Налоговая несоответствие доходов и расходов

Опубликовано: 01.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговый мониторинг
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Государство заглянет в ваш кошелек, чтобы знать, куда тратите деньги.

Откуда у вас деньги на машину? На учебу сына? В правительстве хотят получить право задавать россиянам такие вопросы, чтобы вывести на свет все теневые доходы и убедить граждан заплатить налоги.

Возможность всеобщего контроля над расходами россиян стала одной из главных новостей лета. Замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэлла Панина заявила, что в министерстве рассматривают введение системного контроля как доходов, так и расходов граждан для борьбы с теневой экономикой. И хотя потом МЭР опровергло слова служащей, осадок остался.

Во-первых, известно, что в правительстве уже несколько лет обсуждают возможности усилить налоговый контроль. А во-вторых, мониторинг расходов — это реально существующая инициатива: с таким предложением выступили некоторые российские регионы, жалующиеся на нехватку денег в местных бюджетах. Насколько реально введение контроля над расходами всех россиян, возможно ли это технически, чем это грозит гражданам и, главное, поможет ли это борьбе с теневой экономикой? Банки.ру собрал дюжину фактов о контроле над расходами граждан.

Факт 1. Идея появилась не вчера

В прошлом году Федеральная налоговая служба запросила у Минфина право получать у банков информацию о счетах россиян для «совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности». Министерство финансов отказало.

Кроме того, неоднократно обсуждались инициативы по ограничению расчетов наличными между физлицами и юрлицами, а также возможность снизить размер НДС при безналичной оплате. Идеи также остались на стадии обсуждения — не было необходимой инфраструктуры.

Факт 2. Потери бюджета из-за теневой экономики огромны

Размер теневого сектора достигает 20% ВВП, считает Федеральная служба по финансовому мониторингу, а по данным МВФ, в «тени» находится треть российской экономики. По оценке Бэллы Паниной, потери бюджета в прошлом году составили 4 млрд рублей.

И это официальные цифры. Оценки экспертов более пессимистичны: совокупные потери бюджета и внебюджетных фондов могут достигать 6,5 трлн рублей в год.

«Первый шаг к выявлению теневого дохода — контроль соотношения доходов и расходов», — заявила Панина. Поэтому хотя вопрос и «трепетный», надо его решать, уверена чиновница.

Факт 3. Контроль расходов уже был, есть. и будет?

Практика подачи деклараций о расходах в России продолжается и сейчас, правда, не для всех. «Согласно ФЗ № 303 от 3 ноября 2015 года, декларировать свои расходы должны чиновники и депутаты», — говорит ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Есть и другой закон. «В соответствии с ФЗ № 273 „О противодействии коррупции“, декларации о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера обязаны предоставлять государственные и муниципальные служащие, руководители органов публичной власти высшего звена, депутаты и так далее, а также их супруги и несовершеннолетние дети, — говорит профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС Людмила Пронина. — Причем контролируются не просто расходы, а соответствие расходов доходам вышеназванных лиц».

Эффективность этих законов соответствует русской пословице «Закон что дышло, как повернешь, так и вышло» и напоминает «русскую рулетку».

Опыт Китая: расстрелы и роскошь

Самый яркий пример контроля расходов — Китай. В этой стране все госслужащие ежегодно предоставляют информацию о расходах и доходах своих и родственников. Введение этой меры резко снизило уровень коррупции в стране. Почему? «Видимо, в сочетании с другими мерами, например расстрелом, декларирование расходов в Китае дает больший эффект, чем в других странах», — объясняет Олег Богданов. Но есть и другой любопытный эффект. «В Китае есть традиция: если ты помог человеку, то он должен тебя отблагодарить, — говорит руководитель управления регионального развития ИФК „Солид“ Алексей Клочко. — Эти подарки, помноженные на большое число населения, составляют существенную часть экономики. В качестве подарков часто приобретались предметы класса люкс. Си Цзиньпин провозгласил борьбу с коррупцией, и после нескольких громких дел люди стали осторожничать и не афишировать подарки или вообще не тратиться на них. В итоге часть реальной видимой экономики пострадала».

Факт 4. Скрывают налоги не только чиновники, но и целые госструктуры

«Счетная палата проанализировала деятельность Росимущества и обнаружила многочисленные нарушения в работе при сдаче в аренду госземель, — говорит Людмила Пронина. — Российский бюджет недополучает от аренды государственных земель почти 440 миллиардов рублей в год, сообщили аудиторы Счетной палаты. А ведь ради такой же суммы власти решились провести крайне непопулярное повышение пенсионного возраста».

«Бюджет недополучает от аренды государственных земель почти 440 млрд рублей в год. Именно из-за такой же суммы власти решились повысить пенсионный возраст».

Факт 5. Толку от нынешнего закона мало

Возможность конфискации имущества появилась у Генпрокуратуры в 2013 году, с тех пор было изъято «нажитого непосильным трудом» на 11 млрд рублей. С каждым годом растет число чиновников, которых увольняют, поймав на несоответствии доходов и расходов. В 2016 году по этой причине лишилось работы около 400 человек, в 2017-м — 1,2 тыс., в 2018-м — 1,3 тыс. человек. Но очевидно, что все это капля в море, ведь декларацию ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих.

Чтобы избежать лишнего внимания, чиновники массово разводятся, «оставляя» женам львиную часть состояния, у кого-то внезапно богатеют мамы-пенсионерки или тещи, в общем, формально закон есть, но работает он, вероятно, избирательно. «Стоит все же отметить, что сейчас ситуация в этой сфере улучшается, так как становится все эффективнее автоматический обмен налоговой информацией, позволяющий получать сведения об операциях и по зарубежным счетам», — считает президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин.

Впрочем, идея регионов немного в другом — наладить контроль над всеми гражданами страны. С миру по нитке, как говорится. Но насколько это возможно технически, есть ли в этом экономический смысл и нельзя ли как-то без этого обойтись?

Опыт Италии: запреты и инновации

«15% граждан занижают доходы в декларации, было подсчитано, что если бы все итальянцы платили налоги честно, государственный долг был бы погашен уже через 18 лет», — говорит президент холдинга Mikro Kapital Винченцо Трани. Как решает страна проблему хитроумности своих граждан? Вначале попробовали прибегнуть к жестким мерам. Например, ввели максимальный лимит на операции с наличными в 900 евро. Реакцией стало резкое падение покупок, в основном со стороны иностранных туристов. Пришлось искать другие пути. «Лучший инструмент для решения проблемы теневой экономики — это, в первую очередь, автоматизация всех процессов контроля и расчетов, что делает все операции прозрачными и упрощает процесс отчетности, — говорит Трани. — С 2017 года была введена система автоматического сбора данных о расходах и доходах граждан. Система сама рассчитывает суммы, потраченные на недвижимость, ипотеку, здравоохранение и другие виды расходов, что помогает гражданам в декларировании доходов и расходов. Учет расходов позволяет сократить налоговую нагрузку с помощью вычетов». В итоге под индивидуальный контроль попадают только те граждане, чьи декларации вызывают сомнение из-за несоответствия цифр по расходам и доходам в различных базах данных.

Факт 6. Все будет возможно уже в ближайшем будущем

Действительно, при постановке автомобиля на учет ГИБДД сообщает информацию налоговикам: передает все данные для транспортного налога, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра. Но этого недостаточно.

«Большая часть операций технически никак не регистрируется: товары так называемых люксовых категорий, предметы роскоши, работы и услуги, оказываемые в отношении уже имеющегося имущества (например, дорогостоящий ремонт или улучшение уже имеющейся недвижимости, строительство бассейна и прочее, — говорит Мандрашов. — Из-за этого организовать сплошной контроль над расходными операциями и декларированием всеми категориями налогоплательщиков представляется маловероятным в ближайшей перспективе».

Но все эти трудности — вопрос времени. Развитие безналичных платежей, совершенствование IT-платформ, онлайн-кассы, обмен информацией между ФНС и ФТС России, включение в систему «маркировки» все большего количества товаров, информация об операциях от российских банков, налоговых органов зарубежных стран и отдельно — от стран — участниц СНГ — все это постепенно сделает контроль все более масштабным.

Факт 7. Налоговикам помогут банки

В какой-то степени сотрудничество с банками может быть даже удобно. «Сегодня большинство граждан не занимается самостоятельным оформлением налоговой отчетности, поэтому введение обязанности декларировать расходы может вызвать трудности, — говорит президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин. — Cамо по себе „декларирование расходов“ звучит скорее негативно, так как ассоциируется с лишними и непонятными действиями для граждан. В то же время сейчас достаточно технологий, позволяющих учитывать расходы. Так, можно выгружать данные с банковских приложений — сейчас многие ведут учет своих расходов по карте именно с помощью мобильного банка».

Факт 8. Тени не исчезают даже в полдень

Кроме того, хотя покупка недвижимости или автомобиля проходит через соответствующие реестры и регистрируется, доказать, какая именно сумма была уплачена за покупку, невозможно. Довольно распространена ситуация, когда официальная цена занижается.

Еще один вариант: оформлять покупки на третьих лиц, имеющих легальные доходы, или вместо договора купли-продажи оформлять дарственную. «Кому надо, сделки спрячет без проблем, — уверен начальник управления аналитики и стратегического маркетинга Промсвязьбанка Николай Кащеев. — Можно закручивать гайки сколько угодно, но люди занимались каким-то „бизнесом“ даже в 1930-е годы».

Допустим, что-то останется в тени навсегда, но очевидно, что можно «засветить» существенную часть доходов и повысить тем самым собираемость налогов. Только вот нужно ли это делать?

Факт 9. Контроль над расходами вторичен

По сути, это косвенный контроль над расходами. В него вовлечены нотариусы и юридические фирмы, которые должны проверять источник происхождения средств при любой крупной финансовой трансакции.

Самые низкие показатели теневого сектора экономики именно в тех странах, где контроль за доходами и расходами граждан занимает большое место, обращает внимание Вячеслав Абрамов. Это США, Япония и Китай. Но это вовсе не служит аргументом для введения аналогичного контроля и в России. «Если эти страны параллельно с проведением реформ по всеобщему декларированию или реализацией мер по контролю над расходами улучшали внутренний инвестиционный климат, они получили положительный эффект, — говорит аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК „Фридом Финанс“ Александр Осин. — Но роль контроля над расходами или доходами сама по себе вторична».

Опыт США: патриотизм и тотальные декларации

«Классический пример всеобщего декларирования доходов и расходов — налоговая система США, — поясняет Евгений Мандрашов. — Декларации обязаны подавать почти все американцы. За исключением разве что бездомных и других категорий малообеспеченных граждан. В США декларацию подают все, кто относится к категории „налоговый резидент“. Это прежде всего работающие граждане США, обладатели рабочей визы, а также лица, получающие нетрудовые доходы (алименты, дивиденды, ренту, авторские отчисления)». Но и между ежегодными заполнениями деклараций траты американцев не пропадают из поля зрения налоговиков. «В США Office of the Comptroller of the Currency (Управление по контролю денежного обращения) может „взять на карандаш“ и при трансакциях в 5 000 долларов», — говорит Олег Богданов. Налоговый контроль в США регулируется несколькими законами, перечисляет Людмила Пронина из РАНХиГС. Закон о банковской тайне (1970 год) дает государству возможность контроля операций по любым банковским счетам. С его помощью государство борется с отмыванием денег и использованием секретных счетов, создает «бумажный след» для возможных расследований операций с крупной суммой наличности. Закон о контроле над отмыванием денег придает этому преступлению статус федерального уголовного. Закон «Патриот США» предоставляет беспрецедентные полномочия спецслужбам по сбору необходимой им информации, в том числе по прослушиванию телефонных переговоров и контролю электронной почты. «На практике принудительные меры взыскания задолженности (удержание имущества, арест банковского счета, удержание из зарплаты до 10% и тому подобное) не применяются, пока не будут исчерпаны все возможности обсудить с налогоплательщиком (по почте, телефону, при собеседовании) варианты добровольного внесения причитающихся с него сумм», — говорит Людмила Пронина.

Факт 10. Даже теневые расходы работают на экономику

Когда мы говорим о самозанятых, индивидуальных предпринимателях, малом и среднем бизнесе, надо иметь в виду, что полученные доходы редко идут на покупку предметов роскоши или выводятся из страны на счета зарубежных банков. Учитывая, что доходы в стране падают шестой год назад, можно смело предположить, что зарплаты «в конвертах» моментально уходят в легальный сектор экономики в виде потребительских расходов. «Контроль за расходами граждан, относящихся к среднему классу и к малоимущим, которые живут от зарплаты до зарплаты или даже получают пособия по бедности, не имеет смысла, — считает Людмила Пронина. — В целом увеличение расходов граждан стимулирует потребление, а значит, рост экономики».

Было бы полезно, если бы в МЭР задумались не о контроле расходов, а о том, как устранить причины, которые загоняют обычных людей «в тень». «Сложность официального ведения бизнеса или большая налоговая нагрузка такова, что ставит под сомнение целесообразность деятельности вне «тени», — подсказывает ответ руководитель управления регионального развития ИФК «Солид» Алексей Клочко. «Невозможно выйти на свет, если свет сжигает», — говорит Николай Кащеев.

(Почти) факт 11. Контролю над расходами — быть

Системы контроля расходов россиян не будут введены завтра, но если правительство о них заговорило, то вскоре может появиться очередной законопроект, считает Вячеслав Абрамов.

«Вопрос экономического роста не стоит на повестке дня, так что налоговый пресс может нарастать и далее», — рассуждает Николай Кащеев.

Факт 12. Контролировать — так по-крупному

«У государства есть все механизмы для того, чтобы максимально усложнить жизнь коррупционерам, перекрыв доступ к возможности покупать недвижимость, автомобили, драгоценные изделия, предметы искусства, обязав делать все платежи с определенной суммы в безналичной форме, а банкам — проверять происхождение средств и подтверждать уплату налогов по этим средствам, — говорит Никита Рябинин. — Но для этого нужна политическая воля, ведь эта борьба в первую очередь ударит по интересам коррупционеров».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН


Организации, применяющие УСНО, уже сдали декларацию по налогу, уплачиваемому при УСНО, за 2016 год: срок истек 31.03.2017. Не позднее обозначенной даты надо было представить в налоговый орган и годовую (финансовую) бухгалтерскую отчетность. Подавляющее большинство организаций так и поступило: выполнило все требования налогового законодательства.

Но вдруг в апреле 2017 года одна из таких организаций получила из налогового органа требование пояснить причину расхождения сумм доходов, указанных в декларации при УСНО и в бухгалтерской отчетности за 2016 год.

Что делать в этом случае? Может ли быть такое расхождение обоснованным? Как составить ответ налоговикам?

Право налогового органа на истребование пояснений

В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговый орган при получении декларации по «упрощенному» налогу проводит ее камеральную проверку. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, которые содержатся в документах, имеющихся у налогового органа, и получены им в ходе налогового контроля, то налоговый орган вправе истребовать пояснения относительно данного факта. В рассматриваемом случае расхождение выявлено между декларацией по «упрощенному» налогу и бухгалтерской отчетностью организации, что является основанием для истребования пояснений у налогоплательщика.

Об обнаружении ошибки или несоответствия налоговый орган сообщает налогоплательщику и требует представить необходимые пояснения или внести исправления в налоговую декларацию.

Срок для выполнения данного требования – пять рабочих дней со дня получения требования.

Может ли налогоплательщик вместе с пояснениями дополнительно представить другие документы, подтверждающие его позицию? Да, он вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Представитель налогового органа обязан рассмотреть все представленные налогоплательщиком документы. И если после этого рассмотрения или в случае, когда налогоплательщик не представит пояснений, налоговый инспектор установит факт совершения правонарушения, он составит акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Из приведенных норм следует, что действующим налоговым законодательством налоговым органам предоставлено право истребовать у «упрощенца» пояснения в отношении представленной декларации при УСНО, если будут выявлены ошибки или несоответствия между данными декларации и другими имеющимися у налоговиков документами (например, годовой бухгалтерской отчетностью).

Рекомендуем представить пояснения в установленный срок (пять рабочих дней), иначе будет составлен акт о правонарушении на основании тех данных, которые есть у налогового органа. Да и этим дело может не закончиться: если расхождения масштабные, то налоговики могут инициировать и выездную налоговую проверку.

Кроме истребования пояснений, налоговый орган вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений, если сочтет, что требуется непосредственная явка налогоплательщика в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Для этого налогоплательщику будет направлено уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Сравнение показателей налоговой и бухгалтерской отчетности при УСНО

Декларация при УСНО

Независимо от применяемого объекта налогообложения в налоговой декларации указываются доходы, учитываемые при УСНО:

  • если объект налогообложения «доходы» – по кодам строк 110 – 113 разд. 2.1.1 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения – доходы)» декларации указываются суммы полученных налогоплательщиком доходов (налоговая база для исчисления налога (авансового платежа по налогу)) нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев, налоговый период;
  • если объект налогообложения «доходы минус расходы» – по кодам строк 210 – 213 разд. 2.2 «Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и минимального налога (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов)» декларации указываются суммы полученных налогоплательщиком доходов также нарастающим итогом за I квартал, полугодие, девять месяцев, налоговый период.
Порядок определения доходов организации не зависит от применяемого объекта налогообложения и установлен ст. 346.15 и 346.17 НК РФ:

  • учитываются доходы в порядке, приведенном в п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ;
  • не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, и доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
  • доходы учитываются кассовым методом.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

А если организация вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств она может включить показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

В рассматриваемой ситуации налоговиков могут заинтересовать следующие показатели бухгалтерской отчетности.

Начнем с баланса. В данном случае важными являются показатели актива баланса, а именно «Финансовые и другие оборотные активы», в котором указываются (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»):

  1. по коду 1230 – дебиторская задолженность;
  2. по коду 1240 – финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
  3. по коду 1260 – прочие оборотные активы.
При этом, поскольку деталировку выбирает сама организация, данные могут быть приведены в балансе как развернуто, так и одним показателем, имеющим наибольший вес. Например, по показателю «Дебиторская задолженность» (код 1230) указываются в том числе сальдо по следующим статьям бухгалтерского учета:

  • покупатели и заказчики;
  • векселя к получению;
  • задолженность дочерних и зависимых обществ;
  • задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал;
  • авансы выданные;
  • прочие дебиторы;
  • займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев;
  • собственные акции, выкупленные у акционеров;
  • прочие финансовые вложения.
В отчете о финансовых результатах налоговиков в первую очередь заинтересует показатель «Выручка», в котором указывается выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей (код 2110), учтенная по кредиту счета 90 «Продажи» (субсчет 1 «Выручка»), а также показатель «Прочие доходы» (код 2340), в котором содержится информация о прочих доходах организации, учтенных по кредиту счета 91 «Прочие доходы».

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы в бухгалтерском учете признаются по методу начисления; организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут вести учет кассовым методом по мере поступления денежных средств. Подавляющее большинство организаций ведет бухгалтерский учет по методу начислений.

Сравнение данных декларации при УСНО и годовой бухгалтерской отчетности

Если рассматриваемые доходы, включая прочие доходы, по бухгалтерской отчетности меньше, чем налогооблагаемые доходы, то вопросов у налоговиков не возникнет. Такое может быть, например, если организация работает «по предоплате», то есть у нее много поступлений денежных средств в виде авансовых платежей от покупателей, которые в налоговом учете увеличивают облагаемые доходы (кассовый метод), а в бухгалтерском учете – увеличивают кредиторскую задолженность.

Если же налогооблагаемые доходы значительно меньше, чем доходы, включая прочие доходы, отраженные в бухгалтерской отчетности, то вероятность возникновения вопросов у налоговых органов высока, поскольку это может означать занижение облагаемой базы по налогу, уплачиваемому при УСНО. Рассмотрим приведенный вариант подробнее.

Наиболее очевидным сравнением является, как уже сказано выше, сопоставление показателей дохода в налоговой и бухгалтерской отчетности (см. формулу).

Показатель «Выручка» (код 2110) отчета о финансовых результатах

Показатель «Прочие доходы» (код 2340) отчета о финансовых результатах

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

Многих граждан в нашей стране волнует вопрос о том, какие суммы переводов на банковские карты могут заинтересовать налоговую инспекцию. Огромное количество людей ежедневно переводят деньги, ведь пользоваться картами удобно, но этот доход не облагается налогами, и он может быть расценен как доход от нелегальной трудовой деятельности.

Налоговая может заинтересоваться в том случае, если ваши расходы не соответствуют заявленным расходом. Например, официально безработный гражданин неожиданно получает переводы на крупные суммы денег, имеет дорогую машину и квартиру. Информация об объектах движимого и недвижимого имущества, зарегистрированных на граждан приходит в налоговую службы и по этим объектам потом в ФНС определяется налог на имущество физических лиц.

Также в налоговую службу информацию о гражданах может направлять служба Финансового мониторинга, если проводятся денежные операции на счетах свыше шестисот тысяч рублей.

Внимание банков и налоговой инспекции может привлечь следующее:

  • Поступление денежных средств, в которых отправитель указывает то, что поступает оплата за какие-то услуги либо товары. На основании этого можно считать, что гражданин ведет незарегистрированную и незаконную предпринимательскую деятельность, и банк может заблокировать счет физического лица без права его дальнейшей разблокировки;
  • Постоянное поступление на счет физического лица денежных средств кроме официального перевода оплаты труда;
  • Частые поступления денег на карту от одного лица или нескольких лиц, снятие денег с карты постоянно и в течение одного операционного дня;
  • Наличие признаков так называемых транзитных переводов, когда одно лицо сразу после зачисления денег переводит их другому лицу без каких-либо комментариев;
  • В ряде других случаев, обозначенных перечнем законодательства Российской Федерации.

Ошибочно думать, что блокируют банки счета и налоговая обращает внимание только при больших транзакциях. Заинтересовать налоговые органы могут и небольшие транзакции, которые попадают под нарушение норм действующего законодательства.

Контроль за финансовыми операциями россиян уже начался ?!

В последнее время Центральный банк России разрабатывает и внедряет разнообразные правила и указания как для государственных, так и для коммерческих банковских организаций. Содержат письма и официальные предложения от ЦБ России преследуют только одну цель и это отслеживание всех переводов, с целью выявления незаконных переводов денежных средств.

В нашей стране возможность переводу денежных средств с дебетовой карты на карту в нашей стране появилась всего лишь пару лет назад и люди во всех городах стали активно пользоваться ей, игнорируя наличные деньги. Например, в Сбербанке было осуществлено переводов более, чем на 37 миллиардов рублей и сделаны они были физическими лицами. Представители ведущих банков России утверждают то, что физические лица не только активно открывают банковские счета, но и пользуются ими для безналичной оплаты товаров и услуг.

Но для таких граждан подобные перечисления являются налогооблагаемым доходом (согласно ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации) и именно эти граждане не торопятся уплачивать налоги с полученных доходов. По общему правилу, если гражданин, получивший доход, является резидентом РФ, то он должен уплатить НДФЛ с полученной суммы в размере 13% процентов. Нерезиденты платят налог в размере тридцати процентов.

Что говорит налоговая служба ?!

Еще с прошлого 2018 года ходили слухи о вводимом с первого июля 2018 года контроле о поступлениях денежных средств на дебетовые карты физических лиц. Некоторые новостные порталы опубликовали эту новость, но при этом без официального подтверждения. Что говорит на этот счет законодательство нашего государства? Вообще контроль за движениями денег и операциями, связанными с продажей или покупкой гражданами движимого и недвижимого имущества осуществляется налоговой службой и банковскими организациями уже давно.

По мнению юристов, специализирующихся на налоговых правонарушениях интерес ФНС может быть выявлен случайно или в ходе налоговой проверки. В свою очередь, представители ФНС отмечают, что массовая проверка всех физических лиц на предмет получения ими незадекларированного дохода пока не проводится. Но, как известно, в случае получения информации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ). Поэтому пока можно не переживать, так как каких-то законодательных норм, жестко регламентирующих транзакции граждан не имеется.

Также представители Федеральной налоговой службы обращают внимание на то, что сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются однозначным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банковской организации о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг и это просто не доказуемо.

Тем не менее в группе риска люди, получающие неофициальный доход или самозанятые граждане. Это риелторы, фрилансеры, люди получающие доходы в качестве рантье. На основании 86 статьи Налогового кодекса Российской Федерации представители налоговой службы могут запрашивать при необходимости сведения от банков о состоянии счетов, если лицо не является ИП или юридическим лицом. Судебная практика в нашей стране по привлечению физических лиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов. Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки по своей воле не обязаны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента.

Особенно если они странные

Если вы ИП или руководитель ООО, налоговая инспекция иногда присылает вам требования.

Они бывают двух видов. Во-первых , налоговики могут потребовать что-то заплатить, это требование об уплате налога. Во-вторых — ответить: пояснить или представить документы. Требования что-то пояснить часто бывают непонятными: например, нужно объяснить расхождение в 4 млн рублей при сумме декларации 3 млн. А иногда требуют просто принять к сведению какую-то информацию.

Я 16 лет работаю бухгалтером — сначала по найму, а теперь как ИП. Консультирую предпринимателей и веду учет. В статье расскажу, как отвечать на требования налоговой что-то пояснить или представить документы и почему делать это обязательно.

Зачем налоговая требует пояснения или документы

ИФНС может прислать требование, если у нее возникли к вам вопросы в следующих ситуациях.

Во время налоговой проверки. Она может быть выездной, то есть на территории налогоплательщика, или камеральной — когда ИП или ООО сдает декларацию, а налоговики проверяют ее у себя. Если ИФНС что-то непонятно, придется объясняться. Например, если в отчетности написано одно, а в документах, которые находятся в налоговой, — другое.

Когда проверяют какую-то компанию или ИП и, чтобы подтвердить информацию, опрашивают контрагентов. Например, предприниматель в своем магазине продает печенье, которое покупает на кондитерской фабрике. У этой фабрики идет выездная налоговая проверка за 2017—2019 годы , поэтому ИП присылают требование представить в налоговую все накладные на печенье за этот период.

Когда проверяют конкретную сделку вне налоговых проверок. Например, фирма купила нежилое помещение. Налоговая инспекция считает, что продавец не уплатил положенные налоги, и проверяет именно эту сделку, запрашивая документы у продавца и покупателя.

Когда надо ответить на требование

Как присылают требования. Требование из ИФНС может прийти по почте или электронно. А иногда его даже вручают лично: например, когда предпринимателя вызывают в налоговую и уже там отдают требование. У требований во время камеральной проверки есть свои особенности — о них расскажу ниже.

Если организация или ИП сдает отчетность через интернет, то требование придет электронно. Обычно, если предприниматель или компания ведет электронный документооборот, операторы ЭДО сами сообщают о требовании по смс или электронной почте, чтобы оно не потерялось.

Когда налогоплательщик отправит квитанцию, начинает течь срок исполнения требования. Для представления документов это 5 или 10 рабочих дней, для пояснений — 5 рабочих дней. Этот срок указан в требовании. Все сроки считаются в рабочих днях.

Если требование пришло обычной почтой, оно считается полученным на шестой день после отправки. Возможные задержки на почте — проблема налогоплательщика.

Если налоговики вручают требование лично, то делают это под подпись — надо расписаться в экземпляре ИФНС, подтвердив, что вы требование получили. С этого момента начинает течь срок представления документов.

Как продлить срок для ответа. Можно письменно попросить ИФНС об отсрочке. Сделать это надо не позже чем на следующий рабочий день после дня, когда получите требование.

Основанием для отсрочки может быть командировка или болезнь руководителя. Или то, что налогоплательщику надо копировать много документов.

Предоставить отсрочку — право налоговой инспекции, а не обязанность. Поэтому отсрочку могут и не дать.

Что будет, если не ответить

Если проигнорировать требование о представлении документов, грозит штраф — 200 Р за каждый непредставленный документ о своей деятельности.

Если не представить документы или пояснения по встречной проверке, штраф составит 10 000 Р , а при запросе документов о конкретной сделке — 5000 Р .

Если не дать пояснения в любых других случаях, оштрафуют на 5000 Р . А если в течение года повторно проигнорировать такое требование ИФНС, штраф вырастет в четыре раза — до 20 000 Р .

Если налоговики попросили пояснить или уточнить налоговую декларацию и вы ее уточнили — этого достаточно, дополнительные письма можно не писать. Но если не уточнить декларацию или не объяснить письменно, что в ней все верно, — грозит штраф. Игнорировать требования налоговой — дорогое удовольствие, поэтому отвечать на них надо обязательно.

Как правильно отвечать

На требование что-то пояснить необходимо ответить письменно. Еще нужно зафиксировать, что ответ передан в налоговую, — квитанцией оператора электронного документооборота или подписью и штампом инспектора. К пояснениям можно приложить подтверждающие документы, но это необязательно.

Если требование поступило во время камеральной проверки декларации по НДС, то пояснения надо передать электронно по утвержденному ФНС формату. Во всех остальных случаях пояснения можно составить в свободной форме и передать в инспекцию лично, по почте или электронно. Это относится и к требованию налоговой представить документы.

На требование представить документы. Когда ИФНС просит документы, надо представить их копии, заверенные налогоплательщиком. Не надо заверять копии нотариально или отдавать оригиналы: налоговики не будут копировать их за свой счет. Они вправе ознакомиться с оригиналами, но не более того.

На каждой копии должно быть написано «копия верна», дата, должность, подпись и расшифровка подписи того, у кого есть право заверять документы. Документы ИП может заверять сам предприниматель, ООО — руководитель фирмы. Они могут передавать свое право подписи по доверенности.

Многостраничные документы нужно прошить и заверить одной надписью в месте прошивания. Есть и другие правила, как заверять бумажные документы, — им посвящено приложение 18 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Документы надо передавать по описи, чтобы было документальное доказательство того, что вы свою обязанность выполнили. Если передаете документы в ИФНС лично, в описи должен расписаться сотрудник инспекции. Если отправляете почтой, опись подписывает оператор почтовой связи. Если электронно, то оператор ЭДО формирует электронную квитанцию.

Так процесс должен выглядеть в идеале. Но иногда налоговая хитрит или пишет в требовании то, что трудно понять и на что еще труднее ответить. Вот какие могут быть сложности с требованиями от налоговой и как на них реагировать.

Есть еще несколько поводов для требований от налоговой по закону. Например:

  1. Уточненная декларация, в которой уменьшена сумма налога к уплате.
  2. Декларация, в которой заявлен убыток.
  3. Декларация по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению.

Ограничения по срокам есть не только у налогоплательщика, но и у ИФНС. Она вправе направлять требования в рамках камеральной проверки в течение 3 месяцев со дня, когда компания или ИП представит декларацию или расчет. Исключение — когда требование направили в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Провести дополнительные мероприятия вправе руководитель налоговой инспекции в ходе проверки. Это возможно, например, если нужны еще какие-то доказательства нарушения налогового законодательства. Тогда могут запросить дополнительные документы за пределами трехмесячного срока.

Декларацию по НДС налоговики проверяют в течение 2 месяцев, но этот срок могут продлить до 3 месяцев — также по решению руководителя инспекции.

Если ИФНС пропустила срок, выставлять требование она не вправе.

Как бывает. Иногда налоговая инспекция пропускает трехмесячный срок камералки, а потом спохватывается и хочет задать какой-нибудь вопрос о прошедшем периоде.

Например, у одного ООО произошла такая история. Организация не вела деятельность, в штате числился единственный учредитель — генеральный директор. Зарплата не начислялась, ведь деятельности не было и директор находился в отпуске за свой счет.

За 2019 год компания сдала нулевую форму расчета страховых взносов, РСВ, так как начислений взносов с зарплаты директора не было. Организация была на общей системе налогообложения, поэтому за этот же год сдала декларацию по налогу на прибыль. В ней был внереализационный доход — это списание старой задолженности с истекшим сроком, не востребованной кредитором. ООО обязано ее списать и исчислить с нее налог на прибыль, что компания и сделала.

Налоговой инспекции это показалось подозрительным: доход есть, а зарплату не начисляли. Задать этот вопрос вовремя можно было в течение 3 месяцев со дня сдачи РСВ или декларации по налогу на прибыль за 2019 год. Но налоговики срок пропустили. Поэтому они пошли на маленькую хитрость.

После первого квартала 2020 года организация, как положено, сдала очередные расчеты и декларации, в том числе РСВ с нулевыми показателями. В срок для камеральной проверки РСВ за первый квартал 2020 года инспекция прислала требование, в заголовке которого запрашивала пояснения по РСВ за этот квартал. А в тексте требования речь шла о 2019 годе, который ее интересовал на самом деле.

Как отвечать на требование. Не надо поддаваться на провокацию. Спрашивали про первый квартал 2020 года — отвечать можно только про него. Главное — ответить.

Естественно, в этот период у компании никаких расхождений уже не было, поэтому она так и написала.

В требованиях по результатам камералки есть еще одна тонкость. Если подать уточненную декларацию или расчет, камеральная проверка первоначальной декларации прекращается, начинается камералка новой. Срок при этом начинает течь заново — со дня сдачи уточненной декларации. То есть сдали уточненную декларацию — продлили срок камеральной проверки.

Еще во время камералки налоговые инспекторы могут требовать пояснения, но не вправе требовать документы. Если только это прямо не предусмотрено налоговым кодексом: например, могут требовать счета-фактуры при камеральной проверке декларации по НДС с суммой налога к возмещению. Поэтому документы к пояснениям, как правило, прикладывать не нужно — достаточно письменно ответить на вопрос.

Как должно быть. Налоговая инспекция должна запрашивать пояснения, только если обнаружит какие-то ошибки и несоответствия. Какие именно ошибки и несоответствия — должно быть указано в самом требовании.

Как бывает. Чаще всего из текста требования хорошо понятно, что именно случилось и почему запрашивают пояснения. Но бывает и иначе.

Так, предприниматель на упрощенке сдал налоговую декларацию с суммой дохода 4 357 735 Р . Все доходы он получил на расчетный счет в банке. Через некоторое время ему пришло требование пояснить расхождение в размере 4 172 508,53 Р между декларацией и поступлениями на расчетный счет.

Расхождение — это разница между декларацией и суммой, которую ИП получил через банк. В какую сторону — инспекция не написала. Тут возможны два варианта:

  1. расхождение в меньшую сторону. То есть, по мнению ИФНС, предприниматель получил на расчетный счет 4 357 735 Р − 4 172 508,53 Р = 185 226,47 Р ;
  2. расхождение в большую сторону. То есть налоговая считает, что предприниматель получил 4 357 735 Р + 4 172 508,53 Р = 8 530 243,53 Р .

Во втором случае разница огромная.

Как отвечать на требование. В первую очередь надо проверить свою декларацию и документы, из которых вы брали суммы для нее. На УСН это книга учета доходов и расходов и банковская выписка — та, что выдал банк, а не автоматически загруженная в программу учета.

В итоге предприниматель выяснил, что в поступлениях на расчетный счет была одна сумма, которая не являлась доходом и не облагалась налогом. Это возврат денег из бюджета, примерно 200 Р . А еще облагаемый доход был завышен на 2 тысячи. Последнее произошло из-за того , что приход денег задублировался в учетной программе при автоматической выгрузке, а данные учета не сверили с выпиской из банка.

Предпринимателю повезло, что он завысил доход в декларации по сравнению с реальным, а не занизил его. Иначе пришлось бы заплатить штраф — обычно 20% от неуплаченной суммы — и пени. Сдавать уточненную декларацию в этом случае было бы обязательно.

В итоге предприниматель ответил налоговой, что расхождения совсем небольшие — 2 тысячи. Выяснять, почему в требовании спрашивают про 4 млн, необязательно. Главное — ответить по существу.

Как должно быть. Требование могут прислать в рамках проверки контрагента — это так называемая встречная налоговая проверка, встречка. По встречке просят документы, которые подтверждают сделки с каким-то одним контрагентом. Если с ним было мало взаимоотношений, то ответить просто. Если встречка прилетела по ключевому поставщику или покупателю — придется много копировать.

Срок представления документов по встречной проверке — 5 рабочих дней. К требованию о представлении документов во время встречки прикладывается копия поручения той налоговой, что проверяет контрагента. Запросить могут договоры, счета, акты выполненных работ, акты сверок, оборотно-сальдовые ведомости и другие документы.

Как бывает. Я ИП уже много лет — и однажды получила в рамках встречной проверки требование представить счет, договор, акты приемки-сдачи услуг, акты сверки и платежные поручения по контрагенту-организации.

Казалось бы , ничего особенного, если не знать, о какой сделке идет речь. У контрагента, которого проверяла налоговая, я заказывала надгробный памятник на могилу своей бабушки. Никакого отношения к предпринимательской деятельности эта сделка не имела. Но поскольку у меня есть статус ИП — налоговики увидели это по ИНН, — мне направили требование как предпринимателю.

Памятник я заказывала в интернет-магазине, оплачивала личной картой — никаких документов по сделке, кроме квитанции об оплате, у меня не было.

Как отвечать на требование. Налоговая инспекция вправе запрашивать информацию, необходимую для проверки, не только у налогоплательщиков, но и у любых других лиц. Однако если сделка личная, то обычный гражданин не обязан составлять и хранить документы по ней.

Даже если вы ИП, требовать у вас могут только те документы, что служат основанием или подтверждением начисления или уплаты налогов и сборов, а также основанием для подтверждения расходов.

Поэтому на требование я ответила, что заказ у организации делала в личных целях, к предпринимательской деятельности он отношения не имеет. Акт приемки-сдачи работ не подписывала.

Как должно быть. Налоговая инспекция может писать письма: рассылать информационные сообщения, напоминать о сроках уплаты налогов, пояснять свое мнение. Это справочная информация для налогоплательщика. На такие письма отвечать не надо.

Как бывает. Почему-то иногда вместо писем налоговая предпочитает присылать требования.

Например, один предприниматель нанимал работников, платил им зарплату и сдавал все положенные отчеты, включая расчет по страховым взносам. Потом работники уволились, а предприниматель продолжил сдавать отчеты, но уже с нулевыми показателями на всякий случай, чтобы не получить штраф за несдачу расчета.

Его налоговая решила разъяснить предпринимателю, что сдавать нулевой РСВ ему не надо. А сообщить это решила требованием.

Предприниматель ответил так: «Нулевой расчет по страховым взносам обязуюсь не сдавать».

Читайте также: