Расходы на покупки земли на есхн

Опубликовано: 18.05.2024

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с гл. 26.1 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Об этом Письмо Минфина России от 04.07.2012 N 03-11-06/1/15.

В соответствии с пп. 31 п. 2 ст. 346.5 гл. 26.1 ''Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)'' Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения уменьшают полученные ими доходы на расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды, в том числе:

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства.

Согласно п. 4.1 ст. 346.5 Кодекса расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.

Сумма расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки подлежит включению в состав расходов после фактической оплаты налогоплательщиком имущественных прав на земельные участки в размере уплаченных сумм и при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях п. 4.1 ст. 346.5 Кодекса под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию имущественных прав понимается расписка в получении органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав.

Указанные расходы отражаются в последний день отчетного (налогового) периода и учитываются только по земельным участкам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Пунктом 4 ст. 346.5 Кодекса предусмотрено, что в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с гл. 26.1 Кодекса (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком)) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

При этом в состав основных средств и нематериальных активов в целях ст. 346.5 Кодекса включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса с учетом положений гл. 26.1 Кодекса, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

При этом п. 2 ст. 256 Кодекса предусмотрено, что не подлежит амортизации, в частности, земля.

Исходя из этого п. 4 ст. 346.5 Кодекса в отношении земельных участков не применяется.

Кроме того, гл. 26.1 Кодекса не предусмотрен перерасчет налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу при реализации земельных участков до истечения срока семи лет.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), сообщает следующее.

Пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусмотрено, что, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.

При этом подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что в целях главы 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, составляет не менее 70 процентов.

Налогоплательщики при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса (пункт 1 статьи 346.5 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы – в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Исходя из этого доходы, полученные от возмездной сделки по переуступке полученных арендных прав в отношении земельного участка (согласно актам зачета взаимных требований), от продажи и переуступке прав на земельные участки, включаются в общий объем доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении вышеуказанного ограничения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса.

Вместе с тем, с учетом позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 № 10864/09 по делу № А78-5025/2008, и сложившейся судебной практики при рассмотрении подобных дел (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2010 № ВАС-5968/10 по делу № А41-3669/09, от 07.12.2010 № ВАС-13050/10 по делу № А32-24596/2007-45/127-2009-58/193), если организация не осуществляла продажу земельных участков на систематической основе, реализация носила разовый характер для улучшения своего финансового положения, то в целях признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции полученные организацией денежные средства от такой реализации не должны учитываться в общем доходе.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Этот материал обновлен 01.02.2021

ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

Это налоговый режим для производителей, которые работают в растениеводстве, животноводстве, лесном и сельском хозяйствах. Этот режим освобождает ИП и компании от уплаты нескольких налогов:

  1. Налога на прибыль. Исключение — налог на дивиденды и некоторые виды долговых обязательств для ООО.
  2. НДФЛ для ИП.
  3. Налога на имущество, если оно используется в сельскохозяйственном бизнесе.

Рассказываем, кто и при каких условиях может работать на ЕСХН. Статья поможет разобраться в общих моментах, но для нюансов рекомендуем обратиться к бухгалтеру.

Кто может работать на ЕСХН

Для работы на ЕСХН организации и ИП должны соответствовать таким требованиям:

  1. Заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Ключевое слово — производство. Если покупаете малину у фермера и делаете из нее варенье, перейти на ЕСХН не получится.
  2. Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов. Это все доходы, которые пришли по сельскохозяйственным кодам ОКВЭД. Например, группа кодов 01 касается растениеводства, животноводства, а 03 — рыболовства.

Для рыбохозяйств есть дополнительное условие: должны быть свои или арендованные судна, а численность работников меньше 300 человек.

А это список организаций и ИП, кому закон запрещает работать на ЕСХН:

  1. Производители подакцизных товаров, например алкоголя или парфюмерии.
  2. Представители игорного бизнеса.
  3. Казенные и бюджетные учреждения.

Если простым языком, то так: собираете малину, делаете варенье и продаете — можно работать на ЕСХН. Просто покупаете малину и делаете из нее варенье — нельзя работать на ЕСХН.

Как платить ЕСХН

Налог считают по такой формуле:

ЕСХН = Налоговая база × Ставка налога

Налоговая база — это доходы минус расходы и убытки прошлых лет.

В расчете налога ничего сложного нет. Сложно определить, какие доходы и расходы можно учитывать. В налоговом кодексе есть полный список доходов и расходов. Например, в список доходов входят доходы от продажи товара, от сдачи земельных участков в аренду и проценты по банковскому вкладу. В список расходов — расходы на зарплату сотрудникам, выплату компенсаций и пособий, покупку семян, рассады, удобрений, кормов и лекарств для животных, содержание служебного транспорта.

ст. 346.5 НК РФ — порядок определения доходов и расходов

Доходы можно уменьшить на убытки прошлых лет.

Ставка налога. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою. Максимально — 6%.
В Кемеровской области предприниматели на ЕСХН платят налог по ставке 3% до 2021 года, в Москве — по ставке 6%, а в Московской области нулевая ставка. Предпринимателям из Подмосковья не нужно платить налог — только заполнять декларацию.

Когда платить

ЕСХН платят дважды в год:

  1. До 25 июля текущего года — авансовый платеж по итогам первого полугодия.
  2. До 31 марта следующего года — платеж по итогам года.

В расчетах поможет бухгалтер, но вот короткий пример.

За первые полгода предприниматель заработал — 600 000 Р , расходы — 400 000 Р . Ставка налога — 6%.

Считаем авансовый платеж, который нужно заплатить до 25 июля:

(600 000 Р − 400 000 Р ) × 6% = 12 000 Р

Во втором полугодии предприниматель заработал 800 000 Р , расходы — 700 000 Р . Нужно рассчитать сумму ЕСХН за весь год, а потом вычесть из нее уже внесенный авансовый платеж.

Налог за весь год:

(600 000 Р + 800 000 Р ) − (400 000 Р + 700 000 Р ) × 6% = 18 000 Р

Вычитаем авансовый платеж:

18 000 Р − 12 000 Р = 6000 Р .

Эту сумму нужно уплатить по итогам года — до 31 марта следующего года.

В реальности расчеты обычно сложнее. Нужно понимать, какие расходы можно учесть, а какие — нет. Поэтому я рекомендую обратиться за помощью к опытному бухгалтеру.

НДС на ЕСХН

С 2019 года сельхозпроизводители на ЕСХН обязаны платить НДС. Но есть случаи, когда от этой обязанности компанию или ИП могут освободить:

  1. Если компания или ИП подали заявление о желании воспользоваться льготой в том же году, когда были зарегистрированы.
  2. Если перешли с ОСН на ЕСХН с 1 января и одновременно подали заявление на освобождение от НДС.
  3. Если доход от деятельности по ЕСХН за предыдущий год не превысил лимит. Для каждого года он разный. В 2018 году — 100 млн рублей, в 2019 году — 90 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей, в 2021 году — 70 млн рублей, в 2022 и далее — 60 млн рублей..

Во всех случаях уведомление подают в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. Срок — до 20 числа месяца, в котором начали применять льготу.

Учет и отчетность на ЕСХН

ИП и компании по-разному отчитываются перед налоговой.

Учет ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет. Вся отчетность у них — это книга доходов и расходов и налоговая декларация.

Книгу доходов и расходов (КУДиР) можно вести онлайн или в бумажном виде. ЕСХН — единственный режим, на котором нужно регистрировать книгу в налоговой: бумажную — до начала ведения, электронную распечатывают и относят до 31 марта следующего года.

Налоговую декларацию нужно сдать до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 год декларацию нужно сдать до 31 марта 2021.

Если сельхозпроизводитель прекращает работу в течение года, он должен уведомить об этом налоговую и сдать декларацию до 25 числа следующего месяца. К примеру, предприниматель прекратил работать в мае и в этом же месяце уведомил об этом налоговую. Декларацию ему нужно подать до 25 июня.

Учет в компаниях. У компаний все сложнее — им нужно вести бухучет: составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, вести учет доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Налоговую декларацию подают один раз в год, до 31 марта.

Небольшие сельхозкомпании, например крестьянские и фермерские хозяйства и потребкооперативы, могут вести бухучет по упрощенной схеме. Но бухгалтер все равно понадобится.

Как перейти на ЕСХН

Перейти на ЕСХН с другого налогового режима можно один раз в год. Переход оформляют с 1 января следующего года. Порядок такой:

  1. Заполняете заявление в двух экземплярах.
  2. Несете его в налоговую по месту нахождения компании или месту жительства ИП.

Все это надо сделать до 31 декабря текущего года.

Новые ИП и компании могут подавать уведомление вместе с другими документами на регистрацию или в течение 30 календарных дней после регистрации. Если опоздать, придется работать на ОСН и платить все налоги.

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентом и ЕНВД — единым налогом на вмененный доход, а компании — только с ЕНВД. Правда, есть нюанс: нельзя продавать сельскохозяйственную продукцию через собственные торговые точки и столовые. Продавать огурцы со своей грядки в своем овощном ларьке нельзя, но их может купить у вас сосед и продавать в своем ларьке.

При совмещении режимов доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.

Снятие с учета ЕСХН

Компания или ИП должны сняться с учета по ЕСХН в трех случаях:

  1. Если потеряли право работать на ЕСХН.
  2. Если больше не ведут деятельность на ЕСХН, например если компания закрыла сельскохозяйственное направление бизнеса.
  3. Если хотят перейти на другую систему налогообложения.

В любом из этих случаев нужно подать уведомление в двух экземплярах в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. На это есть 15 дней с момента решения.

При утрате права на ЕСХН вместе с уведомлением подают специальное сообщение.

Потеря права на ЕСХН

Компания и ИП теряют право на ЕСХН, если больше не соответствуют требованиям законодательства по этой системе налогообложения. Например, начали производить подакцизные товары или выручка от сельхоздеятельности стала меньше 70%.

Если потеряли право на ЕСХН, об этом надо сообщить в налоговую. Тогда придется заплатить налоги, будто весь год работали на общей системе.

Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху — это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.

Вернуться на ЕСХН можно только через год после того, как утратили право на спецрежим.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Главный плюс ЕСХН — освобождение от уплаты других налогов. Что еще хорошо:

  1. Уведомительный характер перехода. Сначала начинаете работать, потом сообщаете в налоговую.
  2. ИП могут совмещать с ЕНВД и патентом, компании — только с ЕНВД.
  3. Простая система учета. Нужно платить налог два раза в год и один раз в год сдавать декларацию.
  4. К учету можно принять больше расходов, чем по УСН. Лимита расходов нет.

  1. Доходы и расходы учитываются по кассовому методу, то есть по фактическому поступлению и списанию средств со счета. Это влияет на расчет налога. Если какие-то оплаты задерживаются и, например, вместо декабря пройдут в январе, то учесть их можно будет только в следующем году.
  2. Нужно следить, чтобы выручка по сельхозпродукции была не ниже 70% от всего оборота.

Важно

Обратитесь к опытному бухгалтеру. Не решайте сложные вопросы и не считайте налог по статьям из интернета. Законы меняются, статьи устаревают, из-за этого потом могут быть проблемы с налоговой.


Общие требования к признанию расходов при ЕСХН

Величина сельхозналога определяется сельхозтоваропроизводителем исходя из полученных доходов, уменьшенных на произведенные расходы, при этом данный перечень строго регламентирован Налоговым кодексом.

Основные принципы для принятия расходов:

Расходы ЕСХН должны быть (п. 3, подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ):

  • обоснованными; — т.е необходимые
  • подтвержденными; — оформленные, подтвержденныедокументами
  • оплаченными.

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

  • расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание) основных средств и нематериальных активов (п. 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
  • расходов на приобретение сырья и материалов (абз. 3 подп. 2 п. 5 ст. 346.5, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
  • сумм НДС, уплаченных поставщикам (исполнителям) (подп. 8 п. 2 ст. 346.5, подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • убытков, сложившихся в период применения спецрежима (п. 5 ст. 346.6, п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:

  • по ЕСХН – сразу после оплаты приобретенных товаров поставщику (абз. 4 подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • по единому налогу при упрощенке – только после реализации приобретенных товаров покупателю (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Перечень расходов при ЕСХН:

1. расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

2. расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;

3. расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4. арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5. материальные расходы, включая расходы на приобретение:
— семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала,
— удобрений,
— кормов,
— медикаментов,

— биопрепаратов и средств защиты растений;

6. расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;

7. расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

8. расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования:
— добровольному страхованию средств транспорта (в том числе арендованного);
— добровольному страхованию грузов;

— добровольному страхованию основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
— добровольному страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
— добровольному страхованию товарно-материальных запасов;
— добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных культур и животных;
— добровольному страхованию иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
— добровольному страхованию ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.

9. суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов;

10. суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафов;

11. расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

12. суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;

13. расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;

14. расходы на командировки, в частности на:
— проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
— наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (кроме расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
— суточные или полевое довольствие;
— оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
— консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

15. плату нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах утвержденных тарифов;

16. расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

17. расходы на опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на опубликование и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять такое опубликование (раскрытие);

18. расходы на канцелярские товары;

19. расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

20. расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

21. расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

22. расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

23. расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

24. расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов в пределах норм, утвержденных Правительством РФ;

25. суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах, кроме суммы ЕСХН (N 94-ФЗ);

26. расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов на обязательное и добровольное страхование), в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;

27. расходы на информационно-консультативные услуги;

28. расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;

29. судебные расходы и арбитражные сборы;

30. расходы в виде уплаченных на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

31. расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Указанные расходы учитываются при условии, что с обучающимися в указанных образовательных учреждениях физическими лицами заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение не менее 3х лет по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения;

32. расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки (с учетом особенностей) включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения договора аренды, в т.ч.:
— на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
— на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства);

33. расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;

34. расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельскохозяйственным производством по пастбищному скотоводству;

35. расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

36. расходы на сертификацию продукции;

37. периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

38. расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы, а также расходы на проведение оценки имущества при определении его рыночной стоимости в целях залога;

39. плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

40. расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

41. расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и по предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

42. расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку продукции;

43. расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, кроме случаев стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций;

44. суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы;

45. расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.

Какие расходы нельзя учесть при ЕСХН

При определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:

1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

3) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (подп. 25 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

4) расходы на обслуживание ККТ (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

5) расходы по вывозу твердых бытовых отходов (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Так же не включаются в состав расходов при определении налоговой базы по ЕСХН незакрытые (т.е. выданные) авансы.

Как компании на ЕСХН учесть расходы на покупку

  • " onclick="window.open(this.href,'win2','status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no'); return false;" rel="nofollow"> Печать
  • E-mail

По каким правилам списывать расходы на земельные участки

Стоимость приобретенной земли относится к расходам, которые учитывают при ЕСХН. Основание – подпункт 31 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

Такие расходы признают равномерно в течение срока, определенного сельхозпроизводителем, но не менее семи лет (абз. 1 п. 4.1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). При этом их списывают равными долями за отчетный и налоговый периоды.

Чтобы учесть затраты на землю, хозяйство должно выполнить три условия:

  1. оплатить землю;
  2. использовать приобретенные участки в сельхоздеятельности;
  3. подтвердить, что оно подало документы на госрегистрацию сделки с недвижимостью (то есть у предприятия должна быть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов).

Что касается госпошлины, которую взимают за совершение сделки с недвижимостью, ее можно включить в расходы на дату уплаты (подп. 23 п. 2, подп. 2 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР 1

ООО «Колос» приобрело земельный участок для выращивания сельхозпродукции. Деньги за участок (5 млн руб.) компания перечислила продавцу 2 февраля.

Акт приема-передачи земли стороны подписали 27 февраля. А 5 марта представитель ООО «Колос» подал документы на государственную регистрацию права собственности на землю. В этот же день организация уплатила госпошлину – 350 руб.

Свидетельство о праве собственности на участок компания получила 3 апреля.

Бухгалтер ООО «Колос» отразила земельный участок в составе основных средств по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на его приобретение (абз. 2 п. 5, п. 7, 8 ПБУ 6/01).

В налоговой учетной политике закреплено, что расходы на покупку земельных участков списываются семь лет.

В учете хозяйства бухгалтер сделает следующие проводки.

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 5 000 000 руб. – перечислена оплата за земельный участок продавцу;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 5 000 000 руб. – отражены затраты на приобретение земельного участка.

ДЕБЕТ 68 субсчет «Государственная пошлина»

– 350 руб. – перечислена госпошлина за регистрацию права собственности на землю;

КРЕДИТ 68 субсчет «Государственная пошлина»

– 350 руб. – включена госпошлина в стоимость земли;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 5 000 350 руб. (5 000 000 + 350) – включен приобретенный земельный участок в состав основных средств.

В целях ЕСХН организация будет списывать стоимость участка каждые полгода в размере 357 142,85 руб. (5 000 000 руб. : 14).

Как отражать затраты на землю в книге учета доходов и расходов

В отличие от организаций индивидуальные предприниматели должны вести книгу учета доходов и расходов для расчета ЕСХН.

Порядок ведения и форма книги утверждены приказом Минфина России от 11 декабря 2006 г. № 169н.

Расходы на покупку прав на земельные участки приводят в графе 5 раздела 1 книги. Их отражают равными долями в каждом полугодии в течение срока, определенного предпринимателем. И делать это надо начиная с полугодия, в котором ИП приобрел права на участок. Но не менее семи лет (п. 3.5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 11 декабря 2006 г. № 169н).

ПРИМЕР 2

Предприниматель купил участок в марте 2015 года. Он определил, что расходы будет списывать семь лет. Исходя из этого, затраты надо разделить на 14 полугодий. Рассчитанную величину ИП будет отражать в графе 5 раздела 1 книги в последний день отчетного (налогового) периода начиная с первого полугодия 2015 года.

Что делать, если хозяйство продало участок до срока

Рассмотрим, как поступить, если участок продан ранее семи лет с даты покупки.

Пересчитывать налоговую базу не нужно

В пункте 4 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ есть норма о том, что при продаже основных средств до окончания определенного срока компания должна пересчитать налоговую базу и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

При ЕСХН к основным средствам относят имущество, которое признается амортизируемым в целях налога на прибыль (абз. 15 п. 4 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ). Поэтому земельные участки не являются основными средствами (п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ). А значит, при их продаже ранее семи лет с даты покупки пересчитывать базу по ЕСХН не нужно.

Это подтверждают и финансисты в письме от 4 июля 2012 г. № 03-11-06/1/15. Чиновники подчеркнули, что в главе 26.1 Налогового кодекса РФ не предусмотрен перерасчет налоговой базы по ЕСХН в рассматриваемой ситуации.

Учесть несписанные расходы не удастся

Проданный земельный участок организация уже не использует в своей предпринимательской деятельности. А значит, расходы на его покупку больше нельзя включать в затраты. И что же делать с той частью стоимости земли, которую предприятие не успело признать?

Для учета расходов на землю есть специальная норма – подпункт 31 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Поэтому реализуемый участок нельзя рассматривать как товар для перепродажи. Расходы по таким товарам списывают на основании подпункта 24 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Но к земельным участкам это правило не относится.

Под другие виды расходов, перечисленные в статье 346.5 Налогового кодекса РФ, проданный земельный участок также не подпадает. Получается, что сельхозпредприятие не может списать стоимость земельного участка, не учтенную до его продажи.

Влияют ли доходы от продажи земли на статус сельхозтоваропроизводителя

Поступления от продажи земли не признают доходами от сельскохозяйственной деятельности. И если после реализации участка окажется, что выручка от продажи сельхозпродукции составила меньше 70 процентов в общей сумме доходов, право на ЕСХН компания потеряет. На это чиновники не раз обращали внимание в своих разъяснениях (письма Минфина России от 17 декабря 2010 г. № 03-04-05/3-735, УФНС России по г. Москве от 7 июня 2007 г. № 12/3/052820@).

Однако с таким подходом можно и поспорить.

Для определения статуса сельскохозяйственного производителя необходимо брать только доходы от реализации. Внереализационные доходы учитывают при расчете единого сельхозналога, но не принимают во внимание, когда определяют статус сельхозтоваропроизводителя (письмо Минфина России от 27 июня 2013 г. № 03-11-11/24463).

По мнению некоторых судей, выручку от продажи земельных участков можно считать доходом от реализации, только если такие операции носят систематический характер. Если же речь идет о разовой сделке, полученные средства доходом от продажи не признают. Соответственно, данную выручку не надо учитывать при расчете 70-процентного лимита. Такую точку зрения высказал, к примеру, Президиум ВАС РФ в постановлении от 9 февраля 2010 г. № 10864/09.

Если же организация систематически продает участки, то доход от их продажи нужно включать в общую выручку от реализации. И уже с учетом этого определять статус сельхозтоваропроизводителя (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24 июля 2013 г. № А32-24596/2007-45/127).

Если хозяйство не уложилось в 70-процентный лимит, оно теряет право на ЕСХН с начала того года, в котором лимит был нарушен (п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ).

Как поступить при реализации участка, компания должна решать сама. Если продажа земли носила разовый характер, то есть основания считать, что полученные средства не влияют на статус сельхозтоваропроизводителя.

Расходы на покупку земли можно признать при ЕСХН. Однако не единовременно, а равными частями в течение как минимум семи лет.

Читайте также: