Споры связанные с применением законодательства о земельном налоге

Опубликовано: 14.05.2024

Настоящая работа является комментарием к главе 31 НК РФ "Земельный налог". В данном комментарии рассмотрены самые актуальные вопросы и проблемы, касающиеся налогоплательщиков земельного налога, последние изменения законодательства о налогах и сборах.

В рамках данной работы даётся детальный и совокупный анализ нормам главы 31 НК РФ.

Читатели смогут узнать все самые важные и необходимые разъяснения Минфина России, ФНС России, касающиеся конкретных положений главы 31 НК РФ.

Автор будет благодарен за любые предложения и замечания о высказанной им в комментарии точке зрения (y_lermontov@mail.ru).

Комментарий к статье 387. Общие положения

На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Статья 387 НК РФ устанавливает общие положения относительно установления земельного налога.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога также производится на основании НК РФ и нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо НК РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального назначения.

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального назначения самостоятельно в нормативно-правовых актах устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в НК РФ.

Данные изменения обусловлены включением в состав Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения - города Севастополя.

Может возникнуть вопрос - Имеет ли право муниципальное образование или город федерального значения отменить льготы по земельному налогу, которые не предусмотрены НК РФ, но были введены на территории такого муниципального образования или города федерального значения актом законодательного (представительного) органа?

Обратимся на этот счёт к официальным разъяснениям Минфина России.

В Письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 разъяснено, что Представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в гл.31 "Земельный налог" Кодекса.

При этом обращаем внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В этой связи Минфин России отмечает: если представительным органом муниципального образования было принято решение о предоставлении льготного налогообложения по земельному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то данное решение может быть отменено новым решением представительного органа муниципального образования.

В Письме Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/527, в свою очередь, рассмотрен вопрос об установлении льготных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории г.Севастополя. По данному вопросу Департамент финансового ведомства указал, что решение вопросов, связанных с установлением льготных налоговых ставок в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, относится к компетенции Законодательного Собрания города Севастополя.

Также данными нормативно-правовыми актами муниципальные образования и города федерального назначения могут устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В данную статью не вносились изменения с 2004 года.

В пункте 2 комментируемой статьи не определено к одному или нескольким земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, может применяться налоговая льгота в форме установления размера необлагаемой земельным налогом суммы. Поскольку ограничения не установлено, то можно сделать вывод о том, что данная налоговая льгот не подлежит применению ко всем земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, но находящихся в границах одного муниципального образования или города федерального назначения, на территории которых данная льгота введена.

В Письме ФНС РФ от 26.11.2007 N СК-6-11/908@ "О земельном налоге" разъяснено, что законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), может применяться при исчислении земельного налога только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Учитывая изложенное, при установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, определенных пунктом 5 статьи 391 Кодекса, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования.

Данная позиция, изложенная в Письме, является актуальной, так как правовое регулирование данного вопроса не изменилось.

В судебной практике не сложилось какой-либо проблемы относительно применения статьи 387 НК РФ.

Комментарий к статье 388. Налогоплательщики

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Такие земельные участки, чтобы быть объектом налогообложения данным налогом, должны быть расположены в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).

По правилам пункта 1 статьи 131 ГК РФ право организации или физического лица подлежит государственной регистрации, которая регулируется Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Запись в ЕГРП является единственным доказательством существования права на земельный участок.

Таким образом, плательщиком земельного налога является то лицо (юридическое или физическое), чьё право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения закреплено в ЕГРП.

Напоминаем, что с 1 января 2010 года физические лица и организации не признаются налогоплательщиками земельного налога, если они являются правообладателями только тех земельных участков, которые в силу НК РФ не отнесены к объектам налогообложения данным налогом.

На основании пункта 1 статьи 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

В силу пункта 1 статьи 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Из приведённого выше правила есть исключение.

Плательщиками земельного налога также признаются и те организации и физические лица, чьи права на земельный участок возникли до вступления в силу Закона N 122-ФЗ и, которые не были зарегистрированы. Права на такие земельные участки могут быть подтверждены документами, которые по юридической силе приравнены к записи о государственной регистрации в ЕГРП. Те права на земельные участки, которые возникли до вступления в силу данного закона, могут быть зарегистрированы в добровольном порядке по инициативе их правообладателя.

В ФНС России от 26.07.2012 N БС-4-11/12407@ "О земельном налоге" разъяснено, что земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 122-ФЗ), либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом N 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.

Зачастую лица считают, что обязанность по уплате земельного налога возникает с того момента, как органом власти принят распорядительный акт и направлен проект договора купли-продажи и заключением такого договора.

Необходимо обратить внимание, что заключение договора купли-продажи земельного участка не влияет на приобретение обязанности покупателя по уплате земельного налога. Такая обязанность у него появится только после того, как его право собственности на передаваемый по договору земельный участок пройдёт государственную регистрацию.

Так в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2012 N А31-1508/2011 указывается, что само по себе принятие органом власти распорядительного акта и направление проекта договора купли-продажи не наделило бы организацию статусом, необходимым для уплаты земельного налога, поскольку возникновение права на земельный участок связано с моментом его государственной регистрации, а не с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества.

Также иногда возникают ситуации, когда лицо не получило правоустанавливающих документов на земельный участок и не произвело государственную регистрацию прав на такой земельный участок. Возникает вопрос - является ли лицо, не получившее правоустанавливающие документы или которое не произвело государственную регистрацию прав на земельный участок, в данном случае налогоплательщиком земельного налога в отношении такого земельного участка?

Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере из судебной практики.

Десятым арбитражным апелляционным судом было рассмотрено дело по иску о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности лица за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, а именно - за неуплату сумм земельного налога. Заявитель посчитал, что если у него отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, и что если он не произвёл государственную регистрацию своего права собственности на него, то на нем не лежит обязанность по уплате земельного налога.

Заявитель указал, что выдача таких документов производится на заявительной основе, и что он не обязан их получать. Права собственности на земельный участок у него возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, соответственно, он не обязан производить государственную регистрацию права собственности на земельный участок.

Суд, отказывая в удовлетворении заявленных лицом требований, указал, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога; факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога.

Нормами главы 31 НК РФ прямо не урегулирован вопрос, с какого момента начинает исчисляться земельный налог в отношении объекта, перешедшего по наследству? Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к разъяснениям официальных органов.

Так в Письме ФНС России от 21.02.2014 N БС-4-11/3179 по поставленному вопросу даётся нижеследующее разъяснение.

Учитывая, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, при поступлении от органа, уполномоченного совершать нотариальные действия, сведений о выдаче наследнику свидетельства о праве на наследство налоговый орган (при наличии сведений, достаточных для исчисления имущественных налогов) направляет лицу, вступившему в наследство, налоговое уведомление об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц. При этом наследник должен уплатить указанные налоги с месяца открытия наследства.

На основании абзаца второго пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога также признаются управляющие компании в отношении тех земельных участков, которые входят в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

Деятельность данных управляющих компаний регулируется Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ).

Также в комментируемом абзаце уточнено, что земельный налог на такие земельные участки выплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Под паевым инвестиционным фондом понимается обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo - Consulting & audit

Решение практических ситуаций

Алгоритм расчета земельного налога в ситуации, когда кадастровая стоимость земельных участков решением суда приравнена к его рыночной стоимости (т.е. значительно уменьшена), на законодательном уровне до последнего времени не был установлен. Ситуация изменилась лишь в 2015 г., благодаря поправкам в п. 1 ст. 291 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 4.10.14 г. №284-ФЗ. Однако на сегодняшний день не утихают налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды.

Налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды

Значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2011–2012 гг. в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.

В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог, как правило, в 3–5 раз превышающий прежний размер налога.

В силу действия ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником земельных участков в арбитражном суде. И в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость устанавливается на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Собственники земельных участков, как правило, успешно оспаривают установленную кадастровую стоимость земельных участков. Но при этом сталкиваются со второй волной споров, связанных с порядком применения новой (рыночной) стоимости для расчета земельного налога.

Многие налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость земельных участков, представили уточненные декларации по земельному налогу за прошлые налоговые периоды.

То есть если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, налогоплательщики осуществляли перерасчет земельного налога из кадастровой стоимости с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.

При этом налогоплательщики руководствовались многочисленными разъяснениями Минфина России (письма от 19.12.12 г. № 03-05-05-02/123, от 18.12.12 г. № 03-05-04-02/105, от 30.10.12 г. № 03-05-05-02/110, от 20.09.12 г. № 03-05-05-02/97, от 28.03.12 г. № 03-05-04-02/27, от 10.03.11 г. № 03-05-04-02/20).

Например, если судебным решением установлена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1.01.2012 г., то налогоплательщики представляли уточненные декларации по земельному налогу за 2012 г.

Однако налоговые органы признавали подобный ретроспективный пересчет земельного налога неправомерным. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на определенную дату не может распространяться на отношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 15.04.14 г. № БС-4-11/7177).

Следует отметить, что при рассмотрении вопросов изменений сведений о кадастровой стоимости суды исследуют обстоятельства дела с учетом правовых подходов, сформированных в определении Конституционного Суда РФ от 23.10.14 г. №341-О, постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.06.11 г. №913/11, от 20.05.14 г. №2868/14. Это прослеживается и в судебных решениях постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.15 г. № А32-14467/2013 и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.15 г. № А57-20559/2014.

Кадастровая стоимость, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Судебный акт может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (решение арбитражного суда Свердловской области от 16.03.15 г. № А60-55866/2014).

Как показывает анализ судебной практики, арбитры поддерживают так называемый коэффициентный метод расчета земельного налога. Представим порядок подобного расчета, исходя из конкретного судебного решения.

Пример 1

Кадастровая стоимость по земельным участкам в соответствии с постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» (до вынесения судебного акта) составляла:

- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 681 454 966 руб.;

- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 36 507 220 руб.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012, которым кадастровая стоимость земельных участков признана равной рыночной стоимости, вступило в силу 21.05.2013.

Кадастровая стоимость по земельным участкам после вынесения решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 составляет:

- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 105 904 000 руб.;

- по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 15 274 000 руб.

Методика расчета земельного налога налогоплательщиком

Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 вступило в законную силу 21.05.2013 (после 15-го числа соответствующего месяца), следовательно, применительно к п. 7 ст. 396 НК РФ период с июня по декабрь 2013 г. считаются полными месяцами действия рыночной стоимости кадастровых участков (новой стоимости установленной решением суда), а за предыдущий период (с января по май 2013 г.) должна применяться кадастровая стоимость, установленная постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. №284-П, т.е. «старая» (завышенная) кадастровая стоимость.

Это означает, что обязанность исчислять земельный налог в соответствии с измененной кадастровой стоимостью земельных участков возникает с момента вступления в законную силу судебного акта.

Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. составит всего 4 510 591 руб., в том числе:

- за январь–май 2013 г. (5/12 = 0,4167):

681 454 966 руб. х 1,2% х 0,4167 = 3 407 547 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% х 0,4167 = 228 118 руб.;

- за июнь–декабрь 2013 г. (7/12 = 0,5833):

105 904 000 руб. х 1,2% х 0,5833 = 741 286 руб.;

15 274 000 руб. х 1,5% х 0,5833 = 133 640 руб.

Методика расчета земельного налога налоговыми органами

При проведении камеральной проверки налоговой инспекцией был исчислен земельный налог за 2013 г. в следующих размерах:

681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки было вынесено решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. – 4 510 591 руб.).

Однако налогоплательщик не согласился с вынесенным решением.

Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС по Челябинской области также не увенчалась успехом.

И только в суде была одержана победа.

Вердикт суда (решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.15 г. №A76-26131/2014)

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база согласно ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, земельное законодательство РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости. Вопрос о пересмотре установленной кадастровой стоимости разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями заинтересованными лицами – в судебном порядке.

Высший арбитражный суд в постановлении от 28.06.11 г. №913/11 указал, что п. 3 ст. 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Из приведенной правовой позиции с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Следовательно, применение рыночной стоимости, установленной решением арбитражного суда, возможно только с момента вступления в силу этого судебного акта.

При этом суд также учитывает правовую позицию, высказанную в постановлении ФАС Уральского округа от 29.07.14 г. № Ф09-4575/14, согласно которой во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску. Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость, установленная решением суда, подлежит применению при исчислении земельного налога с момента вступления в законную силу данного решения.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

Пунктом 7 ст. 396 определено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Таким образом, судьями был полностью поддержан расчет налогоплательщика исходя из применяемых коэффициентов к расчету земельного налога в зависимости от даты вступления решения суда в силу.

Следует отметить, что по схожим делам уже выносились решения в пользу налогоплательщиков в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.14 г. № Ф04-4745/14, ФАС Уральского округа от 8.07.14 г. № Ф09-3454/14.

Налогообложение измененной кадастровой стоимости в 2015 г.

В 2015 г. ситуация кардинально изменилась. Во-первых, были внесены изменения в Закон № 135-ФЗ в части порядка применения измененной кадастровой стоимости по земельным участкам.

Для ситуаций, когда по решению комиссии или суда меняется кадастровая стоимость, сведения применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 5 ст. 24.20 Закона №135-ФЗ).

Новый порядок будет применяться при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату (ст. 3 Федерального закона от 21.07.14 г. № 225-ФЗ, письмо Минфина России от 29.09.14 г. № 03-05-РЗ/48574).

И синхронные корректировки внесены Федеральным законом от 4.10.14 г. № 284-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ. Теперь четко определено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Указанный порядок действует с 1 января 2015 г. (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 4.10.14 г. №284-ФЗ).

Пример 2

Налогоплательщик в апреле 2015 г. подал в комиссию заявление на обжалование результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.

Судебное решение об изменении кадастровой стоимости вступит в силу только в 2016 г.

В этом случае рыночная стоимость будет применяться для целей исчисления земельного налога за 2015 г., т.е. начиная с 1 января 2015 г.

В этом случае дата вступления в силу решения суда не имеет принципиального значения, поскольку ориентиром для перерасчета земельного налога будет служить период подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Это означает возможность ретроспективного (т.е. задним числом) пересчета земельного налога.

Таким образом, в отношении сегодняшнего дня споров о том, с какого времени можно осуществить перерасчет базы по земельному налогу, быть не должно.

Вместе с тем, учитывая, что обновленная редакция п. 1 ст. 391 НК РФ вступила в силу с 1 января 2015 г., остается в зоне налогового риска ситуация, когда налогоплательщики подали заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка после 22.07.2014 г. и заявили ретроспективный пересчет земельного налога за 2014 г.

Как будет складываться арбитражная практика в подобных случаях, покажет время.

Статья актуальна на 21.05.15

Один лишь факт обладания земельным участком не может сделать владельца членом садоводческого товарищества. Фото: Сергей Михеев

Поэтому разъяснения, которые дала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ о том, кто и при каких условиях имеет право не платить взносы, может помочь многим, если возникнет конфликт по поводу сбора денег.

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Наш спор начался в одном из подмосковных поселков, где действовало ТСН - товарищество собственников недвижимости. В этом товариществе некая гражданка приобрела два участка. Членом товарищества дама так и не стала, да и на участке ничего соорудить не успела и фактически землей не пользовалась. Тем не менее товарищество потребовало у нее взносы за два года, в течение которых она владела участками. Ничего платить хозяйка земли не стала, и ТСН обратилось в суд. Товарищество просило взыскать взносы за пользование общим имуществом поселка за два года плюс проценты.

В суде представитель товарищества объяснил, что было решение общего собрания собственников, которое утвердило смету расходов и определило размер ежемесячных взносов за участки "без построек и инфраструктуры". По мнению истца, если на участках ничего не построено, это не основание для освобождения владелицы от уплаты взносов. Местные суды встали на сторону товарищества.

Ответчица с таким решением не согласилась и дошла до Верховного суда. Там дело изучили и разъяснили главное - покупатель участка или дома не обязан сразу оплачивать взносы в ТСН. Факт приобретения недвижимости не делает граждан автоматически членами товарищества и пользователями общего имущества. А право собирать с садоводов деньги возникает только в том случае, если товарищество выполнит несколько прописанных в законодательстве условий.

В нашем случае местные суды в своих решениях сделали ссылку на действующий в тот момент закон "О садоводческих , огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан" ( ФЗ №66 от 15 апреля 1998 года). В нем было сказано, что отсутствие договора между собственником земли и товариществом, а также неиспользование земли не будут основанием для освобождения от обязанности участвовать в содержании общего имущества.

Верховный суд с таким выводом не согласился. Он сначала разъяснил, что товарищество собственников могут создавать хозяева нескольких рядом стоящих домов, если они располагаются на участках, имеющих общую границу, и "в пределах которой, имеются сети инженерно-технического обеспечения". Так сказано в 136-й статье Жилищного кодекса.

Фото: iStock

Фото: iStock

Верховный суд напомнил, что в законе "О государственном кадастре" (№221 от 24 июля 2007 года) нет такого понятия, как общая граница земельных участков. Но оно есть в разъяснениях Минстроя (№24192-0Д/04 от 1 августа 2016 года).

А еще Верховный суд напомнил про позицию Конституционного суда, которая касалась именно этого вопроса. КС сказал следующее: отсутствие в законодательстве единого регулирования правового режима общего имущества в многоквартирном доме и имущества общего пользования индивидуальных жилых домов объясняется различием обслуживания частных и многоквартирных домов.

Вывод Верховного суда таков - "закон не связывает факт приобретения прав собственности на индивидуальный жилой дом с возникновением доли в праве собственности на общее имущество". Основание и порядок получения прав на общее имущество прописаны земельным и гражданским законами. А права на общие объекты возникают только после того, как они будут зарегистрированы. Верховный суд подчеркнул - нужна государственная регистрация на обслуживающие частные дома общие объекты. Вот их перечень: инженерные сети, трансформаторные подстанции, тепловые пункты, общие автостоянки, дороги и т.д.

Товарищество собственников, если хочет представлять их интересы, должно принести в регистрирующий орган документы на общее имущество. В Едином госреестре недвижимости товарищество может выступать собственником общего имущества.

Высокая судебная инстанция специально подчеркнула - местные суды не нашли ни одного обстоятельства, по которому ответчицу можно связать с товариществом собственников недвижимости. Поэтому, делает вывод Верховный суд, "включение ответчика в члены товарищества, и возложение обязанности вносить средства на содержание общего имущества не основаны на законе". Спор пересмотрят, а решения местных судов отменены.

Нужно ли платить земельный налог в случае, если права на землю не оформлены и кто является плательщиком налога в отношении участка, на котором расположен многоквартирный дом? Ответы на эти и другие спорные вопросы, связанные с уплатой земельного налога, содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.09 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

Если права на земельный участок не оформлены, платить земельный налог не надо

В первую очередь суд разъяснил, нужно ли платить земельный налог в случае, если права на землю не оформлены. До сих пор однозначного ответа на этот вопрос не существовало. По мнению чиновников, платить налог должны и те лица, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на фактически используемые ими земельные участки.

Так, ФНС в письме от 11.01.06 № 21-4-04/2 и Минфин в письме от 13.02.06 № 03-06-02-04/19 сообщили: получение документа о праве пользования землей зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, поэтому отсутствие такого документа не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.

В судебной практике по данному вопросу единообразия не было. Одни суды соглашались с чиновниками: плательщиками земельного налога являются фактические землепользователи (постановления Президиума ВАС РФ от 12.07.06 № 11991/05, ФАС Уральского округа от 29.06.09 № Ф09-4329/09-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.08 № Ф08-2625/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.06 №Ф04-6631/2006(27244-А27-35)). Другие считали, что отсутствие правоустанавливающих документов освобождает от уплаты налога (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.09 № А33-13051/08-Ф02-967/09).

Точку в давнем споре поставил Пленум ВАС РФ. Арбитры указали: плательщиком земельного налога является лицо, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как собственник участка, пользователь или владелец, чье право удостоверено соответствующим документом. При этом объект налогообложения возникает после того, как конкретный земельный участок сформирован и ему присвоен кадастровый номер. Это правило не распространяется лишь на правопреемника, который становится плательщиком земельного налога независимо от того, зарегистрирован ли переход прав на землю.

ТСЖ не являются плательщиками земельного налога

Кто является плательщиком земельного налога в отношении участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники помещений в этом доме или товарищество собственников жилья? Собственники помещений, поскольку именно они владеют земельными участками, независимо от того, создано ли ими товарищество собственников жилья, считают в Высшем арбитражном суде (п.6 постановления).

На практике налоговики нередко обязывали ТСЖ уплачивать налог на землю. Хотя Минфин еще два года назад разъяснил, что обязанность по уплате земельного налога возложена на собственников земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ), а ТСЖ собственником земельного участка быть не может (письмо от 13.09.07 № 03-11-04/2/224).

Суды также не раз отклоняли утверждения инспекций, что товарищество является плательщиком земельного налога. Логика арбитров такова. ТСЖ не может являться фактическим пользователем земельного участка, на котором расположено жилое здание. Оно создано в целях контроля содержания и эксплуатации жилого фонда: земли, занятые жилым фондом, используются гражданами и организациями, являющимися правообладателями жилых и нежилых помещений, расположенных в этих зданиях. Соответственно, собственником земли товарищество никак не является (постановления ФАС Поволжского округа от 29.06.06 № А55-23144/2005-30, ФАС Уральского округа от 01.10.08 № Ф09-6951/08-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 03.04.06 № А17-2233/5/2005). Правомерность такой позиции теперь закреплена постановлением Пленума ВАС.

Земельный налог не всегда рассчитывается по кадастровой стоимости

Если для участков кадастровая стоимость не установлена, для целей налогообложения нужно применять нормативную цену земли. Об этом сказано в пункте 7 комментируемого постановления Пленума ВАС.

Напомним, базой для расчета земельного налога является кадастровая стоимость земли. Нормативные акты, утверждающие кадастровую стоимость конкретных земельных участков, утверждают органы региональной исполнительной власти (например, администрация области). При этом утвержденные документы должны быть опубликованы. Но проблема в том, что зачастую вовремя утвердить и опубликовать их не удается, и данные о кадастровой стоимости становятся известны общественности лишь спустя несколько месяцев после начала года. А ведь в статье 391 Налогового кодекса четко сказано: «налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом».

Разбирая споры по таким ситуациям, суды утверждали: если по состоянию на 1 января наступившего года кадастровая стоимость не установлена, следует применять нормативную цену земли (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 25.10.01 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ). Нормативную цену, как и кадастровую стоимость, утверждают органы региональной исполнительной власти. При этом они должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли. Такое мнение высказывал Президиум ВАС РФ (постановление от 10.02.09 № 11279/08), ФАС Поволжского округа (постановление от 30.04.09 № А72-4563/2008), ФАС Северо-Западного округа (постановление от 27.03.09 № А05-9538/2008).

В Минфине с таким подходом не соглашались. Чиновники настаивали: для исчисления земельного налога может применяться только кадастровая стоимость земельных участков. Если же до сведения общественности в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). А после утверждения кадастровой стоимости и получения соответствующих сведений нужно представить «уточненку» (письмо Минфин РФ от 03.07.06 № 03-06-02-04/97).

Пленум ВАС не согласился с позицией Минфина, и «зафиксировал» сложившуюся судебную практику, заявив: при отсутствии данных о кадастровой стоимости налог рассчитывается на основе нормативной цены земли.

Коротко о других спорных моментах, связанных с уплатой земельного налога

Пленум ВАС ответил и на другие важные вопросы. Является ли неосвоение земли, приобретенной застройщиком для жилищного строительства, основанием для отказа в применении пониженной ставки? (Напомним, в отношении таких участков пунктом 1 статьи 394 НК РФ установлена пониженная ставка налога — 0,3 процента). По мнению судей, нет, не является (п. 8 постановления).

Пункт 9 посвящен налогоплательщикам - физическим лицам, которые на основании пункта 5 статьи 391 НК РФ вправе претендовать на вычет из налоговой базы в размере 10 тысяч рублей. Так вот они, по мнению арбитров, могут воспользоваться вычетом и в том случае, если земельный участок используется этими гражданами в предпринимательской деятельности.

Собственники земельных участков, а также лица, обладающие участками на основании иных вещных прав, обязаны уплачивать земельный налог. Однако далеко не все земельные участки облагаются таким налогом. Кроме того, налоговые органы могут по ошибке доначислить уплату земельного налога, что повлечет определенные негативные последствия для налогоплательщика.

Нередко такая ситуация возникает при объединении нескольких земельных участков в один, когда регистрация права собственности на новый земельный участок происходит не сразу. Также на практике не всегда бывает определена кадастровая стоимость земельного участка. В таком случае налоговый орган может неверно рассчитать сумму налога, подлежащую уплате.

Подобные спорные ситуации нередко приводят налогоплательщика в суд, где ему будет необходимо доказать правильность расчетов, а также законность оснований таких доначислений.

Арендаторы земельных участков не должны платить налог на землю

Часть спорных вопросов освещена в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее — Постановление № 54).

Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 387 НК РФ). В городах Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается законами указанных субъектов РФ.

Объектом налогообложения по земельному налогу являются земельные участки, части земельных участков, расположенные в пределах муниципальных образований, на территориях которых введен налог.

Главой 1.1. Земельного кодекса РФ закреплен перечень оснований образования земельных участков. Так, земельные участки образуются при разделе (ст. 11.4), объединении (ст. 11.6), перераспределении земельных участков (ст. 11.7) или выделе из земельных участков (ст. 11.5), а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Каждой статьей регламентируется вид образования земельного участка. Обособленно стоит образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование (или создание) объекта недвижимости означает постановку такого объекта на учет, а прекращение существования объекта недвижимости выражается в снятии его с учета.

Однако существует категория земельных участков, которые не облагаются земельным
налогом (п. 2 ст. 389 НК РФ):
— земельные участки, изъятые из оборота;
— земельные участки, ограниченные в обороте, которые заняты особо ценными объектами;
— земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения
обороны, безопасности и таможенных нужд;
— земельные участки из состава земель лесного фонда;
— земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

С 1 января 2010 года были внесены изменения в п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ относительно формулировки плательщиков земельного налога. Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, не просто обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения, а обладающие участками, признаваемыми объектами налогообложения на основаниист. 389 НК РФ.

Подтверждающими документами, удостоверяющими право собственности на земельный участок, полученный в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненно наследуемое владение являются:
— свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, полученное после 31.01.1998;
— государственные акты на право пожизненно наследуемого пользования земельным участком или иные акты, удостоверяющие право пользования, выданные до 31.01.1998.

Что касается иностранных граждан, то они могут оформить земельный участок в собственность, но их права ограничены по сравнению с российскими гражданами.

Исключением из правил являются земельные участки паевых инвестиционных фондов. Плательщиком земельного налога будет являться управляющая компания, оплата производится за счет имущества паевого инвестиционного фонда. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Обязанность по уплате земельного налога возникает вместе с государственной регистрацией права

Относительно вопросов начисления и уплаты земельного налога часто возникают споры с налоговыми органами.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок (п. 1 Постановления № 54).

Данные разъяснения, касающиеся исчисления земельного налога, теперь указывает в своих письмах и Минфин России (письма от 27.10.2010 № 03-05-05- 02/78, от 15.06.2011 № 03-05-06-02/57, от 20.01.2012 № 03-05-05-02/03).

Кроме того, Минфин России в своем письме от 12.05.2011 № 03-05-05-02/26 «О моменте возникновения обязанности по уплате земельного налога» отмечает: для того чтобы земельный участок стал объектом обложения земельным налогом, а у налогоплательщика возникла обязанность исчисления и уплаты, необходимо выполнение сразу двух условий:

— объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован;
— обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента регистрации за ним права собственности, либо права постоянного (бессрочного) пользования, либо права пожизненно наследуемого владения на земельный участок, то есть внесения записи в ЕГРП.

При этом налоговые органы забывают о данных разъяснениях и порой необоснованно доначисляют земельный налог.

Об этом свидетельствует и арбитражная практика.

Так, например, по одному из дел суд указал, что налоговая инспекция неправомерно доначислила земельный налог до момента государственной регистрации права собственности на земельный участок (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.05.2012 по делу № А01-1564/2011).

Аналогичный вопрос был предметом другого судебного дела.

ПРАКТИКА. Налоговая инспекция доначислила организации земельный налог. Однако общество не согласилось с таким решением налоговой и обратилось в арбитражный суд. При этом основным доводом налогоплательщика было то, что земельный участок не принадлежал обществу на каком-либо праве. Суды двух инстанций встали на сторону налогового органа и высказали мнение, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не служит основанием для освобождения фактического
землевладельца и землепользователя от платы за землю. Однако суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов, поскольку они противоречат как нормам материального права, так и правоприменительной практике, и отменил указанные решения по вопросу, связанному с доначислением авансовых платежей по земельному налогу. Суд отметил, что в кадастровых выписках на земельные участки общество не указано в качестве правообладателя земельных участков (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.09.2010 по делу № А46-23667/2009).

Также по другому делу суд отменил решение налогового органа о доначислении авансовых платежей по земельному налогу и штрафных санкций по налогу, потому что право собственности на земельный участок зарегистрировано обществом позже (постановление ФАС Центрального округа от 15.03.2010 по делу № А62-3524/2009).

Не стоит забывать и о том, что при продаже налогоплательщиком принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, смена налогоплательщика по уплате земельного налога не происходит, поскольку в реестре на недвижимое имущество не внесена запись о смене собственника. Пока в ЕГРП не будет внесена запись о праве собственности нового лица на эту землю, плательщиком налога остается ее прежний собственник.

В случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него переходит принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком даже в том случае, когда приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со ст. 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве (постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Так, в арбитражный суд обратилось общество с требованием признать недействительным решение налогового органа о привлечении его к ответственности за неуплату земельного налога в отношении участка, на котором расположено проданное третьему лицу здание. Однако судом в удовлетворении требования обществу было отказано.

Суд указал, что общество-налогоплательщик обязано уплачивать земельный налог в отношении участка, зарегистрированного за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования.

При этом с позиции гражданско-правовых отношений переход права постоянного (бессрочного) пользования считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2012 по делу № А05-9977/2011).

Временное свидетельство о землепользовании не является основанием начисления налога

Существует множество вопросов относительно земельных участков садоводческих и огороднических товариществ, дачно-строительных кооперативов, гаражно-строительных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья. Кто в этом случае является плательщиком по земельному налогу? Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Минфина России от 10.11.2010 № 03-05-06-02/106.

В отношении земельных участков, принадлежащих садоводческому товариществу, которые составляют земли общего пользования, земельный налог уплачивает юридическое лицо — садоводческое товарищество.

Если члены садоводческих и огороднических товариществ, дачно-строительных кооперативов, гаражно-строительных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, налоговые органы начисляют земельный налог каждому из них. Оплата земельного налога осуществляется самостоятельно по уведомлениям налоговых органов.

За остальных членов, не оформивших права на участок, земельный налог перечисляется в бюджет централизованно правлением кооператива (товарищества).

На практике также возникает вопрос о том, кто является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, — собственники жилых и нежилых помещений в этом доме или товарищество собственников жилья? Суды в таких ситуациях указывают, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме (п. 6 Постановления № 54).

Если товарищество собственников жилья или жилищно-строительный кооператив, зарегистрированные в качестве юридических лиц, не являются правообладателями земельных участков, занятых многоквартирными домами (то есть не имеют соответствующих документов о вещном праве на землю), то данные организации не могут признаваться налогоплательщиками земельного налога.

Этот вывод подтверждается и судебно-арбитражной практикой. Так, суды отменили решение налогового органа о начислении и уплате земельного налога ТСЖ. В управлении организации находится многоквартирный дом в целом и земельный участок в частности. Помещений на праве собственности организация не имеет. По мнению налогового органа, некоммерческие организации, в том числе ТСЖ, являются плательщиками налогов и при осуществлении операций, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом на общих основаниях, в нарушение норм ст. 387 НК РФ, общество не исчисляло и не уплачивало указанный налог (определение ВАС РФ от 14.06.2007 по делу № А56-31339/2006).

При приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база в отношении данных земельных участков для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок (п. 3 ст. 392 НК РФ).

В этом случае плательщиками земельного налога будут субъекты общей долевой собственности.

ПРАКТИКА. Налоговый орган отказал в возврате излишне уплаченного земельного налога, полагая, что у кооператива имелась обязанность по уплате налога за принадлежащий ему на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок.

Кооператив обратился в арбитражный суд с требованием об отмене решения налогового органа. Суд удовлетворил заявленные требования. При этом в судебном акте было указано, что плательщиками земельного налога являются субъекты общей долевой собственности, а не объединяющие их интересы юридические лица. Доказательств того, что кооператив являлся собственником помещений в многоквартирном доме в спорный период, в дело представлено не было (постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2010 по делу № А60-32813/2009-С6).

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2010 по делу № А32-26937/2008-19/491).

Временные свидетельства о землепользовании, выданные в соответствии с распоряжениями органов исполнительной власти субъектов РФ, не являются документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок и не могут являться основанием для привлечения юридических лиц к уплате земельного налога.

Это подтверждается постановлением Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.11.2008 № 7297/08, признавшим незаконным решение налогового органа, так как налоговый орган не представил доказательств того, что земельный участок принадлежит предприятию на праве собственности или постоянного (бессрочного) пользования.

Следовательно, в силу ст. 388 Налогового кодекса РФ оно не является плательщиком земельного налога. Кроме того, с момента вступления в силу ч. 2 НК РФ временное свидетельство о землепользовании не является основанием для уплаты земельного налога.

Налоговая инспекция после камеральной проверки приняла решение о начислении предприятию земельного налога за неуплату земельного налога. Свое решение налоговый орган мотивировал тем, что временное свидетельство о землепользовании является документом, удостоверяющим право предприятия на земельный участок, и является основанием для уплаты земельного налога.

Если кадастровая стоимость участка не определена, налог следует исчислять исходя из нормативной цены земли

Налоговой базой для расчета земельного налога является кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.ст. 390, 391 НК РФ). Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому из них отдельно.

Если земельный участок сформирован в течение налогового периода, то налоговая база определяется как кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.

Организации – плательщики земельного налога определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости (п. 2 ст. 396 НК РФ).

Получить информацию о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик может бесплатно в территориальном отделении Росреестра (ст. 14 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Порядок доведения сведений о кадастровой стоимости земли определен постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.Данным документом предусмотрено два способа получения информации.

Первый способ – обратиться с письменным запросом в территориальное отделение Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Второй способ — получить сведения в сети Интернет на официальном сайте Росеестра (rosreestr.ru).

В свою очередь обоснованность применения для расчета земельного налога кадастровой стоимости земли является предметом большинства судебных споров по земельному налогу. Так, налоговые органы часто начисляют налог на землю исходя из неустановленной кадастровой стоимости земельного участка (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24.12.2010 по делу № А32-16456/2009-33/181, от 28.01.2011 по делу № А32-53844/2009).

Суды при рассмотрении таких дел руководствуются правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления № 54, согласно которой арбитражным судам рекомендовано руководствоваться положениями ст. 65 Земельного кодекса РФ и п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена. В этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

Анализ судебных решений свидетельствует о том, что арбитражные суды признают тот факт, что у обществ не возникает обязанность исчислять земельный налог исходя из неустановленной кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании. Поэтому в таких случаях арбитражные суды признают решения налоговых органов неправомерными

Читайте также: