Расчет налоговых баз и суммы налога подлежащей уплате в бюджет

Опубликовано: 14.05.2024

(Приказ ФНС РФ от 28.08.2020 г. № ЕД-7-11/615@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме», зарегистрирован в Минюсте РФ 15.09.2020 г. № 59857)

Новая форма 3-НДФЛ применяется начиная с представления налоговой декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года.

Общая структура формы декларации осталась прежней.

В настоящее время формы заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) утверждены приказом ФНС РФ от 14.02.2017 г. № ММВ-7-8/182@.

С 1 января 2021 года формы заявления о зачете, заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц приведены в приказе в виде приложений к Разделу 1 декларации.

В соответствии со ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят следующие налогоплательщики:

1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ.

П. 7 ст. 227 НК РФ установлено, что указанные выше налогоплательщики по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

При заполнении строк 060–170 Раздела 1 указываются:

– в строке 060 – код бюджетной классификации налоговых доходов бюджетов, по которому должна быть зачислена сумма налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в соответствии с п. 7 ст. 227 НК РФ;

– в строках 070, 090, 120, 150 «Код по ОКТМО» указывается код по ОКТМО муниципального образования по месту жительства налогоплательщика, указанного в п. 4.6 Порядка;

– в строке 080 – сумма авансового платежа по налогу, подлежащая к уплате за первый квартал;

– в строке 100 – сумма авансового платежа по налогу, подлежащая к уплате за полугодие;

– в строке 110 – сумма авансового платежа по налогу, подлежащая к уменьшению за полугодие;

– в строке 130 – сумма авансового платежа по налогу, подлежащая к уплате за девять месяцев;

– в строке 140 – сумма авансового платежа по налогу, подлежащая к уменьшению за девять месяцев;

– в строке 160 – сумма налога, подлежащая к уплате за налоговый период (календарный год);

– в строке 170 – сумма налога, подлежащая к уменьшению за налоговый период (календарный год).

В Приложении 1 «Расчет дохода от продажи объектов недвижимого имущества» к декларации в строке 020 указывается кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности.

В строке 040 указывается кадастровая стоимость, указанная в строке 020, умноженная на коэффициент, установленный п. 2 ст. 214.10 НК РФ.

Доходы, полученные от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики, а также расчет профессиональных налоговых вычетов, установленных п. 2, 3 ст. 221 НК РФ, будут отражаться в Приложении 3.

Расчет авансовых платежей, уплачиваемых в соответствии с п. 7 ст. 227 НК РФ, производится в Расчете к Приложению 3.

Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Транспортный налог является региональным (ст. 14 НК РФ) и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу ст. 356 НК РФ он устанавливается:

законами субъектов РФ об этом налоге.

При установлении налога законами субъектов РФ определяются:

налоговая ставка (в пределах, установленных гл. 28 НК РФ);

порядок и сроки уплаты налога.

Законом могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. То есть налог должны уплачивать как физические лица, так и организации.

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Отчетный (налоговый) периоды

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

в отношении каждой категории ТС;

с учетом экологического класса ТС;

с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

ТН = НБ х НС.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

ТН = НБ х НС – АП.

О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.

В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

Средняя стоимость легкового автомобиля

Количество лет, прошедших с года выпуска

Повышающий коэффициент

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

Не более 15 лет

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Если ТС зарегистрировано (снято с учета) в течение налогового (отчетного) периода

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц регистрации = полный месяц

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц регистрации не учитывается

Снятие ТС с регистрации

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц снятия с регистрации не учитывается

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц снятия с регистрации = полный месяц

При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

Пример.

Организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 240 л. с. ТС было поставлено на учет 14 февраля.

Законом субъекта РФ налоговая ставка для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л. с. до 250 л. с. установлена в размере 65 руб./л. с. и предусмотрены отчетные периоды по транспортному налогу.

Коэффициент Кв по данному ТС составит:

  • в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

  • по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

Авансовые платежи:

  • за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

  • за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).

Уплата налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);

для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);

для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи необходимо перечислять:

в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

При наличии льготы по этим налогам налогоплательщику необходимо как-то сообщить об этом в ИФНС. Поэтому «льготники» по транспортному налогу (согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (это можно сделать и через МФЦ).

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении указываются основания и периоды предоставления льготы, объекты налогообложения, в сообщении об отказе – основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.

Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Транспортный налог является региональным (ст. 14 НК РФ) и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу ст. 356 НК РФ он устанавливается:

законами субъектов РФ об этом налоге.

При установлении налога законами субъектов РФ определяются:

налоговая ставка (в пределах, установленных гл. 28 НК РФ);

порядок и сроки уплаты налога.

Законом могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. То есть налог должны уплачивать как физические лица, так и организации.

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Отчетный (налоговый) периоды

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

в отношении каждой категории ТС;

с учетом экологического класса ТС;

с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

ТН = НБ х НС.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

ТН = НБ х НС – АП.

О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.

В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

Средняя стоимость легкового автомобиля

Количество лет, прошедших с года выпуска

Повышающий коэффициент

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

Не более 15 лет

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Если ТС зарегистрировано (снято с учета) в течение налогового (отчетного) периода

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц регистрации = полный месяц

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц регистрации не учитывается

Снятие ТС с регистрации

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц снятия с регистрации не учитывается

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц снятия с регистрации = полный месяц

При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

Пример.

Организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 240 л. с. ТС было поставлено на учет 14 февраля.

Законом субъекта РФ налоговая ставка для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л. с. до 250 л. с. установлена в размере 65 руб./л. с. и предусмотрены отчетные периоды по транспортному налогу.

Коэффициент Кв по данному ТС составит:

  • в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

  • по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

Авансовые платежи:

  • за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

  • за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).

Уплата налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);

для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);

для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи необходимо перечислять:

в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

При наличии льготы по этим налогам налогоплательщику необходимо как-то сообщить об этом в ИФНС. Поэтому «льготники» по транспортному налогу (согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (это можно сделать и через МФЦ).

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении указываются основания и периоды предоставления льготы, объекты налогообложения, в сообщении об отказе – основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.

V. Порядок заполнения Раздела 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам,

облагаемым по ставке (001) %" формы Декларации 3-НДФЛ.

5.1. В Разделе 2 формы Декларации 3-НДФЛ налогоплательщики делают расчет общего размера налогооблагаемого дохода, налоговой базы и величины налога, которые они должны уплатить (доплатить) в бюджет либо получить (вернуть) из бюджета, по доходам, которые облагаются по ставке, указанной в поле показателя 001 Раздела 2.

5.2. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил доходы, облагаемые по разным налоговым ставкам, тогда расчет налоговой базы и размер налога необходимо заполнять для каждого дохода с разной ставкой налога на отдельном листе.

5.3. Общий размер дохода, который был получен налогоплательщиком в налоговом периоде, за который подается Декларация 3-НДФЛ, (строка 010), который облагается по ставке, указанной в поле показателя 001 Раздела 2 формы Декларации 3-НДФЛ, вычисляется складыванием сумм дохода, который облагается по соответствующей ставке налога, указанных в строках 070 Листа А (по доходам, полученным в пределах РФ), строках 070 Листа Б (при получении доходов вне РФ), общей суммы дохода от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики, указанной в подпункте 3.1 Листа В, а также суммы ранее предоставленного инвестиционного налогового вычета, указанной в подпункте 3.2 Листа Е2, подлежащей восстановлению. При заполнении этой строки не берется в учет сумма доходов от дивидендов и от прибыли подконтрольных зарубежных компаний.

5.4. Общая сумма доходов, исключая доходы от дивидендов и от сумм прибыли подконтрольных зарубежных компаний, которая не облагается налогом (строка 020) согласно с абзацем седьмым п. 8 и п. 28, 33, 39 и 43 ст. 217 НК РФ, переносится из п. 10 либо подпункта 11.2 Листа Г.

5.5. Общая сумма доходов, исключая доходы от дивидендов и от сумм прибыли подконтрольных зарубежных компаний, которая облагается налогом (строка 030), подсчитывается при вычитании из показателя по строке 010 показателя по строке 020.

5.6. Сумма налоговых вычетов, которая уменьшает налоговую базу (строка 040), вычисляется методом складывания таких показателей:

  • суммы профессиональных налоговых вычетов, которые предусмотрены ст. 221 НК РФ (подпункт 3.2 Листа В);
  • суммы имущественных налоговых вычетов по расходам, которые понесены на новое строительство или приобретение имущества, которые предусмотрены ст. 220 НК РФ (сумма значений показателей в подпунктах 2.5, 2.6, 2.8 и 2.9 Листа Д1.).
  • размеры имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества, от изъятия имущества для государственных либо муниципальных нужд, которые предусмотрены ст.220 НК РФ (п. 4 Листа Д2);
  • размеры стандартных и социальных налоговых вычетов, которые предусмотрены ст. 218 и 219 НК РФ (п. 4 Листа Е1), размеры инвестиционного налогового вычета, который предусмотрен "подпунктом 2 п. 1 ст. 219.1" НК РФ (подпункт 3.1 Листа Е2);
  • размеры профессиональных налоговых вычетов, которые предусмотрены ст. 221 НК РФ и размеры налоговых вычетов при продаже долей в уставном капитале и при уступке права требования по договору участия в долевом строительстве, которые предусмотрены ст. 220 НК РФ (подпункт 8.1 Листа Ж).

В случае, когда расчет налоговой базы и суммы налога происходит по отношению к доходам, которые облагаются не по налоговой ставке 13 процентов, тогда в строке 040 ставится ноль.

5.7. Сумма расходов, которая принимается в уменьшение полученных доходов (строка 050), вычисляется методом сложения таких значений:

  • размер расходов (убытков) по операциям с ценными бумагами и операциям с фин. инструментами срочных сделок согласно со ст. 214.1, 214.3, 214.4 НК РФ, которые указываются в подпункте 11.3 Листа З;
  • размеры расходов по операциям, которые были совершены налогоплательщиком в рамках участия в инвестиционных товариществах согласно со ст. 214.5 НК РФ, которые указываются в подпункте 7.3 Листа И.

5.8. Размеры налоговых вычетов (строка 040) и расходов, которая принимается в уменьшение полученных доходов (строка 050), в совокупности не может быть больше значения показателя строки 030.

5.9. Общий размер доходов от дивидендов и (или) в виде сумм прибыли подконтрольных зарубежных компаний (строка 051) вычисляется отталкиваясь из сумм этих видов доходов, которые облагаются по соответствующей ставке налога, которые указаны в строках 080 Листа А (по отношению к доходам от дивидендов, которые были получены в пределах РФ) и в строках 070 Листа Б (по отношению к доходам от дивидендов, которые были получены от зарубежных организаций, или сумм прибыли подконтрольных зарубежных компаний).

5.10. Налоговая база отражается по строке 060 и вычисляется как разница между общей суммой дохода, исключая доходы от дивидендов и в виде сумм прибыли подконтрольных зарубежных компаний, которые облагаются налогом (строка 030), общей суммой доходов от дивидендов и (либо) в виде сумм дохода подконтрольных зарубежных компаний (строка 051), и общей суммой налоговых вычетов (строка 040) и расходов, которые принимаются в уменьшение полученных доходов, отражаемых по строке 050. Если итог получается отрицательным либо равным нулю, тогда в строке 060 нужно ставить нуль.

5.11. Для расчета размера налога по доходам, которые облагаются по определенной ставке налога, подлежащей уплате (доплате) либо возврату из бюджета, налогоплательщик должен указать:

  • в строке 070 - общий размер налога к уплате, который, исключая случаи расчета суммы налога по доходам от долевого участия в организации в виде дивидендов, вычисляется путем умножения налоговой базы, которая отражена в строке 060, на соответствующую налоговую ставку (в %). Причем, сумма налога к уплате в отношении доходов от долевого участия в организации в виде дивидендов вычисляется путем сложения значений показателей, которые указываются в отношении этого вида дохода в строках 090 Листа А и 120 Листа Б;
  • в строке 080 – общая сумма налога, которая удержана у источника выплаты дохода, определяющаяся методом сложения сумм налога, которые удержаны у источника выплаты дохода, облагаемого по аналогичной ставке налога, указанных в строках 100 Листа А;
  • в строке 090 – общая сумма налога, которая была удержана у источника выплаты дохода согласно с подпунктом 1 п. 1 ст. 212 НК РФ, по отношению к доходам в виде материальной выгоды.

Эту строку заполняет налогоплательщик – налоговый резидент РФ, который получил от налогового органа подтверждение права на имущественный налоговый вычет по расходам, которые он понес на новое строительство или приобретение имущества, предусмотренный ст. 220 НК РФ, после того, как налог с дохода в виде материальной выгоды, которая была получена от экономии на % за пользование ими заемными (кредитными) средствами, выданными на новое строительство или приобретение в пределах РФ жилого дома, квартиры, комнаты либо доли (долей) в них, земельных участков, которые были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых размещены приобретаемые жилые дома/доля (доли) в них, был фактически удержан налоговыми агентами по ставке налога 35 %.

Строку 090 необходимо заполнять только для расчета размера налога на доходы физлиц, который облагается по ставке 35 %. Если налоговая база и сумма налога рассчитывается по отношению к доходам, которые облагаются по другим ставкам налога, в этой строке ставится нуль;

  • в строке 100 - сумма фактически уплаченного налогоплательщиком за отчетный налоговый период налога в виде авансовых платежей, которая подлежит зачету (значение показателя переносится из подпункта 3.4 Листа В);
  • в строке 110 - общая сумма фиксированных авансовых платежей, которая была уплачена налогоплательщиком и которая подлежит зачету в соответствии с "п. 5 ст. 227.1" НК РФ, но не больше размера налога, исчисленной из фактически полученного налогоплательщиком дохода за налоговый период, от трудовой деятельности по найму у физлиц основываясь на патенте, выданном согласно с ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ";
  • в строке 120 - общая сумма налога, которая была уплачена вне РФ и которая подлежит зачету в РФ (совокупность значений строк 130 Листа Б);
  • в строке 121 - сумма налога, исчисленная к уплате (доплате) в бюджет, по доходам, которые облагаются по ставке, указанной в поле показателя 001 Раздела 2 формы Декларации 3-НДФЛ.

Показатель в строке 121 определяется как разность значений в строке 070 и строках 080, 090, 100, 110, 120. Если итог получится меньше либо равный нулю, тогда в строке 121 ставим нуль;

  • в строке 122 - размер налога, который был уплачен в связи с применением патентной системы налогообложения, подлежащий зачету согласно с положениями "п. 7 ст. 346.45" НК РФ;
  • в строке 123 – размер торгового сбора, который был уплачен в налоговом периоде, подлежащий зачету согласно с положениями "п. 5 ст. 225" НК РФ;
  • в строке 130 – размер налога, который подлежит уплате (доплате) в бюджет, по доходам, облагаемым по ставке, которая указана в поле показателя 001 Раздела 2.

Значение показателя строки 130 вычисляется как разность показателей строки 121 и строк 122 и 123;

  • в строке 140 – размер налога, который должен быть возвращен из бюджета. Этот показатель вычисляется как разность показателей сумм строк 080, 090, 100, 110 и строки 070. Если результат получите меньше либо равным нулю, тогда в строке 140 ставим нуль.

В современном мире налог на добавленную стоимость считают важным элементом государственных финансов. В условиях глобализации он стал вспомогательным фактором интеграции, так как взимается на каждой стадии создания добавочной стоимости, укрепляя связи между поставщиками и покупателями, поддерживая стабильность экономики.


Как рассчитать НДС к уплате?

Преимуществом налога на добавленную стоимость является то, что он исключает возможность двойного налогообложения, так как под его действие попадает только добавленная стоимость, а не оборот или конечное потребление. В соответствии с НК РФ, НДС облагаются товары, услуги, реализованные или переданные безвозмездно на территории государства.

Налоговым периодом для всех плательщиков является квартал (вычеты по НДФЛ предоставляются раз в год). Декларации должны быть сданы не позже 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пример: подать отчетность за второй квартал нужно до 20 сентября). Уплата налога за это время должна производиться тремя равными платежами не позднее 20 числа, начиная с месяца, который идет сразу за отчетным кварталом. Например, в случае, если сумма НДС за первый квартал текущего года равна 90 тыс. руб., к 20 апреля нужно уплатить 30 тыс., к 20 мая — снова 30 тыс., такую же сумму к 20 июня. Плательщиками НДС согласно ст. 143 НК РФ признаются:

  • предприятия (кроме тех, которые работают на упрощенке, переведены на уплату единого налога или получили освобождение от уплаты этого налога);
  • индивидуальные предприниматели (лимит кассы для ИП в 2017 году будет рассчитываться из объемов поступлений денежных средств или исходя из объемов выдачи);
  • лица, перемещающие товары через границу.

Рассчитывая НДС, нужно помнить, что налог взимается методом частичных платежей, он равен разнице между налогом, начисленным в бюджет при продаже, и налогом по оприходованным товарам или услугам (рекомендации касательно того, как вести кассовую книгу, можно найти в профильной периодике для бухгалтеров, специальной литературе). Алгоритм расчета НДС регламентирован гл. 21 НК РФ. Его можно производить по двум принципам: при составлении калькуляции, сметы или при расчете с бюджетом. В каждом случае будет использоваться отдельная формула.

Расчет суммы налога на добавленную стоимость, подлежащую к уплате в бюджет, мы рассчитываем следующим образом. Стоимость реализуемых товаров или услуг, включая акцизы, сумму вознаграждения или итог других операций, подлежащих налогообложению, но без показателя НДС, множим на 10 или 18%. Процентная ставка определяется ст. 146 НК и зависит от специфики работы организации. Так мы получаем сумму налога. От нее отнимаем налоговые вычеты (например, НДС, уплаченный по расходам на командировки, по купленным товарам и т.д.) и только тогда получаем сумму налога НДС, подлежащую к уплате в бюджет.

В виде формулы алгоритм можно описать следующим образом: сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет = Налоговая база (реализационная стоимость товаров, включая акцизы за отчетный период) * налоговая ставка (10, 18%) – налоговые вычеты. Примеры можно найти в профильных журналах, интернете.

Указания насчет того, как заполнить единую упрощенную налоговую декларацию для ИП, владельцев организаций, у которых нет движения средств на расчетных счетах, содержатся в ст. 80 НК РФ.

Совет: в процессе расчета суммы НДС важно правильно оценить налоговые вычеты для организации, ИП, так как они могут существенно уменьшить общую сумму, уплачиваемую в бюджет.

Размер декретных выплат на второго ребенка вычисляют из общей суммы заработных плат за период времени до оформления нового отпуска. Расчетным периодом считают 2 года. Если женщина уйдет в следующий декрет еще до окончания предыдущего, размер пособия будет зависеть от суммы оклада и минимальных пределов. Если официального трудоустройства не было, декретные выплаты будут рассчитываться на базе минимальной заработной платы.

Пример расчета НДС к уплате в бюджет

Сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога (ее получают путем сложения сумм налогов, просчитанных отдельно по ставке 10 или 18%, и уменьшения на сумму налоговых вычетов). По факту сумма налога на добавленную стоимость является разницей между НДС, уплаченным налогоплательщику покупателями или потребителями услуги, и суммой налога, которую он уплатил ранее поставщикам разных товаров.

Совет: стоит помнить, что НДС может возмещаться государством в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС. Для возврата нужно предоставить налоговую декларацию, копию контракта, банковские выписки о движении денег при реализации товаров, копии транспортных накладных, акт приема-сдачи товара и заявление о возврате.

В качестве примера предлагаем рассмотреть следующий алгоритм расчета. Выручка от реализации товаров организации за первый квартал года (ставка НДС 10 и 18%) составила 175 и 180 тысяч рублей соответственно. Чтобы определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, необходимо:

  1. Рассчитать сумму НДС, начисленную по результатам реализации: 175 000 × 10% + 180 000 × 18% = 17 500 + 32 400 = 49 900 руб.
  2. Определить сумму НДС, которую организация уплатила в составе цены за товар поставщикам и которая подлежит возмещению, или налоговые вычеты: 160 тыс. (сумма закупок товара или услуг, облагаемых по ставке 10%, в стоимость которых уже был включен этот налог) × 10% + 150 тыс. (общая стоимость оплаченных предпринимателем товаров, услуг, которые облагаются 18%) × 18% = 16 тыс. (10% от 160 000) + 27 тыс. (18% от 150 000) = 43 000 руб.
  3. Считаем сумму НДС для перечисления в бюджет: 49 900 – 43 000 = 6 900 руб.

Для сравнения проанализируем алгоритм расчета НДС к уплате в бюджет для организации, производящей и реализующей мебель. За отчетный период было продано 950 единиц по цене 3000 руб. (себестоимость – 1500 руб.). Считаем по стандартной формуле:

  1. Определяем сумму налога, начисленную по реализованным товарам: 3000 руб. × 950 шт. × 18% = 513 000 руб.
  2. Высчитываем НДС, который организация может принять к вычету: 1500 руб. × 950 шт. × 18/118 (имеется в виду соотношение процентной ставки НДС и налоговой базы, принятой за значение 100 и увеличенной на значение НДС) = 218 025 руб.
  3. Сумма налога, которую нужно уплатить по итогам отчетного периода в бюджет: 513 000 – 218 025 руб. = 294 975 руб.

Совет: сдача отчетности в налоговую (согласно ст. 174 НК РФ) производится раз в квартал: за первый отчетный период – до 25 апреля, за второй – 25 июля, за третий – 25 октября. Все дни рабочие, сроки сдачи не сдвигаются.

Сохраните статью в 2 клика:

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, который охватывает все отрасли материального производства, торговлю, спектр выполненных работ, платных услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. Положения, касающиеся НДС, регулирует 21 глава («Налог на добавленную стоимость») НК РФ.

Читайте также: