Проверяет ли налоговая чеки на подлинность

Опубликовано: 10.05.2024

Налоговая вправе прийти в компанию с проверкой: изучить документы, поговорить с сотрудниками, осмотреть помещение. Чтобы проверка не стала внезапной, рассказываем, как узнать о ней заранее.

Советами делится юрист Денис Савин, в прошлом — налоговый инспектор из отдела выездных проверок.

Денис Савин

Какими бывают проверки

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.


Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.


Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.


В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Как пройти зарплатную комиссию

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:


А это — поручение запросить документы:


Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.


По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.

Короче

Признаки будущей проверки

Запрос налоговой о сделках за три года

Встречная проверка у партнеров

Вызов на комиссию налоговой

Как подстраховаться

Попросить бухгалтера сообщать, если приходят запросы от налоговой или полиции

Подружиться с бухгалтерией партнеров, чтобы бухгалтеры предупреждали о вопросах о вашей компании

ПОЛГОДА

есть у компании до проверки, если она заметила признаки

Юридический и фактический адрес:

Фактический адрес: 115280 г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, стр.4

Юридический адрес: 117292, г. Москва, Нахимовский просп., д. 52/27, помещение Б

1. Общие положения

1.1. Настоящий документ (далее — Политика) определяет цели и общие принципы обработки персональных данных, а также реализуемые меры защиты персональ ных данных в ООО «Ярус» (далее — Оператор). Политика является общедоступным документом Оператора и предусматривает возможность ознакомления с ней любых лиц.

1.2. Политика разработана в соответствии и на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа", а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных актов ООО «Ярус».

1.3. Политика неукоснительно исполняется руководителями и работниками всех структурных подразделений и филиалов ООО «Ярус».

1.4. Действие Политики распространяется на все персональные данные субъектов, получаемые и обрабатываемые ООО «Ярус» с применением средств автоматизации и без применения таких средств.

2. Определения

2.1. Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

2.2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций) с персональными данным, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. К таким действиям (операциям) можно отнести: сбор, получение, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блок ирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.3. Субъект персональных данных — любое лицо, персональные данные которого обрабатываются оператором персональных данных.

2.4. Оператор персональных данных — ООО «Ярус».

3. Обработка персональных данных

3.1. О бработка персональных данных осуществляется с учетом следующих требований:

- обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

- содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки;

- обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;

- при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность и достаточность сведений по отношению к целям обработки персональных данных.

3.2. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных определяются исходя из уставных целей деятельности Оператора, на основании и во исполнение требований законодательства РФ, в т. ч. Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа".

3.3. К основным категориям субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются и/или могут обрабатываться Оператором в соответствии с целями их получения, относятся физические лица:

  • лица, состоящие и состоявшие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором и/или контрагентами Оператора;
  • кандидаты на замещение вакантных должностей;
  • лица, имеющие граж данско-правовой характер договорных отношений с Оператором, или находящиеся на этапе преддоговорных или выполненных отношений подобного характера;
  • лица, сообщившие свои персональные данные в процессе взаимодействия с Оператором, в том числе путем подключения к сервисам Оператора и/или подписания юридических документов с Оператором.

3.4. Для указанных категорий субъектов могут обрабатываться сведения, в том числе запрашиваемые на сервисах Оператора, включая, но не ограничиваясь: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата рождения; место рождения, адрес; семейное положение; социальное положение; имущественное положение; образование; профессия; доходы; ИНН, СНИЛС, контактная информация (телефон, адрес, адрес электронной почты и т. п.), а также иные сведения, необх одимые для целей обработки.

3.5. Оператор вправе обрабатывать персональные данные субъектов, в том числе следующими способами:

сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распр остранение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без использования средств автоматизации.

3.7. Обработка и хранение персональных данных осуществляются не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если отсутствуют законные основания для дальнейшей обработки.

4. Меры по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. Оператор принимает технические и организационные меры обеспечения безопасности с целью защиты персональных данных от случайного или незаконного уничтожения, потери или изменения, а также от несанкционированного разглашения или доступа к персональным данным.

4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно - технические меры:

  • назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
  • ограничение состава лиц, имеющих доступ к персональным данным;
  • организация учета, хранения и обращения носителей информации;
  • проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
  • разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
  • регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
  • использование средств защиты и средств восстановления системы защиты персональных данных;
  • организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.

5. Права субъектов персональных данных

5.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено законодательством РФ.

5.2. Субъект персональных данных имеет право отозвать согласие на обработку персональных данных, направив соответствующий письменный запрос Оператору.

5.3. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных да нных, в том числе содержащей:

  • подтверждение факта обработки персональных данных Оператором;
  • правовые основания и цели обработки персональных данных;
  • цели и применяемые Оператором способы обработки персональных данных;
  • наименование и место нахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением сотрудников/работников Оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;
  • обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  • порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных»;
  • информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  • наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Оператора , если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» или другими федеральными законами.

5.4. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

5.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований законодательства РФ или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в уполномоченный орган или в судебном порядке.

6. Доступ к Политике

6.1. Действующая редакция Политики на бумажном носителе хранится по месту нахождени я исполнительного органа Оператора по адресу: 115280 г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д.19, стр.4

6.2. Электронная версия действующей редакции Политики общедоступна на сайте Оператора в сети Интернет: здесь

7. Актуализация и утверждение Политики

7.1. Политика утверждается и вводится в действие руководителем ООО «Ярус».

7.2 Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику.

8. Ответственность

8.1. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, локальными актами Оператора и договорами, регламентирующими правоотношения Оператора с субъектом персональных данных и/или третьими лицами.

9. Заключительные положения

9.1. Оператор вправе вносить изменения и дополнения в настоящую Политику в отношении обработки персональных данных в любое время без предварительного уведомления Пользователей.

При этом субъект персональных данных обязан самостоятельно отслеживать изменения и дополнения в настоящую Политику. В случае несогласия с условиями настоящей Политики и/или отдельных ее положений, а также изменений и дополнений к ней, Оператор просит воздержаться от посещения и использования сервисов Оператора и не предоставлять свои персональные данные. В противном случае Оператор вправе обрабатывать персональные данные в соответствии с Политикой и не несет какой-либо ответственности в связи с этим.

54-ФЗ

1 июля 2018 года завершился второй этап кассовой реформы. Теперь применять ККТ должны почти все торговые предприятия, заведения общепита, интернет-магазины. Есть исключения, но субъектов, которые под них попадают, не так много. За июнь 2018 года, то есть непосредственно перед окончанием второй волны фискализации, было зарегистрировано порядка 2 млн кассовых аппаратов. А после наступления этой даты — еще 200 тысяч.

Но до сих пор остаются компании и предприниматели, которые не установили ККТ несмотря на обязанность. Это очень неосмотрительно, и вот почему.

Вас «сдадут» ваши покупатели

Власти говорят, что переделали закон 54-ФЗ не только для того, чтобы отслеживать выручку, но и для защиты интересов потребителей. И многие покупатели сейчас в курсе, что проведена кассовая реформа. А также что в чеке должен быть специальный код, который можно считать при помощи смартфона и тут же проверить.

Налоговая служба разработала мобильное приложение, которое скачали как минимум 100 тыс. раз, и это только на устройства под управлением Android. Воспользоваться приложением очень просто: нужно отсканировать QR-код либо ввести в форму некоторые реквизиты чека. Далее система покажет, отправил ли продавец чек в ФНС. Если нет, то прямо из приложения можно сообщить о нарушении.

По словам главы ФНС Михаила Мишустина, пользователи проверили уже более 30 млн чеков. Он заявил, что это делает торговую сферу более прозрачной. Никакими проверками и контрольными закупками добиться такого масштаба было бы невозможно.

Представители Контур.ОФД подтверждают — от налоговой стало приходить больше запросов, связанных с исполнением закона 54-ФЗ. Они бывают связаны:

  • с камеральной проверкой;
  • с административным расследованием;
  • с мероприятиями контроля по сигналу о некорректности данных чека, который поступил через упомянутое приложение.

А это говорит о том, что народный контроль действительно неплохо работает.

К вам придет контрольная закупка

Конечно, налоговая служба не полагается только на бдительных граждан. У нее есть собственные методы контроля за тем, чтобы субъекты бизнеса соблюдали закон 54-ФЗ. К ним относятся:

  • мониторинг и анализ расчетов и полноты учета выручки;
  • наблюдение за использованием кассовой техники, в том числе удаленно;
  • проведение контрольных закупок;
  • проверка правильности учета денежных средств при расчетах с применением кассовых аппаратов.

Также налоговики отслеживают движение персонала — это касается индивидуальных предпринимателей.

Законодательство дает «торговым» ИП на ЕНВД и ПСН право не применять кассовую технику до 1 июля 2019 года. Но лишь в том случае, если у них нет сотрудников. Это единственное исключение, сделанное для сферы торговли и общепита.

Так вот, чтобы воспользоваться этой преференцией, иные предприниматели избавляются от наемных работников — расторгают трудовые договоры и заключают вместо них гражданско-правовые. А это нарушение не только закона о контрольно-кассовой технике, но и трудового законодательства. Такие случаи выявляются, а затем предпринимателя обязывают заключить трудовой договор с сотрудником и установить онлайн-кассу. А еще налагают штрафы.

Какие нарушения выявляются

Результаты своих контрольных мероприятий Налоговая служба публикует на своем сайте. Надо сказать, нарушают повсеместно.

Например, в республике Башкортостан было проведено 155 проверок и абсолютно все из них выявили нарушения: либо отсутствовали кассы, либо не выбивались чеки. К слову, инициирована эта масштабная проверка была именно сообщениями покупателей.

Другой пример — заведения общепита в Рязани. После проведения проверки выяснилось, что в 70% случаев покупателям вместо фискального документа из онлайн-кассы выдавали пречеки, распечатанные на принтере чеков. Содержащиеся в них данные не попадали в Налоговую службу, а это нарушение 54-ФЗ.

Меры наказания

Ответственность за нарушение правил применения кассовой техники установлена в статье 14.5 КоАП. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с этой нормой закона — в ней не менее полутора десятков различных типов нарушений, за которые могут оштрафовать.

Так, за неприменение ККТ предпринимателю грозит штраф от 25 до 50 % неучтенной выручки. Однако есть минимум — 10 тыс. рублей. Получается, что если не пробить чек на 1 тыс. рублей, можно получить штраф в десятикратном размере. Для компании наказание еще строже — 75-100 % неучтенной выручки, при этом минимум — 30 тыс. рублей. А если нарушение повторится, и сумма невыбитых чеков в совокупности превысит 1 млн рублей, могут приостановить деятельность на срок до 90 дней.

Если чек будет пробит, но не выдан покупателю, может последовать предупреждение либо штраф. Компании это может стоить 10 тыс., а предпринимателю — 2 тыс. рублей. Аналогичная мера ответственности может быть наложена и в том случае, если продавец не передаст покупателю по его требованию чек в электронной форме.

  1. Установить ККТ.
  2. Скорректировать расчеты, то есть выбить чек коррекции.
  3. Сообщить об этом в ИФНС и приложить объяснительную, почему так произошло.

Если все это сделать до того, как кто-нибудь из покупателей сообщит о нарушениях (либо налоговый орган нагрянет с проверкой и узнает об этом сам), то штрафа быть не должно.

Чтобы отследить чеки, полученные при покупке, нужно зарегистрироваться на портале и ввести дату покупки, ее цену и фискальный признак. Если окажется, что чека нет в системе, информация об этом поступит налоговикам. Услуга позволит потребителям проверить действительность чека.

"Продавцам важно знать, что есть государственный контроль за их деятельностью, но не менее важно знать, что существует и народный контроль их деятельности и что каждый чек может быть проверен, и в случае расхождений информация об отсутствии чека в системе будет доступна налоговым органам", - отмечают разработчики портала. Пока сервисом можно воспользоваться лишь в тех регионах, где проводится эксперимент по передаче в налоговые органы информации о совершенных в магазинах покупках.

Напомним, эксперимент запущен с 1 августа 2014 года и завершится 1 февраля 2015 года. Соответствующее постановление правительства "О проведении в 2014-2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения" было подписано главой правительства Дмитрием Медведевым 14 июля 2014 года. Эксперимент проходит в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. Предприниматели принимают участие в эксперименте на добровольной основе.

По мнению экспертов, эта информация окажется полезной не только покупателям, но и налоговикам при проведении проверок. "Безусловно, портал для проверки достоверности чеков рассматривается налоговыми органами как дополнительный инструмент по выявлению недобросовестных налогоплательщиков, использующих незарегистрированные кассовые аппараты. Для недобросовестных налогоплательщиков последствия от введения этой системы понятны: штрафные санкции за неприменение ККМ и дополнительные проверки со стороны налоговых органов. Что же касается добросовестных налогоплательщиков, то и для них существует риск введения некорректных данных с чека, что также неминуемо приведет к проверкам", - говорит Виктор Демидов, руководитель управления правового консалтинга АКГ "ФинЭкспертиза".

Поскольку ввод данных о чеках будет носить несистемный характер, вряд ли обработка полученных сведений может способствовать принятию решений по глобальным вопросам, говорят эксперты. "На практике неоднократно сталкивался с ситуацией, когда торговые точки, особенно на рынках, имеют поддельные свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица и поддельные документы о постановке на учет ККТ. Незарегистрированные ККТ используются редко, поскольку высоки риски того, что налоговики, проводя рейд, выявят такие нарушения. В то же время контролеры не всегда могут на месте определить подлинность документов, поэтому, удостоверившись в их формальном наличии, они могут воспринять фальшивку как нормальный документ. Ввод данных о чеке позволит проверить, действительно ли такой предприниматель зарегистрирован, а его ККТ состоит на учете. Кроме того, при более детальном анализе можно установить факт "скручивания" показателей ККТ и доказать занижение выручки теми, кто хотя и использует ККТ, но отражает доходы не в полном объеме", - уверен Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права, партнер "Бейкер Тилли Русаудит".

Эксперты рекомендуют предпринимателям проявлять осторожность. "Тем бизнесменам, которые как-то "скручивают" кассы и что-то делают с ЭКЛЗ, надо будет совсем прекратить эту пагубную практику или "совершенствовать" свои незаконные методы сокрытия дохода, иначе их смогут легко выявить, что обернется для них негативными последствиями. Сокрытие доходов предпринимателем - это занижение налогооблагаемой базы, а значит, такие действия будут однозначно интересны налоговикам. Предпринимателя могут ожидать не только доначисления налога, но и проверки, так как такой факт сокрытия доходов делает предпринимателя в глазах налоговиков абсолютно неблагонадежным", - говорит Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП". Эксперт опасается, что этим порталом могут воспользоваться не только потребители, но и другие предприниматели, как оружием в конкурентной борьбе. "Поэтому налоговой службе, скорее всего, потребуется отличать мотивацию "потребителя", иначе в предпринимательской среде на фоне доступа к базе кассовых чеков может вырасти бесконечное "противостояние Монтекки и Капулетти", - говорит Ольга Пономарева.

Насколько этот сервис окажется интересен покупателям, пока неясно. "Планируется, что любой потребитель, проверив достоверность чеков, поможет в подобном случае выявить нарушения. Однако, по статистике, тем, что написано в чеке, в основном интересуется малообеспеченное население. Хранят чеки, как правило, после покупки товаров, где есть гарантийный срок эксплуатации. Думаю, что когда потребители узнают, какой инструмент государство дало им в руки, то есть надежда, что они будут проявлять большую сознательность к чекам, которые подтверждают их покупки", - считает Евгения Яковлева, руководитель отдела бухгалтерского сопровождения и налогового консультирования юридической компании "Приоритет".

Проверка чека через компьютер на сайте налоговой

Если вы не хотите устанавливать приложение или не имеете под рукой мобильного гаджета, проверить подлинность фискального документа можно прямо на kkt-online.nalog.ru — в статье о новом порядке применения контрольно-кассовой техники. Нужно перейти на страницу, спуститься ниже к плашке «Проверка фискального документа» и вписать данные с чека в пустые поля. Нужно указать тип операции, дату проведения, время, итоговую сумму, номер фискального накопителя, ФД и ФПД.

Обратите внимание! Если вы не знаете, где находятся эти реквизиты на бумажном чеке, нажмите на знак вопроса рядом с графой. Вам покажется изображение чека с выделенным реквизитом.

Конечно, этот вариант проверки не такой быстрый в сравнении с проверкой через мобильное приложение. С другой стороны, не нужно ничего скачивать на мобильное устройство и даже иметь его при себе. Пользуйтесь проверкой чека онлайн-кассы на налог.ру, если хотите сделать это единоразово и со стационарного устройства.

Как проверить чек на сайте вашего ОФД?

Многие ОФД предлагают проверить чек ККМ-онлайн прямо из интерфейса на сайте. Это очень удобно для предпринимателей, но покупателям лучше воспользоваться мобильным приложением. Таким образом, не придется искать ОФД компании, чьими услугами он воспользовался.

Разберем принцип проверки на примере Астрал.ОФД — самого востребованного оператора фискальных данных в России:

  • Переходим на сайт Астрал.ОФД по ссылке. Видим коммерческое предложение и основную информацию о сервисе. Нам нужен один из пунктов меню.
  • Находим раздел «Проверка чека» — он самый последний в верхнем меню на первой странице. Нажимаем. Видим поля для ввода.
  • В отличие от сайта ФНС, карточка ввода Астрал.ОФД выглядит более дружелюбной. Она имеет всего три поля: ФН, ФД и ФП. Впишите их, чтобы получить результат.

Обратите внимание! Справа на странице находится изображение фискального документа. Когда вы выделяете одно из полей, на изображении подсвечивается определенный участок. Он подсказывает, где искать необходимый реквизит.

Первая проверка чека в ОФД проводится мгновенно, как и все последующие. Если реквизиты не найдены в базе Астрал.ОФД, выскочит сообщение «К сожалению, чека с такими параметрами не найдено». Оно указывает либо на ошибку в работе кассы, либо на ошибку при вводе данных в поля.

Проверка при личном визите: как проверить подлинность чека в кабинете налоговой?

Это самый сложный и неприятный способ проверки фискального документа. Используется тогда, когда нет никакой технической возможности использовать онлайн-методы. Выбрав его, нужно заранее позвонить в территориальное представительство налоговой и уточнить возможность офлайн-проверки чека онлайн-кассы. Она есть не во всех отделениях.

Дело в том, что при ручной проверке в налоговой используют особый сканер, который применялся еще во времена старой ККТ. Его использование регулировалось письмом ФНС от 12.07.2010. По телефону вам подскажут отделения, где он еще есть в наличии.

Что делать, если фискальный документ не прошел проверку?

Рассмотрим план действий при провале проверки со стороны потребителя и предпринимателя. Конечно, он будет отличаться:

Подведем итоги: как проверить подлинность документа?

Проверить фискальный документ можно с помощью сайта налог.ру, через мобильное приложение от ФНС и с помощью сайтов своего ОФД. Потребителям будет удобнее использовать интерфейс приложения, а предпринимателю — сайт оператора фискальных данных. Можно также проверить подлинность лично в отделе налоговой, но это долго, неудобно и может обернуться пустой тратой времени (если вы выбрали отделение, которое не имеет технической возможности выполнить проверку).

Если документ не прошел проверку, потребителю лучше подать жалобу в ФНС, а предпринимателю — проверить корректность настройки кассы, связаться с сервисным центром и своим оператором данных.

Теперь вы знаете, где найти чек онлайн-кассы и как проверить его на подлинность. Следите за корректностью работы своей ККТ и подписывайтесь на рассылку, чтобы узнавать больше полезного об онлайн-кассах и взаимодействии с контролирующими органами.

Задать вопрос нашему менеджеру

Оставлись вопросы по проверки чека онлайн?

Напишите нашим специалистам уже сейчас и они помотур решить ваши вопросы!

Читайте также: