Расчеты с нерезидентами в валюте налоги

Опубликовано: 13.05.2024

1. Возможны самые различные классификации видов валютных опе­раций. Применительно к участию в валютных отношениях кре­дитных организаций важно выделять два вида таких операций. Операции резидентов с иностранной валютой и ценными бума­гами в иностранной валюте подразделяются на:
текущие валютные операции;
и валютные операции, связанные с движением капитала. Основное отличие этих двух видов операций заключается в следующем. Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений. В свою очередь, операции по движению капитала осуществляются в порядке, определяемом Правитель­ством РФ и ЦБ РФ. Не допускается установление органами валютного регулирова­ния требования о получении резидентами и нерезидентами ин­дивидуальных разрешений.

2. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осу­ществляются без ограничений, за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях.
предотвращения сокращения золотовалютных резервов;
резких колебаний курса валюты РФ;
поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Ограничения носят не дискриминационный характер и отме­няются органами валютного регулирования по мере устране­ния обстоятельств, вызвавших их установление.

3. При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами ЦБ РФ может устанавли­вать только требование об использовании специального счета и резервировании. Требование об использовании специального счета резидентом мо­жет быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих ва­лютных операций между резидентами и нерезидентами:
расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов);
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; ,
исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
операций кредитных организаций, за исключением банковских операций. Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами:
расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нере­зидентов);
операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг;
исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
операций, связанных с приобретением нерезидентами у рези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг;
операций, связанных с приобретением резидентами у нерези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг, а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам. Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет не­резидента в валюте РФ, открытый в уполномоченном банке. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг. Что касается денежных расчетов между резидентами и нерези­дентами по операциям с внешними ценными бумагами, то их можно осуществлять в валюте РФ и иностранной валюте, если иное не установлено ЦБ РФ. Без ограничений осуществляются валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внеш­ними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, свя­занные с приобретением и отчуждением внешних ценных бу­маг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года.

4. Валютные операции между резидентами запрещены, за исклю­чением:
операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, при реализации товаров и оказании услуг пассажи­рам в пути следования при международных перевозках;
операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчи­ком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо­

» го из России или ввозимого в Россию груза, транзитной пере­возкой груза по территории РФ, а также по договорам страхо­вания указанных грузов;
операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях;
операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитари­ях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осу­ществления расчетов в валюте РФ;

•.операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте. Без ограничений осуществляются валютные операции между ре­зидентами и уполномоченными банками, связанные:
с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам;
внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банков­ских счетов (вкладов);
банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
приобретением резидентами у уполномоченных банков вексе­лей, выписанных этими или другими уполномоченными бан­ками, предъявлением их к платежу, получением по ним плате­жа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением рези­дентами указанных векселей уполномоченным банкам;
с куплей-продажей физическими лицами наличной и безна­личной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и ино­странную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств, приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физически­ми лицами предпринимательской деятельности;
с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграж­дения;
иными валютными операциями, отнесенными к банковским

операциям. 5« Нерезиденты вправе:
• без ограничений осуществлять между собой переводы иностран­ной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами терри­тории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в упол­номоченных банках или банковских счетов (банковских вкла­дов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках;
• осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований ан­тимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который мо­жет предусматривать требование об использовании специаль­ного счета при совершении таких операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через/банковские счета в России.

Руководитель направления налогообложения частных клиентов Private Banking в ПАО "Банк Зенит"

специально для ГАРАНТ.РУ

Снижение ставок по депозитам и активное продвижение инвестиционных продуктов привело к значительному притоку частных инвесторов на рынок ценных бумаг. Зарубежные фондовые рынки могут обеспечить большую доходность нежели российский рынок, который часто находится под давлением, что приводит к снижению финансового результата. В отношении некоторых доходов от операций с иностранными ценными бумагами необходимо самостоятельно подавать налоговую декларацию и уплачивать налоги. Об особенностях налогообложения – далее.

Брокерский счет открыт в России, должен ли клиент платить налоги по доходам от операций с ценными бумагами самостоятельно?

В таком случае российский брокер (депозитарий) выступает в роли налогового агента, а значит самостоятельно рассчитает доход и сумму налога и перечислит его в бюджет по большинству операций с ценными бумагами, включая операции с иностранными ценными бумагами. Но есть ситуации, когда клиент должен уплатить налоги самостоятельно:

  • сумма налога, рассчитанного брокером (депозитарием) за налоговый период (календарный год) была не полностью перечислена в бюджет РФ. Такие ситуации случаются, когда на счете клиента недостаточно денежных средств в рублях. Например, на брокерском счете хранятся денежные средства только в иностранной валюте, а налоговый агент, напомним, может удержать налог только из денежных средств в рублях (Письмо Минфина России от 2 октября 2014 г. № 03-04-06/495514). Если клиент до 31 января текущего года (для налогообложения за 2020 год) не зачислит на брокерский счет денежные средства в рублях для перечисления налоговым агентом в бюджет, то налоговый агент передаст информацию о сумме неудержанного налога в налоговые органы. В таком случае обязанность по уплате налога ляжет на физическое лицо. Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ при этом подавать не нужно. Налоговый орган пришлет уведомление об уплате налога, который необходимо будет уплатить до 1 декабря 2021 года;
  • получены дивиденды по иностранным акциям. В этом случае у физического лица возникает обязанность по декларированию доходов в виде дивидендов самостоятельно, путем подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в налоговые органы. Это необходимо сделать до 30 апреля 2021 года. Однако, не всегда будет необходимо уплатить налог с суммы дивидендов в размере 13%, поскольку эмитент акций удерживает налог у источника по ставкам страны, выпустившей акции и при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения между странами, налог, уплаченный в иностранном государстве, может быть зачтен против суммы налога, подлежащей уплате в РФ.

ПРИМЕР

Рассмотрим ситуацию на примере получения дивидендов по американским акциям.

Ставка налога у источника при выплате дивидендов в США составляет 30%.

При применении норм соглашения об избежании двойного налогообложения между США и Россией, ставка налога у источника при выплате дивидендов для российских налоговых резидентов будет составлять 10%. Для применения норм соглашения необходимо заполнить специальную форму W-8BEN, подписать ее и передать брокеру. Сделать это необходимо до получения дохода в виде дивидендов. Форма W-8BEN заполняется для каждого брокера, у которого открыт счет.

Если был удержан налог в размере 10%, то по декларации необходимо доплатить условно 3% налога.

Когда же было удержано 30% налога от суммы дохода в виде дивидендов в США, скорее всего, налог в РФ уплачивать не придется. Однако, налоговым органам необходимо заявить сумму полученного дохода и сумму удержанного налога. Если декларация с подтверждением 0 руб. суммы налога к уплате не подана, то обязанность по уплате 13% налога с суммы полученных дивидендов в РФ сохраняется. При этом налог рассчитывается с суммы дивидендов до налогообложения в США.

Что такое двойное налогообложение доходов, и как его избежать?

Двойное налогообложение доходов – это ситуация, при которой две страны имеют право на взыскание налога с одного и того же дохода. Такая ситуация возникает, когда резидент РФ получает доход от источников за рубежом, в частности доход от операций с иностранными ценными бумагами.

Для устранения казуса двойного налогообложения страны заключают соглашения об избежании двойного налогообложения.

Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 84 странами. Соглашения с каждой страной имеет свои особенности, но большинство из них основаны на модельной конвенции ОЭСР.

Базовые принципы налогообложения доходов от ценных бумаг на основании модельной конвенции ОЭСР, следующие:

  • доходы от реализации ценных бумаг облагаются только в РФ;
  • доходы в виде купонов по облигациям облагаются только в РФ для большинства популярных инвестиционных юрисдикций (например, США, Великобритания, Германия, Швейцария,), иные страны устанавливают пониженную ставку налога от 5 до 15%;
  • доходы в виде дивидендов облагаются в стране, являющейся источником доходов по сниженной по соглашению ставке (5%, 10% или 15%, зависит от условий каждого соглашения), но также облагаются и в РФ (при этом применяется механизм зачета налога, уплаченного в иностранном государстве).

Перед приобретением иностранной ценной бумаги рекомендую удостоверится, что соглашение об избежании двойного налогообложения со страной выпуска ценных бумаг ратифицировано документ открыть. В противном случае возникнет двойное налогообложение доходов, которое может повлечь значительное снижение доходности по ценным бумагам. Например, сравним налогообложение купонного дохода по облигации Перу с купоном 7% и облигации Белоруссии с аналогичным купоном (7%).

Соглашение об избежании двойного налогообложения с Белоруссией есть, а вот с Перу такое соглашение не подписано.

Налог с купона от иностранных облигаций для российского налогового резидента будет взыматься РФ и страной происхождения дохода.

В Перу ставка налога на доход для налоговых нерезидентов составляет 30%. В Белоруссии предусмотрена ставка 10% на основании соглашения об избежании двойного налогообложения.

При этом, в случае наличия соглашения работает механизм зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, предусмотренный ст. 232 Налогового Кодекса. Таким образом, в Белоруссии будет уплачено 10%, а в РФ будет необходимо доплатить только условно 3%.

А вот по облигациям Перу будет необходимо уплатить 30% подоходного налога Перу и 13% налога на доходы РФ. Налог в РФ будет взыматься с дохода до удержания налога в Перу.

Для более наглядного представления приведем расчеты в таблице:

Страна выпуска облигации

Вложено в пересчете на российские рубли

Ставка купона

Доход за год, руб.

Налог в РФ, %

Налог у источника, %

Ставка по соглашению, %

Сумма налога в РФ, руб.

Сумма налога в стране или по соглашению, руб.

Зачет налога возможен

Сумма чистого дохода, руб.

Последний раз обновлено:

Расчеты между российскими и иностранными фирмами можно проводить как в иностранной валюте, так и в рублях. Осуществляя экспортно-импортные операции, чаще всего приходится сталкиваться с фирмами-нерезидентами.

Репатриация валюты

Платежи по таким операциям в иностранной валюте происходят без ограничений. Однако в валютном законодательстве есть требование о «репатриации валюты» (ст. 19 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Репатриация валюты означает:

  • если вы перечисляете валюту иностранной фирме, вы должны получить от нее товары, работы или услуги на перечисленную сумму либо при их неполучении вернуть деньги;
  • если ваша фирма экспортирует товары, работы или услуги, то вы обязаны обеспечить их полную оплату;
  • если вы выдали заем нерезиденту, вы обязаны обеспечить возврат займа в сроки, предусмотренные договором займа, а в случае невозврата займа получить страховую выплату по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по договору займа (получить выплату может быть поручено выгодоприобретателю по договору страхования риска невозврата заемных средств).

За тем, как российские фирмы соблюдают эти правила, следят агенты валютного контроля (например, банки, таможня, налоговая инспекция).

Как вы знаете, за операции по переводу денежных средств банки-корреспонденты взимают комиссию. Федеральный закон от 16 октября 2019 г. № 341-ФЗ внес поправки в Закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которые с 27 октября 2019 года смягчили требования по репатриации валюты.

Так, не является нарушением этих требований:

  • получение экспортной выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам;
  • при расчетах с использованием трансферабельного (переводного) аккредитива.

Обязательное получение резидентом иностранной валюты Минфин собирается отменять для предприятий несырьевого неэнергетического экспорта:

  • с 2021 года на 10%;
  • с 2022 года – на 30%;
  • с 2025 года – полностью.

С 2020 года аналогичное послабление в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» внесено Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ в отношении рублевой выручки.

Проводя валютные операции, фирмы обязаны представить в свой банк документы, которые подтверждают обоснованность этих операций. Прежде всего это внешнеэкономический контракт.

Подробнее о том, как его оформить, смотрите раздел «Внешнеэкономический контракт» → подраздел «Как составить внешнеэкономический контракт».

Кроме того, подтверждающими документами, например, могут быть:

  • допсоглашения к контракту;
  • документы, которые подтверждают факт передачи товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
  • претензии и рекламации;
  • решения судебных органов;
  • счета на оплату (инвойсы).

Если фирма переводит валюту за рубеж, эти документы она должна представить до перечисления денег. Если этого не сделать, работники банка откажутся провести платеж.

Обратите внимание: с 1 марта 2018 года справку о валютных операциях представлять не нужно (инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И). Обязательны документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций.

Когда фирма получает на свой счет валюту, то документы необходимо представить в течение пятнадцати рабочих дней со дня зачисления иностранной валюты на счет (инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И).

Также с 27 октября 2019 года при расчетах с использованием трансферабельного (переводного) аккредитива агенты валютного контроля потребуют у резидента документы, подтверждающие расчеты по такому аккредитиву.

Что касается займов, то в уполномоченный банк резидент обязан сообщить об ожидаемом в соответствии с договором займа сроке возврата предоставленного нерезиденту займа (ч. 1.1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ).

Также установлены случаи освобождения резидентов-займодавцев от исполнения обязанности по репатриации иностранной валюты и рублей:

  • если предоставление займа валютному нерезиденту связано с финансированием геологического изучения, разведки добычи полезных ископаемых по перечню из статьи 337 Налогового кодекса РФ. Обязательное условие для освобождения – условие договора займа о том, что возврат предоставленных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых, размера выручки от их реализации и при наступлении определенных событий происходит невозврат денежных средств (п. 8 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ);
  • при зачете встречных однородных требований по договорам займа, если встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа путем зачисления средств на счет резидента в уполномоченном банке (п. 9 ч. 2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ);
  • когда договор займа связан с финансированием инвестиционной, инновационной деятельности, если при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств в сумме вклада резидента в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента или происходит невозврат денежных средств по причине несостоятельности (банкротства) нерезидента.

Административная ответственность за нарушения при репатриации валюты

Основной мерой наказания за нарушения в сфере валютного контроля предусмотрен штраф.

С 12 апреля 2020 года Федеральный закон от 1 апреля 2020 № 72-ФЗ ввел новый вид ответственности за нарушения, допущенные при репатриации валютных средств – предупреждение. Означает это некоторое смягчение действующих мер.

Таким образом, за нарушения при репатриации валюты предусмотрены такие административные меры.

За неполучение резидентом (организацией или предпринимателем) в срок на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или рублей, причитающихся от нерезидента по договору поставки или займа, может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы, зачисленной на счет в уполномоченном банке с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления средств;
  • от 75 до 100 процентов суммы, не зачисленной на счет в уполномоченном банке.

Штраф на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

За необеспечение поставки при импорте (неполучение денег за отгруженные нерезидентам товары) может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы, зачисленной на счет в уполномоченном банке с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления средств;
  • от 75 до 100 процентов суммы, не зачисленной на счет в уполномоченном банке.

Штраф на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Также введена новая мера ответственности.

За совершение указанных правонарушений по однократно либо неоднократно в течение года проведенным валютным операциям, если сумма денежных средств превышает 100 млн. рублей (но при этом отсутствуют признаки уголовного правонарушения), предусматривается наложение штрафа:

  • 1/150 ставки рефинансирования Банка России от суммы, зачисленной на счет в уполномоченном банке с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления средств;
  • от 75 до 100 процентов суммы, не зачисленной на счет в уполномоченном банке.

Понятно, что в абсолютном измерении штрафы будут весьма существенными.

И для должностных лиц наказание суровее - штраф от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Обратите внимание: частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за последующее осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных с нарушениями Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Это самостоятельное нарушение, предусматривающее административный штраф от 75 до 100 процентов от списанной «незаконной» суммы.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409 установлено приостановление до 31 мая 2020 года инициирование и проведение проверок соблюдения валютного законодательства.

Исключение составляют случаи, когда по уже начатым проверкам выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 года. В этих случаях такие нарушение разрешено проверить и вынести административное наказание.

Если причиной нарушения при репатриации валюты стала пандемия, избежать административного штрафа удастся только в случае, если будет доказано отсутствие вины участника ВЭД. Об этом говорится в Информационном письме Минфина от 20 марта 2020 г.

Если невыполнение обязанности по возвращению в РФ денег, уплаченных за сорванные поставки за рубеж, и если деньги за отгруженные нерезидентам товары не получены из-за ограничительных мер иностранных государств, предпринятых в связи с пандемией, российская фирма не будет считаться виновной в нарушении валютного законодательства.

Но свою невиновность нужно подкрепить доказательствами. Чтобы избежать штрафа, необходимо представить суду (или госоргану, рассматривающему дело) доказательства невиновности. Среди них подтверждение того, что участник ВЭД всеми возможными способами попытался соблюсти установленные законом обязанности.

В каждом конкретном случае решение будет приниматься с учетом всех обстоятельств.

Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Выполнение работ или оказание услуг для иностранных компаний вызывает у бухгалтера массу вопросов по налогообложению. Например, нужно ли облагать эти операции НДС? Может ли иностранец удерживать свой местный налог при выплате вознаграждения? Как не допустить двойного налогообложения предмета сделки, если иностранец удержал все-таки свой налог и при этом компания вынуждена облагать сделку «российским» налогом?

НДС при оказании услуг иностранной компании на территории РФ

Итак, ваша компания находится в стадии переговоров с иностранным заказчиком и в ближайшем будущем, вероятно, заключит с ним договор. Первое, что необходимо определить, нужно ли закладывать в стоимость сделки НДС? Иными словами, будет ли возникать в данном случае объект налогообложения по НДС.

Для этого нужно определить место реализации работ/услуг. Здесь нет единого правила. Все зависит от того, какие именно работы/услуги вы будете выполнять/оказывать. Если речь идет об услугах, которые перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (консультационные, юридические, маркетинговые и т.д.), то место их реализации определяется по местонахождению покупателя услуг. И если покупателем таких услуг является иностранное лицо, то услуги будут считаться оказанными не на территории РФ. А значит, они не должны облагаться «российским» НДС.

В отношении услуг по перевозке или транспортно-экспедиторских услуг действует другое правило: если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ, то такие услуги считаются оказанными на территории России (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ). А значит, они должны облагаться НДС.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. При заключении договора с иностранным заказчиком необходимо определить, будет ли возникать объект налогообложения по НДС. Для этого нужно определить место реализации работ/услуг.

2. Место реализации работ/услуг определяется по правилам, прописанным в НК РФ.

3. Иностранный заказчик может потребовать, чтобы в контрактную стоимость услуг были заложены налоги, удерживаемые им в соответствии с местным налоговым законодательством.

4. Российская организация должна включать в налогооблагаемый доход сумму сделки, включающую в себя сумму «иностранных» налогов, подлежащих удержанию.

5. Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации.

6. Зачитывать можно только тот «иностранный» налог, который является аналогом налога на прибыль/с доходов. «Иностранный» НДС зачету подлежать не может.

7. Размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в Российской Федерации.

А вот, например, место реализации услуг по поиску и подбору потенциальных партнеров определяется по местонахождению исполнителя услуг (как и других услуг/работ, не поименованных в пп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Соответственно, если исполнитель – российская компания, то услуги считаются оказанными на территории РФ, а значит, облагаются «российским» НДС (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 13.08.2020 № 03-07-08/71010).

Так что в каждом конкретном случае смотрим, что за услуги оказываются, и определяем место их реализации по правилам, прописанным в ст. 148 НК РФ.

Если вы определили, что ваши услуги не считаются оказанными на территории РФ, то обратите внимание на два момента. Первый – данные по таким услугам следует отражать в разделе 7 декларации по НДС. И второй момент – раздельный учет входного НДС, который обычно ведется при осуществлении операций, не облагаемых НДС, в данном случае вести не нужно. Это связано с тем, что в целях принятия входного НДС к вычету с 01.07.2019 г. операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, считаются облагаемыми НДС (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ), и входной НДС по ним не распределяется, а полностью принимается к вычету.

Включение в цену сделки с иностранцем «иностранных» налогов

Иностранный заказчик может потребовать, чтобы в контрактную стоимость услуг были заложены также налоги, удерживаемые им в соответствии с местным налоговым законодательством (например, если между РФ и его страной отсутствует соглашение об избежании двойного налогообложения). Это либо НДС, либо налог с доходов, а то и оба налога сразу.

Мы сейчас не будем рассматривать правомерность такого требования, так как этот вопрос завязан на законодательстве той страны, резидентом которой является иностранный контрагент. Полагаем, что заказчик не будет просто так требовать включения этих налогов в стоимость сделки. Наверняка таковы требования налогового законодательства его страны.

Но, таким образом, при выплате вознаграждения за свои услуги вы получите сумму за минусом удержанных «иностранных» налогов.

И вот здесь важный момент, который нужно учитывать при отнесении суммы дохода по сделке в налоговую базу по налогу на прибыль: в налогооблагаемый доход следует включать сумму сделки, включающую в себя сумму «иностранных» налогов, подлежащих удержанию. Прямо об этом в НК РФ не говорится, однако следует косвенно из взаимосвязи некоторых положений.

Во-первых, положения п. 1 ст. 248 НК РФ разрешают исключать из налогооблагаемого дохода только суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). То есть исключается только «российский» НДС. Соответственно, «иностранные» налоги исключать нельзя. Чиновники подтверждают данный вывод, правда, в части «иностранного» НДС (письмо ФНС РФ от 18.10.2005 № 03-4-03/1800/31).

При этом такой НДС можно отнести в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Основание – пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Ранее официальные органы не разрешали учитывать «иностранный» НДС в расходах для целей налога на прибыль (письма Минфина России от 08.04.2011 № 03-03-06/1/226, от 05.04.2012 № 03-03-06/1/182), однако позже их позиция изменилась (письма Минфина России от 10.02.2017 № 03-03-06/1/7449, от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17684, от 14.09.2020 № 03-03-06/1/80340).

Для возможности учета иностранного НДС в составе «уменьшаемых» расходов необходимо иметь документ, подтверждающий удержание налога. Его следует перевести на русский язык.

Во-вторых, ст. 311 НК РФ предусматривает процедуру зачета, целью которой служит недопущение двойного налогообложения, возникающего в рассматриваемой ситуации, когда одна и та же стоимость услуги облагается и «российским», и «иностранным» налогом на прибыль. Положениями этой статьи предусмотрено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации.

Обращаем внимание, что зачитывать можно только тот «иностранный» налог, который является аналогом налога на прибыль/с доходов. «Иностранный» НДС зачету подлежать не может.

Что нужно для зачета «иностранного» налога в РФ

Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, – заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, – подтверждения налогового агента.

Поскольку в рассматриваемой нами ситуации речь идет о налоге, удерживаемом иностранным заказчиком, то необходимо получать от него документ, подтверждающий удержание налога (на каждый факт удержания).

Обязательной формы для такого документа нет. Он может быть составлен по форме, которая установлена внутренними законами или обычаями делового оборота иностранного государства (письма Минфина России от 21.02.2014 № 03-08-05/7410, от 21.05.2018 № 03-08-05/34062). Главное, такой документ должен подтверждать, что налоговый агент удержал налог, подлежащий уплате в иностранном государстве (письмо Минфина России от 21.05.2018 № 03-08-05/34062).

Документ-подтверждение, составленный на иностранном языке, нужно перевести на русский язык (письма Минфина России от 28.06.2013 № 03-08-05/24718, от 21.02.2014 № 03-08-05/7410). В отдельных письмах Минфин России требует, чтобы перевод был заверен нотариально (см., например, письмо от 17.12.2009 № 03-08-05). Однако мы считаем, что нотариально заверять перевод такого документа не требуется, поскольку положения НК РФ не содержат такого требования.

Также в целях зачета налога по ст. 311 НК РФ необходимо заполнить специальную декларацию – Налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (по форме, утв. приказом МНС РФ от 23.12.2003 № БГ-3-23/709@). Ее можно подавать в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени уплаты (удержания) налога в иностранном государстве одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации (п. 3 Инструкции по заполнению этой декларации).

Налоговым законодательством не установлено ограничение проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы. В письме ФНС России от 24.09.2019 № СД-4-3/19469@ разъясняется, что российская организация вправе произвести зачет как в текущем, так и в трех налоговых периодах, следующих после налогового периода, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации. При этом следует учитывать, что зачет возможен только при наличии документа, подтверждающего факт удержания, который действует в течение налогового периода, в котором оно представлено (абз. 3 п. 3 ст. 311 НК РФ).

Ограничения по сумме зачета «иностранного» налога в РФ

Существует ограничение по сумме иностранного налога, которую можно зачесть. Так, в соответствии с п. 3 ст. 311 НК РФ, «размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации».

Подробные разъяснения относительно того, как рассчитывать сумму налога, подлежащего зачету, приведены в письме Минфина РФ от 24.05.2011 № 03-03-06/1/304.
В нем сказано, что необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами Российской Федерации, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету, то есть следует определить предельную сумму налога, подлежащую зачету (предельную сумму зачета).
Для этого к сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами РФ, с учетом (в установленных случаях) аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, применяется ставка налога на прибыль по российскому законодательству. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей.

В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога. То есть сумма налога на прибыль, исчисленная согласно положениям российского налогового законодательства, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что будет составлять сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации.

Если сумма налога, фактически уплаченная с доходов за границей, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в РФ уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета.

Рассчитанную сумму налога, фактически подлежащего зачету, необходимо отразить в соответствующей строке налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по текущему отчетному (налоговому) периоду (строки 240–260 Листа 02 Декларации).

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Читайте также: