Проверка своевременности представления налоговой отчетности

Опубликовано: 17.05.2024

Камеральная проверка проводится налоговым инспектором на основе налоговой, бухгалтерской отчетности и других документов, которые должны к ней прилагаться. К документам налоговой и бухгалтерской отчетности относятся налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, и другие документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.

Налоговая отчетность должна быть представлена в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде. Исключение касается налогоплательщиков, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек. Такие налогоплательщики с 01.01.2008г. обязаны представлять налоговую отчетность только в электронном виде.

Контур-Экстерн — электронная отчетность через интернет

Камеральная проверка: цели

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Камеральная проверка: задачи

Задачи, которые ставят перед собой налоговые органы, при проведении камеральной проверки:

1. Контроль за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.

2. Оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе отчетности налогоплательщика за предыдущие периоды, на основе других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов, а также на основе информации об аналогичных налогоплательщиках.

3. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.

4. Подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Камеральная проверка: сроки проведения

Срок проведения камеральной проверки составляет 3 месяца со дня предоставления налоговой декларации и последнего из документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Однако встречаются случаи, когда налоговые инспекторы считают датой начала проверки дату получения документов на проверку или день вынесения решения о ее проведении (которого для камеральных проверок не требуется). Такое поведение является неправомерным и подтверждено арбитражной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 10.01.2002 №КА-А41/7839-01).

Камеральная проверка: основные этапы

Основными этапами камеральной налоговой проверки являются:

1. Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности.

2. Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.).

3. Проверка своевременности представления налоговой отчетности.

4. Арифметический контроль данных налоговой отчетности.

5. Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот.

6. Проверка правильности исчисления налоговой базы.

Что касается непосредственно порядка проведения камеральной проверки, то в Регламенте камеральных проверок установлено, что налоговые органы проводят автоматизированный арифметический контроль представленной отчетности с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений, по результатам которого формируют протоколы ошибок взаимосвязи показателей налоговых деклараций. Контроль проводится с целью выявления ошибок в отчетностии (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявления несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Камеральная проверка: основные направления проведения

Основными направлениями проведения камеральной проверки являются:

· проверка сопоставимости показателей отчетности текущего и предыдущего периодов;

· взаимоувязка показателей проверяемых деклараций с показателями деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

· проверка достоверности показателей отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;

· проверка полноты и качества документов и информации, представленных налогоплательщиком, банками, контрагентами и иными лицами.

В случаях, когда ошибки взаимосвязи показателей отчетности не выявлены, дальнейшая камеральная проверка документа не проводится, за исключением следующих случаев:

· заявлено право на применение налоговых льгот;

· сумма налога (авансового платежа) заявлена к уменьшению или возмещению;

· представление декларации (расчета) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

· к декларации (расчету) приложены подтверждающие и иные документы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Автор: Шелег Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налоговый мониторинг – форма налогового контроля, применяемая только к крупным организациям, причем на их добровольной основе (по заявлению при утвердительном решении налогового органа). Но для того чтобы попасть под этот вид контроля, необходимо соблюсти определенные условия, прописанные в разд. V.2 НК РФ.

С июля 2021 года они заработают в обновленном виде – соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ (далее – Закон № 470-ФЗ). Об этом поговорим далее и напомним основные моменты по теме.

Какова суть налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг предоставляет возможность налогоплательщику взаимодействовать с налоговым органом в режиме реального времени: первый раскрывает информацию, второй, получая доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, проводит анализ. Обнаружив нарушение, инспекция составляет мотивированное мнение (а не решение о привлечении к ответственности!). Мотивированное мнение может быть составлено и по заявлению налогоплательщика.

Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно.

Кто может участвовать в налоговом мониторинге?

Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, будут выполнены следующие условия в совокупности:

общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (прежде – 300 млн руб.);

доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.);

балансовая стоимость активов (на 31 декабря) составляла не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.).

Обратите внимание: в расчет общей суммы налогов и страховых взносов включаются налоги, которые уплачивает (перечисляет) как налогоплательщик, так и налоговый агент.

А вот НДС и акцизы, которые нужно уплатить при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в расчет не включаются.

Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг не проводится.

Для организации, уже «включившейся» в налоговый мониторинг, а также для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником этой группы), выполнение названных условий для принятия решения о проведении мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ не является обязательным.

Как подать заявление на проведение налогового мониторинга?

Заявление о проведении налогового мониторинга организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту ее учета – для крупнейших налогоплательщиков) не позднее 1 сентября (ранее – не позднее 1 июля) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Для перехода на налоговый мониторинг с 2021 года рекомендуется использовать заявление, направленное Письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@.

Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Какие еще документы (информацию) нужно представить?

С заявлением о проведении налогового мониторинга также представляются (п. 2 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

регламент информационного взаимодействия (его содержание представлено в п. 6 ст. 105.26 НК РФ; в случае неполного информирования налоговый орган не позднее месяца со дня получения заявления сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения и (или) внести соответствующие изменения в регламент);

информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 %;

учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

К сведению: для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе для достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Как налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга?

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений (п. 4 ст. 105.27 НК РФ):

1) о проведении налогового мониторинга;

2) об отказе в проведении налогового мониторинга. Такое решение должно быть мотивированным. Основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ.

Каковы сроки проведения налогового мониторинга?

В силу п. 4 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз). Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Когда налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг?

В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении (п. 7 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.

Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз. 1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения.

В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг (п. 6 ст. 105.26 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;

не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.

К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая отчетность проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.

При каких обстоятельствах налоговый мониторинг прекращается досрочно?

Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга указаны в ст. 105.28 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;

2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе мониторинга;

3) систематическое (2 раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.

Обратите внимание: налоговый орган уведомляет (в электронной форме) организацию о наличии основания для досрочного прекращения мониторинга в течение 10 дней со дня установления обстоятельств для этого.

Последующие 10 дней (со дня получения уведомления) отводятся организации для принятия ею мер по устранению указанных обстоятельств (разумеется, если такая возможность имеется) и уведомления налоговиков об этом либо представления пояснений и документов (при наличии), подтверждающих отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ, введенный Законом № 470-ФЗ).

Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.

По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств для досрочного прекращения налогового мониторинга или пояснений с документами либо (при отсутствии таковых) налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока для представления документов принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет (в электронной форме) организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга.

Каков порядок устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений?

Если при проведении мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями либо несоответствия между представленными и имеющимися у налогового органа сведениями, он сообщает об этом организации – той отводится 5 дней, чтобы представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Если таковые не дали результатов и факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, будет установлен, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение. Организацию уведомят (в течение 10 дней) о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (п. 2.1, введенный в ст. 105.29 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в уведомлении указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, выявленные в ходе мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.

Организация в течение 15 дней со дня получения такого уведомления вправе представить налоговикам необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по ТКС и (или) через свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.

Обратите внимание: мотивированное мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления. Оно может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Такая информация может быть передана в электронной форме или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Не запрещено представлять документы и на бумажном носителе (в виде заверенных организацией копий), которые могут быть переданы в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (п. 4 ст. 105.29 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в ходе проведения мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).

Вправе ли организация составить запрос о предоставлении мотивированного мнения?

К сведению: запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (совокупности взаимосвязанных сделок), операции (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.

Запрос о представлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4.3, введенный в ст. 105.30 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение месяца со дня получения налоговиками запроса. Вместе с тем указанный срок может быть продлен на месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. Об этом налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Если организация согласна с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения она должна сообщить об этом и подтвердить (в том числе документально) выполнение указаний инспекцией (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Организации также следует уведомить налоговый орган, который составил мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

К сведению: уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.

Как проверяют участников налогового мониторинга?

В силу п. 1.1 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ) при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или «уточненок» за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Исключение – случай досрочного прекращения мониторинга менее чем через 3 месяца со дня представления такой декларации (расчета). При этих обстоятельствах «камералка» проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.

Налоговые органы не вправе проводить и выездные налоговые проверки (ВНП) за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Исключением являются следующие случаи (п. 5.1 ст. 89 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) проведение ВНП вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении ВНП выносится налоговым органом не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного срока;

4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, «уточненок» (декларации, расчета) за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.

В статье освещены основное моменты налогового мониторинга с акцентом на изменения, которые вступят в силу с 01.07.2021. Переход на этот вид контроля упрощается: снижаются лимиты по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по уплаченным налогам – с 300 млн до 100 млн руб.

Взаимодействие налоговых органов и участников системы налогового мониторинга будет осуществляться не только через личный кабинет налогоплательщика, но и через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Исключаются основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга.

Заявить о переходе на мониторинг можно будет до 1 сентября.


Камеральные налоговые проверки: раскрытие информации

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Важно, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать у налогоплательщика раскрытия информации об исчислении конкретного налога за проверяемый налоговый период только в строго определенных случаях, описанных в НК РФ, а именно:

Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать раскрытия информации

Информация, которую обязан представить налогоплательщик по требованию налогового органа

Выявление ошибок в налоговой декларации (расчете)

Пояснения или внесение соответствующих исправлений в установленный срок

Выявление противоречий между сведениями, содержащимися в представленных налогоплательщиком документах

Выявление несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля

Подача уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

Пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета)

Представление налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка

Пояснения, обосновывающие размер полученного убытка

Использование налоговых льгот

Документы, подтверждающие право на налоговые льготы

Подача налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога

Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов

Выявление противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС

Счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям

Выявление несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему РФ, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению

Подача уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом)

Первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов

Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов

Проведение камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком - участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов НК РФ и (или) законами субъектов РФ

Сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ

Срок проведения камеральной налоговой проверки строго ограничен тремя месяцами со дня подачи (а не поступления) декларации в налоговый орган. В связи с этим все необходимые действия по истребованию информации (пояснений и документов) налоговый орган обязан совершить в течение указанного срока.

Поэтому получив требование (сообщение) о предоставлении документов (о даче пояснений), прежде всего, необходимо обращать внимание на даты его составления и направления.

Если запрос информации составлен и / или направлен по истечению трехмесячного срока после представления декларации вы вправе рассматривать его как, не подлежащий безусловному исполнению. У налогоплательщика в данном случае есть право выбора: исполнять или не исполнять такой запрос.

Решение зависит от конкретной ситуации и многих нюансов: в частности от того, готовы ли вы вступить в конфликтную ситуацию с налоговым органом или нет, будет ли способствовать исполнение запроса правильному и скорейшему разрешению исследуемого вопроса.

При этом если все-таки принимается решение о раскрытии информации, определение срока исполнения запроса и объема раскрываемой информации являются прерогативой самого налогоплательщика, и привлечение к ответственности за ненадлежащее исполнение такого запроса будет незаконным.

Проверка обоснованности заявления НДС к возмещению

Отдельно остановимся на раскрытии информации при заявлении НДС к возмещению.

Безусловная обязанность налогоплательщика в данной ситуации при получении соответствующего требования – документально подтвердить свое право на налоговый вычет. Таким образом, документы, полученные от поставщиков и подтверждающие право на вычет, представляются в обязательном порядке. Если налоговый орган требует представить дополнительную информацию (например, подтвердить оборот по реализации с целью проверки налоговой базы по НДС), то к такому требованию вы вправе относиться критически.

Обязанность представлять документы, подтверждающие оборот по реализации прямо из НК РФ не вытекает. Если вы все же готовы предоставить эту информацию, то документы допустимо предоставить за пределами обычного десятидневного дневного срока со дня получения требования. Негативных последствий в виде штрафных санкций это не повлечет.

В свете изменений с начала 2015 года, касающихся представления организациями в составе декларации по НДС данных из книг покупок и продаж, как никогда актуален вопрос проявления налогоплательщиками так называемой «должной осмотрительности» при взаимодействии с контрагентами – поставщиками и подрядчиками. По замыслу налоговых органов отныне данные из книг покупок и продаж компании должны сверяться с аналогичными данными, поступившими в составе отчета от всех указанных поставщиков и покупателей.

Однако всегда существует вероятность, что кто-то из ваших деловых партнеров не проведет нужную счет-фактуру, либо не справится с объемом документов и представит «приблизительную» отчетность, а кто-то вовсе прекратит существование, не отчитавшись за квартал. Все это может дать повод налоговому органу усомниться в правомерности применения вами налоговых вычетов по НДС неправомерными и, как следствие, – привести к доначислению НДС или к уменьшению заявленной суммы возмещения.

Доказывать налоговому органу право на применение налоговых вычетов в таких ситуациях, конечно, нужно; но практика свидетельствует о том, что малейшая неясность относительно обстоятельств совершения хозяйственных операций с «проблемными» контрагентами рассматривается налоговым органом как достаточное основание для отказа в налоговом вычете.

Поэтому, столкнувшись с подобной проблемой, следует рассчитывать, что приводимые вами доводы и представляемые доказательства будут правильно оценены только вышестоящим налоговым органом или судом.

При этом в правоприменительной практике сложился подход к оценке правомерности применения налоговых вычетов по НДС, согласно которому при неоспаривании реального характера операции по приобретению товаров (работ, услуг) для покупателя приобретает существенное значение доказывание им «должной осмотрительности и осторожности» при выборе поставщика (исполнителя).

«Должная осмотрительность и осторожность» как основание отказа в праве на вычет

Что значит «должная осмотрительность и осторожность»?

Следует заметить, что налоговое законодательство не устанавливает такого понятия как «должная осмотрительность и осторожность». Упоминание о нем применительно к налоговым правоотношениям содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», в котором было указано на то, что налоговая выгода (в том числе полученная в результате учета затрат, применения налоговых вычетов и пр.) может быть признана необоснованной в случае нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей, но при условии, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и он мог знать о нарушениях, допускаемых контрагентом.

Какие контрагенты привлекают внимание налоговых органов?

В первую очередь под пристальное внимание налоговых органов подпадают контрагенты, в отношении которых выявлены:

  • участие одного физического лица в деятельности множества организаций (в качестве руководителя и / или учредителя);
  • декларирование и уплата налогов в «минимальных размерах» при значительном обороте;
  • разнохарактерные хозяйственные операции.

При наличии таких фактов для вывода о проявлении вами должной осмотрительности и осторожности налоговым органом будут исследоваться следующие вопросы:

  • обстоятельства поиска и выбора контрагента;
  • наличие у вас непосредственных контактов с руководством или уполномоченными представителями контрагента при заключении и исполнении договоров;
  • наличие документального подтверждения полномочий руководства и представителей контрагента;
  • контактная информация контрагента, с помощью которой происходило текущее взаимодействие с контрагентом;
  • ваша информированность об обеспеченности контрагента ресурсами (трудовыми, производственными и пр.), необходимыми для исполнения обязательств перед вами.

Как подтвердить проявление «должной осмотрительности»?

В Постановлении от 12.10.2006 №53 указаний по поводу того, какие меры со стороны налогоплательщика являются достаточным доказательством должной осмотрительности и каким образом налоговый орган должен доказывать неосмотрительность налогоплательщика, не имеется.

Поэтому принято считать, что минимально необходимыми доказательствами этого являются документы, подтверждающие правовой статус контрагента и его представителей:

  • выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на дату, близкую к дате совершения сделки;
  • свидетельства о регистрации и о постановке на учет в налоговом органе;
  • приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера;
  • доверенность на уполномоченного представителя;
  • устав;
  • лицензия и иная разрешительная документация, если деятельность контрагента подлежит лицензированию или если для ее ведения необходимы определенные разрешения от государственных или муниципальных органов власти.

Рекомендуемыми к получению от контрагента являются:

  • бухгалтерская и налоговая отчетность;
  • справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

Отметим, что данные бухгалтерского баланса пригодятся также для оценки финансового и имущественного состояния партнера, где наибольший интерес для рассматриваемых целей представляют наличие объектов основных средств, товаров и других оборотных активов, размеры дебиторской и кредиторской задолженности.

Итак, если следовать всем рекомендациям, то на каждого контрагента придется собирать целое досье. А это неминуемо влечет значительные временные, трудовые и финансовые затраты, которые могут себе позволить далеко не все налогоплательщики. Поэтому для сокращения времени и затрат на проверочные мероприятия рекомендуем дифференцировать объем собираемых о контрагенте сведений в зависимости от степени рискованности сделки.

Тем не менее, наличие всех указанных выше документов не гарантирует успех в доказывании права на налоговую выгоду (и в особенности права на налоговый вычет по НДС), если вы не будете готовы пояснять и подтверждать доказательствами фактические обстоятельства совершения хозяйственных операций с конкретным лицом:

  • источники информированности о контрагенте;
  • причины выбора контрагента;
  • лица, обеспечивавшие заключение и исполнение договора;
  • обстоятельства исполнения договора исходя из его предмета и условий.

Комиссии по легализации налоговой базы

Особая форма контроля – комиссии «по легализации налоговой базы», проводимые в налоговом органе.

Несмотря на отсутствие в законе такой формы налогового контроля, в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой налогоплательщик обязан посещать данные комиссии. Вывод об этом проистекает из общего права налогового органа вызывать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов.

В связи с этим неявка на комиссию может обернуться привлечением организации и ее руководителя к налоговой и административной ответственности. Но неурегулированность в НК РФ порядка проведения налоговыми органами комиссий позволяет и налогоплательщику достаточно вольно относиться к тому, что конкретно и чем пояснять налоговому органу.

Поэтому пояснения по интересующим налоговый орган вопросам могут носить самый общий характер и не обязаны быть подтверждены какими-либо доказательствами. При этом рекомендуем вам внимательно анализировать информацию, которую вы представляете в налоговый орган, дабы передача «лишних» документов с благой целью не стала палкой о двух концах.

Выездная налоговая проверка: критерии отбора кандидатов

Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, призванным установить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщика за определенный период его хозяйственной деятельности.

Считается, что стать кандидатом на выездную проверку, можно стать, выполнив несколько условий, описанных в главе 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В частности, такими показателями признаются:

  • налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
  • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  • неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  • отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);
  • непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
  • неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);
  • значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Информация о факте включения организации в план выездных проверок в открытом доступе нигде не представлена. Поэтому о начале проверки налогоплательщик, как правило, узнает из решения руководителя о проведении выездной налоговой проверки.

Вместе с решением налогоплательщику часто представляется требование о представлении заверенных копий всех документов, относящихся к исчислению налогов за обозначенный период проверки. Это требование трудно назвать логичным, поскольку объем запрашиваемой информации может быть огромен и чисто физически в короткие сроки представить копии по всей финансово-хозяйственной деятельности за три года у организации нет возможности.

Однако до настоящего времени судебная практика в этом вопросе не единообразна, поэтому для снижения риска неблагоприятных последствий настоятельно рекомендуемым является направление ходатайства о продлении сроков подготовки копий документов с указанием причин невозможности его исполнения (значительный объем истребуемой документации, недостаточность трудовых ресурсов и т.п.) с одновременным указанием на то, что все истребуемые документы готовы для представления проверяющим с целью изучения в подлиннике в любое удобное им время.

Если организация не сможет предоставить большой объем документов в установленный срок и будет оштрафована по статье 126 НК РФ, указанное ходатайство может послужить весомым аргументом в суде для признания решения налогового органа необоснованным.

Также обязательным к выполнению правилом может являться представление налоговому органу как копий, так и подлинников документов с детализированной описью и с получением отметки об их вручении. Если инспектор в дальнейшем (как известно, проверка может длиться долго) повторно будет запрашивать данные копии, у вас будет основание не представлять их, поскольку это было уже сделано ранее.

Условно процесс проведения камеральной проверки можно разделить на 3 стадии:

Проверка своевременности представления отчетности

Проверка представленной отчетности

Оформление результатов камеральной проверки

1. Своевременность представления отчетности.

На перовой стадии налоговый орган проверяет факт представления отчетности налогоплательщиком и, как правило, по истечении 6 рабочих дней после установленного законодательством срока представления отчетности (в этот срок данные в представленных декларациях вводятся в компьютерную программу). Налоговый орган приступает к выявлению налогоплательщиков, которые не сдали отчетность.

Например, срок представления декларации по НДС установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговый период по НДС установлен:

- для налогоплательщиков, у которых выручка за месяц без НДС не превышает 1 млн. руб. - календарный квартал года.

- если выручка превышает 1 млн. руб. без НДС, то тогда – календарный месяц.

По истечении 6 рабочих дней после указанной даты, отчетность по НДС считается непредставленной.

Установив факт непредставления отчетности, или представления ее с нарушением установленного срока, налоговый орган привлекает налогоплательщиков к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ или п. 1 ст. 126 НК РФ.

Применение ответственности за непредставление отчетности не ставится в зависимость от уплаты или неуплаты самого налога. Кроме того, при обнаружении нарушения сроков представления налоговой отчетности, налоговый орган может составить протокол об административном правонарушении и вручить его копию должностному лицу налогоплательщику (финансовая ответственность – штраф на организацию, административная ответственность – штрафы на личные дела).

Протокол в течение суток направляется в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении. Всех налогоплательщиков, которые в срок не представили отчетность, налоговый орган может вызвать к себе на основании письменного уведомления (формально разрабатывается налоговым органом самостоятельно) для объяснения причины непредставления отчетности в налоговый оран.

В уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению декларации и бухгалтерской отчетности, а также указывается на необходимость их представления.

Если налоговая декларация не представлена в течение двух недель по истечении установленного срока или налогоплательщик отказался от ее представления вообще, то руководитель налогового органа (его заместитель) имеет право принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке.

Такое решение налоговый орган направляет банку и одновременно уведомляет об этом налогоплательщика путем передачи ему решения под расписку или иным способом.

После того, как налогоплательщик представит в налоговый орган декларацию, но не позднее 1 операционного дня, следующего за днем подачи декларации, налоговый орган должен отменить свое решение и операции по счетам в банке должны быть возобновлены.

Налоговые органы, как правило, проводят камеральную проверку отчетности при наличии оснований предполагать занижение в налоговой декларации сумм, причитающихся к уплате налога или завышение сумм налогов, заявленных налогоплательщиком к зачету (возврату) в случаях, не требующих проведения выездной налоговой проверки.

Также основанием для проведения камеральной проверки может послужить передача органами внутренних дел материалов в налоговый орган, при выявлении ОВД обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов.

В этом случае налоговый орган не позднее 10 дней с даты поступления материалов должен принять решение о проведении камеральной или выездной проверки и сообщить о принятии решения ОВД («Инструкция о порядке направления ОВД материалов в налоговые органы». Утверждена приказом МВД России №76, МНС России № АС-З-06/37 от 22.01.2001).

Читайте также: