Прямой юридический источник регулирующий налогообложение в рк

Опубликовано: 26.04.2024

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база - стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:33, реферат

Описание работы

Источниками налогового права в Республике Казахстан, помимо Основного Закона - Конституции РК, является налоговый кодекс РК и принятые в соответствие с кодексом подзаконные нормативные правовые акта.

Работа содержит 1 файл

Источниками налогового права в Республике Казахстан.docx

Источниками налогового права в Республике Казахстан, помимо Основного Закона - Конституции РК, является налоговый кодекс РК и принятые в соответствие с кодексом подзаконные нормативные правовые акта.

К таким нормативным правовым актам относятся нормативные постановления Правительства, нормативные правовые приказы руководителя уполномоченного государственного органа в системе органов налоговой службы, а также нормативные правовые приказы Министра иностранных дел об установлении конкретных размеров ставок консульских сборов (пункт 2 статьи 511 Налогового кодекса) и нормативные правовые решения местных представительных органов об установлении ставок отдельных налогов и других обязательных платежей в бюджет[17].

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 16 Налогового кодекса органы налоговой службы вправе в пределах своей компетенции осуществлять разъяснения и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств. Такие разъяснения и комментарии, в том числе уполномоченного государственного органа, не относятся к нормативным правовым актам. Они подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам налогового законодательства[18].

Статья 2. Налоговое законодательство Республики Казахстан

1. Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из настоящего Кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

4. При наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы настоящего Кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора.

1. Комментируемая статья определяет состав налогового законодательства Республики Казахстан, место и роль Налогового кодекса в системе налогового законодательства Республики Казахстан и налогового права в целом, соотношение источников налогового права между собой, а также место международных договоров в системе налогового права Республики Казахстан.

2. В п. 1 комментируемой статьи законодатель определяет состав и структуру налогового законодательства Республики Казахстан, устанавливая Налоговый кодекс и другие нормативные правовые акты, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, в качестве источников налогового права.

По аналогии понятия «законодательство», сформулированного в ст. 1 Закона РК № 213-I ЗРК от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах», понятие «налоговое законодательство Республики Казахстан» можно сформулировать как совокупность нормативных правовых актов, т.е. письменных официальных документов установленной формы, принятых уполномоченными органами или должностными лицами государства, устанавливающих правовые нормы по вопросам налогообложения, изменяющих, прекращающих или приостанавливающих их действие.

Таким образом, налоговое законодательство служит одной из форм выражения норм налогового права – общеобязательных правил поведения, сформулированных в нормативных правовых актах, рассчитанных на многократное применение и распространяющихся на всех лиц в рамках нормативно регламентированной ситуации по вопросам налогообложения.

При этом следует иметь в виду, что нормы права, подлежащие применению к налоговым правоотношениям, могут содержаться помимо налогового законодательства Республики Казахстан, также в других источниках (формах) права. В Республике Казахстан такими источниками являются Конституция РК в части, относящейся к регулированию налоговых правоотношений, международные договоры по вопросам налогообложения, а также нормативные постановления Конституционного совета и Верховного суда РК по вопросам налогообложения, поскольку, согласно п. 1 ст. 4 Конституции РК от 30 августа 1998 г., нормы вышеуказанных актов также признаются действующим правом Республики Казахстан.

Следует также учитывать, что, согласно п. 4 ст. 4 Закона РК от 24 марта 1998 г. № 213-I «О нормативных правовых актах», нормативные постановления Конституционного совета РК, Верховного суда РК и Центральной избирательной комиссии РК находятся вне указанной в п.п. 2 и 3 ст. 4 Закона иерархии нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона РК «О нормативных правовых актах», нормативные постановления Конституционного совета РК основываются только на Конституции РК и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.

Таким образом, издаваемые Конституционным советом РК и Верховным судом РК на основе и в соответствии с Конституцией РК нормативные постановления по вопросам налогообложения будут обладать приоритетом в их действии перед налоговым законодательством Республики Казахстан. При этом также важно помнить, что ни Конституционный совет РК, ни Верховный суд РК в своем нормотворчестве по вопросам налогообложения во избежание нарушения нормы ст. 35 Конституции РК не вправе устанавливать налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Указанные органы также не вправе давать такое толкование нормам Конституции РК или налоговому законодательству, которое влечет за собой, помимо закона, установление налогов или отсутствующих в законе элементов налога. Провозглашаемая ст. 35 Конституции РК законность установления налогов означает возможность их установления только законодателем, только в форме закона и только в предусмотренной для принятия законов процедуре.

3. Налоговый кодекс занимает центральное место в системе налогового законодательства Республики Казахстан. Налоговый кодекс представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт, т.е. такой нормативный правовой акт, в котором правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединены и систематизированы. Нормы налогового права в Налоговом кодексе регулируют однородные общественные отношения – налоговые, объединены в рамках единого нормативного правового акта – Налогового кодекса, упорядочены и находятся между собой в определенной связи – систематизированы.

Характерной особенностью Налогового кодекса является и то, что его нормы есть нормы прямого действия и применяются к налоговым правоотношениям непосредственно. Для их применения не требуется издания каких-либо дополнительных нормативных правовых актов, конкретизирующих или разъясняющих те или иные положения Налогового кодекса. В указанной связи с принятием Налогового кодекса практически исчезли споры по разночтению нормативных правовых актов различной иерархии по вопросам налогообложения.

Налоговый кодекс состоит из трех частей: Общей, Особенной и Налогового администрирования.

В Общей части Налогового кодекса закреплены принципы налогообложения и налогового законодательства, основные понятия, общие положения о налоговых обязательствах и другие основополагающие установления, предопределяющие дальнейшую структуру всего налогового законодательства (в том числе Особенной части и части «Налоговое администрирование» Налогового кодекса).

Говоря о соотношении частей Налогового кодекса между собой в практике применения их норм при возникновении сомнений, разночтений и явных противоречий следует учитывать существование Постановления Конституционного совета РК от 29 октября 1999 г. № 20/2 «О представлении председателя Сарыаркинского районного суда города Астаны о признании неконституционной статьи 36 Закона РК «О нормативных правовых актах». В указанном Постановлении была дана оценка нормам права, содержащимся в общих положениях нормативных правовых актов. В частности, Конституционным советом РК было отмечено, что Конституция РК изложена таким образом, что в разделе 1 «Общие положения» закреплены основы конституционного строя, основные конституционные принципы организации деятельности Республики и другие основополагающие установления. Нормы данного раздела обладают приоритетом по отношению к другим конституционным нормам… В результате Конституционным советом РК был сделан важный вывод о том, что приоритет норм общей части или общих положений нормативного правового акта по отношению к другим нормам нормативного правового акта является основополагающим принципом не только для конституционных норм, но и для всей системы действующего права Республики Казахстан.

Таким образом, по вопросу соотношения Общей и других частей Налогового кодекса следует иметь в виду, что нормы Общей части Налогового кодекса обладают приоритетом по отношению к другим его частям. Соответственно, нормы Особенной части и части «Налоговое администрирование» должны соответствовать в своем содержании основополагающим установлениям Общей части Налогового кодекса и не могут им противоречить.

Особенная часть Налогового кодекса в развитие, но не в противоречие, основополагающих норм Общей части устанавливает в своих нормах отдельные виды налогов и других обязательных платежей в бюджет и регламентирует особенности исполнения отдельных видов налоговых обязательств. Нормы Особенной части призваны учесть и регламентировать в механизме налогообложения то специфичное, что присуще отдельным видам налоговых обязательств.

Последняя часть Налогового кодекса «Налоговое администрирование» содержит в себе правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления органами налоговой службы налогового контроля в форме специально предусмотренных для этого административных процедур. В частности, указанная часть Налогового кодекса содержит в себе правила: 1) регистрации и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; 2) назначения и проведения налоговых проверок; 3) осуществления камерального контроля; 4) осуществления мониторинга; 5) осуществления контроля за подакцизными товарами, за соблюдением порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; над уполномоченными органами; 6) обжалования и рассмотрения в административном порядке жалоб налогоплательщиков на акты и действия налоговых органов и их должностных лиц.

4. Помимо Налогового кодекса, в состав налогового законодательства Республики Казахстан включаются также нормативные правовые акты, принятие которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом. Вследствие своего предназначения такие акты будут носить характер подзаконных (они должны издаваться на основе, во исполнение и в строгом соответствии с Налоговым кодексом). Принятие таких актов осуществляется в соответствии с общими требованиями Закона РК «О нормативных правовых актах», предъявляемыми к порядку и форме издания подзаконных нормативных правовых актов.

Возможность принятия специальных нормативных правовых актов по вопросам налогообложения и соответственно полномочия государственных органов на их принятие, по требованию комментируемой нормы, должны быть прямо предусмотрены в Налоговом кодексе. Отсутствие в Налоговом кодексе норм, предусматривающих принятие того или иного нормативного правового акта по вопросам налогообложения и делегирующих тем или иным государственным органам право на принятие нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, не позволяет таким органам принимать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения. Не предусмотренные Налоговым кодексом нормативные правовые акты, равно как и нормативные правовые акты по вопросам налогообложения государственных органов и должностных лиц, не уполномоченных Налоговым кодексом на их издание, не должны рассматриваться в качестве источников налогового права и соответственно не должны применяться к налоговым отношениям.

При этом следует иметь в виду, что и государственные органы вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения только в пределах предоставленных им законодательством Республики Казахстан полномочий. При этом делегированные уполномоченным государственным органам полномочия в своем объеме и содержании не могут быть больше и шире, чем те которые есть у самого законодателя. Другими словами, государственные органы при принятии нормативных правовых актов по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, должны делать это только в порядке делегированного нормотворчества в строгом соответствии с предоставленными им полномочиями и не в противоречии с нормами Конституции РК, нормативных постановлений Конституционного совета РК, Верховного суда РК и Налогового кодекса.

Учитывая прямое действие норм Налогового кодекса, все издаваемые на его основе подзаконные нормативные правовые акты призваны в порядке делегированного нормотворчества либо установить отдельные элементы налогообложения (как, например, налоговые ставки), либо утвердить формы указанных в Налоговом кодексе документов (как, например, формы уведомлений), либо утвердить порядок (процедуры) совершения тел или иных однотипных действий (как, например, порядок постановки и снятия с учета по НДС).

+7 (727) 2222-101
Категории вопросов
  • Все1641
  • Автомобилисты и право93
  • Административное право50
  • Банки, банковская деятельность135
  • Государственная служба15
  • Государственные закупки117
  • Граждане, гражданство (въезд/выезд), иностранцы115
  • Договоры, обязательственное право437
  • Жильё, строительство197
  • Защита прав потребителей116
  • Здравоохранение, образование129
  • Земельное право73
  • Интеллектуальная собственность, авторское право12
  • Налоги и налогообложение103
  • Недвижимость168
  • Право социального обеспечения80
  • Предпринимательская деятельность153
  • Реклама12
  • Семейное и наследственное право317
  • Страховое право18
  • Судопроизводство291
  • Таможенное регулирование5
  • Трудовое право282
  • Уголовное и уголовно-исполнительное право67
  • Юридические лица104
  • Все 133
  • Автомобилисты и право 5

  • Ответ: Добрый день! Работодатель не имеет права удерживать с вашего дохода суммы выплат, назначенных государством. Однако, если вы находились в оплачиваемом трудовом отпуске в период с 16 марта по 15 апреля, то не имели права на социальную выплату 42500 тг (вопрос о возврате данной суммы в бюджет еще не определен, но, принимая во внимание продление режима ЧП, у вас появилось право на получение данной выплаты, если после выхода с трудового отпуска в любой день с 16 марта и до окончания режима ЧП вас отправили в отпуск без содержания).

    Я ИП сам построил магазин, через несколько лет продал, как буду платить налог с продажи?


    Ответ: Здравствуйте Булат!

    Здравствуйте! Помогите, пожалуйста разобраться! В соответствии с п.1 пп.3 ст.346 Налогового кодекса при исчислении индивидуального подоходного налога наше предприятие, просит заполнить заявление и предоставить документы, т.к у меня усыновленный ребенок, ежегодно это делаю, в этом году запросили документ об усыновлении, раньше запрашивали мое удостоверение личности и свидетельство о рождении ребенка, имею ли я право не предоставлять документ и обойтись только удостоверением и свидетельством о рождении ребенка? И если это обязательно нужно сделать, как лучше сделать, чтобы информация не распространилась за пределы организации, потому что там все данные о ребенке до усыновления.


    Ответ: Здравствуйте, Елена!

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста как лучше поступить согласно новым изменениям в законах. Я проживаю за границей. Родители в Казахстане, я у них единственная дочь. Мама недавно умерла. Папа сказал что мне лучше отказаться от своей доли в его пользу, в течении 6 мес., иначе мне придется платить 40% как иностранцу за свою долю квартиры, но при этом я все равно остаюсь единственной наследницей в его завещании. Я не совсем уверена в правильности такого решения. Заранее благодарю.


    Ответ: Здравствуйте, Наталья!

    Здравствуйте! Планируем запустить семейный бизнес. ИП по упрощенке оформлено на меня (бухгалтерская, документальная работа на мне). Но фактически работу будет выполнять моя дочь в свободное от своей основной работы время. Могу ли я, как ИП, заключить с дочерью договор безвозмездного оказания услуг. Ведь бюджет семейный один. Насколько я знаю, гражданское законодательство не запрещает. Но правильно ли это будет на практике? Какие могут быть риски? Возможна ли какая-либо проверка гос.органов в этой части? Какие юридические последствия? Заранее благодарю.

    Ответ: Добрый день, Лейла!

    Физическое лизо купил у физ лица с другой страны тоесть с россии в казахстан Б/у фрезерный станок в не рабочем состояние для личного пользования то налог не облогаеться?


    Ответ: Добрый день Александр!

    В июле 2015 года мной было зарегистрировано ТОО с уставным капиталом 100 тыс. тенге со 100% долей моего участия. В ноябре 2019 года я продал свою долю (100%) в ТОО другому физическому лицу за 10 млн. тенге. Вопрос: Возникает ли у меня налогооблагаемый доход от прироста стоимости при реализации моей долей участия в ТОО? Имеются ли законодательные основания не уплачивать ИПН? Например, по основаниям моего участия в ТОО более 3-х лет. Ранее была такая норма. В действующем Кодексе не нашёл.


    Ответ: Здравствуйте, Алтай!

    Добрый вечер! У сына ИП. Юридический адрес ИП - квартира родителей. Сын в квартире только прописан. Долги по налогам ИП около 2 млн. тенге. Могут ли изъять квартиру из-за его долгов. Или какие последствия для родителей, могут быть. Из-за того что ИП долги не платит- нет денег.

    Ответ: В соответствии с ч.2 ст.40 Предпринимательского кодекса РК и ст.20 Гражданского кодекса РК индивидуальный предприниматель при осуществлении деятельности несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Это означает, что при возникновении задолженности (в том числе и налоговой) перед кредиторами, в рамках исполнительного производства судебный исполнитель вправе обратить взыскание на данное имущество. В вашем случае необходимо обратить внимание на право собственности, если у вашего сына имеется доля в указанной квартире, то взыскание будет обращено на данную долю, однако сам факт прописки не влечет за собой появления прав собственности, следовательно, лицо не может претендовать на вашу недвижимость. При этом, если ваш сын достиг совершеннолетнего возраста, и вы не выступали в каких-либо сделках в качестве гаранта или поручителя, то у вас по его обязательствам не возникнет ответственности.

    Здравствуйте. Снимаю квартиру за сто десять тысяч. В квитанции увидела налог на имущество. Скажите кто должен платить, хозяин квартиры или квартиросьемщик? В договоре об этом не сказано.

    Ответ: Здравствуйте, согласно пп.2 п.1 ст.517 Налогового Кодекса РК - плательщиком налога на имущество являются индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК.

    Добрый день не могли бы мне помочь в 2014 г. Я дал доверенность на принятие наследства (квартира) с последующим правом реализации кв-ра была проблемная в другом городе были утеряны документы за это я получил с доверенного лица условно 500 000 тенге он оформил и продал за 1 500 000 налоговая требует с меня уплаты НДС сколько мне надо платить?


    Ответ: Добрый день Андрей!



    050050, Республика Казахстан , г. Алматы, пр. Рыскулова 43В


    +7(727) 222 21 01
    info@prg.kz
    (многоканальный)

    Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:03, курсовая работа

    Краткое описание

    Актуальность темы исследования. В течение последних десятилетий в Республике Казахстан произошли кардинальные изменения в экономике, обусловившие формирование в стране принципиально новой налоговой системы. Для того чтобы эта система была эффективной, нужно адекватное правовое регулирование согласованными между собой нормами, закрепленными в различных налогово-правовых источниках.
    Толкование налогово-правовых норм нередко вызывает трудноразрешимые споры, что подчеркивает значение для регулирования налоговых отношений официальных разъяснений финансовых и налоговых органов.

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ 3
    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА 5
    1.1 Понятие, предмет, система и источники налогового права 5
    1.2 История развития налогового законодательства Республики Казахстан 66
    1.3 Формы реализации источников налогового права 12
    2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 13
    2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права 13
    2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан 14
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

    Файлы: 1 файл

    источники налогового права.doc

    В целом новая налоговая система стала намного прогрессивнее прежней и отличалась достаточной стабильностью. Вместе с тем, осуществление в экономике преобразований, привели к необходимости эволюционного реформирования налоговой системы, в результате чего, 12 июля 2001 года был принят Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

    В настоящее время налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения. Так как принятый Налоговый кодекс является всеобъемлющим и системным, при наличии противоречия между ними и другими законодательными актами республики в целях налогообложения действуют нормы только Налогового кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения, кроме международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в Налоговый кодекс по установлению новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок и налоговой базы действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

    Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства. В Налоговом кодексе механизм функционирования основных налогов, таких как НДС, корпоративный подоходный налог и индивидуальный подоходный налог в большей степени приближены к международным стандартам [8, c. 64].

    Принципиально новыми положениями Налогового кодекса являются следующие: во-первых, все, что связано с налогами и платежами в бюджет объединено и регулируется одним документом; во-вторых, четко изложены основные нормы налогового законодательства, что исключает возможность их двойственного толкования; в-третьих, уровень налоговой нагрузки между различными сферами выравнивается. Дальнейшее развитие налогообложения в Казахстане зависит от того, насколько Налоговый кодекс дает положительный эффект в практическом применении.

    В качестве следующего этапа налоговой реформы в Казахстане, разработчики выделяют внедрение интегрированной информационной налоговой системы (ИНИС). В настоящее время налоговые службы республики переходят к новому программному обеспечению процесса принятия и обработки налоговых отчетов, полным ходом идет апробация программы ИНИС. Ее реализация призвана упростить взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, сократить количество прямых контактов между субъектами налоговых отношений, автоматизировать процесс передачи и обработки информации. С внедрением автоматизированной системы ИНИС визиты налогоплательщиков в налоговые органы должны значительно сократиться [16, c. 130].

    Подводя итоги реформирования системы налогообложения, следует сделать выводы, что современная налоговая система Казахстана характеризуется следующими признаками:

    • базируется на основе закона, а не подзаконных актов;
    • построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый контроль со стороны Налогового комитета Министерства финансов РК и его структурных подразделений;
    • предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные условия исполнения налоговых обязательств путем определения перечня налогов, унификации налоговых ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления, а также невмешательства в процесс использования средств, остающихся после уплаты налогов;
    • обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями налогоплательщиков, усиливает правовую защиту их интересов;
    • предусматривается четкая последовательность уплаты налогов и налоговый календарь [18, c. 164].

    Также налоговая система Республики Казахстан:

    • устанавливает единые правила налогообложения независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц;
    • несмотря на сложные условия формирования в целом отвечает требованиям рыночных отношений;
    • построенная с учетом зарубежного опыта, дает Казахстану возможность присоединиться к мировому рынку и включиться в международные экономические связи;
    • направлена на стимулирование экономических процессов в обществе [9, c. 16].

    Главным же недостатком налоговой системы остается существенное преобладание в ней фискальной направленности.

    Переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без особого ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания условий для дальнейшего экономического роста и инвестиций – надежного фундамента стабильных поступлений в бюджет [9, c. 21].

    Этот и другие факторы со временем потребовали корректировки налогового законодательства страны, с помощью которой государство получает возможность стимулировать дальнейшее развитие экономики и решать особо актуальные вопросы налогового регулирования. С начала 2005 года в Республике Казахстан заработал обновленный Налоговый кодекс. Основными его задачами являются стимулирование конкуренции, экспорт казахстанской продукции и усиление притока инвестиций в экономику. Поправки в законодательство напрямую связаны с индустриально-инновационной стратегией нашей страны: они помогут развитию несырьевых секторов и внедрению в стране новых технологий. Так, в новый Налоговый кодекс заложен комплекс мер, направленных на улучшение амортизационной политики как составной части налоговой политики, инвестиционного климата, стимулирование производств с высокой добавленной стоимостью и на скорейшее получение отечественными предприятиями международных сертификатов качества и экологического менеджмента. Налогоплательщикам предоставляется возможность оценить влияние нововведений на обновление основных средств и определиться со своими действиями, в результате которых предприниматели начнут вкладывать средства в обновление и модернизацию своих фондов, что, в свою очередь, скажется на конкурентоспособности казахстанских товаров.

    Так же предусмотрено ослабление налоговой нагрузки для предприятий, выпускающих товары с высокой добавленной стоимостью: для них установлен отдельный налоговый режим, а корпоративный подоходный налог (КПН) снижен на 10 %. Для поддержания хорошего инвестиционного климата сохранены все действовавшие налоговые преференции. Кроме того, теперь государство освобождает вновь созданные предприятия от уплаты не только КПН, но и налога на имущество и землю сроком до пяти лет.

    Что касается экспортеров, то раньше возврат НДС по внешнеторговым операциям проходил только при поступлении валютной выручки. Такие условия не устраивали экспортеров, занимающихся бартерными операциями. Новая норма Налогового кодекса при определении суммы НДС, подлежащего возврату, теперь учитывает это положение [16, 124].

    Также упрощена сама процедура подтверждения поставок. Больше не нужно представлять копию импортной ГТД – подтверждающего документа об экспорте товаров в приграничные страны – участницы СНГ.

    Отныне единые условия подтверждения экспорта действуют для всех участников ВЭД.

    Налоговый кодекс все же нуждается в упрощении процедур налоговой отчетности. Кроме того, Налоговый кодекс должен приобрести все большую социальную направленность – упростить структуру налогообложения, сократить число налогов и сборов, ввести фиксированную ставку налога с физических лиц, расширить льготы для некоторых категорий граждан (инвалидов, участников ВОВ и приравненных к ним лиц и т. д.).

    Эти и многие другие внесенные изменения и дополнения обеспечат дальнейшее совершенствование налогового администрирования, создание конкурентоспособного фискального режима и привлечения инвестиций в такие жизненно важные отрасли республики, как, например, добывающая отрасль и др.

    1.3 Формы реализации источников налогового права

    Налоговое законодательство действует на всей территории РК и распространяется на физические лица, юридические лица и их структурные подразделения. Изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и других обязательных платежей в бюджет должны приниматься не позднее 1 декабря текущего года и вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия [2].

    Реализация налогово-правовых норм – фактическое претворение предписаний и требований, правил поведения субъектов налоговых правоотношений. Формы (способы) реализации: исполнение; соблюдение; использование и применение. Исполнение – форма реализации, при которой субъект совершает действия, предписанные нормой права. Соблюдение – форма реализации, при которой субъект воздерживается от совершения действий, запрещенные данной нормой права [11, c. 255].

    Использование – форма реализации, при которой субъект пользуется возможностью, предоставленной нормой права. Применение нормы налогового права – форма реализации, при которой компетентный государственный орган, не являющийся субъектом или участником налогового правоотношения, осуществляет реализацию предписаний и требований, используя властные полномочия [12, c. 137].

    2 ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    2.1 Налоговый кодекс Республики Казахстан – основной источник налогового права

    Налоговый кодекс занимает центральное место в системе налогового законодательства Республики Казахстан. Налоговый кодекс представляет собой кодифицированный нормативный правовой акт, т.е. такой нормативный правовой акт, в котором правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, объединены и систематизированы. Нормы налогового права в Налоговом кодексе регулируют однородные общественные отношения – налоговые, объединены в рамках единого нормативного правового акта – Налогового кодекса, упорядочены и находятся между собой в определенной связи – систематизированы.

    Характерной особенностью Налогового кодекса является и то, что его нормы есть нормы прямого действия и применяются к налоговым правоотношениям непосредственно. Для их применения не требуется издания каких-либо дополнительных нормативных правовых актов, конкретизирующих или разъясняющих те или иные положения Налогового кодекса. В указанной связи с принятием Налогового кодекса практически исчезли споры по разночтению нормативных правовых актов различной иерархии по вопросам налогообложения [6, c. 55].

    Налоговый кодекс состоит из трех частей: Общей, Особенной и Налогового администрирования.

    В Общей части Налогового кодекса закреплены принципы налогообложения и налогового законодательства, основные понятия, общие положения о налоговых обязательствах и другие основополагающие установления, предопределяющие дальнейшую структуру всего налогового законодательства (в том числе Особенной части и части «Налоговое администрирование» Налогового кодекса).

    Говоря о соотношении частей Налогового кодекса между собой в практике применения их норм при возникновении сомнений, разночтений и явных противоречий следует учитывать существование Постановления Конституционного совета РК от 29 октября 1999 г. № 20/2 «О представлении председателя Сарыаркинского районного суда города Астаны о признании неконституционной статьи 36 Закона РК «О нормативных правовых актах». В указанном Постановлении была дана оценка нормам права, содержащимся в общих положениях нормативных правовых актов. В частности, Конституционным советом РК было отмечено, что Конституция РК изложена таким образом, что в разделе 1 «Общие положения» закреплены основы конституционного строя, основные конституционные принципы организации деятельности Республики и другие основополагающие установления. Нормы данного раздела обладают приоритетом по отношению к другим конституционным нормам. В результате Конституционным советом РК был сделан важный вывод о том, что приоритет норм общей части или общих положений нормативного правового акта по отношению к другим нормам нормативного правового акта является основополагающим принципом не только для конституционных норм, но и для всей системы действующего права Республики Казахстан.

    Таким образом, по вопросу соотношения Общей и других частей Налогового кодекса следует иметь в виду, что нормы Общей части Налогового кодекса обладают приоритетом по отношению к другим его частям. Соответственно, нормы Особенной части и части «Налоговое администрирование» должны соответствовать в своем содержании основополагающим установлениям Общей части Налогового кодекса и не могут им противоречить.

    Особенная часть Налогового кодекса в развитие, но не в противоречие, основополагающих норм Общей части устанавливает в своих нормах отдельные виды налогов и других обязательных платежей в бюджет и регламентирует особенности исполнения отдельных видов налоговых обязательств. Нормы Особенной части призваны учесть и регламентировать в механизме налогообложения то специфичное, что присуще отдельным видам налоговых обязательств [6, c. 64].

    Последняя часть Налогового кодекса «Налоговое администрирование» содержит в себе правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления органами налоговой службы налогового контроля в форме специально предусмотренных для этого административных процедур. В частности, указанная часть Налогового кодекса содержит в себе правила: 1) регистрации и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; 2) назначения и проведения налоговых проверок; 3) осуществления камерального контроля; 4) осуществления мониторинга; 5) осуществления контроля за подакцизными товарами, за соблюдением порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; над уполномоченными органами; 6) обжалования и рассмотрения в административном порядке жалоб налогоплательщиков на акты и действия налоговых органов и их должностных лиц.

    2.2 Классификация источников налогового права Республики Казахстан

    Основным источником налогового права являются нормативно-правовые акты: законы, указы, постановления, межведомственные и ведомственные нормативные документы и т. д.

    Систему казахстанского налогового законодательства составляет взаимосвязанная совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы. Налоговыми нормами являются формально установленные правила, которые регулируют те или иные отношения, возникающие в налоговой сфере [14, c. 107].

    Учитывая традиционное определение закона, налоговый закон можно определить как обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке высшим представительным органом государственной власти и регулирующий наиболее важные и принципиальные общественные отношения в налоговой сфере.


    Рубрика: 20. Международное право

    Дата публикации: 28.11.2016

    Статья просмотрена: 366 раз

    Библиографическое описание:

    Каримбекова, А. С. Налоговое право в Республике Казахстан / А. С. Каримбекова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/224/11444/ (дата обращения: 20.05.2021).

    Экономическую независимость, политическую стабильность, финансовое благополучие страны и его будущее в том числе, определяет налогово-бюджетное планирование на макроуровне. При этом налогово-бюджетное планирование базируется на стратегических документах развития страны на перспективу и зависит от состояния развития национальной и мировой экономики. Поскольку в настоящее время существуют мощные глобальные и внутренние вызовы. К ним относятся: угрозы продовольственного и энергетического кризиса, острый дефицит воды, исчерпаемость природных ресурсов, нарастающая социальная нестабильность, а также угрозы новой мировой дестабилизации и др. В данных условиях странам очень важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и улучшением качества жизни людей. Эту задачу должно выполнить грамотное налогово-бюджетное планирование на макроуровне, так как через доходную и расходную части государственного бюджета реализуется вся экономическая, фискальная, инвестиционная, инновационная, структурная и социальная политика государства, включающая в себя развитие человеческого капитала. От качества планирования доходов и расходов государственного бюджета страны, способов и механизмов стимулирования развития тех или иных сфер экономики через налоги, государственные расходы, трансферты и др. инструменты государственного регулирования экономики зависит повышение уровня жизни людей. [1]

    Ровно 25 лет назад наше государство приобрело свою независимость и потребовало создания собственной налоговой системы. Начало такой системы было положено путем принятия ряда законодательных актов по налоговым вопросам. [2]

    Республика Казахстан, как и другие страны СНГ, приступив к реализации радикальных мер по реформированию экономических отношений, заметно продвинулся на пути трансформации административно — плановой экономики в рыночную. Для этого необходимо было создать соответствующую нормативно — правовую базу, которая уже за первые годы независимости страны претерпела значительные изменения. К моменту принятия первого в истории не только РК, но и стран СНГ «Налогового кодекса», в разработке которого принимали участие М.Т. Оспанов, М.Т. Есенбаев, А.С. Павлов и руководители центрального аппарата, высококвалифицированные налоговики и финансисты страны. Налоговое законодательство в нашей стране состояло из трех указов Президента РК и 45 законов. Из них 18 актов регулировал систему налоговых отношений, виды налогов и порядок налогообложения, 11 — порядок деятельности целевых внебюджетных фондов, 22 — устанавливали налоговые льготы. Все это привело к незамедлительному началу работы по реформированию налоговой системы, что и было заложено в Программу действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса. Большую помощь по подготовке и проведению реформы оказали специалисты и эксперты МЦНИ во главе с его Президентом господином Даниэлем Виттом. [3]

    Привлечение капитала является не единственным способом понижения налоговых ставок. Следует рассмотреть требование к налоговой системе в целом. Конечно же, есть плюсы в использовании государством налоговых льгот. Во–первых, достижимость быстрого привлечения капитала, особенно в условиях реформирования и стимулирования развития экономики. Также, нельзя забывать о необходимости пополнения бюджета государства. Предоставляя льготы, но, тем не менее, получая хоть какие — то суммы в виде налогов, на уплату которых не была предоставлена льгота, государство имеет возможность пополнить бюджет. [4]

    В связи со сложившимися обстоятельствами в Казахстане в 90-х годах была избрана налоговая система согласно североамериканскомустандарту. В системе налоговых отношений вместо действующих налогов, особое место было выделено новой совокупности налогов, которые соответствовали рыночной системе государства. Особенно изменилась экономическая суть многих существующих налогов. Необходимо отметить, что налоговая система пока не стала главным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана. Принятая Конституция РК регулирует правовые отношения в политической, экономической, социальной сферах. Благодаря этому углубились рыночные отношения, создаются и развиваются финансовые институты. Экономика Казахстана все более открытой и доступной для мирового бизнеса. И все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы. [11]

    Анализ показывает, что действующая налоговая система обладает целым рядом существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране. Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. А все другие функции налоговой системы не выполняются в целом. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ. [5]

    В ноябре — декабре 1991 года, в апреле — мае 1992 года с целью оказания технической помощи в области улучшения налогового аппарата находились рабочие группы МВФ в составе Парто Шоме, Франсуа Корфма, Кунрада Ван дер Хидена, Госты Билхолма и Ксавье Марэ.

    Налоговая система должна быть построена с учетом общепринятых в мировой практике принципов: справедливости, простоты и экономической нейтральности. Также было важно сократить до минимума количество налогов, их ставок и налоговых льгот, максимально упростить расчеты с бюджетом. И, конечно же, предстояло привести в соответствие с этими задачами и механизм налогового администрирования: до перехода к рыночным отношениям, в условиях жестко централизованной плановой экономики, сбор налогов не представлял особой сложности и не требовал соответствующего специализированного, профессионально подготовленного исполнительного и контролирующего аппарата. [2]

    Данные все вопросы нашли отражение в положениях вступившего в действие с 1 июля 1995 года Указ Президента РК, имеющего силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (первого Налогового кодекса). Его основными целями являлись:

    – снижение налогового бремени через сокращение количества действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет,

    – приближение к прогрессивному опыту международной практики налогообложения,

    – обеспечение справедливости, простоты и ясности в понимании налоговой системы. [6]

    Налоговая система любой страны независимо от уровня экономического развития должна обеспечивать решение таких проблем, как сбалансированность государственного бюджета, сокращение дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования регионов. И тем самым главной задачей налоговой системы государства является создание условия для выполнения функций, присущие налогам. Эффективное функционирование налоговой системы призваны обеспечивать налоговые органы с помощью налогового администрирования. Налоговое администрирование представляет собой систему управления налоговыми отношениями, ориентированную на увеличение уровня собираемости налогов. Такая цель оправдана, так как реформирование налоговой системы и налоговых отношений не может привести к положительным результатам, если не будет достигнута полная собираемость налогов. [7]

    Несмотря на определенные отличия налоговых систем в странах СНГ, может выделить общие направления их совершенствования:

    1. создание стабильной налоговой системы;
    2. установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
    3. формирование рациональной налоговой системы, обеспечивающей согласованность общегосударственных, групповых и частных интересов, содействующие развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности;
    4. повышение действенности налогового законодательства путем формирования единой налоговой правовой базы, совершенствования системы ответственности за налоговые нарушения, улучшения налогового администрирования;
    5. повышение ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Для Казахстана эти направления совершенствования налоговой системы дополняются следующими: обеспечение оптимального соотношения фискальной и распределительной функции налогов в налоговой системе; упрощение налогового администрирования; снижение уровня налогообложения несырьевого сектора. [8]

    В условиях рыночных отношений, а в особенности в переходныйк рынку этап налоговая система считается одним из особенных финансовых регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Насколько правильно построена система налогообложения, находится в зависимости эффективное функционирование народного хозяйства.

    В общем, можно сказать, что в ближайшей перспективе ожидаются значительные реформы налоговой системы, в особенности касающиеся эффективности налогообложения. В 2015 году в своем ежегодном Послании народу Казахстана,81 глава государства поставил ряд задач, касающихся налоговой политики. Основой этих задач стала необходимость оптимизации и повышение прозрачности налоговой системы. В дано время перед правительством стоит задача справедливого распределения налоговой нагрузки в экономическом пространстве страны. Так как принцип справедливости при налогообложении является именно тем самым фактором, игнорирование которого снижает эффективность любых реформ. [9]

    В программе Стратегия «Казахстан — 2050» — новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях представлен план налоговой политики. Необходимо ввести благоприятный налоговый режим для объектов налогообложения, занятых в области производства и новых технологий. В настоящее время эта работа уже началась, и надо усовершенствовать данную задачу, сделав ее максимально эффективной. Также мы должны продолжить политику либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования. Надо упростить и минимизировать насколько возможно налоговую отчетность. Мы должны стимулировать участников рынка к конкуренции, а не к поиску способов ухода от налогов. С 2020 года нужно внедрить практику налогового кредитования, где главной задачей является стимулирование инвестиционной активности предпринимателей. Новая налоговая политика должна иметь социальную направленность. Таким образом, налоговая политика должна стимулировать внутренний рост и отечественный экспорт на внешние рынки, а также на уровне граждан стимулировать их накопления. [10]

    Таким образом, налоговая политика является неотъемлемой частью экономической политики. В общем перспектива развития налоговой системы вызывает интерес в связи с изменениями стратегических задач, поставленных перед государством. С момента становления и по сегодняшний день налоговая система Казахстана формировалась со сложившимися на тот момент требованиями. Иными словами, налоговая политика РК до настоящего момента являлась активным элементом денежно-кредитной политики, которая была необходима для повышения уровня экономики страны. Действующая модель налоговой системы не требует кардинальных изменений основополагающих задач, но тем не менее, необходимо продолжить реализацию преимущества Казахстана среди других стран мира.

    1. Кучукова Н.К. Налогово-бюджетное планирование // Международный журнал экспериментального образования . — 2015. — № 3. — с. 242.
    2. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. — Алматы: ТОО «Изд-во НОРМА-К», 2003.–304 с.
    3. Нурумов А.А. Налоги и финансы рыночной экономики. — Астана: Елорда, 2004. — 304 с.
    4. Филимонов Д.Н., Касенова Г.Т., Кенжасарова З. Международное налоговое право. — Алматы: «Данекер», 2001. — 108 с.
    5. Сейдахметов Ф.С. Налоги в Казахстане. — Алматы: LEM. 2002. — 160 с.
    6. Русакова И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение. — М.:Юнити, 2000.- 495 с.
    7. Нурхалиева Д.М., Омирбаев С.М., Омарова Ш.А., Налоги и налогообложение в Республике Казахстан. — Астана: «Сарыарка», 2007. — 400 с.
    8. Мукашева Б.А., Дёмушкина Л.О. Государственное регулирование экономики: теория и практика. — 2 изд. — Астана: Акад.гос.упр.при Президенте РК, 2008. — 291 с.
    9. Налоговая система Казахстана: решения и вызовы, Тайбекулы А. // Институт мировой экономики и политики
    10. Стратегия «Казахстан — 2050» — новый политический курс состоявшегося государства.
    11. Алибеков C.T. Налоговое право Республики Казахстан. — 2 изд. — Алматы, 2013. — 991 с.

    Похожие статьи

    Проблема налогообложения с социально-философской точки.

    налоговая система, налоговая политика, Казахстан, налоговое администрирование, отношение, налоговое законодательство, страна СНГ, налог, государственный бюджет, главная задача.

    Анализ основных направлений налогово-бюджетной политики.

    Ключевые слова: налогообложение, местные налоги, налоговая система, бюджет, доходы бюджета, налоговая политика. Развитие и форм государственного всегда сопровождаются налоговой системы.

    Особенности налогообложения бизнеса в Республике Казахстан

    Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, налоговое администрирование, налоговая система, налоговое законодательство, налоговая политика, налоговый кодекс, система налогообложения, государство.

    Налоговое администрирование как фактор оптимизации.

    налоговое администрирование, налоговое планирование, налоговые отношения, государственное регулирование.

    налоговый контроль, налоговое законодательство, налоговая служба, Государственная налоговая служба, предпринимательская деятельность.

    Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

    налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.

    налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование.

    Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

    налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация

    Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, налоги, налоговое администрирование, налоговое законодательство.

    Налоговая культура и подотчетность государства как.

    Роль системы налогообложения в экономике государства. налог, налоговая нагрузка, налоговая политика, государство, функция, социальная дифференциация, научно-технический прогресс, налоговая ставка, какой бюджет, влияние налогов.

    Основные аспекты бюджетно-налоговой политики государства

    Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, фискальная политика, экономика, вмешательство, инструменты, трансферты, налоги, бюджет, государственный дефицит. Бюджетно-налоговая политика государства — это политика.

    Федеральные налоги как основа налоговой системы.

    Главным инструментом мобилизации средств в бюджет являются налоги. Государство может использовать для покрытия расходов и займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что требует дополнительных налоговых поступлений.

    Читайте также: