Государственные услуги предоставляемые федеральной налоговой службы

Опубликовано: 14.05.2024

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2009, N 5

С целью оптимальной реализации полномочий налоговых органов по учету и регистрации, контролю и надзору за исполнением законодательства о налогах и сборах в ФНС функционирует система организации деятельности налоговых органов, в том числе их взаимодействия с налогоплательщиками. В данной статье рассмотрен Стандарт такого взаимодействия, который является единым для всех налоговых органов, расположенных на территории РФ.

Система организации деятельности налоговых органов постоянно совершенствуется. Совершенствуется и взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков. Один из этапов повышения эффективности такого взаимодействия - издание ФНС Приказа от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков" (далее - Приказ N ММ-3-4/362@). Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее - Единый стандарт) приведен в Приложении к данному Приказу.

Ранее действовавший Стандарт, утвержденный Приказом ФНС России от 27.04.2007 N ММ-3-25/267@, в связи с принятием Приказа N ММ-3-4/362@ утратил силу.

Прежде всего отметим, что Приказ N ММ-3-4/362@ обязателен к применению всеми налоговыми органами на территории РФ, которые взаимодействуют с налогоплательщиками.

Что представляет собой Единый стандарт?

Единый стандарт - это таблица, содержащая следующие графы (столбцы):

  • код услуги, которую оказывает налоговый орган;
  • наименование услуги;
  • срок реализации услуги;
  • форма предоставления услуги налогоплательщику;
  • законодательные и иные нормативные правовые акты, являющиеся основанием для предоставления услуги и возникновения отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Таким образом, Стандарт включает наименование основных услуг, оказываемых налоговыми органами, срок их реализации и форму предоставления, а также основные нормативные документы, регламентирующие предоставление услуг.

Поскольку налоговые органы оказывают большое количество услуг, целесообразно было выделить их в определенные группы - разделы Единого стандарта - с целью систематизации информации.

Единый стандарт содержит следующие разделы:

Остановимся подробно на некоторых видах услуг, оказываемых налоговыми органами, которые приведены в Едином стандарте, а также на требованиях к налоговым органам в отношении предоставления каждой из услуг.

Оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков (код 01.00.000)

В данный раздел включены услуги, связанные с регистрацией и учетом налогоплательщиков в соответствии с требованиями законодательства РФ о налогах и сборах.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и направление (выдача) документов, подтверждающих регистрацию (код 01.01.001). Налоговые органы обязаны произвести регистрацию в течение пяти дней с момента подачи документов в регистрирующий орган. Конечным результатом оказания услуги является выдача свидетельства о государственной регистрации по формам Р51001, Р61001, Р61002, Р50003, Р57001, Р60004, Р65001, Р67001, Р60005, Р65002, Р67002, Р67003.

Прием документов для государственной регистрации в налоговом органе и направление (выдача) расписки в получении документов (код 01.01.002). Услуга оказывается в момент представления документов лично заявителем в присутствии налогоплательщика, в иных случаях (в том числе при направлении документов по почте) - в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Расписка о получении документов, представленных заявителем по утвержденным формам, должна быть выдана налоговым органом представителю налогоплательщика в момент получения документов от него. В случае получения документов по почте отправку расписки необходимо произвести в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов.

Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов (код 01.01.003). Налогоплательщики, желающие получить сведения и документы из ЕГРЮЛ, а также из Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН), могут получить выписку, копии документов, содержащихся в соответствующем реестре, или справку об отсутствии запрашиваемой информации (в произвольной форме, поскольку установленной формы нет) в течение пяти дней со дня подачи запроса. Перечень запрашиваемых сведений приведен в Приложении 2 к Правилам ведения ЕГРЮЛ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц".

Возможно и срочное получение запрашиваемых документов - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи запроса.

Предоставление в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (код 01.01.007). Сведения предоставляются в электронном виде по формам и в формате, которые установлены ФНС:

  • в режиме электронной почты с использованием средств электронной цифровой подписи и криптографической защиты информации - органам государственной власти, органам местного самоуправления в порядке, определенном в разд. II Порядка предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@ (далее - Порядок предоставления в электронном виде сведений). При этом структура и формат предоставляемой информации определяются ФНС;
  • по телекоммуникационным каналам связи с применением средств криптографической защиты информации посредством установления удаленного доступа к сведениям ЕГРЮЛ, содержащим сведения, доступ к которым ограничен, - федеральным органам государственной власти (непосредственно) и органам государственной власти субъектов РФ в порядке, определенном в разд. III Порядка предоставления в электронном виде сведений;
  • с использованием web-технологии посредством установления доступа к разделам сайта ФНС в сети Интернет, содержащим открытые и общедоступные сведения ЕГРЮЛ, - юридическим и физическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления в порядке, определенном в разд. IV Порядка предоставления в электронном виде сведений.

Срок предоставления таких сведений - не позднее пяти дней с даты получения заявки. Основание - Приказ ФНС России N САЭ-3-09/7@.

Необходимо отметить, что в электронном виде сведения предоставляются:

  • бесплатно - органам государственной власти, органам местного самоуправления в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • за плату - юридическим и физическим лицам.

Размещение на сайте ФНС сведений, внесенных в ЕГРЮЛ (код 01.01.010). В соответствии с требованиями Письма ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ налоговые органы обеспечивают еженедельную публикацию в журнале "Вестник государственной регистрации" и на интернет-сайте ФНС сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, которыми могут воспользоваться все заинтересованные в обладании данной информацией лица.

Предоставление сведений о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для постановки на учет в органы государственных внебюджетных фондов, а также территориальные органы Федеральной службы государственной статистики (код 01.02.002). Услуга оказывается не позднее пяти рабочих дней с момента государственной регистрации. Сведения предоставляются в электронном виде на условиях, установленных соглашением сторон, в виде электронного документа (файла), структура и формат которого определены ФНС.

Одной из функций налоговых органов является оказание услуг по приему, регистрации налоговой и бухгалтерской отчетности и других документов.

Прием от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов). Проставление отметки о принятии налоговых деклараций (расчетов) (код 02.01.002). Прием от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов), проставление отметки об их принятии производятся в момент обращения налогоплательщика в налоговый орган. На налоговой декларации (расчете) работник налогового органа ставит отметку о принятии с обязательным указанием даты приема и оттиском "принято".

Направление в адрес налогоплательщика квитанции о приеме налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (код 02.01.001).

Напомним, что в электронном виде представляют декларации (расчеты) налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел (ст. 80 НК РФ). В случае получения налоговым органом налоговой отчетности в электронном виде должно быть направлено уведомление о получении отчетности. Данное уведомление направляется в виде квитанции о приеме налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде не позднее рабочего дня, следующего за днем получения налоговой отчетности в электронном виде. Основание - гл. 13 НК РФ, Приказ Минфина России от 18.01.2008 N 9н (далее - Приказ Минфина России N 9н), Приказ МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169.

Прием сведений о доходах физических лиц от налоговых агентов и выдача протокола приема (код 02.01.005). Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых налогоплательщики получают доходы, признаются в отношении таких доходов налоговыми агентами и на них возлагается обязанность по исчислению и удержанию НДФЛ. Одна из обязанностей налогового агента - представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.

Исходя из информации о доходах физических лиц, представляемой налоговым агентом, работник налогового органа составляет и выдает протокол приема сведений о доходах физических лиц в момент обращения представителя налогоплательщика (гл. 23 НК РФ, Приказ ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ и др.).

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (код 03.00.000)

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также в целях подтверждения остатков на счетах и контроля расчетов проводится инвентаризация (сверка) расчетов, в том числе с налоговыми органами. Установленные документы, а также сроки их представления налоговыми органами содержатся в Едином стандарте.

Рассмотрение заявления и направление (выдача) справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (код 03.01.001). Рассмотрение заявления и направление (выдача) указанной справки производятся в течение пяти рабочих дней с момента регистрации заявления (запроса) налогоплательщика в налоговом органе. Основание - гл. 5 НК РФ, Приказ Минфина России N 9н.

Данный раздел (03.00.000) содержит требования к рассмотрению и направлению уведомлений и платежных поручений на уплату налогов физическими лицами (коды услуг 03.01.003 - 006), а также авансовых платежей по ЕСН в случаях, предусмотренных ст. ст. 52 и 244 НК РФ (коды 03.01.014 - 016).

Оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса (код 05.00.000)

Данный раздел включает услуги по рассмотрению заявлений, выдаче разрешений и лицензий на получение федеральных специальных марок, по проведению всероссийских лотерей, изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции и др. (коды 05.01.007, 05.01.009 - 05.01.012).

Оказание услуг по информированию налогоплательщиков (код 06.00.000)

Особого внимания заслуживают услуги, включенные в данный раздел, поскольку обладание необходимой информацией позволяет налогоплательщикам правильно и своевременно производить расчеты с бюджетами по налогам и сборам.

Необходимо отметить, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о:

  • действующих налогах и сборах;
  • законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
  • порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Кроме того, налоговый орган обязан представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Информирование по письменному обращению налогоплательщика (код 06.01.001). Ответ на письменное обращение налогоплательщика должен быть дан в виде письма налогового органа в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения налогоплательщика (ст. ст. 21 и 32 НК РФ, Приказ Минфина России N 9н).

Индивидуальное устное информирование налогоплательщика (код 06.01.002). Представитель налогоплательщика имеет право получить и устное информирование по различным вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов и сборов. Предоставление устной информации представителю налогоплательщика производится при его обращении в налоговый орган работником данного территориального органа ФНС.

Информирование налогоплательщиков по телефону (код 06.01.003). Информацию о налогах и сборах налогоплательщик может получить и по телефону. В данном случае работник налогового органа консультирует налогоплательщика в момент телефонного обращения.

Выдача налогоплательщику информации о перечне налогов и сборов, установленных законодательством РФ, плательщиком которых он является или будет являться (код 06.01.005). Данная информация предоставляется налоговым органом в момент обращения представителя налогоплательщика в налоговый орган.

Несколько слов в заключение

Необходимо отметить, что Единым стандартом определено время ожидания налогоплательщика (его представителя) в очереди: оно не должно составлять более 30 минут, а при "пиковых" нагрузках - более 1 часа.

Повторим, что требования Единого стандарта являются обязательными к выполнению налоговыми органами. Однако в силу ряда причин в пиковые дни сдачи-приема налоговой отчетности возможно нарушение требований, установленных налоговым законодательством. Надеемся, что ситуаций, когда налогоплательщику приходится целые дни проводить в налоговом органе или когда последний отказывается предоставлять ему те или иные услуги, станет меньше, поскольку контроль за выполнением требований Единого стандарта, а именно - за соблюдением сроков и форм предоставления налогоплательщикам услуг и др., осуществляется не только внутри налогового органа, но и путем проведения аудиторских и тематических проверок внутреннего аудита организации работы нижестоящих налоговых органов.

ФНС России на своем официальном сайте предлагает воспользоваться широким спектром онлайн-услуг. Электронные услуги Федеральной налоговой службы бесплатны, но для пользования некоторыми из них необходима регистрация в личном кабинете налогоплательщика. Часть функционала направлена на оказание информационной поддержки пользователей, другие ресурсы нацелены на повышение оперативности взаимодействия этого фискального органа с плательщиками, а третья часть услуг касается онлайн-платежей.

Оплата налоговых обязательств

Платежные сервисы на сайте ФНС разработаны отдельно для разных категорий налогоплательщиков:


  • физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • лиц со статусом ИП;
  • предприятий.

Для получения доступа к электронным сервисам ФНС России по оплате госпошлин или налогов необходимо (но не всегда) пройти процедуру регистрации.

На каждого налогоплательщика заводят отдельный личный кабинет. Через него на сайте можно:

  • вести переписку с налоговыми органами;
  • заполнять и отправлять декларационные формы по доходам и/или вычетам;
  • направлять письма с уточнением по платежам;
  • заказывать выписки о реквизитах ЕГРН и ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • формировать акты сверок по налогам и другим платежам.

Второй блок предлагаемого пользователям функционала – онлайн-платежи в системе «Заплати налоги».

Составление электронных обращений в ФНС

На своем сайте Федеральная налоговая служба электронные сервисы предлагает по таким направлениям:

Опция

В заявительной форме надо прописать суть ходатайства, указать основные сведения о себе.

Информационное обеспечение налогоплательщиков

Для предоставления консультаций и справочной информации разработан комплекс специализированных сервисов. Один из них позволяет по адресным данным налогоплательщика определить актуальные реквизиты подразделения ФНС, обслуживающего данную территорию. Дополнительно программа выдает кодовый шифр отделения налоговой инспекции, ее почтовый адрес. Если цель наведения справок – получение корректных платежных реквизитов, они тоже будут приведены в поле с ответом на запрос.

Отдельный сервис содержит систематизированные сведения по ставкам налогообложения имущества и действующим льготам по этим типам налогов. Информацию представляют пользователям в разрезе таких налогов:

  • транспортный;
  • на землю;
  • на имущество физических лиц;
  • на имущество юрлиц.

Обширную базу справочной информации содержит сервис «Письма ФНС». В программе собраны письменные разъяснения налоговых органов, которые адресованы структурным подразделениям ФНС в регионах для руководства.

Для удобства пользователей здесь предусмотрена система поиска, работающая по одному из принципов:

  • подбор писем по их регистрационным номерам;
  • высвечивание справочной информации по введенным ключевым словам.

Следующий продукт для использования в онлайн-режиме – «Часто задаваемые вопросы». В этой базе данных собраны ответы на вопросы, которые наиболее популярны в письменных обращениях к налоговикам. Вопросы отсортированы по темам и регионам. Причём указывать принадлежность к конкретному субъекту РФ при поиске сведений о федеральных налогах не надо.

Важный для субъектов предпринимательской деятельности ресурс – «Риски бизнеса». С его помощью можно быстро проверить легитимность действий контрагентов, подтвердить их регистрационные реквизиты.

Например, если предприятие находится в стадии банкротства, это будет отражено в выдаваемой программой карточке этой фирмы.

Услуги для физических лиц

Граждане могут бесплатно воспользоваться такими онлайн-услугами:

  • проверка кода ИНН, присвоенного физлицу (для этого нужны паспортные данные, дата рождения и полное Ф.И.О.);
  • оформление заявления на присвоение номера ИНН;
  • регистрация бизнеса и др.

С целью оптимизации работы налоговых органов по учету и регистрации, контролю и надзору за исполнением законодательства о налогах и сборах, информированию налогоплательщиков Федеральной налоговой службой Приказом от 14.08.2008 N ММ-3-4/362@ введен Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее Единый стандарт), обязательный к применению всеми налоговыми органами на территории РФ, которые взаимодействуют с налогоплательщиками.

В Едином стандарте в виде удобной таблицы перечислены оказываемые налоговыми органами услуги и процедуры, сроки их реализации и нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми оказываются данные услуги.

С целью систематизации услуги объединены по группам - разделам Единого стандарта:

· оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков;

· информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

· оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса;

· оказание услуг по информированию налогоплательщиков.

Остановимся на некоторых видах услуг, оказываемых налоговыми органами, которые приведены в Едином стандарте и являются наиболее востребованными налогоплательщиками.

Оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков

2. Предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов. Налогоплательщики, желающие получить сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также из Единого государственного реестра налогоплательщиков (далее - ЕГРН), могут получить выписку, копии документов, содержащихся в соответствующем реестре, или справку об отсутствии запрашиваемой информации (в произвольной форме, поскольку установленной формы нет) в течение пяти дней со дня подачи запроса.

Возможно и срочное получение запрашиваемых документов - не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи запроса. Плата за срочное предоставление документов составляет 400 рублей за каждый документ.

Прием от налогоплательщиков налоговых деклараций (расчетов), проставление отметки об их принятии производятся в момент обращения налогоплательщика в налоговый орган. На налоговой декларации (расчете) работник налогового органа ставит отметку о принятии с обязательным указанием даты приема и оттиском "принято".

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, а также в целях подтверждения остатков на счетах и контроля расчетов проводится инвентаризация (сверка) расчетов, в том числе с налоговыми органами. Установленные документы, а также сроки их представления налоговыми органами содержатся в Едином стандарте.

Рассмотрение заявления и направление (выдача) справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (форма 39-1) производятся в течение пяти рабочих дней с момента регистрации заявления (запроса) налогоплательщика в налоговом органе.

Оказание услуг по информированию налогоплательщиков

Особого внимания заслуживают услуги, включенные в данный раздел, поскольку обладание необходимой информацией позволяет налогоплательщикам исполнять свои конституционные обязанности - правильно и своевременно производить расчеты с бюджетами по налогам и сборам.

Необходимо отметить, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков

· о действующих налогах и сборах,

· о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах,

· о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,

· о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов,

· о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Ответ налогового органа на письменное обращение налогоплательщика должен быть дан письменном виде в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения налогоплательщика. Предоставление устной информации налогоплательщику, его представителю, производится при его обращении в налоговый орган. Информацию налогоплательщик может получить и по телефону.

С полным перечнем услуг Единого стандарта можно ознакомиться на Интернет-сайте Управления ФНС России по РК www.r10.nalog.ru (баннер «Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков»).

Устную информацию налогоплательщикам города Петрозаводска предоставят в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (ул. Московская, 12А), каб. 109. Режим работы: пн-чт с 9 до 13 часов, с 14 до 17 часов, пятница - с 9 до 13 часов, с 14 до 15.30. Телефоны справочной службы 710-215, 710-191.

State and municipal services tax agencies: foreign and Russian experience

Бондарева Наталья Анатольевна
к. э. н., доцент кафедры оценочной деятельности и корпоративных финансов
Россия, Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
bna008@mail.ru

В статье рассмотрены характеристики понятия услуги, государственной услуги и услуги налоговых органов. На основе анализа Законодательных и Нормативно-правовых актов по предоставлению государственных услуг выявлено, что оказываемые государственные и муниципальные услуги налоговых органов не отвечают их экономической сущности. Сделаны выводы о целесообразности оказания налоговыми органами услуг налогоплательщикам на основах сотрудничества при получении налогоплательщиком финансово-экономического эффекта.

государственные и муниципальные услуги, услуги налоговых органов, налоговые органы, территориальные налоговые органы

Bondareva Natal'ja Anatol'evna
PhD, Associate Professor of Department of valuation activities and corporate finance
Russia, Moscow Financial-Industrial University "Synergy"
bna008@mail.ru

The paper reviewed and identified characteristics of the concept of services, public services and the tax authorities. Based on the analysis of Legislative and Normative-legal acts on provision of government services revealed that the services provided by the tax authorities do not meet their economic nature. Conclusions on the feasibility of providing tax authorities with services to taxpayers on the basis of cooperation upon receipt by the taxpayer of the financial and economic effect.

state and municipal services, tax authorities, tax authorities, the territorial tax authorities

Введение

В настоящее время налоговые органы расширяют деятельность по предоставлению налогоплательщикам услуг. Указ Президента Российской Федерации «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» [20], «Концепция кадровой политики ФНС России» [21] определяют основное содержание кадровой политики в налоговых органах на период до 2020 года и представляют собой совокупность правил и норм, целей и представлений, которые определяют направление и содержание работы с персоналом налоговых органов в отношении качественного сервисного обслуживания налогоплательщиков.

Например, ФНС России разместило на сайте следующее объявление: «Жители области могут воспользоваться услугами налоговиков на «Мобильных налоговых постах»: получить «информацию о начисленных налогах по имеющимся у них объектам налогообложения, порядке предоставления налоговых льгот, сроках уплаты имущественных налогов, … узнать о применении повышающего коэффициента при расчете транспортного налога на дорогостоящие автомобили.

Также ФНС России и МФС (Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) заключили Соглашение о взаимодействии при организации предоставления услуг Федеральной налоговой службой. В частности, предоставляются услуги государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, прием заявлений на получение льгот от налогоплательщиков физических лиц; информирование физических лиц о задолженности по налогам и т.п.

Рассмотрим некоторые понятия и положения о сущности услуг государства и налоговых органов. Ведь с развитием институциональной налоговой среды все более возникает необходимость в сбалансированности интересов институтов общества и государства и их взаимодействии на принципах сотрудничества, партнерства и открытости, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые стремится внедрить Россия в налоговый контроль.

Опыт зарубежных стран в налогообложении и развитии налоговых систем

Большой опыт зарубежных стран в налогообложении и развитии налоговых систем, действующих на основе партнерства, сотрудничества и открытости, помог им определить основные приоритеты налоговой политики, направленной на демократизацию взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Этому уделено большое внимание многих российских исследователей: Князева В.Г. [11], Воловика Е. [22], Черника Д.Г. [23], Поповой Л.В. [24], Кучерова И.И. [25], Бобоева М.Р. [26] и др., которые анализируют эффективность налогового администрирования за рубежом, права и обязанности налогоплательщиков. В их работах отмечается, что контрольная работа налоговых органов основана на взаимном уважении субъектов налогового контроля, реализации законных прав налогоплательщика. Например, «большинство стран предусматривают обязательное сотрудничество с проверяемым налогоплательщиком. В Германии, Канаде, США, Нидерландах, Японии и Швеции отсутствует ограничение срока контроля на месте: срок оговаривается только в случае мошеннического поведения, способного быть прерванным отправлением уведомления о проверке» [11]. Кроме того, налогоплательщики обязаны обращаться в налоговый орган каждый раз при открытии нового бизнеса или совершении новой сделки для консультации о соответствии своих действий законодательству и по поводу возникновения налогового риска. А работники налоговых органов обязаны на основании заключенных соглашений рассмотреть варианты предпринимаемых действий налогоплательщика с точки зрения законности, оптимизации бизнеса и доходности государства [27]. Цветков И.В. [19] считает, что взаимоотношения на основе принципа сотрудничества исключают формальный подход к применению норм налогового законодательства. Такая концепция деятельности налоговых органов помогает не только налогоплательщику, но и налоговым органам в оптимизации своей деятельности.

Сущность государственных и муниципальных услуг налоговых органов

Прежде всего, рассмотрим понятия услуги и государственной услуги, так как необходимо проанализировать их сущность и признаки для соотнесения с оказанием услуг в сфере налогообложения.

Существуют различные подходы к определению понятия услуги. Так, в соответствии со словарем Ушакова, услугой является действие, приносящее помощь, пользу другому [16]. «Услуга… означает не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стоимость этого товара получила специфическое название «услуга» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности», — такое определение дает К.Маркс [14]. Ф. Котлер трактует услугу, как «любую деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо» [13]. Следовательно, услугой является такой вид деятельности или выполнение работ, в процессе которых продукт создается во взаимодействии создателя продукта и потребителя. При оказании услуги надо ответить на вопросы: что должно измениться у получателя услуги? какую цель он преследует, получая услугу? Особенность понятия «услуга» сводится к тому, что она не существует как таковая до момента ее предоставления. Только с получением услуги возможна ее оценка в денежных единицах. Данный момент осложняет оценку услуги и затрудняет развитие рынка услуг, являющихся результатом деятельности организаций непроизводственной сферы.

Выделим основные характеристики услуги: изменение качества продукта, наличие взаимодействия создателя и потребителя, наличие желания потребителя.

В связи с этим выделим определение Шаститко А.Е., который под публичной услугой понимает частные (индивидуализированные) блага, предоставляемые органами государственной власти и управления гражданам и организациям (физическим и юридическим лицам), как правило, в физической форме [17]. Л.К. Терещенко уточняет, что оказание услуг государством – это оказание услуг органами власти [15]. Кузьмин А.В. предлагает считать государственной услугой «нормативно установленный способ обеспечения прав и свобод, а также законных интересов граждан и организаций, осуществляемый посредством взаимодействия физического или юридического лица (потребителя услуги) с органом исполнительной власти и (или) государственной организацией» [13].

Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прямо в названии содержит термин «услуга». Он определяет услугу как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти,… которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом оговаривается возможность получения государственных и муниципальных услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. При этом государство большое внимание уделяет качеству предоставляемых услуг: сокращение времени на получение услуги, введение электронного документооборота, создание условий для работы в государственном органе, получение консультаций и т.д. [9].

Рассмотрим содержание государственной услуги, заложенной в законах. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регулирует повышение эффективности использования средств бюджета, расходуемых на реализацию оказания услуг. За счет этого предполагается стимулирование сокращения внутренних издержек и создание стимулов к оптимизации деятельности государственных (муниципальных) органов [2]. Федеральный закон от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет услугу как «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти,… которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации» [3].

В «Комплексных рекомендациях» по реализации вышеназванного закона предлагается считать услугой «результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги» [8].

Получение услуги государства должно быть выгодно для общества при существовании альтернативных услуг в коммерческих организациях.

Следовательно, государственной услугой будем считать деятельность государства, выражающуюся во взаимодействии с обществом, направленную на удовлетворение законных требований граждан и действий по оптимизации государственных структур.

НК РФ не упоминает в своих нормах оказание услуг налоговыми органами. Рассмотрим в связи с этим п.1 ст.32 НК РФ, в которой регламентируется работа с налогоплательщиками. Она предусматривает обязанность налоговых органов:

  • бесплатно информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • направлять налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  • представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
  • по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора» [1].

Из вышеприведенных положений НК РФ можно сделать вывод, что обязанности налоговых органов носят разъяснительный и информационный характер [7]. Уточним понятие «разъяснения». Так, Головистикова А.Н. и Дмитриев Ю.А. под разъяснением понимают толкование, данное «уполномоченным на то органом, которое формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Официальное разъяснение обязательно для всех лиц и органов, подчиненных (подведомственных) органу и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая тем самым единообразие и правильное проведение в жизнь ее предписаний. Его действие зависит от правомочий органа, издавшего такое разъяснение, от юридической силы актов, в которых оно воплощается» [10]. Таким образом, разъяснение налоговых органов касается официального понимания положений налогового законодательства, которое и используется при рассмотрении дел в судах.

В то же время Приказ Министерства Финансов регламентирует предоставление государственной услуги именно по информированию населения [5].

Информирование же не затрагивает разъяснений в смысле понимания процессов или норм законов, оно является инструментом [18], который дает толчок к активному действию гражданина в выполнении закона или требования.

Выводы

Следовательно, перечень обязанностей налоговых органов нельзя рассматривать как услуги, так как в них отсутствует просьба, заявка или пожелание потребителя оказать ему услугу в соответствии со своими экономическими интересами, в данном случае – это получение экономического эффекта. Следовательно, НК РФ не содержит права или обязанности налоговых органов оказывать услуги.

Кроме информационной обязанности налоговые органы призваны осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками. Данная деятельность государства имеет экономическую сущность, так как преследует цель контроля за постоянным распределением вновь созданного продукта предприятий в бюджеты и тем самым способствовать развитию экономики. Целесообразно включать в деятельность сотрудников налоговых органов услуги, касающиеся экономической деятельности организаций.

Министерство финансов Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 8 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего деятельность по взаимодействию с налогоплательщиками.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

в Министерстве юстиции

16 сентября 2019 года,

регистрационный N 55942

УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 8 июля 2019 года N ММВ-7-19/343@

Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)

I. Общие положения

Предмет регулирования Административного регламента

1. Административный регламент Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - государственная услуга) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых налоговыми органами при предоставлении государственной услуги, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями налоговых органов и их должностными лицами, налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами, их представителями, иными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.

Круг заявителей

2. Заявителями являются налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты.

3. Положения, предусмотренные настоящим Административным регламентом в отношении заявителя, распространяются на его представителя в случаях, когда заявитель участвует в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через представителя.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

4. Информация о месте нахождения, графике работы налоговых органов, о едином телефонном номере на территории Российской Федерации, об адресе официального сайта ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт ФНС России, сеть "Интернет") размещается на сайте ФНС России, в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр государственных услуг (функций)) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

5. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается непосредственно в помещениях налоговых органов с использованием информационных стендов, на сайте ФНС России, на Едином портале, федеральном реестре государственных услуг (функций), в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), представляется по единому телефонному номеру на территории Российской Федерации, в том числе с использованием средств автоинформирования (при наличии), с использованием компьютеров со справочно-правовыми системами и с программными продуктами, разработанными ФНС России, посредством публикации в средствах массовой информации (далее - СМИ), а также непосредственно должностными лицами налоговых органов, ответственными за предоставление государственной услуги, в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.

Информация о МФЦ, через которые предоставляется государственная услуга, размещается в блоках региональной информации сайта ФНС России и на информационных стендах территориальных налоговых органов.

Взаимодействие налоговых органов и МФЦ при предоставлении государственной услуги, в том числе на основании запроса о предоставлении нескольких государственных и (или) муниципальных услуг в МФЦ (далее - комплексный запрос), предусмотренного статьей 15_1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2019, N 14 (ч.1), ст.1461) (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), осуществляется в соответствии с соглашением о взаимодействии. Взаимодействие налоговых органов и МФЦ в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

6. В блоках региональной информации сайта ФНС России должна размещаться следующая информация:

1) полное и сокращенное наименования ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и иных налоговых органов, предоставляющих государственную услугу, их почтовые адреса, графики (режимы) работы;

2) единый телефонный номер на территории Российской Федерации, номер телефона-информатора (при наличии).

7. На информационных стендах территориальных налоговых органов, предоставляющих государственную услугу, должна размещаться следующая информация:

1) наименование территориального налогового органа, его почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), код причины постановки на учет (далее - КПП), адреса его территориально обособленных рабочих мест;

2) наименования вышестоящих налоговых органов, их почтовые адреса, ИНН, КПП;

3) адрес сайта ФНС России;

4) единый телефонный номер на территории Российской Федерации, номер телефона-информатора (при наличии);

5) графики (режимы) работы территориального налогового органа, территориально обособленных рабочих мест, вышестоящих налоговых органов;

6) графики приема заявителей должностными лицами, ответственными за предоставление государственной услуги;

7) о местах (об операционных залах, о кабинетах) предоставления государственной услуги.

8. На Едином портале размещается следующая информация:

1) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов, а также перечень документов, которые заявители вправе представлять по собственной инициативе;

2) круг заявителей;

3) срок предоставления государственной услуги;

4) результаты предоставления государственной услуги, порядок представления документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;

5) размер государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственной услуги;

6) исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;

7) о праве заявителей на досудебное (внесудебное) обжалование принятых решений и осуществляемых действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц в ходе предоставления государственной услуги;

8) формы заявлений (уведомлений, сообщений), используемые при предоставлении государственной услуги.

Информация на Едином портале о порядке и сроках предоставления государственной услуги на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре государственных услуг (функций), предоставляется заявителю бесплатно.

Доступ к информации о сроках и порядке предоставления государственной услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставление им персональных данных.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

9. Государственная услуга по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

10. Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, - Федеральная налоговая служба. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня.

11. Налоговые органы не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.

Описание результата предоставления государственной услуги

12. Результатами предоставления государственной услуги являются:

- бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

- прием налоговых деклараций (расчетов).

Срок предоставления государственной услуги, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги

13. Предоставление государственной услуги, выдача (направление) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, осуществляются в следующие сроки:

1) индивидуальное информирование на основании запросов в устной форме - в день обращения;

2) индивидуальное информирование на основании запросов в письменной форме - в течение 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего письменного запроса. При необходимости срок рассмотрения письменного запроса может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 30 календарных дней, с обязательным информированием заявителя о продлении срока рассмотрения такого запроса с указанием причин продления срока, которое осуществляется не позднее срока его исполнения;

3) индивидуальное информирование на основании запросов в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) - в течение 30 календарных дней со дня регистрации соответствующего запроса в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС. При необходимости срок рассмотрения запроса в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 30 календарных дней, с информированием заявителя о продлении срока рассмотрения такого запроса с указанием причин продления срока, которое осуществляется не позднее срока его исполнения;

4) индивидуальное информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на основании запросов в письменной форме - в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего письменного запроса;

5) индивидуальное информирование о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на основании запросов в электронной форме - в течение 5 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего запроса в электронной форме;

6) индивидуальное информирование об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании запросов в письменной форме - в течение 10 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего письменного запроса;

7) индивидуальное информирование об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании запросов в электронной форме - в течение 10 рабочих дней со дня поступления в территориальный налоговый орган соответствующего запроса в электронной форме;

8) прием налоговой декларации (расчета), представленной на бумажном носителе заявителем лично в налоговый орган, - в день представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган;

Читайте также: