Расходы на обслуживание ккт при есхн

Опубликовано: 03.05.2024

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В соответствии со ст. 346.4 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статьей 346.5 НК РФ введен порядок определения и признания доходов и расходов. При этом установлен исчерпывающий перечень расходов, которые налогоплательщики вправе учитывать при определении объекта налогообложения.

В силу пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений.

Пунктом 3 ст. 346.5 НК РФ установлено, что расходы, указанные в п. 2 данной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходы, указанные в пп. 5, 6, 7, 9 - 21, 26 и 30 п. 2 данной статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со ст. ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 НК РФ.

Согласно пп. 5 и 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Следует отметить, что расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники в п. 2 ст. 346.5 НК РФ не упомянуты. Учитывая закрытый характер перечня расходов, установленного данной нормой, можно было бы сделать вывод, что указанные затраты при определении объекта налогообложения не учитываются.

Следует заметить, что подобная ситуация относительно учета аналогичных затрат налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", складывалась до вступления в силу Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ, которым также в закрытый по своему характеру п. 1 ст. 346.16 НК РФ добавлен пп. 35, предоставляющий налогоплательщикам право учитывать расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники.

Однако и до вступления в силу данных изменений Минфин России и налоговые органы придерживались мнения, согласно которому учет налогоплательщиками по правилам гл. 26.2 НК РФ расходов по содержанию ККТ, в том числе по регистрации ККТ, ее техническому обслуживанию, пломбированию и т. п., правомерен (см., например, Письмо Минфина России от 16.08.2005 N 03-11-04/2/49).

Ввиду схожести правового регулирования представляется, что подобный подход может быть распространен и в отношении решения вопроса о правомерности учета при определении объекта налогообложения расходов на обслуживание контрольно-кассовой техники и налогоплательщиками, уплачивающими ЕСХН.

Однако до внесения изменений в п. 2 ст. 346.5 НК РФ учет при определении объекта налогообложения по ЕСХН расходов на обслуживание контрольно-кассовой техники может противоречить позиции налоговых органов ввиду неуказания таких расходов в п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

По нашему мнению, организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, вправе учитывать расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники и до внесения соответствующих изменений в п. 2 ст. 346.5 НК РФ, однако такие расходы должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Если данные критерии организацией не выполняются, учет указанных расходов неправомерен. Данный вывод может подтверждаться также позицией ФАС Поволжского округа, изложенной в Постановлении от 04.10.2007 N А65-29298/06, в котором суд с учетом конкретных обстоятельств дела признал, что расходы на контрольно-кассовую технику налогоплательщика не отвечают требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и не могут быть учтены в целях налогообложения ЕСХН.


  • Расходы при применении ЕСХН: общие требования к признанию
  • Первый пункт «расходного» перечня: как учесть расходы на основные средства?
  • Затраты на приобретение молодняка
  • Командировочные затраты при ЕСХН
  • Расходы на кулер и воду: возможно ли их признание при расчете сельхозналога?
  • Как учитывать потери от засухи при ЕСХН?
  • Итоги

Расходы при применении ЕСХН: общие требования к признанию

Величина сельхозналога определяется сельхозтоваропроизводителем исходя из полученных доходов, уменьшенных на произведенные расходы, перечень которых строго регламентирован Налоговым кодексом.

В обобщенном виде указанный перечень представлен 46 позициями. Помимо того, что законодатель разрешает учесть при расчете сельхозналога только отдельные виды расходов, к ним предъявляются еще и жесткие требования, невыполнение которых делает невозможным их признание в качестве расхода при ЕСХН.

Расходы ЕСХН должны быть (п. 3, подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ):

  • обоснованными;
  • подтвержденными;
  • оплаченными.

Под обоснованными расходами следует понимать выраженные в денежной форме, обусловленные экономической необходимостью затраты.

Подтвержденными считаются затраты, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Требования к признанию расходов при расчете сельхозналога аналогичны требованиям к расходам упрощенцев (коммерсантов и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения) — те же условия обоснованности, подтвержденности и оплаченности при ограниченности «расходного» перечня.

Изучайте «расходные» нюансы упрощенцев с материалами нашего сайта:

В указанный перечень ЕСХН попали следующие расходы сельхозтоваропроизводителей:

  • на приобретение и поддержание в работоспособном состоянии ОС и НМА;
  • на аренду и лизинг имущества;
  • на покупку рассады, семян, удобрений, биопрепаратов и др. материалов;
  • на выплату зарплаты, компенсаций и пособий;
  • на страхование (обязательное и добровольное);
  • на уплату процентов по кредитам и займам;
  • на обеспечение пожарной безопасности;
  • иные расходы по п. 2 ст. 346. 5 НК РФ.

Учет НДС при ЕСХН носит специфический характер. Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и узнайте особенности учета НДС при ЕСХН, что позволит избежать ошибок и штрафов.

Нюансы признания отдельных расходов ЕСХН рассмотрим в следующих разделах.

Первый пункт «расходного» перечня: как учесть расходы на основные средства?

Возглавляет перечень разрешенных при расчете сельхозналога расходов комплекс затрат, связанных с ОС. В частности, расходы по:

  • приобретению;
  • изготовлению;
  • сооружению;
  • созданию;
  • достройке;
  • дооборудованию;
  • реконструкции;
  • модернизации;
  • техническому перевооружению.

Признание таких затрат ЕСХН отличается от ОСНО тем, что:

  • амортизация не начисляется;
  • списание оплаченных затрат на ОС производится по особым правилам (п. 4, подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Это не означает, что расходы на ОС можно учесть при расчете сельхозналога единовременно и в полной сумме — принцип равномерного распределения затрат действует и в данном случае, но период такого распределения разный.

Если ОС приобретено в период применения ЕСХН, его стоимость признают в расходах с момента ввода в эксплуатацию до истечения налогового периода. Такой же алгоритм применяется, если ОС приобретено до перехода на ЕСХН и срок его полезного использования (СПИ) менее 3 лет.

Для признания в расходах стоимости ОС, приобретенных до перехода на ЕСХН, которые служат более 3 лет, действует иной порядок.

Если СПИ имущества от 3 до 15 лет, расходы на их приобретение учитываются при расчете сельхозналога в течение 3 лет в разных пропорциях от стоимости ОС:

  • 1-й год — 50%;
  • 2-й год — 30%;
  • 3-й год — 20%.

А если СПИ ОС превышает 15 лет, его стоимость списывается равными долями в течение первых 10 лет применения ЕСХН.

Подробнее изучить нюансы признания расходов по ОС при применении спецрежимов можно, ознакомившись со статьей «Порядок покупки основного средства при УСН (нюансы)».

Затраты на приобретение молодняка

Если применяющие ЕСХН сельхозтоваропроизводители приобретают молодых животных (молодняк птицы, мальков рыбы) с целью последующего формирования основного стада, осуществленные в связи с этим расходы учитываются в полной сумме при расчете сельхозналога — подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Учитываются и иные предусмотренные перечнем, связанные с приобретением и выращиванием молодняка расходы. К примеру:

  • «зарплатные» затраты (по занятым выращиванием молодняка работникам);
  • оплата кормов;
  • расходы на приобретение иных материалов, связанных с содержанием и выращиванием молодняка.

При этом обнаруженная при инвентаризации молодняка недостача не может уменьшать налогооблагаемую базу по сельхозналогу, поскольку такого расхода нет в налоговом перечне «разрешенных» расходов ЕСХН.

Как учитываются недостачи при иных режимах налогообложения, узнайте из материалов нашего сайта:

Командировочные затраты при ЕСХН

Расходы сельхозтоваропроизводителя, связанные с выполнением трудовых обязанностей во время служебных поездок, поименованы в подп. 13 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Учитываемые при расчете сельхозналога командировочные расходы можно разделить на 5 групп:

  • транспортные (проезд сотрудника к месту командировки и обратно);
  • гостиничные (проживание командировочного);
  • суточные (либо полевое довольствие);
  • обеспечительные (связанные с оформлением виз, паспортов и др.);
  • вспомогательные (сборы за право въезда, аэродромные сборы и др.).

Данные расходы уменьшают ЕСХН в полной сумме, если подтверждены документально и оплачены.

Для каждой группы вышеуказанных расходов существует свой обязательный «документально-подтверждающий» набор бумаг:

  • проездные документы: распечатка маршрут-квитанции и посадочные талоны (авиаперелет), железнодорожный билет или купон электронного билета (поезд), путевой лист и чеки (автомобиль) и др.;
  • оплата проживания: чек ККМ и счет гостиницы, договор аренды квартиры и документы (копии) о праве собственности на квартиру и ИНН (при аренде у физлица) и т. д.;
  • иные издержки: оплата парковки (чек), мойка автомобиля (квитанция) и др.

Такие привычные для коммерсантов командировочные бумаги, как служебное задание и командировочное удостоверение, больше не являются подтверждающими документами в целях налогового учета, однако могут использоваться для внутренних контрольно-управленческих целей.

Расширяйте запас знаний по учету командировочных расходов с материалами нашего сайта:

Расходы на кулер и воду: возможно ли их признание при расчете сельхозналога?

На первый взгляд, налогоплательщики уже привыкли к мысли, что расходы на обеспечение нормальных условий труда, к которым относится приобретение кулера и воды для работников, беспроблемно уменьшают базу при расчете налога на прибыль. Однако для спецрежимов, к которым относится ЕСХН, данный вопрос решается по-другому.

Дело в том, что перечень допустимых при ЕСХН расходов не содержит такой вид затрат — расходы на обеспечение нормальных условий труда. Данное обстоятельство не позволяет расходы на приобретение кулера и воды учесть при расчете сельхозналога.

Чиновники Минфина подтвердили данную позицию в отношении упрощенцев (письмо от 06.12.2013 № 03-11-11/53315). Сельхозтоваропроизводителям на ЕСХН лучше тоже руководствоваться данным разъяснением и не учитывать подобные расходы при расчете сельхозналога.

Нюансы учета расходов на кулер и воду для применяющих ОСНО коммерсантов см. в материале «Прочие расходы, связанные с производством и реализацией согласно нормам ст. 264 НК РФ».

Как учитывать потери от засухи при ЕСХН?

Нередко сельхозтоваропроизводители теряют часть своего урожая из-за непредсказуемых погодных катаклизмов. Например, в результате засухи может погибнуть весь урожай или его часть.

Законодатель учел эти ситуации, включив такой вид непредвиденных потерь в перечень расходов ЕСХН — подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

Чтобы хоть как-то компенсировать такого рода потери, коммерсанты страхуют свой потенциальный урожай по договору имущественного страхования (подп. 1 п. 2 ст. 929 ГК РФ). К примеру, урожай пшеницы или ячменя можно застраховать от засухи (атмосферной или почвенной).

ВАЖНО! Если коммерсант заранее позаботился о страховке, расходы по добровольному страхованию сельхозкультур он сможет учесть при исчислении сельхозналога — подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

При этом полученное страховое возмещение необходимо учесть в доходах, так как внереализационные доходы определяются по такому же алгоритму, что и при ОСНО (п. 1 ст. 346.5 НК РФ).

Коммерсанту, застраховавшему свой урожай от засухи, необходимо выполнить ряд обязательных действий:

Ответственный подход к соблюдению процедуры позволит коммерсанту своевременно получить страховое возмещение и отразить связанные с этим событием доходы и расходы.

Итоги

Расходы ЕСХН - перечень их указан в п. 2 ст. 346.5 НК РФ, уменьшают базу по сельхозналогу, способствуя его снижению. Чтобы поименованный в перечне расход можно было учесть, он должен быть обоснован, документально подтвержден и оплачен.

Расходы, которые организация может учесть при расчете ЕСХН, должны быть:

  • экономически обоснованны (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
  • документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ);
  • оплачены (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • поименованы в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:

  • по ЕСХН – сразу после оплаты приобретенных товаров поставщику (абз. 4 подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • по единому налогу при упрощенке – только после реализации приобретенных товаров покупателю (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Кроме того, существуют отдельные виды расходов, которые законодательство позволяет учитывать только при применении одного из этих налоговых режимов.

В отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация вправе учитывать:

1) расходы на обеспечение мер техники безопасности и расходы, связанные с содержанием здравпунктов, находящихся на территории организации (подп. 6.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

2) расходы на добровольное страхование (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ):

  • транспорта (в т. ч. арендованного) и грузов;
  • основных средств производственного назначения (в т. ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в т. ч. арендованных);
  • товарно-материальных запасов, урожая сельхозкультур и животных;
  • другого имущества, которое используется в деятельности, направленной на получение доходов;
  • рисков при выполнении строительно-монтажных работ;
  • ответственности за причинение вреда, если добровольное страхование является условием деятельности организации в соответствии с международными требованиями;

3) расходы на питание работников, занятых на сельхозработах (подп. 22 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

4) расходы на питание экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

5) расходы на информационно-консультативные услуги (подп. 25 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

6) расходы в виде штрафов (пеней, санкций) за нарушение договоров, уплаченных по решениям суда, а также расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 28 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

7) расходы на подготовку специалистов (при условии, что с обучающимися заключены договоры на обучение, предусматривающие их работу в организации в течение не менее трех лет по специальности после окончания обучения) (подп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

8) расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки. При этом неважно, засеяна земля сельхозпродукцией или нет (подп. 31 п. 2 ст. 346.5 НК РФ, письмо Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154);

9) расходы на приобретение молодняка скота и птицы, продуктивного скота, мальков рыбы (подп. 32 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

10) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельхозпроизводством по пастбищному скотоводству (подп. 33 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

11) расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку сельхозпродукции (подп. 41 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

12) расходы в виде потерь:

  • от падежа птицы и животных в пределах норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 560 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • от вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утвержденных постановлением правительства РФ от 10 июня 2010 г. № 431 (подп. 42 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Потери, вызванные чрезвычайными ситуациями, по этой статье расходов не учитываются;

13) суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы (подп. 43 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

14) расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий (подп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);

15) таможенные платежи, уплачиваемые при вывозе товаров с территории России и не подлежащие возврату (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

В то же время в отличие от упрощенки при определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:

1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

3) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (подп. 25 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

4) расходы на обслуживание ККТ (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

5) расходы по вывозу твердых бытовых отходов (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете ЕСХН включить в расходы сумму выданных авансов?

Организации, применяющие ЕСХН, определяют доходы и расходы кассовым методом (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). При кассовом методе расходы можно признать при одновременном выполнении следующих условий:

  • организация понесла затраты;
  • затраты оплачены.

Если организация, применяющая кассовый метод, перечислила аванс в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то учесть их при расчете ЕСХН она не вправе. Дело в том, что при перечислении аванса выполняется (полностью или частично) лишь второе из названных условий – оплата расходов. Однако сами расходы в момент перечисления аванса не возникают. Их можно будет признать лишь в тот момент, когда поставщик (исполнитель) выполнит свое встречное обязательство (отгрузит товары, выполнит работы, окажет услуги), что будет подтверждено первичными документами (накладными, актами приемки выполненных работ и т. п.). Это следует из положений подпункта 2 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, оснований для того, чтобы включить незакрытые авансовые платежи в расчет налоговой базы по ЕСХН, у покупателя (заказчика) нет.

Приобретение прав на земельные участки

Расходы на приобретение земельных участков (в т. ч. засеянных сельхозпродукцией) при расчете ЕСХН учитывайте равномерно в течение срока, определенного организацией, но не менее семи лет (абз.1 п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).

Затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки включайте в состав расходов равными долями (в последние дни отчетных (налоговых) периодов) при соблюдении следующих условий:

  • расходы оплачены;
  • факт подачи документов на госрегистрацию приобретенных прав документально подтвержден (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов);
  • приобретенные земельные участки используются в предпринимательской деятельности.

Такой порядок предусмотрен абзацами 2, 3, 4 пункта 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-11/5154.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение имущественных прав на земельный участок

ЗАО «Альфа» – плательщик ЕСХН приобретает земельный участок сельскохозяйственного назначения для выращивания сельхозпродукции.

Стоимость участка – 7 000 000 руб. «Альфа» перечислила эту сумму продавцу участка 13 мая. 20 мая стороны подписали акт приема-передачи, а 3 июня «Альфа» подала документы на госрегистрацию права собственности на участок (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов). В этот же день была уплачена госпошлина за регистрацию права собственности в размере 1000 руб. Свидетельство о праве собственности на участок «Альфа» получила 28 июня.

В бухучете «Альфы» земельный участок отражается в составе основных средств по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на его приобретение (абз. 2 п. 5, п. 7, 8 ПБУ 6/01). В учетной политике для целей налогообложения «Альфа» установила срок признания расходов на приобретение земельного участка – 7 лет.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи.

Дебет 60 Кредит 51
– 7 000 000 руб. – оплачена стоимость приобретенного земельного участка;

Дебет 08 Кредит 60
– 7 000 000 руб. – отражены затраты на приобретение земельного участка.

Дебет 68 субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
– 1000 руб. – перечислена госпошлина за регистрацию права собственности на земельный участок;

Дебет 08 Кредит 68 субсчет «Государственная пошлина»
– 1000 руб. – отражена сумма госпошлины за регистрацию права собственности на земельный участок;

Дебет 01 Кредит 08
– 7 001 000 руб. (7 000 000 руб. + 1000 руб.) – включен в состав основных средств приобретенный земельный участок.

При расчете ЕСХН бухгалтер «Альфы» учел расходы на приобретение земельного участка равными долями в течение семи лет начиная с июня.

При расчете авансового платежа за первое полугодие в состав расходов бухгалтер включил часть затрат на приобретение земельного участка в сумме 500 071 руб. (7 001 000 руб. : 7 лет : 2).

Ситуация: как учитывать расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли? Организация применяет ЕСХН.

Равномерно в течение срока, определенного организацией, но не менее семи лет.

Возможность организации учитывать расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли при расчете ЕСХН предусмотрена подпунктом 31 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Однако порядок учета этих расходов главой 26.1 Налогового кодекса РФ не установлен. Такой порядок установлен лишь в отношении затрат на приобретение имущественных прав на земельные участки (п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ).

Из буквального толкования положений подпункта 31 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ следует, что расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки и расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли – это разные виды затрат. Тем не менее письмом от 22 июля 2008 г. № 03-11-04/1/15 Минфин России разъяснил, что расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли следует учитывать в том же порядке, что и расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки. То есть равномерно в течение срока, определенного организацией, но не менее семи лет.

Если организация будет придерживаться разъяснений Минфина России, то при учете расходов на приобретение права на заключение договора аренды земли нужно соблюдать и другие условия для признания этих затрат, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ.

Если организация решит списывать эти расходы по-другому (например, единовременно), то не исключено, что в ходе налоговой проверки инспекция признает это решение неправомерным. В таком случае организации придется отстаивать свою позицию в суде. Арбитражная практика по этому вопросу пока не сложилась.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка

ЗАО «Альфа» – плательщик ЕСХН приобрело на аукционе право на заключение договора аренды земельного участка сроком на 50 лет. Участок предполагается использовать для выпаса скота. Стоимость права заключения договора – 2 550 000 руб. «Альфа» перечислила эту сумму организатору торгов 13 мая. 20 мая был заключен договор аренды и подписан акт приема-передачи участка. 3 июня «Альфа» подала документы на госрегистрацию права аренды (у организации есть расписка территориального подразделения Росреестра в получении документов). В этот же день была уплачена госпошлина за регистрацию договора в размере 1000 руб.

В бухучете «Альфы» затраты на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». В течение срока действия договора аренды эти затраты ежемесячно списываются равными долями на счет 20 «Основное производство».

При расчете ЕСХН бухгалтер учитывает расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 22 июля 2008 г. № 03-11-04/1/15). В учетной политике для целей налогообложения «Альфа» установила срок признания расходов на приобретение прав на заключение договора аренды земельного участка – 10 лет.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи.

Дебет 60 Кредит 51
– 2 550 000 руб. – оплачена стоимость приобретенного права на заключение договора аренды земельного участка;

Дебет 97 Кредит 60
– 2 550 000 руб. – отражены расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка.

Дебет 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» Кредит 51
– 1000 руб. – уплачена госпошлина за регистрацию договора аренды земельного участка;

Дебет 97 Кредит 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»
– 1000 руб. – отнесена на расходы будущих периодов сумма госпошлины за регистрацию договора аренды земельного участка.

Начиная с июня ежемесячно до окончания срока аренды бухгалтер «Альфы» списывал на затраты часть стоимости права на заключение договора:

Дебет 20 Кредит 97
– 4252 руб. ((2 550 000 руб. + 1000 руб.) : 50 лет : 12 мес.) – списана часть стоимости права на заключение договора аренды земельного участка.

При расчете ЕСХН бухгалтер «Альфы» учел расходы на приобретение права аренды земельного участка равными долями в течение 10 лет начиная с июня.

При расчете авансового платежа за первое полугодие в состав расходов бухгалтер включил 127 550 руб. ((2 550 000 руб. + 1000 руб.) : 10 лет : 2).


Общие требования к признанию расходов при ЕСХН

Величина сельхозналога определяется сельхозтоваропроизводителем исходя из полученных доходов, уменьшенных на произведенные расходы, при этом данный перечень строго регламентирован Налоговым кодексом.

Основные принципы для принятия расходов:

Расходы ЕСХН должны быть (п. 3, подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ):

  • обоснованными; — т.е необходимые
  • подтвержденными; — оформленные, подтвержденныедокументами
  • оплаченными.

Перечень расходов

Порядок признания и перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН, в целом аналогичны порядку признания и перечню расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу при упрощенке. В частности, правила, установленные для упрощенки, можно применять при списании:

  • расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание) основных средств и нематериальных активов (п. 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ);
  • расходов на приобретение сырья и материалов (абз. 3 подп. 2 п. 5 ст. 346.5, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
  • сумм НДС, уплаченных поставщикам (исполнителям) (подп. 8 п. 2 ст. 346.5, подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • убытков, сложившихся в период применения спецрежима (п. 5 ст. 346.6, п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Единственным видом расходов, правила признания которых при применении ЕСХН и при упрощенке различаются, являются расходы на приобретение покупных товаров. Такие расходы уменьшают налоговую базу:

  • по ЕСХН – сразу после оплаты приобретенных товаров поставщику (абз. 4 подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • по единому налогу при упрощенке – только после реализации приобретенных товаров покупателю (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Перечень расходов при ЕСХН:

1. расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

2. расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;

3. расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

4. арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;

5. материальные расходы, включая расходы на приобретение:
— семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала,
— удобрений,
— кормов,
— медикаментов,

— биопрепаратов и средств защиты растений;

6. расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;

7. расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

8. расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования:
— добровольному страхованию средств транспорта (в том числе арендованного);
— добровольному страхованию грузов;

— добровольному страхованию основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
— добровольному страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
— добровольному страхованию товарно-материальных запасов;
— добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных культур и животных;
— добровольному страхованию иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;
— добровольному страхованию ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.

9. суммы НДС по приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов;

10. суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафов;

11. расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

12. суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле;

13. расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;

14. расходы на командировки, в частности на:
— проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
— наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (кроме расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
— суточные или полевое довольствие;
— оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
— консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;

15. плату нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах утвержденных тарифов;

16. расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;

17. расходы на опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также на опубликование и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять такое опубликование (раскрытие);

18. расходы на канцелярские товары;

19. расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;

20. расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

21. расходы на рекламу производимых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания;

22. расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

23. расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

24. расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов в пределах норм, утвержденных Правительством РФ;

25. суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах, кроме суммы ЕСХН (N 94-ФЗ);

26. расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов на обязательное и добровольное страхование), в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке;

27. расходы на информационно-консультативные услуги;

28. расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе;

29. судебные расходы и арбитражные сборы;

30. расходы в виде уплаченных на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба;

31. расходы на подготовку в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования специалистов для налогоплательщиков. Указанные расходы учитываются при условии, что с обучающимися в указанных образовательных учреждениях физическими лицами заключены договоры (контракты) на обучение, предусматривающие их работу у налогоплательщика в течение не менее 3х лет по специальности после окончания соответствующего образовательного учреждения;

32. расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки (с учетом особенностей) включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения договора аренды, в т.ч.:
— на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
— на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства);

33. расходы на приобретение молодняка скота для последующего формирования основного стада, продуктивного скота, молодняка птицы и мальков рыбы;

34. расходы на содержание вахтовых и временных поселков, связанных с сельскохозяйственным производством по пастбищному скотоводству;

35. расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения;

36. расходы на сертификацию продукции;

37. периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

38. расходы на проведение (в случаях, установленных законодательством РФ) обязательной оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы, а также расходы на проведение оценки имущества при определении его рыночной стоимости в целях залога;

39. плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;

40. расходы на оплату услуг специализированных организаций по изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости (в том числе правоустанавливающих документов на земельные участки и документов о межевании земельных участков);

41. расходы на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и по предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности;

42. расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку продукции;

43. расходы в виде потерь от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, кроме случаев стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций;

44. суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы;

45. расходы в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией их последствий.

Какие расходы нельзя учесть при ЕСХН

При определении налоговой базы по ЕСХН организация не вправе учитывать:

1) расходы на патентование и оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (подп. 2.2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

2) расходы на НИОКР (подп. 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

3) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию (подп. 25 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

4) расходы на обслуживание ККТ (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

5) расходы по вывозу твердых бытовых отходов (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Так же не включаются в состав расходов при определении налоговой базы по ЕСХН незакрытые (т.е. выданные) авансы.

Читайте также: