В вопросах внутренней политики на снижение импортных пошлин ориентируется

Опубликовано: 04.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Какие квоты имеют наиболее либеральный характер ?

  1. не распределенные
  2. распределенные между иностранными экспортерами
  3. тарифные

Вопрос 2. Количественные ограничения экспорта и импорта являются

  1. постоянно действующей мерой
  2. мерой, применяемой в исключительных случаях
  3. полностью изжившей себя мерой

Вопрос 3. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования экспорта?

  1. дефицит соответствующих товаров на внутреннем рынке
  2. снижение цен на соответствующий товар на мировом рынке
  3. снижение спроса на соответствующий товар на иностранных рынках

Вопрос 4. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования импорта?

  1. защита отечественных производителей от конкуренции
  2. причинение ущерба российской экономике
  3. продажа импортируемого товара по цене ниже нормальной

Вопрос 5. Какое из данных мероприятий проводится в целях распределения квоты между российскими участниками внешнеторговой деятельности?

  1. торги
  2. ярмарка
  3. аукцион

Вопрос 6. Какая из данных мер неотделима от квотирования ?

  1. лицензирование
  2. уплата компенсационной пошлины
  3. введение государственной монополии на торговлю соответствующим товаром

Вопрос 7. Какого вида лицензия выдается только после заключения внешнеторгового контракта ?

  1. генеральная
  2. исключительная
  3. разовая

Вопрос 8. На какой срок выдается разовая лицензия ?

  1. на один месяц
  2. на один год
  3. на срок исполнения соответствующего обязательства по контракту

Вопрос 9. Что говорится в законодательстве РФ об отказе в выдаче лицензии ?

  1. он должен быть мотивированным
  2. он должен быть конфиденциальным
  3. он может быть дан без каких-либо разъяснений

Вопрос 10. В течение какого срока должно быть принято решение по заявке на получение лицензии?

  1. в течение 10 дней
  2. в течение 20 дней
  3. в течение 1 месяца

Вопрос 11. Какая из данных мер предусмотрена законодательством РФ ?

  1. специальная защитная мера
  2. исключительная мера
  3. контрмера

Вопрос 12. Для товаров какого происхождения сделано исключение при применении одной из защитных мер в РФ?

  1. товаров из стран СНГ
  2. товаров из ЕС
  3. товаров из развивающихся стран

Вопрос 13. Какое условие является обязательным для применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер ?

  1. взаимность
  2. ущерб или угроза нанесения ущерба российской экономике
  3. проведение консультаций

Вопрос 14. Какая из данных характеристик присуща демпингу ?

  1. недобросовестная конкуренция
  2. экономическое преступление
  3. деликт

Вопрос 15. Что является фактическим основанием для введения предварительной специальной пошлины ?

  1. ограничение экспорта товаров из РФ
  2. повышение таможенных пошлин на товары из РФ
  3. чрезмерно возросший импорт какого - либо товара в РФ

Вопрос 16. На какой срок вводится предварительная специальная пошлина ?

  1. 30 дней
  2. 60 дней
  3. 90 дней

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 8, п. 3. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней

Вопрос 17. Максимальный срок взимания специальной пошлины составляет

  1. 1 месяц
  2. 1 год
  3. 8 лет

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 10, п. 1. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года

Вопрос 18. На какой срок вводится предварительная антидемпинговая пошлина

  1. 1 месяц
  2. 6 месяц
  3. 12 месяц

Вопрос 19. Максимальный срок применения антидемпинговой меры составляет

  1. 1 год
  2. 5 лет
  3. 10 лет

Вопрос 20. Против каких субсидий направлена защитная мера по законодательству РФ?

  1. любых
  2. общих
  3. специфических

Вопрос 21. Какая мера применяется против субсидируемого импорта в РФ?

  1. специальная пошлина
  2. компенсационная пошлина
  3. антидемпинговая пошлина

Вопрос 22. Основным признаком внешнеэкономической сделки является

  1. нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах
  2. пересечение предметом сделки границы государства
  3. платеж в валюте, являющейся иностранной для одной из сторон

Вопрос 23. Форма внешнеэкономической сделки с участием российских лиц определяется

  1. международными договорами с участием РФ
  2. законодательством РФ
  3. законом места совершения сделки

Вопрос 24. В соответствии с п.3 ст. 1211 ГК РФ к договору купли-продажи применяется

  1. право места совершения сделки
  2. право страны суда
  3. право страны продавца

Вопрос 25. Положение ГК РФ о применимом к договору (купли-продажи) праве является

  1. императивным
  2. диспозитивным
  3. сверх императивным

Вопрос 26. Конвенция ООН о договорах международной купли продажи 1980 г. в РФ

  1. не применяется
  2. применяется субсидиарно, по вопросам, не урегулированным в ГК РФ
  3. имеет прямое действие и приоритетное применение

Вопрос 27. В каком из данных международных договоров РФ не участвует?

  1. Оттавская конвенция о международном лизинге 1988 г.
  2. Оттавская конвенция о международном факторинге 1988 г.
  3. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Вопрос 28. Применение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи к внешнеторговому контракту

  1. является обязательным, если оба государства, где находятся коммерческие предприятия сторон, участвуют в Конвенции
  2. стороны могут отказаться от применения Конвенции и выбрать иное применимое право
  3. не могут отказаться от применения конвенции, если выбор иного применимого права ими не сделан

Вопрос 29. К лицензионному договору с иностранным элементом в соответствии с коллизионной нормой ГК РФ применяется

  1. право страны лицензиата
  2. право страны лицензиара
  3. право страны, являющейся местом заключения договора

Вопрос 30. Установленное применимое право в внешнеэкономическому контракту применяется

  1. к решению всех вопросов, связанных с данным контрактом
  2. в объеме обязательственного статута
  3. в объеме любых статутов, кроме личного статута

Вопрос 31. Мировые цены отражают … стоимость.

  1. Интернациональную
  2. Розничную
  3. Закупочную
  4. Оптовую

Вопрос 32. Факторы, не оказывающие определяющее воздействие на мировые цены:

  1. внутренние затраты организации
  2. темпы инфляции
  3. государственное регулирование
  4. система национального налогообложения

Вопрос 33. Ценами продавца являются следующие мировые цены…

  1. международных аукционов
  2. международных торгов
  3. справочные цены
  4. биржевые цены

Вопрос 34. Признаки мировой цены – это …

  1. Представительность
  2. наличие информации в печати
  3. платежи в свободно конвертируемой валюте
  4. совершение крупных экспортных и импортных сделок
  5. высокие экспортно-импортные тарифы
  6. регулируемость уровня цен государствами

Вопрос 35. Цена, которая ограничивает транспортно-экспедиторские расходы отправления доставкой груза до причала:

  1. ФОБ
  2. СИФ
  3. ФАС
  4. КАФ

Вопрос 36. Базисные условия поставки, лежащие в основе мировых экспортных цен:

  1. СИФ
  2. ФОБ
  3. ФАС
  4. ДАФ

Вопрос 37. Цена, при которой все расходы по перевозке груза, оплате транспортных сборов и страхованию товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несёт продавец товара:

  1. КАФ
  2. ФОБ
  3. СИФ
  4. ФОР

Вопрос 38. Расчетные методы анализа мировых цен применяют в условиях производства …

  1. стандартной массовой продукции
  2. заказной продукции
  3. продукции военно-промышленного комплекса
  4. продукции для государственных нужд и госзакупок

Вопрос 39. В структуру цены экспортируемой продукции не входят внутренние косвенные налоги.

  1. Да
  2. Нет

Вопрос 40. Расчетная цена участника внешнеторговой сделки – это …

  1. цена, по которой участник сделки желал бы продать (купить) товар
  2. нижний порог цены для участника сделки
  3. цена, оглашенная в справочных каталогах и рекламных проспектах
  4. цена другой сходной сделки на сходный товар

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм.
  • Всемирные организации: военно-стратегические, региональные, отраслевые межгосударственные организации.
  • Экономическое развитие России в ХХ-ХХI веках. Программы экономического развития.

Глоссарий по теме: фритредерство, протекционизм, демпинг, тарифные барьеры, пошлины, нетарифные барьеры, квота, лицензия, субсидия, эмбарго.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Страны мира проводят политику, которая ориентируется или на полное и свободное развитие международной торговли, или на ограничение свободы в области торговли.

Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – это «фритредерство». Свободная торговля приносит выгоду всем странам. Но большинство стран используют меры для увеличения экспорта и защиты отечественного рынка от внешней конкуренции.

И это другой вариант государственной политики в сфере международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – политика ограничения свободы в торговле. В условиях конкуренции государства ограничивают международную торговлю, используя разного рода барьеры.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики, которые не могут выжить в открытом рынке; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

При реализации политики протекционизма страны используют тарифные и нетарифные барьеры.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, то есть налоги в государственный бюджет, которые платит импортёр товаров. Пошлинами облагаются товары не только в целях защиты своих отечественных производителей, но и для пополнения бюджета страны. В соответствии с этими целями импортные пошлины делят на протекционистские и фискальные.

Протекционистские пошлины устанавливаются на товары, аналогичные отечественным. Фискальные пошлины устанавливаются на товары, которые не производятся в данной стране.

Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты и тех. условия, лицензии, субсидии, эмбарго и др.

Квота – это количественное ограничение на ввоз определённого вида товаров.

Страны устанавливают стандарты и технические условия, которым должны отвечать товары, ввозимые в страну.

Лицензия – это разрешение на импорт определённых товаров. В некоторых странах очень сложно купить лицензию для ввоза товара, например, в Японии.

Для развития собственного экспорта государство использует субсидии фирмам. Субсидии чаще всего применяются в странах для поддержки отечественных производителей сельхозпродукции.

Эмбарго – запрет на импорт определённых видов товаров вообще.

В результате реализации мер протекционизма периодически вспыхивают «войны»: «меховые», «винные», «автомобильные».

Резюме теоретической части

Политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – «фритредерство». Протекционизм – политика ограничения свободной торговли.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, которые платит импортёр товаров. Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты, лицензии, эмбарго и др.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выберите верное утверждение и выделите его цветом.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

Б) Международная торговля выгодна только странам-экспортёрам.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

2. Запрещение ввоза какого-либо товара в данную страну – это…

б) требование таможенной службы лицензии на импорт;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 164–168.
  2. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2015. – ч.2 – С. 57–60.
  3. Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 86–94.
  4. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 258–270.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.

Президиум правительства вчера обсуждал возможность снижения импортных пошлин, повышенных на часть товаров во втором полугодии 2009 года, для "защиты внутреннего рынка". Отказаться от протекционизма оказалось сложнее, чем прибегать к нему: не утверждено даже объявленное решение о неповышении с 2010 года пошлин на экспорт леса. Проблемой станет и Таможенный союз: с 2010 года играть ставками пошлин невозможно без согласования с Казахстаном и Белоруссией, а у них уже сейчас есть вопросы к российской торговой политике, транзиту и экспорту нефти и газа, железнодорожным тарифам России.

Вчера президиум правительства подводил итоги применения антикризисных мер таможенно-тарифной политики, которые утверждались правительством в феврале 2008 года. Основной идеей заседания было обсуждение возможности снижения пошлин: ожидалась дискуссия о том, какие пошлины, принятые для "поддержки" рынка во второй половине 2008 года, нужно снижать. Эльвира Набиуллина, министр экономики, на прошлой неделе пояснила, что в целом в кризис ставки снижались: средняя ставка импорта в 2008 году составляла 11,45%, в 2009 году — 10,7%. Тем не менее из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 году, на 350 позиций (7-9% объема импорта) ставки пошлин были повышены.

Речь идет не только о пошлинах на импорт автомобилей (решение о продлении их действия уже принято) — "защищены" высокими пошлинами были также сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. Накануне в материалах к заседанию прямо указывалось: ". искусственное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя, ведет к росту цен на внутреннем рынке". В результате "защиты" стоимостный объем импорта, осуществленного в январе—августе 2009 года по новым ставкам ввозных таможенных пошлин, составил $7,4 млрд.

Минэкономики констатировало сокращение импорта по этим группам товаров — в январе—августе 2008 года стоимостный объем товаров, на которые поднимались пошлины, составлял $16,2 млрд. Падение импорта превысило двукратный уровень — оно составило $8,8 млрд. Часть "зажатого" тарифами импорта (продукция станкостроения, сельхозмашиностроения) являлась инвестиционным импортом — "защита" рынка внесла свой вклад в обвал инвестиций в первом полугодии 2009 года.

Впрочем, до обсуждения вопроса о разумном снижении "антикризисных" пошлин дело не дошло. Премьер-министр Владимир Путин интересовался будущими изменениями таможенно-тарифной политики России после образования Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Как сообщил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, 21 октября состоится девятое заседание комиссии Таможенного союза, "на котором должны быть рассмотрены все проекты документов, которые будут представлены главам государств 27 ноября для подписания в Минске". "С принятием всех этих документов будет закончена работа по формированию нормативной базы существования союза",— пояснил господин Шувалов.

Основой Таможенного союза является общий Таможенный кодекс и единый для трех стран таможенный тариф. Накануне вчерашнего обсуждения источник в правительстве предупредил, что переход на единый таможенный тариф "не принесет революционных изменений". По его словам, по 80% товарных позиций, действующих в РФ, импортные пошлины сохранятся на нынешнем уровне. "Изменение коснется 18% позиций, но не будет носить критического характера",— сообщил чиновник.

В этой ситуации правительству довольно сложно говорить о снижении или повышении пошлин: с 1 января 2010 года, если Таможенный союз создается, такие решения необходимо согласовывать с Казахстаном и Белоруссией — у правительства РФ появляется де-факто новая контрольная инстанция в лице партнеров. Между тем вчера Игорь Шувалов упомянул и о проблемах, которые возникли в переговорах по Таможенному союзу. Главная — порядок зачисления и распределения таможенных пошлин, который пока не согласован (с точки зрения изменений финансовых потоков на таможенной территории — это основной вопрос для бюджета РФ). По предложению Игоря Шувалова с этой проблемой предстоит разобраться "специальной группе во главе с российским Минфином" и решить вопрос не позднее 1 июня 2010 года — из этого следует, что по крайней мере первые полгода ситуация с пошлинами в Таможенном союзе будет крайне запутанной и, возможно, конфликтной.

Еще одна проблема, названная первым вице-премьером,— требование Казахстана до 27 октября в двустороннем порядке решить с РФ вопрос о транспортировке нефти, газа и договориться по железнодорожным тарифам. По мнению Игоря Шувалова, спешить с этим решением не стоит, но "Казахстан настаивает". Владимир Путин, сославшись на свою недавнюю встречу с казахской делегацией, заявил: "Честно говоря, не знаю, какие там сложности" — поэтому детально тему на президиуме не обсуждали.

Впрочем, и без неизбежной в случае создания Таможенного союза координации снижения ставок с Белоруссией и Казахстаном, которые в ряде секторов (например, в аграрном секторе — Белоруссия, в черной металлургии — Казахстан) являются конкурентами РФ, снижать пошлины оказалось сложнее, чем повышать. Так, не принято решение о временном отказе от резкого повышения с 1 января пошлин на экспорт леса-кругляка (см. "Ъ" от 21 сентября). Заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев пояснил, что решение будет принято по итогам анализа данных отрасли за три квартала 2009 года. А Владимир Путин пояснил, что будет обсуждать вопрос пошлин с иностранными партнерами на "лесном саммите" в Санкт-Петербурге на следующей неделе — отказ от повышения пошлин на лес, по его опасениям, будет критиковаться инвесторами в лесной сектор РФ в 2008-2009 годах как непоследовательность правительства РФ и угроза их намеченным инвестициям. С 2010 года в рамках Таможенного союза такие решения будут приниматься еще сложнее.

О новой стратегии и тактике правительства в области регулирования внешнеэкономической торговли рассказывает заместитель начальника Департамента торговых переговоров минэкономразвития, член межведомственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике Андрей Кушниренко.

На соревнование вызывается. "мерседес"

- Андрей Константинович, как известно, за пропуск в мировую торговлю на переговорах с Евросоюзом наша страна заплатила обещаниями снизить пошлины на импорт автомобилей и самолетов. Означает ли это, что все мы теперь пересядем на "вольво" и "ауди", а летать будем на "Боингах-720"?

- В ближайшие восемь лет нам это не грозит. Несмотря на давление со стороны членов ВТО, сегодня в авиастроительной отрасли, как и в автомобилестроительной, мы последовательно реализуем позицию поддержки российских производителей. Еще пять лет мы не будем сколько-нибудь заметно снижать ныне действующие довольно высокие пошлины (20-25 процентов) на ввоз в страну иностранных автомобилей, самолетов и вертолетов. При этом дадим отраслям дополнительный шанс посоревноваться в будущем с "мерседесами" и "Боингами", отменяя или частично снижая пошлины на ввоз в Россию оборудования и начинки для выпуска конкурентоспособной продукции. Но эти протекционистские меры, естественно, должны быть ограничены во времени. Поэтому начиная с 2010 года в течение трех-четырех лет ввозные пошлины на самолеты и автомобили будут снижаться до разумного уровня, постепенно приоткрывая российский рынок. Важно также подчеркнуть, что в течение всего этого периода не будет никаких индивидуальных льгот и скидок. В том числе и по самолетам.

- Какие еще отрасли правительство намерено защищать на внутреннем рынке с помощью высоких импортных пошлин?

- Те, которые имеют хороший производственный потенциал, но нуждаются во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. Это производство кондитерских изделий, мясной продукции и, в частности, производство консервов, производство мебели, изделий из алюминия. Кроме того, на высоком 15-процентном уровне сохраняются пошлины на ввоз оборудования для энергетического хозяйства. Наши машиностроители успешно конкурируют на этом рынке с иностранной продукцией, но им трудно противостоять финансовой мощи транснациональных корпораций. Непросто выглядит вопрос с производителями сельскохозяйственной техники. Сегодня в правительстве весьма остро дискутируется вопрос, нужно ли их защищать с помощью таможенных тарифов или целесообразнее закупать современные трактора, комбайны и другую сельхозтехнику за границей, чтобы сделать конкурентоспособной конечную продукцию агропромышленного комплекса.

От "Зари" до "Восхода"

- Каковы же в целом будут тенденции современной таможенно-тарифной политики в отношении ввозных пошлин на иностранные товары?

- Как представляется, политика в этой сфере будет направлена на постепенное снижение импортных ставок пошлин, особенно там, где они избыточно высоки при сохранении дифференцированной защиты российских производителей, о чем мы говорили с вами выше. Один из примеров - это недавнее решение Комиссии о значительном сокращении (с 15-20 до 10 процентов) ввозных пошлин на цифровую аудио- и видеоаппаратуру. В самом деле, если сегодня у нас в стране не производится плазменных экранов и жидкокристаллических дисплеев, то зачем нам такие высокие защитные ставки.

Импортеры при этом получат стимул вывести эти товары из тени. Все больше предприятий, торгующих аудио- и видеоаппаратурой будут работать в условиях цивилизованного рынка, платить налоги в бюджет, компенсируя ими снижение ввозных пошлин. Правда, может быть, это и не вызовет автоматического уменьшения цен на модную цифровую технику для рядового потребителя. Вероятнее всего, телевизоры, плееры и музыкальные центры поначалу даже чуть-чуть подорожают. Но через некоторое время, по мере насыщения этими товарами внутреннего рынка и роста конкуренции, цены снизятся, что выгодно как для потребителей, так и для экономики.

Что касается импортной обуви, то здесь пошлины должны стать более гибкими. Почему? Судите сами: в России производится 37 миллионов пар обуви в год, официальный импорт немногим более 40 миллионов пар, в итоге получается около 80 миллионов пар обуви. А по данным официальной статистики, в год россияне покупают и изнашивают около 230 миллионов пар башмаков. Остальные 150 миллионов пар прибывают к нам либо контрабандой, либо по так называемому "серому импорту", когда таможенная стоимость заведомо занижается. Чтобы перекрыть эти лазейки, а также увеличить поступления налогов в бюджет, на часть обуви, преимущественно дорогих марок, можно, наверное, снизить пошлину до 10-15 процентов от заявленной стоимости (вместо сегодняшних 20 процентов), а на более дешевую заграничную обувь сделать фиксированную пошлину - примерно 1,5-2,5 евро за пару. Такое сочетание, по-видимому, как в интересах рядовых покупателей, так и производителей. Последние получат фору во времени с тем, чтобы улучшать качество своих изделий.

А поутру они проснулись

- Что в ближайшее время произойдет с экспортными пошлинами, которые, как известно, являются далеко не самыми эффективными инструментами во внешней торговле?

- Основная часть российского экспорта сегодня - энергоносители и сырье, то есть те товары, которые дают львиную долю доходов в бюджет. Так что в течение обозримого времени, 5-7 лет, в списке товаров, облагаемых экспортными пошлинами, останутся нефть, газ, основные виды нефтепродуктов, цветные металлы (никель и медь), лесопродукты. А также три-четыре вида товаров, при вывозе которых экспортные пошлины играют роль ограничителя. А то проснемся однажды, а в стране нет ни металлолома, ни ценных пород твердолиственной древесины - бука и дуба, ни кожевенного сырья - все вывезли за границу.

По остальным пошлинам, касающимся экспорта несырьевых товаров, правительство настроено решительно - их надо отменять. В ближайшее время может быть освобождена от дополнительной налоговой нагрузки такая экспортная продукция химического комплекса, как калийные удобрения и асбест. В лесной отрасли с 10 до 5 процентов снизятся экспортные ставки на вывоз лиственной целлюлозы. Общий список из 650 товаров, облагаемых ныне экспортной данью, к концу 2004 года похудеет примерно на 150 позиций. За счет отмены пошлин повышается рентабельность предприятий, у них появляются деньги для модернизации своих производств.

- Почему Комиссия начала с отмены импортных пошлин на ввоз оборудования для целлюлозо-бумажной, мебельной, легкой и текстильной промышленности?

- Снижая или отменяя пошлины на ввоз из-за границы высокоэффективного оборудования, которое у нас в стране не выпускается, мы стимулируем развитие соответствующих отраслей и производств в России, делая их более конкурентоспособными. Почему начали именно с этих отраслей? Они уже давно обращаются в правительство с просьбой помочь в переоснащении своих производств импортным оборудованием. Они наиболее аргументированно доказали свою позицию, прошли через сито многочисленных согласований и проверок. Поэтому и получили добро на устранение серьезного 5-процентного тарифно-таможенного барьера.

Например, сегодня практически вся мебель - от кухонных табуреток до спальных гарнитуров - производится в мире из древесноволокнистых плит. Мебельные плиты хорошего качества, например, в Германии стоят 80 долларов за 1 кв. м, а у нас 120-130 долларов. Их себестоимость в России могла быть ниже, если бы наши мебельщики имели соответствующее оборудование. Пойдя им навстречу и отменив ввозные пошлины на станки, фурнитуру, комплектующие, мы получим не только конкурентный товар на внутреннем рынке, но станем экспортировать мебель в страны ближнего зарубежья.

Кстати, вопрос о снижении таможенного бремени по приобретению оборудования для других отраслей всегда открыт. Милости просим.

- США не раз выступали с предложением к 2015 году устранить все пошлины на торговлю промышленными товарами в рамках ВТО. По расчетам американцев, реализация их инициативы приведет к глобальному экономическому росту в объеме 830 миллиардов долларов или к увеличению доходов на душу населения планеты в среднем на 2,5 процента. Как вы относитесь к этой идее?

- Эту идею в адрес всех членов ВТО американцы, кстати, высказывают довольно давно. Но, во-первых, нам надо понять, на каких условиях мы вступим в ВТО, а затем уже обсуждать это предложение как общий вектор либерализации мирового торгового рынка. Если же слепо следовать идее снижения пошлин к определенной дате, то у нас просто может не остаться производств, которые будут платить рабочим зарплату, а значит, у людей не будет денег, чтобы покупать импортные промышленные товары. Конечно, необходимо думать о полной отмене тарифных барьеров на границах, как о долгосрочной цели, но прежде всего к этому надо очень серьезно готовиться.

Читайте также: