Проводки по уходу за ребенком инвалидом и налоги

Опубликовано: 14.05.2024

Бюджетный учет

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Одним из вариантов бюджетного учета сумм страховых взносов в рассматриваемой ситуации может быть отражение их начисления в порядке, аналогичном порядку начисления и возмещения пособий по временной нетрудоспособности и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, т.е. без отнесения на расходы учреждения.
Возмещение сумм уплаченных взносов органами ФСС в таком случае может быть отражено как восстановление кассовых выплат текущего года.

Обоснование позиции:
Статьей 262 ТК РФ установлена обязанность работодателя предоставлять одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ.
Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ (часть 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101).
С 01.01.2015 за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ, осуществляется также финансовое обеспечение расходов на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на рассматриваемые выплаты.
В связи с этим в расчете 4-ФСС появилась отдельная строка в Таблице 2 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации", в которой подлежат отражению страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, начисляемые на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами (строка 13). Обратите внимание: в этой строке указываются взносы во все фонды - ПФР, ФСС и ФФОМС (п. 9.10 Приказа Фонда социального страхования РФ от 26.02.2015 N 59 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование_"). Кроме того, планируется введение в расчет 4-ФСС новой таблицы 2.1 "Расшифровка сумм страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начисленных на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами".
Факт того, что сведения о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, отражаются в Таблице 2 расчета 4-ФСС наряду с самими выплатами по оплате дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами*(1) и пособиями по временной нетрудоспособности (т.е. расходами, осуществляемыми за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых ФСС), позволяет полагать о "равнозначности" таких выплат с точки зрения порядка их возмещения и, как следствие, порядка отражения в учете.
Поскольку в силу части 17 ст. 37 Закона N 213-ФЗ учреждение не должно нести расходов по уплате страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, одним из вариантов бюджетного учета сумм страховых взносов в рассматриваемой ситуации может быть отражение их начисления в порядке, аналогичном порядку начисления и возмещения пособий по временной нетрудоспособности и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, т.е. без отнесения на расходы учреждения.
В учете при этом могли быть оформлены следующие корреспонденции:
1) Дебет КРБ 1 303 02 830 Кредит КРБ 1 302 13 730
- отражено начисление среднего заработка на оплату дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
2) Дебет КРБ 1 303 02 830 Кредит КРБ 1 303 02 730, КРБ 1 303 06 730, КРБ 1 303 07 730, КРБ 1 303 10 730
- отражено начисление взносов в ФСС, ПФР, ФОМС на оплату дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
3) Дебет КРБ 1 302 13 830 Кредит КРБ 1 304 05 213
- отражено перечисление среднего заработка на оплату дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом на банковские счета (карты) работников;
4) Дебет КРБ 1 303 02 730, КРБ 1 303 06 730, КРБ 1 303 07 730, КРБ 1 303 10 730 Кредит КРБ 1 304 05 213
- отражено перечисление во внебюджетные фонды взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом.
Если в учете казенного учреждения начисленные суммы страховых взносов были отнесены на расходы, в учете следует оформить корректировочные записи в порядке, предусмотренном п. 18 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета. ", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Так как страховые взносы, начисленные на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, являются расходными обязательствами ФСС и подлежат возмещению ФСС за счет выделяемых ему межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, поступление на лицевой счет учреждения средств возмещения от ФСС следует отразить в учете в качестве восстановления кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым были произведены кассовые выплаты на уплату страховых взносов (п. 2.5.4 "Порядка. ", утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н).
С учетом изложенного, в бюджетном учете казенного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена следующим образом:
1) Дебет КРБ 1 401 20 213 Кредит КРБ 1 303 02 730, КРБ 1 303 06 730, КРБ 1 303 07 730, КРБ 1 303 10 730
- способом "красное сторно" отражена корректировка начисленных взносов в ФСС, ПФР, ФОМС на оплату дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, ранее отнесенных на расходы учреждения;
2) Дебет КРБ 1 303 02 830 Кредит КРБ 1 303 02 730, КРБ 1 303 06 730, КРБ 1 303 07 730, КРБ 1 303 10 730
- дополнительной бухгалтерской записью отражено начисление страховых взносов в ФСС, ПФР, ФОМС, подлежащих возмещению из ФСС;
3) Дебет КРБ 1 304 05 213 Кредит КРБ 1 303 02 730
- зачислены на лицевой счет учреждения средства от ФСС в возмещение взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом.
В заключение отметим, что в связи с тем, что не все предложенные корреспонденции счетов бюджетного учета установлены перечнем типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение N 1 к Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), возможность их применения должна определяться учреждением по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств или органом, осуществляющим кассовое обслуживание, финансовым органом, которые в силу п. 2 Инструкции N 162н имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции N 162н.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В данном случает речь идет об отражении в Таблице 2 Отчета 4-ФСС расходов по оплате дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами организациями регионов РФ, не участвующих в пилотном проекте по переходу на прямые выплаты социальных пособий в соответствии с Положением N 294.

Сотрудник нашей организации имеет право на дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом. Принят в штат с 01.01.2012 г. с окладом (условно) 10 000 рублей. Периода для расчета среднедневного заработка нет. Предыдущие 12 месяцев дохода не имел. Данные дни оплачиваются за счет средств ФСС.

Как правильно рассчитать среднедневной заработок? Как правильно отразить бухгалтерскими проводками в бухгалтерском учете начисление, налогообложение, выплату таких сумм и уменьшение взносов в ФСС на сумму данных выплат?

Сотрудница, имеющая ребенка-инвалида, работает по 12 часов два дня через два. Как ей оплачивать дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом?

Ст. 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению.

Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Согласно п. 17 ст. 37 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС РФ.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Аналогичная формулировка расчета среднего заработка приведена в п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

При определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

Средний заработок в этом случае определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

ФСС РФ в письме от 05.05.2010 г. № 02-02-01/08-2082 указал, что в соответствии с п. 5 Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, когда работник получал пособие по временной нетрудоспособности, работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства и др.

Кроме того, п. 10 Положения (применение среднемесячного числа календарных дней) применяется только для расчета отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск.

Если у работника в расчетном периоде не было заработка, то нужно руководствоваться пунктами 6, 7, 8 Положения.

В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с п. 5 Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.

В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, средний заработок определяется исходя из размера заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, средний заработок определяется исходя из установленной ему тарифной ставки, оклада (должностного оклада).

В бухгалтерском учете сумма среднего заработка за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом отражается по дебету счета 69 субсчет «Расчеты по социальному страхованию» в корреспонденции со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, имеющие характер государственных пособий.

При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

На протяжении многих лет Минфин РФ утверждает, что оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном ст. 3 Федерального закона РФ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Другие пункты ст. 217 НК РФ также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом.

Таким образом, вышеназванные выплаты одному из родителей (опекуну, попечителю) подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 г. № 1798/10 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ.

В связи с этим в письмах последнего времени Минфин РФ уже ссылается на данное постановление Президиума ВАС РФ, но никаких выводов не делает (письмо от 13.01.2012 г. № 03-04-06/8-4).

Налоговики оказались смелее и в письме от 09.08.2011 г. № АС-4-3/12862@ ФНС РФ сообщила, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться арбитражной практикой, предусматривающей освобождение от обложения НДФЛ указанных выплат.

При этом налоговики отметили, что данное письмо согласовано с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ.

Поэтому с сумм оплаты дополнительных выходных дней НДФЛ не удерживается.

Ст. 7 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Таким образом, считает ФСС РФ, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты, она подлежит обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке (письма от 17.11.2011 г. № 14-03-11/08-13985, от 15.08.2011 г. № 14-03-11/08-8158).

При этом соцстраховцы подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрено финансовое обеспечение за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС РФ, расходов страхователей на уплату страховых взносов, начисленных на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ.

Таким образом, данные расходы (на уплату взносов) осуществляются за счет средств страхователя.

Минздравсоцразвития РФ в письме от 15.03.2011 г. № 784-19 также подтвердило, что облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством РФ, в частности, за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.

Таким образом, учитывая позицию контролирующих органов, на рассматриваемые суммы работодатель должен начислить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также «на травматизм».

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

П. 2 ст. 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Как разъяснило Минздравсоцразвития РФ в письме от 22.02.2011 г. № 507-19, уплате на основе расчета по форме­4 ФСС подлежит сумма страховых взносов за вычетом соответствующей суммы произведенных организацией расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с Порядком заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма­4 ФСС), утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 г. № 216н, при заполнении таблицы 1 «Расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» раздела 1 Расчета по строке 15 «Расходы на цели обязательного социального страхования» отражаются расходы на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные страхователем с начала расчетного периода.

Данный показатель должен соответствовать показателю контрольной строки 12 графы 4 таблицы 2 Расчета.

В таблице 2 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» формы Расчета отражаются расходы на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с начала расчетного периода в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по обязательному социальному страхованию.

В графе 4 отражаются расходы нарастающим итогом с начала расчетного периода, зачтенные в счет страховых взносов, начисляемых в Фонд, в том числе в графе 5 отражаются расходы, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета, оплата 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

По строке 10 отражаются расходы по оплате 4-х дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, произведенные страхователем.

По строке 12 «Итого (сумма строк 1 + 3 + 5 + 6 + 7 + 10 + 11)» – контрольная строка, где показывается сумма строк 1, 3, 5, 6, 7, 10, 11.

В Методических указаниях о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 г. № 81, разъяснено, на что будут обращать внимание соцстраховцы при проверках.

В бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя:

а) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;

б) справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;

в) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;

г) справка с места работы другого родителя, что на момент обращения дополнительно оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;

д) если работающим является один родитель, то факт отсутствия работы у другого родителя должен быть документально подтвержден (справка из органов государственной службы занятости населения и др.).

В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т.п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя.

В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям;

е) если работающим по трудовому договору является один родитель, а другой родитель самостоятельно обеспечивает себя работой.

Данный факт должен быть подтвержден наличием соответствующего документа (копии) (например: свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, гражданско-правовой договор и т.д.), представляемого при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней.


Семьям с детьми-инвалидами государство оказывает дополнительную поддержку, которая выражается в льготах в различных сферах жизни. Давайте подробнее разбираться с тем, на какие льготы и пособия могут рассчитывать семьи с детьми-инвалидами в 2021 году.

КАКИЕ ВИДЫ ЛЬГОТ ПОЛОЖЕНЫ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ?

ЖИЛИЩНЫЕ ЛЬГОТЫ.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ.

Налоговым законодательством установлена сумма для родителей детей-инвалидов, на которую не распространяется налог на доходы физ. Лиц (НДФЛ). В 2021 году эта сумма составляет 12000р. Проще говоря, за эту часть заработной платы родитель не будет платить налог, а будет уплачивать налог только за часть заработной платы сверх этой суммы.

Помимо этого, согласно ст. 407 Налогового кодекса РФ, дети-инвалиды освобождаются от уплаты налогов в отношении объекта налогообложения, находящегося в его собственности.

ТРУДОВЫЕ ЛЬГОТЫ.

В Трудовом кодексе РФ содержится целый ряд льгот для родителей, имеющих детей с инвалидностью на работе.

По каждому из пунктов необходимо дать дополнительные пояснения.

  1. Четыре оплачиваемых выходных дня может брать кто-то один из двух родителей, в таком случае второй берет по месту своей работы справку о том, что не пользуется дополнительными выходными днями. Либо четыре дня родители могут разделить поровну и каждому на месте работы будет предоставляться два дополнительных оплачиваемых выходных. Перенести выходные дни на следующий месяц не получится, если вы ими не воспользовались в текущем месяце, то они сгорают. Дополнительные выходные родителям предоставляются по письменному заявлению на имя работодателя.
  2. Родитель ребенка с инвалидностью вправе отказаться от любых переработок, командировок на дальние расстояния и работы в выходные и праздничные дни. Работодатель, в свою очередь, не праве на основании отказа работника объявить ему выговор, либо уволить.
  3. При переводе на неполное рабочее время или неполную рабочую неделю заработная плата пересчитывается с учетом количества отработанного сотрудником времени. Отпуск и стаж при этом сохраняются.
  4. Работникам, имеющим ребенка с инвалидностью, работодатель должен предоставлять приоритетное право выбора времени ухода в отпуск.
  5. Государство дополнительно защищает работников с детьми с инвалидностью
  6. На досрочное оформление страховой пенсии имеют оба родителя, воспользоваться льготой, в свою очередь может только один, либо мать, либо отец. Досрочное оформление страховой пенсии по старости возможно в возрасте 55-ти лет — для мужчин (если есть 20 лет трудового стажа), в возрасте 50-ти лет — для женщин (если есть 15 лет трудового стажа). Для того, чтобы в трудовой стаж включили время ухода за ребенком с инвалидностью необходимо подать заявление в Пенсионный фонд.

ТРАНСПОРТНЫЕ ЛЬГОТЫ.

В ряде регионов предусматривается бесплатный проезд на наземном городском транспорте, метро и в пригородных электропоездах для детей с инвалидностью и сопровождающего его родителя.

Кроме того, ребенок-инвалид и сопровождающее его лицо (родитель) имеют право на бесплатный проезд до места санаторно-курортного лечения. Чаще всего, бесплатный проезд предоставляется в поездах дальнего следования, но в случае, если до места санаторно-курортного лечения невозможно добраться на поезде или стоимость билетов на самолет дешевле проезда на поезде, то бесплатно можно получить проезд до места лечения на самолете.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ (Денежная компенсация).

Матери и отцу ребенка-инвалида положена помощь на федеральном и региональном уровнях. Льготы суммируются, они не исключают друг друга.

Льготы и выплаты считаются частью дохода семьи: если они выводят семью из категории малообеспеченных, из-за этого снимут с очереди на жилье.

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ.

Помимо перечисленных выше льгот, родители имеют право на получение пособия по уходу за ребенком-инвалидом. Это пособие полагается не всем родителям, а только тем, кто подпадает под следующие условия.

Чтобы получить выплату, родитель подает документы в Пенсионный фонд РФ или МФЦ. Денежная выплата назначается с месяца обращения. В случае, если родитель, который получает выплату устраивается на работу или встает на биржу труда и оформляет пособие по безработице, он обязан сообщить об этом в Пенсионный фонд, после чего пособие прекращает выплачиваться. Если обнаружится незаконная переплата, придется вернуть все деньги в полном объеме. Период времени, который родитель ухаживает за ребенком-инвалидом входит в его трудовой стаж.

Размер пособия в 2021 году составляет 10000р. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях эта сумма умножается на региональный коэффициент.

Следует отметить, что льготы и пособия входят в общий доход семьи, следовательно, если благодаря этим выплатам семья больше не подпадает под категорию малообеспеченных, семью могут исключить из очереди на жилье.

КАК ОФОРМИТЬ ЛЬГОТЫ?

Для оформления льгот необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда РФ, либо МФЦ одному из родителей с пакетом документов.

В зависимости от вида услуги, от родителей могут потребоваться дополнительные документы. Кроме того, заявление с пакетом документов можно подать удаленно через официальный портал Госуслуги.

Также следует отметить, что за налоговыми льготами, например, за льготой на транспортный и жилищный налоги необходимо обращаться с заявлением непосредственно в налоговый орган.

За трудовыми льготами и налоговым вычетом родителю необходимо обращаться с заявлением к работодателю.



При предоставлении и дополнительной оплате выходных дней для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства следует руководствоваться разъяснениями «О порядке предоставления и оплаты четырех дополнительных выходных дней», утвержденными постановлением Минтруда РФ № 26, ФСС РФ №34 от 04.11.2000 (в ред. от 15.04.2002), а также письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.05.2010 № 02-02-01/08-2082.







1. Начисление в программе 1С:Зарплата и управление персоналом 8 оплаты выходных дней работающим родителям детей-инвалидов

Начисление пособия в 1С по уходу за детьми-инвалидами производится документом Оплата дней ухода за детьми-инвалидами. Документ можно ввести из журнала Зарплата → Все начисления.

В форме документа указывается:

· в реквизите Месяц – месяц начисления, в расчетном листке за который показывается сумма оплаты дополнительных выходных дней;

· в реквизите Организация – организация (ее обособленное подразделение), к которой относится документ;

· в реквизите Сотрудник – работник, которому предоставляются дополнительные дни отдыха.

по ссылке Дни ухода открывается календарь и выбираются дни ухода за детьми-инвалидами;





2. Оплата в 1С дней ухода за детьми инвалидами

При заполнении документа в 1С:Предприятие ЗУП производится расчет среднего дневного заработка и сохраняемого заработка.

Средний дневной заработок отражается в реквизите Средний заработок. Для просмотра и/или изменения данных для расчета среднего предназначена форма Ввод данных для расчета среднего заработка в 1С, которая вызывается по кнопке .



3. Данные для расчета среднего заработка в 1С

Если в информационной базе есть информация о суммах начислений и премий, то есть данные расчетов за расчетный период, учитываемых при расчете среднего заработка в 1С, то эти данные автоматически вводятся в таблицу данных для расчета среднего заработка в 1С с обобщением по видам:

· - в т.ч. неиндексируемый;

· Премия, полностью учитываемая;

· - в т.ч. неиндексируемая;

Премия, учитываемая частично

- в т.ч. не индексируемая.

В отдельной таблице приводятся данные по годовым премиям в 1С, начисленным за предшествующий календарный год, с обобщением по видам:

· Годовая премия в 1С, полностью учитываемая;

· - в т.ч. не индексируемая;

Годовая премия в 1С, учитываемая частично;

- в т.ч. не индексируемая.

Выше перечислены все возможные виды заработка для расчета среднего, в конкретной информационной базе видов заработка может быть меньше, т. к. состав видов заработка зависит от настроек программы (применяется ли индексация, присутствуют ли в справочнике начислений премии, и каковы настройки учета этих премий при расчете среднего заработка в 1С).

Если в информационной базе отсутствуют данные расчетов за расчетный период, данные о заработке и премиях вводятся вручную.

Подробные результаты расчета сохраняемого заработка за дополнительные выходные дни приводятся на закладке Начислено (подробно):



4. Результаты расчета суммы оплаты дополнительных выходных дней

Обратите внимание, что по вопросу включения суммы среднего заработка, выплачиваемые родителям (опекунам, попечителям) при дополнительной оплате выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом в налоговую базу при исчислении НДФЛ, на текущий момент есть две точки зрения.



Затем Минфин изменил свою точку зрения (письмо Минфина РФ от 01.06.2018 N 03-04-06/37535) ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10, в котором высшая арбитражная инстанция признала оплату дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иную выплату, осуществляемую в соответствии с действующим законодательством, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежащую обложению НДФЛ.

Более того, контролирующие органы указали, что при разрешении вопроса об налогообложении оплаты дополнительных отпусков родителям детей-инвалидов следует руководствоваться арбитражной практикой, согласно которой указанные выплаты освобождаются от налогообложения.

В программе по умолчанию вид расчета Оплата выходных дней для ухода за детьми-инвалидами настроен как облагаемый НДФЛ. При необходимости эту настройку можно изменить.

По письменному заявлению одного из родителей (опекуна, попечителя) работодатель предоставляет им четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за детьми-инвалидами. Каждый дополнительный выходной день оплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых ФСС РФ - исходя из среднего заработка работника (ч. 1 ст. 262 ТК РФ, п. 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101).

Налог на доходы физических лиц

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды – за исключением сумм, указанных в статье 217 Налогового кодекса РФ (ст. 210 НК РФ).

В частности, согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не облагаются НДФЛ:

доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком);

иные выплаты и компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Оплата дополнительных выходных дней не является государственным пособием, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий из статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.06.2010 № 1798/10 признал: оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не подлежит налогообложению НДФЛ на основании пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ - как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством.

По мнению Минфина России, в данном случае работодателю следует руководствоваться позицией ВАС РФ и не облагать НДФЛ доход работника в виде среднего заработка за выходные дни.

Страховые взносы

Выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее - Закон № 125-ФЗ).

Исключение составляют выплаты, поименованные в статье 422 Налогового кодекса РФ и в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ. Это, например (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ):

государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ;

пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Оплата дополнительных выходных дней не указана в списке государственных пособий, установленном статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Она также не поименована в перечне видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, установленному статьей 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

В связи с этим, по мнению Минфина России, на сумму рассматриваемой выплаты работнику страховые взносы начисляются в обычном порядке (п. 4 письма Минфина России от 21.03.2017 № 03-15-06/16239, п. 1 письма Минфина России от 30.03.2017 № 03-15-05/18599).

Такие же разъяснения контролирующие ведомства давали и ранее – в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (письма Минтруда России от 11.03.2015 № 17-3/В-107, ФСС РФ от 15.08.2011 № 14-03-11/08-8158). Хотя Верховный Суд РФ считал иначе - что рассматриваемые выплаты не подпадают под объект обложения страховыми взносами, так как это не вознаграждение за труд, а средство обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан (Определения Верховного Суда РФ от 04.04.2017 № 306-КГ17-2242 по делу № А65-10939/2016, от 09.02.2017 № 305-КГ16-19944 по делу № А40-182153/2015, от 16.11.2016 № 304-КГ16-15222 по делу № А03-22073/2015).

Пример. Учет оплаты дополнительных выходных

Работнице ООО «Вектор» (гражданину и налоговому резиденту РФ) начислен средний заработок за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом в сумме 4000 рублей. Бухгалтер сделает следующие записи:

ДЕБЕТ 69 субсчет учета страховых взносов на ВНиМ КРЕДИТ 70

– 4000 руб. – начислен работнику средний заработок за дополнительные выходные дни;

ДЕБЕТ 69 субсчет учета страховых взносов на ВНиМ

КРЕДИТ 69 субсчет учета страховых взносов на ОПС

- 880 руб. (4000 * 22%) – начислены страховые взносы на ОПС;

ДЕБЕТ 69 субсчет учета страховых взносов на ВНиМ

КРЕДИТ 69 субсчет учета страховых взносов на ОМС

- 204 руб. (4000 * 5,1%) - начислены страховые взносы на ОМС;

ДЕБЕТ 69 субсчет учета страховых взносов на ВНиМ

КРЕДИТ 69 субсчет учета страховых взносов на ВНиМ

- 116 руб. (4000 * 2,9%) - начислены страховые взносы на ОМС;

ДЕБЕТ 69 субсчет учета страховых взносов на ВНиМ

КРЕДИТ 69 субсчет учета страховых взносов «на травматизм»

- 8 руб. (4000 * 0,2%) - начислены страховые взносы «на травматизм»;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50 (51)

- 4000 руб. - выплачен работнику средний заработок.


Письмо Министерства финансов РФ
№03-04-05/18802 от 31.03.2017

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты четырех дополнительных выходных дней, предоставляемых одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

В соответствии со статьей 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Доходы, освобождаемые от обложения налогом на доходы физических лиц, перечислены в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Другие пункты статьи 217 Кодекса также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом.

Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

В случае если разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, то применительно к ситуациям, рассматриваемым в этих актах и письмах судов, следует руководствоваться письмом Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571.

Читайте также: