Расходы на строительство жилого дома для работников организации налог на прибыль

Опубликовано: 16.05.2024

Организация-застройщик рассчитала налоговую базу по налогу на прибыль по «спорному» дому как совокупную разницу доходов и расходов, связанных с его строительством. Налоговый орган пересчитал налоговую базу поквартирно, исключив из нее «отрицательные» результаты по «убыточным» квартирам. В итоге доначислены: налог на прибыль — более 4 млн руб., пени 637 тыс. руб. и штраф 798 тыс. руб.

  • Определение ВС РФ от 22.03.2021 N 309-ЭС20-17578 по делу N А60-43572/2019; Постановления АС УО от 10.07.2020 N Ф09-3821/20; 17 ААС от 05.03.2020 N 17АП-687/2020-АК
  • О доначислении налога на прибыль в сумме более 4 млн руб., пени в сумме 637 тыс. руб. и штрафа в сумме 798 тыс. руб.
  • Верховный Суд РФ признал недействительным решение налоговой инспекции

Ситуация

Основанием для начисления налога на прибыль, пени и штрафа, послужили выводы инспекции о том, что:

  • застройщик обязан определять финансовый результат по каждому отдельному объекту договора долевого участия (ДДУ) в строительстве — помещению (квартире);
  • средства, полученные по ДДУ являются целевым финансированием, следовательно, сумма экономии по результатам строительства является платой за услуги, включаемой в налоговую базу, а убытки в связи с превышением затрат над суммой целевого финансирования, не включаются в состав расходов;
  • при суммировании экономии по каждому дольщику отрицательный результат принимается равным нулю, так как недостаточность целевых средств застройщик восполнил своими средствами, отнести которые к расходам, уменьшающим доходы, нет оснований.

Суды трех инстанций поддержали налоговый орган, руководствуясь нормами п.14 ст. 250, пп. 14 п. 1 ст. 251, ст. 252, ст. 270 НК РФ и Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Закон N 214-ФЗ). Но ВС РФ посчитал иначе.

На сегодня позиция ВС РФ благоприятна для застройщиков, определяющих налоговую базу в целом по МКД, а не по отдельным договорам с дольщиками. Но не исключено, что налоговые органы найдут новые аргументы в свою пользу. Поэтому если застройщик не намерен вступать в налоговый спор, то безопаснее не формировать в учете «убыточные» ДДУ.

Решение

ВС РФ признал выводы судов неправомерными, отменил судебные акты и признал недействительным решение ИФНС, указав следующее:

  • Для организаций-застройщиков установлены специальные правила налогообложения, предполагающие отражение в регистрах налогового учета не доходов и расходов от реализации помещений (квартир), а определение налоговой базы исходя из итоговой величины финансового результата (прибыли или убытка). Критерием определения финансового результата является использование полученных от дольщиков средств по целевому назначению (ст. 247, п. 14 ст. 250, пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 17 ст. 270 НК РФ);
  • В Законе N 214-ФЗ нет положений, которые бы определяли целевой характер использования средств дольщиков как оплату строительства (возмещением расходов застройщика на строительство) только тех объектов (помещений), которые подлежат передаче конкретным дольщикам;
  • Финансовый результат застройщика от использования средств дольщиков по целевому назначению определяется в целом по объекту строительства (многоквартирному дому).

Застройщику удалось доказать, что примененная им методика определения налоговой базы по договорам ДДУ не противоречит нормам НК РФ и Закону N 214-ФЗ. Застройщик при передаче квартиры дольщикам распределял общую стоимость строительства по договорам ДДУ пропорционально площадям квартир. Экономия целевых средств по «прибыльным» ДДУ включалась в доходы, превышение стоимости квартиры над средствами, полученными от дольщика по «убыточным» ДДУ, учитывалось в расходах. Размер налоговой базы он подтвердил регистрами налогового учета по затратам на строительство МКД с распределением по ДДУ пропорционально метражу квартир.

Налогоплательщик акцентировал внимание, что в силу ст. 36 ЖК РФ каждому собственнику помещений в МКД одновременно на праве общей долевой собственности принадлежит общедомовое имущество. Но налоговым органом произведен расчет финансового результата каждой квартиры не соответствующий действительным налоговым обязательствам, поскольку себестоимость 1 кв. м всего жилого комплекса применена к стоимости 1 кв. м отдельно выбранных «прибыльных» квартир, при этом, квартиры с убытком исключены из расчета. При этом согласно расчету налогоплательщика каждый метр жилого комплекса построен с прибылью. Кроме того, в силу ст. 252 НК РФ налогоплательщику предоставлено право по включению в состав расходов нецелевых (собственных, заемных) средств, привлеченных для строительства объекта, поскольку они документально подтверждены и экономически обоснованы.

Результат

Вопрос о том, как застройщик МКД должен определять финансовый результат («поквартирно» или по объекту в целом) напрямую в НК РФ не определен. Внесенные Федеральным Законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ дополнения в пп.14 п.1 ст.251 НК РФ, относящие задним числом, т.е. (с 1 января 2020 года) средства дольщиков на счетах эскроу к целевым средствам также не прояснили вопрос формирования финансового результата застройщика для целей налога на прибыль. При этом совокупность положений НК РФ в отношении целевых средств застройщиков по ДДУ (пп. 14 п. 1ст. 251, п. 14 ст. 250, п. 17 ст. 270 НК РФ) трактуются в судебной практике по-разному. Неоднозначны и письма Минфина РФ, так, в письме от 07.08.2018 N 03-03-06/1/55395 с ссылкой на Определение ВС РФ от 06.06.2017 N 303-КГ17-5474 сделан вывод, что экономия определяется по каждому участнику на дату подписания акта о передаче объекта долевого строительства. В письме от 05.08.2013 N 03-03-06/1/31306 сказано, что застройщик вправе определять экономию или перерасход денежных средств участников долевого строительства в целом по объекту недвижимости на дату подписания документа о передаче объекта в эксплуатацию.

В рассмотренном примере ВС РФ сделал вывод, что при строительстве одного дома производится зачет убытка по договорам с одними дольщиками в счет прибыли по ДДУ с другими. И это Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ направлено ФНС для использования в работе (письмо ФНС от 06.04.2021 N БВ-4-7/4549@). Кстати, аналогичный вывод содержит Определение ВС РФ от 03.02.2021 N 306-ЭС20-22522. Поэтому есть надежда, что споров по этой теме будет меньше.

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 20.07.2016 года

Организация организовала дочернее предприятие в другом регионе. Для проживания иногородних работников были заключены договоры аренды жилых помещений. Расходы на аренду квартиры для работника превышают 20% от выплачиваемой ему заработной платы.

Как учесть данные расходы при исчислении налога на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором расходы на аренду жилых помещений, производимые организацией по договорам аренды жилых помещений, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 20% от суммы заработной платы работника. Отражение в расходах по налогу на прибыль затрат на аренду жилья для сотрудника в части превышения 20% месячной заработной платы указанного сотрудника, возможно, приведет к спорам с налоговыми органами.

Обоснование позиции:

Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу п. 29 ст. 270 НК РФ для целей налогообложения прибыли не учитываются расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Оплата же проживания сотрудника в другой местности напрямую связана с выполнением работником своих служебных обязанностей и не является аналогичным расходом по смыслу п. 29 ст. 270 НК РФ. Аналогичная позиция была изложена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А56-47663/2006: расходы на проживание осуществляются организацией для обеспечения исполнения работниками своих трудовых обязанностей, а не удовлетворения их личных потребностей в жилье.

Таким образом, прямого запрета не учитывать в целях налогообложения расходы, связанные с оплатой проживания сотрудника в другой местности, мы не видим.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Как указал Минфин России в письме от 29.09.2014 N 03-03-06/1/48504, гражданское и жилищное законодательство не допускает не только использование жилого помещения юридическим лицом в предпринимательских целях, но и саму сдачу в аренду жилого помещения для иных целей, кроме как для проживания. То есть расходы на аренду жилья для сотрудника нельзя учитывать в целях налогообложения прибыли на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как жилое помещение не может выступать имуществом, которое используется в деятельности, связанной с производством и реализацией (смотрите также письмо Минфина России от 17.01.2013 N 03-03-06/1/15).

Привлечение высококвалифицированных специалистов к деятельности в различных регионах страны производится в интересах юридических лиц. Иногородние работники, имеющие особый опыт и квалификацию, в отсутствие необходимости привлечения к труду в филиале самостоятельно не изменили бы место жительства (пребывания) (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015)).

Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам работодателя, который не является государственным или муниципальным учреждением, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора (часть четвертая ст. 169 ТК РФ).

Если в коллективном договоре или локальном нормативном акте организация предусмотрит порядок и размеры возмещения расходов, связанных с наймом для сотрудников жилья в другом регионе по факту организации там дочернего предприятия, то, на наш взгляд, данные расходы будут являться расходами на оплату труда, поскольку согласно ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые начисления в денежной или натуральной форме в пользу работников, если такие начисления предусмотрены:

- законодательством Российской Федерации;

- трудовыми договорами (контрактами);

Расходы на оплату труда являются одним из видов расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с классификацией, приведенной в п. 2 ст. 253 НК РФ. Причём перечень предусмотренных трудовым (коллективным) договором расходов на основании п. 25 ст. 255 НК РФ является открытым (письмо Минфина России от 17.12.2015 N 03-03-06/4/74236, смотрите также постановление ФАС Центрального округа от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233).

По мнению финансового ведомства, норма ст. 255 НК РФ позволяет учитывать расходы на оплату жилья работникам организации, если данные расходы являются формой оплаты труда и условием в трудовом договоре*(1) (письма Минфина России от 19.05.2015 N 03-03-06/28809, от 17.07.2015 N 03-08-05/41253). В противном случае, если расходы организации на оплату найма жилья для работников не являются формой системы оплаты труда и носят социальный характер, такие расходы не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций независимо от того, предусмотрены эти расходы трудовыми договорами или нет (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Как разъясняет Минфин России, не должен ставиться и вопрос применения пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как порядок учета затрат по найму жилья для иногородних работников регулируется посредством ст.ст. 255 и 270 НК РФ (письма Минфина России от 30.09.2013 N 03-03-06/1/40369, от 17.01.2013 N 03-03-06/1/15).

В письме Минфина России от 19.05.2015 N 03-03-06/28809 также было указано буквально следующее: "Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" не содержит определения натуральной формы оплаты труда (статья 11 НК РФ). При налогообложении расходов, связанных с выплатой заработной платы в натуральной форме оплаты труда, следует руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации".

Дело в том, что контролирующие органы по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на оплату труда, произведенных в неденежной форме, заявляют, что доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы (письмо Минфина России от 27.05.2016 N 03-03-07/30694). Причём ранее такие выводы контролирующие органы делали непосредственно по отношению к оплате жилья иногородних работников, признавая возможность учёта их в расходах на оплату труда с учётом ограничения, установленного ст. 131 ТК РФ, в отношении всех расходов, произведённых в неденежной форме в размере, не превышающем 20% (письма Минфина России от 22.10.2013 N 03-04-06/44206, от 30.09.2013 N 03-03-06/1/40369, от 19.03.2013 N 03-03-06/1/8392, от 17.01.2013 N 03-03-06/1/15, от 18.05.2012 N 03-03-06/1/255, от 02.05.2012 N 03-03-06/1/216, от 18.11.2011 N 03-03-06/1/767, от 17.03.2009 N 03-03-06/1/155, от 27.08.2008 N 03-03-06/2/109, УФНС России по г. Москве от 24.03.2009 N 16-15/026382).

Надо отметить, что данная точка зрения в отношении ограничения в 20% не бесспорна. Некоторые авторы, например, считают, что данная позиция противоречит законодательству, поскольку запрет на выплату заработной платы в неденежной форме в размере, превышающем 20%, установлен трудовым законодательством (ст. 131 ТК РФ) и направлен на обеспечение государственных гарантий для работников - на предотвращение натуральной оплаты труда продукцией работодателя (ст. 130 ТК РФ). При этом никаких нормативов в части отнесения на расходы затрат на оплату труда, которые произведены в натуральной форме, налоговое законодательство не содержит. Проблема "двадцатипроцентного ограничения" также оказалась предметом внимания арбитражной практики. В постановлении ФАС Центрального округа от 29.09.2010 по делу N А23-5464/2009А-14-233 суд обратил внимание на следующее: установленные ст. 131 ТК РФ ограничения не применяются в налоговых правоотношениях: исходя из системного толкования норм ст. 1 ТК РФ и п. 1 ст. 2 НК РФ. Статья 131 ТК РФ не может регулировать налоговые правоотношения и устанавливать применительно к ним какие-либо ограничения.

Кроме того, когда речь идет не об аренде организацией квартиры, а о выплате работнику компенсации по самостоятельно заключенному им договору найма помещения, организация фактически выплачивает сотруднику денежную сумму. Получается, что доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме (формулировка ст. 131 ТК РФ), в этом случае отсутствует.

Тем не менее, на наш взгляд, наименее рискованно признавать затраты на оплату проживания расходами на оплату труда, произведёнными в натуральной форме в размере, не превышающем 20% от начисленной месячной заработной платы иногороднего работника. Отражение в расходах по налогу затрат на аренду жилья в части превышения 20% месячной заработной платы сотрудника, возможно, приведет к спорам с налоговыми органами.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

*(1) Специалисты налогового ведомства считают, что указанные затраты не относятся к поименованным, в частности, в норме п. 4 ст. 255 НК РФ.

Пунктом 4 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей налогообложения отнесены, в том числе, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством порядком бесплатного жилья.

Напомним, что под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).

Согласно ст. 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 168 и ст. 168.1 ТК РФ работодатель обязан нести расходы по найму жилого помещения только в случае, если работник направлен в командировку либо постоянная работа работника осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также сотрудникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера. Следовательно, оплата проживания иногороднего работника по месту нахождения организации (оплата компенсации за наем жилья) не может быть отнесена к компенсационным выплатам, установленным ТК РФ.

Однако в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2011 N 09АП-6466/11 суд поддержал организацию, указав на правомерность учета расходов на проживание иногороднего сотрудника по п. 4 ст. 255 НК РФ. Оплата работодателем жилья для иностранных сотрудников носит компенсационный характер и призвана покрывать обязательные расходы, которые несут сотрудники для исполнения своих трудовых обязанностей, т.е. в трудовых целях, а не для удовлетворения их личных потребностей в жилье. Исполнение трудовых обязанностей иностранными работниками не по месту их постоянного проживания невозможно без предоставления им жилого помещения или выплаты компенсации за его аренду в период их пребывания в РФ в связи с их трудовой деятельностью.

В соответствии с законодательной базой Налогового кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать налоговый вычет при строительстве дома (или при его достройке).

Чтобы понять, как осуществить данную процедуру, за что можно получить компенсацию, следует подробно рассмотреть все ее аспекты и алгоритмы выполнения.

Какие расходы включены

При постройке жилой площади гражданин Российской Федерации может получить имущественный налоговый вычет при строительстве дома на расходы, связанные со следующими затратами на возведение (достройку) жилья:


  • официальное оформление в соответствии с установленным регламентом надлежащего пакета документов, в которых указан план-проект, назначение проектируемого объекта (посредством услуг нотариуса и уполномоченных органов);
  • покупка расходных, а также иных материалов, необходимых как при внешней, так и при внутренней отделке (расходы при этом компенсируются полностью);
  • оплата профессиональных услуг строительной бригады, электриков, газовщиков, специалистов по монтажу канализационных систем частного дома и других работников.

За какие виды работ и при покупке каких типов материалов нельзя получить компенсацию при возведении частного жилья

Примерный перечень ремонтно-строительных работ, за которые гражданин не может требовать государственную компенсацию в виде налогового вычета, включает следующее:


  • разработка, монтаж, ремонт или демонтаж прилегающих к частной жилой площади неотапливаемых нежилых помещений крытого типа, предназначенных для хранения инвентаря или для содержания скота;
  • возведение ограждающего сооружения, отделяющего зону частного строительства (или уже возведенного жилья) от внешней территории.

Нельзя получить компенсацию за покупку следующих видов материалов и услуг, необходимых для возведения частного жилого дома (примерный список):

  • приобретение и установка системы кондиционирования воздуха;
  • установка теплых полов;
  • приобретение оборудования для интернет-обеспечения и его последующая установка;
  • покупка сантехнических материалов, включая унитазы, оборудование для нагрева воды, специальные счетчики холодной, горячей водопроводной воды и некоторые другие;
  • покупка телекоммуникационных услуг, кабельного телевидения;
  • производство материалов для шумоизоляции и последующий ее монтаж;
  • разработка, подготовка, расчет индивидуальных параметров и установка окон ПВХ;
  • услуги по остеклению балконов, лоджий и др.

Порядок оформления

Чтобы понять, как получить налоговый вычет при строительстве дома, необходимо обратиться к действующим законодательным актам, обуславливающим правила выполнения данной юридической процедуры.

Алгоритм проведения действий в отношении получения вычета включает следующие этапы:


  • подтверждение права на получение компенсации посредством предоставления уполномоченным органам надлежащих документов, в которых указано, что собственность оформлена на гражданина, претендующего на имущественный вычет на строительство дома (или его достройку);
  • сбор необходимых официальных справок и выписок, подтверждающих обязательную регистрацию жилой площади в Едином государственном реестре недвижимости, предусмотренную действующим законом Российской Федерации;
  • обращение через год после подачи всей необходимой документальной базы к представителям налогового органа Российской Федерации по месту жительства для получения положенной компенсации на дом (на его возведение или достройку).

Рассмотрим подробный список необходимых документов.

Документы

Соответственное оформление процедуры, предусматривающее налоговые вычеты на строительство жилого дома (или его достройку), требует от гражданина страны наличия таких документов, как:


  • копия бумаг, подтверждающих личность гражданина (паспорт, водительское удостоверение или др.);
  • справка, выданная уполномоченным сотрудником Единого государственного реестра недвижимости, заверяющая законную регистрацию жилой площади;
  • справка, служащая подтверждением о выплате гражданином обязательного государственного подоходного налога в полной мере (форма 2-НДФЛ);
  • оригиналы выписок и документов, служащих подтверждением имеющихся расходов на возведение частного жилья, его отделку и ремонт (в некоторых случаях допустимы копии этих документов);
  • заверенное уполномоченными органами заявление налогоплательщика о начисленных доходах, а также обо всех имеющихся объектах налогообложения (форма 3-НДФЛ);
  • оригиналы или копии товарных чеков, договоров, банковских счетов и иных платежных документов, подтверждающих перевод денежных средств в качестве оплаты каких-либо профессиональных услуг, которыми гражданин пользовался при строительстве частного жилья;
  • официальное заявление на предоставление компенсации по налогу, полученное и заверенное у нотариуса.

Положен ли вычет налогового процента, если затраты на возведение жилья зафиксированы после оформления справки из Единого государственного реестра недвижимости

Когда затраты на строительство жилья фиксируют после оформления официального свидетельства в ЕГРН, то представители государственных налоговых органов также обязаны их компенсировать.

В данном случае процедуру осуществляют на основе регламента имущественного вычета с учетом текущей суммы расходов на строительство жилой площади.

Расчет размера компенсации


Размер компенсации посредством вычета из налогов определяют по установленному законом регламенту.

Гражданин Российской Федерации вправе требовать от уполномоченных государственных органов денежную компенсацию, равную сумме подоходного налога. То есть от общей суммы затрат, идущих на строительство, ремонт и благоустройство частного жилья, согласно установленным нормативам, возвращают до 13% средств.

При этом супруга (супруг) гражданина (гражданки), претендующего на компенсацию, вправе требовать вычет на основании владения собственной долей в построенном жилье.

Но в этом алгоритме вычета действует суммарный лимит. Максимально допустимая сумма компенсационного вычета в год составляет 2 млн руб.

Если жилая площадь была построена в рамках действующей ипотечной системы, то в данном случае лимит при вычете налогового процента полностью аннулируется.

Четверг
20 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Об учете расходов на строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры на основании инвестиционного контракта, безвозмездно передаваемых государственным или муниципальным органам власти, при исчислении налога на прибыль

Вопрос: Об учете расходов на строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры на основании инвестиционного контракта, безвозмездно передаваемых государственным или муниципальным органам власти, при исчислении налога на прибыль.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 февраля 2015 г. N 03-03-06/1/4371

В связи с запросом в отношении учета в целях налогообложения прибыли дополнительных расходов, возникающих у застройщиков (заказчиков, инвесторов) при реализации условий инвестиционного контракта, связанных с исполнением обязательств перед органами государственной власти или органами местного самоуправления, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В ходе строительства по условиям инвестиционного контракта у застройщиков (заказчиков, инвесторов) помимо непосредственно строительства объектов жилого и нежилого фонда возникает обязанность по строительству или финансированию дополнительных объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для нужд государственных или муниципальных органов власти, в чьем ведении находятся земельные участки, отчуждаемые под строительство.
Речь идет об обязательствах, которые возникают в связи с получением прав на необходимый для строительства земельный участок (в случае если он находится в государственной или муниципальной собственности), а также разрешения на строительство (в том числе реконструкцию, капитальный ремонт) объектов жилого и нежилого фонда.
Возникновение данных обязательств обусловлено тем, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в качестве дополнительных условий предоставления налогоплательщикам соответствующих прав для создания (строительства, реконструкции, капитального ремонта) объектов жилого и нежилого фонда предъявляют требования по созданию (строительству, реконструкции, капитальному ремонту) объектов социальной и коммунальной инфраструктуры (в том числе объектов жилого и нежилого фонда), а также инженерных сетей.
Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не предусматривает отраслевых особенностей налогообложения налогом на прибыль доходов и расходов, возникающих в ходе строительства объектов недвижимости. Вследствие этого для указанных налогоплательщиков применяется общий порядок отражения в целях налогообложения прибыли организаций доходов и расходов, установленный главой 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В силу того что осуществление застройщиком (заказчиком, инвестором) указанных дополнительных расходов непосредственно вытекает из условий инвестиционного контракта и связано с деятельностью организации, направленной на получение дохода, эти расходы в целях налогообложения прибыли признаются экономически обоснованными.
В то же время согласно пункту 5 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств. С учетом этого дополнительные расходы застройщика (заказчика, инвестора), связанные с наличием в инвестиционном контракте дополнительных обременений, как расходы капитального характера формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
Однако из письма следует, что по завершении строительства объектов, предусмотренных дополнительными обременениями, осуществляется их безвозмездная передача органам государственной власти и органам местного самоуправления. Пунктом 16 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Согласно пункту 2 статьи 248 Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Исходя из изложенного, в случае если в рамках инвестиционного контракта на строительство объекта недвижимости предусмотрены дополнительные обременения в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, без несения расходов на выполнение которых у организации отсутствует возможность осуществлять строительство объекта недвижимости, и при этом со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления возникают встречные возмездные обязательства (в виде предоставления прав на необходимый для строительства земельный участок, а также разрешения на строительство), то указанные расходы капитального характера можно рассматривать как экономически обоснованные расходы по выполнению работ (оказанию услуг) соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Вместе с тем обращаем внимание на то обстоятельство, что размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ

В соответствии с законодательной базой Налогового кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать налоговый вычет при строительстве дома (или при его достройке).

Чтобы понять, как осуществить данную процедуру, за что можно получить компенсацию, следует подробно рассмотреть все ее аспекты и алгоритмы выполнения.

Какие расходы включены

При постройке жилой площади гражданин Российской Федерации может получить имущественный налоговый вычет при строительстве дома на расходы, связанные со следующими затратами на возведение (достройку) жилья:


  • официальное оформление в соответствии с установленным регламентом надлежащего пакета документов, в которых указан план-проект, назначение проектируемого объекта (посредством услуг нотариуса и уполномоченных органов);
  • покупка расходных, а также иных материалов, необходимых как при внешней, так и при внутренней отделке (расходы при этом компенсируются полностью);
  • оплата профессиональных услуг строительной бригады, электриков, газовщиков, специалистов по монтажу канализационных систем частного дома и других работников.

За какие виды работ и при покупке каких типов материалов нельзя получить компенсацию при возведении частного жилья

Примерный перечень ремонтно-строительных работ, за которые гражданин не может требовать государственную компенсацию в виде налогового вычета, включает следующее:


  • разработка, монтаж, ремонт или демонтаж прилегающих к частной жилой площади неотапливаемых нежилых помещений крытого типа, предназначенных для хранения инвентаря или для содержания скота;
  • возведение ограждающего сооружения, отделяющего зону частного строительства (или уже возведенного жилья) от внешней территории.

Нельзя получить компенсацию за покупку следующих видов материалов и услуг, необходимых для возведения частного жилого дома (примерный список):

  • приобретение и установка системы кондиционирования воздуха;
  • установка теплых полов;
  • приобретение оборудования для интернет-обеспечения и его последующая установка;
  • покупка сантехнических материалов, включая унитазы, оборудование для нагрева воды, специальные счетчики холодной, горячей водопроводной воды и некоторые другие;
  • покупка телекоммуникационных услуг, кабельного телевидения;
  • производство материалов для шумоизоляции и последующий ее монтаж;
  • разработка, подготовка, расчет индивидуальных параметров и установка окон ПВХ;
  • услуги по остеклению балконов, лоджий и др.

Порядок оформления

Чтобы понять, как получить налоговый вычет при строительстве дома, необходимо обратиться к действующим законодательным актам, обуславливающим правила выполнения данной юридической процедуры.

Алгоритм проведения действий в отношении получения вычета включает следующие этапы:


  • подтверждение права на получение компенсации посредством предоставления уполномоченным органам надлежащих документов, в которых указано, что собственность оформлена на гражданина, претендующего на имущественный вычет на строительство дома (или его достройку);
  • сбор необходимых официальных справок и выписок, подтверждающих обязательную регистрацию жилой площади в Едином государственном реестре недвижимости, предусмотренную действующим законом Российской Федерации;
  • обращение через год после подачи всей необходимой документальной базы к представителям налогового органа Российской Федерации по месту жительства для получения положенной компенсации на дом (на его возведение или достройку).

Рассмотрим подробный список необходимых документов.

Документы

Соответственное оформление процедуры, предусматривающее налоговые вычеты на строительство жилого дома (или его достройку), требует от гражданина страны наличия таких документов, как:


  • копия бумаг, подтверждающих личность гражданина (паспорт, водительское удостоверение или др.);
  • справка, выданная уполномоченным сотрудником Единого государственного реестра недвижимости, заверяющая законную регистрацию жилой площади;
  • справка, служащая подтверждением о выплате гражданином обязательного государственного подоходного налога в полной мере (форма 2-НДФЛ);
  • оригиналы выписок и документов, служащих подтверждением имеющихся расходов на возведение частного жилья, его отделку и ремонт (в некоторых случаях допустимы копии этих документов);
  • заверенное уполномоченными органами заявление налогоплательщика о начисленных доходах, а также обо всех имеющихся объектах налогообложения (форма 3-НДФЛ);
  • оригиналы или копии товарных чеков, договоров, банковских счетов и иных платежных документов, подтверждающих перевод денежных средств в качестве оплаты каких-либо профессиональных услуг, которыми гражданин пользовался при строительстве частного жилья;
  • официальное заявление на предоставление компенсации по налогу, полученное и заверенное у нотариуса.

Положен ли вычет налогового процента, если затраты на возведение жилья зафиксированы после оформления справки из Единого государственного реестра недвижимости

Когда затраты на строительство жилья фиксируют после оформления официального свидетельства в ЕГРН, то представители государственных налоговых органов также обязаны их компенсировать.

В данном случае процедуру осуществляют на основе регламента имущественного вычета с учетом текущей суммы расходов на строительство жилой площади.

Расчет размера компенсации


Размер компенсации посредством вычета из налогов определяют по установленному законом регламенту.

Гражданин Российской Федерации вправе требовать от уполномоченных государственных органов денежную компенсацию, равную сумме подоходного налога. То есть от общей суммы затрат, идущих на строительство, ремонт и благоустройство частного жилья, согласно установленным нормативам, возвращают до 13% средств.

При этом супруга (супруг) гражданина (гражданки), претендующего на компенсацию, вправе требовать вычет на основании владения собственной долей в построенном жилье.

Но в этом алгоритме вычета действует суммарный лимит. Максимально допустимая сумма компенсационного вычета в год составляет 2 млн руб.

Если жилая площадь была построена в рамках действующей ипотечной системы, то в данном случае лимит при вычете налогового процента полностью аннулируется.

Читайте также: