Налоговые претензии деловые линии

Опубликовано: 08.05.2024

В 2016 году Следственный комитет уже обвинял основателя «Деловых линий» Александра Богатикова в фиктивном уменьшении облагаемой базы по налогу на прибыль. После его ареста компаниям группы пришлось доплатить 1,6 млрд рублей.

Как ранее писал Forbs, позже в Лондонском арбитраже в ходе спора с Михаилом Хабаровым, от которого Богатиков ждал урегулирования отношений с налоговыми властями, представители «Деловых линий» оценили общий объем невыплаченных компанией налогов в 32 млрд рублей.

Журналу «Компания» стало известно об эпизоде вероятного уклонения от уплаты налогов, в связи с которым возможны очередные претензии от ФНС на несколько миллиардов рублей. На этот раз они могут быть связаны с выплатой комиссии за продажу страховки грузов через сайт «Деловых линий».

Подробности оптимизации рассказали бывшие сотрудники «Деловых линий», а подтверждения нашлись в материалах следствия по уголовному делу топ-менеджера банка «Траст», экс-президента А1 Михаила Хабарова. В 2014 году основатель «Деловых линий» Александр Богатиков привлек его для разрешения давнего спора с компаньонами о дивидендах и условиях выкупа их долей. А спустя шесть лет, заручившись поддержкой новых партнеров из окружения Сулеймана Керимова, обвинил Хабарова в хищении 842 млн рублей. По версии следствия, в обмен на данное вознаграждение Хабаров обещал Богатикову иммунитет от налоговой. Сам Хабаров, за которого вступилась глава ЦБ Эльвира Набиуллина, это отрицает.

«Деловые линии» уже несколько лет остаются крупнейшим игроком на рынке грузоперевозок России и стран СНГ с парком в 4 тыс. автомобилей, офисами в 180 городах и 670 тыс. кв. м складских помещений.

Долю группы в сегменте перевозки сборных грузов в 2017 году оценил в 26,1%. По данным Main Mine, у «Деловых Линий» также самые высокие тарифы на перевозку сборных грузов по РФ.

В 2019 году выручка группы превысила 33 млрд рублей, чистая прибыль составила 1,4 млрд рублей. Как уже отмечалось, это значительно меньше, чем прибыль ООО «Инносети» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей.

«Деловые линии» уже несколько лет остаются крупнейшим игроком на рынке грузоперевозок России и стран СНГ с парком в 4 тыс. автомобилей, офисами в 180 городах и 670 тыс. кв. м складских помещений.

Долю группы в сегменте перевозки сборных грузов Infranews в 2017 году оценил в 26,1%. По данным исследования Main Mine, у «Деловых Линий» также самые высокие тарифы на перевозку сборных грузов по РФ.

В 2019 году выручка группы превысила 33 млрд рублей, чистая прибыль составила 1,4 млрд рублей. Как уже отмечалось, это значительно меньше, чем прибыль ООО «Инносети» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей.

Как следует из показаний по уголовному процессу по делу Михаила Хабарова (есть в распоряжении редакции), в «Деловых линиях» несколько лет применялась схема по оптимизации налогов, а суммы недоплаты измерялись миллиардами рублей. Схема возможного ухода от налогов заключается в следующем: при покупке перевозки на сайте «Деловых линий» клиенту одновременно продают страховку. Таким образом, сайт грузоперевозчика оказывает своему основному страховщику агентские услуги, продвигая и продавая страховые продукты. Главным партнером «Деловых линий» выступает Группа «Ренессанс Страхование», с которой договоры страхования заключаются в большинстве случаев. За помощь в продаже страховок «Ренессанс Страхование» платит щедрое вознаграждение — несколько миллиардов рублей ежегодно. Однако если бы это вознаграждение за продажу страховок выплачивалось непосредственно «Деловым линиям», а если быть более точным, ООО «Деловые линии», которое владеет сайтом перевозчика, то со всей суммы прибыли пришлось бы платить 20% налога на прибыль организаций, после чего такая прибыль могла бы распределяться в форме дивидендов, с которых бенефициары «Деловых Линий» заплатили бы 13% НДФЛ. Однако, вместо того чтобы выплачивать агентское вознаграждение «Деловым Линиям», «Ренессанс Страхование» выплачивал его бенефициарам и топ-менеджерам перевозчика, что позволяло вообще не платить налог на прибыль организаций, а сразу получить эти деньги, заплатив только 13% НДФЛ.

Такая схема применялась вплоть до 2018 года. В ее рамках «Ренессанс Страхование» платило агентскую комиссию напрямую Александру Богатикову и другим акционерам и топ-менеджерам перевозчика, с которыми оформлялись агентские договоры. Каждый месяц «Ренессанс» переводил им на банковские счета сотни тысяч долларов. За несколько лет общая сумма налога на прибыль с данных платежей могла бы составить более 500 миллионов рублей. Как пояснил бывший сотрудник компании, в действительности никто из акционеров и управленцев никакие агентские услуги не оказывал, клиентов «Деловых линий» в глаза не видел и никак на продажу страховок не влиял. Более того, эти выплаты учитывались внутри «Деловых линий» как дивиденды, зарплаты и премии, то есть все знали, что в реальности агентские договоры просто ширма.

Тот же источник пояснил «Компании», что примерно в 2018 году бенефициары и топ-менеджеры «Деловых Линий» поняли, что данная схема выглядит слишком прямолинейно и очевидно для проверяющих органов, и рано или поздно налоговая перестанет на это закрывать глаза, поэтому с 2018 года вместо выплаты агентских платежей была придумана новая схема расчетов с «Ренессанс Страхованием». С этого момента вместо агентских платежей компания начала выплачивать лицензионные платежи за использование программы ЭВМ под названием «Цунами», а получателем этих платежей стало калининградское ООО «Инносети». «Цунами» — это система онлайн-страхования грузоперевозок. По данным СПАРК, компания «Инносети» была основана в 2018 году в подмосковном Красногорске Александром Богатиковым и другими совладельцами «Деловых линий». В том же году компания — разработчик ПО была перерегистрирована в Калининграде, в свободной экономической зоне с нулевой ставкой налога на прибыль.

В первый же год деятельности выручка IT-стартапа, по данным СПАРК, составила 1 млрд рублей, во второй — 2,6 млрд при среднегодовых расходах в 50 млн рублей. Суммарная прибыль «Инносетей» за 2018–2019 годы составила около 3,5 млрд рублей. Это на 1 млрд больше прибыли ООО «Деловые линии» — основной операционной компании и владельца сайта грузоперевозчика, через который оформляются заказы и страховки.

На сайте разработчика «Цунами» указано, что клиентами программы являются пять страховых компаний, в том числе «Ингосстрах», «Альфа-Страхование», «РЕСО-Гарантия», «Сбер страхование». При этом, как следует из имеющихся у редакции материалов, почти вся выручка «Инносетей» формируется от платежей «Ренессанс Страхования».

Как указывает источник, знакомый с ситуацией в «Деловых линиях», стоимость пользования данной программой в сотни раз ниже тех, которые фактически уплачиваются, и такая маржинальность не может сниться даже крупнейшим IT-гигантам.

По данным СПАРК, практически всю выручку ООО «Инносети» направляет на выплату дивидендов своим акционерам, размер которых превышает сумму выплаченных дивидендов любой из компаний группы «Деловые линии». За три года IT-компания выплатила бенефициарам группы в обход «Деловых линий» более 4 млрд рублей.

Таким образом, акционеры «Деловых линий», казалось бы, легально обналичивают миллиарды рублей через свой собственный IT-стартап, который в силу статуса резидента особой экономической зоны не платит налог на прибыль. Но у ФНС, видимо, другой взгляд на данную схему. Как нам пояснили специалисты в области налогового законодательства, дробление бизнеса с помощью создания компании — резидента ОЭЗ является одним из способов создания схемы по уклонению от уплаты налогов, перечисленных во внутренних положениях фискальных органов. В данном случае налицо классический пример использования формальных лазеек для многомиллиардных налоговых оптимизаций.

Группу «Деловые линии» с января 2018 года контролирует ООО «0578 Холдинг». Эта компания зарегистрирована в том же Красногорском районе Подмосковья, что и ООО «Инносети». Учредители, за исключением одного человека, тоже совпадают. 43% принадлежат семье Александра Богатикова, остальные делятся следующим образом: 25% — у Магомедрасула Гаджиева, по 12,5% — у Григория Гурария и Татьяны Башмаковой, 7% — у Александра Кобзева. Последних относят к окружению Сулеймана Керимова.

Журнал «Компания» отправил запросы в «Деловые линии», «Ренессанс Страхование» и «Инносети».

Главное следственное управление Следственного комитета России (СКР) по Санкт-Петербургу прекратило уголовное преследование Александра Богатикова, основателя компании «Деловые линии», одного из крупнейших автомобильных коммерческих перевозчиков. Бизнесмен обвинялся в неуплате налогов. Уголовное дело было возбуждено по результатам налоговой проверки, претензии в сумме составили 1,6 млрд руб. Предусмотренным законодательством основанием для закрытия дела стала полная выплата компанией недоимок. Отметим, что история с налогами привела еще к одному громкому расследованию, обвиняемым по которому стал высокопоставленный полицейский Юрий Тимченко. По версии СКР, за взятку в размере 100 млн руб. он обещал оказать содействие в закрытии дела о неуплате налогов.

Уголовное дело по факту неуплаты руководством «Деловых линий» налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) было возбуждено в сентябре 2016 года. По первоначальной версии следствия, «неустановленные лица», действовавшие в интересах компании, «включали в налоговые декларации по НДС за налоговые периоды с 2011 по 2013 год заведомо ложные сведения о наличии права на применение налоговых вычетов в общей сумме 516,103 млн руб.». СКР утверждает, что в декларации грузоперевозчика в эти годы были внесены данные о фиктивных расходах, «уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций на 2 867 239 000 руб.». В итоге, по данным следствия, «Деловым линиям» удалось избежать уплаты НДС и налога на прибыль в размере 1 089 551 000 руб. Общая сумма претензий налоговиков составила 1,6 млрд руб.

Зачем СКР искал бывшего владельца ООО «Деловые линии» Александра Богатикова

Зачем СКР искал бывшего владельца ООО «Деловые линии» Александра Богатикова

В марте было предъявлено обвинение основателю компании Александру Богатикову, с которого взяли подписку о невыезде. По ходатайству следствия на счета компании в рамках дела налагался арест.

Между тем действующее законодательство разрешает следственным органам прекращать производство по делам об уклонении от уплаты налогов, если обвиняемые погашают предполагаемый ущерб по делу. При этом за ними остается право на разбирательство с налоговыми органами в арбитражном порядке.

Так произошло и в этом случае. Как сообщили в компании, «еще в декабре 2016 года общество выплатило полную сумму налоговых доначислений, включая недоимку, пени и штрафы (в общем размере 1,6 млрд руб.). В настоящее время законность и обоснованность предъявления обществу претензий со стороны налоговых органов рассматривает арбитражный суд». В результате следственное управление СКР по Санкт-Петербургу закрыло дело о неуплате налогов и прекратило уголовное преследование Александра Богатикова в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ.

Как бывший президент А1 стал совладельцем «Деловых линий»

Как бывший президент А1 стал совладельцем «Деловых линий»

«На протяжении всего расследования все подразделения ООО “Деловые линии” работали и продолжают работать в обычном режиме, оказывая бесперебойный, качественный сервис на всей территории России. Все необходимые платежи как в адрес контрагентов, так и в адрес бюджета Российской Федерации производятся своевременно. Претензии у государственных органов к компании отсутствуют»,— заявили в компании.

Эта история пересекается еще с одним громким уголовным делом. В декабре прошлого года начальник 17-го отдела («Запад») регионального управления собственной безопасности ГУСБ МВД России Юрий Тимченко был задержан сотрудниками ФСБ при получении «куклы», имитирующей 50 млн руб. По версии СКР, узнав об аресте счетов «Деловых линий», полковник Тимченко через двух посредников предложил руководству компании решить возникшие проблемы за 100 млн руб. Причем половину суммы он требовал заплатить не позднее 8 декабря, а оставшиеся деньги передать уже после снятия ареста с расчетных счетов «Деловых линий». Однако руководство компании предпочло обратиться в правоохранительные органы. В отношении теперь уже бывшего полицейского было возбуждено уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере), а его сообщникам инкриминировали посредничество во взяточничестве (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ).

Компания , 2 апреля 2021 г.

Налог на прибыль «Деловых линий» смыло «Цунами»

Вокруг известного грузового перевозчика «Деловые линии» наметился новый налоговый скандал. В 2016 году Следственный комитет уже обвинял основателя «Деловых линий» Александра Богатикова в фиктивном уменьшении облагаемой базы по налогу на прибыль. После его ареста компаниям группы пришлось доплатить 1,6 млрд рублей.

Как ранее писал Forbes, позже в Лондонском арбитраже в ходе спора с Михаилом Хабаровым, от которого Богатиков ждал урегулирования отношений с налоговыми властями, представители «Деловых линий» оценили общий объем невыплаченных компанией налогов в 32 млрд рублей.

Журналу «Компания» стало известно об эпизоде вероятного уклонения от уплаты налогов, в связи с которым возможны очередные претензии от ФНС на несколько миллиардов рублей. На этот раз они могут быть связаны с выплатой комиссии за продажу страховки грузов через сайт «Деловых линий».

Подробности оптимизации рассказали бывшие сотрудники «Деловых линий», а подтверждения нашлись в материалах следствия по уголовному делу топ-менеджера банка «Траст», экс-президента А1 Михаила Хабарова. В 2014 году основатель «Деловых линий» Александр Богатиков привлек его для разрешения давнего спора с компаньонами о дивидендах и условиях выкупа их долей. А спустя шесть лет, заручившись поддержкой новых партнеров из окружения Сулеймана Керимова, обвинил Хабарова в хищении 842 млн рублей. По версии следствия, в обмен на данное вознаграждение Хабаров обещал Богатикову иммунитет от налоговой. Сам Хабаров, за которого вступилась глава ЦБ Эльвира Набиуллина, это отрицает.

«Деловые линии» уже несколько лет остаются крупнейшим игроком на рынке грузоперевозок России и стран СНГ с парком в 4 тыс. автомобилей, офисами в 180 городах и 670 тыс. кв. м складских помещений.

Долю группы в сегменте перевозки сборных грузов Infranews в 2017 году оценил в 26,1%. По данным исследования Main Mine, у «Деловых Линий» также самые высокие тарифы на перевозку сборных грузов по РФ.

В 2019 году выручка группы превысила 33 млрд рублей, чистая прибыль составила 1,4 млрд рублей. Как уже отмечалось, это значительно меньше, чем прибыль ООО «Инносети» с уставным капиталом в 10 тыс. рублей.

Как следует из показаний по уголовному процессу по делу Михаила Хабарова (есть в распоряжении редакции), в «Деловых линиях» несколько лет применялась схема по оптимизации налогов, а суммы недоплаты [1] измерялись миллиардами рублей. Схема возможного ухода от налогов заключается в следующем: при покупке перевозки на сайте «Деловых линий» клиенту одновременно продают страховку. Таким образом, сайт грузоперевозчика оказывает своему основному страховщику агентские услуги, продвигая и продавая страховые продукты. Главным партнером «Деловых линий» выступает Группа «Ренессанс Страхование», с которой договоры страхования заключаются в большинстве случаев. За помощь в продаже страховок «Ренессанс Страхование» платит щедрое вознаграждение — несколько миллиардов рублей ежегодно. Однако если бы это вознаграждение за продажу страховок выплачивалось непосредственно «Деловым линиям», а если быть более точным, ООО «Деловые линии», которое владеет сайтом перевозчика, то со всей суммы прибыли пришлось бы платить 20% налога на прибыль организаций, после чего такая прибыль могла бы распределяться в форме дивидендов, с которых бенефициары «Деловых Линий» заплатили бы 13% НДФЛ. Однако, вместо того чтобы выплачивать агентское вознаграждение «Деловым Линиям», «Ренессанс Страхование» выплачивал его бенефициарам и топ-менеджерам перевозчика, что позволяло вообще не платить налог на прибыль организаций, а сразу получить эти деньги, заплатив только 13% НДФЛ.

Такая схема применялась вплоть до 2018 года. В ее рамках «Ренессанс Страхование» платило агентскую комиссию напрямую Александру Богатикову и другим акционерам и топ-менеджерам перевозчика, с которыми оформлялись агентские договоры. Каждый месяц «Ренессанс» переводил им на банковские счета сотни тысяч долларов. За несколько лет общая сумма налога на прибыль с данных платежей могла бы составить более 500 миллионов рублей. Как пояснил бывший сотрудник компании, в действительности никто из акционеров и управленцев никакие агентские услуги не оказывал, клиентов «Деловых линий» в глаза не видел и никак на продажу страховок не влиял. Более того, эти выплаты учитывались внутри «Деловых линий» как дивиденды, зарплаты и премии, то есть все знали, что в реальности агентские договоры просто ширма.

Тот же источник пояснил «Компании», что примерно в 2018 году бенефициары и топ-менеджеры «Деловых Линий» поняли, что данная схема выглядит слишком прямолинейно и очевидно для проверяющих органов, и рано или поздно налоговая перестанет на это закрывать глаза, поэтому с 2018 года вместо выплаты агентских платежей была придумана новая схема расчетов с «Ренессанс Страхованием». С этого момента вместо агентских платежей компания начала выплачивать лицензионные платежи за использование программы ЭВМ под названием «Цунами», а получателем этих платежей стало калининградское ООО «Инносети». «Цунами» — это система онлайн-страхования грузоперевозок. По данным СПАРК, компания «Инносети» была основана в 2018 году в подмосковном Красногорске Александром Богатиковым и другими совладельцами «Деловых линий». В том же году компания — разработчик ПО была перерегистрирована в Калининграде, в свободной экономической зоне с нулевой ставкой налога на прибыль.

В первый же год деятельности выручка IT-стартапа, по данным СПАРК, составила 1 млрд рублей, во второй — 2,6 млрд при среднегодовых расходах в 50 млн рублей. Суммарная прибыль «Инносетей» за 2018–2019 годы составила около 3,5 млрд рублей. Это на 1 млрд больше прибыли ООО «Деловые линии» — основной операционной компании и владельца сайта грузоперевозчика, через который оформляются заказы и страховки.

На сайте разработчика «Цунами» указано, что клиентами программы являются пять страховых компаний, в том числе «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «РЕСО-Гарантия», «Сбер страхование». При этом, как следует из имеющихся у редакции материалов, почти вся выручка «Инносетей» формируется от платежей «Ренессанс Страхования».

Как указывает источник, знакомый с ситуацией в «Деловых линиях», стоимость пользования данной программой в сотни раз ниже тех, которые фактически уплачиваются, и такая маржинальность не может сниться даже крупнейшим IT-гигантам.

По данным СПАРК, практически всю выручку ООО «Инносети» направляет на выплату дивидендов своим акционерам, размер которых превышает сумму выплаченных дивидендов любой из компаний группы «Деловые линии». За три года IT-компания выплатила бенефициарам группы в обход «Деловых линий» более 4 млрд рублей.

Таким образом, акционеры «Деловых линий», казалось бы, легально обналичивают миллиарды рублей через свой собственный IT-стартап, который в силу статуса резидента особой экономической зоны не платит налог на прибыль. Но у ФНС, видимо, другой взгляд на данную схему. Как нам пояснили специалисты в области налогового законодательства, дробление бизнеса с помощью создания компании — резидента ОЭЗ является одним из способов создания схемы по уклонению от уплаты налогов, перечисленных во внутренних положениях фискальных органов. В данном случае налицо классический пример использования формальных лазеек для многомиллиардных налоговых оптимизаций.

Группу «Деловые линии» с января 2018 года контролирует ООО «0578 Холдинг». Эта компания зарегистрирована в том же Красногорском районе Подмосковья, что и ООО «Инносети». Учредители, за исключением одного человека, тоже совпадают. 43% принадлежат семье Александра Богатикова, остальные делятся следующим образом: 25% — у Магомедрасула Гаджиева, по 12,5% — у Григория Гурария и Татьяны Башмаковой, 7% — у Александра Кобзева. Последних относят к окружению Сулеймана Керимова.

Журнал «Компания» отправил запросы в «Деловые линии», «Ренессанс Страхование» и «Инносети».

О том, откуда могут взяться «избыточные претензии госорганов», как «Деловые линии» успокаивают взволнованных клиентов. И кто следующий.

«Деловые линии» и потерянный НДС

9 ноября 2016 года были арестованы банковские счета «Деловых линий». Активы на сумму более 1,5 млрд рублей заблокированы по решению следствия. Возбуждено уголовное дело по статье «Уклонение от уплаты налогов».

Кто мог «заказать музыку»? Почему НДС российских транспортников давно потерялся? И за что перевозчиков «накрывают» все чаще? Рассказали руководители логистических компаний, отраслевые юристы и очевидцы дела «Деловые линии».

Семен Селиванов, руководитель пресс-службы «Деловые линии»

Семен Селиванов, руководитель пресс-службы «Деловые линии»

Ситуацию обостряют недобросовестные конкуренты, которые рассылают клиентам и партнерам ложную информацию, например, о том, что мы распродаем свой парк и так далее – это полная ерунда. Всем таким «активистам» мы разослали официальные уведомления о недопустимости распространения ложной информации и напомнили об ответственности за это.

Сейчас однозначно известно две вещи. Первое: арестованы счета только одного из юридических лиц, входящих в группу компаний. Второе, «Деловые линии» продолжают работать в обычном режиме.

Вот, буквально недавно, компания Mercedes завершила для нас отгрузку новых тягачей, в общей сложности мы приобрели более 200 машин. У другой крупной компании приобрели 400 новых малотоннажных автомобилей. Отгрузка уже завершена на 95 %.

Также запустили температурные перевозки с крупным производителем мясной продукции. В течение месяца тестировали этот процесс и планируем развивать дальше, 50 новых рефрижераторов «Шмитц» выводим под этот сегмент. Участвуем в выставках, осуществляем благотворительные перевозки…

Ну и конечно, сейчас ждем того момента, когда эта неприятная ситуация разрешится».

Через несколько часов после объявления об аресте счетов, компания отправила официальную информацию о происшествии клиентам, партнерам и СМИ. А спустя два дня здесь запустили услугу мультитемпературного хранения на Подмосковном складе. О требованиях Налоговой службы заявили коротко и ясно: «компания намерена в установленный срок исполнить полученное требование». Какова статистика подобных дел на рынке логистики? И в каком случае дело доходит до ареста банковских счетов? Логирус узнавал у отраслевых юристов.


Роман Образцов, управляющий партнер юридической компании Urvest

Роман Образцов, управляющий партнер юридической компании Urvest

«В настоящее время аналогичные ситуации в сфере деятельности логистических компаний встречаются не так часто, особенно среди компаний, преимущественно работающих на внутреннем рынке. Значительно большему риску подвержены международные перевозчики.

Данная мера обеспечения может быть применена не ранее принятия решения о взыскании налога. На практике, это достаточно популярная у налоговиков мера. Однако, необходимо понимать, что арест на денежные средства, в том числе находящиеся на расчетном счете, может быть применен не «налоговиками», а следователем в рамках расследования уголовного дела.

Поводы для возникновения подобных ситуаций могут быть абсолютно разными: результаты плановых проверок, оперативно-розыскные мероприятия, «доносы» со стороны заинтересованных лиц, конкурентов и прочее.

Приостановление операций по счету со стороны ФНС и арест счетов со стороны следственного комитета, при наличии решения о взыскании налогов и возбужденного уголовного дела, не является крайней и исключительной мерой. Это скорее обычная практика».

Многие клиенты и партнеры уже поддержали «Деловые линии», заявляют в компании. Да и сами сотрудники не отстают.

«Деловые линии» и потерянный НДС


Как сохранить доверие клиентов, если против компании заведено уголовное дело? И неужели столь пристальное внимание правоохранительных органов может стать тенденцией для частного бизнеса? Отвечали руководители логистических компаний.

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics

Кирилл Власов, генеральный директор STS Logistics

«Очевидно, что сейчас в бюджете страны большой дефицит. И иногда наши правоохранительные органы предъявляют избыточные претензии, имея цель пополнить бюджет. При чем эти претензии не всегда правомерны. Поэтому, во-первых, от всей души желаю нашим партнерам корректно выйти из создавшейся ситуации и отстоять свою правоту, если она там действительно есть. Что касается отношений с клиентами, насколько я знаю, «Деловые линии» продолжают стабильно работать, заработную плату не задерживают, грузовики приезжают вовремя.

Моя личная позиция такова: всегда надо открыто и честно рассказывать о проблемах компании. Именно так мы поступили в прошлом году, когда возникла непростая ситуация с доначисленными таможенными платежами. Важно не замалчивать проблему, а рассказывать публично, что она есть. Ведь самое главное — это репутация на рынке и стабильность операций.

Мы всегда пытались вести открытую стратегию производства. Ведь мало ли кто и что о тебе говорит. Всегда делами надо доказывать свою состоятельность.

STS Logistics уже давно работает в абсолютно «белом» поле, у нас нет никаких налоговых рисков, с моей точки зрения. И все проверки проходим абсолютно корректно, полностью аудированная отчетность за много лет».

Олег Дорожинский, руководитель российского филиала Reibel, управляющий партнер «Практика логистического консалтинга British Bridge»

Олег Дорожинский, руководитель российского филиала Reibel, управляющий партнер «Практика логистического консалтинга British Bridge»

«Ситуация с «Деловыми линиями» — это то, что может случиться со всеми остальными. Падение объема перевозок в России превосходит все кризисы вообще, которые мы когда-либо видели. 1998 год теперь кажется каким-то счастливым временем, когда все были наполнены оптимизмом и во что-то верили. Сейчас все рушится.

То, что происходит в этой компании показывает, что люди не готовы признавать свои поражения. Они готовы сражаться до последней капли крови, когда будут огромные потери. Никто не хочет перестраивать бизнес под другим углом. Все хотят улыбаться, надеются «на авось». Крушение подавляющего большинства отечественных логистических компаний не за горами. Уже сейчас российских логистов не осталось. Разве что компания VSA Group, но это скорее складской оператор, чем транспортный. Остальные — либо западные, либо на грани банкротства. Вопрос признания банкротства «Желдорэкспедиции» и других, это вопрос времени.

Reibel, например, ушла с российского рынка. На данный момент сотрудничаю с несколькими немецкими компаниями, с тем же самым, Reiner Bohnen, и у всех одна и та же история: интерес к России упал радикально, и мы выстраиваем свой бизнес за пределами России.

По поводу ареста счетов «Деловые линии» …Понимаете, никогда в России никто не действует в рамках закона. Если налоговая служба вдруг что-то арестовала, значит кто-то «заказал музыку». Вероятнее всего, за этим стоят какие-то отчаявшиеся люди, которые поняли, что денег они не получат. Именно поэтому они сейчас арестовывают активы с помощью «налоговиков», и как-то воздействуют на менеджеров с требованием хоть что-то им вернуть. То, что «Деловые линии» обанкротились, и продолжали наращивать эту ситуацию – вещь очевидная. И вероятность того, что этот минус как-то спасут, равна нулю. Соответственно, создана ситуация, в которой от этого «пузыря» избавляются. Транспортная отрасль сейчас в России прибыльной быть не может. Либо вы куда-то деваете НДС, как это сделали «Деловые линии». Но ваш НДС все равно потом находят и вам предъявляют, в итоге вы закрываетесь. Либо вы не работаете.

В любую отечественную логистическую компанию можно прийти с вопросом: где ваш НДС, и он найдется через 2-3 компании. Стоимость НДС на данном этапе значительно выше, нежели доходность с которой работает транспортная отрасль. Поэтому, если говорить совсем честно, нет ни одной логистической компании, которая бы ничего не делала со своим НДС. Так что любую из них можно закрыть. Почему именно «Деловые линии» «накрыли» первыми? Потому что самые слабые.

Руководству компании я бы посоветовал уехать куда-нибудь на Запад. Для остальных посылаю такую мысль: рано или поздно за любой российской транспортной компанией придут. Вы либо перестаньте работать в России, либо готовьтесь, что за вами придут.

Совсем скоро, мы окажемся в ситуации, что на рынке останутся только прибалтийские или иностранные перевозчики. Поэтому либо, эту мысль нужно довести до сознания и с ней что-то делать, либо просто гадать, кто следующий. Вариантов же немного, кто там остался: «Желдорэкспедиция» и ПЭК…»

Георгий Коньков, президент Borger

Георгий Коньков, президент «Боргер»

«Попадание дела в суд для Деловых линий – это нежелательный сценарий. Поэтому стратегия очень простая – не доводить до суда и постараться решить эту проблему во время ведения следствия.

Клиентам в данном случае волноваться не о чем, текущие грузы будут доставлены в любом случае. А по следующим отгрузкам клиентам надо самим смотреть, как будут развиваться события, в любом случае у них всегда есть возможность осуществить перевозку с другой компанией.

Если есть задолженность перед партнерами, то есть вероятность что они пострадают в этой ситуации, так как счета заблокированы, а все свободные средства будут в первую очередь расходоваться на юристов и адвокатов. Предстоит изнурительное мероприятие. Совет – набраться терпения. Приготовиться к очередному испытанию, очередному марафону – проверки, претензии со стороны проверяющих органов.

СМИ обязательно будут освещать данную ситуацию, нужно просто быть к этому готовыми и продолжать двигаться вперед.Они справятся с ситуацией – сомнений никаких нет.»

Грузоперевозчик ООО «Деловые линии» (ДЛ) использовал схему вывода средств из России через цепочку номинальных контрагентов, деньги оседали на расчетных счетах физических лиц, включая счета должностных лиц компании, сообщила на судебном заседании в среду представитель ФНС. Деньги аккумулировались в Альфа-банке, получателями были 27 человек, уточнила она. Все данные были получены в ходе проверки ФНС.

В ноябре прошлого года по ходатайству следствия суд арестовал 1,6 млрд руб. на счетах ДЛ: по версии следствия, неустановленные лица, действующие от имени компании с октября 2011 г. по март 2014 г., включали в налоговые декларации заведомо ложные сведения о наличии права на налоговые вычеты на 516 млн руб., а также о наличии в 2011–2013 гг. 2,86 млрд руб. расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Недоимка по налогам на прибыль составила 573 млн руб. В декабре 2016 г. компания погасила обязательства перед ФНС на сумму 1,6 млрд руб., а в январе подала иск о признании решения органов ФНС недействительным. Следующее заседание назначено на 31 мая.

Перевозчик заключал договоры с организациями, которые не предоставляли никаких услуг, считают в ФНС. Спорных контрагентов шесть, среди них «Сириус», «Электра», «Атлас», «Фордевинд». Поставщики других уровней были зарегистрированы за вознаграждение и по утерянным паспортам, следует из выступления юристов. Некоторые контрагенты были зарегистрированы незадолго до заключения контрактов с ДЛ и расформированы после их выполнения, у них не было ни ресурсов, ни транспортных средств для перевозки грузов, говорит представитель ФНС. В ходе проверки было выявлено, что один водитель был заявлен сразу в нескольких маршрутных листах и перевозил грузы одновременно в разных местах, что свидетельствует о нереальности хозяйственных отношений. «Деловые линии» не проявили должной осмотрительности, заключая договоры со спорными контрагентами: гендиректор компании в ходе проверки заявил, что не встречался с представителями спорных контрагентов, он подписывал принесенные договоры, не сверяя полномочия тех лиц, которые подписали документы, объясняет представитель ФНС.

Вина компании не доказана, ни одной претензии налогового органа к «Деловым линиям» не установлено, сообщила представитель компании на суде, уточнив, что нельзя вменять перевозчику дефекты в работе контрагентов. По ее словам, ДЛ не могла обеспечить весь объем перевозок, поэтому обращалась к контрагентам, часть из них была выбрана по результатам конкурсов. Перевозчик собирал все необходимые документы о подрядчиках и не знал о проблемах у них, говорит она. Подрядчики не обязаны иметь в собственности транспорт: они могут взять его в лизинг или нанять исполнителя, указывает она. ФНС собирала данные не только во время проверки, это нарушение законодательства, отмечает юрист компании.

Невыездной

Соучредитель ДЛ Александр Богатиков проходит обвиняемым по делу об уклонении руководством компании от уплаты налогов, он находится под подпиской о невыезде. Обвинение Богатикова – необходимый юридический нюанс для прекращения дела, которое будет закрыто после выплаты долгов, считают в компании.

Уменьшение налогооблагаемой базы путем использования номинальных контрагентов практикуется давно, но с 2015 г. делать это стало сложнее, после появления автоматизированной системы контроля НДС налоговики могут в несколько кликов выявить всю цепочку, говорит руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян. По ее словам, чтобы выиграть иск, ДЛ надо будет доказать, что услуги фактически оказывал конкретный контрагент, а получал заказчик. Также компания должна доказать, что проявила должную осмотрительность при выборе спорного контрагента и не знала о его нарушениях, иначе ФНС может признать налоговую выгоду необоснованной.

Установление обстоятельств неосмотрительности и неразумности со стороны налогоплательщика при заключении договоров с контрагентами требует объективной оценки судом доказательств, собранных налоговым органом, поскольку сами по себе эти понятия являются оценочными, отмечает Дмитрий Шевченко, партнер юрбюро «Замоскворечье». По его словам, исход дела зависит от того, насколько объективны доказательства налогового органа и насколько аргументированны возражения налогоплательщика.

Даже если участие ДЛ в схеме будет доказано, у компании всегда остается шанс оспорить решение суда, если доказательная база была собрана с нарушениями законодательства, говорит Максим Сафиулин, юрист адвокатского бюро А2, отмечая, что шансы на возврат уплаченных по решению суда средств истцу невысока.

Читайте также: