Прямой или косвенный налог на ценные бумаги

Опубликовано: 04.05.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

Письмо Минфина России

от 20.09.2019 № 03-13-08/72464

Письмо Минфина России от 20.09.2019 № 03-13-08/72464 о возникновении объекта обложения акцизом

Дата публикации: 20.09.2019

Письмо Минфина России

от 02.02.2017 № 03-13-06/5530

Письмо Минфина России от 02.02.2017 № 03-13-06/5530 «По вопросам отнесения к подакцизным товарам электронных систем доставки никотина и жидкости для электронных систем доставки никотина»

Дата публикации: 26.04.2017

Письмо Минфина России

от 07.09.2016 № 03-07-07/52378

Письмо Минфина России от 07.09.2016 № 03-07-07/52378 «О применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов в отношении ряда детских товаров, поименованных в письме»

Дата публикации: 26.09.2016

Письмо Минфина России

от 06.09.2016 № 03-07-11/52060

Письмо Минфина России от 06.09.2016 № 03-07-11/52060 «О применения налога на добавленную стоимость агентом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе агентского дого.

Дата публикации: 26.09.2016

Письмо Минфина России

от 01.09.2016 № 03-07-11/51102

Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-07-11/51102 «О применения налога на добавленную стоимость в отношении осуществляемых федеральным государственным учреждением уголовно-исполнительной системы опера.

Дата публикации: 26.09.2016

Письмо Минфина России

от 27.05.2016 № 03-07-11/30606

Письмо Минфина России от 27.05.2016 № 03-07-11/30606 об уплате утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним

Дата публикации: 07.07.2016

Письмо Минфина России

от 26.05.2016 № 03-07-13/1/30201

Письмо Минфина России от 26.05.2016 № 03-07-13/1/30201 о применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по разработке программного обеспечения, оказываемых белорусским индивидуальным предпринимателем российской организации

Дата публикации: 07.07.2016

Письмо Минфина России

от 20.11.2015 № 03-07-РЗ/67429

Письмо Минфина России № 03-07-РЗ/67429 от 20.11.2015 "О применении вычета налога на добавленную стоимость по приобретаемому объекту недвижимости, предназначенному после его ремонта, установки оборудования, доработки оборудования собственными силами и.

Дата публикации: 20.11.2015

Письмо Минфина России

от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28436

Письмо Минфина России от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28436 «О применении налога на добавленную стоимость по работам, неоплаченным заказчиком»

Дата публикации: 19.05.2015

Письмо Минфина России

от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28268

Письмо Минфина России от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28268 «О применении налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при органи.

Дата публикации: 18.05.2015

Письмо Минфина России

от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263

Письмо Минфина России от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263 «О принятии к вычету налога на добавленную стоимость на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет товаров (работ, услу.

Дата публикации: 18.05.2015

Письмо Минфина России

от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28157

Письмо Минфина России от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28157 «О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по оказанию технической поддержки американским астронавтам при подготовке к полету на международную космическую станцию и те.

Дата публикации: 18.05.2015

Письмо Минфина России

от 19.09.2014 № 03-07-РЗ/46922

Письмо Минфина России от 19.09.14 № 03-07-РЗ/46922 «О применении налога на добавленную стоимость при осуществлении банковским платежным агентом деятельности по приему платежей физических лиц»

Дата публикации: 19.09.2014

Письмо Минфина России

от 17.09.2014 № 03-07-РЗ/46588

Письмо Минфина России от 17.09.14 № 03-07-РЗ/46588 «О составлении счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, включающим в себя налог на добавленную стоимость, и отражения данных операци.

Дата публикации: 17.09.2014

Письмо Минфина России

от 15.09.2014 № 03-07-РЗ/46026

Письмо Минфина России от 15.09.14 № 03-07-РЗ/46026 «О порядке заполнения строки «Грузоотправитель и его адрес» счета-фактуры»

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение - система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы - особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

- федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

- региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

- местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на прибыль;

- налог на операции с ценными бумагами;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за пользование природными ресурсами и др.

- налог на имущество предприятий;

- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

- сбор на нужды образовательных учреждений;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги - это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг. В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

С налогами, как таковыми, многое связано: существование нынешнего государства, наличие социальной инфраструктуры, финансирование государственных программ и другое. Как указано в последней редакции налогового кодекса Российской Федерации (далее налоговый кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако не совсем понятна правовая природа косвенных налогов.

Указанные выше принципы, по моему мнению, являются самыми основными из всех имеющихся. Ведь предметом налоговых правоотношений являются налоги. Следовательно, их установление и введение должно быть максимально проработано, так как в рыночной экономике при товарообменных операциях преобладают деньги. Налог же в свою очередь уплачивается только в денежном эквиваленте.

Существуют разные теории о налогах, то есть совокупность знаний и представлений, правовая природа, виды и их функции в регулировании государственных процессов. Их принято разделять на общие и частные теории. Выделяют также теорию соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, теорию переложения налогов налогоплательщиков на иных лиц. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли. Сам Дж. Локк, ставший во главе английской Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.

Действительно, уже в тот период времени проблема переложения налога стояла достаточно остро, в текущее время об этом практически никто не говорит. Как правильно указывал Дж. Локк, что косвенные налоги имеют скрытую форму.

Обращаясь к действующему законодательству, налоги не разделяются на прямые и косвенные. Такая характеристика выявляется из толкования законодательных норм. В системе налогообложения, в том числе, присутствует налог на добавленную стоимость и акцизы – такие налоги принято считать косвенными. Однако нельзя пройти мимо общеправового принципа справедливости, который не закреплен в налоговом кодексе, что представляется странным, но есть принцип следующего содержания «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться…».

Налог понимается как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (статья 8 налогового кодекса). Также любой налог должен иметь все элементы: объект, налогоплательщик и другие. Согласно статье 143 налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Возникает вопрос: «А как согласуются между собой две указанные нормы?». Налог он ведь индивидуальный, он ведь взимается за счет денежных средств, которые принадлежат налогоплательщику. Тогда почему налог на добавленную стоимость платит другое лицо. Совершенно непонятна ситуация, когда товар, работа или услуга, прежде чем достигнет конечного покупателя, вырастет в цене с учетом налога на добавленную стоимость, пройдет цепочку разных контрагентов, где организации со своим «входящим» и «выходящим» налогом могут использовать налоговый вычет, уменьшая тем самым сумму налога для уплаты в бюджет. В итоге максимальное бремя налогов лежит на конечном потребителе. А самыми незащищенными являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, даже тогда, когда они захотят перепродать товар, они не смогут включить в него сумму налога на добавленную стоимость, так как по налоговому кодексу не являются налогоплательщиками.

Налоговый кодекс наделяет участников налоговых отношений правами и обязанностями, так вот в состав участников входят налогоплательщики и налоговые агенты и ни слова про покупателей или конечных потребителей. Очевидно, напрашивается следующий вывод, что при оплате товаров, работ и услуг возникают гражданско-правовые отношения, а при оплате сумм налога соответственно налоговые отношения, в связи с этим, так как покупатель не является участником налоговых отношений у него не возникает ни прав, ни обязанностей для оплаты налога. Сам же налоговый кодекс дополнительно не указывает на обязанность оплаты налога на добавленную стоимость покупателем. Такая обязанность лежит на налогоплательщиках.

Следовательно, природа налога на добавленную стоимость как косвенного не согласуется с законодательными нормами налогового кодекса.

Также стоит отметить, что, если продавец закупает у поставщика, применяющего специальный режим, товары для перепродажи, конечный потребитель уплачивает налог на добавленную стоимость из своего «кармана», как следствие продавец просто перечисляет чужие деньги под видом налога, который он должен уплачивать как налогоплательщик согласно статье 143 налогового кодекса.

Подводя итоги, следует указать на то, что косвенный налог не соответствует положениям статей 8, 9, 143 налогового кодекса и не соответствуют основным принципам справедливости и носят дискриминационный характер. Нарушение принципа справедливости прослеживается в том, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, несут основную часть налогового бремени, а именно: из заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц (13%), при покупке продуктов, одежды и прочего они уплачивают налог на добавленную стоимость (20 или 10%), при приобретении подакцизных товаров, где большую часть стоимости занимает акциз. Дискриминация выражается в том, что, выступая покупателем и уплачивая налог на добавленную стоимость, они фактически не обладают правами в соответствии с налоговым кодексом. Косвенный налог позволяет в скрытой форме таким физическим лицам платить налог на добавленную стоимость, в тоже время, не являясь его налогоплательщиком.

Исходя из практики уплаты налога на добавленную стоимость, он, по своей сути, не является таковым, так как принцип переложения позволяет собирать налог с тех, кто не создает объект налогообложения. Даже существование законодательных норм о том, что налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога, не дает ответа на то, что установленный налог является законным ко сбору с третьих лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, как того требует статья
3 налогового кодекса (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы). Хочу заметить, что налог, как я полагаю, законный в том случае, если введен соответствующим федеральным законом и по установленной процедуре, но он может быть и не справедливым, и экономически необоснованным. А наличие экономического основания означает наличие под собой денежных средств, из которых он удерживается.

Руководитель направления налогообложения частных клиентов Private Banking в ПАО "Банк Зенит"

специально для ГАРАНТ.РУ

Снижение ставок по депозитам и активное продвижение инвестиционных продуктов привело к значительному притоку частных инвесторов на рынок ценных бумаг. Зарубежные фондовые рынки могут обеспечить большую доходность нежели российский рынок, который часто находится под давлением, что приводит к снижению финансового результата. В отношении некоторых доходов от операций с иностранными ценными бумагами необходимо самостоятельно подавать налоговую декларацию и уплачивать налоги. Об особенностях налогообложения – далее.

Брокерский счет открыт в России, должен ли клиент платить налоги по доходам от операций с ценными бумагами самостоятельно?

В таком случае российский брокер (депозитарий) выступает в роли налогового агента, а значит самостоятельно рассчитает доход и сумму налога и перечислит его в бюджет по большинству операций с ценными бумагами, включая операции с иностранными ценными бумагами. Но есть ситуации, когда клиент должен уплатить налоги самостоятельно:

  • сумма налога, рассчитанного брокером (депозитарием) за налоговый период (календарный год) была не полностью перечислена в бюджет РФ. Такие ситуации случаются, когда на счете клиента недостаточно денежных средств в рублях. Например, на брокерском счете хранятся денежные средства только в иностранной валюте, а налоговый агент, напомним, может удержать налог только из денежных средств в рублях (Письмо Минфина России от 2 октября 2014 г. № 03-04-06/495514). Если клиент до 31 января текущего года (для налогообложения за 2020 год) не зачислит на брокерский счет денежные средства в рублях для перечисления налоговым агентом в бюджет, то налоговый агент передаст информацию о сумме неудержанного налога в налоговые органы. В таком случае обязанность по уплате налога ляжет на физическое лицо. Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ при этом подавать не нужно. Налоговый орган пришлет уведомление об уплате налога, который необходимо будет уплатить до 1 декабря 2021 года;
  • получены дивиденды по иностранным акциям. В этом случае у физического лица возникает обязанность по декларированию доходов в виде дивидендов самостоятельно, путем подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в налоговые органы. Это необходимо сделать до 30 апреля 2021 года. Однако, не всегда будет необходимо уплатить налог с суммы дивидендов в размере 13%, поскольку эмитент акций удерживает налог у источника по ставкам страны, выпустившей акции и при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения между странами, налог, уплаченный в иностранном государстве, может быть зачтен против суммы налога, подлежащей уплате в РФ.

ПРИМЕР

Рассмотрим ситуацию на примере получения дивидендов по американским акциям.

Ставка налога у источника при выплате дивидендов в США составляет 30%.

При применении норм соглашения об избежании двойного налогообложения между США и Россией, ставка налога у источника при выплате дивидендов для российских налоговых резидентов будет составлять 10%. Для применения норм соглашения необходимо заполнить специальную форму W-8BEN, подписать ее и передать брокеру. Сделать это необходимо до получения дохода в виде дивидендов. Форма W-8BEN заполняется для каждого брокера, у которого открыт счет.

Если был удержан налог в размере 10%, то по декларации необходимо доплатить условно 3% налога.

Когда же было удержано 30% налога от суммы дохода в виде дивидендов в США, скорее всего, налог в РФ уплачивать не придется. Однако, налоговым органам необходимо заявить сумму полученного дохода и сумму удержанного налога. Если декларация с подтверждением 0 руб. суммы налога к уплате не подана, то обязанность по уплате 13% налога с суммы полученных дивидендов в РФ сохраняется. При этом налог рассчитывается с суммы дивидендов до налогообложения в США.

Что такое двойное налогообложение доходов, и как его избежать?

Двойное налогообложение доходов – это ситуация, при которой две страны имеют право на взыскание налога с одного и того же дохода. Такая ситуация возникает, когда резидент РФ получает доход от источников за рубежом, в частности доход от операций с иностранными ценными бумагами.

Для устранения казуса двойного налогообложения страны заключают соглашения об избежании двойного налогообложения.

Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с 84 странами. Соглашения с каждой страной имеет свои особенности, но большинство из них основаны на модельной конвенции ОЭСР.

Базовые принципы налогообложения доходов от ценных бумаг на основании модельной конвенции ОЭСР, следующие:

  • доходы от реализации ценных бумаг облагаются только в РФ;
  • доходы в виде купонов по облигациям облагаются только в РФ для большинства популярных инвестиционных юрисдикций (например, США, Великобритания, Германия, Швейцария,), иные страны устанавливают пониженную ставку налога от 5 до 15%;
  • доходы в виде дивидендов облагаются в стране, являющейся источником доходов по сниженной по соглашению ставке (5%, 10% или 15%, зависит от условий каждого соглашения), но также облагаются и в РФ (при этом применяется механизм зачета налога, уплаченного в иностранном государстве).

Перед приобретением иностранной ценной бумаги рекомендую удостоверится, что соглашение об избежании двойного налогообложения со страной выпуска ценных бумаг ратифицировано документ открыть. В противном случае возникнет двойное налогообложение доходов, которое может повлечь значительное снижение доходности по ценным бумагам. Например, сравним налогообложение купонного дохода по облигации Перу с купоном 7% и облигации Белоруссии с аналогичным купоном (7%).

Соглашение об избежании двойного налогообложения с Белоруссией есть, а вот с Перу такое соглашение не подписано.

Налог с купона от иностранных облигаций для российского налогового резидента будет взыматься РФ и страной происхождения дохода.

В Перу ставка налога на доход для налоговых нерезидентов составляет 30%. В Белоруссии предусмотрена ставка 10% на основании соглашения об избежании двойного налогообложения.

При этом, в случае наличия соглашения работает механизм зачета налога, уплаченного в иностранном государстве, предусмотренный ст. 232 Налогового Кодекса. Таким образом, в Белоруссии будет уплачено 10%, а в РФ будет необходимо доплатить только условно 3%.

А вот по облигациям Перу будет необходимо уплатить 30% подоходного налога Перу и 13% налога на доходы РФ. Налог в РФ будет взыматься с дохода до удержания налога в Перу.

Для более наглядного представления приведем расчеты в таблице:

Страна выпуска облигации

Вложено в пересчете на российские рубли

Ставка купона

Доход за год, руб.

Налог в РФ, %

Налог у источника, %

Ставка по соглашению, %

Сумма налога в РФ, руб.

Сумма налога в стране или по соглашению, руб.

Зачет налога возможен

Сумма чистого дохода, руб.

Читайте также: