Что значит техническая компания по мнению налоговой

Опубликовано: 16.05.2024

Всё налоговое сообщество занято комментированием нового Письма ФНС от 10.03.2021

БВ-4-7/3060@ "О практике применения ст. 54.1 Налогового кодекса РФ".

При этом, полагаем, что у большинства заинтересованных в вопросе, но не обладающих специальными знаниями, людей (руководителей, собственников и бизнесменов), данный документ вызовет стойкое ощущение какой-то теоретической белиберды.

И действительно, в документе отсутствуют какие-либо рекомендации для налогоплательщиков, что, впрочем объясняется целью его написания: он был написан центральным аппаратом ФНС для применения территориальными налоговыми инспекциями при организации проверок.

Постараемся добавить этому документу практического смысла, предложив свою инструкцию по благополучной жизни компании с учетом изложенных в нём принципов.

Если кратко, то о том, какими методами и аргументами налоговая будет доказывать то, что Ваша компания совершила какие-либо операции исключительно с целью экономии на налогах или вывода денег.

При этом процесс такого доказывания будет происходить поэтапно и напоминать квест, в котором каждый, кто выжил на текущем уровне игры, переходит на следующий, более сложный🙂

🔷КАК ПРОЙТИ ЭТОТ КВЕСТ

Уровень 1️⃣. Налоговая будет пытаться доказать, что Ваша сделка с контрагентом не реальна и вообще не имела места в действительности.

О том, когда, например, по документам подрядчик построил Вам здание, а его в указанном месте не обнаружилось. Или обнаружился, максимум, гараж.

Ну, или, например, поставщик по документам поставил Вашей компании определённые товары или материалы, а потом их никто не видел ни на складе, ни в Ваших продажах.

▫️Как налоговая это докажет?

Будет проводить осмотр территорий и помещений, сопоставлять объем поставленных товаров размеру складских помещений, будет производить инвентаризации и получать пояснения от Ваших сотрудников.

✅Как пройти уровень?

Если результат выполненных для Вас подрядчиком работ или оказанных услуг не очевиден (ну, то есть, что-то более сложное, чем вот оно здание, которое всем видно), то имеет смысл создавать и сохранять для себя дополнительные доказательства того, что "мальчик был".

Например, если подрядчик выполнял какую-либо отделку помещения, то разумно сохранить фото и документы, фиксирующие состояние помещения до работы подрядчика и после неё.

По услугам разумно иметь подробный отчёт о фактических действиях исполнителя, подкрепленный фотоотчётами, скринами, презентациями и пр.

➡️Если Вы прошли этот уровень, и налоговая инспекция не собрала доказательств того, что сделка нереальна, то Вы переходите на следующий уровень.

Уровень 2️⃣. Налоговая будет пытаться доказать, что поставку (работы, услуги) фактически не выполнял тот контрагент, с которым у Вас был заключен договор.

Это о том, когда результат работ есть (например, здание построено), но налоговая считает, что ООО "Ромашка", с которой у Вас был заключен на эти работы договор, это здание построить не могло, поскольку не имело, например, достаточного количества сотрудников и техники.

А также оно не известно на рынке, не имело сайта, соответствующей деловой репутации,и вообще ликвидировалось вскоре после Вашей сделки.

▫️Как налоговая это докажет?

Помимо анализа данных по самому ООО "Ромашка" относительно его основных средств, численности персонала, транспорта, разрешений и лицензий, основным контрольным мероприятием на данном уровне будет допрос лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к деятельности ООО "Ромашка",а также допрос Ваших сотрудников, которые должны были, в силу своих должностных обязанностей, иметь отношение к исполнению ООО "Ромашка" договора (например, контролировали и принимали работы и пр.).

✅Как пройти этот уровень?

Имеет смысл, воспользовавшись типовыми вопросами, которые используют налоговики при проведении допросов на данную тему, провести со своими сотрудниками тренировочные допросы: раздать перечень вопросов, попросить ответить и вместе обсудить результаты.

Как правило, такие тренировочные сессии позволяют руководителям узнать и вовремя обнаружить много неожиданного,в том числе, хотя бы то, что многие сотрудники, оказывается, понимают неправильно обязанности и зону ответственности своих коллег.

➡️Те компании, которые попали на Уровень 2, как правило, одновременно сразу подвергаются и проверке по Уровню 3.

Уровень 3️⃣. Налоговая будет пытаться доказать, что Ваши действия по заключению договора с "технической" компанией были умышленными.

Налоговая будет собирать доказательства того, что Вы заранее знали об обстоятельствах, характеризующих контрагента как "техническую" компанию, и знали о том, что данный контрагент фактически не будет для Вас выполнять работы (оказывать услуги, поставлять товары) по заключенному договору.

▫️Как налоговая это докажет?

Налоговая запросит у Вашей компании документы и пояснения относительно того, каким образом и на основании каких данных Вы принимали решение о заключении договора именно с выбранным контрагентом, есть ли в Вашей компании регламент и назначены ли ответственные лица за проверку контрагентов, а также запросит документы, подтверждающие, что перед заключением договора Вы проверяли деловую репутацию, платежеспособность и технические возможности контрагента по исполнению возложенных на него договором обязательств.

❗Разница между тем, будет ли доказан или не доказан налоговым органом умысел в Ваших действиях по выбору конкретного контрагента и осведомленность о том, что он представляет собой "техническую" компанию, весьма существенна как по сумме возможных штрафов, так и по привлечению руководителей компании к субсидиарной и уголовной ответственности.

✅Как пройти этот уровень?

Сложность данного уровня заключается в том, что для его прохождения нужна заблаговременная подготовка - непосредственно в момент проверки Вы не сможете предпринять практически ничего для того, чтобы собрать необходимые документы и доказательства неумышленности своих действий по выбору "плохого" контрагента.

▪️Заблаговременная подготовка должна включать утверждение приказом директора по Вашей компании "Регламента проверки контрагентов" - документа, гласящего, что Ваша компания обязательно проверяет всех контрагентов перед заключением договора и собирает сведения об их добросовестности, для чего руководителем назначены специальные ответственные лица.

▪️Из этого же документа должно следовать, что Ваша компания перед выбором конкретного исполнителя всегда анализирует нескольких альтернативных поставщиков (подрядчиков), сравнивает их ценовые условия, опыт на рынке, деловую репутацию и иные условия их предложений.

▪️О результатах анализа нескольких альтернативных поставщиков должно свидетельствовать соответствующее заключение комиссии из Ваших сотрудников, которые провели мониторинг рынка и пришли к выводу об оптимальности заключения договора именно с выбранным контрагентом.

❗О важности наличия в компании обозначенных документов персонально для руководителя компании говорит дополнительный аргумент: Письмо ФНС напрямую указывает на то, что если лица, входящие в состав органов управления юридического лица, не проявили осмотрительности при выборе контрагента, то они могут быть привлечены к персональной ответственности за причинение убытков организации и нарушение обязанности действовать в интересах юридического лица.

✴️В качестве приложения к данным разъяснениям мы предлагаем Вам приобрести все инструменты по прохождению описанных уровней "квеста":

🔸1. Перечень типовых вопросов, используемых налоговыми органами при проведении допросов руководителя и сотрудников - для проведения тестовых допросов с сотрудниками,

🔸2. Регламент проверки контрагентов и подтверждения реальности сделок - для утверждения его в Вашей компании,

🔸3. Пример заключения комиссии сотрудников компании о проведенном анализе нескольких контрагентов и выборе конкретного поставщика для заключения договора.

В самое ближайшее время инспекторам ФНС поступит инструкция, во всех подробностях рассказывающая, как обнаруживать и доказывать финансовые схемы, при участии технических компаний. Оспорить решения налоговиков о доначислении налогов, при новых правилах, станет гораздо сложнее.

Впрочем, если партнера признали техническим, это необязательно означает дополнительные расходы для вашей компании. Существуют определенные решения судебных органов, которые подскажут, что делать в случаях, если действия ФНС носили необоснованный характер.

Есть ли шанс претендовать на налоговою реконструкцию, как защищаться, если возникли претензии со стороны ФНС? Эту информацию можно узнать из советов ниже.

Как будут доказывать, что контрагент фирма-однодневка

В Налоговом кодексе отсутствуют такие понятия, как фирмы-однодневки, фирмы-прокладки и т. д., поэтому в работе налоговой службы подобная терминология не используется.

Чтобы обозначать такие организации ФНС ввело новый термин – «техническая компания», под которым подразумевают организацию не ведущую реальную деятельность и не выполняющую налоговые обязательства по сделкам, оформленным от их имени.

Как будут доказывать, что контрагент фирма-однодневка

Технические компании – это фирмы, вовлеченные в налоговую схему с целью минимизации налоговых отчислений.

Согласно действующему законодательству, для установления этого факта одних лишь формальных оснований недостаточно.

Налоговый инспектор должен оценить действия самого проверяемого субъекта с целью собрать доказательства того, что имеет место нарушение закона исключительно для получения финансовой выгоды.

Задача сотрудника ФНС: собрать доказательства того, что при подписании договора руководство проверяемой организации знало, либо могло знать, о том, что сделка заключается с технической компанией.

С целью сбора доказательств инспекторы-налоговики должны:

  • определить местонахождение или невозможность установления контрагента;
  • проанализировать наличие штата у предприятия, подозреваемого в фиктивности, производственных или складских помещений, материально-технической базы, разрешений и лицензий на деятельность;
  • узнать, есть ли у партнера возможность выполнить условия сделки;
  • изучить, затратил ли контрагент средства, на выполнение условий сделки;
  • выявить наличие признаков, подтверждающих реальную экономическую деятельность фирмы.

Для достижения этих целей контролеры ФНС имеют право требовать пояснений у руководства проверяемой организации, вызывать и опрашивать свидетелей, а также сверять эти показания и имеющимися документами и информацией, полученной из других источников.

Следует отметить, что далеко не всегда доказательной базы хватает для того, чтобы суд принял сторону ФНС. Здесь будет полезно изучить дело Красноярского завода цветных металлов имени В. Н. Гулидова. Предприятие сумело отбиться от претензий налоговиков. А те даже включили выводы суда в свой обзор (пункт 6 письма № БВ-4-7/12120 от 28 июл 2020 года).

Установление конечного бенефициара

Важным этапом при доказательстве участия фиктивной компании является установление конечного выгодоприобретателя (бенефициара) от совершенных сделок. Для этого изучается степень вовлеченности контрагентов в схему, выявляются лица, непосредственно получавших выгоду от незаконных сделок.

Установление конечного бенефициара

Сотрудникам ФНС важно точно определить, кто из контрагентов был подконтрольным, а кто фактически управлял всей схемой ухода от налогов.

Для компании, признанной бенефициаром, будет пересчитан размер фискальных обязательств перед бюджетом. Оспорить доначисление налогов в этом случае будет необычно сложно. И практика показывает, что суды практически всегда встают на сторону налоговой инспекции.

По результатам проверки инспекторы выяснили, что фирма сотрудничает с контрагентами, деятельность которых носит признаки фиктивности. После сбора доказательной базы, опроса свидетелей было выявлено, что партнеры не выполняли сварные работы, у контрагентов отсутствовали собственные активы и штат, а деятельность была полностью подконтрольна проверяемой фирме. Эта компания и была признана конечным бенефициаром. Суд подтвердил, что решение носило законный характер ФНС (определение Верховного суда РФ №305-ЭС20-10538 от 13 авг 2020 года).

Критерии выбора контрагента играют огромную роль

Федеральной налоговой службой был введен новый подход к методике выбора контрагентов. Ранее от предпринимателей требовалась должная осмотрительность. Теперь же при оценке корректности процедуры выбора поставщиков товаров и услуг, инспекторы руководствуются принципом «коммерческой осмотрительности».

Критерии выбора контрагента играют огромную роль

Новый подход относит к подозрительным безденежные расчеты, нелогичные бизнес-процессы, плохую деловую репутацию и отсутствие собственных средств и ресурсов.

При изучении сомнительных сделок, сотрудники налоговой инспекции должны постараться ответить на ряд вопросов:

  • известно ли вам местонахождение контрагентов;
  • были ли у вас доказательства, что контрагент в принципе способен исполнить сделку;
  • знаете ли вы, как руководитель, по каким критериям выбирали поставщика;
  • насколько серьезно изучали контрагента перед заключением договора (откуда узнали о нем, делали ли запросы на сайте nalog.ru, с кем контактировали лично и т.д.);
  • насколько такая сделка противоречит обычному поведению вашей компании на рынке;
  • не было ли нарушений процедуры согласования поставщика;
  • как рассчитывались по сделке: реальное перечисление денежных средств или использовались другие формы (уступка прав, векселя).

Кроме того, будут затребованы все документы по данной сделке. Инспектор обязательно проверит, соответствовал ли документооборот другим подобным взаимоотношениям. Например, при строительном подряде обязательно должен присутствовать акт передачи площадки.

Если сотрудники контрагента выполняли какие-то работы на вашем предприятии, значит должны быть заверенные списки для контрольно-пропускного пункта, с конкретными фамилиями.

Одним из критериев, по которым инспектор фискальной службы определяет недобросовестного контрагента, является наличие в сделках необоснованно завышенной или заниженной цены. Однако тут нужно заметить, что такой критерий вступает в прямое противоречие с позицией Верховного суда, который считает нарушением лишь многократное отклонение от рыночной цены (пункт 3 Обзора дел, связанных с применением положений статьи 269 НК РФ, утвержден Президиумом ВС РФ 16 фев 2017 года).

Чтобы не стать объектом пристального внимания инспекторов следует тщательно изучать своего партнера, особенно при осуществлении крупных сделок или если вы знаете, что грядет налоговая проверка.

При этом инструкция ФНС для сотрудников указывает, что компании имеют полное право показывать разную осмотрительность при совершении сделок. То есть, контрагента по многомиллионному контракту действительно нужно тщательно проверять. Если же речь идет о покупке канцтоваров на сумму в пару тысяч рублей, то поставщика допускается изучать поверхностно. Эту позицию поддерживает и Верховный суд РФ в своем определении № 307-ЭС19-27597 от 14 мая 2020 года.

Иногда судьи в спорных вопросах встают и на сторону налогоплательщиков. Так, в ряде случаев (постановление АС Московского округа № А40-104181/2017 от 29 мая 2020 года) судьи посчитали, что отсутствие штата материально-технической базы не является доказательством фиктивности организации, поскольку она могла воспользоваться услугами привлеченных организаций для выполнения условий договора.

Превалирование реальности сделки над осмотрительностью

Превалирование реальности сделки над осмотрительностью

В ряде случаев существует возможность доказать реальность сделки, даже если ФНС считает, что контрагент имеет все признаки фиктивности. Именно таким путем пошло руководство ЗАО «СПТБ Звездочка», чей случай стал каноническим в судебной практике.

Фирма приобрела материалы, стоимостью 2,6 млн. рублей. Для данного предприятия такая сделка не считалась крупной, поэтому детальной проверки контрагента руководство не провело. Однако инспекторы посчитали поставщика техническим, поскольку у предприятия отсутствовали собственные технические средства, управленческий и вспомогательный персонал.

В данном случае суд встал на сторону ЗАО, посчитав, что необязательно проводить проверку каждого поставщика при незначительных сделках. Такое положение закреплено в определении ВС РФ № 307-ЭС19-27597 от 14 мая 2020 года.

Если реальность сделки может вызвать сомнения у фискальных органов, следует собрать доказательства того, что при заключении сделки была проявлена должная осмотрительность.

Тем более, что теперь, после изменения законодательства, появилась возможность оформить налоговую реконструкцию.

Реальность получения налоговой реконструкции

Сразу стоит отметить, что возможность реконструировать налоги – занятие не из легких.

Расходы и вычеты НДС будут сняты в том случае, если сотрудниками фискальной службы будет установлен формальный документооборот и обналичка по договору, но при этом налогоплательщик не предоставит доказательства выполнения обязательств по сделке.

Если инспекторам удастся доказать, что компания знала, или должна была знать, о заключении сделки с фирмой-однодневкой, то тут возможно только два иных варианта.

  1. В случае определения реального поставщика будет проведена реконструкция в части наценки. Налоговая инспекция позволит учесть расходы, потраченные на уплату налога на прибыль и вычеты по НДС. Однако только по документам реального поставщика.
  2. Если не удалось выявить реального поставщика, то вычеты по НДС будут сняты, но можно будет учесть расходы по налогу на прибыль. Для установления их размера необходимо будет привлечь эксперта-оценщика, либо доказать соответствие цен рыночным, на основе закупок, не вызвавших нареканий фискальной службы.

И хотя сегодня реконструкция налогов нормативными документами еще не предусмотрена, а будет задействована лишь после согласования всех документов в Министерстве финансов – практика такой реконструкции уже имеет место в налоговом поле РФ. Обнадежить может и тот факт, что зачастую судья встает на сторону предприятий, решая споры с налоговой службой в пользу предпринимателей.


Понятие фиктивного предприятия

Фиктивная компания или фирма-однодневка — это юридическое лицо, созданное с учетом требований законодательства РФ, которое не имеет своей целью занятие предпринимательской деятельностью и получение прибыли. Часто такие компании регистрируются на подставных лиц, они не сдают налоговую отчетность или указывают нулевые показатели, зарегистрированы по адресам массовой регистрации юрлиц. Такое определение сформулировано в письме 11.02.2010 N 3−7-07/84 Федеральной налоговой службы.

Компании-однодневки используются в схемах уклонения от уплаты налогов. С их помощью составляются цепочки фиктивных поставок продукции или оказания услуг для увеличения расходной части и уменьшения налога на прибыль или получения незаконного вычета НДС. Кроме того, фиктивные фирмы могут использоваться для обналичивания денежных средств незаконными методами.

Признаки фирм-однодневок ФНС

Руководитель компании

Признаком однодневки ФНС считает случай, когда руководитель второй раз не пришел на допрос. Составители письма считают, что в этом случае директор боится ответственности за создание и организацию деятельности фиктивного предприятия.

Для защиты от санкций со стороны налоговой необходимо обязательно прибывать в указанную дату и время к должностному лицу правоохранительных органов или предоставить доказательства уважительной причины отсутствия. В качестве доказательств выступают больничные листы, командировочные удостоверения, приказы об отпуске.

Признаком фирмы-однодневки специалисты считают работу руководителя без официального начисления ему заработной платы. В качестве обоснования они приводят довод о том, что работа подставного директора не может оплачиваться.

В качестве защитной меры можно предоставить объяснения о том, что вознаграждение директор получает в виде дивидендов как участник общества. Но для этого необходимо предоставить бухгалтерские документы о выплате долей согласно закону 14-ФЗ. Более действенной защитой будет начисление и выплата хотя бы минимальной заработной платы.

Признаком фирмы-однодневки ФНС считает факт руководства компанией директором, который прописан в другом регионе страны. Например, московской компанией руководит житель Красноярска.

Во избежание проблем налоговые консультанты рекомендуют оформлять временную прописку директору по юридическому адресу компании. В этом случае сомнения со стороны налоговой службы снимается. Кроме того, почтовые отправления на имя директора будут приходить в офис ООО, что также удобно, он не пропустит вызова в ФНС для дачи пояснений или предоставления документов.

Этот признак однодневки ФНС рассматривает в контексте того, что директора меняют для защиты от возможной ответственности после подачи деклараций. Поэтому налоговая служба отказывает в принятии отчетности с подписью нового руководителя.

Во избежание негативных последствий не рекомендуется менять руководителя перед конечной датой сдачи отчетности. Лучше сделать это сразу после подачи деклараций. Кроме того, новый директор должен быть готов явиться в налоговую службу и предоставить необходимые им объяснения. Чаще всего при смене ФНС вызывает должностное лицо предприятия, чтобы убедиться в его реальности и подлинности подписей.

Налоговая служба считает, что эффективно руководить компанией иностранец не может вследствие его правового положения и необходимости длительное время пребывать у себя на родине. Особенно сильным признаком однодневки ФНС является регистрация директора в офшорной зоне или территории с упрощенным режимом налогообложения.

Директора-иностранца могут назначить и для того, чтобы «бросить» компанию после ее использования. Найти руководителя в другой стране и привлечь его к ответственности в России практически невозможно, как и взыскать недоимки в бюджет.

Если вашей компанией действительно руководит иностранец, он должен тесно контактировать с представителями налоговых органов, постоянно являться по вызову, предоставлять документы и пояснения. Только так можно доказать, что директор является реальным, а не подставным.

Отчетность предприятия

Согласно правилам сдачи деклараций по налогу на добавленную стоимость первичная нумеруется цифрой 0, первая уточненная — 1, вторая — 2 и так далее. Налоговая служба устанавливает этот признак однодневки ФНС, руководствуясь утверждением о том, что из-за большого объема документации по НДС в конвертационных центрах их бухгалтера путаются в нумерации, что и приводит к ошибкам.

Для защиты от санкций со стороны контролирующих органов рекомендуется вовсе избегать подачи уточняющих деклараций по НДС, лучше тщательно проверить все данные перед сдачей. Если корректировок не избежать, важно убедиться в правильности нумерации. Необходимо также поддерживать порядок в первичных документах, на основе которых рассчитывается налог на добавленную стоимость и вычеты.

В 8 из 10 случаев декларации с нулями по оборотам и налогам действительно сдают фиктивные предприятия. Реальная компания, которая ведет хозяйственную деятельность, может отчитаться с нулями в следующих случаях:

  • сразу после регистрации, когда финансово-хозяйственные операции не проводились;
  • ввиду отсутствия спроса из-за сезонности или высокой конкуренции;
  • из-за приостановления работы по производственным причинам.

В любом случае необходимо будет давать пояснения налоговой службой с убедительными доказательствами того, что нулевая отчетность обусловлена объективными причинами. Лучше всего заранее подготовить доказательства, в том числе выписки из банка об отсутствии движения по счетам.

Несоответствие данных в счетах фактурах контрагентов при начислении НДС — это очень серьезный признак однодневки ФНС. Если компания не пытается убрать расхождения, можно практически со 100% уверенностью ожидать проверки налоговой службой.

Во избежание серьезных проблем необходимо произвести сверку первичных документов с контрагентами перед заполнением декларации по НДС. В этом случае расхождения будут выявлены до передачи сведений в налоговую службу.

Налоговая служба не уделяет повышенного внимания компаниям, которые предъявляют к вычету налог на добавленную стоимость в объеме до 89% от уплаченного. Однако если этот показатель составляет 98% и более, это относится к признакам однодневки НДС. По мнению налоговой, такая компания является «транзитной» и используется при построении цепочек обналичивания денег или уклонения от уплаты НДС.

Если вы столкнулись с подобной ситуацией. Налоговые консультанты советуют перенести часть вычетов на будущий период. Согласно нормам НК РФ откладывать предъявление НДС к вычету можно в течение 3 лет.

Если расходы на ведение хозяйственной деятельности практически равны доходам, то компания на ОСНО не платит налог на прибыль, что не нравится налоговой службе. Опасным признаком однодневки ФНС считает размер налоговой нагрузки менее 0,9% от общего оборота по расчетному счету. Кроме того, в таком случае финансовое учреждение может полностью заблокировать счет и сделать невозможным совершение безналичных платежей.

Если расходы действительно слишком велики в конкретном отчетном периоде, нужно предоставить налоговой инспекции документальные доказательства. Например, договор о приобретении оборудования, покупки недвижимости и т. п.

Другие признаки фиктивного предприятия

Признаки фиктивности из судебной практики

Помимо признаков однодневки, изложенных в письмах ФНС, правоохранительные органы при выявлении фиктивных компаний руководствуются случаями из судебной практики. К ним относятся:

Проверка контрагента на «фиктивность»

Наличие в числе контрагентов легальной компании фирм-однодневок вызывает повышенный интерес к предприятию со стороны налоговой службы, а также может привести к доначислению налоговых платежей, пени и штрафов. В некоторых случаях должностные лица компании привлекаются к ответственности в рамках действующего законодательства.

Поэтому во избежание проблем необходимо проверять контрагентов. Рекомендуется обратить внимание на такие признаки:

  • Проверить документы, удостоверяющие личность руководителя и его право заключать договора от имени компании.
  • Убедиться в нахождении компании по указанному адресу и наличии возможностей для выполнения договора.
  • Проверить наличие данных о компании в Едином реестре юрлиц.
  • Убедиться в возможности компании выполнить взятые обязательства в нужном объеме и в установленный срок.

Нет времени читать?

Как ФНС установит необоснованную налоговую выгоду в 2021 году

Письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ - по сути инструкция для налоговых инспекций по применению ст. 54.1 НК РФ. У него сложный юридический язык. Это обобщение судебной практики, основные тезисы и тренды в применении ст. 54.1 НК РФ, как это видит себе ФНС. Налогоплательщиков могут отпугнуть хитросплетения юридической и налоговой терминологии, тем не менее для компаний и ИП это письмо полезно. Оно устанавливает довольно четкие правила, по которым будет играть налоговая ближайшие годы и которые вы не найдете в НК или других законах.

Давайте разбираться: чем примечательно мартовское письмо?

ФНС разъясняет, что налоговая выгода обоснована, если соблюдаются три условия:

налогоплательщик не допустил искажения сведений об операции;

обязательства по сделке исполнены надлежащим лицом (кто указан в договоре);

налоговая выгода — не основная цель операции.

В письме ФНС приводит и примеры искажений:


чтобы не платить налог на имущество, компания не учитывает основное средство, которое уже построили,


налогоплательщик намеренно разделяет единый бизнес между отдельными лицами, которые самостоятельны лишь на бумаге. Деление бизнеса — формальное, только для того, чтобы эти новые компании могли проходить по установленным лимитам и применять спецрежимы.

Критерии, по которым ФНС будет оценивать сделки:

  • реальность операции, то есть, была ли сделка в действительности или ее провели только на бумаге,
  • было ли выполнено обязательство надлежащим лицом,
  • какой был действительный экономический смысл операции,
  • наличие деловой цели.

Рассмотрим подробно тезисы письма.

Реальность и нереальность

Если говорить начистоту, налогоплательщик всегда знает, реальна операция или нет. Если операция не реальна, то есть существует только на бумаге, снимут и расходы по налогу на прибыль, и вычеты по НДС. Про какие-либо налоговые преференции можно вообще забыть.

Чтобы установить нереальность операции, инспекторы удостоверятся, есть ли у контрагента опыт подобных операций, есть ли ресурсы для исполнения сделки.

Налоговики могут допросить руководителя контрагента. Если он не разбирается в соответствующей терминологии по сделке, не знает о существовании вашей компании, вообще не ведет деятельность или ведет не ту, про которую написано в договоре, дела плохи.

Исполнение сделки надлежащим лицом

Сделку должна исполнить сторона, указанная в договоре. Требуя это, ФНС борется тем самым с фирмами-однодневками. В письме их называют «технические компании».

Возможны ситуации, когда операция реальна, но контрагент оказался технической компанией, которая не могла выполнить условия договора. Тогда ФНС будет рассматривать поведение налогоплательщика и его осведомленность о том, кто фактически исполнял договор.

Налогоплательщик не вправе проводить в учете документы от технической компании.

Доказать, что техническая компания не исполняла договор, должен налоговый орган. Именно контролеры будут доказывать соответствующие обстоятельства:


местонахождение контрагента не установлено,


у контрагента отсутствуют ресурсы — нет персонала, склада, транспорта, лицензии,


контрагент находится в другом регионе или не мог исполнить договор в определенное время,


расходы по счету не соответствуют выполняемым операциям,


вообще отсутствуют признаки ведения хозяйственной деятельности,


отсутствует сайт и какие-либо активности в сети Интернет,


в ЕГРЮЛ указаны недостоверные сведения.

Умысел

Если один из участников сделки — техническая компания, ИФНС будет разбираться с тем, умышленно или по неосторожности налогоплательщик заключил с ней договор.

Какие факты свидетельствуют об умысле налогоплательщика?


Обналичивание денежных средств


Использование одних IP-адресов


Печати и документы технической компании в офисе налогоплательщика


Ошибки в документах, свидетельствующие о формальном их составлении


Нетипичность документооборота

Если умысел инспекция доказала, расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС получится провести при одном условии. Надо, чтобы налогоплательщик раскрыл, кто фактически исполнял договор, а также представил сведения и документы, подтверждающие это. Это называется налоговой реконструкцией.

Фактический исполнитель (поставщик, подрядчик) тоже должен подтвердить, что договор исполнял именно он.

Если налогоплательщик исполнил обязательство сам и признался в этом, налоговая может учесть расходы и вычеты по НДС по приобретенным материальным и иным ресурсам, не связанным с оплатой труда.

Коммерческая осмотрительность

На что обращать внимание, выбирая себе контрагента? Как доказать, что контрагента реально выбирали и проверяли? Выиграть в споре получится, если:

налогоплательщик осведомлен о местонахождении контрагента, его складских, торговых и иных площадях, нужных в бизнесе;

у контрагента есть необходимые лицензии, членство в СРО;

должностные лица налогоплательщика знают, почему сделку заключили именно с этим контрагентом;

должностные лица налогоплательщика взаимодействовали с должностными лицами контрагента;

у налогоплательщика есть анализ сведений о контрагенте;

информацию о контрагенте можно найти в открытом доступе. ФНС призывает пользоваться открытыми данными, размещенными на сайте ФНС о контрагентах. Там достаточно сведений, чтобы оценить, сможет ли контрагент исполнить сделку;

у налогоплательщика есть информация о том, откуда появился контрагент;

у налогоплательщика составлено досье на контрагента.

Налоговую насторожит, если:


налогоплательщик заключил сделку с нарушением своих внутренних регламентов;


сделка непрофильная или высокорисковая;


стороны вписали в договор условия, не свойственные деловому обороту;


цена по сделке выше или ниже рыночной;


у налогоплательщика нет документов по сделке, предусмотренных действующим законодательством;


нет оплаты по сделке, или должник использовал неликвидные векселя, или была уступка прав требования;


налогоплательщик никак не защищал свои права, нарушенные неисполнением сделки.

Налогоплательщик выиграет, если налоговая убедится: он не знал о том, что заключил договор с технической компанией. При этом ФНС отмечает: степень коммерческой осмотрительности должна быть разной. Одно дело — покупка основного средства за миллионы. Другое — закупка картриджей или бумаги для офиса.

Если налоговая докажет, что налогоплательщик должен был знать, что связался с технической компанией, возможна налоговая реконструкция. И тут возможны две ситуации.

Ситуация 1. Установили то лицо, которое реально выполнило обязательства по договору. В этом случае можно учесть расходы по налогу на прибыль и вычеты по НДС.

Ситуация 2. Установить реального исполнителя не представляется возможным. Тогда вычеты по НДС налоговики не разрешат, а вот расходы — пропустят, если налогоплательщик сможет доказать их размер, посчитав расчетным методом. То есть налогоплательщику нужно будет доказать, что у него есть аналогичные операции по такой же цене, провести экспертизу, представить документы, подтверждающие реальную стоимость товаров работ, услуг.

Если налогоплательщик не докажет, что понес расходы, он может взыскать убытки со своего контрагента в рамках гражданского иска. В этом должны помочь налоговые оговорки, включенные в договор.

Ответственность

Ситуация Последствия
Налогоплательщик умышленно заключил договор с технической компанией. Штраф по п. 3 ст. 122 НК РФ. Это 40% от суммы неуплаченного налога.
Налогоплательщик не доказал должную коммерческую осмотрительность. То есть налоговая установила: он не знал, но должен был знать, что контрагент — техническая компания и не могла исполнить сделку. Штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ. Это 20% от суммы неуплаченного налога. При неосторожной форме вины можно рассчитывать на снижение штрафа, если ходатайствовать о применении обстоятельств, смягчающих ответственность.
Налогоплательщик доказал, что проявил должную коммерческую осмотрительность. То есть он не знал и не должен был знать, что заключил договор с технической компанией. Состава правонарушения нет и штрафовать тут не за что.

Переквалификация

Часто налогоплательщики уменьшают свои налоговые обязательства, маскируя одну сделку другой. Как и раньше, инспекторы будут рассчитывать налоги исходя из экономического содержания сделки. Сама по себе неверная квалификация не подлежит оценке по ст. 54.1 НК РФ. Если налогоплательщик допустил такую ошибку, но отчетность не исказил, грозит штраф 20% по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Дробление бизнеса

На что смотрит налоговая, если бизнес ведет группа компаний на спецрежимах? Инспекторы оценивают: ведут ли компании бизнес самостоятельно, с использованием собственных ресурсов, или такие компании действуют лишь формально, а фактически бизнес за них ведет другое лицо.


компании не выполняют реальные функции и только оформляют документы от своего имени;


в группе компаний одни и те же работники и единые ресурсы;


фирмы тесно взаимодействуют друг с другом;


компании ведут разные бизнесы, но это единый производственный процесс, который направлен на получение общего результата.

Три оргвывода по мартовскому письму ФНС про необоснованную налоговую выгоду

Письмо хорошо тем, что ФНС признала возможность опираться на судебную практику, которая сформировалась до вступления в силу ст. 54.1 НК РФ. В письме многочисленные отсылки к «старым» судебным актам, в том числе постановлениям Пленума ВАС РФ.

ФНС закрепляет письмом такую процедуру, как налоговая реконструкция. С оговоркой, что она доступна при соблюдении определенных условий.

Появилось понятие коммерческой осмотрительности и условий ее проявления. При должном проявлении коммерческой осмотрительности, если налогоплательщик не подозревал о том, что связался с плохой компанией, его не могут лишить права на вычеты и расходы.

Главный совет налогоплательщикам

Лучше проверять своих контрагентов. Если нужно, внесите изменения в действующие регламенты проверки контрагентов. У кого таких регламентов до сих пор нет, пора наконец их подготовить и четко следовать им. Отступать уже некуда. Необходимо назначить лиц, ответственных за проверку контрагентов, внести в договоры налоговые оговорки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Анна Архипова,
Заместитель директора ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация», налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

Ст. 54.1. НК РФ применяется при причинении ущербу бюджетам

Статья ст. 54.1. НК РФ направлена на поддержание баланса частных и публичных интересов (Определение КС от 29.09.2020 № 2311-О)

  1. Налоговые последствия при реальности и нереальности операций

Толкование п.п. 1 и 2 ст. 54.1. НК РФ должно производиться в нормативном единстве с положением подпункта 3 пункта 2 статьи 45 НК, предусматривающим право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок

Нереальная операция не влечет налоговых последствий.

Реально совершенные операции оцениваются на предмет:

  • исполнения надлежащим лицом
  • действительного экономического смысла
  • наличие деловой цели

Искажение сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление сумм налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085).

  1. Соотношение общих и специальных антиуклонительных норм

Общая норма против уклонения от уплаты налогов - ст. 54.1. НК РФ

Специальные нормы против уклонения от уплаты налогов:

  • ФПД
  • Правила трансфертного ценообразования
  • Правила тонкой капитализации
  • Правила определения цен сделок по Ценным бумагам

Ст. 54.1 НК применяется в случае, если налогоплательщиками допускается искажение сведений о фактах хозяйственной жизни с целью обхода условий применения норм, определяющих правила налогообложения, и формальное соблюдение установленных ими требований (например, для выполнения установленных статьей 269 Кодекса показателей капитализации, для признания лица, имеющим фактическое право на доход и т.п.).

  1. Исполнение обязательства надлежащим лицом
  1. Пределы применения пп. 2 п. 2 ст. 54.1. НК

Пп. 2 п. 2 ст. 54.1. НК направлена на борьбу с формальным документооборотом, создаваемым «техническими» компаниями, не ведущими реальной предпринимательской деятельности, а сделка исполняется иным лицом.

Если сделка исполнена не контрагентом, то налогоплательщику отказывается в вычетах (ненадлежащие документы).

Определение налоговых последствий с учетом формы вины и подхода об определении действительного размера налогового обязательства (ДРНО)

  1. Необходимость исключения формального подхода

Необходимо исключить формальный подход к оценке возможности исполнения обязательства контрагентом - необходимо предпринимать меры, направленные на оценку действий самого налогоплательщика и на доказывание противоправного характера этих действий.

Налоговым органам необходимо устанавливать как факт неисполнения обязательства надлежащим лицом, так и обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности либо знал или должен был знать об обстоятельствах, характеризующих контрагента как «техническую» компанию, и об исполнении обязательства иным лицом.

  1. Правила доказывания того, что контрагент не исполнял обязательство

Доказывание того, что контрагент не исполнял обязательство самостоятельно производится с учетом совокупности фактов о деятельности и активах контрагента

  1. Установление и оценка умышленных действий налогоплательщиков, направленных на использование ими формального документооборота с участием «технических» компаний
  1. Приоритет налоговых органов – выявлять умышленные действия налогоплательщиков

К форме умысла на уменьшение налогов приравнивается знание о вступление в отношение с «технической» компанией (это спорно).

Об умысле свидетельствует совокупность прямых и косвенных признаков.

Налоговые органы должны получать объяснения по всем фактам (включая повторные – при возникновении противоречий).

Необходимо эффективно использовать все мероприятия налогового контроля (осмотры, допросы, инвентаризации, выемки…)

Формальный подход не применять. Все обстоятельства оцениваются в совокупности.

  1. Признаки умышленной неуплаты налогов

Признаками умышленной неуплаты налогов являются:

  • Обналичивание денежных средств
  • Возврат этих средств налогоплательщику или взаимозависимым, подконтрольным лицам

Об участии в налоговой схеме с 3-ми лицами свидетельствует подконтрольность этих третьих лиц налогоплательщику.

  1. Признаки знания налогоплательщика об отношениях именно с «технической» компанией.

Такое знание оценивается с учетом положения раздела IV письма ФНС а также с учетом обстоятельств ведения переговоров. Переговоры и коммуникации с иным лицом (фактически исполнившим обязательство) свидетельствуют о знании о заключении договора с «технической» компанией.

  1. Последствия встраивания «технической» компании в цепочку

При встраивании «технической» компании сумма расходов и налоговых вычетов, подлежащая учету, производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах реального исполнителя.

Бремя доказывания размера операций с реальным исполнителем – на налогоплательщике. Такая информация должна быть представлена на досудебной стадии.

Расходы и вычеты по НДС определяются на основании документов, представленных налогоплательщиком и документов, полученных при налоговом контроле.

  1. Непредставление налогоплательщиком сведений о фактическом исполнителе влечет отказ в налоговых вычетах по НДС и расходах по НП

  1. Правила определения налогов, если налогоплательщик сам выполнил работы

Могут быть учтены расходы и вычета по НДС в отношении подтвержденных операций (при подтверждении размера затрат (с учетом п. 10).

  1. Оценка обстоятельств, характеризующих выбор контрагента, в силу которых налогоплательщик должен быть знать о формальном документообороте с участием «технических» компаний
  1. Применимость пп. 2 п. 2 ст. 54.1 к ситуациям, когда налогоплательщик не знал, но должен был знать, что контрагент - «техническая» компания

Доказывается не только неисполнение контрагентом обязательств, но также, должен ли был об этом знать налогоплательщик.

Устанавливается критическая совокупность обстоятельств, характеризующих контрагента как «техническую» компанию исходя из требований имущественного оборота.

Этот подход стимулирует к вступлению в отношения с реальными контрагентами.

  1. Критерии оценки выбора контрагента

Стандарт осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, ожидаемого от его разумного участника в сравнимых обстоятельствах. Проверка (Пленум ВАС РФ от 30.07.2013 № 62):

  • деловой репутации,
  • возможность исполнения
  • платежеспособность

Реальная компания «оставляет следы»:

  • Известность на рынке;
  • Рекламирование
  • Репутация
  • Опыт
  • Исполненные контракты
  • Офис, промплощадка
  • Наличие субподрядчиков…

У технический компания нет истории ведения бизнеса и нет активов, за счет которых может быть удовлетворены имущественные требования.

Выбор такой компании не может быть объясним с деловой точки зрения.

  1. Активная роль в сборе доказательств относительно выбора контрагента.

Выбор контрагента учитывается с учетом информации о его репутации и активах.

Необходимо учитывать предмет и цену сделки.

Следует исследовать в совокупности и взаимной связи, обстоятельства относительно заключения и исполнения сделки (включая недочеты в документах).

Необходимо учитывать информацию о контрагенте, размещаемую на сайте ФНС РФ (на момент совершения сделки).

  1. Оценка возражений относительно не знал/не мог знать.

Степень предъявляемых требований к выбору контрагента различна для:

  • Системной/разовой сделки
  • Существенной/несущественной суммы сделки
  1. Налоговые последствия если налогоплательщик должен был знать (но не знал) о технической роли контрагента и нет спора о факте несения расходов
    1. 1. Если установлен реальный исполнитель

Вычет расходов и НДС производится исходя из параметров реального исполнения, отраженных в финансово-хозяйственных документах реального исполнителя

17. 2. Если невозможно установить реального исполнителя.

Если невозможно установить реального исполнителя то нет вычета по НДС.

По НП – применяется расчетный способ. Налогоплательщик доказывает размер понесенных расходов (с учетом информации о рыночных ценах, прошлых сделках или на основании заключения оценщика)

Действительный размер налогового обязательства устанавливается налоговым органом на основании имеющихся сведений и документов и при содействии налогоплательщика в их установлении.

  1. Взыскание убытков с контрагента

Если налогоплательщику отказано в вычетах, то налогоплательщик вправе требовать взыскания соответствующих убытков с лиц, виновных в их причинении.

  1. Оценка субъективной стороны действия налогоплательщика (умысел – неосторожность)

Если сам создал схему (преследовал цель неуплаты налогов) либо знал о том, что поставщик «техническая» компания – применяется ответственность по п. 3 ст. 122 НК РФ (умысел)

Если поведение налогоплательщика не отвечало стандарту разумного поведения участника оборота (должен был знать о том, что поставщик «техническая» компания – применяется ответственность по п. 3 ст. 122 НК РФ (неосторожность)

Неосторожная форма вины допускает применение мер, смягчающих ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

  1. Отсутствие вины

Если налогоплательщик проявил коммерческую осмотрительность, он не знал и не должен был знать о том, что поставщик «техническая» компания – отсутствует состав правонарушения.

При отсутствии вины налогоплательщик учитывает расходы и вычеты по НДС.

  1. Наличие у контрагента цели неправомерного уменьшения налоговой обязанности по налогу на добавленную стоимость в связи с операциями, совершенными с налогоплательщиком
  1. Отказ в вычете НДС, если налогоплательщик знал о неуплате НДС контрагентом

Общее правило (КС РФ): право налогоплательщика на налоговый вычет по НДС не может быть обусловлено исполнением непосредственными контрагентами (продавцами, поставщиками) и предшествующими им лицами своей обязанности по уплате налога на добавленную стоимость

Но при этом предполагается, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом.

Отказ в вычете НДС по счетам-фактурам реального контрагента возможен, только если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик знал о налоговых правонарушениях, допущенных контрагентом, и извлекал выгоду из противоправного поведения контрагента за счёт причинения ущерба бюджету РФ.

Знание о нарушениях доказывается через:

  • взаимозависимость
  • подконтрольность
  • согласованность действий, направленных на неуплату налога.

Получение выгоды может выражаться в установлении цены приобретения товаров (работ, услуг) в размере, который существенно ниже рыночной стоимости.

  1. Изменение юридической квалификации операций
  1. Реконструкция налоговых последствий при искажении правовой квалификации операций

При искажении правовой квалификации операций должна быть дана должная правовая оценка данным операциям на основе установления их подлинного экономического содержания с учётом оценки наличия в действиях налогоплательщика разумных экономических или иных причин и обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект

Налоговые последствия операций определяются исходя из надлежащей правовой квалификации этих операций (прикрываемых операций). Прикрывающие операции в целях налогообложения не учитываются.

  1. Наличие альтернативного варианта достижения деловой цели не свидетельствует о злоупотреблении

Налогоплательщики вправе избирать вариант достижения результата экономической деятельности с учетом налоговых последствий, однако при реализации избранного варианта не должны присутствовать признаки искусственности, отсутствия хозяйственного смысла.

Сам по себе факт получения отрицательного экономического результатам по сделке не может рассматриваться как свидетельствующий об отсутствии деловой цели.

  1. Отличие ошибки в применимой норме НК РФ и искажения в учете квалификации операции

Методологическая или правовая ошибка, выражающаяся в неправильном применении норм права, повлекшая неверную квалификацию операций и оценку налоговых последствий их совершения, сама по себе не подлежит оценке в соответствии с пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса.

Если налогоплательщиком, совершившим указанную ошибку, при этом не было допущено искажение в учете (отчетности) стоимостных, количественных и (или) иных параметров, характеризующих спорные операции и их экономическую суть (основание предоставления), то его действия, повлекшие неуплату или неполную уплату налога в результате такой ошибки, подлежат квалификации по пункту 1 статьи 122 Кодекса, а не по пункту 3 данной статьи.

  1. Оценка основного мотива операции (критерий деловой цели)
  1. Оценка наличия деловой цели.

Оценка основного мотива совершения операции представляют собой самостоятельный критерий оценки.

При оценке деловой цели, необходимо оценивать, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по мотивам делового характера в отсутствие налоговых преимуществ.

Доминирующий налоговый мотив может иметь место при реализации решения, не свойственного деловой практике, и которое не может быть обосновано с точки зрения получения экономических выгод и предпринимательского риска (например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования), решения, принятого не в своем интересе, а в интересах иного лица с целью его скрытого финансирования.

  1. Оценка деловой цели совокупности операций

Достижение деловой цели, реализуемой путем совершения совокупности операций, само по себе не означает, что каждая из этих операций имеет деловую цель.

При анализе совокупности таких операций может быть поставлен вопрос об оценке каждой операции в отдельности, а именно была бы она совершена в отсутствие указанной совокупности, и не являлся ли налоговый мотив основным мотивом совершения той или иной операции и структурирования указанной совокупности операций, сделок,

Такая оценка допустима при условии, что указанная хозяйственная цель с позиции практики делового оборота могла быть достигнута иным образом без совершения спорной операции.

  1. Оценка моделей ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, в которую входят налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы
  1. Критерии выявлении злоупотреблений при дроблении бизнеса

При налоговой проверке налогоплательщика, входящего в группу лиц, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, необходимо оценивать, ведется ли налогоплательщиком и иными лицами соответствующая деятельность самостоятельно и на свой риск с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов.

По ряду факторов определяется ведется ли организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средств индивидуализации от имени нескольких формально самостоятельных субъектов.

  1. Правила доначисления налогов при выявлении «дробления бизнеса»

Доначисление сумм налогов осуществляется с целью возмещения ущерба бюджетам таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений. Это означает необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика, При этом учитываются как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы, налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, налоги, уплаченные в рамках специальных налоговых режимов.

При определении размера действительных налоговых обязательств по НДС сумма НДС исчисляется «изнутри» суммы выручки (учитывая, что цена содержит внутри НДС)

Читайте также: