В вопросах внутренней политики на снижение импортных пошлин ориентируется
Опубликовано: 04.05.2024
Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.
Вопросы и ответы онлайн
Вопрос 1. Какие квоты имеют наиболее либеральный характер ?
- не распределенные
- распределенные между иностранными экспортерами
- тарифные
Вопрос 2. Количественные ограничения экспорта и импорта являются
- постоянно действующей мерой
- мерой, применяемой в исключительных случаях
- полностью изжившей себя мерой
Вопрос 3. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования экспорта?
- дефицит соответствующих товаров на внутреннем рынке
- снижение цен на соответствующий товар на мировом рынке
- снижение спроса на соответствующий товар на иностранных рынках
Вопрос 4. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования импорта?
- защита отечественных производителей от конкуренции
- причинение ущерба российской экономике
- продажа импортируемого товара по цене ниже нормальной
Вопрос 5. Какое из данных мероприятий проводится в целях распределения квоты между российскими участниками внешнеторговой деятельности?
- торги
- ярмарка
- аукцион
Вопрос 6. Какая из данных мер неотделима от квотирования ?
- лицензирование
- уплата компенсационной пошлины
- введение государственной монополии на торговлю соответствующим товаром
Вопрос 7. Какого вида лицензия выдается только после заключения внешнеторгового контракта ?
- генеральная
- исключительная
- разовая
Вопрос 8. На какой срок выдается разовая лицензия ?
- на один месяц
- на один год
- на срок исполнения соответствующего обязательства по контракту
Вопрос 9. Что говорится в законодательстве РФ об отказе в выдаче лицензии ?
- он должен быть мотивированным
- он должен быть конфиденциальным
- он может быть дан без каких-либо разъяснений
Вопрос 10. В течение какого срока должно быть принято решение по заявке на получение лицензии?
- в течение 10 дней
- в течение 20 дней
- в течение 1 месяца
Вопрос 11. Какая из данных мер предусмотрена законодательством РФ ?
- специальная защитная мера
- исключительная мера
- контрмера
Вопрос 12. Для товаров какого происхождения сделано исключение при применении одной из защитных мер в РФ?
- товаров из стран СНГ
- товаров из ЕС
- товаров из развивающихся стран
Вопрос 13. Какое условие является обязательным для применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер ?
- взаимность
- ущерб или угроза нанесения ущерба российской экономике
- проведение консультаций
Вопрос 14. Какая из данных характеристик присуща демпингу ?
- недобросовестная конкуренция
- экономическое преступление
- деликт
Вопрос 15. Что является фактическим основанием для введения предварительной специальной пошлины ?
- ограничение экспорта товаров из РФ
- повышение таможенных пошлин на товары из РФ
- чрезмерно возросший импорт какого - либо товара в РФ
Вопрос 16. На какой срок вводится предварительная специальная пошлина ?
- 30 дней
- 60 дней
- 90 дней
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 8, п. 3. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней
Вопрос 17. Максимальный срок взимания специальной пошлины составляет
- 1 месяц
- 1 год
- 8 лет
В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 10, п. 1. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года
Вопрос 18. На какой срок вводится предварительная антидемпинговая пошлина
- 1 месяц
- 6 месяц
- 12 месяц
Вопрос 19. Максимальный срок применения антидемпинговой меры составляет
- 1 год
- 5 лет
- 10 лет
Вопрос 20. Против каких субсидий направлена защитная мера по законодательству РФ?
- любых
- общих
- специфических
Вопрос 21. Какая мера применяется против субсидируемого импорта в РФ?
- специальная пошлина
- компенсационная пошлина
- антидемпинговая пошлина
Вопрос 22. Основным признаком внешнеэкономической сделки является
- нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах
- пересечение предметом сделки границы государства
- платеж в валюте, являющейся иностранной для одной из сторон
Вопрос 23. Форма внешнеэкономической сделки с участием российских лиц определяется
- международными договорами с участием РФ
- законодательством РФ
- законом места совершения сделки
Вопрос 24. В соответствии с п.3 ст. 1211 ГК РФ к договору купли-продажи применяется
- право места совершения сделки
- право страны суда
- право страны продавца
Вопрос 25. Положение ГК РФ о применимом к договору (купли-продажи) праве является
- императивным
- диспозитивным
- сверх императивным
Вопрос 26. Конвенция ООН о договорах международной купли продажи 1980 г. в РФ
- не применяется
- применяется субсидиарно, по вопросам, не урегулированным в ГК РФ
- имеет прямое действие и приоритетное применение
Вопрос 27. В каком из данных международных договоров РФ не участвует?
- Оттавская конвенция о международном лизинге 1988 г.
- Оттавская конвенция о международном факторинге 1988 г.
- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
Вопрос 28. Применение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи к внешнеторговому контракту
- является обязательным, если оба государства, где находятся коммерческие предприятия сторон, участвуют в Конвенции
- стороны могут отказаться от применения Конвенции и выбрать иное применимое право
- не могут отказаться от применения конвенции, если выбор иного применимого права ими не сделан
Вопрос 29. К лицензионному договору с иностранным элементом в соответствии с коллизионной нормой ГК РФ применяется
- право страны лицензиата
- право страны лицензиара
- право страны, являющейся местом заключения договора
Вопрос 30. Установленное применимое право в внешнеэкономическому контракту применяется
- к решению всех вопросов, связанных с данным контрактом
- в объеме обязательственного статута
- в объеме любых статутов, кроме личного статута
Вопрос 31. Мировые цены отражают … стоимость.
- Интернациональную
- Розничную
- Закупочную
- Оптовую
Вопрос 32. Факторы, не оказывающие определяющее воздействие на мировые цены:
- внутренние затраты организации
- темпы инфляции
- государственное регулирование
- система национального налогообложения
Вопрос 33. Ценами продавца являются следующие мировые цены…
- международных аукционов
- международных торгов
- справочные цены
- биржевые цены
Вопрос 34. Признаки мировой цены – это …
- Представительность
- наличие информации в печати
- платежи в свободно конвертируемой валюте
- совершение крупных экспортных и импортных сделок
- высокие экспортно-импортные тарифы
- регулируемость уровня цен государствами
Вопрос 35. Цена, которая ограничивает транспортно-экспедиторские расходы отправления доставкой груза до причала:
- ФОБ
- СИФ
- ФАС
- КАФ
Вопрос 36. Базисные условия поставки, лежащие в основе мировых экспортных цен:
- СИФ
- ФОБ
- ФАС
- ДАФ
Вопрос 37. Цена, при которой все расходы по перевозке груза, оплате транспортных сборов и страхованию товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несёт продавец товара:
- КАФ
- ФОБ
- СИФ
- ФОР
Вопрос 38. Расчетные методы анализа мировых цен применяют в условиях производства …
- стандартной массовой продукции
- заказной продукции
- продукции военно-промышленного комплекса
- продукции для государственных нужд и госзакупок
Вопрос 39. В структуру цены экспортируемой продукции не входят внутренние косвенные налоги.
- Да
- Нет
Вопрос 40. Расчетная цена участника внешнеторговой сделки – это …
- цена, по которой участник сделки желал бы продать (купить) товар
- нижний порог цены для участника сделки
- цена, оглашенная в справочных каталогах и рекламных проспектах
- цена другой сходной сделки на сходный товар
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 11 класс
Номер урока и название темы: урок №17 «Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм.
- Всемирные организации: военно-стратегические, региональные, отраслевые межгосударственные организации.
- Экономическое развитие России в ХХ-ХХI веках. Программы экономического развития.
Глоссарий по теме: фритредерство, протекционизм, демпинг, тарифные барьеры, пошлины, нетарифные барьеры, квота, лицензия, субсидия, эмбарго.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Страны мира проводят политику, которая ориентируется или на полное и свободное развитие международной торговли, или на ограничение свободы в области торговли.
Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – это «фритредерство». Свободная торговля приносит выгоду всем странам. Но большинство стран используют меры для увеличения экспорта и защиты отечественного рынка от внешней конкуренции.
И это другой вариант государственной политики в сфере международной торговли – протекционизм.
Протекционизм – политика ограничения свободы в торговле. В условиях конкуренции государства ограничивают международную торговлю, используя разного рода барьеры.
Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики, которые не могут выжить в открытом рынке; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.
Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.
При реализации политики протекционизма страны используют тарифные и нетарифные барьеры.
Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, то есть налоги в государственный бюджет, которые платит импортёр товаров. Пошлинами облагаются товары не только в целях защиты своих отечественных производителей, но и для пополнения бюджета страны. В соответствии с этими целями импортные пошлины делят на протекционистские и фискальные.
Протекционистские пошлины устанавливаются на товары, аналогичные отечественным. Фискальные пошлины устанавливаются на товары, которые не производятся в данной стране.
Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты и тех. условия, лицензии, субсидии, эмбарго и др.
Квота – это количественное ограничение на ввоз определённого вида товаров.
Страны устанавливают стандарты и технические условия, которым должны отвечать товары, ввозимые в страну.
Лицензия – это разрешение на импорт определённых товаров. В некоторых странах очень сложно купить лицензию для ввоза товара, например, в Японии.
Для развития собственного экспорта государство использует субсидии фирмам. Субсидии чаще всего применяются в странах для поддержки отечественных производителей сельхозпродукции.
Эмбарго – запрет на импорт определённых видов товаров вообще.
В результате реализации мер протекционизма периодически вспыхивают «войны»: «меховые», «винные», «автомобильные».
Резюме теоретической части
Политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – «фритредерство». Протекционизм – политика ограничения свободной торговли.
Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.
Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.
Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, которые платит импортёр товаров. Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты, лицензии, эмбарго и др.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Выберите верное утверждение и выделите его цветом.
А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.
Б) Международная торговля выгодна только странам-экспортёрам.
А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.
2. Запрещение ввоза какого-либо товара в данную страну – это…
б) требование таможенной службы лицензии на импорт;
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 164–168.
- Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2015. – ч.2 – С. 57–60.
- Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 86–94.
- Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 258–270.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.
Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.
Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.
По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.
«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.
При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.
Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.
«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.
Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.
Фото: Динора Зияева / Spot
Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.
«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.
Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.
Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.
«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.
К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.
Президиум правительства вчера обсуждал возможность снижения импортных пошлин, повышенных на часть товаров во втором полугодии 2009 года, для "защиты внутреннего рынка". Отказаться от протекционизма оказалось сложнее, чем прибегать к нему: не утверждено даже объявленное решение о неповышении с 2010 года пошлин на экспорт леса. Проблемой станет и Таможенный союз: с 2010 года играть ставками пошлин невозможно без согласования с Казахстаном и Белоруссией, а у них уже сейчас есть вопросы к российской торговой политике, транзиту и экспорту нефти и газа, железнодорожным тарифам России.
Вчера президиум правительства подводил итоги применения антикризисных мер таможенно-тарифной политики, которые утверждались правительством в феврале 2008 года. Основной идеей заседания было обсуждение возможности снижения пошлин: ожидалась дискуссия о том, какие пошлины, принятые для "поддержки" рынка во второй половине 2008 года, нужно снижать. Эльвира Набиуллина, министр экономики, на прошлой неделе пояснила, что в целом в кризис ставки снижались: средняя ставка импорта в 2008 году составляла 11,45%, в 2009 году — 10,7%. Тем не менее из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 году, на 350 позиций (7-9% объема импорта) ставки пошлин были повышены.
Речь идет не только о пошлинах на импорт автомобилей (решение о продлении их действия уже принято) — "защищены" высокими пошлинами были также сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. Накануне в материалах к заседанию прямо указывалось: ". искусственное ограждение от импорта снижает стимулы для повышения конкурентоспособности отечественного производителя, ущемляет интересы потребителя, ведет к росту цен на внутреннем рынке". В результате "защиты" стоимостный объем импорта, осуществленного в январе—августе 2009 года по новым ставкам ввозных таможенных пошлин, составил $7,4 млрд.
Минэкономики констатировало сокращение импорта по этим группам товаров — в январе—августе 2008 года стоимостный объем товаров, на которые поднимались пошлины, составлял $16,2 млрд. Падение импорта превысило двукратный уровень — оно составило $8,8 млрд. Часть "зажатого" тарифами импорта (продукция станкостроения, сельхозмашиностроения) являлась инвестиционным импортом — "защита" рынка внесла свой вклад в обвал инвестиций в первом полугодии 2009 года.
Впрочем, до обсуждения вопроса о разумном снижении "антикризисных" пошлин дело не дошло. Премьер-министр Владимир Путин интересовался будущими изменениями таможенно-тарифной политики России после образования Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией. Как сообщил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, 21 октября состоится девятое заседание комиссии Таможенного союза, "на котором должны быть рассмотрены все проекты документов, которые будут представлены главам государств 27 ноября для подписания в Минске". "С принятием всех этих документов будет закончена работа по формированию нормативной базы существования союза",— пояснил господин Шувалов.
Основой Таможенного союза является общий Таможенный кодекс и единый для трех стран таможенный тариф. Накануне вчерашнего обсуждения источник в правительстве предупредил, что переход на единый таможенный тариф "не принесет революционных изменений". По его словам, по 80% товарных позиций, действующих в РФ, импортные пошлины сохранятся на нынешнем уровне. "Изменение коснется 18% позиций, но не будет носить критического характера",— сообщил чиновник.
В этой ситуации правительству довольно сложно говорить о снижении или повышении пошлин: с 1 января 2010 года, если Таможенный союз создается, такие решения необходимо согласовывать с Казахстаном и Белоруссией — у правительства РФ появляется де-факто новая контрольная инстанция в лице партнеров. Между тем вчера Игорь Шувалов упомянул и о проблемах, которые возникли в переговорах по Таможенному союзу. Главная — порядок зачисления и распределения таможенных пошлин, который пока не согласован (с точки зрения изменений финансовых потоков на таможенной территории — это основной вопрос для бюджета РФ). По предложению Игоря Шувалова с этой проблемой предстоит разобраться "специальной группе во главе с российским Минфином" и решить вопрос не позднее 1 июня 2010 года — из этого следует, что по крайней мере первые полгода ситуация с пошлинами в Таможенном союзе будет крайне запутанной и, возможно, конфликтной.
Еще одна проблема, названная первым вице-премьером,— требование Казахстана до 27 октября в двустороннем порядке решить с РФ вопрос о транспортировке нефти, газа и договориться по железнодорожным тарифам. По мнению Игоря Шувалова, спешить с этим решением не стоит, но "Казахстан настаивает". Владимир Путин, сославшись на свою недавнюю встречу с казахской делегацией, заявил: "Честно говоря, не знаю, какие там сложности" — поэтому детально тему на президиуме не обсуждали.
Впрочем, и без неизбежной в случае создания Таможенного союза координации снижения ставок с Белоруссией и Казахстаном, которые в ряде секторов (например, в аграрном секторе — Белоруссия, в черной металлургии — Казахстан) являются конкурентами РФ, снижать пошлины оказалось сложнее, чем повышать. Так, не принято решение о временном отказе от резкого повышения с 1 января пошлин на экспорт леса-кругляка (см. "Ъ" от 21 сентября). Заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев пояснил, что решение будет принято по итогам анализа данных отрасли за три квартала 2009 года. А Владимир Путин пояснил, что будет обсуждать вопрос пошлин с иностранными партнерами на "лесном саммите" в Санкт-Петербурге на следующей неделе — отказ от повышения пошлин на лес, по его опасениям, будет критиковаться инвесторами в лесной сектор РФ в 2008-2009 годах как непоследовательность правительства РФ и угроза их намеченным инвестициям. С 2010 года в рамках Таможенного союза такие решения будут приниматься еще сложнее.
О новой стратегии и тактике правительства в области регулирования внешнеэкономической торговли рассказывает заместитель начальника Департамента торговых переговоров минэкономразвития, член межведомственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике Андрей Кушниренко.
На соревнование вызывается. "мерседес"
- Андрей Константинович, как известно, за пропуск в мировую торговлю на переговорах с Евросоюзом наша страна заплатила обещаниями снизить пошлины на импорт автомобилей и самолетов. Означает ли это, что все мы теперь пересядем на "вольво" и "ауди", а летать будем на "Боингах-720"?
- В ближайшие восемь лет нам это не грозит. Несмотря на давление со стороны членов ВТО, сегодня в авиастроительной отрасли, как и в автомобилестроительной, мы последовательно реализуем позицию поддержки российских производителей. Еще пять лет мы не будем сколько-нибудь заметно снижать ныне действующие довольно высокие пошлины (20-25 процентов) на ввоз в страну иностранных автомобилей, самолетов и вертолетов. При этом дадим отраслям дополнительный шанс посоревноваться в будущем с "мерседесами" и "Боингами", отменяя или частично снижая пошлины на ввоз в Россию оборудования и начинки для выпуска конкурентоспособной продукции. Но эти протекционистские меры, естественно, должны быть ограничены во времени. Поэтому начиная с 2010 года в течение трех-четырех лет ввозные пошлины на самолеты и автомобили будут снижаться до разумного уровня, постепенно приоткрывая российский рынок. Важно также подчеркнуть, что в течение всего этого периода не будет никаких индивидуальных льгот и скидок. В том числе и по самолетам.
- Какие еще отрасли правительство намерено защищать на внутреннем рынке с помощью высоких импортных пошлин?
- Те, которые имеют хороший производственный потенциал, но нуждаются во временной защите для адаптации к мировой конкуренции. Это производство кондитерских изделий, мясной продукции и, в частности, производство консервов, производство мебели, изделий из алюминия. Кроме того, на высоком 15-процентном уровне сохраняются пошлины на ввоз оборудования для энергетического хозяйства. Наши машиностроители успешно конкурируют на этом рынке с иностранной продукцией, но им трудно противостоять финансовой мощи транснациональных корпораций. Непросто выглядит вопрос с производителями сельскохозяйственной техники. Сегодня в правительстве весьма остро дискутируется вопрос, нужно ли их защищать с помощью таможенных тарифов или целесообразнее закупать современные трактора, комбайны и другую сельхозтехнику за границей, чтобы сделать конкурентоспособной конечную продукцию агропромышленного комплекса.
От "Зари" до "Восхода"
- Каковы же в целом будут тенденции современной таможенно-тарифной политики в отношении ввозных пошлин на иностранные товары?
- Как представляется, политика в этой сфере будет направлена на постепенное снижение импортных ставок пошлин, особенно там, где они избыточно высоки при сохранении дифференцированной защиты российских производителей, о чем мы говорили с вами выше. Один из примеров - это недавнее решение Комиссии о значительном сокращении (с 15-20 до 10 процентов) ввозных пошлин на цифровую аудио- и видеоаппаратуру. В самом деле, если сегодня у нас в стране не производится плазменных экранов и жидкокристаллических дисплеев, то зачем нам такие высокие защитные ставки.
Импортеры при этом получат стимул вывести эти товары из тени. Все больше предприятий, торгующих аудио- и видеоаппаратурой будут работать в условиях цивилизованного рынка, платить налоги в бюджет, компенсируя ими снижение ввозных пошлин. Правда, может быть, это и не вызовет автоматического уменьшения цен на модную цифровую технику для рядового потребителя. Вероятнее всего, телевизоры, плееры и музыкальные центры поначалу даже чуть-чуть подорожают. Но через некоторое время, по мере насыщения этими товарами внутреннего рынка и роста конкуренции, цены снизятся, что выгодно как для потребителей, так и для экономики.
Что касается импортной обуви, то здесь пошлины должны стать более гибкими. Почему? Судите сами: в России производится 37 миллионов пар обуви в год, официальный импорт немногим более 40 миллионов пар, в итоге получается около 80 миллионов пар обуви. А по данным официальной статистики, в год россияне покупают и изнашивают около 230 миллионов пар башмаков. Остальные 150 миллионов пар прибывают к нам либо контрабандой, либо по так называемому "серому импорту", когда таможенная стоимость заведомо занижается. Чтобы перекрыть эти лазейки, а также увеличить поступления налогов в бюджет, на часть обуви, преимущественно дорогих марок, можно, наверное, снизить пошлину до 10-15 процентов от заявленной стоимости (вместо сегодняшних 20 процентов), а на более дешевую заграничную обувь сделать фиксированную пошлину - примерно 1,5-2,5 евро за пару. Такое сочетание, по-видимому, как в интересах рядовых покупателей, так и производителей. Последние получат фору во времени с тем, чтобы улучшать качество своих изделий.
А поутру они проснулись
- Что в ближайшее время произойдет с экспортными пошлинами, которые, как известно, являются далеко не самыми эффективными инструментами во внешней торговле?
- Основная часть российского экспорта сегодня - энергоносители и сырье, то есть те товары, которые дают львиную долю доходов в бюджет. Так что в течение обозримого времени, 5-7 лет, в списке товаров, облагаемых экспортными пошлинами, останутся нефть, газ, основные виды нефтепродуктов, цветные металлы (никель и медь), лесопродукты. А также три-четыре вида товаров, при вывозе которых экспортные пошлины играют роль ограничителя. А то проснемся однажды, а в стране нет ни металлолома, ни ценных пород твердолиственной древесины - бука и дуба, ни кожевенного сырья - все вывезли за границу.
По остальным пошлинам, касающимся экспорта несырьевых товаров, правительство настроено решительно - их надо отменять. В ближайшее время может быть освобождена от дополнительной налоговой нагрузки такая экспортная продукция химического комплекса, как калийные удобрения и асбест. В лесной отрасли с 10 до 5 процентов снизятся экспортные ставки на вывоз лиственной целлюлозы. Общий список из 650 товаров, облагаемых ныне экспортной данью, к концу 2004 года похудеет примерно на 150 позиций. За счет отмены пошлин повышается рентабельность предприятий, у них появляются деньги для модернизации своих производств.
- Почему Комиссия начала с отмены импортных пошлин на ввоз оборудования для целлюлозо-бумажной, мебельной, легкой и текстильной промышленности?
- Снижая или отменяя пошлины на ввоз из-за границы высокоэффективного оборудования, которое у нас в стране не выпускается, мы стимулируем развитие соответствующих отраслей и производств в России, делая их более конкурентоспособными. Почему начали именно с этих отраслей? Они уже давно обращаются в правительство с просьбой помочь в переоснащении своих производств импортным оборудованием. Они наиболее аргументированно доказали свою позицию, прошли через сито многочисленных согласований и проверок. Поэтому и получили добро на устранение серьезного 5-процентного тарифно-таможенного барьера.
Например, сегодня практически вся мебель - от кухонных табуреток до спальных гарнитуров - производится в мире из древесноволокнистых плит. Мебельные плиты хорошего качества, например, в Германии стоят 80 долларов за 1 кв. м, а у нас 120-130 долларов. Их себестоимость в России могла быть ниже, если бы наши мебельщики имели соответствующее оборудование. Пойдя им навстречу и отменив ввозные пошлины на станки, фурнитуру, комплектующие, мы получим не только конкурентный товар на внутреннем рынке, но станем экспортировать мебель в страны ближнего зарубежья.
Кстати, вопрос о снижении таможенного бремени по приобретению оборудования для других отраслей всегда открыт. Милости просим.
- США не раз выступали с предложением к 2015 году устранить все пошлины на торговлю промышленными товарами в рамках ВТО. По расчетам американцев, реализация их инициативы приведет к глобальному экономическому росту в объеме 830 миллиардов долларов или к увеличению доходов на душу населения планеты в среднем на 2,5 процента. Как вы относитесь к этой идее?
- Эту идею в адрес всех членов ВТО американцы, кстати, высказывают довольно давно. Но, во-первых, нам надо понять, на каких условиях мы вступим в ВТО, а затем уже обсуждать это предложение как общий вектор либерализации мирового торгового рынка. Если же слепо следовать идее снижения пошлин к определенной дате, то у нас просто может не остаться производств, которые будут платить рабочим зарплату, а значит, у людей не будет денег, чтобы покупать импортные промышленные товары. Конечно, необходимо думать о полной отмене тарифных барьеров на границах, как о долгосрочной цели, но прежде всего к этому надо очень серьезно готовиться.
Читайте также:
- Подтверждение освобождения от удерживаемого налога twitter inc ord shs isin us90184l1026
- Новые налоговые правила для физических лиц
- Какие документы должен предоставить самозанятый перевозчик
- Что из перечисленного относится к факторам ресурсам производства прибыль труд налоги зарплата
- Налог на яйца в ссср