Начальник районной налоговой инспекции

Опубликовано: 10.05.2024

В целях совершенствования порядка назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 15.03.2005 N 295 "Вопросы Федеральной налоговой службы", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" приказываю:

1. Назначение на руководящие должности в территориальных органах Федеральной налоговой службы производить в следующем порядке:

1.1. Руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) - приказом Министра финансов Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной налоговой службы, после личного собеседования руководителя ФНС России с кандидатом, назначаемым на должность, и заключения начальника Управления кадров.

На основании приказа Министра финансов Российской Федерации Федеральной налоговой службой издается приказ о вступлении в должность руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа).

1.2. Начальника межрегиональной инспекции ФНС России - приказом руководителя Федеральной налоговой службы, после его личного собеседования с кандидатом, назначаемым на должность, по заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа.

1.3. Заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), заместителя начальника межрегиональной инспекции ФНС России - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), начальника межрегиональной инспекции ФНС России, заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа, после его личного собеседования с кандидатом, назначаемым на должность.

1.4. Начальника инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня ФНС России - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа, после личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

1.5. Начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению начальника соответствующей межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, заключению начальника Управления кадров и согласованию кандидатуры для назначения на должность с заместителем руководителя ФНС России, координирующим работу данного территориального органа, после личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

1.6. Заместителя начальника инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня - приказом руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) после личного собеседования с кандидатом, по представлению начальника инспекции, заключению начальника кадрового подразделения управления и согласованию с заместителем руководителя управления, координирующим работу инспекции.

Работников аппарата управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) - приказом руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) после личного собеседования с кандидатом, по представлению начальника соответствующего отдела управления и согласованию с заместителем руководителя управления, координирующим работу подразделения аппарата управления.

1.7. Заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом начальника соответствующей межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам после личного собеседования с кандидатом, по представлению начальника инспекции, начальника соответствующего отдела межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, заключению начальника кадрового подразделения межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и согласованию с заместителем начальника межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, координирующим работу инспекции.

1.8. Начальника отдела межрегиональной инспекции ФНС России - приказом начальника инспекции по представлению заместителя начальника инспекции, координирующего работу отдела, заключению начальника Управления кадров ФНС России и согласованию с заместителем руководителя Федеральной налоговой службы, координирующим работу инспекции.

Других работников межрегиональной инспекции ФНС России - приказом начальника инспекции после личного собеседования с кандидатом на основании представления начальника соответствующего структурного подразделения инспекции и по согласованию с заместителем начальника инспекции, координирующим работу данного структурного подразделения.

1.9. Начальника отдела инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции межрайонного уровня - приказом начальника инспекции по представлению заместителя начальника инспекции, координирующего работу данного структурного подразделения, заключению начальника кадрового подразделения управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) и согласованию с заместителем руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), координирующим работу данного территориального органа, после его личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

Других работников инспекции - приказом начальника инспекции после личного собеседования с кандидатом, на основании представления начальника соответствующего структурного подразделения инспекции по согласованию с заместителем начальника инспекции, координирующим работу данного структурного подразделения.

1.10. Начальника отдела межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по представлению заместителя начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, координирующего работу данного структурного подразделения, заключению начальника кадрового подразделения соответствующей межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и согласованию с заместителем начальника межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, координирующим работу данного территориального органа, после его личного собеседования (по его решению) с кандидатом, назначаемым на должность.

Других работников межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам - приказом начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам после личного собеседования с кандидатом, на основании представления начальника соответствующего структурного подразделения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по согласованию с заместителем начальника межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, координирующим работу данного структурного подразделения.

1.11. Руководителей организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, - приказом руководителя Федеральной налоговой службы по представлению заместителя руководителя ФНС России, координирующего работу данной организации, после его личного собеседования с кандидатом, назначаемым на должность, и заключению начальника Управления кадров.

Других работников указанных организаций - приказом руководителя организации.

2. При назначении на должности, указанные в пунктах 1.1-1.5 настоящего приказа, в ФНС России представляются документы и сведения, указанные в частях 2 и 3 статьи 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 03.06.2005 N САЭ-3-15/231@ "О порядке назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы".

Руководитель Федеральной
налоговой службы

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приказ Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2019 г. N ММВ-7-4/44@ "О порядке назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы"

Текст приказа официально опубликован не был

Обыски и задержания налоговиков проходят по всей Москве


С конца прошлого года в Москве не прекращаются следственные действия в структурах ФНС, их итогом становятся массовые посадки сотрудников налоговой — только в апреле сообщалось о пяти задержаниях по делам о взятках. Ранее ФСБ и правоохранительные органы работали по межрайонным инспекциям, но накануне обыски затронули офис столичного управления, что вызывает опасения его работников. Кого и за что “приняли” силовики — в материале ПАСМИ.

Охота на инспекторов

Сотрудники налоговых органов столицы пребывают в легкой панике. Как сообщил ПАСМИ источник в УФНС по Москве, 15 апреля в здании управления на Хорошевском шоссе проводились следственные действия с участием сотрудников ФСБ. С чем они были связаны, собеседник редакции сказать затруднился, но, похоже, обыски, выемки и задержания в налоговых органах столицы носят масштабный характер.

В середине марта в сети появились сообщения о том, что еще с конца прошлого года сотрудники ФСБ и антикоррупционных отделов МВД проводят следственные действия в районных инспекциях ФНС, интересуясь деятельностью рядовых сотрудников.

По данным телеграм-канала Baza, правоохранители работали по стандартной схеме: приходили в инспекции с серьезной силовой поддержкой, выгоняли посетителей, перекрывали вход. Затем всех сотрудников собирали в одном помещении, изымали у них телефоны и изучали переписку и информацию о денежных переводах.

Они в курсе:
— руководитель УФНС по Москве
Марина Третьякова
— глава УФСБ по Москве и Московской области
Алексей Дорофеев
— начальник ГУ МВД Москвы
Олег Баранов

Тогда выдвигались две версии происходящего. Первая — массовое обогащение налоговиков на регистрации “левых компаний”, вторая — сотрудничество со всеми инспекциями некоего обнальщика. И, судя по дальнейшему развитию событий, лицо, объединяющее сомнительные схемы во многих ИФНС, нашлось.

Первая пара

Первые плоды масштабные оперативные мероприятия принесли уже в начале апреля. Первого числа появилась информация об аресте сразу двух московских налоговиков по делу о коррупции.

Басманный суд заключил под стражу на месяц начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков в инспекции ФНС № 24 на Старокаширском шоссе Романа Евлуженкова. А Хамовнический суд отправил в СИЗО главного государственного налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС России № 10 Мурата Мурадова.

Обоим сотрудникам ФНС вменили ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере). Но если подробности дела Евлуженкова не сообщались, что в случае с Мурадовым было обнародовано имя взяткодателя — им оказался предприниматель из Санкт-Петербурга Даниил Мартинсон, находящийся под домашним арестом с июля 2020 года. В Москве ИП Мартинсона занималось службой такси и арендой легковых автомобилей с водителем, оно было ликвидировано 25 марта текущего года.

Миллионер из ИП

12 апреля появились сообщения об аресте еще двух представителей Федеральной налоговой службы, правда, на этот раз бывших. Владимир Купцов и Михаил Александров ранее занимали должности государственного налогового инспектора ИФНС России №15 и старшего государственного налогового инспектора ИФНС России №26.

В СИЗО их отправил все тот же Хамовнический суд, обвинение предъявлено также по статье о получении взятки в крупном размере, а разоблачил их опять же Даниил Мартинсон. Признательные показания о том, что в течение длительного времени передавал деньги двум столичным инспекторам, Мартинсон дал в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве.

А 15 апреля стало известно еще об одной “жертве” Мартинсона. Правоохранители задержали старшего налогового инспектора отдела оперативного контроля ИФНС № 23 Максима Бекшаева. Ему вменяют уже особо крупный размер взятки — ч. 6 ст. 290 УК РФ.

В отличие от предыдущих историй называется и сумма незаконного вознаграждения — около 1,8 млн рублей, и то, за что были уплачены эти деньги. Бекшаев якобы скрыл от межрайонной ИФНС № 46 тот факт, что по адресу, который предоставил взяткодатель, не зарегистрированы никакие юридические лица.

Они должны быть в курсе:
— руководитель ФНС Даниил Егоров
— директор ФСБ
Александр Бортников
— глава МВД
Владимир Колокольцев

Кстати, все сообщения о задержаниях и арестах в столличных налоговиков информагентства и СМИ дают со ссылкой на источники. Официально ни в Федеральной налоговой службе, ни в правоохранительных органах эту информацию ни разу не прокомментировали.

ПАСМИ также пыталось получить комментарий у пресс-службы ФНС, но безуспешно — по телефону нам сказали, что информацией не располагают, а на письменный запрос не ответили.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников ФНС в Москве и других регионах, — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.

  • 🏛 Структура налоговой инспекции
  • ✅ Функции и задачи
  • 👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
    • Проверка юридических лиц
    • Проверка физических лиц
    • Ответственность за превышение полномочий
  • 👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений
    • Отделы камеральных и выездных проверок
    • Отдел по работе с налогоплательщиками
    • Отдел по удержанию НДФЛ
    • Отдел прочих налогов
    • Отдел контроля за состоянием расчетов с бюджетом
    • Отдел по досудебному и принудительному взысканию недоимки
    • Отдел по банкротству
    • Отдел персонала
    • Юридический отдел
    • ИТ-отдел

🏛 Структура налоговой инспекции

На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.

В структуру ФНС входят:

  • руководство ФНС;
  • структурные подразделения;
  • межрегиональные инспекции;
  • управление ФНС по регионам.

На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.

Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).

✅ Функции и задачи

Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.

Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.

Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).

К целям работы налоговой инспекции относят:

  • проведение налоговых проверок;
  • учет за своевременной оплатой, начисление пени и штрафов на просроченные обязательства;
  • контроль за денежными поступлениями, правильностью их исчисления;
  • регистрация налоговых резидентов;
  • контроль за производством табачной продукции и за применением контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • анализ предоставляемой налоговой отчетности.

Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.

Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:

  • контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов;
  • прием и ввод в базу данных бухгалтерской и налоговой отчетностей, их камеральная проверка;
  • выездная проверка деятельности юрлиц;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), предпринимателей (ЕГРИП), реестра налогооблагаемых объектов;
  • принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов;
  • контроль за счетами налогоплательщиков, состоянием взаиморасчетов;
  • утверждение налоговых уведомлений и форм требований об уплате налога;
  • составление отчетности о работе инспекции;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков;
  • разработка предложений по совершенствованию работы налоговой службы.

Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:

  • порядок исчисления налогов и сборов;
  • права и обязанности;
  • порядок заполнения налоговой отчетности;
  • полномочия налоговых органов.

В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.

Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.

👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 330 Уголовного кодекса «Самоуправство», а также ст. 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями», если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений

Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.

Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.

В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:

  1. Руководство инспекцией: начальник и его заместители.
  2. Отдел планирования налоговых проверок.
  3. Отдел выездных проверок юрлиц.
  4. Отдел камеральных проверок юрлиц.
  5. Отдел по работе с налогоплательщиками.
  6. Подразделение по учету отчетности и анализу.
  7. Отдел проверки корректности удержания НДФЛ у физлиц и администрирования страховых взносов.
  8. Отдел досудебного урегулирования судебных споров.
  9. Отдел по взысканию недоимки в принудительном порядке.
  10. Юридический отдел.
  11. Отдел обеспечения процедуры банкротства.
  12. Отдел по организации учета налогоплательщиков.
  13. Отдел безопасности (оперативного контроля).
  14. Кадровый отдел.
  15. Отдел информационного обеспечения и информационной безопасности, по внедрению АИС «Налог».
  16. Отдел финансового и хозяйственного обеспечения.
  17. Аналитическо-контрольный отдел.
  18. Отдел расчетов с бюджетом.

Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.

Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.

Отделы камеральных и выездных проверок

Вначале налоговые проверки планируются специальным отделом, а затем реализацией этого плана занимаются отделы проверок.

Спектр полномочий отдела выездных проверок понятен исходя из названия подразделения. Отдел выезжает на предприятия для проведения проверок на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, выявления правонарушений и сбора доказательной базы. Правонарушения выявляются на основании анализа документов и осмотра помещений налогоплательщика.

В большинстве случаев такие нарушения находятся, и тогда инспекторы разрабатывают требования об уплате недоимки и штрафных санкций либо (в редких случаях) – материалы на возврат переплаты на предприятие. Если проступок предполагает уголовную ответственность, то материалы передаются в правоохранительные органы. Также отдел выездных проверок может принять решение о признании регистрации компании недействительной.

В задачи отдела камеральных проверок входит контроль за соблюдением налогового законодательства без выезда на территорию налогоплательщика. Именно в этом отделе проверяют поступившую отчетность от юридических лиц и ИП. Анализ проводится непосредственно на рабочем месте налоговиков в отношении представленных:

  • бухгалтерских отчетов;
  • налоговых деклараций;
  • подтверждающих корректность начисления налогов документов.

Так же, как и отдел выездных проверок, это подразделение при обнаружении доказательств налоговых правонарушений готовит требования о взыскании недоплаты с налогоплательщиков, штрафов и пени. О выявленных нарушениях инспекторы вправе сообщить в правоохранительные органы, что может лечь в основу уголовных дел.

Отдел по работе с налогоплательщиками

Отдел по работе с налогоплательщиками занимается взаимодействием с физлицами, юрлицами и ИП. Он принимает налоговые декларации и документы, ведет разъяснительную и справочную работу среди налогоплательщиков.

Отдел следит за корректностью уплаты НДФЛ в бюджет, налога с продаж, НДС, а также налогов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС). В этих целях контролируется работа физических и юридических лиц – насколько достоверно сведения об указанных налогах представлены в сданных ими декларациях и расчетах, и корректно ли рассчитан налог.

По результатам проверки рассылаются требования об уплате налога, и принимается решение о передаче материалов правоохранительным органам. Также отдел проверяет декларации о доходах и имуществе госслужащих.

Отдел по удержанию НДФЛ

Отдел по удержанию НДФЛ контролирует уплату данного налога со стороны налоговых агентов (в большинство случаев – работодателей), а также своевременность сдачи ими отчетности по работникам. В этих целях подразделение ведет учет налоговых агентов, занимается камеральными и налоговыми проверками, а также собирает доказательства налоговых нарушений.

Отдел прочих налогов

Отделение прочих налогов контролирует законодательство о налоге на имущество физлиц, земельного налога, уплату госпошлин физлицами (например, при вступлении в наследство) и пр. Иногда отдельно функционирует отдел по имущественному налогу, так как он должен контролировать достаточно широкий круг налогоплательщиков. В указанных целях подразделение контролирует своевременность перечисления налогов, ведет учет налоговых объектов и рассылает собственникам имущества уведомления и квитанции для уплаты налогов.

В настоящее время руководитель Федеральной налоговой службы: Даниил Вячеславович Егоров.

С ноября 1991 года руководителем налоговых органов Российской Федерации был назначен Игорь Николаевич Лазарев. За время его руководства были введены новые для России налоги – НДС, акцизы, налог на имущество предприятий, подоходный налог, налог на доходы банков, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц и другие. В 1991 году был принят Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации», который впервые закрепил перечни налогов и сборов в едином законодательном акте.

С марта 1996 по апрель 1997 года Госналогслужбу России в ранге заместителя Председателя Правительства Российской Федерации возглавлял Виталий Григорьевич Артюхов, который успешно завершил создание электронной почты в составе системы внутреннего взаимодействия налоговых органов. Госналогслужбе России переданы функции лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции, а также государственного контроля за выделением юридическим лицам квот на закупку этилового спирта и их использованием. Создана Всероссийская государственная налоговая академия Госналогслужбы России. Также утверждена Концепция модернизации налоговой службы.

С апреля 1997 года по мая 1998 года и с мая 1999 года по мая 2000 года ведомство возглавлял Александр Петрович Починок. Под его руководством введен контроль за производством и оборотом спирта и алкогольной продукции, а также создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России, разработана концепция создания АИС «Налог-2». Успешно развернут Центр обработки данных Госналогслужбы России в г. Москве и Волгоградской области, прообраз ключевой компоненты системы центров обработки данных ФНС России, проведены комплексный анализ и оптимизация рабочих процессов в налоговых органах.

С мая 1998 года Руководителем Государственной налоговой службы Российской Федерации – Министром Российской Федерации был назначен Борис Григорьевич Федоров. Одними из знаковых результатов работы ведомства под его руководством стали разработка и внедрение Интернет-сайтов Госналогслужбы России регионального уровня и проведение масштабной инвентаризации информационной системы налоговой службы. Утвержден совместный проект Госналогслужбы России и Международного банка реконструкции и развития — «Модернизация налоговой службы».

С сентября 1998 года по мая 1999 года Госналогслужбой России, а затем Министерством Российской Федерации по налогам и сборам руководил Георгий Валентинович Боос. Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации. Его руководство ознаменовалось успешным внедрением в рамках Проекта «Модернизация налоговых органов» стандартов качества ISO для сертификации рабочих процессов деятельности налоговых органов. Был подготовлен второй этап Проекта модернизации налоговых органов, связанный с созданием инфраструктуры и стандартизацией информационного обеспечения. Введена в действие первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основные принципы налогообложения, а также утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. Определены теоретические основы разделения налогоплательщиков на группы, в том числе выделена категория крупнейших налогоплательщиков. Государственная налоговая служба преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

С мая 2000 года по апрель 2004 года Министром Российской Федерации по налогам и сборам являлся Геннадий Иванович Букаев. Под его руководством в составе налоговых органов Российской Федерации созданы первые 7 межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональная инспекция МНС России по централизованной обработке данных на федеральном уровне. Внедрена «Система электронной обработки данных», обеспечена возможность представления всех форм бухгалтерской и налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Приняты законы о налогообложении прибыли, НДПИ. Введен транспортный налог, ЕСН. Развернута кампания массового присвоения ИНН физическим лицам. В 2002 году начато ведение федерального информационного ресурса Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В 2003 году был организован удаленный доступ к федеральному информационному ресурсу — Единому государственному реестру налогоплательщиков (ЕГРН). Первый этап проекта «Модернизация налоговой службы — 2» был признан руководством Международного банка реконструкции и развития «Лучшим проектом модернизации налоговой службы в странах с реформируемой экономикой переходного периода».

С марта 2004 по февраль 2007 года Федеральную налоговую службу возглавлял Анатолий Эдуардович Сердюков. В период его руководства ФНС России переданы функции уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. Введена в действие Глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации «Земельный налог». Созданы и размещены на сайте ФНС России общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. С 2005 года налоговые органы начали работу по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц «недействующих» юридических лиц. Совместно со Сбербанком запущена в эксплуатацию биллинговая технология по платежам физических лиц, которая предусматривает электронный обмен между налоговыми органами и банком. В 2006 году созданы специализированные подразделения налогового аудита, не связанные организационно с подразделениями контрольной работы.

С февраля 2007 по апрель 2010 под руководством Михаила Павловича Мокрецова специалистами Федеральной налоговой службы завершен проект «Модернизация налоговой службы-2». Разработана и внедрена система оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов, охватывающая все направления деятельности налоговой службы. Введены в действие on-line сервисы — «Адрес Вашей инспекции», «Заполнить платежное поручение», «Сведения из ЕГРЮЛ (публикация)» и др. Внедрена государственная услуга по информированию налогоплательщиков — физических лиц о суммах задолженности по налогам – «Личный кабинет налогоплательщика». Службой были разработаны программные средства, размещенные на официальном сайте ФНС России, для формирования расчетных документов в автоматизированном режиме. Проведена опытная эксплуатация программного обеспечения по приему в налоговых органах электронной информации о платежах налогоплательщиков, самостоятельно исчисливших налоги.

6 апреля 2010 года Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации №507 «О руководителе Федеральной налоговой службы» руководителем ФНС России назначен Михаил Владимирович Мишустин, эту должность он занимал до января 2020 года.

17 января 2020 года Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации №21-р «О руководителе Федеральной налоговой службы» руководителем ФНС России назначен Действительный государственный советник РФ II класса Даниил Егоров .

Инспекция возглавляется руководителем, который назначается на должность и освобождается от должности Приказом Руководителя Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации в установленном порядке. Руководитель инспекции:

1. организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции;

2. распределяет обязанности между своими заместителями;

3. представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание;

4. утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции ее работников;

5. издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;

6. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции;

7. представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;

8. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;

9. привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

На должности работников инспекции назначаются лица, отвечающие квалификационным требованиям по государственным должностям работников налоговых органов по уровню образования и стажу работы по специальности.

Работникам инспекции, замещающим государственные должности федеральной государственной службы, гарантируется правовая и социальная защита в порядке, установленном соответствующим федеральными законами.

Задачи, функции, права, обязанности и ответственность налоговой инспекции

Права, обязанности и ответственность налоговых инспекций

Налоговые органы вправе:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (в порядке ст. 93 НК РФ);

проводить налоговые проверки (в порядке ст. 87-89 и 99-101.1 НК РФ);

истребовать документы при проведении налоговой проверки (в порядке ст. 93 НК РФ);

истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках (в порядке ст. 93.1 НК РФ);

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (в порядке ст. 94 НК РФ);

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислениям) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном ст. 76 и 77 НК РФ;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (в порядке ст. 92 НК РФ);

определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем га основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течении более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение этих требований;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном ст. 46-48 НК РФ;

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов налогов и пени (в порядке ст. 132-136 НК РФ);

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых (ст. 95-98 НК РФ);

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (ст. 90 НК РФ);

заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическими и физическими лицами лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Налоговые органы могут предъявлять иски о:

взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушение законодательства о налогах и сборах;

признании недействительной государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством;

досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

Налоговые органы обязаны:

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

осуществлять контроль над соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков (ст. 83-86 НК РФ);

бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке ст. 78-79 НК РФ;

соблюдать налоговую тайну;

наблюдать налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

Должностные лица налоговых органов обязаны: действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых отношений, не унижая их честь и достоинство.

Инспекция несет ответственность:

1. За убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников инспекции при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещают за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники инспекции несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также: