности управления страховыми взносами определяют по следующей формуле:

КЭУсв = Сумма страховых взносов / Сумма выплат в рамках трудовых отношений : Тариф страховых взносов

Если величина КЭУ равна или превышает 1, значит компания платит налоги или взносы в полном объеме или даже переплачивает их. Следовательно, необходима оптимизация.

Изменение коэффициента по конкретному налогу полезно также проанализировать в динамике за несколько периодов, а также сравнить с аналогичными показателями других обязательных платежей.

Коэффициент налоговой оптимизации по EBITDA (КНОE). При расчете этого показателя участвует прибыль до вычета расходов по уплате налогов, процентов и амортизации. Это позволяет оценить эффективность налоговой оптимизации независимо от задолженности компании перед кредиторами, государством, а также от методов амортизации:

КНОE = Сумма налоговых обязательств : EBITDA

Коэффициент налоговой емкости (КНЕ). Показывает долю налоговых обязательств в общих затратах компании. В расчете не участвуют косвенные налоги – их, как правило, сопоставляют с выручкой. Применяется формула расчета:

КНЕ = Величина прямых налогов / Себестоимость с учетом коммерческих и управленческих расходов

Показатель позволяет собственнику понять, действительно ли финансовое состояние компании ухудшилось по причине роста налоговых издержек. Или на это повлияли, прежде всего, иные причины. Например, рост расходов.

Коэффициент налоговой оборачиваемости (КНО). Позволяет определить величину полученного дохода на каждый рубль возникших налогов. Например, собственник видит: чтобы заплатить 1 рубль налога, компания должна продать столько-то товаров.

КНО = Выручка : Средняя за период сумма обязательств по налогам и страховым взносам

Коэффициент налоговой оборачиваемости характеризует скорость оборачиваемости налоговых обязательств, а также своевременность их погашения.

Налоговая экономия должна создавать больший запас финансовой прочности и низкий уровень минимальной выручки

Расчет финансовых показателей по данным управленческого учета также позволяет собственнику выбрать более выгодный способ налоговой оптимизации.

Почти все компании на основании данных управленческого учета рассчитывают точку безубыточности и запас финансовой прочности по формулам:

Точка безубыточности = (Выручка Постоянные затраты) : (Выручка – Переменные затраты)

Показатель определяет минимальный объем производства, при котором расходы будут компенсированы доходами.

Запас финансовой прочности = (Выручка – Точка безубыточности) / Выручка

Показывает, насколько далека компания от точки безубыточности.

При проведении таких расчетов компании учитывают в составе общих расходов совокупность налоговых затрат – величины начисленных налогов, а также штрафов и пеней. Каждая компания по своему усмотрению некоторые налоги включает в состав постоянных налоговых затрат (например, налог на имущество, транспортный и земельный налоги), другие – относит к переменным затратам (налог на прибыль, НДС).

На практике установлена следующая зависимость: чем больший запас финансовой прочности создает тот или иной способ налогового планирования компании, тем более низкий уровень минимальной выручки сможет обеспечить достижение точки безубыточности. Оказалось, что при одинаковой выручке от продаж лучшим будет тот вариант налоговой политики, порог рентабельности по которому будет меньше. При разной выручке от продаж лучшим будет тот способ оптимизации, при котором запас финансовой прочности больше.

Управленческие затраты на внедрение налоговой оптимизации не должны превышать эффект экономии

Данные управленческого учета также позволяют соотнести реальные затраты на разработку и обслуживание того или иного способа налоговой оптимизации. Стоимость внедрения схемы не должна превышать эффект налоговой экономии, которую она позволяет получить.

На практике допустимый порог такого соотношения каждая компания оценивает в зависимости от ряда факторов. В частности, от вида самих расходов. К примеру, большинство схем, помимо затрат на создание, впоследствии могут требовать и расходов по их ликвидации. Последние затраты могут в разы превысить первоначальные вложения. Также целесообразность расходов на применение схемы оценивают в зависимости от степени налогового риска – позиции инспекторов, судебной региональной практики и т.п.

Таким образом, предельно допустимая доля сопутствующих затрат от суммы налоговой экономии, вероятно, не может превышать 50–90 процентов. На практике же обычно, если стоимость внедрения схемы превышает 15 процентов от величины экономии, с ней предпочитают не связываться.

Кроме того, при расчете налоговой экономии по данным управленческого учета компании учитывают обесценение денег во времени. В связи с этим к потенциальной сумме налоговой экономии применяют метод дисконтирования.

Благодарим за содействие в подготовке материала Михаила Волина,
финансового директора ООО «Фабрика Нетканых Материалов “Весь Мир”»

Дмитрий Кузьмин

Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

Что такое налоговая нагрузка

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

Какие значения безопасны

Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %.

Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

Как рассчитать коэффициенты

Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

Пример

Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Для ООО на ОСН

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Для ИП на ОСН

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН.

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения.

Нагрузка по НДФЛ

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов.

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом.

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Нагрузка по НДС

Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

Налоговая нагрузка с точки зрения банков

Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет.

Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

Переход на другую систему налогообложения

Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора.

Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

Оптимизация зарплатных налогов

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

Не создавайте налоговые схемы

Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

  • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
  • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
  • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
  • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 апреля 2020 года N 176

1. Утвердить Методику оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Методика), согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту бюджетной политики совместно с Департаментом животноводства и племенного дела, Департаментом ветеринарии и Департаментом экономики и государственной поддержки АПК Министерства сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить ежегодное проведение оценки эффективности налоговых расходов, куратором которых является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с прилагаемой Методикой.

3. Департаменту бюджетной политики ежегодно до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта) обеспечить направление в Министерство финансов Российской Федерации паспортов налоговых расходов Российской Федерации, результатов оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, рекомендаций по результатам указанной оценки, включая рекомендации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот.

4. Департаменту бюджетной политики ежегодно до 1 марта обеспечить направление в Министерство экономического развития Российской Федерации паспортов налоговых расходов Российской Федерации, результатов оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации и рекомендаций по результатам указанной оценки.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации Е.В.Фастову.

Приложение
к приказу Минсельхоза России
от 2 апреля 2020 года N 176

Методика оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

1. Общие положения об оценке эффективности налоговых расходов Российской Федерации

1.2. Термины и определения, применяемые в настоящей Методике, соответствуют терминам и определениям, определенным в пункте 2 Правил.

1.3. В соответствии с настоящей Методикой осуществляется оценка эффективности следующих налоговых расходов Российской Федерации согласно наименованию налогового расхода в перечне налоговых расходов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, куратором которых является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - налоговые расходы):

а) освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации (передачи для собственных нужд) племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, (далее - освобождение от уплаты НДС при реализации племенных животных и продукции), установленное подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации;

б) освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей, племенной птицы (племенного яйца); семени (спермы), полученного от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов; эмбрионов, полученных от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, племенных овец, племенных коз, племенных лошадей (далее - освобождение от уплаты НДС при ввозе племенных животных и продукции), установленное подпунктом 19 части 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации;

в) применение налоговой ставки в размере 0 (ноль) процентов по налогу на прибыль сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и рыбохозяйственными организациями, отвечающими критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции (далее - пониженная ставка налога на прибыль для сельскохозяйственных и рыбохозяйственных производителей), установленной пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации;

г) применение к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 2, в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты) (далее - ускоренная амортизация основных средств для сельскохозяйственных организаций промышленного типа), установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации;

д) освобождение от уплаты налога на имущество организаций, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями (далее - освобождение от уплаты налога на имущество организаций - производителей фармацевтической продукции), установленное подпунктом 4 части 1 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.

1.4. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов, а также используемой для проведения оценки эффективности налоговых расходов в соответствии с настоящей Методикой, могут использоваться:

данные Федеральной налоговой службы;

данные Федеральной таможенной службы;

данные Федеральной службы государственной статистики;

данные Министерства финансов Российской Федерации;

данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации;

данные Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

иные сведения, необходимые для оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации.

2. Оценка эффективности налоговых расходов

2.1. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется в соответствии с Правилами и включает:

а) оценку целесообразности налоговых расходов;

б) оценку результативности налоговых расходов.

2.2. Оценка целесообразности налоговых расходов осуществляется по следующим критериям:

а) соответствие налоговых расходов целям государственных программ Российской Федерации, структурных элементов государственных программ Российской Федерации и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственным программам Российской Федерации (далее - программные документы стратегического планирования, структурные элементы программных документов стратегического планирования);

б) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.

2.3. Определение соответствия налогового расхода целям программных документов стратегического планирования и их структурных элементов предусматривает следующее:

а) перечень налоговых расходов, соответствующих цели по обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, 32, ст.4549; 2019, N 52, ст.7949) (далее - Госпрограмма развития сельского хозяйства), а также цели по увеличению объемов производства продукции по растениеводству, животноводству, пищевым продуктам ведомственного проекта "Развитие отраслей агропромышленного комплекса, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" Госпрограммы развития сельского хозяйства:

освобождение от уплаты НДС при реализации племенных животных и продукции;

освобождение от уплаты НДС при ввозе племенных животных и продукции;

б) перечень налоговых расходов, соответствующих цели по достижению индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Госпрограммы развития сельского хозяйства:

пониженная ставка налога на прибыль для сельскохозяйственных и рыбохозяйственных производителей;

ускоренная амортизация основных средств для сельскохозяйственных организаций промышленного типа;

в) перечень налоговых расходов, соответствующих цели по обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации, с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также цели по обеспечению благоприятной эпизоотической ситуации на территории Российской Федерации ведомственной целевой программы "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса" Госпрограммы развития сельского хозяйства:

освобождение от уплаты налога на имущество организаций - производителей фармацевтической продукции.

2.4. Соответствие целям программных документов стратегического планирования и их структурных элементов сопровождается обоснованием влияния налогового расхода на достижение указанных целей.

По итогам оценки соответствия делается вывод о соответствии или несоответствии налоговых расходов целям программных документов стратегического планирования и их структурных элементов.

2.5. Налоговые расходы, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 1.3 настоящей Методики, направлены на достижение одних и тех же целей программных документов стратегического планирования и их структурных элементов, в связи с чем в отношении указанных налоговых расходов проводится агрегированная оценка эффективности, за исключением проведения оценки востребованности плательщиками предоставленных налоговых льгот.

2.6. Оценка востребованности плательщиками предоставленных налоговых льгот, обусловленных налоговыми расходами, осуществляется путем соотношения численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, и общей численности плательщиков за 5-летний период отдельно по каждой льготе и рассчитывается по формуле:


,

- востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот j-й налоговой льготы;


- численность налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на j-ю налоговую льготу в i-м году;


- общая численность налогоплательщиков, потенциально имеющих право на применение j-й льготы в i-м году;

i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5.

2.7. Для оценки востребованности налоговой льготы в расчет принимаются данные об общей численности налогоплательщиков, потенциально имеющих право на применение соответствующей налоговой льготы, и о численности налогоплательщиков, воспользовавшихся правом на льготу, за 5-летний период, предшествующий году, в котором осуществляется расчет востребованности налоговой льготы.

В случае если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, суммарная длительность которых составляет 5 лет.

При оценке востребованности налоговая льгота считается востребованной при достижении порогового значения востребованности, установленного в пункте 2.8 настоящей Методики.

2.8. Для определения общей численности налогоплательщиков, потенциально имеющих право на применение налоговых льгот, обусловленных налоговыми расходами, используются следующие показатели:

а) освобождение от уплаты НДС при реализации племенных животных и продукции:

показатель общей численности: количество организаций и физических лиц (крестьянских (фермерских) хозяйств), имеющих свидетельства о регистрации в Государственном племенном регистре, выданные в соответствии с Федеральным законом от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст.3199; 2019, N 31, ст.4447), рассчитанное как среднее арифметическое на начало и на конец отчетного года;

источник информации: данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о племенных стадах, зарегистрированных в Государственном племенном регистре, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст.2983; 2019, N 47, ст.6668);

пороговое значение востребованности налоговой льготы - 20%;

б) освобождение от уплаты НДС при ввозе племенных животных и продукции:

показатель общей численности: количество юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, получивших в течение отчетного года разрешение на импорт племенной продукции (материала) на территорию Российской Федерации, выданное в соответствии с Федеральным законом N 123-ФЗ;

источник информации: данные Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о количестве выданных разрешений на импорт племенной продукции в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.11.2016 N 504 "Об утверждении формы и порядка выдачи разрешения на импорт племенной продукции (материала)" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.11.2016, регистрационный N 44283);

пороговое значение востребованности налоговой льготы - 60%;

в) пониженная ставка налога на прибыль для сельскохозяйственных и рыбохозяйственных производителей:

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

выручку нужно брать без НДС и акцизов;

в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ( можно скачать здесь >>> )

cells.jpg

В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Проверить налоговую нагрузку компании и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС «Налоговый калькулятор для расчета налоговой нагрузки» . Он подходит для тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения.Сервис позволяет сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также в сервисе есть информация о среднем уровне зарплаты, рассчитанном на основе справок 2-НДФЛ.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Варианты налоговой оптимизации , которые мы предлагаем, разрабатываются индивидуально с учетом бизнес-структуры и особенностей деятельности вашей компании. Они абсолютно законны и безопасны.

Читайте также: