Пути совершенствования налогообложения в предпринимательстве

Опубликовано: 26.04.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.04.2020 2020-04-13

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Тухватулина, Л. Р. Налогообложение субъектов малого предпринимательства и пути его совершенствования / Л. Р. Тухватулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68738/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассмотрено понятие малого предпринимательства, государственная поддержка и налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства, рассмотрены специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства, дана им характеристика с точки зрения преимуществ и недостатков.

Ключевые слова: малое предпринимательство, налогообложение, системы налогообложения.

Развитие экономики любого государства не может быть успешно без оптимального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства. Малое предпринимательство формируют дополнительные рабочие места, насыщают рынок товарами, а также являются крайне чувствительным регулятором в экономике. Сфера малого предпринимательства зачастую является показателем стабильности экономики и направления ее развития.

В России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся субъекты с численностью персонала до ста человек (включая микропредприятия — до пятнадцати человек), до 800 млн.руб. годового дохода (до 120 млн. — у микропредприятий), а также установлены ограничения по величине активов и участия других юридических лиц в капитале [3].

Малому предпринимательству свойственна высокая мобильность, гибкость и маневренность. Такие организации могут создаваться во всех сферах экономики и достаточно быстро реагировать на неудовлетворенные нужды населения [8].

Прибыль субъектов малого предпринимательства и поступления налоговых доходов в бюджет во многом зависит от режима налогообложения. В случае, если налоговая нагрузка на бизнес будет достаточно высока, то предприниматели могут уйти в теневой бизнес, в результате это повлечёт сокрытие реальных доходов, серые заработные платы, отсутствие пенсионного и медицинского обеспечения работников, сокращение ВВП.

На данный момент в Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы. В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения;

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента) [1].

Выбор оптимальной системы налогообложения приводит к снижению налоговой нагрузки предприятия.

Общий режим налогообложения используют предприниматели и организации, которые по какой-то из причин не могут применять другие системы налогообложения. Это может быть, например, связано с большой численностью сотрудников (более 100 человек) или превышением доступного предела размера дохода (более 800 млн).

При данном режиме налогообложения организации должны вести бухгалтерский и налоговый учет, а также платить такие налоги как: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость и другие.

В тоже время применение общего режима налогообложения имеет ряд преимуществ:

− предприниматель может заниматься разными видами деятельности, при этом нет лимита на размер дохода от предприятия;

− есть возможность возмещения НДС из бюджета по разным основаниям;

− нет ограничения на количество привлеченных сотрудников и другие [6].

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) может использоваться только организациями или индивидуальными предпринимателями, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью, и доля дохода от такой деятельности составляет более 70 %. Ставка налога составляет 6 % от доходов, уменьшенных на величину расходов. К недостаткам данного режима относится необходимость отслеживания доли выручки от реализации собственной сельскохозяйственной продукции в общей выручке организации, а также запрет на производство подакцизных товаров.

Субъектами системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции являются организации, признаваемые инвесторами в соответствии с п. 1 ст. 346 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения (п. 3 ст. 346 НК РФ) [2]. К достоинствам данного режима относится то, что инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов в соответствии с п. 7 ст. 346.35 НК РФ [2].

В рамках УСН у предпринимателя есть выбор объекта налогообложения:

  1. Доходы. Ставка налога составляет 6 %.
  2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 15 %.

Режим налогообложения с объектом «доходы» является более выгодным для организаций, в которых низкая доля расходов, а с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоден для организаций с высокой долей расходов. При использовании УСН снижается налоговая нагрузка и объем документации, которую необходимо сдавать в налоговую. К недостаткам данного режима можно отнести: организации не имеют права открывать филиалы и представительства; список расходов по сравнению с ОСНО при расчете налоговой базы ограничен.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — режим налогообложения, применяемый только в отношении отдельных видов деятельности, отраженных в п 2. ст. 346.26 НК РФ [2].

Главной особенностью ЕНВД согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ, считается что, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода не важен. ЕНВД рассчитывается исходя из размера, предполагаемого (вмененного) дохода организации, с учетом различных условий, которые могут повлиять на величину дохода. ЕНВД можно использоваться как самостоятельный режим налогообложения, но и сочетать, например, с УСН. В случае получения убытка перечисление вмененного налога осуществляется в обязательном порядке, т. е. ЕНВД не зависит от фактических результатов деятельности.

Патентная система налогообложения — специальный режим налогообложения, который вправе применять только индивидуальные предприниматели со средней численностью наёмных работников не более 15 человек. При данном режиме налогоплательщик освобождается от уплаты НДС (п.11 ст. 346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ) [2]. Индивидуальному предпринимателю требуется вести книгу учета доходов и расходов, в связи с чем возникает необходимость ведения первичного учета. К достоинствам данного режима налогообложения относится: налоговая декларация не сдается, срок действия патента ИП может выбрать самостоятельно. ПСН можно сочетать с другими режимами налогообложения. К недостаткам можно отнести, что стоимость патента нельзя уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное страхование, как при УСН и ЕНВД.

При УСН и ЕНВД из-за освобождения от уплаты НДС, организации не выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, а это лишает контрагентов права возмещения НДС, что делает сотрудничество с первыми невыгодным [5].

Налог на профессиональный доход — специальный режим, предусмотрен для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не имеющих работодателя и не привлекающие наемных работников (ст. 2 закона 422-ФЗ) [4]. Налоговая ставка составляет: 4 % — с доходов от физических лиц, 6 % — с доходов от юридических лиц и ИП. Также к преимуществам данного режима относится: освобождение от налоговой и бухгалтерской отчетности (учет доходов ведется в приложении «Мой налог»); отсутствие обязанности уплачивать фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.

Пути совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса:

  1. Введение ограничения на резкие изменения в налоговом законодательстве в сторону увеличения налоговой нагрузки;
  2. Совершенствование законодательства с целью придания большей прозрачности законам, снижения налоговых ставок;
  3. Доработка законов, направленных на регулирование деятельности налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства
  4. Разработка мер по упрощению ведения учета;
  5. Организаций мероприятий по проведению консультативной и разъяснительной работы налогоплательщикам;
  6. Предоставление льгот инвесторам, которые вкладывают средства в развитие малых предприятий.

Исходя из вышесказанного ясно, что отсутствие изменений в области налогообложения малого предпринимательства, не позволит государству в полном объеме выполнять фискальные функции, а также повышать конкурентоспособность страны в целом за счет повышения мотивации к развитию малого бизнеса.

Итак, налогообложение субъектов малого предпринимательства предусматривает общий и специальные режимы налогообложения. Использование специальных режимов позволяет снизить налоговую нагрузку на организацию, упростить ведение учета и составление отчетности, а также порядок ее предоставления. Совершенствование налогового законодательства позволит повысить мотивацию к предпринимательской деятельности, способствует развитию конкурентоспособной среды, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  4. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»// Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  5. Перфильева, К. А. Анализ и оценка специальных режимов налогообложения [Текст] / К. А. Перфильева // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. — 2018. — С. 256–260.
  6. Помазанова, В. В. Особенности налогообложения малого бизнеса [Текст] / В. В. Помазанова, Т. О. Беляева, А. Р. Хаметова // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4. — С. 59–62.
  7. Сарычева, О. А. Проблемы и пути развития налогообложения малого бизнеса [Текст] / О. А. Сарычева, А. В. Плахов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2015. — № 2 (7). — C. 236–238.
  8. Тимофеев, В. И. Роль малых и средний предприятий в экономике [Текст] / В. И. Тимофеев // ВУЗ. XXI ВЕК. — 2015. — № 1 (47). — С. 99–112.

Налогообложение предприятий и пути совершенствования

ID (номер) заказа

Выполнить нужно ТОЛЬКО ВТОРУЮ ГЛАВУ, где нужно отразить именно пути совершенствования.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Отчет по практике, Банковское дело

Срок сдачи к 4 июня

Контрольная, Алгоритмизация и программирование

Срок сдачи к 23 июня

Нужна помощь по фармакалогии

Ответы на билеты, Фармакология

Срок сдачи к 21 мая

Тема доклада "Пути снижения ресурсоемкости продукции"

Доклад, экономика и управление на предприятии

Срок сдачи к 22 мая

Контрольная, строительные машины

Срок сдачи к 24 мая

Контрольная, Квантовая физика

Срок сдачи к 20 мая

7 билет 4 задания надо выполнить

Решение задач, прикладная математика

Срок сдачи к 20 мая

Экономический рост 15 страниц

Срок сдачи к 15 июня

Развитие электронных деловых медиа на.

Курсовая, Деловая журналистика

Срок сдачи к 22 мая

Маркетинговое исследование по изучению имиджа организации.

Курсовая, маркетинговые исследования в туризме

Срок сдачи к 30 мая

Ответы на вопросы

Ответы на билеты, Разработка защищенных приложений

Срок сдачи к 25 мая

Сделать расчеты в лабораторной работе

Лабораторная, гидравлика и гидропривод

Срок сдачи к 24 мая

Диплом, технология машиностроения

Срок сдачи к 31 мая

Сделать терминологический словарь

Перевод с ин. языка, Английский язык

Срок сдачи к 24 мая

Мне нужен ответ на первый вариант . На каких стадиях развития.

Контрольная, Вожатская деятельность, педагогика

Срок сдачи к 21 мая

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 24 мая

сделать 6 заданий

Решение задач, вычислительная математика

Срок сдачи к 28 мая

Ответить на вопросы в раскрытом виде

Контрольная, История мировой литературы

Срок сдачи к 31 мая

47 710 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 517 Сдано работ: 4 517
Рейтинг: 74 192
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 001 оценка

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Магистрант Садыков Е.М.

Научные руководители к.э.н. Байбатырова Б.С., ст. преподаватель Кулшенбаева С.С.

Недостатки налоговой системы на протяжении ряда лет занимают лидирующее положение среди проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в Казахстане.

Во-первых, общий низкий уровень знания налогового законодательства бизнесменами, что приводит не только к нарушениям, но и формирует у предпринимателей мнение о невозможности выполнения всех требований налогового законодательства.

Во-вторых, наличие относительно большого количества подзаконных актов, зачастую регулирующих одну сферу деятельности и действующих одновременно, а иногда и просто взаимоисключающих друг друга. Некоторые работники налоговой службы пользуются этим и трактуют положения подзаконных актов в зависимости от ситуации.

Также проблемой для предприятий малого и среднего бизнеса является то, что основная часть предпринимателей не имеет достаточно возможностей, знаний и опыта, чтобы оспаривать действия налоговой службы. В большинстве случаев, выходом из этой ситуации для бизнесменов является договоренность с сотрудниками налоговой службы на определенных условиях. Основными причинами возникновения рассматриваемой проблемы являются:

  • невысокий профессиональный уровень подготовки отдельных государственных служащих налоговых органов, которые не могут дать правильной и полной информации налогоплательщикам об их действиях в той или иной ситуации;
  • «закрытость» налоговых служб для предпринимателей. Налоговым комитетам необходимо наладить систему предоставления консультационных услуг для предпринимателей, возможно на платной основе, а также проводить тематические обучающие семинары и т.п.

    В настоящее время стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. В ее решении большую роль должна сыграть оценка действенности отечественных налогов и их соответствия международным стандартам.

    В настоящее время налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган ежемесячно минимум 13 форм налоговых расчетов при отсутствии облагаемых оборотов, а также перечислять в бюджет платежи. Стоимость бумаги и затрат труда бухгалтеров, банковских и налоговых работников значительно превышает бюджетный эффект.

    Установленные формы налоговых отчетов также не совершенны. Они сверх меры перегружены информацией. Например, при наличии полного объема компьютерных данных о налогоплательщике, каждый расчет должен сопровождаться обязательными реквизитами, включающими номера кодов налоговой инспекции и налогоплательщика, его полное наименование, адрес, номер телефона, фамилию ответственного лица, в то время как достаточно было бы указать лишь учетный номер и наименование предприятия.

    Произошедшие изменения в предпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.

    -организационно-правовая структура разделена на физические и юридические лица, однако в статистике нет полного учета всех субъектов малого бизнеса, что не дает возможность объективного анализа этого сектора экономики;

    -среднегодовая численность определена до 50 человек (субъекты микробизнеса–до 10 человек), хотя в налоговом законодательстве используется среднесписочная численность для индивидуальных предпринимателей 25 человек, включая самого предпринимателя;

    -определение ограничивается только двумя критериями, остальные – такие как характер и объем работ (товаров, услуг), налоговый режим не указаны;

    Необходимо четкое определение критериев отнесения к субъектам малого бизнеса и исключить дублирование в нормативно-законодательных актах. Ключевым законом должен является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором дано определение субъектов малого бизнеса, заложены критерии и механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.

    Действующий Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусматривает одинаковый размер штрафов, как для субъектов малого бизнеса, так и для крупных предприятий. Это заведомо стравит в неравные условия малый и крупный бизнес. Подобный подход противоречит общепринятой в мире законодательной практике.

    Необходимо упростить порядок предоставления земельных участков субъектам малого предпринимательства для вовлечения этих ресурсов в сферу экономической деятельности. Конструктивное решение этих проблем позволит устранить излишние административные барьеры, тем самым облегчит и сделает максимально простым вход на рынок для всех субъектов малого предпринимательства. Необходимо пересмотреть специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса (на основе патента и упрощенной декларации) в части увеличения существующего размера объекта налогообложения (дохода за налоговый период) минимум в 2 -3 раза. Оставить за предпринимателями, работающими по упрощенной декларации, право выбора использования контрольно-кассового аппарата, за исключением отдельных видов деятельности (реализация подакцизной продукции и т.д.).

    Законодательно разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый режим на основе патента. Разрешить предприятиям малого бизнеса использовать кассовый метод вместо общепринятого метода начислений .

    Необходимо ввести налоговые льготы, направленные на развитие НИОКР малых предприятий. В соответствии с этой льготой из налогооблагаемой базы вычитаются 100% прямых расходов на исследования, разработки и инновации. Эти льготы предусматривают поддержку активной деятельности всех категорий предпринимательств в области исследований и инноваций.

    На данном этапе очень важно, чтобы действующая налоговая система как экономический регулятор, стимулируя рост количества субъектов малого предпринимательства, обеспечивала увеличение количества рабочих мест, объема производимых работ и оказываемых услуг.

    Однако реальное улучшение налогового климата для субъектов малого и среднего бизнеса может произойти только в случае снижения уровня коррупции и административного давления, а также изменения самой концепции налоговой реформы, которая должна изменить налоговую политику в отношении малого бизнеса:

    1. Создать благоприятный налоговый климат для малого бизнеса;

    2. Пересмотреть формы и сроки предоставления налоговой отчетности. Эти обязанности не должны превышать барьера в 25 - 30% рабочего времени;

    3. Опубликовать все нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения, обеспечить бесплатное распространение бланков налоговой отчетности;

    4. Разработать эффективную систему налоговых льгот. Налоговые льготы должны предоставляться субъектам малого бизнеса, расположенным в депрессивных, экологически неблагополучных регионах, а также занимающимся инновационной деятельностью в виде освобождения от корпоративного налога на срок от 3 до 5 лет;

    5. Ввести норму определяющую, что изменения и дополнения в налоговую отчетность могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января, следующего года;

    6. Максимально упростить налоговый учет и налоговую отчетность для субъектов малого бизнеса.

    Меры в области налогового регулирования так же, могут предполагать предоставление "налоговых каникул" для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения и т.д). С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов. В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

    1. Дубаев В. В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования //Финансы.- 2012

    2. Заболоцкий А. О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике // Налоговый эксперт.-2010

    3. Кадырбеков Б. Об основных принципах регулирования налоговой системы. // Казахстан: экономика и жизнь.-2011.- № 3-4.- С. 17-21

    4. Рахимжанова М. К вопросу построения эффективной системы налогообложения// Вестник КазНУ.-2012

    5. Злобина Л., Стажкова М. Оптимизация налогообложения экономического субъекта // Налоги.-2010

    6. Князев В. Налоги в механизме стимулирования малых предприятий // Финансы.-2011.

    Виды предпринимательской деятельностиФизические показателиБазовая доходность в месяц (рублей)Оказание бытовых услугКоличество работников, включая индивидуального предпринимателя7500Оказание ветеринарных услугКоличество работников, включая индивидуального предпринимателя7500Оказание

    Налогообложение предпринимательской деятельности и пути его совершенствования

    Другие дипломы по предмету

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

    Факультет экономики и управления

    Кафедра финансов и кредита

    Специальность Финансы и кредит Специализация Банковское дело

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    НА ТЕМУ «НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

    Комлев Николай Андреевич

    Руководитель д.э.н., профессор

    Лютова Ирина Ивановна

    Глава 1. Теоретические основы налогообложения предпринимательства

    .1 Экономическая сущность и основы функционирования налоговой системы

    1.2Нормативно - правовое регулировании налогообложения

    1.3 Налоги, взимаемые с юридических лиц

    Глава 2. Оценка современного состояния налогообложения предпринимательских структур на примере ИП Харитонова

    2.1Организационно - экономическая структура ИП Харитонова

    2.2 Оценка финансового состояния ИП Харитонова

    .3 Налогообложение индивидуальных предпринимателей

    Глава 3. Перспективы совершенствования налогообложения предпринимательской деятельности

    .1 Замена социального налога страховыми взносами

    .2 Расширение возможностей использования налоговых льгот

    Список литературы и использованных источников

    Актуальность темы налогообложение предпринимательской деятельности и пути его совершенствования связана с тем, что законодательное обеспечение деятельности малого бизнеса (особенно в области налогов) в последнее время стало одной из ключевых проблем государственного регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, малый бизнес - это основа экономики страны, её защита от безработицы. Однако в нашей стране индивидуальное предпринимательство и малый бизнес переживали серьезный кризис, его часто связывают с налоговым бременем малого бизнеса.

    К моменту завершения формирования в 2002 системы специальных налоговых режимов для представителей малого бизнеса (с принятием двух глав Налогового кодекса - 26.2 и 26.3) на территории РФ было официально зарегистрировано около 850 тыс. предприятий, подпадающих под категорию малого предпринимательства. Кроме того, к этому времени в России работало более 4 млн. индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Таким образом, в сферу налогообложения малого бизнеса подпадало около 5 млн. налогоплательщиков. И то же время, по оценке Госкомстата России, около-30% представителей этого бизнеса занимались предпринимательской деятельностью, не представляя никаких данных о своей деятельности в налоговые и статистические органы, 25-30% - представляли "нулевые" балансы и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность, - не вставали на учет в налоговых органах.

    При этом сфера малого бизнеса не играла к тому времени существенной роли в формировании доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную систему Российской Федерации от деятельности индивидуальных предпринимателей поступало менее 1% от общей суммы доходов консолидированного бюджета.

    Учет особенностей деятельности малого бизнеса в виде отдельных законов был сформирован в Российской Федерации только спустя несколько лет после со здания налоговой системы страны в двух формах. Первая - на упрощенном порядке определения налоговой базы и ведения отчетности, вторая - на оценке потенциального дохода налогоплательщиков и установлении фиксированного размера платежей в бюджет.

    Развитие малого бизнеса последние несколько лет провозглашается как одно из важнейших направлений государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание класса мелких собственников, новых рабочих мест, наконец, обеспечение значительных платежей в бюджет путем расширения налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе.

    Особенностью малого бизнеса в наши дни является способность быстро адаптироваться к изменениям рынка, оставляя невыгодные и занимая новые, перспективные ниши, чему несомненно способствует система налогообложения малого и среднего предпринимательства. Вышеизложенное определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.

    Объектом исследования выступает финансово - хозяйственная деятельность Индивидуального предпринимателя «Харитонова».

    Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения ИП «Харитонова».

    Целью квалификационной работы является обоснование и разработка рекомендаций по улучшению налоговой системы в РФ.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    ·раскрыть экономическую сущность налогообложения;

    ·рассмотреть виды налогообложения;

    ·изучить организационную структуру ИП «Харитонова»;

    ·оценить финансовое ИП «Харитонова»;

    ·рассмотреть пути улучшения налогообложения на предприятии.

    Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных авторов, рассматривавших проблему налогового планирования и прогнозирования. При написании квалификационной работы были использованы труды, таких авторов как: Дугельный А.П., Васильева Л.С., Князева В.Г., Черника Д.Г., Чиненов М.В., Юткина Т.Ф., и др.

    Методической основой квалификационной работы являются экономико-статистические методы, графический метод, метод экспертных оценок, метод сравнений, коэффициентный метод и др.

    Информационную базу составляют нормативно-правовые и законодательные акты, статистическая информация, внутрифирменная отчётность.

    Логика исследования обусловила следующую структуру квалификационной работы: введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список литературы и использованных источников.

    налоговый правовой предпринимательский экономический

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПЕРДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

    .1 Экономическая сущность и основы функционирования налоговой системы

    Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За девять с половиной прошедших лет было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

    Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

    Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

    Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогов любой страны и заключаются в следующем:

    1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. (Принцип равнонапряженности).
    2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

    3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

    . Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

    . Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

    . Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

    По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

    Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

    Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включают

    "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 22, 2000

    В настоящее время действует три системы налогообложения субъектов малого предпринимательства: традиционная, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, а также по принципу вмененного дохода. Таким образом, вместо реального упрощения системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства для разных видов деятельности предусматривается различный порядок ведения раздельного бухгалтерского учета и отчетности. Формально для одного и того же предприятия сохраняется возможность применять упрощенную систему налогообложения, устанавливается обязательная уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или сохраняется действие общей системы налогообложения. Кроме того, существенным препятствием на пути совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства являются законодательные нормы, устанавливающие порядок, при котором возможные налоговые льготы могут предоставляться только за счет средств региональных бюджетов (при сохранении обязательных фиксированных отчислений в федеральный бюджет). Действующая налоговая система ограничивает права регионов по регулированию деятельности малых предприятий, устанавливая схемы налогообложения, не учитывающие особенностей развития малого предпринимательства.

    Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, установленная Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ, имея ряд положительных сторон (упрощение учета и отчетности, замена совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом и др.) не лишена существенных недостатков. Так, ее применение искусственно ограничено по численности и выручке. Возможные колебания численности персонала обязывают предприятия в любой момент быть готовыми вернуться к общепринятой системе налогообложения, что заставляет вести кроме упрощенного учета еще и обычный.

    Субъекты, которые перешли на упрощенную систему, имеют налоговые льготы только в рамках региональных бюджетов, для них по существу восстановлены авансовые платежи в виде платного патента (исключение составляет только Москва). Не разъяснен также вводимый расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям - представителям и др.

    Упрощенная система, как и система налогообложения по принципу вмененного дохода, не решает проблему уплаты НДС предприятиями, закупающими продукцию (работы, услуги) у субъектов малого предпринимательства.

    Опыт внедрения в отдельных регионах системы налогообложения по принципу вмененного дохода, установленной Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ, свидетельствует о том, что невозможно эффективно использовать типовые "физические" показатели в качестве нормообразующих параметров и полностью заменить ими объективные экономические показатели, характеризующие результаты деятельности малых предприятий. Прежде всего сказанное относится к крупным регионам, где сосредоточено большое количество малых предприятий и сфера их деятельности наиболее разнообразна. Именно для этих регионов наиболее сложно определить фиксированные показатели вмененного дохода, которые могли бы учитывать всю совокупность факторов, влияющих на деятельность предприятий. Кроме того, расчет десятков параметров налога для каждого вида и места деятельности потребует огромных затрат - как времени, так и бюджетных средств.

    В настоящее время не существует серьезных аргументов в пользу полного отказа от использования в системе налогообложения юридических лиц общеэкономических показателей, характеризующих результаты деятельности субъектов малого предпринимательства и отраженных в бухгалтерской отчетности (выручка, доход).

    Определенная Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ фискальная система налогообложения практически ничего не дает самим малым предприятиям (с точки зрения объективного стимулирования их деятельности). На федеральном уровне нет обоснования того, как сможет уплачивать налог с вмененного дохода субъект малого предпринимательства, только начинающий свою деятельность и (или) не имеющий по тем или иным причинам дохода (учитывая необходимость уплаты других обязательных платежей: при регистрации, лицензировании, получении торгового патента и т.д.). Возможности вхождения нового предприятия на уже сформировавшийся рынок в этих условиях будут искусственно ограничены. Необходимо учитывать и естественное снижение доходности малого предприятия в случае открытия (функционирования) других аналогичных предприятий на той же территории в течение налогового периода.

    Отсутствие объективных статистических данных не позволяет рассчитать возможные потери (или приобретения) бюджетов всех уровней от внедрения системы налогообложения юридических лиц по принципу вмененного дохода на основе "физических параметров" (метров, количества посадочных или машино - мест, единиц производственной мощности и др.). На федеральном уровне такие данные также отсутствуют. Однако можно прогнозировать сокращение числа малых предприятий, падение интереса к созданию новых предприятий и как следствие - уменьшение поступлений в городской бюджет от субъектов малого предпринимательства и сокращение объема выпускаемой ими продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ.

    И наконец, введение единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в предлагаемом на федеральном уровне варианте парализует возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Непонятно, как будут реализованы положения Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" о применении упрощенной системы в части, не противоречащей данному Закону.

    Кроме того, при нестабильном положении малых предприятий представляется невозможным установить реальную базовую доходность предприятий в абсолютных показателях (рублях), как предусматривается Федеральным законом N 148-ФЗ, который помимо прочего установил для субъектов малого предпринимательства обязательность уплаты 100%-ного авансового платежа по единому налогу.

    Для решения указанных проблем в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 02.11.1999 N 1010 "О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства в Москве" Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы разработан проект федерального закона, предусматривающего введение на добровольной основе для всех малых предприятий Российской Федерации единой системы налогообложения, учета и отчетности, применяемой вместо налоговых систем, существующих в настоящее время. Одновременно предполагается отменить упрощенную систему налогообложения и не распространять действие системы налогообложения по принципу вмененного дохода на субъекты малого предпринимательства.

    Проект федерального закона "О единой системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусматривает установление в качестве объектов налогообложения валовой выручки и совокупного дохода, включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, зачисление сумм единого налога в региональный бюджет в большем объеме и наделение субъекта Российской Федерации значительными правами в налоговом регулировании. Предлагаемая единая система налогообложения предусматривает сохранение для субъектов малого предпринимательства упрощенного порядка учета и отчетности, аналогичного порядку, применяемому в рамках упрощенной системы. Ставки единого налога, несмотря на включение в состав единого налога отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, соответствуют ставкам упрощенной системы - 10% с валовой выручки или 30% с совокупного дохода.

    Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами единой системы налогообложения, учета и отчетности, является свидетельство, выдаваемое сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет. Юридическим лицам свидетельство выдается бесплатно на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.

    Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными предпринимателями единой системы налогообложения, учета и отчетности, является патент на занятие определенным видом деятельности, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки индивидуальных предпринимателей на налоговый учет. Годовая стоимость патента для индивидуальных предпринимателей устанавливается нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от вида осуществляемой предпринимательской деятельности, уровня доходов и других показателей хозяйственной деятельности. Выплата годовой стоимости патента осуществляется индивидуальными предпринимателями ежеквартально в порядке, установленном нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с проектом субъекту малого предпринимательства предоставлено право выбора между уплатой единого налога по результатам хозяйственной деятельности и уплатой единовременно стоимости патента на осуществление определенного вида деятельности (в порядке, аналогичном предусмотренному для индивидуальных предпринимателей). В этом случае не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала налогоплательщики - юридические лица подают в налоговый орган по месту постановки на учет письменное заявление и приобретают патент на осуществление определенного вида деятельности путем единовременной уплаты авансового платежа по единому налогу в размере, определенном нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом общая налогооблагаемая валовая выручка (совокупный доход) юридического лица, определяемая по всем видам деятельности, уменьшается на величину доли валовой выручки (совокупного дохода) от осуществления того вида деятельности, на который приобретен патент.

    Патент приобретается на один или несколько отчетных периодов. Порядок и сроки его выдачи юридическим лицам устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Налогоплательщик, уплативший единый налог путем единовременной оплаты стоимости патента, освобождается от уплаты единого налога с валовой выручки (совокупного дохода), полученной от соответствующего вида деятельности, независимо от результатов хозяйственной деятельности (объема валовой выручки и совокупного дохода) в данном налоговом периоде. Налоговые органы не вправе производить перерасчет подлежащего уплате единого налога в части определенного вида деятельности в течение срока действия оплаченного патента на ее осуществление.

    При уплате субъектами малого предпринимательства единого налога путем единовременной оплаты стоимости патента учет совокупного дохода (валовой выручки), полученного от вида деятельности, на осуществление которого выдан патент, ведется раздельно от совокупного дохода (валовой выручки), подлежащей налогообложению по итогам работы за отчетный период.

    Законопроектом установлено, что нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные льготы для субъектов малого предпринимательства, уплачивающих единый налог путем единовременной оплаты стоимости патента на осуществление определенного вида деятельности.

    Одно из положений законопроекта позволяет решить проблему уплаты НДС предприятиями, закупающими продукцию субъектов малого предпринимательства. Установлено (при этом предполагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О налоге на добавленную стоимость"), что у заготовительных, снабженческо - сбытовых, оптовых и других предприятий при закупке ими любых товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства и других предприятий, не начисляющих и не уплачивающих налог на добавленную стоимость, при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС. Таким образом, для данных предприятий "снимается" вопрос о наличии или отсутствии у них входящего НДС, а для субъектов малого предпринимательства, не уплачивающих данный налог, создаются равноконкурентные условия для осуществления их деятельности.

    На наш взгляд, в случае реализации на федеральном уровне данного законодательного акта будет создана эффективная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, обеспечивающая их развитие, пополнение региональных бюджетов и развитие экономики страны в целом. По экспертной оценке, реализация единой системы налогообложения, учета и отчетности приведет к уменьшению налоговой нагрузки на малые предприятия в среднем в 2,8 раза, росту налоговых поступлений в региональные бюджеты на 13%, созданию и обновлению около 1,5 млн рабочих мест.

    Читайте также: