Расположите в хронологической последовательности замена натурального налога денежным

Опубликовано: 16.05.2024

Тест по истории Новая экономическая политика для учащихся 11 класса с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. Отметьте одну из главных причин крестьянских выступлений в 1918-1921 гг.

1) национализация мелкой и средней промышленности
2) политика «расказачивания»
3) политика централизации управления
4) деятельность продотрядов по реквизиции хлеба

2. Военно-морская база, моряки которой восстали в 1921 г.

1) Кронштадт
2) Свеаборг
3) Порт-Артур
4) Севастополь

3. Установленный государством обязательный натуральный платеж, взимаемый с крестьянских хозяйств в соответст­вии с новой экономической политикой

1) продразверстка
2) продналог
3) акциз
4) оброк

4. Денежная реформа, в результате которой появился «золотой червонец», была проведена

1) в 1919 г.
2) в 1921 г.
3) в 1922 г.
4) в 1924 г.

5. Какое положение из названных характеризует новую экономическую политику?

1) разрешение иностранных концессий
2) введение всеобщей трудовой повинности
3) отмена национализации банков
4) установление продовольственной диктатуры

6. Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) была создана в 1920 г. под руководством

1) И. Сталина
2) Н. Бухарина
3) Г. Кржижановского
4) М. Калинина

7. Карточная система в РСФСР была отменена

1) в 1922 г.
2) в 1924 г.
3) в 1926 г.
4) в 1932 г.

8. Отметьте один из экономических результатов новой экономической политики.

1) увеличение количества колхозов
2) установление экономического равноправия в обществе
3) более 50% промышленных предприятий РСФСР были построены на иностранные инвестиции
4) увеличение валового национального продукта

9. Что из названного является одной из причин репрессий 1920-х гг.?

1) стремление руководства РКП(б) установить идеологиче­скую монополию в государстве
2) рост антибольшевистских настроений в обществе и кре­стьянские восстания
3) раскол в партии
4) подрывная деятельность иностранных спецслужб

10. В 1921-1923 гг. репрессиям подверглись

1) церковные иерархи
2) лидеры меньшевиков и эсеров
3) представители интеллигенции
4) все названные

2 вариант

1. Золотой червонец появился в денежной системе РСФСР

1) в 1920 г.
2) в 1921 г.
3) в 1922 г.
4) в 1923 г.

2. Денежная реформа была проведена под руководством

1) Л. Красина
2) Г. Зиновьева
3) Л. Каменева
4) Г. Сокольникова

3. Какое событие из названных произошло в 1922 г.?

1) из России были высланы известные ученые
2) Л. Троцкий предложил свернуть нэп
3) Великобритания разорвала отношения с Советской Рос­сией
4) закончилась Первая мировая война

4. В 1923 г. в России

1) принята первая в России Конституция
2) достигнуты экономические показатели довоенной Рос­сии
3) началась кампания ликвидации кулачества как класса
4) разразился экономический кризис, вызванный неуро­жаями

5. Н.И. Бухарин являлся сторонником

1) усиления государственного контроля в сельском хозяйстве
2) развития предпринимательства в крестьянской среде
3) поддержки крестьянских общинных традиций на селе
4) увеличения капиталовложений в промышленность

6. Что из названного является причиной перехода к новой экономической политике?

1) социально-экономический кризис, нараставший в стране
2) успехи политики «военного коммунизма»
3) необходимость перехода к следующему этапу построе­ния социализма
4) требование европейских стран

7. Договор, в соответствии с которым иностранное государство или частное лицо получали в эксплуатацию на определенных условиях предприятия, земли, недра с целью развития или восстановления российской эконо­мики

1) монополизация
2) концессия
3) аннексия
4) экспроприация

8. Конфискация ценностей у Русской Православной церкви была начата под предлогом

1) борьбы с контрреволюцией
2) ликвидации последствий голода в Поволжье
3) необходимости поиска новых источников для реализа­ции плана ГОЭЛРО
4) борьбы за атеизм

9. В 1922 г. Генеральным секретарем ЦК РКП(б) был избран

1) И. Сталин
2) Л. Троцкий
3) Н. Бухарин
4) М. Калинин

10. Что из названного является одной из причин свертывания нэпа?

1) отсутствие экономических успехов
2) недовольство крестьян деятельностью кооперативов
3) несовместимость экономической сущности нэпа с со­циалистической идеологией
4) недовольство капиталистических стран масштабами представленных концессий

Ответы на тест по истории Новая экономическая политика
1 вариант
1-4
2-1
3-2
4-2
5-1
6-3
7-1
8-4
9-1
10-4
2 вариант
1-2
2-4
3-1
4-4
5-2
6-1
7-2
8-2
9-1
10-3

А) крещение Руси В) Русская Правда
Б) первый договор Руси и Византии Г) «Повесть временных лет»

Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью.

1) В. Голицын А) фаворит княгини Софьи, глава Посольского приказа
2) Б. Шереметев Б) воспитатель Павла I, руководил коллегией иностранных дел
3) Н. Панин В) военачальник, сподвижник Петра I
4) Г. Потемкин Г) граф, фаворит Елизаветы, создатель Академии художеств
Д) светлейший князь Таврический, фаворит Екатерины II

Прочтите отрывок из воспоминаний и назовите имя императрицы, о которой идет речь.

«Эта великая государыня сама отправилась в казармы Преображенского полка и собрала там тех, кто был ей предан, со словами: «Дети мои, вы знаете, чья я дочь, идите со мной». О деле было условлено, и офицеры, и солдаты, предупрежденные, о чем речь, ответили: «Мы все готовы, мы их всех убьем».

Установите соответствие между датами и событиями.

1) 1810 г. А) Положение о земских начальниках
2) 1826 г. Б) учреждение III отделения Императорской канцелярии
3) 1842 г. В) Манифест о незыблемости самодержавия
4) 1881 г. Г) учреждение Государственного совета
Д) Указ об обязанных крестьянах

Прочтите отрывок из речи императора на Государственном совете и напишите его имя.

«Я требую от Государственного совета, чтобы крестьянское дело было им окончено в первой половине февраля… Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».

6. Расположите в хронологической последовательности события:

А) Полтавская битва В) сражение под Нарвой
Б) морское сражение при Гангуте Г) основание Санкт-Петербурга

Установите соответствие между фамилиями деятелей российской истории и их деятельностью.

1) Иван Калита А) московский князь, добившийся от Орды ярлыка на великое княжение
2) Иван III Б) святой, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву
3) Сергий Радонежский В) деятель Избранной рады, бежавший в Литву
4) митрополит Макарий Г) деятель Избранной рады, разработал ритуал венчания Ивана Грозного на царство
Д) московский князь, завершивший процесс создания единого Российского государства

Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите имя императора, о котором идет речь.

«Даже те полезные нововведения, которые были сделаны матерью Екатериной, были уничтожены в его короткое царствование»…

Установите соответствие между деятелями российской культуры и их произведениями.

1) К. Брюллов А) картина «Последний день Помпеи»
2) М. Мусоргский Б) роман «Анна Каренина»
3) Л. Толстой В) храм Христа Спасителя в Москве
4) К. Росси Г) здание Главного штаба в Петербурге
Д) опера «Борис Годунов»

10. Прочтите отрывок из записки министра народного просвещения и напишите его фамилию.

«Изгладить противоборство так называемого европейского образования с нашими потребностями; …… наконец, искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия и народности».

Определите какие из перечисленных ниже событий связанны

с правлением Петра I :

1) Великое посольство в Европу 4) Северная война России со Швецией
2) секуляризация церковных земель 5) основание Черноморского флота
3) учреждение Сената 6) принятие Жалованной грамоты городам

Вариант 12

Инструкция:

Сначала выполняется обязательная часть экзамена. Если Вы выполнили первую часть, которая в итоге дает оценку «3», то вы при желании повысить свою оценку можете выполнить дополнительную часть, состоящую из 11 заданий, каждое из которых оценивается в баллах

Оценка «5» ставится за выполнение всех заданий – 11-14 баллов

Оценка «4» ставится за выполнение некоторых заданий – 8 баллов

Оценка «3» ставится, если вы набрали менее 8 баллов

Последовательность выполнения заданий внутри каждой части – произвольная.

На выполнение обязательной части отводится не более 45 минут, дополнительной части – не более 45 минут.

При выполнении обязательной и дополнительной части справочной литературой пользоваться нельзя.

Выберите правильный ответ:

1. К какому веку относится первое упоминание о Москве?
1) IX в.;
2) XII в.;
3) XIV в.;
4) X в.

2. В каком году был принят свод законов, названный Соборным уложением?
1) 1469 г.;
2) 1572 г.;
3) 1649 г.;
4) 1703 г.

3. Реформа управления государственными крестьянами была проведена П.Д. Киселевым в:
1) 1801 – 1803 гг.;
2) 1837 – 1841 гг.;
3) 1861 – 1863 гг.

4. Роспуск Учредительного собрания в России произошел в:
1) 1914 г.;
2) 1918 г.;
3) 1922 г.;
4) 1928 г.

5. Даты 1953 г., 1964 г., 1985 г. в истории СССР связаны с (со):
1) принятием новых Конституций;
2) вводом войск в другие страны;
3) проведением международных фестивалей молодежи;
4) сменой руководителей страны.

6. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?
1) Дмитрий Донской;
2) Александр Невский;
3) Святослав Игоревич;
4) Иван Калита.

7. Первый в истории России Земский собор был созван в царствование:
1) Ивана Грозного;
2) Ивана III;
3) Василия III;
4) Алексея Михайловича.

8. Какое из названных событий произошло в царствование Екатерины II?
1) церковный раскол;
2) «смута»;
3) «пугачевщина»;
4) провозглашение России империей.

9. Кто из названных был доверенным лицом Александра I, проводником его политики в 1815 – 1825 гг.?
1) С.Ю. Витте;
2) К.П. Победоносцев;
3) П.А. Столыпин;
4) А.А. Аракчеев.

10. Манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» подписал:
1) Александр I;
2) Николай I;
3) Александр II;
4) Николай II.

11. Что из названного было принято на II Всероссийском съезде Советов в октябре 1917 г.?
1) Конституция РСФСР;
2) Декларация об образовании СССР;
3) первый пятилетний план;
4) Декрет о земле.

12. Что из названного произошло в 1920 году?
1) советско-польская война;
2) поход войск генерала Юденича на Петроград;
3) выступление чехословацкого корпуса;
4) уничтожение царской семьи в Екатеринбурге.

13. Важным внешнеполитическим событием 1939 г. было заключение СССР:
1) пакта о ненападении с Германией;
2) мира с Финляндией;
3) договора с Японией;
4) договора с Польшей.

14. В феврале 1945 г. состоялась встреча руководителей трех союзных держав в:
1) Москве;
2) Тегеране;
3) Ялте;
4) Потсдаме.

15. Как назывались погодные записи исторических событий в XI – XVII вв.?
1) поучениями;
2) былинами;
3) житиями;
4) летописями.

16. Как назывался существовавший в России с XV в. порядок назначения должностных лиц с учетом знатности их происхождения и заслуг предков?
1) кормлением;
2) опричниной;
3) местничеством;
4) земством.

17. Как назывался документ, определявший в XVIII в. систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?
1) «Табель о рангах»;
2) «Указ о единонаследии»;
3) «Строевое положение»;
4) «Регламент адмиралтейства».

18. Создание в России представительного законосовещательного учреждения – Государственной думы – относится к царствованию:
1) Александра I;
2) Николая II;
3) Александра III;
4) Николая I.

19. Что из перечисленного относилось к первым мероприятиям Советской власти в области экономической политики?
1) установление рабочего контроля на предприятиях;
2) введение продналога;
3) принятие плана ГОЭЛРО;

20. Какое из перечисленных понятий относится к первым послевоенным годам в СССР?
1) либерализация цен;
2) карточная система;
3) инфляция.
4) девальвация

Часть 2.Выполнить практические задания

За полный правильный ответ на задания В2, В4, В7, В9 ставится 2 балла,

за правильный неполный (при верном установлении трех соответствий) – 1 балл.

За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В6, В8, В10, В11 ставится 1 балл.

1. Расположите в хронологической последовательности события:

Тест по истории России Российская экономика на пути к рынку 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.

Вариант 1

1. К 1992 г. относится

1) либерализация цен
2) принятие Конституции РФ
3) принятие Декларации о государственном суверенитете РФ
4) создание Содружества Независимых Государств

2. Председателем российского правительства в 1992-1998 гг. являлся

1) Е.М. Примаков
2) Е.Т. Гайдар
3) В.С. Черномырдин
4) В.В. Путин

3. Расположите имена глав российского правительства в хронологической последовательности их деятельности.

1) Н.И. Рыжков
2) Е.Т. Гайдар
3) С.В. Степашин
4) В.С. Черномырдин
5) Г.М. Маленков

4. Какие три меры из перечисленных составляли суть «шоковой терапии»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) усиление роли государств в экономике
2) приватизация
3) развитие предпринимательства
4) планирование народного хозяйства по пятилеткам
5) либерализация цен
6) перевод всех предприятий на хозрасчёт

5. Ниже приведен перечень понятий и терминов. Все они, за исключением двух, имеют отношение к экономической политике России в 1990-х гг.

1) приватизация
2) госприемка
3) инфляция
4) вау­чер
5) продразверстка
6) дефолт

Найдите и запишите порядковые номера понятий и терминов, относящихся к другому историческому периоду.

6. Установите соответствие между главами правительства и содержанием и итогами их деятельности.

Глава правительства

А) С.В. Кириенко
Б) Е.М. Примаков
В) Е.Т. Гайдар
Г) В. С. Черномырдин

Содержание и итоги деятельности

1) Начало «шоковой терапии». Стабилизировать экономику страны не удалось
2) Усиление государственного регулирования, привлечение иностранных инвестиций. Рост теневой экономики. Назревание финансового кризиса
3) Удержание курса рубля. Начало промышленного роста в России
4) Попытка сбалансирования государственного бюджета. Дефолт
5) Перевод предприятий на хозрасчёт. Временное ускорение темпов и объемов производства

7. Прочитайте отрывок из документа и напишите фамилию российского Президента, подписавшего данный Указ.

Осуществить переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.

Вариант 2

1. Одна из задач приватизации

1) ускорение социально-экономического развития страны
2) развитие военно-промышленного комплекса
3) преодоление дефолта
4) формирование слоя собственников

2. Политик, экономист, один из идеологов и руководителей либеральных реформ в России начала 1990-х гг. Автор и организатор идеи ваучерной приватизации.

1) А.Б. Чубайс
2) А.Н. Косыгин
3) Г.А. Явлинский
4) И.И. Рыжков

3. Расположите имена глав правительства в хронологической последовательности.

1) С.В. Кириенко
2) Е.Т. Гайдар
3) А.И. Косыгин
4) Е.М. Примаков
5) В.С. Черномырдин

4. Какие три положения из перечисленных характеризуют суть рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свободное предпринимательство
2) многообразие форм собственности на средства производства
3) централизованное планирование
4) договорные отношения между хозяйствующими субъектами
5) административный контроль над ценами
6) реализация производителем продукции по ценам, установленным государством

5. Ниже приведен перечень понятий и терминов. Все они, за исключением двух, имеют отношение к экономической политике СССР и РФ в 1990-х гг.

1) пятилетки
2) дефолт
3) либерализация
4) программа «500 дней»
5) хозрасчет
6) рыночная экономика

Найдите и запишите номера понятий и терминов, относящихся к другому историческому периоду.

6. Установите соответствие между понятиями (терминами) и их значением.

Понятия (термины)

А) приватизация
Б) либерализация
В) ваучеризация
Г) национализация

Значение

1) Выдача гражданам приватизационных чеков, которые можно было вкладывать в предприятия и инвестиционные фонды
2) Принудительная передача частных промышленных предприятий в собственность государства
3) Переход объектов государственной собственности в собственность частных лиц или коллективов
4) Освобождение фиксированных цен от административного контроля, формирование цен по законам рынка
5) Договор, заключенный государством с иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий

7. Запишите понятие, о котором идет речь.

___________ — название радикальных экономических реформ перехода к рыночной экономике. В России проводилась в начале 1990-х гг. Главным элементом реформ являлась либерализация цен.

Ответы на тест по истории России Российская экономика на пути к рынку 10 класс
Вариант 1
1-1
2-3
3-51243
4-235
5-25
6-4312
7. Ельцин
Вариант 2
1-4
2-1
3-32514
4-124
5-15
6-3412
7. Шоковая терапия

Вариант 4

(ответы в конце теста)

А1. Какой из документов был принят раньше других?

1) «Соборное уложение»

2) «Табель о рангах»

3) «Генеральный регламент»

4) «Указ о трехдневной барщине»

А2. Какое событие связано с княжением Дмитрия Донского?

1) «стояние» на реке Угре

2) разорение Москвы ханом Тохтамышем

3) набег на Москву крымского хана

4) присоединение к Москве Великого Новгорода

А3. Как в Древней Руси назывался штраф в пользу князя?

1) вервь 3) гривна

А4. Что из перечисленного было одним из результатов правления Ивана Калиты и его сыновей (XIV в.)?

1) прекращение зависимости Руси от Золотой Орды

2) присоединение к Москве Великого Новгорода

3) экономическое и военное укрепление Московского княжества

4) присоединение к Москве Тверского княжества

А5. Известным русским поэтом XVIII века был

А6. «Манифест о вольности дворянской», «Жалованная грамота дворянству» характеризовали процесс

1) законодательного оформления прав дворянства как господствующего привилегированного сословия

2) решения крестьянского вопроса

3) осуществления реформ в области государственного управления

4) введения обязательной службы для дворян

А7. Одним из следствий принятия Соборного уложения 1649 года было

1) установление бессрочного сыска беглых крестьян

2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет

3) упразднение правила «с Дона выдачи нет»

4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите хана Золотой Орды, о нашествии которого идет речь.

«Куликовская битва высоко вознесла славу Москвы, но Золотая Орда была еще сильна и отомстила русской столице… разорением.

После гибели Мамая, убитого в одном из крымских городов, власть над Золотой Ордой перешла к [хану], задумавшему отомстить за поражение татар на Куликовом поле. [Хан] подошел к Москве неожиданно со стороны Рязани, взял и сжег Серпухов, после чего двинулся к Москве. Приближение [хана] стало известно Дмитрию Донскому, но отсутствие единства среди князей и недостаток в Москве воинской силы заставили его отказаться от битвы с татарами и покинуть Москву».

1) Батый 3) Тамерлан

2) Менгли-Гирей 4) Тохтамыш

А9. Какое из перечисленных явлений, событий XIX века имело место раньше всех других?

1) строительство Транссибирской железнодорожной магистрали

2) начало промышленного переворота

3) возникновение трестов, концернов

4) издание Александром I указа о «вольных хлебопашцах»

А10. Кто из указанных лиц был историком?

1) И.М.Сеченов 3) Н.И.Лобачевский

2) Н.М.Карамзин 4) И.И.Мечников

А11. Основанные в первой половине XIX века центральные правительственные учреждения, ведавшие различными отраслями хозяйства, назывались

1) коллегиями 3) земствами

2) приказами 4) министерствами

А12. Что из названного было осуществлено в годы царствования Александра III?

1) основаны военные поселения

2) уравнены вотчина с поместьем

3) издан указ о возвращении беглых крестьян помещикам

4) снижены выкупные платежи

А13. Что было одной из причин поражения армии Наполеона в России в 1812 году?

1) совместные военные действия армий России и Пруссии

2) значительные потери французской армии при Бородино

3) пожелание Наполеона дать приграничное сражение в начале войны

4) значительное численное превосходство российских армий над французскими в начале войны

А14. Прочтите отрывок из рапорта военачальника и укажите его имя.

«Сего 18-го числа в полдень при умеренном восточном ветре с дождем атаковала турецкую эскадру из 7 больших фрегатов, шлюпа, 2 корветов, 2 транспортов и 2 пароходов, стоявшую между батареями на Синопском рейде, и в 2 часа совершенно ее уничтожила; суда были отброшены на мель, и два фрегата отброшены на отмель, и два фрегата взорваны на воздух, батареи срыты».

А15. И.В.Сталин объявил о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса» в

1) 1921 г. 3) 1929 г.

2) 1924 г. 4) 1934 г.

А16. Как, согласно Конституции 1924 года, назывался высший орган исполнительной власти в СССР?

1) Совет министров

2) Совет народных комиссаров

3) Совет национальностей

4) Государственный совет

А17. В период НЭПа

1) была отменена государственная монополия внешней торговли

2) осуществлялась политика форсированной индустриализации

3) была провозглашена свобода внутренней торговли

4) земля и ее недра были переданы в частную собственность

А18. Что из названного относится к последствиям победы И.В.Сталина во внутрипартийной борьбе?

1) утверждение внутрипартийной демократии

2) критика со стороны руководства ленинского наследия

3) раскол партии на большевиков и меньшевиков

4) установление в партии и стране культа личности

А19. Прочтите отрывок из законодательного акта и определите год его принятия.

«Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподают общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом».

1) 1905 г. 3) 1918 г.

2) 1914 г. 4) 1928 г.

А20. В Сталинградской битве героически сражалась 62-я армия под командованием генерала

1) В.И.Чуйкова 3) В.К.Блюхера

2) Д.М.Карбышева 4) М.В.Фрунзе

А21. Прочтите отрывок из статьи отечественного историка и укажите, к какому году относится описанная ситуация.

«Ставка… с марта работала над планом стратегического наступления, задача которого состояла в том, чтобы разгромить основные силы группы армий «Юг» и «Центр», сокрушить вражескую оборону на фронте от Смоленска до Черного моря. Предполагалось, что советские войска первыми перейдут в наступление. Однако в середине апреля на основании данных разведки о том, что командование вермахта планирует провести наступление под Курском, было принято решение обескровить немецкие войска мощной обороной, а затем перейти в контрнаступление».

1) 1941 г. 3) 1943 г.

2) 1942 г. 4) 1944 г.

А22. Какая из перечисленных дат связана с участием СССР в подписании Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе?

1) 1961 г. 3) 1991 г.

2) 1975 г. 4) 1997 г.

А23. Какой из названных документов был принят в СССР в период перестройки?

1) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»

2) «О культе личности и его последствиях»

3) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»

4) «Об аренде и арендных отношениях в СССР»

А24. Программа «500 дней» С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского предполагала

1) переход к рыночной экономике за 1,5 года

2) поэтапное введение рыночных отношений за 10 – 20 лет

3) усовершенствование плановой экономики

4) применение метода «шоковой терапии» в проведении реформ

А25. Что стало одним из последствий принятия статьи 6 Конституции СССР 1977 года?

1) сокращение численности партийно-государственного аппарата

2) ликвидация привилегий партийно-государственной номенклатуры

3) развитие внутрипартийной демократии

4) правовое закрепление власти партийно-государственной номенклатуры

А26. Прочтите отрывок из книги «Смешанное общество: российский вариант» и укажите год, когда было принято названное в тексте решение.

«Для развития предпринимательства в ходе либерализации принципиальным явилось разрешение свободной торговли… Свободная торговля и ее становление в качестве предпринимательской сферы дали ряд позитивных результатов. Свобода торговли способствовала поддержке многочисленных слоев населения, обездоленного в процессе реформ безработицей («челноки», а вместе с членами семей их численность составляла 30 млн человек), потерей накоплений, ликвидацией социальных гарантий и т.п.».

1) 1957 г. 2) 1965 г. 3) 1992 г. 4) 1998 г.

А27. Одним из важных событий во внешней политике России в 1990-е гг. стало ее вступление в

3) Организацию Объединенных Наций

В1. Расположите следующие документы XVIII века в хронологической последовательности их издания. Запишите буквы, которыми обозначены документы, в правильной последовательности.

А) «Указ о секуляризации церковных земель»

Б) «Табель о рангах»

В) «Указ о единонаследии»

Г) «Манифест о вольности дворянской»

В2. Какие три из названных событий произошли в XVIII веке?

1) Семилетняя война

2) секуляризация церковных земель

3) созыв первого Земского собора

4) раздел Речи Посполитой

5) Смоленская война

6) учреждение в России патриаршества

В3. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

А) Аристотель Фиораванти

Б) Иван Ползунов

В) Александр Радищев

Г) Дмитрий Левицкий

В4. Прочтите отрывок из именного указа от 18 января 1721 года и напишите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.

«…Позволяется сим нашим указом для размножения… заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

В5. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) издание А.Н.Радищевым «Путешествия из Петербурга в Москву»

Б) основание А.И.Герценом Вольной русской типографии за границей

В) выступление декабристов на Сенатской площади в Петербурге

Г) создание организации «Народная воля»

В6. Какие три из перечисленных явлений сохранились в России в 1890-е годы?

3) военные поселения

5) помещичье землевладение

6) крестьянская поземельная община

В7. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей, высокопоставленных чиновников и именами российских императоров, в годы царствования которых они достигли наибольшего могущества.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ФАМИЛИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ

В8. Прочтите отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIX веке войны, о которой идет речь.

«Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…».

В9. Какие три из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

1) денежная реформа С.Ю.Витте

2) создание Синода

3) «Кровавое воскресенье»

4) перевод крестьян на обязательный выкуп

5) аграрная реформа П.А.Столыпина

6) принятие плана ГОЭЛРО

В10. Установите соответствие между советскими законодательными актами и годами их принятия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию.

А) Декрет о замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом

Б) Декрет об отмене сословий и гражданских чинов

В) первая Конституция РСФСР

Г) Декларация об образовании СССР

В11. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите сокращенное название партии, о которой идет речь.

«Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т.е. ликвидация частной собственности на землю и передача ее без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землей они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т.н. «центрального террора», осенью 1901 г. была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождем и теоретиком партии был В.М.Чернов».

В12. Какие три из названных событий произошли во второй половине 1940-х гг.?

1) принятие проекта нового Союзного договора 9 республик СССР в Ново-Огарево

2) проведение денежной реформы и отмена карточной системы распределения товаров

3) разгром генетиков, победа направления биологии, возглавляемого Т.Д.Лысенко

4) начало реабилитации незаконно репрессированных людей

5) кампания борьбы с «космополитизмом»

6) подавление выступления рабочих в г.Новочеркасске

В13. Установите соответствие между событиями и годами, в которые они происходили.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

А) вывод советских войск из Афганистана

Б) приход к власти М.С.Горбачева

Г) принятие Конституции «развитого социализма»

В14. Прочтите отрывок из резолюции I съезда шахтеров СССР и напишите название периода, когда эта резолюция была принята.

«Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях и в учреждениях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий и учреждений.

Льготный стаж, который идет освобожденным партийным и комсомольским работникам, должен быть отменен. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решен вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий».

В15. Расположите понятия и термины в хронологической последовательности их появления. Запишите буквы, которыми обозначены понятия и термины, в правильной последовательности.

В) «нечаевщина»
Г) «троцкизм»

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работы историка Б.А.Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обостренными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти… то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостники»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать… а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

С1. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трех положений.

С2. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трех характерных черт этого периода.

С3.Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трех аргументов.

С4. Назовите не менее трех основных направлений проведения реформ в период перестройки в СССР в 1985 – 1990 гг. Приведите не менее двух примеров экономических преобразований этого периода.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале царствования Александр I свою главную задачу в сфере внешней политики видел в борьбе против наполеоновской Франции. В этом вопросе царь был принципиален и тверд. Однако в 1807 году Александр I был вынужден подписать с Наполеоном мирный договор в Тильзите.

Каково было отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? Как изменилось их отношение к Александру I? (Укажите не менее двух положений).

Чем объяснялось такое отношение дворянства, купечества к подписанию, условиям Тильзитского мирного договора? (Укажите не менее двух причин).

С7. Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907 – 1914 гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

  • 15-04-2020, 20:45
  • ЕГЭ по истории
  • pushkin
  • 27 797
  • 0

Решать досрочный вариант ЕГЭ по истории 2020 от ФИПИ. Вариант 1

Часть 1
Задание 1.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) аграрная реформа П.А.Столыпина
2) захват Константинополя крестоносцами
3) взятие острова Корфу русским флотом под командованием Ф.Ф. Ушакова

Задание 3.
Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 1945–1953 гг.

1) «холодная война»; 2) гласность; 3) космополиты; 4) демилитаризация; 5) Коминформ; 6) «антипартийная группа».

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

Задание 4.
Напишите пропущенное слово.

Особая организация профессиональных воинов, существовавшая в Древнерусском государстве при князе, имевшая деление на «старшую» и «младшую», называлась ____________________.

Задание 5.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 6.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) « взошла на престол насильственным и беззаконным образом. И странно, как это удалось! Два гвардейских офицера, братья Орловы, почти без всякого участия вельмож, генералов, Сената, Синода и прочих коллегий, Императрицу, гонимую мужем своим, привозят, на удачу, к командиру одного гвардейского полка, в тёмной надежде на его к ней расположение, собирают три полка гвардии, убеждают присягнуть ей, низвергают царствовавшего Императора и таким образом делают переворот, которому безмолвно покоряется всё пространнейшее в мире государство без малейшего кровопролития. Нет ни одной жертвы, кроме самого венценосца».

Б) «Всё могло бы кончиться одними насмешками, если бы не было ссылок, заточений в крепости и казематы, наказаний кнутом и прочих истязаний. Как можно унять целую нацию, которая видит, что ею управляют с жестокосердием и безрассудством? Восстановляя против себя дворянство и войско, император находился ещё в заблуждении, будто бы привязывает к себе чернь тем, что он дал свободу расколам и запретил помещикам держать крестьян на барщине более трёх дней в неделю, но вместе с тем он отдавал свободных крестьян в крепостное владение своим приверженцам и гатчинским выслуженцам и при случавшихся от того возмущениях повелевал наказывать нередко кнутом».

ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Императрица, о которой идёт речь в тексте, – Елизавета Петровна.
2) В отрывке речь идёт об императоре Павле I.
3) Император, о котором идёт речь в отрывке, издал манифест о вольности дворянской.
4) Современником описываемых событий был А.Д. Меншиков.
5) В период правления императора, о котором идёт речь в отрывке, был установлен новый порядок наследования престола.
6) Описываемые в тексте события произошли в 1760-х гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 7.
Какие из перечисленных ниже событий произошли в годы правления Михаила Фёдоровича? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Гангутское сражение
2) заключение Деулинского перемирия
3) полная отмена местничества
4) отказ короля Владислава IV от претензий на российский престол
5) возвращение из польского плена Филарета (Романова)
6) создание стрелецкого войска

Задание 8.
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В ходе операции советских войск «Багратион» был освобождён город _____________.
Б) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» – _____________.
В) В ходе Московской битвы произошёл бой у ______________.

Пропущенные элементы:
1) станция Прохоровка
2) О.В. Кошевой
3) разъезд Дубосеково
4) Киев
5) Минск
6) М.В. Кантария

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 9.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание 10.
Прочтите отрывок из документа и напишите название собрания, о котором идёт речь.

«Вероятно, сами большевики в октябре ещё не представляли, что уже в начале января, два месяца спустя после переворота, удастся так легко разделаться с [этим] собранием. Как известно, одно из обвинений, предъявленных ими Временному правительству, заключалось в том, что Временное правительство затягивало выборы. А когда для них собрание оказалось неподходящим, они без колебаний его разогнали».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 12.
Прочтите отрывок из декрета ВЦИК и СНК.

«Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и проч., титулы – княжеские, графские и проч.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики.

Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям.

Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений.

Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений.

Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются.

Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В соответствии с данным декретом Россия впервые провозглашалась республикой.
2) Данным декретом отменялась Табель о рангах.
3) Согласно положению данного декрета он должен был приводиться в исполнение земскими управами.
4) В период, когда был издан данный декрет, Председателем СНК был И.В. Сталин.
5) В период Гражданской войны на территориях, подконтрольных Белым армиям, данный декрет не действовал.
6) В период, когда был издан данный декрет, Россия участвовала в Первой мировой войне.

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

Задание 13.
Укажите век, когда к Российской империи впервые была присоединена территория, обозначенная на схеме цифрой «4». Ответ запишите словом.

Задание 14.
Заполните пропуск в предложении: «Вхождение в состав Российского государства города, обозначенного на схеме цифрой "6", было окончательно закреплено условиями "______________ мира" с Речью Посполитой».

Задание 15.
Назовите имя короля Речи Посполитой, под командованием которого в период Смуты в России после долгой осады был взят город, обозначенный на схеме цифрой «2».

Задание 16.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Цифрой «1» на схеме обозначен город, бывший одним из основных противников Москвы в борьбе за великое княжение владимирское
в первой половине XIV в.
2) Цифрой «5» на схеме обозначен город, где в период Смуты было сформировано народное ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов.
3) Цифрой «3» на схеме обозначен город, в котором до присоединения к Московскому государству существовала республиканская форма правления.
4) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрами «8» и «9», вошли в состав Московского государства в течение одного столетия.
5) Цифрой «7» в легенде схемы обозначены территории, присоединённые к Московскому государству в период правления князя, под командованием которого русские войска одержали победу в Куликовской битве.
6) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрой «9», были присоединены к Московскому государству монархом, созвавшим первый Земский собор.

Задание 17.
Установите соответствие между деятелями науки и культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Н.И. Пирогов
Б) Афанасий Никитин
В) С.В. Михалков
Г) Симеон Полоцкий
1) основоположник российской военно-полевой хирургии
2) механик-изобретатель, автор проекта одноарочного моста через Неву
3) один из первых европейцев, достигших Индии, описавший своё путешествие в знаменитых путевых заметках
4) наставник детей царя Алексея Михайловича, положивший начало основам отечественного стихосложения
5) один из авторов современного гимна РФ
6) основоположник жанра критического реализма в русской литературе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.


Задание 18.
Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данная марка была выпущена в период «оттепели».
2) Художник, картина которого изображена на марке, является автором нескольких полотен, написанных на сказочные и былинные сюжеты.
3) Современниками художника, картина которого изображена на данной марке, были И.П. Павлов и И.И. Мечников.
4) Живописец, картина которого изображена на данной марке, был членом Союза художников СССР.
5) Членами творческого объединения, к которому принадлежал художник, создавший изображённую на марке картину, были К.С. Малевич
и М.З. Шагал.

Задание 19.
Какие из представленных ниже памятников архитектуры были сооружены в том же веке, когда родился автор изображённой на данной марке картины? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники архитектуры.


Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа
«Где те, которые некогда говорили, что Борис неповинен в убийстве царского дитяти и что он не завидовал ему как наследнику царства? И ужели его повеление о законопреступном убийстве не обнаруживается из того, что его злоба не потерпела тех многих граждан, которые во время убиения подняли свои руки на убийц и не пощадили их? Ибо одних за такую их дерзость, что они убили убийц царевича после его заклания, он пытал и предал различным мукам; других после мучений отправил в заточение в западные земли, где солнце, заходя, садится, а иных уморил всякими бедствиями и оковами, когда они тяжёлым путём шли туда. И если бы они не против его воли поступили так с убийцами, то и он вместе с ними так же бы поступил с убийцами государя. Род и племя убийц царевича, которые исполнили волю Бориса, он не только не предал казни или чем-либо немного наказал, но, найдя всех их, руки их наполнил наградами, имениями и многими дарами. Он тем, и не желая, показал миру своё действительное сожаление об убийцах, когда ради этих самых убийц, родных их, достойных казни, сделал богатыми. О, какая тьма мрака ослепила его разум, запятнанный убийством, которое он считал скрытым!
"Господоненавистная" жестокость повелителя убийства Бориса к убитому им младенцу и после его смерти была такова, что он не совершил
достойного и тщательного расследования об убийстве, которое было бы проведено строго, с пытками… В отношении же царства и всякого
господства он был так завистлив ко всем окружающим сверстникам своим, особенно же к тем, которые были благороднее его, что ни одному из них, кроме себя, не дозволил касаться этого ни делом, ни словом, ни мыслью и ради этого в первые годы своего управления удалял от царя знатнейших себя по происхождению и рассылал их в концы земли».

Задание 20.
Назовите царевича, об убийстве которого идёт речь в отрывке. Укажите десятилетие, когда был убит царевич. Назовите царя, находившегося в это время на российском престоле.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) царевич – Дмитрий;
2) десятилетие – 1590-е гг.;
3) царь – Фёдор Иоаннович

Задание 21.
Укажите три довода, приведённых автором в подтверждение вины Бориса в смерти царевича.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Могут быть указаны следующие доводы:

1) Годунов жестоко расправился с виновными в гибели убийц царевича;
2) Годунов щедро наградил родственников убийц царевича;
3) не было тщательного расследования данного убийства.
Ответ может быть представлен как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объёмный отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию

Задание 22.
Укажите любые три мероприятия, непосредственно связанных с деятельностью упоминаемого в тексте Бориса (до его вступления на
престол).

Могут быть указаны следующие мероприятия:

1) учреждение патриаршества;
2) успешный отпор войску крымского хана при нападении на Москву;
3) возвращение в результате успешной русско-шведской войны Яма, Ивангорода, Копорья;
4) строительство стен Белого города в Москве;
5) введение урочных лет.
Могут быть указаны другие мероприятия; не оценивать мероприятия, проведённые в период царствования Бориса Годунова

Задание 23.
В годы «перестройки» в СССР в качестве важнейшего рычага демократизации и повышения социальной активности населения рассматривалась политика гласности. Укажите любые три формы проявления политики гласности в данный период.

Задание 24.
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Внутренняя политика Николая I не способствовала социально-экономическому развитию России».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) .
2) .
Аргументы в опровержение:
1) .
2).

Задание 25.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1547–1560 гг.; 2) сентябрь 1689 г. – январь 1725 г.; 3) октябрь 1928 г. – май 1941 г.

В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Читайте также: