Рабочее место налогового инспектора

Опубликовано: 17.05.2024

Как стать налоговым инспектором? фото

Своевременная уплата налогов – обязанность всех физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на то, что в стране значительно упрощена процедура оформления и подачи бумаг, фиксирующих доходы граждан, некоторые частные лица и компании стремятся избежать уплаты налогов.

Именно для того, чтобы контролировать налогообложение и не допускать утечки денег из бюджета, существует профессия “Налоговый инспектор”. Специализация не нова, поскольку необходимость осуществлять учет доходов граждан наметилась тогда же, когда появились товарно-денежные отношения. Сегодня сотрудники этого профиля не менее востребованы, чем 100 лет назад.

Кто такой налоговый инспектор?

Налоговый инспектор – это специалист, проверяющий исполнение фискального законодательства и обеспечивающий взимаемость налогов. Большую часть времени служащие налоговой инспекции занимаются проведением проверок, выявлением случаев уклонения от уплаты налогов, документооборотом и взысканием задолженностей при обнаружении нарушений.

Работа этих сотрудников рутинна и монотонна, поскольку неизменно связана с бумагами. Однако при должном упорстве и трудолюбии ответственному работнику не составит труда подняться с первого ранга на третий (существует 3 вида распределения по чинам). Чем выше ранг, тем больше у специалиста оклад и тем более престижную должность он занимает.

Так как работники налоговой инспекции исполняют разные функции, в зависимости от отдела в обязанности налогового инспектора входит:

  • прием деклараций;
  • постановка на учет новых плательщиков;
  • консультирование;
  • осуществление камеральных и выездных проверок;
  • анализ результатов;
  • проведение сверок;
  • уведомление организаций, частных лиц и предприятий о необходимости уплаты налогов;
  • взыскание задолженностей с нарушителей;
  • составление статистической отчетности;
  • анализ динамики поступления денежных средств в государственную казну.

Кроме того, налоговый инспектор должен свободно владеть законодательством, знать Конституцию и другие регулирующие работу отрасли нормативные акты. Для него первостепенно быть юридически и финансово подкованным, грамотным, стрессоустойчивым, педантичным и эрудированным не только в своей основной трудовой области, но и в смежных сферах.

Кто такой налоговый инспектор? изображение

Чем занимается налоговый инспектор?

Помимо перечисленных выше обязанностей, связанных с документооборотом, работа налогового инспектора заключается в том числе в постоянном взаимодействии с людьми. Сотрудникам этого профиля важно быть хорошими психологами, чтобы правильно выбирать тактику общения с лицами, стремящимися уклониться от уплаты налогов.

Если говорить о личностных качествах, помогающих налоговым инспекторам достигать карьерных высот, то это:

  • высокий порог неконфликности;
  • усидчивость;
  • аналитическое мышление;
  • наблюдательность;
  • требовательность;
  • кропотливость;
  • умение работать в команде;
  • высокий уровень концентрации.

Как выучиться на налогового инспектора?

Перед принятием окончательного решения о поступлении в вуз либо среднее специальное образовательное учреждение следует ознакомиться с плюсами и минусами профессии, чтобы понять, удовлетворяет ли она заявленным требованиям.

Достоинства работы в должности налогового инспектора заключаются в первую очередь в важности этого профиля для государства, ведь своевременное пополнение государственной казны за счет налоговых поступлений гарантирует стабильность развития Российской Федерации. Кроме того, большой объем работы обеспечивает сотруднику оклад, превышающий среднюю зарплату бюджетников.

Еще одно весомое преимущество – знание всех нюансов налогообложения и умение свободно ориентироваться в финансовой области, помогающее налоговому инспектору интеллектуально расти и позволяющее ему аргументированно отстаивать свои права.

Что касается недостатков, то здесь стоит упомянуть необходимость тщательно отслеживать любые изменения законодательства, обрабатывать огромные объемы информации и терпеть неудобства разъездного характера работы. Дополнительно сюда можно отнести враждебность подконтрольных частных лиц и предприятий, ведь никто не любит, когда роются в его “грязном белье”.

Если немногочисленные минусы работы налогового инспектора не пугают, то перейдем к местам, где студенты получают соответствующее образование.

Где учат налоговых инспекторов?

Для старта карьеры молодому специалисту достаточно окончить среднее профессиональное образовательное учреждение, специализирующееся на налогообложении, финансах, государственном и муниципальном управлении, бухгалтерском учете.

Чтобы получить квалификацию экономиста-специалиста по налогообложению, студенту необходимо поступить в вуз по направлению “Налоги и налогообложение”. Помимо Всероссийской государственной налоговой академии, обучиться по профилю можно, например, в Российской экономической школе или Московском техническом университете связи и информатики.

Однако одного диплома о высшем образовании недостаточно для обстоятельной работы по профилю, поскольку налоговое законодательство регулярно обновляется. В связи с этим, всем сотрудникам, заинтересованным в карьерном росте, рекомендуется не реже одного раза в 2-3 года проходить курсы повышения квалификации.

Комфортнее всего получить ДПО можно в дистанционном формате, так как удаленное обучение обладает массой достоинств:

  • выверенные образовательные программы, составленные практикующими налоговыми инспекторами и полностью соответствующие квалификационным требованиям;
  • освоение учебного плана в любом месте и в любое время (утвержденного графика занятий нет, поэтому слушатель самостоятельно выстраивает процесс);
  • возможность приступить к проработке материала без ожидания набора группы;
  • полная техническая и консультационная поддержка учащихся 24/7;
  • расширенная схема бонусных акций и предложений (например, скидка при коллективном обращении);
  • персональный подход (с возможностью корректировать учебный план под личные нужды каждого слушателя);
  • легкость поступления (паспорт, заявление, диплом первого образования);
  • подтверждающие прохождение курсов ДПО бумаги установленного образца.

Чтобы убедиться в удобстве удаленного обучения и понять, почему тысячи абитуриентов выбирают Современную научно-технологическую академию, достаточно почитать раздел “Отзывы” на сайте организации, где собраны благодарственные письма выпускников образовательного центра.

Работать в налоговой инспекции стремятся далеко немногие, так как заработная плата работников в этой структуре невысокая. У некоторых возникает вопрос, а какой размер зарплаты у налоговиков и ожидается ли его повышение в текущем году.

Стоит отметить, что теперешнее положение для налоговой службы является далеко не завидным. Во-первых, отмечается дефицит и текучесть кадров, что не только не самым лучшим образом сказывается на качестве выполняемой работы, но и подрывает репутацию отдельных организаций.

Во-вторых, согласно статистике, сотрудникам налоговых служб оклады не повышались довольно долго, начиная с 2006 года.

Вопросы об увеличении зарплат в данной сфере стали подниматься. В источниках массовой информации появились сообщения по поводу действующих тарифов и возможности сохранения постоянных рабочих мест для налоговиков посредством повышения им жалования. Как сообщает СМИ, зарплаты сотрудников налоговой службы по своему размеру будут идентичны зарплатам таможенников.

Усредненный размер оплаты труда по России (за отработанный месяц) составит 30 тысячи рублей. В 2021 году запланировано увеличение окладов налоговикам на 10%.

Министерством финансов в Государственную думу был отправлен законопроект о повышении зарплат сотрудникам ФНС на 30% по сравнению с действующими тарифами.

О размерах заработной платы налоговиков

Если вести речь о размерах заработной платы налоговиков, то следует акцентировать внимание на разнице окладов в федеральной налоговой службе и ее в региональных представительствах. Росстат, в частности, предоставляет такие сведения о начисляемых суммах:

  • работникам федеральной службы столичного региона – 70 тысяч рублей;
  • сотрудникам региональных подразделений – 30 тысяч рублей.

Разница в цифрах является достаточно ощутимой. Так, заработная плата налоговых работников федеральной службы практически в два раза больше, чем у тех, кто трудится в административных подразделениях России. Стоит заметить, что доход отдельных служащих может существенно отличаться от усредненного показателя.

Разница в зарплате сотрудников, проживающих в разных районах, может быть не только в два раза, но и в 4, и в 6 раз.

Если в качестве сравнительного примера взять структуру МЧС и полицейскую службу, на первый взгляд, их оклады только чуть больше, чем у налоговиков. Однако полицейские и пожарные, благодаря наличию многочисленных льгот, имеют уровень жизни гораздо более высокий. Работники налоговой службы России лишены даже этих привилегий.

Можно сделать вывод, что кадровый кризис для налоговиков в России связан с отсутствием льгот и минимизацией заработных плат. Такое положение вещей вынуждает сотрудников налоговых служб искать более высокооплачиваемую работу. Что же касается молодежи, то они приходят в налоговую службу в основном для того, чтобы набраться опыта, после чего увольняются в силу вышеописанных причин. Помимо опыта, стимула для молодых специалистов в данной структуре нет.

Дело в том, что им предлагают заработную плату, имеющую фиксированный размер. Максимум – это 15-19 тысяч рублей. Казалось бы, достаточно неплохо для молодых специалистов, осваивающих профессию. Однако вся беда в том, что перспектива увеличения оплаты для них отсутствует.

Опытные налоговики, в свою очередь, отказываются выполнять дополнительные обязанности без оплаты и предпочитают искать вакансии в других ведомствах. Таким образом, снижается и уровень подготовки молодых специалистов на рабочих местах.

Текучесть кадров в налоговых органах достаточно высока: данный показатель составляет примерно 35 тысяч человек в год. В 2010 году был принят законопроект, согласно которого месячная оплата госслужащих должна расти с каждым годом в течение 5 лет.

Действие закона приостановили в 2014 году: основанием для этого послужил кризис в стране, обусловленный падением цены на нефть. На сегодняшний день налоговики не имеют больших доходов. Есть ли надежда в этом плане на 2021 год, целесообразно рассмотреть более подробно.

Таблица: размер средней оплаты труда инспектора ФНС в разных регионах РФ в 2021 году

Название субьекта РФ Средний размер оклада в месяц
Белгородская область 15300
Брянская область 17200
Владимирская область 28000
Воронежская область 25000
Ивановская область 14000
Калужская область 12180
Костромская область 14000
Курская область 21000
Липецкая область 22000
Московская область 33500
Орловская область 18000
Рязанская область 22000
Смоленская область 16100
Тамбовская область 12800
Тверская область 18000
Тульская область 14000
Ярославская область 32000
г.Москва 36300
Республика Карелия 14000
Республика Коми 21000
Архангельская область 27000
Вологодская область 23000
Калининградская область 13000
Ленинградская область 17000
Мурманская область 23000
Новгородская область 20000
Псковская область 14000
г.Санкт-Петербург 18600
Республика Адыгея 14000
Республика Калмыкия 13000
Республика Крым 12700
Краснодарский край 28000
Астраханская область 16000
Волгоградская область 15000
Ростовская область 18000
г.Севастополь 19000
Республика Дагестан 12500
Республика Ингушетия 12500
Кабардино-Балкарская Республика 12500
Карачаево-Черкесская Республика 12500
Республика Северная Осетия – Алания 12500
Чеченская Республика 12500
Ставропольский край 15000
Республика Башкортостан 16000
Республика Марий Эл 16000
Республика Мордовия 15000
Республика Татарстан 18000
Удмуртская Республика 14400
Чувашская Республика 16000
Пермский край 17000
Кировская область 14000
Нижегородская область 18500
Оренбургская область 13900
Пензенская область 21000
Самарская область 18000
Саратовская область 17000
Ульяновская область 15000
Курганская область 20000
Свердловская область 20000
Тюменская область 18000
Ханты-Мансийский авт. округ – Югра 25000
Ямало-Ненецкий авт. округ 28200
Челябинская область 12500
Республика Алтай 13500
Республика Тыва 14000
Республика Хакасия 18000
Алтайский край 19000
Красноярский край 38000
Иркутская область 21500
Кемеровская область 25000
Новосибирская область 18600
Омская область 14000
Томская область 14600
Республика Бурятия 14000
Республика Саха (Якутия) 25000
Забайкальский край 19000
Камчатский край 32200
Приморский край 21800
Хабаровский край 25000
Амурская область 15000
Магаданская область 24000
Сахалинская область 14000
Еврейская авт.область 21000
Чукотский авт.округ 24200

Ожидать ли повышения зарплат

Будет ли подниматься заработная плата работников налоговых служб в 2021 году? Вопросы по поводу изменения окладов в большую сторону были подняты Министерством финансов и переданы на рассмотрение в Государственную думу.

рост заработной платы

Мнение экспертов таково, что их решение приостановит текучесть кадров и отобьет у служащих желание менять рабочие места и искать их в других структурах.

На сегодняшний день предполагается поэтапное увеличение окладов для работников данного ведомства. Рост заработных плат проектом предусматривается в течение трех лет, начиная с 2017 года. Согласно плану, уже к 2021 году зарплата вырастет примерно на 30% по сравнению с действующими тарифами. Несмотря на то, что процент невелик, это уже будут эффективные меры. Министерством финансов было предложено увеличивать только поощрительную долю оклада, а служащими министерства труда – именно ежемесячную ставку.

Согласно убеждениям чиновников, как раз такой подход позволит вернуть налоговой службе прежнюю репутацию, в результате чего, у её сотрудников отпадет желание менять место работы.

Какой процент повышения зарплат будет введен в действие точно еще не известно. И тот и другой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме, после чего ожидается их принятие. Надежда на то, что доходы налоговиков станут больше должна оправдаться.

Предыдущие проекты об увеличении зарплаты и индексации госслужащим были приостановлены, несмотря на то, что цены на многие товары неоднократно повышались. Само собой разумеется, что это не привело к росту доходов налоговиков.

Приказ о возврате индексации для госслужащих уже издан и скоро вступит в силу. Доходы должны быть проиндексированы при учете инфляционного уровня, который предполагается в пределах 4–5%.

Стоит заметить, что сами налоговики с такими мерами не согласны. По их мнению, обесценивание валюты ожидается большее. Кроме того, заработная плата налоговиков не индексировалась примерно два года, несмотря на вышеописанные экономические изменения. Однако повышения процентной ставки не предвидится.

По мнению чиновников, инфляционный порог не будет больше 6%. Перерасчета зарплат за два предыдущих года не производилось по той причине, что для этого не хватило бюджетных средств. Что ожидает налоговых работников в 2021 году – покажет время.

Сотрудникам налоговых служб зарплаты не повышались более семи лет, несмотря на инфляцию, изменение цен и другие экономические факторы, произошедшие в стране. Правительство России обещает увеличить зарплату всем работникам бюджетной сферы на 10%, где налоговики не являются исключением. Предполагается и другая схема повышения окладов трудящимся кадрам налоговых органов в 2021 году, которая была применена при проведении реформы МВД.

почасовая оплата

Когда значительная часть сотрудников попала под сокращение, а оставшимся служащим за счет этого добавлялось жалование и вменялись дополнительные обязанности. Несмотря на неординарность таких мер, заявления чиновников носят оптимистический характер.

Таким образом, можно отметить неоднозначность и противоречивость последних новостей, касающихся изменения доходов налоговиков. На данный момент Дума рассматривает несколько проектов, в том числе решает вопрос о проведении индексации зарплат с 2006 года на 3%. Кроме того, все налоговые службы в 2021 году могут быть переведены на почасовую оплату. При этом начисление премиальных и разного рода доплат, например, за интенсивный труд и переработку, совсем не будут исключены.

Дело в том, что в налоговом ведомстве сокращение кадров ожидается частичное и гораздо в меньшем масштабе, чем было в МВД. Положение вещей обусловлено иной спецификой работы в налоговых службах. По прогнозам аналитиков, тотальная реорганизация приведет к снижению качества выполняемой работы и потере контроля, за наполнением бюджетов.

Этого допустить никак нельзя. Однако некоторое сокращение кадров в налоговых органах до конца 2021 года будет проведено. Скорее всего, произойдет уменьшение руководящего состава, весь остальной штат планируется затронуть по минимуму.

Каждому уволенному сотруднику будет выплачена компенсация в размере четырех окладов, что и предусмотрено российским законодательством. Таким образом, вопрос о повышении зарплаты налоговикам до 2021 года можно считать наполовину решенным, и это несмотря на то, что процент увеличения только рассматривается.

Конечные же суммы и оклады будут изменяться в индивидуальном порядке, после окончательного принятия законопроектов и введения их в действие.

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:37, отчет по практике

Описание работы

Моими целями прохождения практики были:
закрепление и углубление знаний, полученных в ходе лекционных и практических занятий в ВУЗе;
развитие навыков самостоятельного решения задач по управлению информационными ресурсами предприятия.

Содержание

Глава 1. Общие сведения о ФНС РФ 4

1.1.Организационно-правовой статус ФНС России. 4

1.2.Задачи, функции и роль ФНС России. 6

1.3.Организация деятельности 7

1.4.Функции основных отделов и служб 9

Глава 2.Практическая часть 11

Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

отчет.docx

Глава 1. Общие сведения о ФНС РФ 4

1.1.Организационно-правовой статус ФНС России. 4

1.2.Задачи, функции и роль ФНС России. 6

1.3.Организация деятельности 7

1.4.Функции основных отделов и служб 9

Глава 2.Практическая часть 11

Список литературы 19

Приложение 1 20

Приложение 2 21

Введение

Производственная практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранной специальности.

Актуальность производственной практики состоит в том, что во время прохождения практики происходит сбор необходимой информации для последующего качественного усвоения профессиональных, специальных дисциплин, качественного выполнения курсовых работ. Так же в момент прохождения практики происходит знакомство не только с теоретическими, но и с практическими аспектами деятельности организации, что в свою очередь так же оказывает положительное воздействие на дальнейший процесс обучения.

Моими целями прохождения практики были:

    • закрепление и углубление знаний, полученных в ходе лекционных и практических занятий в ВУЗе;
    • развитие навыков самостоятельного решения задач по управлению информационными ресурсами предприятия.

Задачи, поставленные передо мной, были следующие:

    • ознакомление со структурой государственного органа;
    • изучение нормативно-правовой базы, необходимой для осуществления деятельности государственного органа;
    • выполнение практических заданий руководителя практики, связанных с применением теоретических знаний на практике;
    • Изучение организации локальной сети Инспекции;
    • Оборудование нового рабочего места для сотрудника Инспекции.

Мной была пройдена практика в Инспекции Федеральной налоговой службы по Приокскому району г.Н.Новгорода (ИФНС России по Приокскому району г.Н.Новгорода) в отделе юридическом отделе.

Глава 1. Общие сведения о ФНС РФ

1.1.Организационно-правовой статус ФНС России.

Налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти. Положение о Федеральной налоговой службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (с изм. и доп.).

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. ФНС России находится в ведении Министерства Финансов РФ.

Нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также управление государственным имуществом и оказанием платных услуг ФНС России заниматься не вправе. Исключение составляют случаи, устанавливаемые федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Так, указанные ограничения полномочий ФНС России не распространяются на полномочия ее руководителя по управлению имуществом, закрепленным за ФНС России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности ФНС.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством РФ.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

1.2.Задачи, функции и роль ФНС России.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Приокскому району г. Нижнего Новгорода (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Нижегородской области (далее - Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

Инспекция имеет сокращенное наименование: ИФНС России по Приокскому району г. Н.Новгорода.

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Инспекция является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти Нижегородской области и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

1.3.Организация деятельности

Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя ФНС России.

Начальник Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.

Начальник Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя Управления.

1. организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции

2. распределяет обязанности между своими заместителями;

3. представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание;

4. утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции ее работников;

5. издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;

6. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции;

7. представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;

8. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;

9. привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Инспекция, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.

Инспекция имеет смету доходов и расходов, утверждаемую Управлением.

Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения Инспекции: г.Н.Новгород, ул. Пятигорская, д. 6а.

1.4.Функции основных отделов и служб

Внутренними подразделениями каждого блока являются отделы. Деятельность любого отдела регламентируется, прежде всего, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность налоговых органов. Но для лучшей организации работы в ИФНС создана дополнительная нормативная база, регулирующая деятельность конкретных отделов. Задачи и функции отделов закреплены в Положениях об отделах, разработанных начальниками отделов и утвержденных руководителем ИФНС.

Отдел общего обеспечения осуществляет функции снабжения Инспекции элементами материально-технической базы, обновления устаревшего оборудования и инвентаря, обеспечивает делопроизводство в Инспекции и пр.

Отдел информационных технологий осуществляет внедрение новых программных разработок для организации автоматизированного рабочего места инспекторов, сопровождение программного обеспечения, формирование технических процессов и пр.

Отдел учета, отчетности и анализа осуществляет ведение учета и контроля налоговых поступлений по налогоплательщикам, анализ этих данных, составление отчетности о деятельности ИФНС, выполнении плановых показателей и пр.

Задачами отдела регистрации и учета налогоплательщиков являются регистрация и учет налогоплательщиков, ведение единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реестра налогоплательщиков. Данный отдел осуществляет постановку на налоговый учет по различным основаниям и снятие с налогового учета юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей и пр.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Рязанский Государственный Университет имени С. А. Есенина»

Дисциплина: информационные технологии в налогообложении

Аавтоматизированное рабочее место налогового инспектора

Выполнила студентка 3 курса

Налоги и налогообложение

Глава 1. Автоматизированное рабочее место: определение, основные принципы построения. 4

1.1Принцип системности. 5

1.2 Принцип гибкости. 5

1.3 Принцип устойчивости. 5

1.4 Принцип эффективности. 5

1.5 Практический опыт использования АРМ.. 6

Глава 2. Необходимость АРМ в налоговых органах. 8

2.1. «Старая налоговая система». 8

2.2. Внедрение автоматизированных рабочих мест. 9

Глава 3. АРМ налоговых подразделений. 10

3.1.АРМ специалистов налоговых органов. 10

3.2. АРМ руководителя налоговой службы.. 11

3.3 АРМ внутри налоговой инспекции. 12

Список использованной литературы.. 18

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывается воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

В настоящее время положение коренным образом изменились. Абсолютное большинство стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. Именно поэтому знание налогового законодательства является необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Глава 1. Автоматизированное рабочее место: определение, основные принципы построения

Возрастающие темпы информатизации общества повышают значение вычислительной техники в управленческих процессах. Использование возможностей современной вычислительной техники для автоматизации процесса обработки информации позволяет увеличить производительность труда, повысить эффективность работы с документами и ускорить обмен управленческой информацией.

В настоящее время большое распространение получила концепция распределенных автоматизированных систем управления, направленных на локальную обработку информации. Это позволяет организовать разделение труда управленческого персонала и автоматизировать выполнение им своих функций. Для реализации данной идеи необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест на базе персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ).

Автоматизированное рабочее место (АРМ)
— комплекс вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся, непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Автоматизированные рабочие места должны создаваться строго в соответствии с их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие принципы создания АРМ остаются неизменными, к ним относят:

1.1 Принцип системности

Под принципом системности понимается следующее: автоматизированное рабочее место должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов. При этом структура АРМ должна четко соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место.

Принцип гибкости имеет огромное значение при создании современных и эффективно работающих автоматизированных рабочих мест. Данный принцип означает возможность приспособления АРМ к предполагаемой модернизации как программного обеспечения, так и технических средств. В настоящее время, когда скорость устаревания программных и технических средств постоянно растет, соблюдение данного принципа становится одним из важнейших условий при создании АРМ.

1.2 Принцип гибкости

Для обеспечения принципа гибкости в реально работающих автоматизированных рабочих местах все подсистемы отдельно взятого АРМ выполняются в виде отдельных, легко заменяемых модулей. Чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизированы.

1.3 Принцип устойчивости

Большое значение имеет принцип устойчивости. Он заключается в выполнении заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов. При возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться, неполадки отдельных элементов должны легко устраняться.

1.4 Принцип эффективности

Принцип эффективности подразумевает, что затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от ее реализации. Кроме того, при создании АРМ надо учитывать, что его эффективность будет во многом определяться правильным распределением функций и нагрузки между работником и машинными средствами обработки информации, ядром которых является ПЭВМ. Только при соблюдении этих условий АРМ становится средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов.

1.5 Практический опыт использования АРМ

Практический опыт использования АРМ как одного из элементов распределенных систем управления позволяет выделить следующие требования к эффективно и полноценно функционирующему автоматизированному рабочему месту:

своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя;

минимальное время ответа на запросы пользователя;

адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых им функций;

возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;

надежность и простота обслуживания;

возможность работы в составе вычислительной сети.

Рассмотрим структуру автоматизированного рабочего места и связи между его составными частями.

Как показано на схеме, АРМ состоит из технических и программных средств вычислительной техники, а также необходимой методики аналитической документации, позволяющей пользователю эффективно взаимодействовать с данными средствами.

Глава 2. Необходимость АРМ в налоговых органах

Перед любой системой, которая прошла сложные этапы становления, неизбежно встает необходимость перемен. Налоговая система не исключение.

2.1. «Старая налоговая система»

Что же такое «старая налоговая система» и почему она перестала соответствовать современным условиям? Ее недостатки и проблемы можно перечислять бесконечно, а именно:

-отсутствие единых функциональных обязанностей и, как следствие, дублирование функций разными отделами инспекции.

-почти вся информация, с которой работал инспектор, имела бумажный вид и обрабатывалась вручную.

-не было специализированных подразделений, которые отвечали бы за информирование налогоплательщиков, и без которых трудно разобраться в налоговых тонкостях.

Одному инспектору приходилось выполнять множество налоговых процедур: принимать отчетность, вводить данные в компьютер, проводить камеральную проверку данных, консультировать налогоплательщика, оформлять реестр принятых деклараций. При выполнении такого количества разнообразных операций неизбежны бесконечные ошибки.

Еще один серьезный недостаток прошлого - закрепление за инспектором конкретных налогоплательщиков. В связи с этим возникала благоприятная почва для злоупотреблений служебным положением, и масса рабочего времени уходила на помощь в составлении отчетов и консультаций.

Для того, чтобы внедрить четкое функциональное разделение, разработана не только типовая структура инспекции, вставшей на путь модернизации, но и типовые должностные инструкции на каждое рабочее место с пошаговым описанием своего отрезка работы в общем производственном цикле. Речь идет о внедрении автоматизированных рабочих мест.

2.2. Внедрение автоматизированных рабочих мест

Как известно, в налоговые органы поступает огромный объем информации, которую необходимо собирать, анализировать и увязывать друг с другом. Сложность заключается в том, что в электронном виде для формирования таких данных налогоплательщики используют различные программные продукты. А зачастую данные поступают в налоговую не в электронном виде, а на бумаге. Поэтому, чтобы использовать поступившую информацию, нужно либо перевести ее в унифицированную форму, либо ввести вручную. Этой проблемой и продиктована необходимость применения самых современных методов ввода информации. Для этого МНС России, начиная с 2003 года, внедряет в работу налоговых органов программный комплекс «Система электронной обработки данных местного уровня». Он дает возможность принимать информацию по телекоммуникационным каналам связи или на магнитных носителях. Эта единая интегрированная система, которая объединяет все направления деятельности инспекции: регистрация юридических лиц, учет налогоплательщиков, камеральный контроль, выездные проверки. Она ориентирована и на функциональный принцип работы, и электронный документооборот.

Повышение качества и эффективности автоматизированной информационной технологии налоговой системах во многом зависит от способа организации (организационных форм) использования технических и программных средств обработки данных.

Глава 3. АРМ налоговых подразделений

3.1.АРМ специалистов налоговых органов

В налоговых органах выделяют автоматизированные рабочие места специалистов, которые можно разделить на группы:

· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов физическими лицами;

· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов юридическими лицами;

· АРМ специалиста по контролю за обеспечением правильности исчисления налогов и платежей и своевременностью их поступления в бюджет;

· АРМ юриста по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.

3.2. АРМ руководителя налоговой службы

Автоматизированное рабочее место руководителя в налоговой службе позволяет:

· получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе данных финансовых органов;

· обеспечивать руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;

· использовать диалоговые программные средства обеспечения принятия решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;

· обеспечивать оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т.д.

Следует подчеркнуть, что автоматизированное место руководителя в налоговой системе эффективно функционирует при условии, что оно опирается «по вертикали» на всю информационную базу руководимой им организационной структуры, включая не только централизованное автоматизированное хранилище данных, но и локальные информационные базы данных специалистов.

Для автоматизированного рабочего места руководителя налоговой сферы также разработана система передачи отчетов по электронной почте. Отчеты, сформированные на автоматизированных рабочих местах сотрудников подразделений, автоматически, через встроенный в программный комплекс механизм связи по электронной почте, отсылаются на почтовый адрес автоматизированного рабочего места руководителя. Во время работы руководитель получает все отчеты не только в бумажном, но и в электронном виде.

3.3 АРМ внутри налоговой инспекции

Исходя из предложенной выше информационной технологии работы инспекции, возможна организация следующих АРМ внутри районной налоговой инспекции.

АРМ по обработке документов юридических лиц в государственных территориальных налоговых инспекциях должны предусматривать возможность ведения различных справочников по юридическим лицам и использование этих справочников в основной базе данных, автоматически вводить информацию, исключая возможность внесения в базу данных некорректной информации.

АРМ по обработке информации по юридическим лицам должны как минимум состоять из следующих подсистем.

1. АРМ «РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Предназначен для ввода информации по контролируемым предприятиям и учредителям предприятий (физическим и юридическим лицам), получения информации по предприятиям в виде группировочных таблиц, по указанным реквизитам.

По каждому налогоплательщику в базе данных должны иметься следующие атрибуты:

· номер расчетного счета и атрибуты банка, его обслуживающего;

· полные атрибуты учредителей плательщика (как юридические, так и физические лица);

· размер уставного фонда;

· данные о директоре и бухгалтере;

· сведения о филиалах;

· информация о всех счетах предприятия (валютные, текущие, субсчета и др.);

Все атрибуты, использующиеся для быстрого поиска плательщика в информационно-поисковой системе.

Изначально при регистрации любого нового предприятия все исходные данные о нем должны заноситься в компьютер с присвоением ему определенного номера и при необходимости передаваться юридическим службам для занесения его в Госреестр.

Получаемая в результате ввода первичной информации база данных является основой для камеральных проверок и ведения лицевых карточек предприятий, предоставляя пользователю возможность вести поиск по любой комбинации данных и получать распечатку результатов этого поиска.

2. АРМ «КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА»

Служит для автоматизации процесса приема квартальной бухгалтерской отчетности предприятий, стоящих на учете в налоговой инспекции.

АРМ должен при проведении камеральной проверки реализовывать следующие основные функциональные возможности:

-осуществление в автоматическом режиме проверки расчетов, взаимоувязки форм отчетности, начисления налогов;

-формирование на компьютере достоверной базы данных в результате приема квартальной и годовой отчетности, которую можно использовать для автоматической генерации форм отчетности налоговой инспекции перед вышестоящими организациями;

-выдача рекомендаций инспекторскому составу для документальных проверок;

-получение информации для её последующего использования в других АРМ.

-должна быть предусмотрена возможность для предприятий и организаций сдавать отчетность в налоговую инспекцию на дискете и проводить все проверки отчетных документов до встречи с налоговым инспектором.

Кроме того, АРМ «КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА» должен дать возможность осуществить переход к новым формам и методам организации налогового контроля, высвободить основную часть квалифицированных налоговых инспекторов для проведения документальных проверок.

3. АРМ «ВЕДЕНИЕ ЛИЦЕВЫХ КАРТОЧЕК ПРЕДПРИЯТИЙ»

Предназначен для ведения лицевых карточек предприятий по бюджетам и видам налогов. Он должен обеспечить следующие функции:

фиксировать платежные документы;

автоматически производить вычисление сальдо, начисление пени, выдачу суммы, внесенной предприятием в бюджет, ведение лицевой карточки в порядке срока уплаты в бюджет независимо от даты ввода информации;

получить справку о недоимках и переплатах по предприятиям;

проводить авансовые платежи с разбивкой по срокам;

печатать инкассовые поручения.

4.АРМ «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Преследует цель проведения анализа итогов деятельности предприятий на основании данных, сформированных инспектором при камеральных проверках, и позволяет выбрать предприятия для документальной проверки.

Анализ состояния предприятий проводится на основе данных, полученных как при регистрации, так и при камеральной проверке. На их основе в компьютере формируется список предприятий, вовремя не прошедших камеральную проверку, и имеется возможность; автоматизированной печати адресов из существующей базы данных по предприятиям перед закрытием их расчетных счетов или в целях какой-либо другой переписки. Предприятиям, сдавшим отчет не вовремя, начисляются финансовые санкции, и составляется протокол об административном правонарушении — нарушении налогового законодательства и т.д.

АРМ для обработки документов физических лиц в государственных территориальных налоговых инспекциях разрабатывается на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов физическими лицами, в том числе подоходного налога, налога на имущество, земельного налога, налога с транспортных средств и др.

АРМ для обработки документов физических лиц должен осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов физических лиц, предусмотренных законодательством России:

· налог со строений;

· налог на транспортные средства;

· налог на имущество;

· налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

· налог на рекламу.

На основании первичных документов, поступающих из государственных учреждений и от физических лиц, должна автоматически рассчитываться сумма налога, печататься платежное извещение и открываться лицевой счет. Система должна автоматически вести лицевые счета по всем видам налогов, распределять уплаченные суммы по срокам уплаты.

По всем видам налогов необходимо автоматически вести бухгалтерские отчеты:

· ведомость доначислений и сложений;

· реестр уплаты возвратов;

5.АРМ «ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ»

Позволяет работать с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими правительственными документами, приказами и распоряжениями Государственной налоговой службы РФ и Государственной налоговой инспекции по области и городу, а также с инструкциями по налогообложению и другим вопросам деятельности налоговой службы.

Основная функция АРМ — сопровождение исковых заявлений в суд и арбитраж.

Использование различных технологий на рабочем месте, децентрализация управления влечет за собой децентрализованную обработку информации и децентрализованное применение средств вычислительной техники непосредственно на рабочем месте.

В таких системах АРМ является главным инструментом общения человека с вычислительных системах, используемый для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных данных в АИС для решения текущих задач и анализа функций управления.

Таким образом, автоматизированное рабочее место в бюджетной и на­логовой системах представляет собой
совокупность информационных, программных и аппаратных ресурсов для автоматизации решения функциональных задач специалистом и реализации его управленческих функций. Автоматизированное рабочее место можно рассматривать как инструмент специалиста для реализации функций управления.

Список использованной литературы

3. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 464 с.: ил.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:48, реферат

Описание работы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывается воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
В настоящее время положение коренным образом изменились. Абсолютное большинство стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. Именно поэтому знание налогового законодательства является необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Содержание работы

Глава 1. Автоматизированное рабочее место: определение,
основные принципы построения

1.2 Принцип гибкости

1.3 Принцип устойчивости

1.4 Принцип эффективности

1.5 Практический опыт использования АРМ

Глава 2. Необходимость АРМ в налоговых органах

2.1. «Старая налоговая система»

2.2. Внедрение автоматизированных рабочих мест

Глава 3. АРМ налоговых подразделений

3.1.АРМ специалистов налоговых органов

3.2. АРМ руководителя налоговой службы

3.3 АРМ внутри налоговой инспекции

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

Министерство Образования Российской Федерации

Российский Государственный Социальный Университет

Реферат по специальности

"Информационные технологии в налогообложении "

"Автоматизированное рабочее место налогового инспектора"

Руководитель:доцент,кандидат педагогических наук

Глава 1. Автоматизированное рабочее место: определение,

основные принципы построения

1.2 Принцип гибкости

1.3 Принцип устойчивости


1.4 Принцип эффективности

1.5 Практический опыт использования АРМ

Глава 2. Необходимость АРМ в налоговых органах

2.1. «Старая налоговая система»

2.2. Внедрение автоматизированных рабочих мест


Глава 3. АРМ налоговых подразделений


3.1.АРМ специалистов налоговых органов

3.2. АРМ руководителя налоговой службы

3.3 АРМ внутри налоговой инспекции


Список использованной литературы

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывается воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

В настоящее время положение коренным образом изменились. Абсолютное большинство стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. Именно поэтому знание налогового законодательства является необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Глава 1. Автоматизированное рабочее место: определение, основные принципы построения.


Возрастающие темпы информатизации общества повышают значение вычислительной техники в управленческих процессах. Использование возможностей современной вычислительной техники для автоматизации процесса обработки информации позволяет увеличить производительность труда, повысить эффективность работы с документами и ускорить обмен управленческой информацией.

В настоящее время большое распространение получила концепция распределенных автоматизированных систем управления, направленных на локальную обработку информации. Это позволяет организовать разделение труда управленческого персонала и автоматизировать выполнение им своих функций. Для реализации данной идеи необходимо создание для каждого уровня управления и каждой предметной области автоматизированных рабочих мест на базе персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ).

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — комплекс вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся, непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Автоматизированные рабочие места должны создаваться строго в соответствии с их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие принципы создания АРМ остаются неизменными, к ним относят:

1.1 Принцип системности.


Под принципом системности понимается следующее: автоматизированное рабочее место должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов. При этом структура АРМ должна четко соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место.

Принцип гибкости имеет огромное значение при создании современных и эффективно работающих автоматизированных рабочих мест. Данный принцип означает возможность приспособления АРМ к предполагаемой модернизации как программного обеспечения, так и технических средств. В настоящее время, когда скорость устаревания программных и технических средств постоянно растет, соблюдение данного принципа становится одним из важнейших условий при создании АРМ.

1.2 Принцип гибкости.


Для обеспечения принципа гибкости в реально работающих автоматизированных рабочих местах все подсистемы отдельно взятого АРМ выполняются в виде отдельных, легко заменяемых модулей. Чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизированы.

1.3 Принцип устойчивости.


Большое значение имеет принцип устойчивости. Он заключается в выполнении заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов. При возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться, неполадки отдельных элементов должны легко устраняться.

1.4 Принцип эффективности.


Принцип эффективности подразумевает, что затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от ее реализации. Кроме того, при создании АРМ надо учитывать, что его эффективность будет во многом определяться правильным распределением функций и нагрузки между работником и машинными средствами обработки информации, ядром которых является ПЭВМ. Только при соблюдении этих условий АРМ становится средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов.

1.5 Практический опыт использования АРМ.


Практический опыт использования АРМ как одного из элементов распределенных систем управления позволяет выделить следующие требования к эффективно и полноценно функционирующему автоматизированному рабочему месту:


своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя;


минимальное время ответа на запросы пользователя;


адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых им функций;


возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;


надежность и простота обслуживания;


возможность работы в составе вычислительной сети.

Как показано на схеме, АРМ состоит из технических и программных средств вычислительной техники, а также необходимой методики аналитической документации, позволяющей пользователю эффективно взаимодействовать с данными средствами.

Глава 2. Необходимость АРМ в налоговых органах.


Перед любой системой, которая прошла сложные этапы становления, неизбежно встает необходимость перемен. Налоговая система не исключение.

2.1. «Старая налоговая система».


Что же такое «старая налоговая система» и почему она перестала соответствовать современным условиям? Ее недостатки и проблемы можно перечислять бесконечно, а именно:


отсутствие единых функциональных обязанностей и, как следствие, дублирование функций разными отделами инспекции.


почти вся информация, с которой работал инспектор, имела бумажный вид и обрабатывалась вручную.


не было специализированных подразделений, которые отвечали бы за информирование налогоплательщиков, и без которых трудно разобраться в налоговых тонкостях.


Одному инспектору приходилось выполнять множество налоговых процедур: принимать отчетность, вводить данные в компьютер, проводить камеральную проверку данных, консультировать налогоплательщика, оформлять реестр принятых деклараций. При выполнении такого количества разнообразных операций неизбежны бесконечные ошибки.

Еще один серьезный недостаток прошлого - закрепление за инспектором конкретных налогоплательщиков. В связи с этим возникала благоприятная почва для злоупотреблений служебным положением, и масса рабочего времени уходила на помощь в составлении отчетов и консультаций.

Для того, чтобы внедрить четкое функциональное разделение, разработана не только типовая структура инспекции, вставшей на путь модернизации, но и типовые должностные инструкции на каждое рабочее место с пошаговым описанием своего отрезка работы в общем производственном цикле. Речь идет о внедрении автоматизированных рабочих мест.

2.2. Внедрение автоматизированных рабочих мест.


Как известно, в налоговые органы поступает огромный объем информации, которую необходимо собирать, анализировать и увязывать друг с другом. Сложность заключается в том, что в электронном виде для формирования таких данных налогоплательщики используют различные программные продукты. А зачастую данные поступают в налоговую не в электронном виде, а на бумаге. Поэтому, чтобы использовать поступившую информацию, нужно либо перевести ее в унифицированную форму, либо ввести вручную. Этой проблемой и продиктована необходимость применения самых современных методов ввода информации. Для этого МНС России, начиная с 2003 года, внедряет в работу налоговых органов программный комплекс «Система электронной обработки данных местного уровня». Он дает возможность принимать информацию по телекоммуникационным каналам связи или на магнитных носителях. Эта единая интегрированная система, которая объединяет все направления деятельности инспекции: регистрация юридических лиц, учет налогоплательщиков, камеральный контроль, выездные проверки. Она ориентирована и на функциональный принцип работы, и электронный документооборот.

Повышение качества и эффективности автоматизированной информационной технологии налоговой системах во многом зависит от способа организации (организационных форм) использования технических и программных средств обработки данных.

Глава 3. АРМ налоговых подразделений.

3.1.АРМ специалистов налоговых органов


В налоговых органах выделяют автоматизированные рабочие места специалистов, которые можно разделить на группы:


АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов физическими лицами;


АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов юридическими лицами;


АРМ специалиста по контролю за обеспечением правильности исчисления налогов и платежей и своевременностью их поступления в бюджет;


АРМ юриста по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.

3.2. АРМ руководителя налоговой службы.


Автоматизированное рабочее место руководителя в налоговой службе позволяет:


получать отчеты требуемой формы по всей информации, находящейся в автоматизированной корпоративной базе данных финансовых органов;


обеспечивать руководителю или его непосредственным помощникам оперативность и скорость поиска нужной информации;


использовать диалоговые программные средства обеспечения принятия решения с максимальной адаптацией к конкретным ситуациям;


обеспечивать оперативную связь с другими источниками информации в пределах организационной структуры и с внешней средой и т.д.


Следует подчеркнуть, что автоматизированное место руководителя в налоговой системе эффективно функционирует при условии, что оно опирается «по вертикали» на всю информационную базу руководимой им организационной структуры, включая не только централизованное автоматизированное хранилище данных, но и локальные информационные базы данных специалистов.

Для автоматизированного рабочего места руководителя налоговой сферы также разработана система передачи отчетов по электронной почте. Отчеты, сформированные на автоматизированных рабочих местах сотрудников подразделений, автоматически, через встроенный в программный комплекс механизм связи по электронной почте, отсылаются на почтовый адрес автоматизированного рабочего места руководителя. Во время работы руководитель получает все отчеты не только в бумажном, но и в электронном виде.

3.3 АРМ внутри налоговой инспекции.


Исходя из предложенной выше информационной технологии работы инспекции, возможна организация следующих АРМ внутри районной налоговой инспекции.

АРМ по обработке документов юридических лиц в государственных территориальных налоговых инспекциях должны предусматривать возможность ведения различных справочников по юридическим лицам и использование этих справочников в основной базе данных, автоматически вводить информацию, исключая возможность внесения в базу данных некорректной информации.

АРМ по обработке информации по юридическим лицам должны как минимум состоять из следующих подсистем.


АРМ «РЕГИСТРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»


Предназначен для ввода информации по контролируемым предприятиям и учредителям предприятий (физическим и юридическим лицам), получения информации по предприятиям в виде группировочных таблиц, по указанным реквизитам.

По каждому налогоплательщику в базе данных должны иметься следующие атрибуты:


номер расчетного счета и атрибуты банка, его обслуживающего;


полные атрибуты учредителей плательщика (как юридические, так и физические лица);

Читайте также: