Публично правовые образования как субъекты налогового права

Опубликовано: 01.05.2024

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Налоги и налогообложение", 2005, N 2

ЧАСТНЫЕ И ПУБЛИЧНЫЕ СУБЪЕКТЫ

В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В современный период развитие России как государства с рыночной формой экономики объективно связано с налоговыми отношениями и механизмом их правового регулирования. Взаимоотношения, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный характер и по своему содержанию изначально конфликтны. Налоговое право как публично-правовое образование должно служить не только интересам государства, но и интересам частных субъектов. Именно в процессе налогово-правового регулирования должна обеспечиваться реализация и охрана интересов частных субъектов.

Существование налоговых отношений в государстве немыслимо без властного воздействия на данную сферу общественных отношений публичных субъектов посредством правового регулирования. В юридической литературе высказана точка зрения об уравнении правового статуса государства в лице налоговых органов и налогоплательщика, то есть правового статуса частных и публичных субъектов. По мнению А.В. Брызгалина, между этими субъектами должно быть состояние полного равенства, поскольку ст.ст.18 и 19 Конституции РФ закрепляют равенство в существовании и защите всех форм собственности, в том числе государственной и частной . Однако Налоговый кодекс РФ (ст.2) прямо определяет, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения. Гражданский кодекс РФ в п.3 ст.2 также указывает, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 г. указал, что налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, - принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Брызгалин А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. 1997. N 8. С. 29.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст.197.

Императивный (властный) характер налоговой деятельности присущ государству в силу того, что оно самостоятельно устанавливает порядок образования централизованных денежных фондов. Преобладание метода императивного регулирования объясняется публичной природой налоговых отношений и их значимостью для функционирования всего государства в целом. Однако формирование централизованных денежных фондов происходит посредством налогообложения частных субъектов, поэтому государство в налоговых отношениях использует и диспозитивный метод правового воздействия. Так, Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность получать отсрочку исполнения и обеспечивать налоговую обязанность (ст.64), заключать договор на получение налогового кредита (ст.65) или инвестиционного налогового кредита (ст.ст.66 - 67). Следует согласиться с тем, что метод диспозитивности показывает переход от примата публичной формы собственности к поиску компромисса между государственными и частными интересами . Крохина Ю.А. Налоговое право России: понятие, предмет и методы правового регулирования // Налоговое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2003. С. 96.

Сфера налоговых отношений является областью тесного соприкосновения и взаимодействия частных и публичных субъектов. В демократическом социальном государстве, каковым провозглашена Россия, публичные субъекты при установлении нормативных требований, адресованных частным субъектам, должны учитывать и соблюдать их интересы. Вопросы взаимодействия частных и публичных субъектов в налоговом праве находят свое отражение в следующих принципах налогово-правового регулирования.

В налоговой сфере должен соблюдаться принцип оптимального сочетания интересов частных и публичных субъектов.

В налоговом праве взаимоотношения между частными и публичными субъектами основываются на началах неравенства участников налоговых правоотношений, их субординационном характере. Однако не следует противопоставлять частных и публичных субъектов. Более конструктивным представляется нахождение оптимального сочетания их интересов, выработка эффективных моделей их взаимодействия. Государство через механизм налогообложения обеспечивает свои фискальные интересы по аккумулированию денежных средств в целях реализации собственных задач и функций. Целью односторонне-императивного изъятия государством у частных субъектов собственности в централизованные денежные фонды является обеспечение общественных интересов. Государство обеспечивает "общественное благо" через свои экономические функции , в большей степени через функцию налогообложения. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М., 2002. С. 21.

Принадлежащее налогоплательщикам право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии с ч.3 ст.56 Конституции РФ не подлежат ограничению ни при каких условиях . Конституционный Суд РФ, отмечая, что право частной собственности может быть ограничено в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства , подчеркнул: конституционная обязанность платить законно установленные налоги имеет особый, публично-правовой, а не частноправовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Установление налогового бремени способствует реализации общего блага, выполнению публичных функций государством, поскольку реализует публичный интерес всех членов общества. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст.197.

Постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. 19 окт. N 42. Ст.5211.

Гарантией охраны частных интересов является принцип законодательного оформления налоговых отношений.

Статья 2 Налогового кодекса РФ предусматривает законодательную форму закрепления отношений, составляющих предмет налогового права. Законодательная форма налоговых отношений предполагает необходимость четкого определения видов нормативных правовых актов, включаемых в систему налогового законодательства. Согласно ст.1 Налогового кодекса РФ понятие "законодательство о налогах и сборах" охватывает: во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых - законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ; в-третьих, включает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

К законодательству о налогах и сборах должны предъявляться повышенные требования. Так, Конституционным Судом сформулирована позиция, согласно которой "законодательные органы в целях реализации конституционной обязанности граждан платить законно установленные налоги и сборы должны обеспечивать, чтобы законы о налогах были конкретными и понятными. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к несогласующемуся с принципом правового государства (ч.1 ст.1 Конституции РФ) произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан перед законом (ч.1 ст.19 Конституции РФ) . Взимание налога на основании нормативного правового акта, который не отвечает требованию определенности, не допускается. В случае если акты законодательства о налогах и сборах содержат неустранимые сомнения, противоречия и неясности, действует презумпция правоты налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" // СЗ РФ. 1997. N 42. Ст.4901.

Исключительно через принятие соответствующего закона о налоге устанавливается обязанность для налогоплательщика передавать часть своей собственности в централизованный фонд публичных субъектов, не нарушая при этом конституционных гарантий неприкосновенности права частной собственности. Следует согласиться с тем, что законодательную форму установления налоговых платежей можно рассматривать как своего рода компромисс публичной цели взимания налогов и частного характера источников налога . Частные субъекты ограждаются от произвольного лишения их части собственности, а публичным субъектам гарантируется стабильность поступления налоговых доходов в централизованный денежный фонд. Кроме того, облекая решения по налогообложению в форму закона, государственная власть пресекает попытки обсуждения налоговых актов на предмет их целесообразности, поскольку режим законности предполагает безусловное исполнение принятых законов . Таким образом, несоблюдение законодательной формы оформления налоговых отношений будет нарушать интересы и частных, и публичных субъектов. Пепеляев С.Г. Понятие налогового законодательства // Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2003. С. 211.

Козырин А.Н. Взаимодействие общества и государства в сфере публичных финансов // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. 2002. N 2. С. 97.

Необходимым условием нормального взаимодействия частных и публичных субъектов является соблюдение принципа стабильности налоговых правоотношений. Этот принцип обусловлен интересами как частных, так и публичных субъектов. Изменение сложившейся системы налоговых правоотношений объективно влечет к резкому сокращению налоговых поступлений в бюджеты, а для восстановления равновесия бюджетных ресурсов необходимо длительное время, в течение которого в отношении частных субъектов происходит изменение в финансировании социально-запланированных программ.

В качестве одной из гарантий обеспечения стабильности налоговых правоотношений российский Налоговый кодекс устанавливает особые правила вступления в силу законодательства о налогах. В соответствии со ст.5 акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. То есть частным субъектам предоставляется время для подготовки к новым условиям налогообложения, устанавливаемым публичными субъектами.

Гарантией стабильности налоговых отношений является также режим перехода налогового закона. Налоговый кодекс РФ (п.4 ст.5) указывает, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Исходя из смысла этой нормы, следует, что для частных субъектов в случае изменения законодательства не в их пользу должен сохраняться определенный режим налогообложения.

Таким образом, налоговое право как подотрасль финансового выступает правовым регулятором отношений и общественных связей между частными и публичными субъектами в налоговой сфере. На нынешнем этапе развития Российской Федерации в новых экономических и государственно-политических условиях вектором развития налогового правового регулирования должно стать создание оптимальных условий и гарантий для участия не только публичных, но и частных субъектов в налоговых правоотношениях. Налоговое законодательство России должно закреплять механизмы и принципы, результатом которых будет достижение паритета интересов частных и публичных субъектов в рамках всего механизма финансово-правового регулирования.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования являются особым видом субъектов налогового права России. В юридической литературе считается общепризнанным, что государство (и иные общественно-территориальные образования) как целое выступает участником некоторых видов правоотношений. Однако нет единства в вопросе о том, в каких именно правоотношениях участвует государство. Все сходятся в том, что государство - носитель суверенитета, участник международных отношений, внутренних отношений, в которых выражается суверенитет. Общепризнанно также то, что разносторонняя деятельность государства осуществляется его органами, выступающими в качестве самостоятельных участников правоотношений. Лишь в определенном круге отношений, непосредственно выражающих суверенитет государства, последнее как целое выступает их участником.

Выступление государства (или иного общественно-территориального образования) в качестве участника правоотношения накладывает особый отпечаток на правоотношения. Положение органов, выступающих от имени государства, отличается от положения органов, выступающих в качестве самостоятельных участников правоотношений. Правоотношения, в которых выступает государство, регулируются главным образом законом. Применение подзаконных актов в этой области ограниченно.

Нельзя согласиться с тем, что государство и иные общественно-территориальные образования являются участниками только конституционно-правовых отношений и их поведение не регулируется нормами других отраслей права. Гражданское законодательство рассматривает данных субъектов в качестве возможных участников гражданских правоотношений [ст.124-127 ГК РФ]. В юридической науке давно обосновано участие публичных образований в бюджетных правоотношениях.

Виды налогов и сборов, которые может устанавливать то или иное публично-территориальное образование, определяются конституционным статусом данного образования и установленным в налоговых отношениях разграничением предметов ведения названных субъектов. Наличие собственных налоговых источников для формирования доходной части бюджета общественно-территориального образования является в современных условиях необходимым атрибутом, отражающим соответствующую организованность этих подразделений общества.

Право на установление налогов и сборов и получение налоговых платежей определяет наличие целого комплекса материальных прав в налоговых от-ношениях, принадлежащих публично-территориальным образованиям. Это право на введение в действие налогов и сборов, право на установление налоговых льгот, право на определение ставок налога (в соответствующих пределах) и т.п. Однако перечисленные налоговые права публично-территориальных образований применительно к данным субъектам носят лишь общий характер и реализуются представительными органами власти в соответствии со [ст.12, 16-18 НК РФ]. Вместе с тем эти налоговые права, бесспорно, имеют значение для характеристики налоговой правосубъектности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.[13;189с.]

Заключение

Предметом данного исследования было изучение понятие налоговых правоотношений и систематизация их видов, а также раскрытие структуры и правового статуса участников налоговых правоотношений.

В работе обосновывается возможность классификации налоговых правоотношений по следующим основаниям: по объекту, по субъектному составу, по функциям, по структуре, по характеру правовых норм.

Классификация по структуре юридического содержания позволяет говорить о существовании простых и сложных правоотношений.

Анализ налогового законодательства позволяет классифицировать налоговые отношения по субъектному составу следующим образом. Во-первых, отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями – по поводу установления и введения налогов. Во-вторых, отношения между государством и муниципальными образованиями (в лице их органов) с одной стороны и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений с другой стороны – по поводу взимания налогов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Разграничивается понятие объекта и предмета налогового правоотношения, в свою очередь выделяются материальный и юридический объект налогового правоотношения. Так, под материальным объектом налогового отношения понимается налог, поскольку этот объект остается неизменным, независимо от вида налогового отношения, что придает ему имущественный характер. Юридическим объектом является поведение участников налогового правоотношения, меняющееся в зависимости от его вида. Предмет налогового правоотношения – это то имущество, по поводу которого возникает конкретное отношение (т.е. фактически предметом является объект налогообложения, понимаемый законодателем как юридический факт, влекущий возникновение налогового правоотношения).

Характеризуя субъектный состав налогового правоотношения, делается вывод, что круг участников налоговых отношений шире, нежели круг его субъектов. Субъектами налоговых правоотношений являются налогоплательщики и государство (или муниципальное образование), в том числе в лице своих органов, поскольку именно они имеют в данном правоотношении имущественный интерес. В курсовой работе обосновывается положение о том, что участниками налоговых отношений являются остальные лица, вступающие в них, а также выделяются виды участников налоговых отношений.

Четкое определение сущности налогового правоотношения, изучение его субъектов и содержания необходимо для совершенствования норм налогового законодательства, регулирующих права и обязанности сторон отношения, что направлено на соблюдение конституционных прав и свобод налогоплательщиков и плательщиков сборов. Дальнейшая разработка налогового законодательства с учетом предпринятых теоретических исследований налоговых процессуальных правоотношений может пойти по пути обоснования и выделения налоговых процедур в целях защиты прав налогоплательщиков.

В нашей работе мы придерживаемся мнения учёных, которые считают, что необходимо использовать данный опыт для построения системы классификации субъектов налогового права.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации //Российская газета.– 25.12.1993.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. (Часть 1): Федеральный закон РФ от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007.

3.Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 1): Федеральный закон РФ, 31.07.1998 г., № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008.

4.Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 2): Федеральный закон РФ, 05.08.2000 г., № 118-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008.

5.Винницкий Д.В. Субъекты налогового права. – М., 2005. –192 с

6.Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ,2006.– 480 с.

7.Грачева Е.Ю. Налоговое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2008.– 526с.

8.Демин А.В. Налоговое право: Учебное пособие. –М.: Юрлитинформ, 2008.–424с.

9.Карасева М.В. Понятие и структура налоговых правоотношений. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. Ред. Ю.А.Крохина– М.: НОРМА, 2008. -656с.

10.Конституция и налоги. Основные положения решений Конституционного суда Россиийской Федерации по вопросам налогообложения 1993–2007.М.: Волтерс Клувер,2009

11.Крохина Ю,А. Налоговое право: Учебник для вузов. – М.: Юрайт–Издат,2009. – 752 с.

12.Кустова М.В. Налоговое правоотношение. Налоговое право. Общая часть. – М.: Юристъ, 2007. – 462с.

13.Кучерявенко Н.П. Объект налогового правоотношения и объект налогообложения: содержание и соотношение понятий // Финансовое право. – 2005.

14.Мышкин Б.В. Содержание налоговойправосубъектности сторон налоговых правоотношений // Государство и право.– 2006. – 268с.

15.Попов В.В. Банки как субъекты налогового права: - Саратов, 2005. – 387с.

16.Сергиенко Р.А. Организация как субъект налогового права: – Воронеж, 2007. – 435с.

17.Тарасенко О.А. Субъект Федерации как субъект налогового права:– –М., 2006. – 378с.

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

В статье 9 НК РФ указаны участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Под субъектами налогового права следует понимать тех субъектов, которые потенциально могут обладать определенными правами и нести обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

– публичные субъекты (государственные и муниципальные органы и общественно–территориальные образования, способные выступать в качестве властной управомоченной стороны);

– частные субъекты (организации и физические лица, способные выступать в качестве функционально подчиненной стороны).

К группе публичных субъектов налогового права относятся публично–правовые образования (органы власти публично–правовых образований). Основным правом публично–правового образования в сфере налогообложения (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) является установление (введение) налогов и их последующее взимание. Основной обязанностью публично–правовых образований является обеспечение исполнения обязанностей частными субъектами и соблюдение их прав.

Соответственно, законодательные (представительные) органы власти публично–правовых образований принимают нормативные правовые акты налогового законодательства. Органы исполнительной власти – налоговые, таможенные и финансовые органы, органы МВД, СКР, прокуратуры и другие органы контролируют исполнение норм налогового законодательства, принимают нормативные и ненормативные акты, осуществляют другие властные полномочия. В частности, судебные приставы–исполнители в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и НК РФ, исполняют решения налоговых органов и судов о взыскании налогов (пени, санкций) за счет имущества налогоплательщиков. Органы судебной власти, в том числе рассматривают дела о взыскании налогов (пени, санкций) и разрешают конфликты, возникающие в сфере налогообложения, – рассматривают жалобы частных субъектов на акты, в том числе налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

К группе частных субъектов налогового права относятся следующие основные субъекты.

– налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты. Нормативные определения налогоплательщиков и плательщиков сборов даны в ст. 19 НК РФ, налоговых агентов – в ст. 24 НК РФ. Следует учесть, что некоторый частный субъект (например – индивидуальный предприниматель) с точки зрения НК РФ может одновременно являться и налогоплательщиком (уплачивая налоги по результатам своей деятельности) и налоговым агентом (удерживая НДФЛ из выплат работникам) и плательщиком сборов (уплачивая государственную пошлину в связи с обращением в суд). Кроме того, орган власти (публичный субъект), зарегистрированный как юридическое лицо, может одновременно являться налогоплательщиком и (или) налоговым агентом (плательщиком сбора), т.е. частным субъектом.

– банки. Основная роль банков следует из п. 1 ст. 60 НК РФ: банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. В п. 2 ст. 60 НК РФ в качестве общей нормы предусмотрено, что поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Кроме исполнения обязанности по перечислению налога в бюджет, банк, например, обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события (п. 1 ст. 86 НК РФ);

– налоговые представители. В соответствии с п. 1, 4 ст. 26 НК РФ налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Как установлено в ст. 27 НК РФ, законными представителями налогоплательщика–организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Особым вариантом законного представительства является представительство через арбитражного управляющего, назначаемого судом в процедуре банкротства налогоплательщика – должника.

– субъекты, предоставляющие информацию налоговым органам. В статье 85 НК РФ обязанность по предоставлению информации возложена на широкий круг лиц: на органы юстиции – о нотариусах; на адвокатские палаты субъектов РФ – об адвокатах; на органы ФМС – о фактах регистрации (учета); на органы ЗАГС – о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака; на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним – о недвижимом имуществе, правах на него и сделках с ним; на органы ГИБДД – о транспортных средствах и об их владельцах; на нотариусов – о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения и т.д.

– субъекты, способствующие контрольной деятельности налоговых органов. Категория указанных субъектов также достаточно широка. К ней относятся свидетели (ст. 90 НК РФ), контрагенты налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ), эксперты (ст. 95 НК РФ), специалисты (ст. 96 НК РФ), переводчики (ст. 97 НК РФ), понятые (ст. 98 НК РФ) и др.

В законодательстве предусмотрены и иные частные субъекты налогового права. Так, в соответствии с п. 4 ст. 58, подп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ в качестве одного из возможных способов уплаты налога предусмотрена уплата физическими лицами налогов через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны в т.ч. принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту).

Федеральная налоговая служба

Инспекции ФНС РФ по федеральному Округу

Межрегиональные инспекции ФНС РФ по федеральным округам (Центральный, Северо-Западный, Дальневосточный, Уральский, Приволжский, Сибирский, Южный.

Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (Нефть, Газ, Электроэнергия, Металлургия, Транспорт, Связь, Машиностроение, Банки и т.д.)

Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных

Управления ФНС РФ по субъектам РФ

Межрайонные инспекции ФНС РФ

Инспекции ФНС РФ (по району, городу, городу без районного деления)

Налоговым органам предоставляется право:

В случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью

Осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В целях осуществления налогового контроля производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.

Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Производить свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений.

Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы.

Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Контролировать выполнение кредитными организациями установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей в порядке, утверждаемом ФНС, по согласованию с Центральным банком России. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля.

Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, рассмотрения жалоб и принятия решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины (см. Закон «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991г. № 943; Положение о федеральной налоговой службе, Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Определение субъектов налогового права, их классификация.

Определение субъектов налогового права, их классификация.



Аннотация. В статье исследуется вопрос о принадлежности юридических лиц публичного права к субъектам имущественного оборота и участникам гражданско-правовых отношений. Автор рассматривает понятие юридического лица публичного права, выявляя в нем признаки обычного юридического лица, а также иные, отличительные признаки. Уделяется также внимание такой категории, как публично-правовые образования, дискуссионность вопроса о которых в настоящее время достаточно высока.

Наибольшее распространение в отечественной литературе получила точка зрения Г.Ф. Шершеневича, относительно вопроса о юридических лицах публичного права. Ученый отдавал первенство среди таких субъектов государственной казне [1].

Что же касается современных научных источников, то здесь мы, к сожалению, не встретим всеобъемлющего понятия указанной выше категории. Однако некоторые исследователи его используют в самых разных значениях. Это свидетельствует об очевидной потребности в том, чтобы разъяснить сущность юридического лица публичного права. Первым, кто основательно подошел к вопросу исследования данной проблематики на этапе современности, был В. Е. Чиркин. В своем заключении автор сделал вывод о том, что понятие юридического лица необязательно рассматривается лишь в рамках частноправового регулирования: публично-правовые юридические лица – такие же полноценные субъекты гражданских прав [2]. Помимо органов данного вида власти и публично-правовых образований, к вышеназванным субъектам также следует относить иные некоммерческие организации, которые действуют, сотрудничая с публичной властью, или же оказывая на нее давление (например, политические партии). Но деятельность таких организаций, с точки зрения ученого, должна осуществляться ради общественного блага.

Если общее понятие юридического лица мы находим в ГК РФ (статья 48) [3], то применительно к публичным правоотношениям, аналогичное понятие будет содержаться в различных отраслевых нормативных актах: НК РФ [4], БК РФ [5], КоАП РФ [6], исходя из вида публичных отношений.

Пункт 1 вышеназванной статьи определяет юридическое лицо как организацию с обособленным имуществом в собственности, либо в хозяйственном ведении, а также в оперативном управлении. Причем за счет данного имущества организация отвечает по своим обязательствам, а также обладает полной правоспособностью, суть которой подробно изложена в ст. 48 ГК. Указанное определение дает основания считать, что смысл создания юридического лица – в обособлении имущества: имущество самой организации полностью отделено от имущества ее участников.

Но стоит обратить внимание, что подавляющее большинство случаев предполагает переход имущества к организации, т.е. юридическое лицо становится собственником того имущества, которое поступило от учредителей, акционеров, иных участников как вклады, взносы и т.п. Такой переход допустим во всех случаях, кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также учреждений, которые, исходя из смысла ст. 213 ГК (п. 3) [3], обладают иными вещными правами.

Вполне закономерным, на наш взгляд, будет вопрос о том, уместно ли в нынешних условиях применения понятия «публичное юридическое лицо»? Полагаем, что здесь стоит ответить утвердительно, что подкрепляется нижеследующими аргументами. Вопреки наиболее устоявшемуся мнению о том, что обособленное имущество – это только один из признаков юридического лица, некоторые авторы полагают, что само юридическое лицо следует признать средством имущественного обособления, с чем нельзя не согласиться. Цели обособления имущества в разных типах организаций могут различаться: иногда это способ ограничить ответственность учредителей, что характерно для коммерческих юридических лиц, а иногда – использование имущества для строго установленных целей, что наблюдается в некоммерческих организациях.

Будучи ключевым признаком юридического лица, имущественная обособленность порождает все другие его признаки – самостоятельность в несении ответственности, организационное единство; полноправное участие в имущественном обороте; право быть истцом и ответчиком в суде. Указанные признаки объединяет их универсальность – они не зависят от того, каков состав юридического лица[7].

Некоторые государственные органы имеют статус юридического лица, согласно нормам федерального законодательства: например, Центробанк, исходя из ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ [8]. Но необходимость данного статуса обусловлена не исполнением публичных функций по управлению, правосудию, контролю и т.п., а возможностью участия в имущественных правоотношениях, для совершения различного рода сделок. Что касается гражданско-правового статуса рассматриваемой категории субъектов, то он приобретается через наделение правами юридического лица государственных органов. Это дает им возможность выступать в качестве стороны правоотношения, либо участвовать в судебном разбирательстве как истец или ответчик. Иные случаи предполагают, что в качестве стороны правоотношения, где принимают участие такие государственные органы, выступают публично-правовые образования.

Названную категорию субъектов представляют: РФ и ее субъекты, а также муниципальные образования, согласно нормам ст. 124 ГК РФ, а также ст. 6 БК РФ [5]. Конституция, выступая основным законом государства, определяет статус данных образований, которые призваны выражать интересы населения. Но поскольку применение норм о юридических лицах к указанным образованиям не происходит автоматически, важно обращать внимание на следующее: участвуют ли непосредственно, либо опосредованно (как учредители или акционеры, через юридических лиц) публично-правовые образования в имущественных отношениях.

Итак, рассмотрим более подробно каждый из названных выше случаев. Первый вариант предполагает участие публично-правовых образований в имущественном обороте за счет такого имущества, которое не распределено между юридическими лицами, т.е. казны, куда входят бюджетные средства. Понятие казны в данном контексте закреплено в п. 1 ст. 126 ГК РФ и п. 1 ст. 102 БК РФ. Согласно нормам ст. 125 ГК, полномочиями представителя публично-правового образования наделяются органы государства и муниципалитета, юридические лица, которые вправе выступать от имени названных выше образований. Если мы говорим о понятии юридического лица применительно к данной ситуации, то искажаем действительную сущность указанного понятия, поскольку действующими нормами закона не допускается применение термина «юридическое лицо» к понятию казны, тем более, такое понятие не должно употребляться по отношению к иным административно-территориальным образованиям, у которых казна (бюджет) отсутствует [9].

Второй вариант предполагает создание публично-правовыми образованиями как коммерческих, так и некоммерческих организаций, с целью разграничения с ними имущественной ответственности. Следует отметить одну важную особенность: в данном случае публично-правовое образование либо вовсе не несет ответственности по обязательствам созданного им юридического лица (исключение – установленные законом случаи, например, в отношении хозяйственного общества, ГУПа или МУПа), либо их ответственность распределяется субсидиарно (таковыми могут быть неавтономные государственные учреждения). Последнее означает предъявление требований к публично-правовому образованию лишь в случае невозможности исполнения обязательств за счет должника.

Рассуждая на тему конструирования понятия юридического лица публичного права, стоит, на наш взгляд, обратить внимание на следующие обстоятельства. Прежде всего, отметим, что данное понятие включает в себя абсолютно все признаки, присущие обычному юридическому лицу, которое мы привыкли видеть в частном праве [10]. Еще одним моментом, на который стоит обратить внимание, это тот факт, что рассматриваемая нами категория субъектов гражданских правоотношений должна включать в себя, помимо общих признаков всех юридических лиц, также и отдельные, специальные, на основании которых можно было бы выделить юридическое лицо публичного права в особую разновидность. Полагаем, что в качестве такого признака может выступать наличие публично-властных полномочий у данных субъектов. Это свидетельствует о том, что уже упомянутые нами выше РФ и ее субъекты, а также муниципальные образования как раз и могут выступать как юридические лица публичного права.

На первый взгляд, все довольно просто: вопрос о том, относить или нет публично-правовые образования к указанной выше категории субъектов, разрешен безусловно, положительно, так как в сфере их публичной правовой природе сомнений возникать не должно. Но вместе с тем, перечисленные положения статьи 124 ГК могут толковаться совершенно по-иному, основываясь на том, что хотя положения о юридических лицах и применимы к публично-правовым образованиям, все же они сами юридическими лицами являться не могут, так как они – некая особенная категория субъектов гражданского права. Однако данная позиция, по нашему мнению, несостоятельна, поскольку гражданское право не выделяет никаких особых разновидностей субъектов, кроме как физических и юридических лиц. Именно по этой причине законодатель и подвел публично-правовые образования под действие норм о юридических лицах, таким образом, приравнивая их к данной разновидности субъектов, хотя и оговоркой на то, что вследствие правовой природы таких образований их нельзя в полной мере отнести к юридическим лицам [11]. Таким образом, изложенное позволяет с большей вероятностью свидетельствовать о том, что публично-правовые образования следует считать одним из видов юридических лиц, имеющего свои характерные особенности, чем если бы они были признаны «третьим» видом субъектов гражданских прав, как физические и юридические лица.

Однако не стоит забывать, что правом на осуществление публично-властных полномочий наделяются также иные организации, у которых имеется гражданская правосубъектность. Это – сближающий фактор для деятельности указанных организаций и органов публично-правовых образований, через которые осуществляется функционирование таких организаций. Но то обстоятельство, что указанные организации наделены самостоятельной правосубъектностью, препятствует их отнесению к органам единого публично-правового образования. В данном случае государством с определенными целями ограничиваются собственные властные полномочия, которые передаются самостоятельным организациям. Существует несколько способов передачи таких полномочий: единоличное учредительство со стороны публично-правового образования какой-либо организации – тогда акт об учреждении будет содержать те полномочия, которыми организация наделяется. Второй вариант: полномочиями государства может быть наделено объединение, которое создали субъекты частного права. Первый вариант подходит для публично-правовых учреждений, а второй – для публично-правовых корпораций.

Подытожив вышесказанное, отметим, что современное понятие юридического лица публичного права охватывает только юридические лица, созданные в соответствии с нормами отечественного законодательства, и наделенные публичными функциями.

Общественные отношения, преимущественно образующие предмет налогового права, складываются относительно перехода права собственности на денежные средства.

Большинство названных отношений направлены на достижение баланса частных и публичных интересов, поэтому и понятие субъекта налогового права — носителя интереса является ключевым.

Точное определение субъекта налогового права имеет и практическое значение, поскольку позволяет выявить круг лиц, вступающих в налоговые отношения и действия которых влекут юридически значимые последствия. Наличие критериев, позволяющих относить какое-либо физическое или юридическое лицо к субъектам налогового права, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию законодательства о налогах и сборах. Только субъекты налогового права могут иметь права и нести обязанности, предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Государство, регулируя с помощью норм права отношения, складывающиеся в сфере налогообложения, определяет круг субъектов налогового права. Законодательство о налогах и сборах не содержит исчерпывающего перечня лиц, вступающих в налоговые отношения, однако субъектов налогового права возможно классифицировать последующим основаниям.

1) По способу нормативной определенности:

  • зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;
  • не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.

2) По характеру фискального интереса:

  • частные субъекты;
  • публичные субъекты.

3) По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

  • имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях;
  • не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

Налоговый кодекс РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся:

Правовой статус участников налоговых отношений, перечисленных в ст. 9 НК РФ, регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, включая региональное налоговое законодательство и правовые акты органов местного самоуправления.

Налоговый кодекс РФ наделяет статусом участников налоговых отношений только две категории субъектов:

Названные виды субъектов представляют разные стороны налоговых правоотношений, имеющих противоположные фискальные интересы. Вместе с тем наличие непосредственного имущественного интереса относительно вступления в налоговые отношения позволяет объединить частных и публичных субъектов в одну группу — субъекты, имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях.

Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства (муниципального образования), осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения требуют также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями и в определенных случаях несут налоговую ответственность.

К числу подобных субъектов относятся эксперты, свидетели, специалисты, понятые и переводчики, принимающие участие в процессе налоговой проверки (ст. 90, 95-98 НК РФ).

Налоговые отношения, складывающиеся по поводу учета налогоплательщиков, требуют присутствия регистрационных органов, выполняющих определенные функции (ст. 85, 86 НК РФ).

Отношения, возникающие относительно расчетных операций по перечислению налогов и сборов, реализуются посредством участия банков (ст. 60 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право вступать в налоговые отношения через законного или уполномоченного представителя (ст. 27, 29 НК РФ).

Правовой статус названных субъектов имеет две особенности:

Следовательно, к субъектам налогового права относятся физические лица и организации, прямо не обозначенные в ст. 9 НК РФ, но являющиеся таковыми в силу наличия прав и обязанностей в налоговых отношениях. Данную группу составляют субъекты, не имеющие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

Необходимо различать понятия «субъект налогового права» и «субъект (участник) налогового правоотношения».

Субъектом налогового права является лицо, наделенное правосубъектностью, т. е. признаваемой налоговым законодательством способностью быть участником конкретных налоговых правоотношений. Понятие «налоговая правосубъектность» включает в себя понятия «налоговая правоспособность» и «налоговая дееспособность». Налоговая правоспособность — это способность иметь налоговые права и обязанности, предусмотренные в законе. Налоговая дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать налоговые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию.

Субъектом налогового правоотношения является индивидуально-определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъект налогового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект налогового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект (участник) налогового правоотношения». Статус субъекта (участника) налогового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Налоговое законодательство распространяет сферу своего применения не на граждан, а на резидентов данной страны (т.е. лиц, постоянно пребывающих или проживающих в данной стране). Поэтому любые внутренние налоговые нормы имеют уже международный характер, поскольку охватывают и граждан, и организации других стран, которые находятся на территории данной страны или осуществляют там определенные виды деятельности.

Для попадания под юрисдикцию налогового законодательства определенной страны при определении корпорационного налога для юридического лица необходимы два условия:

  • осуществление коммерческой деятельности в данной стране (т.е. деятельности, ориентированной на получение прибыли);
  • наличие юридического лица.

Кроме условий ориентации на извлечение прибыли и наличия юридического лица при обложении корпорационным налогом, важное значение имеет определение «привязки» налогоплательщика к национальной налоговой компетенции того или иного государства. Этот вопрос решается, как правило, на основе использования двух критериев:

  • резидентства;
  • территориальности.

Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты — только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).

Критерий территориальности, напротив, устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат доходы, извлекаемые только на ее территории; соответственно, любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.Первый критерий принимает во внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогоплательщика на национальной территории, второй основывается на национальной принадлежности источника дохода.

Любой из этих двух критериев при условии его однообразного применения исключал бы всякую возможность международного двойного обложения, т. е. обложения одного и того же объекта (дохода, имущества, сделки и т. д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налогов в двух или более странах. Однако вопрос о том, достигается ли устранение двойного обложения путем применения первого или второго критерия, вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой отдельной страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных зарубежом, несомненно, желательнее разграничение налоговых юрисдикции в международном масштабе на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает использование критерия территориальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.

До настоящего времени между странами существуют весьма значительные различия в правилах определения резидентства в отношении некоторых компаний. На практике эти разногласия устраняются благодаря существующим между странами двусторонним соглашениям, в соответствии с которыми решающим и окончательным критерием обычно является место расположения «центра фактического руководства».

Читайте также: