Увеличение косвенных налогов введение монополии

Опубликовано: 13.05.2024

1 января 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку. Его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов

«Золотое десятилетие» русской промышленности.

В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

— проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;

— дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;

— денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;

— широкое привлечение в страну иностранного капитала.

Большую часть этой одобренной Александром III программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти. 90-е годы стали периодом небывалого взлета русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива — углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам — бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, находивших все более широкий спрос во всем мире. Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добычей и переработкой нефти, а также строительством специальных судов и вагонов-цистерн для ее перевозки.

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо- и вагоностроительной, рельсовой, медепрокат- ной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко. Говорили, что достаточно было прибавить к названию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, еще более мощный подъем железнодорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.




Крестьянство и дворянство в пореформенной России.

Крестьянство.

Во второй половине XIX в. крестьяне по- прежнему составляли подавляющее большинство населения Российской империи. По законам представители этой части общества значительно отличались от остальных сословий. Крестьяне, как бывшие крепостные, так и государственные, входили в состав самоуправляющихся сельских обществ — общин. Несколько сельских обществ составляли волость.

Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и выполнении повинностей. Поэтому существовала зависимость крестьян от общины, проявлявшаяся прежде всего в ограничении свободы передвижения.

На сельском сходе на 3 года избирались староста, сборщик податей и представители общины для участия в волостном сходе. Волостной сход избирал волостного старшину. На волостного старшину и сельского старосту, помимо решения текущих хозяйственных вопросов, возлагалась также и охрана порядка.

Для крестьян существовал особый волостной суд, члены которого также избирались сельским сходом. При этом волостные суды выносили свои решения не только на основе норм законов, но и руководствуясь обычаями. Зачастую эти суды наказывали крестьян за такие проступки, как неразумная трата денег, пьянство и даже колдовство. Кроме того, крестьяне подвергались некоторым наказаниям, которые давно уже были упразднены для других сословий. Например, волостные суды имели право приговаривать членов своего сословия, не достигших 60 лет, к порке. Особо безнравственных, не поддающихся перевоспитанию крестьян община имела право исключать из числа своих членов, что означало для провинившихся высылку в Сибирь.

Многовековое существование общины наложило сильный отпечаток на психологию русского крестьянина. Его сознанию были присущи коллективизм, развитое чувство справедливости. Русские крестьяне почитали старших по возрасту, рассматривая их как носителей опыта, традиций. Это отношение распространялось и на императора, служило источником монархизма, веры в «царя-батюш- ку» — заступника, стража правды и справедливости.

Русские крестьяне исповедовали православие. Необычайно суровые природные условия и связанная с ними напряженная работа — страда, результаты которой не всегда соответствовали затраченным усилиям, горький опыт неурожайных лет погружали крестьян в мир суеверий, примет и обрядов.

Освобождение от крепостной зависимости принесло в деревню большие перемены. Прежде всего усилилось расслоение крестьян. Ярче стали проявляться богатство одних и бедность других. Мерилом зажиточности чаще всего являлось наличие в хозяйстве определенного количества лошадей, без которых невозможно было обрабатывать землю. Безлошадный крестьянин (если он не занимался иным, неземледельческим трудом) стал символом деревенской нищеты. В конце 80-х гг. в Европейской России 27% дворов были безлошадными. Признаком бедности считалось наличие одной лошади. Таких хозяйств было около 29%. В то же время от 5 до 25% хозяев имели до десяти лошадей. Они скупали большие земельные владения, нанимали батраков и расширяли свое хозяйство.

Отмена крепостного права привела в деревне к резкому усилению потребности в деньгах. Крестьяне должны были платить выкупные платежи и подушную подать, иметь средства на земские и мирские сборы, на арендные платежи за землю и на погашение банковских кредитов. Происходило вовлечение большинства крестьянских хозяйств в рыночные отношения. Главной статьей крестьянских доходов была продажа хлеба. Но в силу низкой урожайности крестьяне нередко были вынуждены продавать зерно в ущерб своим собственным интересам. Вывоз хлеба за границу основывался на недоедании жителей деревни и справедливо именовался современниками «голодным экспортом».

Нищета, тяготы, связанные с выкупными платежами, недостаток земли и другие неурядицы крепко привязали основную часть крестьян к общине. Ведь она гарантировала своим членам взаимную поддержку. Кроме того, распределение земли в общине помогало выжить среднему и беднейшему крестьянству в случае голода. Наделы между общинниками распределялись чересполосно, а не сводились в одном месте. Каждый член общины имел по небольшому наделу (полосе) в разных местах. В засушливый год участок, расположенный в низине, мог дать вполне сносный урожай, в дождливые годы выручал участок на пригорке.

В то же время в общине зарождался небольшой слой земледельцев, которых стесняли общинные порядки. В деревне стало возникать противостояние двух типов общинников. Были крестьяне, приверженные традициям отцов и дедов, общине с ее коллективизмом и защищенностью, а были и «новые» крестьяне, желающие самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск.

Происходившие перемены подрывали общинные устои. Многие крестьяне уходили на заработки в города. Длительная оторванность мужчин от семьи, от деревенской жизни и сельской работы приводила к усилению роли женщин не только в хозяйственной жизни, но и в крестьянском самоуправлении. Такие женщины меньше времени уделяли воспитанию детей, передаче им крестьянского опыта и семейных традиций. На селе появились невиданные ранее явления — разводы, усилилось пьянство. Грамотность среди сельского населения страны оставалась низкой. По данным переписи 1897 г., она составляла лишь 17,4%.

Важнейшая проблема России накануне XX в. заключалась в том, чтобы превратить крестьян — основную часть населения страны — в политически зрелых граждан, уважающих как собственные, так и чужие права и способных к активному участию в государственной жизни.

Дворянство.

После крестьянской реформы 1861 г. быстро шло расслоение дворянства за счет активного притока в привилегированное сословие выходцев из других слоев населения. В 1856 г. для предотвращения этого были повышены классы чинов, дававших право на личное и потомственное дворянство. Для получения личного дворянства теперь требовалось иметь военный чин не ниже 12-й (подпоручик) или гражданский — не ниже 9-й ступени (титулярный советник) Табели о рангах, для потомственного — 6-й для военных чинов (полковник) и 4-й для гражданских (действительный статский советник).

Тем не менее во второй половине XIX в. численность дворянства выросла: например, в 1867 г. потомственных дворян было 652 тыс., в 1897 г. — свыше 1 млн 222 тыс. Однако политическое положение дворянства несколько ослабло: при зачислении на службу все более учитывались подготовленность к ней и образование, все меньше принималось во внимание сословное происхождение. К концу XIX в. среди офицеров было 51,2% потомственных дворян, а среди чиновников высшего и среднего звена — 30,7%. Всего дворяне составляли 1/4 от общего количества служащих. Большая часть чиновников-дворян уже потеряла связь с землей, жалованье стало единственным источником их существования.

Постепенно наиболее привилегированное сословие утрачивало и свои экономические преимущества. После крестьянской реформы 1861 г. площадь принадлежавшей дворянам земли уменьшалась в среднем на 0,68 млн десятин 8* в год. Число помещиков среди дворян сокращалось. В 1861 г. 88% дворян были помещиками, в 1878 г. — 56%, в 1895 г. — 40%. При этом почти у половины помещиков имения считались мелкими. В пореформенный период большая часть помещиков продолжала применять полукрепостнические формы ведения хозяйства и разорялась.

Одновременно часть дворян широко участвовала в предпринимательской деятельности: в железнодорожном строительстве, промышленности, банковском и страховом деле. Средства для занятия предпринимательством были получены от выкупа по реформе 1861 г., от сдачи земель в аренду и под залог. Некоторые дворяне стали владельцами крупных промышленных предприятий, заняли видные посты в компаниях, стали владельцами акций и недвижимости. Значительная часть дворян пополнила ряды владельцев небольших торгово-промышленных заведений. Многие приобрели профессии врачей, юристов, стали писателями, художниками, артистами. В то же время часть дворян разорилась, пополнив низшие слои общества.

Таким образом, упадок помещичьего хозяйства ускорил расслоение дворянства и ослабил влияние помещиков в государстве. Во второй половине XIX в. произошла утрата дворянами господствующего положения в жизни российского общества: политическая власть сосредоточилась в руках чиновников, экономическая — в руках буржуазии, властительницей дум стала интеллигенция, а класс некогда всесильных помещиков постепенно исчезал.

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля (точные годы жизни указывать не надо). Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.

4) Адольф Гитлер.

Иван III Великий (1462-1505)

Основные направления деятельности:

1. Завершающий этап политики «собирания земель» (присоединение Ярославля, Ростова, Новгорода, Твери, Перми, зауральских земель и др.)

2. Походы против Казани

3. Отказ посылать дань в Орду и «Стояние на реке Угре»

4. Войны с Ливонским Орденом. Строительство Ивангорода, как форпоста на Балтике

5. Войны с Литвой

6. Начало использования официального титула «государя всея Руси»

7. Создание Судебника 1497 г.

8. Введение «Юрьева дня» и выплаты крестьянами пожилого

1. Создание единого Московского (Русского) государства

2. Усиление политического влияния Москвы на Казанское ханство

3. Ликвидация даннических отношений и зависимости Руси от Орды

4. Начало закрепления Московского государства на Балтике. Заключение перемирия с Ливонским Орденом на 50 лет

5. Установление власти Москвы над бывшими литовскими городами (Новгород-Северский, Чернигов, Гомель, Брянск и др.)

6. Закладывание основ превращения великокняжеской власти в самодержавную царскую

7. Создание единого свода законов объединенного Московского государства (начало формирования единого правового пространства на территории государства)

8. Начало закрепощения крестьян

9. Начало освоения Урала и Сибири

Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

Основные направления деятельности:

1. Русский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров

2. Сторонник ускоренного промышленного развития

3. Жёсткая налоговая политика, увеличение косвенных налогов, введение государственной винной монополии

4. Протекционизм, призванный защитить российскую промышленность от иностранных конкурентов

5. Финансовая реформа

6. Широкое привлечение в страну иностранного капитала

7. Реформа железнодорожных тарифов

8. Реформа налогообложения промышленности

9. Манифест 17 октября 1905, обещавший гражданские свободы.

1. Введение золотого обеспечения рубля и его свободная конвертация

2. Ликвидация ставших обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов

3. Создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи

4. Сооружение Транссибирской магистрали и Китайско.Восточной железной дороги

Адольф Гитлер

Годы жизни: 1889 – 1945 гг.

Адольф Гитлер – фюрер и имперский канцлер Германии (1933 – 1945 гг.).

Основные направления деятельности:

До назначения Гитлера рейхсканцлером:

1. В годы первой мировой войны добровольцем отправился в германскую армию. Был награжден Железным крестом.

2. Вошел в состав Немецкой рабочей партии. Быстро оттеснив от руководства партией ее создателей, стал полновластным лидером – фюрером. В 1919 г. партия была переименована в Немецкую национал-социалистическую рабочую партию Германии.

3. Участник «пивного путча». Суд приговорил Гитлера к 5 годам заключения, однако уже через 9 месяцев его выпустили на свободу.

После назначения рейхсканцлером:

1. «Унификация» Германии. Были запрещены коммунистическая и социал-демократическая партии. Ряд партий самораспустился. Были ликвидированы профсоюзы.

2. Массовые преследования «инородцев». Кульминацией стала операция «Эндлёзунг», направленная на физическое уничтожение всего еврейского населения.

3. Был осуществлен ряд мероприятий, рассчитанных на народную поддержку. Была ликвидирована безработица. Развернулись широкомасштабные акции по гуманитарной помощи нуждающемуся населению.

4. Подготовка к реваншу за проигранную Первую мировую. Реконструкция промышленности, создание стратегических резервов. Пропагандистская обработка населения.

5. Расширение территории. При попустительстве ведущих европейских держав была расчленена Чехословакия, поглощена Чехия, аннексирована Австрия. Заручившись одобрением Сталина, Гитлер ввел свои войска на территорию Польши.

6. Вторая мировая война (1939 – 1945гг.). С 1939 г. Гитлер захватив практически всю западную часть континента и оккупировав Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и часть России, установил на захваченных территориях жесточайший оккупационный режим. Однако, с конца 1942 г. гитлеровские армии стали терпеть поражения. В 1944 г. советская территория была освобождена, боевые действия приближались к немецким границам.

Основные итоги деятельности:

1. Германия проиграла Вторую мировую войну, понеся при этом большие потери. (Гитлер не дожил до захвата Берлина русскими войсками).

2. Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

3. Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась Холодная война.

В 1944 г. против Гитлера был организован заговор, целью которого являлось его физическое устранение и заключение мира с наступающими союзными войсками. 30 апреля 1945 г. в окруженном Берлине Гитлер покончил жизнь самоубийством.

Стремление Александра III упрочить величие Российской империи было немыслимо без создания мощной экономики. При нем правительство предпринимало энергичные усилия, направленные на развитие отечественной промышленности и капиталистических начал в организации производства.

Император, мало смысливший в вопросах экономики, назначал на ключевые экономические должности профессионалов своего дела — Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Это были смелые реформаторы, считавшие необходимым «решительным образом вступить на путь покровительственной политики отечественной промышленности», совершенствования сбора налогов, развития железнодорожного строительства. Итогом их политики был быстрый рост промышленности, особенно тяжелой, переход к золотому денежному обращению. Из аграрной державы Россия превращалась в аграрно-индустриальную.

Сельское хозяйство, которое оставалось основой экономики, также активно развивалось. Однако оно сохраняло полуфеодальные основы — помещичье землевладение и крестьянскую общину, что сдерживало его рост.

Деятельность Н. X. Бунге


В мае 1881 г. пост министра финансов занял видный ученый-экономист Н. X. Бунге. Он был сторонником ускорения экономического развития, но выступал против прямого финансирования промышленности государством. Главную задачу правительства Бунге видел в издании и выполнении благоприятных для развития экономики законов. На первое место он ставил реформирование системы сбора налогов. Бунге выступил за ослабление налогового обложения крестьян, провел снижение выкупных платежей и начал постепенную отмену подушной подати.

Чтобы возместить потери государства от этих мер, Бунге вводил косвенные налоги и налоги с доходов. Были установлены акцизные сборы на водку, табак, сахар, нефть; облагались новыми налогами городские дома, торговля, промыслы, доходы от денежных капиталов; повышались таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за границы. Только с 1882 по 1885 г. пошлины выросли более чем на 30%.

Расширение таможенных сборов Бунге рассматривал не только с точки зрения пополнения государственных денежных запасов, он придавал этому более широкое значение: «Таможенные пошлины, взимаемые с товаров, привозимых из-за границы, имеют первостепенное значение как мера, ограждающая отечественную промышленность от иностранного соперничества и способствующая развитию внутреннего производства».

Правительство помогло росту российской промышленности, исходя также из потребностей укрепления военной мощи. Одновременно оно осуществило значительное сокращение армии, что приносило дополнительно 23 млн рублей в год.

Экономическая политика И. А. Вышнеградского


1 января 1887 г. Н. X. Бунге ушел в отставку. Его кресло занял профессор И. А. Вышнеградский, крупный изобретатель и удачливый финансист. Своей главной задачей он считал быстрое улучшение состояния денежного обращения в стране. С этой целью Министерство финансов накапливало большие запасы денег, а затем принимало широкое участие в сделках на зарубежных биржах. В результате покупательная возможность рубля повысилась.

В таможенной политике правительство стало с новой энергией двигаться по пути увеличения пошлин, достигших при Вышнеградском своей высшей точки. В 1891 г. был учрежден новый таможенный тариф. Если в предыдущий период повышенными сборами облагалось в основном ввозимое в Россию сырье, то теперь они стали налагаться и на продукцию машиностроения.

Вышнеградский более энергично, чем Бунге, выступал за непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности и особенно в создании благоприятных условий для частного предпринимательства. Кроме того, экономическая программа Вышнеградского предусматривала привлечение в Россию иностранных капиталов, пересмотр оплаты железнодорожных перевозок, введение винной монополии. Некоторые из этих мер были претворены в жизнь его преемником на посту министра финансов.

«Золотое десятилетие» русской промышленности

В 1892 г. министром финансов был назначен С. Ю. Витте. Он разработал экономическую программу, в которой продолжил дело своих предшественников. Эта программа предусматривала:

— проведение жесткой налоговой политики, увеличение косвенных налогов, введение государственной монополии на производство и продажу водки;
— дальнейшее увеличение таможенных пошлин, призванное оградить развивающуюся русскую промышленность от иностранной конкуренции;
— денежную реформу с целью укрепления рубля, введение его свободного обмена на золото;
— широкое привлечение в страну иностранного капитала.

С. Ю. Витте

Большую часть этой одобренной Александром III программы Витте претворил в жизнь уже после его смерти. 90-е годы стали периодом небывалого взлета русской промышленности. За десятилетие промышленное производство в стране удвоилось, а выпуск продукции тяжелой промышленности увеличился в 3 раза. Особенно быстро развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива — углем и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было лишь 2 металлургических завода, к концу 90-х гг. действовало уже 17. Причем только 2 из них были построены отечественными предпринимателями. Все остальные принадлежали целиком или частично иностранцам — бельгийцам, французам, англичанам.

Приток денег из-за рубежа особенно возрос после успешного завершения в 1897 г. денежной реформы, обеспечившей устойчивость рубля. Повышение таможенных сборов также сделало более выгодным для иностранных предпринимателей не ввоз промышленных товаров, а их производство в самой России.

С 90-х гг. бурный рост переживала сосредоточенная на Кавказе нефтяная промышленность. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения и переработки нефти и нефтепродуктов, находивших все более широкий спрос во всем мире. Крупнейшей компанией являлось «Товарищество братьев Нобель». Фирма занималась добычей и переработкой нефти, а также строительством специальных судов и вагонов-цистерн для ее перевозки.

Нефтяные вышки в районе Баку

Все предприятия, созданные в 90-х гг., прежде всего в паровозо - и вагоностроительной, рельсовой, медепрокатной, цементной, резиновой промышленности, являлись предприятиями «новой формации». На них использовалась передовая техника, внедрялись новейшие формы крупного производства. При дешевизне рабочей силы и богатстве природных ресурсов в России это стало основным источником сверхвысоких доходов предпринимателей.

На заграничных рынках акции новых русских гигантов, приносившие огромные прибыли, ценились очень высоко. Говорили, что достаточно было прибавить к названию фирмы слово «днепровский» или «донецкий», как акции тут же подскакивали в цене.

В 1893 г. после нескольких лет относительного затишья начался новый, еще более мощный подъем железнодорожного строительства. Увеличение длины железных дорог составляло в среднем свыше 2,7 тыс. км в год. Началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали из Европы к берегам Тихого океана. В то же время правительство активно скупало частные железные дороги, создавая единую транспортную сеть страны.

Сельское хозяйство

Если тяжелая промышленность была любимым детищем правительства, то сельское хозяйство развивалось вне государственного контроля и было лишено государственной поддержки. Тем не менее и здесь возникло немало нового.

Обнищание крестьян заставляло помещиков переходить к использованию собственного инвентаря и найму вольных работников. По-новому организовывали обработку своих земель помещики прибалтийских, западных, юго- западных, южных частей страны, а также Петербургской, Московской, Ярославской и Саратовской губерний. В то же время помещичьи земли центрально-черноземных и средневолжских губерний, а также земли большинства губерний нечерноземной полосы по-прежнему возделывали крестьяне со своим скотом и инвентарем в качестве платы за арендуемые у помещиков наделы (обработки).

Акция

В 80-х гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным районам. Польские и прибалтийские губернии, а также Псковская и Петербургская перешли на выращивание технических культур и производство молока. Центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье. В некоторых районах Рязанской, Орловской, Тульской и Нижегородской губерний получило развитие животноводство.

В целом по стране преобладающим было зерновое хозяйство. Причем около 36% пахотной земли находилось под посевами ржи, 18% — овса, 17% — пшеницы, 7% — ячменя. Росли посевные площади. За 30 лет после реформы 1861 г. они увеличились на 25%. Почти на 30% возрос общий сбор хлебов.

Тем не менее урожайность повышалась очень медленно. Главной причиной этого было то, что подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми способами, т. е. сохой и деревянной бороной, не внося достаточного количества удобрений. В этих условиях серьезные погодные неурядицы — засуха, похолодание, продолжительные дожди — могли привести к страшным последствиям. Так, в 1891 — 1892 гг. Россия пережила голод, вследствие которого умерло свыше 600 тыс. человек.

Введение налогов является одним из инструментов регулирования деятельности монополий, при этом регулирование осуществляется путем введения потоварного или паушального налогов.

В целом паушальный налог представляет собой фиксированный сбор, который взимается в размерах независимых от каких-либо экономических переменных (дохода, цены или объема производства). Иногда он называется "душевой налог" или "налог с избирателей". Применительно к деятельности монополии отметим, что паушальный налог не зависит от объема выпуска и взимается с предприятия в целом.

Примером паушального налога (сбора) может служить стоимость лицензии на право осуществления деятельности фирмы-монополиста.

В свою очередь потоварный налогустанавливается в расчете на единицу продукции, на единицу выпуска. Таким образом, общая сумма потоварных налогов зависит от количества произведенной продукции.Ярким примером потоварного налога могут служить налог на добавленную стоимость и акцизы. Раньше еще действовал налог с продаж.Отметим, что введение налогов повлечет за собой увеличение издержек фирмы, но каких – это зависит от вида налогов.Рассмотрим влияние введения двух видов налогов на деятельность фирмы-монополиста более подробно. 1. Введение паушального налогавызовет следующие изменения в издержках и оптимальной комбинации P-Q (рис. 46):1. Общие постоянные издержки фирмы TFC увеличатся, так как паушальный налог не зависит от Q.2. Общие переменные издержки фирмы TVC не изменятся, т.к. тоже самое.3. Средние издержки АС увеличатся, т.к. увеличится ТС = TFC + TVC; а AC = TC/Q.4. Предельные издержки МС не изменятся, т.к. TVC не изменятся, а МС в краткосрочном периоде = ∆TVC / ∆Q.5. Оптимальный объем выпуска Q* и оптимальная цена Р* не изменятся, т.к. условия достижения максимальной прибыли не изменились (МС – осталась прежней).6. Максимально возможная прибыль сокращается, т.к. ТПmax = (Р-АС)*Q. Т.к. АС увеличатся, то прибыль уменьшится.7. Взаимодействие с потребителем – весь налог платит монополист. 2. Введение потоварного налогавызовет следующие изменения в издержках и оптимальной комбинации P-Q (рис. 47):1. Общие постоянные издержки фирмы TFC не изменятся, так как потоварный налог зависит от Q - количества выпускаемой продукции.2. Общие переменные издержки фирмы TVC увеличатся, т.к. тоже самое.3. Средние издержки АС увеличатся, т.к. увеличится ТС = TFC + TVC; а AC = TC/Q.4. Предельные издержки МС увеличатся, т.к. TVC увеличатся, а МС в краткосрочном периоде = ∆TVC / ∆Q.5. Оптимальный объем выпуска Q* уменьшится- видно из графика6. Оптимальная цена Р* увеличится – видно из графика7. Максимально возможная прибыль сокращается, т.к. ТПmax = (Р-АС)*Q. Т.к. АС увеличатся, то прибыль уменьшится.7. Взаимодействие с потребителем – часть налога удается переложить на плечи потребителя.

Рис. 46. Реакция фирмы-монополиста на введение паушального налога

Рис. 47. Реакция фирмы-монополиста на введение потоварного налога

3. Антимонопольное законодательство

1.Формирование антимонопольного законодательства в мире

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, обеспечивающий поддержание государством баланса между конкуренцией и монополией, установление официальных правил игры на рынке.

Родина его США, когда в 1890 г. был принят Закон Шермина. Этот закон составляет ядро антитрестовской / антимонопольной политики в экономической жизни США. Федеральное правительство США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия.

В 1919 г. был принят еще один важный законодательный акт – Закон Клейтона, основные положения которого гласили:

- запрет практически всех форм дискриминации в ценовой политике;

- ввод ограничений на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;

- запрет слияния фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;




- запрет совмещения должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал закон о Федеральной торговой комиссии, который дополнял закон Клейтона. Этот факт давал Федеральной торговой комиссии США полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. Значение данного органа лежит в создании независимого от влияния монопольных структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств.

Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого.

В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой - призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

Так в Великобритании действует закон о справедливой торговле и закон об ограничениях в торговле. Во Франции – закон о конкуренции, закон о контроле над экономической концентрацией и положении о ценах, в Германии– закон против ограничения конкуренции и т. д.

Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои отличительные особенности, можно выделить общие для всех стран характерные черты А.З.:

- охрана и поощрение конкуренции;

- контроль над фирмами, занимающими положение на рынке;

- контроль за ценами;

- защита интересов потребителей;

- защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления – контроль над ценами и контроль над слияниями компаний. Антимонопольное законодательство, в первую очередь, запрещает соглашение по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Главной особенностью современного антимонопольного законодательства является то, что оно направлено на защиту олигополии как рыночного механизма. (Олигополия – такая организация отрасли, при которой ограниченное число производителей выпускает значительную или преобладающую часть отраслевой продукции, благодаря чему осуществляет самостоятельную политику или вступает в монопольный сговор).

Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с 1892 по 1903 гг.) воз­главлялось С. Ю. Витте - крупнейшим государственным деяте­лем России рубежа XIX-XX вв.

Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для госу­дарства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг. В очередной раз страна оказалась перед выбором пути выхода из кризиса.

Один из этих путей заключался в демократизации режима, в глубоких социальных структурных изменениях, в предоставлении личной свободы населению и более широких возможностей для раз­вития рыночных отношений и частного предпринимательства. Но в таком случае царизм должен был если не расстаться полностью, то существенно поступиться своей властью, а это было для него не­приемлемо. Оппозиционные же царизму силы, выражавшие такую альтернативу, в то время были крайне слабы и распыленны и не могли оказать какого-либо влияния на характер внутренней поли­тики. Царизм использовал традиционную для него политику, сво­дившуюся к дальнейшему усилению государственного вмешатель­ства в экономику, к более широкому использованию монетаристких способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобра­зований.

Значение Витте как финансиста, экономиста и государствен­ного деятеля и заключалось в том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом последовательно осу­ществлял такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и же­лезнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около одного миллиарда рублей, а в 1903 г. - более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюд­жета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десяти­летии он равнялся 2,7%, а в последующем - 5%. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от го­сударственной собственности, увеличения косвенных налогов и бо­лее широкого использования прогрессивного налога с прибыли пред­приятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен и сводился в основном к повышению налогов квар­тирного и на городскую недвижимость. Более того, некоторые пря­мые налоги были даже понижены. Так наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохо­зяйственным кризисом, в действительности же она имела прежде всего цель поддержать поместное дворянство. Частично были умень­шены годичные выкупные платежи путем удлинения общего срока выкупной операции.

Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и креп­ких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Про­дажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пре­бывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и об­служивавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. На­оборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появи­лась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.

Винная монополия являлась самой эффективной, но не един­ственной мерой для пополнении казны и косвенного обложения на­рода. Существенное значение имело также повышение акцизов, а следовательно, и розничных цен на товары повседневного массово­го потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно.

В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансо­вой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обме­на бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой ре­формы осознавалась предшественниками Витте по Министерст­ву-Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским, они предпринимали неко­торые подготовительные меры для ее осуществления, стабилизи­руя финансы и накапливая золотой запас. Витте со свойственной ему решительностью и последовательностью довел их дело до кон­ца. Прежде всего он принял ряд мер по дальнейшей стабилизации курса кредитного рубля. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреж­дены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права произво­дить коммерческие операции. Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. С русской биржи были удалены аген­ты иностранных банков. Чтобы реформа для общества не была шо­кирующей, было позволено до официального решения о реформе производить финансовые операции с использованием золотого об­ращения при курсе 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей.

Лишь после таких подготовительных мер Витте в 1896 г. официаль­но поставил вопрос о денежной реформе в высших инстанциях.

Реформа, предполагавшая девальвацию на 1/3 кредитного рубля, затрагивала интересы широких слоев населения, но прежде всего интересы аграриев, экспортировавших зерно. Она подверглась резкой критике со стороны правой печати и Государственного со­вета. Автор реформы обвинялся в злостном намерении поставить государство на грань финансового банкротства. Возможность ре­формы допускалась критиками Витте лишь при условии обмена кредитного рубля на золотой в соотношении один к одному. Выска­зывалось также опасение, что золото в результате реформы осядет у населения в кубышках или хуже того - окажется за границей.

Денежная реформа, как и ряд других виттевских "непопуляр­ных" мер по улучшению финансов и промышленности, ложивших­ся дополнительным гнетом на население, была осуществлена ука­зом царя, который был издан в 1897 г. в определенной мере чрез­вычайным путем, без соблюдения тогдашнего законодательного порядка, минуя Государственный совет. Реформа понижала золо­тое содержание рубля на 1/3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золотом. На 1/3 уменьшался вес золотого рубля. Суще­ствовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превраща­лись в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом. Поскольку осуществленная реформой деваль­вация носила скрытый характер, то сама реформа была реализова­на сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после деваль­вации существенного изменения товарных цен.

Денежная реформа имела очень большое значение. Она поста­вила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми ев­ропейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. гос­подствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов.

В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти. Против этого выступали некоторые русские предприниматели, национал-патриотическая печать, а в правящих верхах такие влиятельные консервативно-охранительные деятели, как председатель Комитета министров И. П. Дурново, товарищ ми­нистра внутренних дел В. К. Плеве и государственный контролер П. Л. Лобко.

С. Ю. Витте, к тому времени уже практически исчерпавший все возможные средства по мобилизации внутренних капиталов и как никто другой знавший, что ими "небогато наше отечество", убе­ждал царя в том, что "необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов". Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности, запреты иностранцам вла­деть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыс­лами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др. или хотя бы не устанавливать новых. В этом вопросе Витте добился лишь час­тичного успеха. В 1899 г. "высочайшим повелением" подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к уча­стию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности, с целью "удешевления" произ­водившихся ею продуктов.

Читайте также: