В чем заключается налоговое стимулирование запасов трудноизвлекаемой нефти

Опубликовано: 10.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 3 мая 2012 г. N 700-р О стимулировании реализации новых инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти

В целях стимулирования реализации новых инвестиционных проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти:

1. Одобрить предложение Минэнерго России о классификации проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти, по следующим категориям:

первая категория - проекты по добыче нефти из коллекторов с низкой проницаемостью в интервале от 1,5 до 2 милидарси включительно (от 1,5 х * * до 2 х * * включительно);

вторая категория - проекты по добыче нефти из коллекторов с крайне низкой проницаемостью в интервале от 1 до 1,5 милидарси включительно (от 1 х * * до 1,5 х * * включительно);

третья категория - проекты по добыче нефти из коллекторов с предельно низкой проницаемостью до 1 милидарси включительно (до 1 х * * включительно);

четвертая категория - проекты по добыче сверхвязкой нефти с вязкостью нефти в пластовых условиях более 10 000 мПа х с.

2. Минфину России, Минэкономразвития России, Минэнерго России и Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций до 1 октября 2012 г. представить в Правительство Российской Федерации согласованные в установленном порядке проекты нормативных правовых актов по вопросам, касающимся:

а) установления в отношении нефти, добываемой на участках недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, пониженных ставок налога на добычу полезных ископаемых (далее - налог на добычу) с дифференциацией ставок по категориям проектов, предусмотренным пунктом 1 настоящего распоряжения, на уровне:

по проектам первой категории - на уровне 30 - 50 процентов от законодательно установленной ставки налога на добычу;

по проектам второй категории - на уровне 10 - 30 процентов от законодательно установленной ставки налога на добычу;

по проектам третьей категории - на уровне 0 - 10 процентов от законодательно установленной ставки налога на добычу;

по проектам четвертой категории - на уровне текущей законодательно установленной ставки налога на добычу;

б) определения налоговых ставок для каждой категории проектов с учетом типовых моделей разработки и необходимости обеспечения рентабельной, рациональной и комплексной разработки участка недр;

в) установления неизменности налоговых и таможенно-тарифных условий по категориям сложности проектов:

по проектам первой категории - на 5 лет с момента начала промышленной добычи нефти, но на срок не позднее 2 мая 2020 г.;

по проектам второй категории - на 7 лет с момента начала промышленной добычи нефти, но на срок не позднее 2 мая 2022 г.;

по проектам третьей категории - на 10 лет с момента начала промышленной добычи нефти, но на срок не позднее 2 мая 2025 г.;

по проектам четвертой категории - на 10 лет с момента начала применения пониженной ставки вывозной таможенной пошлины, указанной в пункте 3 настоящего распоряжения, но на срок не позднее 1 января 2023 г.;

обеспечения неухудшения общих условий финансово-хозяйственной деятельности для пользователей недр в случае изменения отдельных налоговых ставок в части разработки запасов трудноизвлекаемой нефти в течение указанных сроков;

г) ведения прямого раздельного учета нефти сырой, добываемой на участках недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, к которым применяется пониженная ставка налога на добычу;

д) утверждения порядка определения показателя проницаемости для целей категорирования проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти;

е) ведения раздельного бухгалтерского и налогового учета, а также раскрытия информации в том числе по отдельному виду бизнеса (в рамках установленной рыночной практики) для проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, в целях определения отдельной налоговой базы по каждому такому проекту;

ж) создания резервных и ликвидационных фондов с целью накопления средств, необходимых для завершения проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, в целях исчисления налога на прибыль;

з) возможности применения дополнительно пониженных ставок налога на добычу и пониженных ставок вывозных таможенных пошлин и других мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования в случае существенных изменений конъюнктуры мирового рынка, включая снижение стоимости нефти марки "Юралс" на мировом рынке до уровня меньше 60 долларов США за баррель, а также в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

и) применения пониженных ставок налогообложения и других мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования для участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, имеющих утвержденные и согласованные в установленном порядке технические проекты разработки с обязательной идентификацией образцов керна данных участков и необходимые решения реализующих такие проекты организаций, в том числе решения их органов управления, принятые в рамках установленной компетенции;

к) возможности частичной или полной отмены пониженных налоговых ставок и других мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования для отдельных проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти, в случае существенного несоответствия фактических и проектных значений основных показателей, характеризующих сроки и технологическую эффективность разработки участков недр, за исключением случаев, определенных законодательством Российской Федерации.

3. Минфину России, Минэкономразвития России и Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций до 1 июля 2012 г. представить в Правительство Российской Федерации согласованные в установленном порядке проекты нормативных правовых актов по установлению пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добытую при реализации проектов по добыче сверхвязкой нефти, в размере 10 процентов от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую прочую, на срок 10 лет с момента начала применения указанной пониженной ставки вывозной таможенной пошлины, но не позднее 1 января 2023 г.

4. Минпромторгу России, Минэнерго России и Минэкономразвития России до 20 ноября 2012 г. разработать стратегию локализации производственного оборудования и развития нефтесервисного сектора с учетом долгосрочных потребностей организаций, работающих на участках недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти.

5. Минприроды России, Минэнерго России обеспечить комплексный мониторинг реализации проектов по разработке участков недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти и регулярно представлять информацию в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин

Обзор документа

Для стимулирования реализации новых инвестпроектов по разработке участков недр с запасами трудноизвлекаемой нефти предусмотрены следующие мероприятия.

Так, одобрена классификация проектов по разработке названных участков, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти, по 4 категориям. Для 1-й установлена низкая проницаемость от 1,5 до 2 милидарси включительно; для 2-й - крайне низкая проницаемость от 1 до 1,5 милидарси включительно; для 3-й - предельно низкая проницаемость до 1 милидарси включительно. К 4-й категории отнесены проекты по добыче сверхвязкой нефти с вязкостью нефти в пластовых условиях более 10 тыс. мПа х с.

До 1 октября 2012 г. Минфину, Минэкономразвития, Минэнерго и Минприроды России нужно представить в Правительство РФ ряд проектов нормативно-правовых актов, где должно быть отражено, в частности, следующее.

В отношении нефти, добываемой на соответствующих участках недр, следует установить пониженные ставки НДПИ с дифференциацией по перечисленным категориям. Для каждой категории нужно определить налоговые ставки, а также ввести неизменность налоговых и таможенно-тарифных условий. Следует утвердить порядок определения показателя проницаемости для целей категорирования проектов и др.


Реализация поставленной в ЭС-2030 задачи «максимально эффективного использования природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны» [8], а также для сохранения природно-ресурсного потенциала в интересах будущих поколений невозможна без ресурсно-инновационной деятельности нефтегазовых компаний, связанных с освоением трудноизвлекаемых запасов углеводородов, что особенно актуально в условиях всплеска добычи нефти и газа из сланцевых пород в США.

Большое колличество трудноизвлекаемых запасов (ТРиЗ) в России и их многообразие требуют существенных финансово-инвестиционных ресурсов и внедрения новаций в производственно-технологический процесс, поэтому востребована продуманная финансово-налоговая государственная политика. Целью нашего исследования является анализ существующих налоговых инструментов стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов.

Отметим, что в настоящее время в научной литературе и нормативно-правовых актах различной юридической силы нет единого определения и однозначной терминологии трудноизвлекаемых запасов углеводородов. Впервые термин трудноизвлекаемых запасов появился в 70-х гг. прошлого столетия. Под ними подразумевали запасы, «разработка которых традиционными технологиями не обеспечивает необходимой эффективности с точки зрения коэффициента нефтеотдачи, а в некоторых случаях – также с позиций стоимости добычи нефти» [1, с. 34]. В настоящее время общепринято, что к трудноизвлекаемым запасам относят те запасы, в отношении которых «существующие технологии не отвечают геологическим особенностям пласта» [6, с. 54], качеству находящегося в нем углеводородного сырья, и, как следствие, их разработка нерентабельна.

Кроме того, существует отождествление трудноизвлекаемых запасов с нетрадиционными видами нефти и газа. Так, в США к нетрадиционной нефти относят:

– тяжелую нефть и битумы, которые добываются из битуминозных песков Канадской проивнции Альберта и других регионов мира;

– сверхтяжелую нефть, которая добывается в Венесуэле в бассейне р. Ориноко;

– керогеновую нефть, или сланцевое масло, которое добывается из горючих сланцев;

– легкую нефть плотных пород, которая располагается в слабопроницаемых коллекторах.

Структура традиционных месторождений предполагает наличие коллекторов с хорошей проницаемостью (более 0,01 мкм 2 ) и непроницаемых пород (покрышек), которые удерживают скопления углеводородов. Отсутствие данной комбинации позволяет говорить о нетрадиционных запасах, разработка которых требует отличных технологий. Таким образом, к нетрадиционным источникам газа относятся газогидраты, газ плотных низкопроницаемых пород (проницаемость коллектора ≈ 1 мД ), метан угольных пластов (проницаемость коллектора ≈ 0,1 мД), сланцевый газ (проницаемость коллектора 0,001 мД), водорастворенный газ, газ глубоких горизонтов.

В существующем российском нормативно-правовом поле можно выделить несколько подходов к определению трудноизвлекаемых запасов.

1. С позиции классификации запасов ресурсов нефти и горючих газов, которая утверждена приказом МПР № 477 от 1 ноября 2013 г. Согласно данному документу к извлекаемым запасам относят ту «часть геологических запасов, которая может быть добыта из залежи (месторождения) за весь срок разработки в рамках оптимальных проектных решений с использованием доступных технологий с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды». Исходя из данного определения, к извлекаемым можно отнести запасы разрабатываемых месторождений, а к трудноизвлекаемым – запасы разведываемых месторождений (градация запасов по степени промышленного освоения [2]).

2. С точки зрения качества углеводородного сырья выделяются нефти со аномальными физико-химическими свойствами: тяжелые; вязкие; сернистые; парафинистые; смолистые; с высокой (более 500 м 3 /т) или низкой (менее 200 м 3 /т) газонасыщенностью; с наличием более чем 5 % в свободном и (или) растворенном газе агрессивных компонентов (сероводород, углекислота) [7, с. 32]. По данным Института химии нефти СО РАН, данные виды нефти являются распространенными на многих месторождениях мира.

В инструкции по применению классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов нефть по составу и физическим свойствам подразделяется в зависимости от свойств, группового углеводородного состава, фракционного состава, содержанию серы и других неуглеводородных компонентов, асфальтенов и смол [2].

3. С точки зрения коллекторских свойств вмещающего пласта, которые влияют на физико-химические характеристики углеводородного сырья. Одной из основных характеристик коллекторов является проницаемость – способность пород пласта пропускать жидкость и газ при перепаде давления [5].

По величине проницаемости продуктивные пласты делятся на низкопроницаемые (от 0 до 100 мД); среднепроницаемые (от 100 мД до 500 мД); высокопроницаемые (более 500 мД). Существует деление на 5 классов коллекторов (мкм2): очень хорошо проницаемые (> 1); хорошо проницаемые (0,1–1); средне проницаемые (0,01–0,1); слабопроницаемые (0,001–0,01); плохопроницаемые ( 2 .

Отметим, что согласно распоряжению Правительства РФ № 700-р от 3 мая 2012 г. выделяются четыре категории проектов по добыче трудноизвлекаемой нефти, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти:

1) проекты по добыче нефти из коллекторов с низкой проницаемостью в интервале от 1,5 до 2 милидарси включительно (от 1,5×мкм 2 до 2× мкм 2 включительно);

2) проекты по добыче нефти из коллекторов с крайне низкой проницаемостью в интервале от 1 до 1,5 милидарси включительно (от 1×10 –3 мкм 2 до 1,5×10 –3 мкм 2 включительно);

3) проекты по добыче нефти из коллекторов с предельно низкой проницаемостью до 1 милидарси включительно (до 1×10 –3 мкм 2 включительно);

4) проекты по добыче сверх вязкой нефти с вязкостью нефти в пластовых условиях более 10 000 мПа×с.

Другими характеристиками вмещающих пород являются низкая пористость коллекторов, залегание коллекторов на низких глубинах и (или) в зоне вечной мерзлоты, внутрипластовые температуры (100 °C > t –3 мкм2 и эффективной нефтенасыщенной толщине пласта не более 10 метров;

0,4 – при проницаемости не более 2×10 –3 мкм и эффективной нефтенасыщенной толщине пласта более 10 метров.

Значение Кд, равное 0,8, применяется при добыче нефти из конкретной залежи тюменской свиты.

Для Республик Башкортостан и Татарстан предусмотрены налоговые вычеты, применяемые к рассчитанной сумме НДПИ, касающиеся нефти, добытой из месторождений с начальными запасами по состоянию на 1.01.2011 г. 2500 млн т и 200 млн т или более. Расчет налоговых вычетов зависит от величины экспортной пошлины.

Коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти (Ккан), равный 0, применяется в отношении нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в ряде субъектов РФ (Республика Саха (Якутия), Иркутская область, Красноярский край).

При разработке новых морских месторождений углеводородного сырья (УС) используется специальный порядок расчета налоговой базы и ставки НДПИ в 15 %, прикладываемой к налоговой базе. Налоговая база определяется как стоимость углеводородного сырья. Последняя является произведением количества добытого полезного ископаемого и минимальной предельной стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Минимальная предельная стоимость углеводородного сырья в части нефти определяется как произведение средней за истекший налоговый период цены нефти в долларах США за баррель на мировых рынках и среднего за этот налоговый период значения курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБР.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить:

1. Разнообразие видов налоговых преференций для разных видов трудноизвлекаемой нефти: нулевая ставка НДПИ, пониженные коэффициенты в формуле расчета НДПИ, специальный порядок расчета налоговой базы для ряда месторождений, что значительно усложняет расчет НДПИ, а также негативно сказывается на администрировании налоговой системы.

2. Льготы наиболее ощутимы для крупного бизнеса, разрабатывающего крупные месторождения, что позволяет увеличить имеющиеся финансово-инвестиционные ресурсы для разработки и внедрения новых технологий. Малые нефтедобывающие предприятия, имеющие в своем активе мелкие месторождения, расположенные в традиционных районах нефтедобычи, значительных финансовых выгод не получают от снижения налоговой нагрузки при освоении трудноизвлекаемых запасов нефти. В связи с высокой стоимостью специальных технологий и оборудования, квалифицированного персонала, требуемого для разработки необходимы значительные инвестиционные ресурсы, приобретение которых на фондовом, кредитном рынке для малого бизнеса является сложной задачей.

3. Действенной мерой с целью поддержки малого бизнеса в нефтегазовом секторе является, по мнению авторов, применение вместо НДПИ налога на добавленный доход в течение 5 лет. Выпадающие налоговые поступления в бюджетную систему будут частично компенсированы поступлениями от налога на прибыль.

Рецензенты:

Боярко Г.Ю., д.э.н., к.г.-м.н., профессор, заведующий кафедрой экономики природных ресурсов Томского политехнического университета, г. Томск;

Язиков Е.Г., д.г.-м.н., профессор, заведующий кафедрой геоэкологии и геохимии НИ ТПУ, г. Томск.

Минфин РФ поддержал новые льготы для нефтяных компаний при разработке месторождений с трудноизвекаемыми запасами.

Минфин РФ поддержал новые льготы для нефтяных компаний при разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами (ТРИЗ). Об этом 27 января 2014 г сообщил Известиям замдиректора департамента налоговых и таможенно-тарифной политики Минфина А.Сазонов.

Он считает, что, потери бюджета от нововведения будут самыми маленькими.

С этим можно согласиться, если учесть, что в России вовлечено в разработку только около 0,2% ТРИЗ.

А доходы бюджета, по мнению Минфина - возрастут.

По данным российских экспертов к ТРИЗ можно отнести около 60% запасов нефти в России.

Сюда входят запасы на большой глубине Баженовской ситы, в ачимовских и тюменских пластах Западной Сибири, запасы в глинистых отложениях Ставропольского края, сильно выработанные месторождения с битуминозной нефтью на Урало-Поволжье, в Татарстане.

По данным Агентства энергетической информации США (IEA) объем ТРИЗ в России составляет 75 млрд барр (ок 10,3 млрд т) нефти, которую можно добыть при существующих технологиях.

Вы будете смеяться, но в настоящее время в России не существует документально закрепленного понятия «трудноизвлекаемые запасы».

Трудноизвлекаемыми в последнее время принято считать запасы на низкодебитных месторождениях, с очень высокой себестоимостью добычи.

ТРИЗ - это запасы, заключенные в слабопроницаемых коллекторах (менее 0,05 мкм2); в зонах контакта нефть-вода (водонефтяных зонах) или нефтегазовых залежах в зоне контакта нефть-газ (газонефтяных зонах); содержащие высоковязкую нефть; залегающие на глубинах свыше 4 км; с пластовой температурой 1000°С и выше; остаточные запасы нефти на месторождениях, выработанных на 65-75% и обводненных до 75-80%, поскольку для их дальнейшей разработки требуются капитальные вложения и эксплуатационные затраты, соизмеримые с затратами в 1 й период освоения месторождения.

Законопроект на льготы по ТРИЗ уже находится в настоящее время на согласовании в правительстве.

Напомним, 9 декабря 2013 г Минфин РФ поддержал предложение Минэнерго РФ по расширению действия нулевого НДПИ для месторождений трудноизвлекаемой нефти.

Сейчс нулевой НДПИ установлен для месторождений, выработанных менее чем на 5%, Минэнерго РФ предлагает поднять этот порог до 10%.

По замыслу чиновников, предусмотренные льготы заставят нефтяников активнее браться за разработку месторождений с трудноизвлекаемой нефтью, и особенно за разработку Баженовской свитыю

Это должно увеличить ресурсную базу России на 100% и предотвратит прогнозное падение нефтедобычи впоследствии.

В июле 2013 г президент РФ В.Путин подписал закон о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых для трудноизвлекаемых запасов нефти.

Закон предусматривает следующие коэффициенты к ставке НДПИ при добыче трудноизвлекаемой нефти: 0,2 - при добыче нефти с предельной эффективностью пласта не более 10 м; 0,4 - с предельной эффективностью пласта более 10 м.

По оптимистическим прогнозам Минэнерго РФ, стимулирующие меры – уже принятые и прописанные в новом законопроекте - позволят в перспективе добывать 10-15 млн т/год трудноизвлекаемой нефти, а до 2030 г добыча такой нефти достигнет 350 млн т и принесет в государственный бюджет дополнительные 2 трлн руб

Общая экономия нефтяных компаний в течение 4-х льготных лет составит от 1,3 млрд долл США до 1,9 млрд долл США/год.

Принятия законопроекта ждут не только компании, но и целые области.

13 декабря 2013 г С.Донской заявил в рамках рабочей встречи с губернатором Томской области С.Жвачкиным, что .Льготный режим налогообложения при добыче ТРИЗ углеводородов позволит реализовывать амбициозные проекты как на территории Томской области, так и в целом по стране.

К примеру, Газпромнефть-Муравленко проводит доразведку Валынтойского месторождения и перевода запасов в промышленную категорию, а также для поиска залежей нефти в отложениях нижнемелового возраста, представленными сильно глинизированными песчаниками с низкими фильтрационно-емкостными свойствами


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.02.2019 2019-02-11

Статья просмотрена: 411 раз

Библиографическое описание:

Строкач, К. Е. Развитие налогового законодательства по стимулированию разработки ТРИЗ / К. Е. Строкач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56456/ (дата обращения: 18.05.2021).

Для стимулирования роста объемов добычи углеводородного сырья важную роль играют льготы по налогу на добычу полезных ископаем. Налоговые льготы распространяются главным образом на трудноизвлекаемые запасы нефти. Разработанная система налогового стимулирования добычи ТРИЗ включает в себя множество различных видов преференций в виде нулевого значения ставки НДПИ, пониженных коэффициентов в формуле расчета НДПИ, специального порядка расчета налоговой базы для ряда месторождений.

Ключевые слова: трудноизвлекаемые запасы, нефть, добыча нефти,ТРИЗ, углеводородное сырье, налоговая ставка, извлекаемый запас нефти, добыча нефти, налоговое законодательство.

Для сохранения позитивной динамики Минэнерго России совместно с другими органами власти проводится работа по оптимизации налоговой политики в отрасли, в том числе продолжается реализация «большого налогового маневра» [4].

Результаты этой работы достаточно позитивны. Так, добыча нефти в новых регионах — в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — приросла на 8,3 %, почти до 70 млн т., добыча нефти на шельфе выросла на 17,4 %, более чем до 22 млн т, а добыча «трудной» нефти достигла 37 млн т, увеличившись за год на 12,1 %. В этой связи необходимо менять принципы налогообложения нефтяной отрасли с сохранением общего уровня бюджетных поступлений. Очевидно, что изъятие природной ренты с помощью оборотных фискальных инструментов (НДПИ и экспортная пошлина) не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти. Оно просто не оставляет средств для инвестирования в новые эффективные технологии [4].

В этой связи целесообразно введение новой системы налогообложения нефтяной отрасли, основанной на экономических показателях разработки месторождений, привязанной к финансовому результату, т. е. принятие законопроекта, предусматривающего введение НДД.

Под льготами для плательщиков НДПИ правомерно понимать:

– возможность не уплачивать соответствующий налог в принципе;

 возможность пользоваться нулевой ставкой по НДПИ;

 возможность использовать вычеты по соответствующему налогу [5].

При рассмотрении примеров оснований для применения нулевой ставки можно обратить внимание на формулировку, приведенную в подпункте 11 п. 2 ст. 342 НК РФ: налоговая ставка 35 руб. за 1 000 куб. м при добыче природного газа принимается равной нулю, если сумма определенного показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа и вычисляемого по отдельно приведенной методике, с произведением трех сомножителей — ставки для газа, базового значения единицы условного топлива, а также коэффициента сложности добычи газа, будет меньше 0 [5].

В соответствии с п. 1 ст. 343.1 НК РФ налогоплательщики, добывающие уголь, могут уменьшить НДПИ на расходы, которые имеют отношение к обеспечению безопасности труда. При этом вместо данной льготы (при ее неприменении) налогоплательщик может включить соответствующие расходы в те издержки, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль [1].

Плательщик НДПИ может применить вычет — в виде уменьшения налогооблагаемой базы (определяемой исходя из стоимости ископаемого) по ископаемому, которое реализуется на рынке, на расходы, связанные с доставкой соответствующего продукта потребителю [5].

Порядок применения данного вычета регламентирован ст. 340 НК РФ. К числу льгот по НДПИ относится возможность:

– не платить данный налог в принципе;

– пользоваться нулевой ставкой по нему;

Исчисление НДПИ для нефти требует дополнения ставки большим количеством добавочных коэффициентов. Ставка для нефти определена в подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ, и с начала 2017 года она установлена в размере 919 руб. за 1 тонну.

Согласно статье 343 НК РФ, величина НДПИ с 2017 года определяется как произведение налоговой ставки (базовой) за тонну обессоленной, обезвоженной и стабилизированной нефти, умноженной на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц) и уменьшенную на величину показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм) [1]:

НДПИ (сумма) = Налоговая ставка (базовая) * Кц — Дм

Формула расчета показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм), представленная в статье 342.5 НК РФ, рассчитывается по следующей формуле [1]:

Дм = Кндпи * Кц * (1 — Кв * Кз * Кд * Кдв * Ккан) — Кк

Вместе с данной ставкой необходимо также брать в расчет такие коэффициенты, как:

Кндпи — специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых который равен 559 (устанавливается законодательно в п. 1 ст. 342.5 НК РФ) [1];

Кц (определяется исходя из биржевых цен на нефть), который в апреле 2017 года был равен 7,7642 (сообщение на сайте ФНС России от 18.05.2017);

Кв (отражает степень выработанности участка недр), который обычно соответствует значению между 0,8 и 1, но иногда становится равным 0,3 или же 1 (п. 2 ст. 342.5 НК РФ) [1];

Кз (отражает величину запасов нефти на месторождении), который может быть представлен в разных значениях, но чаще равен 1 (п. 3 ст. 342.5 НК РФ) [1];

Ккан (определяется исходя из специфики региона добычи нефти, а также ее свойств), который также может быть разным, и в числе его самых частых значений — 1 (п. 4 ст. 342.5 НК РФ); Кд (отражает степень сложности добычи нефти), который может составлять 1, 0,2, 0,4, а также 0,8 (п. 2 ст. 342.2 НК РФ) [1];

Кдв (зависит от уровня сложности добычи на месторождении черного золота и выработанности залежи), который часто бывает равен 1 (п. 3 ст. 342.2 НК РФ) [1].

Величина Кк на период с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно устанавливается на уровне 306.

  1. В рамках налогового маневра, результатами которого стали снижение экспортных пошлин и повышение НДПИ, проводимого с целью возмещения выпадающих бюджетных доходов РФ, с 1 января 2015 г. формула расчета ставки НДПИ на сырую нефть была скорректирована (таблица 1) [7].

Изменение размера налоговой ставки НДПИ [5]

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Размер налоговой ставки, руб./тонна

Как следствие базовая ставка налога на добычу сырой нефти в 2015 г. была увеличена на 55,4 % относительно 2014 г. до 766 руб. за тонну. С 2016 г. ставка выросла до 857 руб., а с 2017 г. — до 919 руб. за тонну, что увеличило нагрузку на нефтегазовый сектор экономики страны [6].

  1. С 2009 года коэффициент Кц рассчитывается по формуле:

где Ц — уровень цен на нефть сорта «Юралс» (долл.за бар.),

Р — среднее значение курса доллара США к рублю РФ.

На 1 января 2017 года средний уровень цен нефти сорта «Юралс» составляет 53,03 долл. США за баррель, среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни налогового периода — 59,9583.

Таким образом, ставка Кц в 2017 году равна 8,7365.

  1. Согласно статье 342,5 НК РФ, коэффициент Кв, определяется следующим образом. В случае выработанности запасов конкретного участка недр при значениях больше (равно) 0,8 и меньше (равно) 1, коэффициент рассчитывается по формуле:

где N — сумма совокупной нефтедобычи на участке недр с учетом потерь в процессе добычи; V — объем начальных извлекаемых запасов нефти всех категорий [1].

В случае выработанности запасов конкретного участка недр при значении больше 1, коэффициент Кв равен 0,3. В иных случаях, равен 1.

Уровень выработанности запасов конкретного участка недр определяется в виде частного от деления суммы совокупной нефтедобычи на начальные извлекаемые запасы нефти.

Если значение Кд для конкретной залежи углеводородного сырья меньше 1, коэффициент Кв, принимается равным 1.

  1. Коэффициент Кз определяется следующим образом.

Если объем начальных извлекаемых запасов нефти (Vз) по участку недр менее 5 млн. тонн и уровень выработанности запасов (Cвз) меньше или равен 0,05, используется формула для расчета данного коэффициента:

Кз = 0,125 * Vз + 0,375

где Vз — объем начальных извлекаемых запасов нефти (в млн. тонн).

Порядок расчета коэффициента Кз по формуле не используется в отношении нефти, облагаемой по ставке 0 рублей, поэтому принимается на уровне 1 [1].

Если объем начальных извлекаемых запасов (Vз) участка недр превышает или равен 5 млн. тонн, а уровень выработанности запасов (Cвз) конкретного участка недр превышает 0,05, коэффициент Кз принимается равным 1.

  1. Согласно статье 342.2 НК РФ, пониженное значение в расчете объема налога на добычу природных ископаемых коэффициента Кд используется в отношении нефти, добыча которой ведется из конкретной залежи углеводородного сырья, и зависит от степени проницаемости и толщины пласта:

0,2 — при проницаемости не более 2×10–3 мкм2 и эффективной нефтенасыщенной толщине пласта не более 10 метров;

0,4 — при проницаемости не более 2×10–3 мкм и эффективной нефтенасыщенной толщине пласта более 10 метров;

0,8, — при добыче нефти из конкретной залежи тюменской свиты;

1 — при добыче нефти из прочих залежей углеводородного сырья [1].

  1. Коэффициент Кдв, согласно статье 342.2 НК РФ, определяется следующим образом. Если значение коэффициента Кд для запасов месторождения углеводородного сырья менее 1, а степень выработанности запасов указанной залежи углеводородного сырья больше или равен 0,8 и меньше или равен 1, расчет коэффициента Кдв производится по формуле [1]:

Кдв = 3,8–3,5 * Nдв/Vдв

где N — сумма совокупной нефтедобычи на участке недр с учетом потерь в процессе добычи;

V — объем начальных извлекаемых запасов нефти.

Для значения коэффициента Кд в отношении залежей углеводородного сырья менее 1 и степени выработанности запасов указанной залежи углеводородного сырья менее 0,8, коэффициент Кдв равен 1. Для значения коэффициента Кд в отношении залежей углеводородного сырья менее 1 и уровня выработанности запасов указанной залежи углеводородного сырья более 1, коэффициент Кдв равен 0,3 [1].

  1. В соответствии со статьей 342.5 НК РФ коэффициент Ккан может приобретать только два значения 0или 1. Коэффициент, равный 0, распространяется на следующие категории нефти:

1) нефть со сверхвысокой степенью вязкости, добыча которой ведется из участков недр, с содержанием нефти по уровню вязкости более 200 мПа*с и менее 10 000 мПа*с (в условиях пласта);

2) нефть, добыча которой ведется на участках недр, расположенных полностью или частично на территории субъектов РФ таких, как республика Саха (Якутия), Иркутская область, Красноярский край;

3) нефть, добыча которой ведется на участках недр, расположенных в северной части Северного полярного круга, в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе РФ;

4) нефть, добыча которой ведется на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал в ЯНАО;

5) нефть, добыча которой ведется на участках недр, расположенных полностью или частично в акватории Черного, Азовского, Охотского и Каспийского морях;

6) нефть, добыча которой ведется на участках недр, расположенных севернее 65 градуса северной широты, а также полностью или частично на территории ЯНАО. В остальных случаях коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти, принимается на уровне 1 [1].

Таким образом, разработанная система налогового стимулирования добычи ТРИЗ включает в себя множество различных видов преференций в виде нулевого значения ставки НДПИ, пониженных коэффициентов в формуле расчета НДПИ, специального порядка расчета налоговой базы для ряда месторождений. Всё это значительно усложняет процесс вычисления НДПИ, а также оказывает отрицательное воздействие на систему менеджмента налогообложения нефтегазовой отрасли страны [8].

При этом стоит отметить, что данные льготы будут иметь стимулирующее действие в области применения инновационных технологий, но для этого требуется увеличения финансовых ресурсов, что может позволить себе не каждое предприятие. Возможным решением поддержания не только крупного, но малого бизнесса нефтегазовой отрасли станет введение налога на добавленный доход. По мнению А. Новака: «Целесообразно введение новой системы налогообложения нефтяной отрасли, основанной на экономических показателях разработки месторождений, привязанной к финансовому результату, т. е. принятие законопроекта, предусматривающего введение НДД» [4].

Катышева Е.Г.

ORCID: 0000-0003-1935-8013, Кандидат экономических наук,

Санкт-Петербургский горный университет

ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ ЗАПАСОВ УГЛЕВОДОРОДОВ

Аннотация

В статье отмечена важная роль льгот по налогу на добычу полезных ископаемых для стимулирования роста объемов добычи углеводородного сырья. Приведена динамика объемов налоговых льгот. Указано, что налоговые льготы распространяются главным образом на трудноизвлекаемые запасы нефти. Отмечено, что величина льгот не всегда является обоснованной и для отдельных проектов приводит к возникновению сверхдоходности. Сделан вывод о том, что механизм льготирования необходимо адаптировать к условиям конкретного месторождения. Для оценки эффективности льгот и целесообразности их применения может быть использован институт государственной экспертизы проектных документов.

Ключевые слова: нефтяная отрасль, трудноизвлекаемые запасы, налогообложение, налоговые льготы.

Katysheva E.G.

ORCID: 0000-0003-1935-8013, PhD in Economics

Saint-Petersburg Mining University

ISSUES OF TAX BENEFITS EFFECTIVENESS IN DEVELOPMENT OF HARD-TO-RECOVER RESERVES OF HYDROCARBONS

Abstract

The article highlights the importance of tax benefits for extracting minerals in order to stimulate the growth of hydrocarbon production. The dynamics of the amount of tax benefits is provided. It is also indicated that tax benefits apply to hard-to-recover oil reserves in the first place. It is noted that the amount of benefits is not always justified and in case of individual projects leads to the emergence of super-profitability. It was concluded that the benefits mechanism should be adapted to the conditions of a particular field. The institution of state expertise of project documents can be used to assess the effectiveness of benefits and the appropriateness of their application.

Keywords: oil industry, hard-to-recover reserves, taxation, tax benefits.

Нефтяная отрасль России в настоящее время остается основным источником налоговых поступлений в федеральный бюджет. В частности, в 2015 г. нефтедобывающие компании обеспечили 40 % доходов бюджета [2, С. 28]. Важнейшей составляющей налоговой политики государства в отношении нефтедобывающих компаний является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

С 2014 г. параметры налогообложения компаний нефтяной отрасли подвергаются разнонаправленным изменениям, на законодательном уровне корректируются формулы расчета НДПИ и экспортной пошлины на нефть.

Необходимо отметить определенную стимулирующую роль расширения перечня налоговых льгот для нефтедобывающих компаний. В 2014 г. были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, расширяющие возможности применения налоговых каникул по НДПИ при добыче углеводородного сырья в ряде российских регионов. В частности, до 2022 г. продлена возможность использования налоговых каникул по НДПИ для новых нефтяных месторождений Восточной Сибири (Якутия, Иркутская область, Красноярский край), Ненецкого автономного округа и полуострова Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе (севернее 66 0 с.ш.). Ряд месторождений в Японском море включен в перечень акваторий, где применяется налоговый режим, стимулирующий добычу углеводородов на шельфе. Кроме этого, с 3 % до 13 % увеличена предельная выработанность залежей баженовской нефти, позволяющая применять нулевую ставку НДПИ. Данная поправка существенно расширяет возможности применения льготного режима, стимулирующего разработку трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ). Нефтедобывающие компании имеют право применять нулевую ставку по НДПИ для высоковязких нефтей (с вязкостью более 200 мПа∙с), а также для нефти с вязкостью более 10 мПа∙с предоставляется 90 % скидка по экспортной пошлине.

По оценке Минэнерго РФ, льгота для ТрИЗ позволит ввести в эксплуатацию дополнительно до 40 месторождений в Западной Сибири, что может привести к росту объемов добычи из нетрадиционных залежей с 4,5-5,5 млн т в год в 2014 г. до 9-15 млн т в год в 2020 г. [1, С. 26].

С 2006 г. отмечается непрерывный рост объемов добычи нефти на месторождениях, пользующихся льготами. Добыча сверхвязкой нефти за период 2009 – 2015 г. возросла на 40 % [2, С. 30]. Среднегодовой темп роста доли льготируемых категорий месторождений составил в 2006 – 2008 гг. 6 %, а в 2009 – 2015 гг. достиг 25,6 % (табл. 1).

Таблица 1 – Динамика объемов льгот по НДПИ и льготируемой добычи нефти

Год Объем льгот по НДПИ, млрд руб. Доля льгот в общем объеме НДПИ по полной ставке, % Доля льготируемых категорий месторождений нефти, %
2006 5 0,1 1
2007 17 2 5
2008 35 2 8
2009 91 8 20
2010 167 11 23
2011 247 12 24
2012 304 12 25
2013 371 14 27
2014 410 14 28
2015 355 16 33

Источник: составлено автором по данным [3, С. 19-20].

В начале указанного периода объем льготируемой добычи составлял 1 % от суммарного объема добытой нефти. К 2015 г. Этот показатель возрос до 33 % (табл. 1). При этом следует подчеркнуть, что налоговые льготы распространяются главным образом на месторождения с высокой степенью выработанности, ТрИЗ, а также новые месторождения в слабоосвоенных районах (greenfields). Снижение ставки НДПИ стало максимально эффективным для зрелых месторождений Поволжья и ХМАО. Данные месторождения характеризуются степенью выработанности более 80 %, и для них применяется понижающий коэффициент 0,7 к базовой ставке НДПИ. Наибольший эффект от предоставления льгот для ТрИЗ в 2015 г. был получен на тюменской свите [2, С. 31].

Из таблицы 1 видно, что добыча нефти на льготных категориях месторождений софинансируется из государственного бюджета также с возрастающими темпами.

Необходимость стимулирования разработки трудноизвлекаемых и других льготных категорий запасов не вызывает сомнения. Однако, на наш взгляд, величина льгот не всегда является обоснованной.

По мнению экспертов [3, С. 20], при расчете НДПИ по формуле для 2017 года и цене на нефть марки Urals на уровне 48 долл./барр. средняя величина чистой выручки нефтяных компаний за вычетом экспортной пошлины, НДПИ и транспортных затрат составит 15,7 долл./барр. Эта сумма должна быть направлена на покрытие капитальных и эксплуатационных расходов, уплату налогов на прибыль и имущество, выплату дивидендов. Для сравнения, при добыче плотной нефти в бассейне Bakken (США, штат Северная Дакота) величина чистой выручки выходит на уровень 42,6 долл./барр. В России даже для залежей баженовской свиты и сверхвязких нефтей, т.е. категорий, пользующихся максимальными льготами, данный показатель не достигается (табл. 2).

Необходимо отметить, что налоговые льготы можно признать эффективными только в том случае, если они приводят к принятию положительных инвестиционных решений. И наоборот, применение льгот нецелесообразно, если оно влечет за собой возникновение сверхдоходности. В связи с этим механизм льготирования следует адаптировать к условиям конкретного месторождения или проекта.

Применение налоговых льгот при разработке ТрИЗ не всегда стимулирует решение поставленных задач. В частности, достаточно высокие льготы для нетрадиционных коллекторов (баженовская, доманиковая, абалакская и ходумская свиты) ограничены во времени и поэтому нацелены на скорейшее вовлечение в разработку уже разведанных запасов, но не создают стимулов для развития технологий и оборудования для поиска и добычи.

Таблица 2 – Структура выручки от реализации нефти различных категорий для условий 2017 г., долл./барр.

Источник: составлено автором по данным [3, С. 21].

Для оценки эффективности льгот и целесообразности их предоставления необходимо сравнение технико-экономических показателей реализации проекта по двум вариантам: с учетом и без учета льгот. Для проведения такого анализа может быть использован институт государственной экспертизы проектных документов. Данная экспертиза позволяет дать достаточно надежную оценку эффективности предоставленных налоговых льгот по проекту.

С 01.01.2016 введены в действие новая Классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов и новые Правила подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья. Задачей нововведений является создание на основе проектного документа базы для подсчета и экономической оценки рентабельно извлекаемых запасов углеводородов.

Экономическая оценка дает возможность нефтяной компании максимально приблизить проектный документ к реальным инвестиционным планам. При подсчете рентабельно извлекаемых запасов в частности предполагается оценивать эффективность действующих и предлагаемых льгот [3, С. 22], а именно, определять, влекут ли за собой льготы прирост этих запасов.

На наш взгляд, проведение подобной оценки по ряду месторождений и проектов, формирующих представительную выборку, позволит сформулировать рекомендации по корректировке существующей системы налоговых льгот.

Список литературы / References

  1. Мещерин А. Не налоговый рай, но и не круги ада / А. Мещерин // Нефтегазовая вертикаль, 2015, № 1, с. 24 – 29.
  2. Яковлева-Устинова Т. Налог для пилотов / Т. Яковлева-Устинова // Oil and Gas Journal Russia, 2016, № 11 [110], с. 28 – 31.
  3. Основные направления налоговой реформы нефтяной отрасли. [Электронныйресурс]. – URL:http://vygon.consulting/upload/iblock/fc5/vygon_consulting_tax_reform _2017.pdf (дата обращения: 17.02.2017).

Список литературы на английском языке / References in English

Читайте также: