Антидемпинговые пошлины в ес

Опубликовано: 25.04.2024

Все началось с того, что Решением Коллегии ЕЭК от 17.11.2015 № 154 сроком на 5 лет были введены антидемпинговые пошлины в отношении грузовых шин, предназначенных для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно, с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения 8 к техрегламенту ТС “О безопасности колесных транспортных средств” (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению 2), происходящих из КНР и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

До вступления в силу Решения Коллегии ЕЭК, шины выехали из Китая в Новороссийск и декларантом была подана предварительная декларация в которой были начислены лишь обычные ввозные пошлины.

17.12.2015 года стало окончательно ясно, что предъявить товар таможне до вступления в силу антидемпинговой пошлины не удастся, а у таможни возникла идея все же взыскать эту самую пошлину, поскольку по состоянию на 18.12.2105 года Решение Коллегии в силу вступает, а товар под процедуру еще не помещен.

Анализируя ситуацию, мы исходим из того, что по общему правилу установленному пунктом 1 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие НА ДЕНЬ РЕГИСТРАЦИИ таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.

Предварительное декларирование осуществляется в соответствии со статьей 193 ТК ТС, и день регистрации предварительной декларации является моментом применительно к которому применяются ставки ввозных пошлин и налогов.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины не являются видами таможенных платежей, а согласно пункту 2 статьи 70 ТК ТС устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно статье 2 ПРОТОКОЛА

“антидемпинговая пошлина” – пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

“компенсационная пошлина” – пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

“специальная пошлина” – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств-членов независимо от ввозной таможенной пошлины;

“предварительная компенсационная пошлина” – пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию Союза товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим импортом материального ущерба отрасли экономики государств-членов, угрозы его причинения или существенного замедления создания отрасли экономики государств-членов;

“предварительная специальная пошлина” – пошлина, применяемая при импорте на таможенную территорию Союза товара, в отношении которого органом, проводящим расследования, в ходе расследования сделано предварительное заключение о наличии возросшего импорта, который нанес или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов;

ПРОТОКОЛ разработан в соответствии со статьями 48 и 49 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) и определяет применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам в целях защиты экономических интересов производителей товаров в Союзе.

3. Применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер осуществляется на условиях и в порядке согласно приложению N 8 к настоящему Договору.

4. Применению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование, проводимое в соответствии с приложением N 8 к настоящему Договору органом, определенным Комиссией в качестве ответственного за проведение расследований (далее – орган, проводящий расследования).

5. Зачисление и распределение специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляются в соответствии с приложением N 8 к настоящему Договору.

2. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

3. Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующей третьей страны, в случае если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики государств-членов, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики государств-членов.

4. Для целей применения мер защиты внутреннего рынка под отраслью экономики государств-членов понимаются все производители аналогичного товара (для целей антидемпингового и компенсационного расследований) либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (для целей специального защитного расследования) в государствах-членах либо те из них, доля которых в общем объеме производства в государствах-членах соответственно аналогичного товара либо аналогичного или непосредственно конкурирующего товара составляет существенную часть, но не менее 25 процентов.

Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате при помещении товаров под таможенные процедуры, условия которых в соответствии с международными договорами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, предусматривают соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Исчисление специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникновение и прекращение обязанности по уплате данных пошлин, определение сроков и порядка их уплаты осуществляются в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом таможенного союза для ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, установленных настоящим Договором.

При применении антидемпинговой или компенсационной пошлины в соответствии с пунктами 104 и 169 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение N 8 к настоящему Договору) антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате не позднее 30 рабочих дней со дня вступления в силу решения Комиссии о применении антидемпинговой или компенсационной пошлины, а также зачислению и распределению в порядке, определенном в приложении к указанному Протоколу.

Изменение сроков уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в форме отсрочки или рассрочки не производится.

В случае неуплаты или неполной уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в установленные сроки их взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном для ввозных таможенных пошлин законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов с начислением пеней. При этом порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата пеней аналогичен порядку, установленному для пеней, уплачиваемых, взыскиваемых в связи с неуплатой или неполной уплатой ввозных таможенных пошлин.

Положения настоящего пункта распространяются на исчисление, уплату и взыскание предварительных специальных, предварительных антидемпинговых, предварительных компенсационных пошлин.

Относительно универсальных положений пункта 3 статьи 3 ТК ТС, согласно которым п ри таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств – членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, оговорок мы не встретили.

В итоге таможенный орган не решился взыскать антидемпинговую пошлину, а декларанту пришлось изрядно понервничать :))

МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Необходимость защиты национальной промышленности от конкурентов из других стран вызвала к жизни специальные меры пресечения демпинговой практики, применяемые на государственном уровне, с тем чтобы обеспечить равные условия конкуренции длянациональных и иностранных производителей одинаковых товаров. Эти меры получили выражение в принятии антидемпингового законодательства, насчитывающего уже почти столетнюю историю. Впервые антидемпинговый закон был принят в 1904 г. в Канаде. В 1905 г. аналогичный закон был принят в Новой Зеландии, в 1906 г. — в Австралии, а позднее Великобритания (1921 г.) и США (1921 г.) приняли антидемпинговые законы.

Хотя юридическая природа антидемпингового законодательства весьма противоречива, поскольку оно затрагивает интересы зарубежных торговых партнеров, тем не менее современное международное право признает его как правомерную меру защиты национальной промышленности от недобросовестной конкуренции. Так, ст. VI ГАТТ осуждает демпинг и разрешает договаривающимся сторонам налагать антидемпинговые пошлины, чтобы противостоять демпингу, причиняющему материальный ущерб национальной промышленности. В 1979 г. под эгидой ГАТТ был подготовлен Антидемпинговый кодекс, к которому присоединился ЕС, как и многие другие члены ГАТТ. Этот кодекс очертил основные существенные условия определения демпинга, которое в Генеральном соглашении изложено весьма кратко, и конкретизировал минимальные проце­дурные стандарты для антидемпинговых обследований.

Несмотря на их длительную историю, антидемпинговые зако­ны не особенно часто применялись до 70-х и особенно 80-х гг. наше­го столетия. Даже сейчас они широко используются лишь рядом ведущих торговых держав, включая ЕС. Однако тенденции послед­него времени наглядно показывают, что и некоторые развивающиеся страны, такие как Аргентина, Колумбия, Мексика, Турция и др., пошли по пути принятия антидемпинговых законов, что позволяет прогнозировать расширение их применения в ближайшем буду­щем. Вместе с тем следует заметить, что распространение подоб­ных законов и их возрастающее применение побуждает некоторые страны вносить предложения о дополнениях к Антидемпинговому кодексу ГАТТ, имеющих целью ограничить сферу применения дем­пинга, поскольку, по их мнению, антидемпинговые законы зачас­тую используются исключительно в протекционистских целях.

Первые антидемпинговые правила Сообщества были приня­ты в 1968 г. Они неоднократно дополнялись и изменялись, пока в 1979 г. не были заменены правилами, воспроизводившими положе­ния Антидемпингового кодекса ГАТТ, с учетом первого антидем­пингового судебного решения ЕС по делу Ball Bearings. Этот вари­ант правил также дополнялся несколько раз. Ныне действующие правила установлены в "регламенте"1 Совета ЕС № 2423/88 от 11 июля 1988 г. В течение 80-х гг. Сообщество инициировало 378 анти­демпинговых обследований (из них 67 — только в 1988—1989 гг.). Основными объектами указанных обследований становились, глав­ным образом, товары из стран Восточной Европы и Восточной Азии, хотя в последнее время наблюдались попытки использовать их и против ряда товаров, экспортируемых США и Японией. Антидемпинговые акции предпринимались против широкого круга товаров: фотокопировальных машин, полупроводников, проигрывателей, компакт-дисков, стальных изделий, текстильных изделий и многих химических продуктов. Ущерб стран-экспортеров от таких акций весьма велик. Так, по некоторым данным в 1996 г. Россия потеряла в результате применения антидемпинговых акций ЕС более 1 млрд. американских долларов, что требует внимательного изучения дан­ной процедуры ЕС.

Антидемпинговые правила, установленные правом Сообщест­ва, являются достаточно сложными и включают как материальные элементы определения демпинга, так и нормы, устанавливающие процедуру обложения антидемпинговыми пошлинами импортируемых в ЕС товаров. Право ЕС предусматривает три предварительных условия наложения антидемпинговых пошлин: 1) необходимо установить, что товар продается по демпинговым ценам; 2) в результате этого промышленности ЕС причиняется материальный ущерб; 3) наложение антидемпинговой пошлины должно совершаться в интересах Сообщества.

Термин "демпинг" происходит от английского слова "dump" - "сбрасывать, сваливать". Понятие демпинга сформулировано в праве ЕС следующим образом. Статья 2.2 упомянутого выше "регламента" устанавливает, что товар будет продаваться по демпинговым ценам, если его экспортная цена меньше обычной (нормальной или справедливой) цены такого же товара в Сообществе. «Регламент» раскрывает содержание ключевых терминов приведенного понятия. Прежде всего он определяет "обычную цену" товара как цену, в данный момент уплачиваемую или подлежащую уплате в ходе обычной торговли таким же товаром в экспортирующей стране или в стране происхождения товара. На основе данного определения демпинг часто понимается как международная ценовая дискриминация, или, иными словами, осуществление экспорта товаров по ценам, которые ниже цен внутреннего рынка. В самом деле на практике более высокие средние цены продажи в стране происхождения товара часто являются доказательством наличия демпинга в ее экспортных операциях.

Во многих случаях, однако, нормальная цена товара понимается как: а) цена товара, устанавливаемая в экспортирующей стране в ходе обычной деловой практики; б) цена товара при его экспорте в третьи страны; в) созданная цена. "Созданная цена" означает подсчет затрат на производство и продажу товара плюс разумный доход, получаемый экспортером. Право выбора метода подсчета "обычной цены" остается за Комиссией ЕС. В ряде дел наличие демпинга констатировалось, когда по некоторым товарам совсем не было продажи товара на внутреннем рынке, или же она осуществлялась в незначительных количествах, поскольку продажа товара на внутреннем рынке была убыточной, а также в тех случаях, когда товары производились в условиях нерыночной экономики, или же когда внутренние цены устанавливались не в ходеобычной торговли, а произвольно.

Далее указанный "регламент" определяет «такой же товар», как товар, который является идентичным, т. е. одинаковым во всех отношениях с товаром, против которого выдвинуты обвинения в демпинге. Следует отметить, однако, что в случаях, когда имеются различные модели товаров, Комиссия занимает очень широкую позицию для определения того, что представляет собой "такой же товар". Например, в деле о принтерах она сделала вывод, что все принтеры были "такими же товарами", даже если и существовали различия в особенностях некоторых моделей принтеров. В таких случаях, однако, Комиссия может установить обычную цену на ос­нове оценки всех существующих моделей товара.

"Экспортная цена", с которой сравнивается обычная цена то­вара, определяется как цена, которая уплачивается или подлежит уплате за товар, продаваемый на экспорт в Сообщество. В некоторых случаях, и в частности, когда экспортер и импортер связаны тесными деловыми или организационно-правовыми узами, "экспорт­ная цена" может быть составлена на основе цены, по которой экс­портируемый товар продается любому иному покупателю.

"Экспортная цена" товара и его обычная цена обычно должны быть согласованы таким образом, чтобы их можно было справедли­во сравнивать. После того как обычная цена и экспортные цены будут согласованы, проводится их сравнение и подсчитывается так называемая демпинговая маржа, или разница между определенной обычной ценой товара и его определенной экспортной ценой. Про­цедура ее подсчета точно не определена, поэтому Комиссия наде­лена большими дискреционными полномочиями в определении ме­тодов подсчета демпинговой маржи. Установление размера дем­пинговой маржи позволяет Комиссии определить и размер антидемпинговой пошлины.

Антидемпинговая пошлина накладывается на импортируемый товар лишь в том случае, если делается вывод, что промышлен­ность Сообщества терпит ущерб от демпинговой торговли упомяну­тым товаром. Ущерб будет учитываться только в том случае, если будет доказано, что демпинговый импорт наносит или угрожает нанесением материального ущерба действующим отраслям промыш­ленности Сообщества или препятствует созданию таких отраслей промышленности в нем. Демпинговый импорт из некоторых стран может быть объединен в одном оцененном ущербе.

"Регламент" устанавливает убедительный критерий, в соот­ветствии с которым определяется причиненный демпингом ущерб. В ходе проведения обследования о причинении ущерба должны быть исследованы такие вопросы как: а) объем демпингового импорта (и, в частности, затрагивал ли его значительный рост в абсолютном или процентном выражении производство или потребление в Сообществе); б) цены демпингового импорта (и, в частности, было ли значительное снижение цен); и в) "последовательное" влияние на промышленность Сообщества, проявляющееся в действующих или потенциально опасных тенденциях в производстве, способностях использования собственных ресурсов, фондах, продажах, рыночных акциях, уровнях цен, прибылях, возвратах инвестиций, потоках наличных денег и занятости.

Если демпинг считается свершившимся фактом, то тем самым презюмируется нанесение ущерба Сообществу. Существование демпинга подразумевается, когда импортируемый товар продается по ценам ниже тех, по которым он должен продаваться в других случаях. Эти низкие цены могут оказать воздействие на промышленность Сообщества, приводя к потерям в производстве и продаже некоторых товаров, что может иметь негативное влияние в целом на производство, способность использования собственных ресурсов, рыночные акции и прибыли Сообщества. Однако, такие неблагоприятные последствия не всегда, а особенно в последние годы, объясняются действием демпинга. Производители Сообщества могут продавать свои товары дешевле, чем товары демпингового импорта, получая при этом разумную прибыль, или же ущерб, нанесенный Сообществу, может определяться иными факторами, чем демпинг, такими, например, как общее снижение цен на данные товары, появление аналогичных товаров, не относящихся к демпинговым, из других источников внутри или вне Сообщества и т.д.

Кроме определения демпинга и оценки материального ущерба требуется, чтобы наложение пошлины производилось в интересах Сообщества. Это отличается от ситуации в других странах, например, США, где пошлины налагаются автоматически, если демпинг и нанесение ущерба считаются установленным фактом. В какой-то мере это условие объясняется желанием государств-учредителей ЕС гармонизировать интересы потребителей экспортируемых товаров и национальных производителей, нуждающихся в протек протекционистских мерах со стороны ЕС. Совершенно очевидно, что не в интересах потребителей повышать цену ввозимых в ЕС товаров за счет обложения их антидемпинговыми пошлинами.

Как только наложение антидемпинговой пошлины поднимает цену товара до ее нормального уровня, его покупатели или экспортеры часто используют аргумент, что такое наложение антидемпинговой пошлины происходит не в интересах Сообщества. Этот аргумент так же часто отвергается на том основании, что интересам Сообщества отвечает оказание содействия отраслям промышленности Сообщества, особенно когда эти отрасли технологическим важны или же в них были сделаны значительные капитальные инвестиции, и они обеспечивают занятость в Сообществе, Конечно, если покупатели из ЕС принадлежат к важной в технологическом отношении отрасли промышленности Союза, Комиссия более лояльно будет относиться к высказываемым ими соображениям. Редким примером, когда Комиссия поставила интересы потребителя над интересами промышленности, является дело о фотоальбомах из Южной Кореи и Гонконга, которые не производились в необхо­димых количествах промышленностью Сообщества. Комиссия по­чувствовала, что, если будут приняты протекционистские меры, то это может привести к нехватке таких товаров на рынке ЕС, поэто­му она не стала применять к ним антидемпинговые пошлины.

Процедура наложения антидемпинговой пошлины проходит следующие этапы. Вначале проводится антидемпинговое обследо­вание, которое обычно начинается с поступления жалобы какой-либо торговой ассоциации одной из отраслей промышленности Со­общества, ссылающейся на то, что конкретной отрасли промышленности причинен или существует угроза причинения ущерба от продажи демпинговых товаров. Перед началом обследования Ко­миссия проводит предварительную проверку содержащихся в жа­лобе основных обвинений.

Если после консультации со своим Консультативным комите­том, состоящим из представителей государств-членов, Комиссия принимает решение начать обследование, она публикует об этом сообщение в "Официальном журнале" Европейских сообществ. В этом сообщении уточняется товар, в отношении которого начинает­ся обследование, время, необходимое для его проведения, перечис­ляются страны-экспортеры и наиболее известные компании, про­изводящие аналогичный товар, а также его экспортеры и импорте­ры. Комиссия рассылает копию сообщения и вопросник импорте­рам, экспортерам и известным компаниям — производителям това­ра. В вопроснике содержится просьба указать данные о всех экс­портных продажах этого товара в Сообществе и на внутреннем рынке своей страны в течение периода обследования, который обычно со­ставляет от 6 до 12 месяцев с момента начала обследования. Одно­временно Комиссия получает информацию от всех компаний — производителей ЕС с целью определить, причиняется ли демпин­гом материальный ущерб промышленности Сообщества.

После того как Комиссия получает ответы на свой вопросник, как правило, она приступает к проверке их правильности, которая проводится ее служащим, посещающим все заинтересованные сто­роны с целью личного ознакомления с оригиналами накладных, от­четов и других необходимых документов. Для компаний, располо­женных за пределами Сообщества, не существует обязанности со­трудничать с Комиссией в ходе этого обследования. Однако в слу­чае отсутствия такого сотрудничества Комиссия уполномочена ос­новывать свои выводы на имеющихся в ее распоряжении фактах, которые могут быть утверждениями сторон, подавших жалобу, или Информацией, распространяемой конкурентами. Таким образом, в то время как юридически сотрудничество не требуется, оно может быть единственным практическим способом повлиять на результаты обследования.

Практически обследование приводит к трем важным результатам. Во-первых, после консультаций с Консультативным комитетом Комиссия может заключить, что обследование должно быть прекращено либо потому, что не было получено доказательств демпинга, либо не было доказательств нанесения ущерба. С 1980 г. приблизительно 1/6 всех антидемпинговых дел в ЕС закончились ввиду отсутствия доказательств причинения ущерба и 1/12 — из-за отсутствия доказательств демпинга. Во-вторых, Комиссия после консультаций с Консультативным комитетом может «урегулировать» обследование путем принятия формального решения о согласии с обязательством экспортера поднять цену на обследуемый товар или предпринять другую акцию с той целью, чтобы демпинговая маржа или последствия причинения ущерба были ликвидированы. В отличие от аналогичных процедур в других странах (например, в США) урегулирование антидемпинговых дел путем принятия обязательств является наиболее привычным решением антидемпинговых дел в ЕС. Хотя в последние годы наблюдается некоторый упадок в принятии аналогичных обязательств, приблизительно половина дел, начатых в 80-х гг., завершались принятием таких обязательств.

Условия указанных обязательств являются предметом переговоров и могут меняться от случая к случаю. Обычно Комиссия требует, как минимум, чтобы обязывающая сторона совершила сама продажу по определенной цене, сделала необходимые шаги для обеспечения того, чтобы обязательство не было обойдено продажей ее товара другими сторонами или другими странами. Обязывающая сторона регулярно передает Комиссии информацию, касающуюся объемов ее экспортных продаж и цен и соглашается предоставить Комиссий извещение о, любом прекращении обязательств.

В-третьих, в оставшейся 1/4 рассматриваемых ею дел Комиссия накладывает окончательные антидемпинговые пошлины. В таких случаях Комиссия после консультации с Консультативным комитетом накладывает временную пошлину путем издания соответствующего "регламента", действительного в течение 4-х месяцев с возможностью продления этого срока еще на 2 месяца. В этом случае нет необходимости в немедленной уплате временной пошлины, однако требуется объявление о гарантии уплаты пошлины на импортируемые товары, проходящие обследование. На основе предложения Комиссии и в свете окончательно установленных фактов Совет квалифицированным большинством голосов принимает "регламент" о порядке сбора временной пошлины и определении окончательной пошлины. В течение одного года с начала его проведения обследование завершается либо путем прекращения, либо путем окончательного наложения антидемпинговой пошлины.

Важная роль в расширении возможностей судебной защиты процессуальных прав в антидемпинговых делах принадлежит ре­шениям Европейского суда, который, к сожалению, не внес еще сколько-нибудь значительного вклада в развитие материального антидемпингового права Сообщества. Однако он стремится согласо­вать различие в подходах Комиссии и Совета к решению та­ких дел.

Коренной вопрос судебного разбирательства состоит в опреде­лении лиц, имеющих право предъявлять иски и быть стороной в делах, касающихся антидемпинговой процедуры. Антидемпинговые пошлины взимаются путем издания "регламентов" Комиссии или Совета. Выше уже отмечалось, что индивиды не могут предъяв­лять иски против содержащихся в "регламентах" решений на осно­вании ст. 173 Римского договора. Тем не менее, Европейский суд в целой серии дел предоставил право большинству сторон, затрону­тых антидемпинговой процедурой, защищать в нем свои инте­ресы.

Впервые вопрос о возможности пересмотра актов Комиссии и Совета по антидемпинговым делам Европейский суд рассмотрел в своем решении по делу Ball Bearings в 1979 г. В этом деле "регла­мент" Совета предусматривал сбор временных антидемпинговых пошлин, наложенных на товары четырех японских компаний. Но проблема заключалась в том, что соответствующая процедура была завершена принятием обязательств о повышении экспортных цен вовлеченными в дело компаниями. Кроме этого не были наложены окончательные пошлины, а соответствующая процедура Сообщест­ва по антидемпинговому урегулированию не предусматривала в этом случае сбора временных пошлин. Европейский суд сделал вывод о том, что "регламент" затрагивает права коллектива лиц и в силу этого подлежит пересмотру на основании ст. 173.

В другом деле (Alusuisse Italia SpA v. Council, 1982) итальян­ский импортер орфоксилена на основе ст. 173 Римского договора обратился с просьбой обложить антидемпинговыми пошлинами орфоксилен американского происхождения. Итальянский импортер не имел правовых отношений с экспортерами из США. Суд устано­вил, что в этом случае антидемпинговое регулирование в отноше­нии импортеров было мерой, имеющей общее применение в смысле ст. 189 и таким образом не подлежало пересмотру на основании ст. 173.

М. БАЙКОВ, аспирант ИМЭМО РАН, ведущий специалист ОАО СУАЛ-Холдинг

Практически с момента своего образования Европейский союз разрабатывал правила защиты от демпинга. Основная декларируемая цель - защита европейских производителей от нерыночного поведения экспортеров из других стран. Действующие в настоящее время правила вступили в силу 1 января 1995 г.; затем они были дополнены "Решением 384/96", которое начало действовать с 6 марта 1996 г. Этот документ приводит правила в соответствие с мерами, согласованными на Уругвайском раунде переговоров ГАТТ. Правила 1996 года предусматривают введение пошлин, если продукция продается на рынке ЕС по ценам ниже, чем на внутреннем рынке производителя, а также если возможен материальный ущерб промышленности Сообщества 1 . При этом ущерб Сообществу от принятия мер не должен превышать выгоду.

Жалоба на демпинг может подаваться только при наличии веских доказательств и только от компаний, которые производят в ЕС более 25%

1 Если есть угроза, что импорт вызвал или приведет к потере доли рынка, снижению цен для производителей ЕС и сокращению производства, продаж, прибыли, производительности и т. д.

указанного продукта. Механизм антидемпингового расследования предусматривает ознакомление с мнением производителей, импортеров, пользователей и потребителей. Окончательные антидемпинговые меры вводятся только после консультаций со странами-членами сроком на 5 лет и могут быть пересмотрены в сторону изменения размера пошлины или продления срока, если будет доказано, что их принятие не обеспечивает защиту европейских производителей. По состоянию на 1 июня 2006 г. в отношении российских экспортеров действует 10 мер антидемпинговой защиты (см. табл. 1).

Действующие в настоящий момент антидемпинговые меры

41,42 - 47,07 евро/т

разница между минимальной ценой СИФ* (115 евро/тонна) и экспортной ценой

бесшовные стальные трубы

стальные тросы и канаты

фиттинги на трубы

раствор мочевины и нитрата аммония

17,8 - 20,11 евро/т

* Цена, в которую включены цена товара, все расходы продавца по перевозке грузов, оплате таможенных сборов и страхованию товара, вплоть до доставки товара покупателю. - Примеч. ред.

Источник: European Commission ( http://ec.europa.eu/ ).

Следует отметить, что антидемпинговые пошлины в ЕС играют роль не наказания, как в США 2 , а механизма экономического балансирования: расчет пошлины проводится для того, чтобы поднять цены на товар, против которого проводится антидемпинговое расследование, до среднего уровня цен в ЕС, при условии, что экспортеры оказывают содействие в расследовании.

На примере кремния можно проследить эффект от введения антидемпинговых пошлин (данные по объемам и оборотам приведены в таблице 2).

Экспорт кремния из России в ЕС

Средняя цена в ЕС

Окончательные антидемпинговые меры против российского кремния были введены в начале 2004 г., что вызвало сокращение экспорта в натуральном выражении более чем в 2 раза. Учитывая, что российские производители не влияют на ценообразование на рынке кремния в ЕС, можно рассчитать возможную недополученную прибыль как разницу в объемах экспорта в 2003 и 2004 гг., помноженную на цену в 2004 г. По данным "Metal Bulletin", средняя цена на кремний в 2004 г.

2 В США антидемпинговые пошлины устанавливаются на запретительном уровне, что позволяет надежно защищать свой рынок.

составила 1259 евро/т, а среднегодовая стоимость кремния, импортированного из России, - 1116 евро/т. Рассчитанные таким образом потери только за 2004 год составили 14,1 млн. евро или более 70 млн. евро на 5 лет действия данной антидемпинговой меры. В случае полного прекращения экспорта кремния из России в ЕС из-за запретительной пошлины в 23,6% потери составили бы 24 млн. евро, а в течение 5 лет действия данной меры - более 120 млн. евро.

Введение пошлин означает уход российских поставщиков с рынка ЕС и потери для потребителей российского кремния в ЕС в 1,15 млн. евро ежегодно (из-за разницы между ценами на российский и европейский кремний).

Для согласования интересов производителей и потребителей в ЕС существует ряд инструментов, которые используются при смягчении последствий антидемпинговых мер. Можно назвать четыре подобных инструмента.

Антидемпинговые меры прекращают действовать через 5 лет после их введения, если не будет проведено очередное расследование, которое покажет, что отмена пошлин нанесет ущерб европейской промышленности. Данный вариант - самый простой для российского экспортера, так как не требует никаких действий с его стороны, кроме повышения экспортных цен на свою продукцию и содействия расследованию по истечении 5-летнего срока. Согласно "Решению 384/96", введение антидемпинговых пошлин можно отменить или уменьшить их размер, если опротестовать отдельные элементы решения Еврокомиссии, потребовать пересмотра дела в связи с изменившимися обстоятельствами, оспорить классификацию товара 3 . Договор об обязательствах позволяет импортировать товар, против которого введены антидемпинговые пошлины, в объеме определенной квоты без уплаты пошлин. Квота рассчитывается исходя из традиционных объемов торговли и потоков товаров. Для обеспечения экономической стабильности в потреблении данного товара возможен ежегодный перерасчет этой квоты 4 . Механизм возврата пошлины подразумевает возврат пошлины за товар, который был ввезен в ЕС по новым ценам, являющимся "нормальными" для данного товара в ЕС, с полной первоначальной выплатой антидемпинговой пошлины. Необходимо инициировать расследование Еврокомиссии, которое подтвердит, что товар был ввезен без демпинга; тогда по результатам расследования экспортеру будет возвращена уплаченная ранее антидемпинговая пошлина в размере, пропорциональном выявленной демпинговой марже. Для запуска такого механизма требуются поддержка со стороны потребителя в ЕС и готовность нести дополнительные расходы на представление своих интересов в Еврокомиссии.

Российские экспортеры могут обойти антидемпинговые пошлины и за счет колебаний курса евро и доллара: в условиях очень дорогого евро можно легально оплачивать антидемпинговую и обычную пошлины, продавать товар в ЕС и получать долларовую прибыль. Данная схема не регламентирована в законах ЕС, официально она не запрещена, но при ее применении высока вероятность того, что антидемпинговые пошлины будут сохранены или увеличены в будущем.

Введение антидемпинговых пошлин против российских товаров может быть связано не только с наличием демпинга со стороны российского экспортера, но и с рядом других причин.

3 К числу изменившихся обстоятельств можно отнести повышение цен, значительное изменение ситуации на рынке ЕС, изменение схемы экспорта в ЕС.

4 Квота применяется при импорте в ЕС по ценам не ниже справочных. Справочные цены устанавливаются для каждого производителя индивидуально в ходе расследования, которое проводит Еврокомиссия. Данный механизм требует не только действий со стороны российского экспортера, но и поддержки со стороны импортеров в ЕС - для обоснования необходимости введения такой квоты. Размер квоты и справочная цена не разглашаются. Одним из примеров договора об обязательствах можно назвать соглашение НЛМК об экспорте в ЕС трансформаторной стали.

Трансфертное ценообразование. Одна из традиционных схем оптимизации налогов - перенос центра прибыли в страну с минимальными налогами. В таком случае российский экспортер продает свой товар аффилированной компании в Европе по себестоимости (то есть по цене, которая заведомо ниже цены на внутреннем рынке). В свою очередь аффилированная компания реализует его по полной цене в Европе, аккумулируя таким образом прибыль вне России. Данная схема дает основание европейским производителям подавать жалобу о демпинге, так как товар попадает в Европу по заниженной стоимости.

Сопоставление среднегодовых цен на Лондонской бирже металлов со средними экспортными ценами по данным ГКС РФ 5 за 2005 год показывает, что самая большая ценовая "вилка" наблюдается у необработанного алюминия: при средней цене в 1898 долл./т экспортная цена составила 1310 долл./т. Приведение цены к уровню DDP (поставка с оплатой пошлины) дает цену в 1600 долл./т. На примере алюминия видно, что российские экспортеры продолжают пользоваться трансфертным ценообразованием. Возможным решением может быть перенос центра прибыли в Россию. Активная работа российских таможенных и налоговых органов с такой схемой оптимизации налогообложения привела к тому, что ее привлекательность снизилась, и в будущем она может вовсе исчезнуть.

Цена на энергоносители. Для экспортеров энергоемкой продукции риском является разница в цене на энергоносители между Россией и ЕС. Еврокомиссия рассматривает низкие цены на энергоносители в России как скрытую субсидию производителю и может использовать этот факт при возбуждении антидемпингового расследования. Значение этого риска может возрасти в будущем, если в России будет введена дифференциация цены на газ и электроэнергию для "старых" и "новых" промышленных потребителей. До настоящего времени в качестве аргумента российской стороны выступал тот факт, что внутренняя (низкая) цена на газ едина для всех потребителей, следовательно, она не может являться адресной субсидией. В связи со стремлением Газпрома увеличить доходность внутренних продаж возможно появление в будущем дифференцированной цены на газ.

Обход антидемпинговых пошлин через третьи страны. Правила антидемпинговой защиты ЕС позволяют избавиться от антидемпинговых пошлин за счет экспорта через другую страну. В таком случае возбуждается антидемпинговое расследование против этой страны и вводятся пошлины на экспорт из нее. Чаще всего такое расследование проводится против товаров из Китая. Согласно правилам Еврокомиссии, у производителей "страны-ширмы" есть возможность сотрудничать с Комиссией, чтобы доказать свою непричастность к подобной деятельности. Тогда к ним может быть применена пониженная антидемпинговая ставка или отмена пошлины при соблюдении правил декларирования происхождения товара.

Расширение ЕС. Расширение ЕС - долгосрочный процесс, его трудно рассматривать как риск. Однако вступление страны в ЕС изменяет ее тарифную политику: страна переходит на единую европейскую тарифную сетку, включая антидемпинговые пошлины. На примере расширения ЕС в 2004 г. можно проиллюстрировать решение данной проблемы. Традиционно восточно-европейские потребители импортировали удобрения из России, но в связи с введением антидемпинговых пошлин они могли этого лишиться. Тогда европейские производители не смогли бы удовлетворить спрос, возникший со стороны новых стран-членов. По просьбе этих стран комиссия согласилась

Больше всех от ограничений на холоднокатаный прокат могут пострадать НЛМК и "Северсталь"

Евросоюз ввел антидемпинговую пошлину для российских металлургов

Москва. 4 августа. INTERFAX.RU - Евросоюз вводит антидемпинговые пошлины на холоднокатаный прокат из России, следует из материалов официального журнала ЕС.

Наименьший размер пошлины установлен для ММК - 18,7%. Для "Северстали" пошлина установлена на уровне 34%, для НЛМК - 36,1%. Для всех остальных компаний пошлина также составляет 36,1%.

По мнению Евросоюза, демпинговая маржа ММК составляет 18,7%, "Северстали" - 35,9%, НЛМК и остальных компаний - 38,9%.

Кроме того, вводятся пошлины на импорт холоднокатаного проката из Китая. Пошлины в зависимости от компании составляют от 19,7% до 22,1%.

Пошлины на российский и китайский прокат вводятся на пять лет и будут применяться ретроспективно с середины декабря 2015 года.

В ММК "Интерфаксу" заявили, что поставки металлопродукции в страны ЕС осуществляются компанией по рыночным ценам и в строгом соответствии с международными нормами. "ММК планирует задействовать все законные средства для того, чтобы оспорить решение по вводу пошлин", - отметил представитель группы. При этом собеседник агентства добавил, что внутренний рынок по-прежнему остается ключевым для компании.

В НЛМК "Интерфаксу" заявили, что Европейская Комиссия провела предвзятое расследование с многочисленными нарушениями. "Предоставленные компанией в ходе проверок исчерпывающие данные были полностью проигнорированы и заменены информацией о продукции других компаний и сфабрикованными расчетами. Как следствие - на основе ложных выводов группе НЛМК вменили несуществующий демпинг", - отметил представитель компании.

Собеседник агентства добавил, что обо всех нарушениях компания неоднократно официально информировала европейские власти, в том числе европейского уполномоченного по правам человека, но эти обращения пока остаются без ответа. "Мы продолжим защищать свои интересы всеми законными способами. В частности, планируем оспаривать введенные пошлины в суде ЕС, а также в рамках ВТО", - заявили в компании.

Представитель компании подчеркнул, что группа из бизнес-соображений заинтересована только в честной конкуренции на рынке стального проката ЕС, где аналогичную продукцию в большем объеме производят ее европейские предприятия. "В этом смысле подозревать компанию в демпинге настолько же абсурдно, насколько очевидно его отсутствие", - добавили в компании.

В "Северстали" также заявили, что компания не согласна с решением Еврокомиссии. "Мы ведем торговлю в полном соответствии с международными правилами и будем доказывать свою правоту с использованием всех доступных правовых инструментов", - отметил представитель компании.

ЭкономикаЕвросоюз повысил пошлины на российскую сталь
01 июня 2016 Евросоюз повысил пошлины на российскую сталь Читать подробнее

Как сообщалось, Евросоюз в начале года ввел предварительные антидемпинговые пошлины на холоднокатаный прокат из России. В мае размер пошлин был пересмотрен в сторону повышения. В частности, пошлина на продукцию "Северстали" была увеличена с 25,4% до 34,1%, на прокат НЛМК - с 26,2% до 36,1%, для остальных компаний - с 26,2% до 36,1%. При этом Еврокомиссия снизила размер пошлины для ММК с 19,8% до 18,7%.

После повышения предварительных пошлин НЛМК и "Северсталь" заявили о нарушениях при проведении расследования и подали соответствующую жалобу в Еврокомиссию.

В НЛМК заявляли, что расследование проведено с "вопиющими нарушениями всех возможных норм и стандартов". "Предоставленная НЛМК информация была полностью проигнорирована и заменена вымышленными данными и некорректными расчетами", - отмечал представитель компании.

В "Северстали" сообщали, что применение к компании "статьи 18 Базового регламента ЕС по антидемпингу ("не сотрудничество"), которая позволила комиссии ЕС рассчитать запретительную предварительную пошлину, является прямым нарушением законодательства ВТО". В меткомпании подчеркивали, что в ходе расследования "Северсталь" активно сотрудничала с Еврокомиссией, а "при объективном и непредвзятом расследовании данные компании показывали отсутствие демпинга".

Поставки холоднокатаного проката "Северстали" в Европу ежегодно составляют около 200-250 тыс. тонн, ММК - около 100 тыс. тонн. Поставки холоднокатаной стали НЛМК в Европу в 2015 году достигли 350 тыс. тонн.

Согласно материалам ЕС, в 2014 году Россия импортировала в Евросоюз 724,758 тыс. тонн холоднокатаного проката. Годом ранее объемы поставок составили 727,016 тыс. тонн. Доля российского проката на европейском рынке оценивается в 10,1% (2014 год) и 9,9% (2013 год). Средняя цена реализации российской продукции в 2014 году составила 499 евро за тонну, в то время как в 2011 году она была 630 евро за тонну.

Поставки холоднокатаной стали из Китая составили 620,140 тыс. тонн в 2014 году и 653,366 тыс. тонн в 2013 году. Рыночная доля Китая составила 8,7% и 8,9% соответственно. Средняя цена реализации продукции была 510 евро за тонну в 2014 году против 619 евро за тонну в 2011 году.

В июне текущего года Евросоюз также начал антидемпинговое расследование в отношении горячекатаного проката из России, Бразилии, Ирана, Сербии и Украины. Расследование, которое будет охватывать период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, продлится 15 месяцев. Временные меры могут быть приняты не позднее чем через девять месяцев с момента начала расследования.

По данным источников "Интерфакса", близких к компаниям, поставки в Европу горячекатаного проката "Северстали" в 2015 году составили около 900 тыс. тонн, ММК - 650 тыс. тонн, НЛМК - 150 тыс. тонн.

Фото: Zhao jiankang / Shutterstock

Еврокомиссия (ЕК) может частично пересмотреть антидемпинговые пошлины в отношении стальной продукции «Северстали», сообщил ТАСС. Пересмотра размера пошлины на ввоз продукции российской компании потребовала Европейская ассоциация производителей стали (Eurofer). ЕК получила запрос от Eurofer на расследование по поводу защиты от демпингового импорта.

В ассоциации заявили, что «Северсталь» установила более высокие цены на свою продукцию на внутреннем рынке, чем на экспортном, а также значительно увеличила демпинговую маржу, поэтому существующих мер уже недостаточно для противодействия демпингу со стороны «Северстали». В Eurofer считают, что избыточная демпинговая маржа компании с апреля 2019 года по март 2020 года превышала пошлину на 9–17%, и полагают, что пошлины могут быть увеличены в три раза.

«Северсталь» поставляет продукцию в Европейский союз строго в соответствии с установленными квотами и намерена доказывать, что не допускает демпинга при поставках в европейские страны, сообщили ТАСС в пресс-службе компании. «Мы будем участвовать в пересмотре и доказывать, что компания не допускает демпинга при поставках в страны ЕС. Нужно также отметить, что в текущей ситуации, когда на рынке ЕС происходит взрывной рост цен и наблюдается дефицит горячекатаного проката, от ужесточения мер пострадают в первую очередь европейские потребители стали», — заявили агентству в «Северстали».

Как это отразится на бизнесе компании

Экспорт в европейские страны приносит «Северстали» значительную часть дохода, рассказали эксперты «БКС Мир Инвестиций». По их оценке, за девять месяцев прошлого года на экспорт пришлось 26% общей выручки компании. Повышение заградительных пошлин может привести к заметному давлению на чистую выручку. Текущие пошлины могли составлять до 4% от стоимости поставок, подсчитали в БКС.

С другой стороны, сейчас цены на сталь демонстрируют существенный рост, что может частично компенсировать потенциальное повышение пошлин, полагают аналитики. «Пересмотр размера пошлин может негативно сказаться на европейских потребителях, о чем и сообщают в «Северстали», и этот момент может ограничить возможности Еврокомиссии в определении размера новой пошлины», — сказано в комментарии БКС.

По мнению аналитика управления торговых операций на российском фондовом рынке инвесткомпании «Фридом Финанс» Александра Осина, исходя из риторики европейских регуляторов, повышение пошлин нацелено на выравнивание чистой рентабельности продаж компании на европейском рынке относительно среднесрочных значений. По оценке эксперта, уровень пошлин на европейском рынке для продукции «Северстали» может составить в рамках базового сценария 13% и приблизительно выравняется по размеру с пошлинами, применяемыми Еврокомиссией в отношении продукции НЛМК.

Учитывая, что доля европейского рынка в продажах «Северстали» по итогам третьего квартала 2020 года составила около 26%, в рамках базового сценария эксперт оценил негативный эффект для показателей рентабельности компании в 3%.

«Однако в наши оценки показателя рентабельности компании уже на данный момент заложен более низкий, чем в среднем по рынку, уровень чистой рентабельности ее продаж, составляющий 22% против 24% в рамках рыночного консенсуса», — заметил эксперт.

Учитывая рост цен на рынке горячекатаного проката, во «Фридом Финансе» не стали менять прогноз по чистой прибыли и дивидендным выплатам «Северстали». По итогам 2021 года компания может получить ₽139 млрд чистой прибыли, прогнозируют аналитики. Прогноз дивидендных выплат за 2020 и 2021 годы составляет ₽120 и ₽200 на акцию.

«Тем не менее поступившая на рынок информация способна значимо ухудшить информационный фон вокруг компании, текущие цены акций которой уже в значительной мере ориентированы на оценки, построенные на основе сравнительно высоко рискованных долгосрочных прогнозов. В связи с этим снижение котировок «Северстали» до конца недели, возможно, продолжится», — предупредил Александр Осин.

Акции «Северстали» на фоне новости снизились более чем на 2% — до ₽1313, однако затем почти полностью отыграли потери. По состоянию на 15:55 мск акции теряют 0,2% и торгуются по ₽1340.

ЕС ввел антидемпинговые пошлины на горячекатаную сталь и стальные сплавы для Украины, Ирана, Бразилии и России в 2017 году. Пошлины были введены для трех российских компаний: ММК, НЛМК и «Северстали». Сейчас для «Северстали» действует фиксированная пошлина на горячекатаный прокат в размере 5,3% (€17,6 за тонну), для ММК — 33% (€96,5 за тонну), для НЛМК — 15% (€53,3).

Читайте также: