Проведение референдума по вопросам местного налогообложения и сборов

Опубликовано: 10.05.2024

date image
2015-07-04 views image
1818

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Статья 22. Местный референдум

1. В статье речь идет о такой форме непосредственной демократии, как местный референдум, который представляет собой одну из форм непосредственного выражения народовластия. Посредством реализации этого института населению муниципального образования предоставляется возможность самостоятельно принимать решения по значимым вопросам

Вопросы проведения местного референдума регулируются: Федеральным конституционным законом "О референдуме в Российской Федерации" от 28 июня 2004 г., Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 16 сентября 2003 г., Конституциями, Уставами, а также нормами законов субъектов Российской Федерации об организации местного самоуправления.

Суть местного референдума - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Поэтому предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" называет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

2. Местный референдум проводится на территории муниципального образования. В нем участвует население всего муниципального образования.

3. Федеральный закон предусматривает коллективные субъекты инициативы проведения референдума. Это граждане Российской Федерации, избирательные объединения, иные общественные объединения и наконец совместная инициатива представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Решение вопроса о назначении местного референдума регулируется законами субъектов РФ. Решение о проведении местного референдума принимает представительный орган местного самоуправления большинством голосов от установленного численного состава депутатов

При этом необоснованный отказ представительного органа местного самоуправления в проведении местного референдума может быть обжалован в судебном порядке или опротестован в порядке прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством.

Закон устанавливает пятидневный срок опубликования в средствах массовой информации либо обнародования иными способами, принятый представительным органом местного самоуправления решение о проведении местного референдума.

4. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, т.е. населению муниципального образования.

Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в соответствующий орган местного самоуправления подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.




С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа может собирать подписи в поддержку инициативы о проведении местного референдума.

Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

Совместная инициатива представительного органа и главы местной администрации о проведении референдума оформляется правовыми актами представительного органа и глав местной администрации

5. Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения референдума, поступают в представительный орган местного самоуправления, который в течение установленного срока (30 дней) принимает решение по данному вопросу.

Представительный орган местного самоуправления по требованию о проведении местного референдума вправе принять одно из двух решений:

1) о назначении местного референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;

2) об отклонении требований о назначении местного референдума в случае нарушения закона инициаторами референдума.

6. В местном референдуме могут принимать участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом

В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.

Обязательное наличие международного договора Российской Федерации как условия предоставления активного и пассивного избирательного права иностранным гражданам на местных выборах

обусловлено внедрением в России опыта ряда европейских государств. Они предоставляют иностранным гражданам право участвовать в управлении делами местного сообщества на основе принципа взаимности

Такое положение соответствует нормам Конвенции об участии иностранцев в общественной жизни на местном уровне 1992 г. (этот документ еще не ратифицирован Россией).

Федеральный закон устанавливает, что граждане участвуют в голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны.

Равное избирательное право предполагает: во-первых, равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес, во-вторых, равные условия претендентов на выборные посты участвовать в избирательной кампании.

Участие в референдуме является только правом, а не обязанностью граждан.

Голосование на референдуме является тайным.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

. Решение, принятое на местном референдуме, рассматривается как акт непосредственного выражения воли граждан, имеющий обязательный характер.

В законах субъектов РФ и актах муниципальных образований, как правило, устанавливается, что референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие не менее половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для исполнения на соответствующей территории

8. Если для реализации решения, принятого местным референдумом, требуется издание дополнительного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

9. Федеральное законодательство предусматривает судебное обжалование результатов местного референдума в случае нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения референдума

10. В этой части статьи говорится о том, что гарантии прав граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом

Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.


В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 143-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. [c.382]

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности как через выборные и другие органы местного самоуправления, так и непосредственно. В соответствии со статьёй 3 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации граждане имеют право участвовать в местных референдумах, сходах, выборах других формах прямого волеизъявления, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, равного доступа к муниципальной службе, обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления по вопросам местной жизни, получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном порядке. Статья 70, 71 данного Закона предусматривает возможность осуществления полномочий представительных органов, контроля над деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Для принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения либо для выявления общественного мнения, в порядке, [c.51]


Так, 8 апреля 2005 г. в ст. 85 Закона (т.е. в переходные положения) были внесены поправки, предусматривающие, что при найме главы администрации муниципального района либо городского округа по контракту доля членов конкурсной комиссии, формируемая региональной властью, увеличивается с трети до половины. В отношении вновь образованных муниципальных образований, если структура органов местного самоуправления не определена на местном референдуме или сходе граждан, региональные органы государственной власти получили право устанавливать своим законом порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий, а также статус указанной должности в структуре органов местного самоуправления. [c.561]

Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума (подпункт 10 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ). [c.824]


Важнейшим институтом непосредственной демократии является референдум — голосование избирателей за или против какого-либо проекта решения (в том числе проекта закона). Референдум бывает решающий и консультативный (его результаты не обязывают органы государства или — на местном референдуме — органы муниципального образования). В некоторых странах используется альтернативный референдум (избиратель делает выбор из нескольких предложенных вариантов). В России местный альтернативный референдум использовался, например, при переименовании г. Ленинграда. На федеральном уровне в России предусмотрен только решающий референдум. Таким путем была принята Конституция РФ 1993 г. В некоторых субъектах РФ возможен и решающий, и консультативный референдумы. В любом случае инициатива проведения референдума в России может исходить только от граждан. Для того чтобы поставить вопрос на референдум, инициатор референдума должен собрать в его поддержку определенное число подписей избирателей. Для общероссийского референдума необходимо собрать 2 млн подписей. В субъектах РФ и в муниципальных образованиях предусмотрены свои требования, в некоторых муниципальных образованиях для местного референдума достаточно получить подписи 200—300 избирателей. Иногда в общественных объединениях также проводится референдум или опрос среди членов, в том числе и для определения направлений деятельности объединения. Выше говорилось о народной законодательной (правотворческой) инициативе (обязанность рассмотреть проект закона, иного акта, представленного избирателями, если собрано необходимое число подписей), о возможности народных обсуждений важных вопросов государственной жизни в России (они в прошлом имели место). [c.56]

Условия для проведения местного референдума. Местный референдум — это голосование граждан, постоянно проживающих в том муниципальном образовании, где он проводится, по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции местного самоуправления. Местные референдумы проводятся во многих странах, в том числе тех, где общегосударственные референдумы никогда не проводились (в Австрии, Канаде, США и др.). [c.317]

Организация и проведение референдумов в России (в том числе местных) регулируются различными нормативными правовыми актами. Основные положения содержатся в федеральных законах об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме, об общих принципах организации местного самоуправления. Детально порядок проведения местных референдумов регулируется законами субъектов Федерации о местных референдумах и уставами муниципальных образований. [c.317]

На местный референдум обычно выносятся вопросы о принятии устава муниципального образования, об организации местного самоуправления в данном муниципальном образовании, его органах, об изменении границ муниципальных образований (например, передача населенного пункта из одного муниципального образования в другой, соседний), о программах развития муниципального образования, о возможности строительства объектов, опасных для окружающей среды, о приобретении в собственность крупных объектов или их продаже и др. Некоторые вопросы не могут выноситься на референдум о досрочном прекращении, продлении и приостановлении срока полномочий органов местного самоуправления и проведении их досрочных выборов о персональном составе органов местного самоуправления [c.317]

Местный референдум может быть решающим и консультативным. Результаты голосования на решающем референдуме обязательны для органов местного самоуправления, его жителей и т.д. и оформляются обычно постановлением представительного органа, реже — главой администрации муниципального образования. Итоги консультативного референдума (Ивановская, Иркутская область и др.) не имеют обязательного характера. Это выявление воли населения по тем или иным вопросам, что учитывается (а может не учитываться) органами местного самоуправления и его должностными лицами при принятии правовых актов и совершении определенных действий. [c.318]

Порядок проведения местного референдума. Проведение местного референдума подчинено определенным правилам, которые в основном совпадают с порядком, предусмотренным для выборов. Действуют принципы всеобщего права на участие в референдуме на равных основаниях, прямого и тайного голосования. Участвуют в референдуме лица, имеющие активное избирательное право (достигшие 18 лет, дееспособные, не содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда). Однако в отличие от местных выборов в местном референдуме обычно могут участвовать только граждане (постоянно проживающие в общине и уплачивающие налоги иностранцы этого права не имеют). Участие в референдуме осуществляется на добровольной основе, волеизъявление свободно (воздействие на избирателя путем угроз, насилия, шантажа, подкупа и проч. недопустимо). [c.318]

Решение о проведении местного референдума принимается только местным представительным органом по собственной инициативе или по инициативе населения. Другие органы и должностные лица такое решение принимать не вправе. Если инициатором выступает представительный орган, требование о проведении референдума должно исходить от значительного числа депутатов (обычно, согласно уставам муниципальных образований, это Va, 1/2 всего состава представительного органа). При проявлении такой инициативы представитель- [c.318]

Если инициатива о проведении референдума исходит от населения, его инициаторы сначала создают инициативную группу в количестве, предусмотренном уставом муниципального образования (обычно не менее 10 избирателей). Инициативная группа формируется на собрании граждан (по месту жительства, на предприятии, в учреждении и т.д.) и оформляется протоколом собрания. Она формулирует вопрос (вопросы) референдума. Протокол собрания вместе с ходатайством о проведении референдума, списком членов инициативной группы (включая их паспортные данные), перечнем лиц (лица), уполномоченных действовать от имени инициативной группы, представляется в постоянную избирательную комиссию муниципального образования (если ее не существует — в представительный орган муниципального образования, который должен создать комиссию по проведению местного референдума). Если избирательная комиссия существует, она становится комиссией по проведению референдума. [c.319]

Результаты местного референдума. Решение, принятое на референдуме (если он решающий, а не консультативный), имеет обязательную силу для всех органов, организаций, должностных лиц, жителей данного муниципального образования. Оно не нуждается в утверждении какими-либо государственными или муниципальными органами, их должностными лицами. Однако если решение носит принципиальный характер (например, об изменении названия муниципального образования, о создании в нем взамен схода представи- [c.320]

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено только новым референдумом (но не иным актом местного самоуправления или государственного органа) по тому же вопросу, проводимым не ранее чем через два года. Кроме того, оно может быть признано недействительным решением суда по следующим основаниям нарушение порядка проведения референдума, в результате чего становится невозможным определить достоверные результаты волеизъявления граждан несоответствие устава муниципального образования, иных актов, на основе которых проводился референдум, Конституции России, основному закону субъекта Федерации, законодательству РФ или субъекта РФ, в результате чего также невозможно достоверно определить результаты волеизъявления граждан противоречие решения, принятого на местном референдуме, Конституции и законам РФ и субъекта Федерации. [c.321]

Вопросы референдума субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации 4. Этот Закон прямо не запрещает вынесение на референдум субъекта Федерации вопросов о налогах и сборах, однако предусматривает, что на референдум не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, за некоторым исключением (п. 4 ст. 13), что эти вопросы не должны противоречить законодательству РФ (п. 7 ст. 13). К совместному ведению относится установление общих принципов налогообложения и сборов (ст. 72 Конституции РФ). Налоговый кодекс Российской Федерации установил, что к основным началам законодательства о налогах и сборах относится установление налогов и сборов всех уровней актами соответствующих представительных органов (п. 5 ст. 3). Таким образом, запрет проводить референдумы по вопросам регионального и местного налогообложения вытекает из положений Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации обосновал запрет референдума субъекта Федерации по вопросам налогообложения по-другому. [c.211]

Проведение референдума по вопросам местного налогообложения и сборов [c.254]

Многообразны формы участия граждан в управлении путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления выступления с предложениями на многочисленных собраниях, совещаниях, в печати, участие в работе конференций, съездов и т.п. [c.182]

Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) — главный избирательный орган государства, возглавляющий систему избирательных комиссий. В систему также входят избирательные комиссии субъектов РФ, окружные, территориальные (районные, городские и другие) участковые избирательные комиссии. Они являются специальными коллегиальными органами, обеспечивающими практическую подготовку и проведение выборов. Система, порядок образования и полномочия избирательных комиссий определяются, как правило, законами о выборах. Избирательные комиссии организуются для проведения выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления а также - федеральных референдумов. [c.35]

И, наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов) б) через органы государственной власти в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление- это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. [c.42]

Легитимация государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением, о чем могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях. [c.96]

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - соц. демократический институт система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его истории, национально-этнических и иных особенностей на основании конституции и законов государства. М.с. осуществляется через представительные органы власти (муниципальные собрания, советы, комитеты), соответствующие органы исполнительной власти (местная администрация), различные формы прямого волеизъявления (местные референдумы, собрания граждан, сходы), органы первичных терр. коллективов общественного самоуправления. Органы М.с., как правило, не входят в систему органов гос. власти (в т.ч. в РФ). Эффективность М.с. обеспечивается наличием рациональной системы адм.-терр. деления экон. основ, закрепленных в виде муниципальной, а также иных форм собственности, используемых для удовлетворения потребностей населения соответствующей территории развитой законодательной базы гарантии основных прав и свобод личности (выбора вида деятельности, места проживания, свободы слова, доступа к информации и т.д. механизмов, обеспечивающих всем соц. группам и слоям населения возможность участия в принятии и реализации решений по вопросам, касающимся местной жизни механизмов соц. защиты всех групп и слоев населения готовности всех субъектов терр. отношений к участию в М.с. развитой системы информационного обеспечения управления территорией, в т.ч. и учета общественного мнения). В соответствии с Конституцией РФ М.с. осуществляется в границах терр. ед., установленных в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. В терр. ед., население которых имеет раци- [c.163]

Такие добровольные сборы не являются сборами в значении, определенном ст. 8 НК РФ, поскольку их уплата не является условием совершения в отношении их плательщиков юридически значимых действий. Их нельзя отнести и к категории налогов. Поэтому проведение местного референдума по вопросам самообложения не нарушает норм федерального законодательства2. [c.212]

Устав — основной акт, регулирующий вопросы местного управления в рамках отдельно взятого муниципального образования. Он принимается либо представительным органом (советом и др.), либо на местном референдуме. В соответствии с законами субъектов РФ в уставе муниципального образования должны быть отражены границы и состав территории вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования порядок участия местного населе- [c.275]

В Законе детально регламентируются формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении и формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Под общими названиями участие и осуществление объединены местный референдум голосование по вопросам отзыва депатата, выборного должностного лица, изменения границ муниципального образования и его преобразования правотворческая инициатива граждан территориальное общественное самоуправление, собрания и конференции граждан (конференция представителей граждан), публичные слушания (они проводятся главой муниципального образования для обуж-дения проектов важных муниципальных актов. В частности, на них [c.329]

В мае 1959 г. в Непале состоялись первые парламентские выборы, на к-рых победу одержала партия Непальский конгресс. В 1960 г. король распустил парламент, а с января 1961 г. в стране действует запрет на деятельность политических партий. В том же году была введена беспартийная форма правления панчаятов — органов местного самоуправления. В мае 1980 г. состоялся референдум по вопросу о возвращении к многопартийной системе, однако большинство населения проголосовало за сохранение панчаятской системы . [c.209]

Местный референдум

Местный референдум — это утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения.

Близок к референдуму опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мнение жителей не имеет силы обязательного решения, по нему органы местного самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности. Иногда опрос в форме голосования называют консультативным референдумом.

Как элемент конституционной системы местный референдум закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ. Федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления (статьи 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме (ст. 2 и др.). Детально порядок организации и проведения местных референдумов определяют законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Ряд субъектов РФ регулирует порядок проведения местных референдумов в отдельных законах (Московская, Челябинская области и др.) или в законах, регулирующих наряду с референдумами иные вопросы (например, в Алтайском крае в одном кодексе определяются вопросы организации выборов, отзыва, референдумов).

Решения, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, вступают в силу на следующий день после его официального опубликования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Решения местного референдума имеют обязательный характер на территории соответствующего муниципального образования. Эти решения не нуждаются в утверждении органами государственной власти, их должностными лицами, органами местного самоуправления. Принятые на референдумах решения, например, уставы муниципальных образований, подлежат государственной регистрации.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение решений референдумов в пределах своей компетенции. Если для реализации решения референдума требуется издание иного нормативного акта, орган местного самоуправления обязан издать такой акт и в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок его подготовки, который не может превышать один год.

Индивидуальное решение местного референдума может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия. Нормативные акты, принятые на местном референдуме, могут быть изменены не ранее чем через пять лет со дня их принятия. Однако в них самих может быть установлен иной порядок их изменения. Решение местного референдума может быть признано недействительным (недействующим) в судебном порядке по мотивам законности. От признания недействительным (недействующим) принятого на референдуме акта следует отличать признание комиссией референдума недействительным результата референдума. Во втором случае комиссия назначает повторное голосование.

На местный референдум могут выноситься только вопросы местного значения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
  2. о персональном составе органов местного самоуправления;
  3. об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нес;
  4. о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
  5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятых по ним решений.

Право гражданина на участие в референдуме строится на тех же принципах, что и право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане участвуют в референдуме свободно, непосредственно, лично на основе всеобщего права, равенства, тайны голосования, непосредственного участия.

В основном совпадают также принципы организации выборов и референдумов. Так, при проведении референдумов используется территориальный принцип. Территория муниципального образования разбивается на участки для голосования. Граждане осуществляют свое право участия в референдуме по месту своего проживания на соответствующих участках для голосования.

Обязательным для референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем официального опубликования упомянутых решений средствами массовой информации.

Запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения. расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий.

Законодательно установлены обстоятельства, исключающие проведение референдума. Местные референдумы не могут назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на той территории, на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после его отмены. Законом субъекта федерации, уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, что и на предыдущем референдуме, не проводятся. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов предыдущего референдума.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам, обладающим правом на участие в местном референдуме, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдуме и которые зарегистрированы в установленном порядке не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. Право инициативы также принадлежит совместно представительному органу местного самоуправления, главе местной администрации.

Инициатива проведения референдума, исходящая от граждан, избирательных, иных общественных объединений, включает несколько этапов. Во-первых, необходимо образовать инициативную группу местного референдума в количестве не менее 10 человек. Ее может образовать один гражданин или группа граждан на собрании лиц, пользующихся правом участвовать в референдуме. Если инициатива проведения референдума исходит от избирательного объединения, иного общественного объединения, то в этом случае в качестве инициативной группы выступает руководящий орган объединения, его местного отделения, местной организации независимо от его численности. На собрании инициативной группы, заседании руководящего органа объединения утверждается текст выносимого на референдум вопроса.

Во-вторых, инициативная группа обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о ее регистрации. В ходатайстве должен содержаться вопрос референдума, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные паспорта или заменяющего его документа, адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от нес. Ходатайство подписывается всеми членами группы. Избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства рассматривает его. В случае соответствия ходатайства требованиям закона она передаст его в представительный орган местного самоуправления, в противном случае сообщает об отказе в регистрации инициативной группы. Представительный орган местного самоуправления обязан в течение не более 20 дней проверить соответствие выносимого на референдум вопроса требованиям законодательства. Если названный орган признает законность формулировки вопроса, то избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня решения представительного органа регистрирует группу и выдает ей свидетельство о регистрации, о чем извещает средства массовой информации. Отри нательное решение представительного органа влечет отказ в регистрации инициативной группы со стороны избирательной комиссии муниципального образования в тот же срок. Отказ в регистрации должен быть письменным, мотивированным. Отказ по мотивам целесообразности не допускается. Он может быть обжалован в суд. После принятия решения о регистрации инициативная группа не вправе менять формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или вносить иные вопросы.

В-третьих, в поддержку инициативы проведения референдума организуется сбор подписей участников референдума, в количестве не менее 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума. Он проводится со дня, следующего за днем получения свидетельства о регистрации инициативной группы. Срок сбора подписей устанавливается законом субъекта РФ и не может быть менее 20 дней. Сбор подписей проводится на подписных листах, содержащих формулировку вопроса, который предлагается вынести на референдум. Гражданин, поддержавший инициативу проведения референдума, собственноручно проставляет в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, указывая при этом свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа подсчитывает общее число подписей, а также число подписей по каждому населенному пункту и составляет итоговый протокол. Подписные листы и подлинный экземпляр итогового протокола передаются представителями инициативной группы в избирательную комиссию муниципального образования, которая в течение 15 дней проверяет представленные материалы. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы требованиям закона комиссия направляет подписные листы, итоговый протокол инициативной группы, копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постановления комиссии направляется также инициативной группе.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом местного самоуправления и главой местной администрации, оформляется их правовыми актами.

Принятие решения о проведении референдума. Представительный орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения документов о выдвижении инициативы референдума большинством голосов от общего числа депутатов назначает местный референдум. Если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки либо представительный орган отказал в назначении референдума, референдум при наличии к тому законных оснований назначается судом по обращениям граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, он организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта федерации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора.

Решение о назначении местного референдума должно быть официально опубликовано.

Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местною референдума.

В организации референдума участвуют также территориальные и участковые комиссии референдума. Комиссии референдума каждая на своем участке работы решают все практические вопросы организации референдума. Порядок деятельности комиссий референдума аналогичен порядку деятельности избирательных комиссий на выборах. Надо отметить, что в последнее время процедура референдума заметно приближена к процедуре выборов. В частности, это касается вопросов агитации. Также установлена обязанность инициативной группы референдума по созданию собственного фонда для финансирования своей деятельности, в том числе направленной на получение определенного результата на референдуме. Однако законом субъекта РФ может быть установлено, что на местном референдуме при числе участников референдума пять тысяч и менее создание инициативной группой фонда не обязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.

В случае вынесения на референдум проекта нормативного акта каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в комиссии муниципального образования. Если референдум проводится по инициативе инициативной группы, то обязанность изготовления и распространения указанного текста возлагается на данную группу.

Референдум признается комиссией референдума несостоявшимся, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается непринятым, если за него проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании (получивших бюллетени). Результаты референдума могут быть признаны недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными на части участков, списки участников референдума, на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в округе референдума;

в) по решению суда.

Законодательно регламентировано проведение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Для изменения границ муниципального образования в ряде случаев, а также для преобразования муниципального образования требуется согласие жителей, выявляемое посредством голосования. Закон от 6 октября 2003 г. (статьи 12, 13, 24) определил, что данное голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным и региональным законодательством о референдумах для проведения местного референдума, с уметом особенностей, установленных законом. Таким образом, волеизъявление граждан по названным вопросам выявляется посредством процедуры местного референдума, но с рядом особенностей.

Во-первых, не действует запрет проведения агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности.

Во-вторых, не действуют положения, определяющие обязательную силу решения референдума.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6


Экономика
Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Программы
Предприятия
Программы и мероприятия (общая рубрика)

9. Взыскание налога, доначисленного вследствие признания сделки притворной или мнимой, возможно:

a) по решению налогового органа;

b) по решению налогового органа или суда;

c) по решению суда;

d) по решению вышестоящего налогового органа.

a) законы и указы президента РФ;

b) нормативные правовые акты высших органов управления РФ и субъектов РФ;

c) постановления правительства РФ;

d) законы и иные нормативные акты законодательных (представительных) органов всех уровней.

11. В каких случаях органы исполнительной власти РФ полномочны издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения?

a) законодатель делегировал им полномочия путем специального указания в законе;

b) бюджетный дефицит превысил показатель, установленный бюджетным законодательством;

c) обнаружен пробел в урегулировании каких-либо налоговых отношений;

d) по поручению президента РФ.

12. Какие права может делегировать представительный орган органу исполнительной власти в вопросах налогообложения согласно законодательству РФ?

a) право установления налога;

b) право установления налога и сбора;

c) право установления регионального налога;

d) право устанавливать отдельные элементы налога.

13. Допускается ли проведение референдума по вопросам местного налогообложения согласно законодательству РФ?

a) допускается, если это не противоречит уставу муниципального образования;

b) допускается по вопросам разового добровольного внесения средств (самообложения);

c) не допускается ни в каких случаях;

d) допускается по установлению местных налогов.

14. В каких случаях недопустимо придание обратной силы законам в сфере налогообложения согласно законодательству РФ?

a) при установлении новых налогов;

b) при установлении новых налогов или отдельных элементов, ухудшающих положение налогоплательщика;

c) при условии улучшения положения налогоплательщика;

d) такая норма отсутствует в налоговом законодательстве РФ.

15. Придание законам о налогах и сборах обратной силы означает принятие закона:

a) по истечении срока уплаты налога;

b) после совершения событий или действий, в результате которых возникла обязанность уплатить налог;

c) после предоставления налогоплательщиком в налоговый орган декларации;

d) после начала налогового периода.

16. Назовите центральный законодательный акт, регулирующий налогообложения РФ.

a) закон РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

17. При введении регионального налога законодательные (представительные ) органы субъектов РФ не вправе:

a) понижать установленные федеральным законодательством ставки налога;

b) вводить дополнительные объекты налогообложения;

c) устанавливать льготы по налогу;

d) устанавливать сроки уплаты налога.

18. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

a) налог полностью зачисляется в местный бюджет;

b) представительные органы местного самоуправления вправе определять ставку налога;

c) представительные органы местного самоуправления вправе принимать решение о введении налога на своей территории;

d) представительные органы местного самоуправления вправе определять налогоплательщика и объект налогообложения.

19. Налоговым кодексом РФ установлено, что все неустранимые сомнения трактуются:

a) в пользу налоговых органов;

b) такая норма не содержится в Налоговом кодексе РФ;

c) в пользу налогоплательщика;

d) либо в пользу налогоплательщика, либо в пользу налоговых органов исходя из конкретной ситуации.

20. Что означает принцип приоритетности норм международного законодательства?

a) при налогообложении деятельности иностранного лица в РФ следует руководствоваться законодательством страны экономической деятельности данного иностранного лица;

b) при налогообложении деятельности иностранного лица в РФ следует руководствоваться международными договорами об устранении двойного налогообложения;

c) при налогообложении деятельности иностранного лица в РФ следует руководствоваться решениями международных финансовых институтов;

d) в российском законодательстве отсутствует приоритетность норм международного налогового законодательства.

21. Налогоплательщики несут ответственности за:

a) сохранности документов, изъятых инспектором во время проведения выездной проверки;

b) отсутствие в штате предприятия должности главного бухгалтера;

c) отказ от выполнения неправомерных требований налоговых органов;

d) отказ от предоставления в налоговые органы документов, необходимых для исчисления налогов.

22. Какие лица не признаются взаимозависимыми для целей налогообложения согласно законодательству РФ?

a) суммарная доля участия одной организации в другой составляет 30%

b) суммарная доля участия одной организации в другой составляет 15%

c) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

d) физические лица состоят в отношениях родства.

23. При открытии расчетного счета в банке налогоплательщик обязан:

a) устно уведомить об этом налоговую инспекцию;

b) письменно сообщить об открытии счета в банке в налоговый орган в течение 7 дней;

c) письменно сообщить об открытии счета в банке в налоговый орган в течение одного месяца;

d) в связи с этим обстоятельством Налоговым кодексом РФ не предусмотрено возникновения обязанностей у налогоплательщика.

24. Налоговые органы не вправе:

a) производить выемку документов;

b) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика;

c) вызывать на основе письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и налоговых агентов;

d) толковать в пользу государства законодательные акты, дополнять их в ведомственных инструкциях.

25. Налоговые органы не имеют право:

a) производить осмотр жилого помещения налогоплательщика (его представителя) без его согласия;

b) проводить налоговые проверки;

c) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

d) требовать от налогоплательщиков, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнения указанных требований.

26. Размер пени за просрочку налоговых платежей, взимаемых с налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента, составляет:

a) 1/300 ставки рефинансирования ЦБР, не более 0,1% в день;

d) 1/150 ставки рефинансирования

27. Какие операции признаются для целей налогообложения реализацией товаров, работ, услуг?

a) передача товаров одной коммерческой организации другой на безвозмездной основе;

b) осуществление операций, связанных с обращением российской валюты;

c) передача имущества некоммерческим организациям на осуществление их уставной деятельности;

d) вклад в уставный капитал организации.

28. В каком случае налоговые органы имеют право контролировать цены сделки и применять рыночные цены для исчисления налоговой базы и суммы налога?

a) по всем сделкам;

b) при снижении цены товара на 15% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в предыдущем налоговом периоде;

c) по следкам между взаимозависимыми лицами;

29. На какой срок предоставляется отсрочка по уплате налога согласно российскому законодательству?

a) от одного года до пяти лет;

b) до одного года;

c) от одного до шести месяцев;

30. Куда должен обратиться налогоплательщик для получения рассрочки по уплате налога на имущество организации?

a) в районную налоговую инспекцию по месту установки на учет;

b) в финансовый орган субъекта РФ;

d) в Федеральную налоговую службу РФ.

5.2. Примеры задач

ЗАДАНИЕ 1

Включает выполнение следующих видов работ:

1.1. Ознакомление с методикой расчетов плановых налоговых платежей по организации на год в разрезе кварталов и месяцев на основе материалов электронных таблиц (см. приложения)

1.2. Составление алгоритма методики расчетов плановых налоговых платежей по организации.

1.3. Составление дополнительных электронных таблиц для получения обобщенных данных о плановых налоговых платежах и налоговой нагрузки по рассматриваемой организации. Для этих целей используются таблицы 1 и 2.

Форма представления результатов выполненного задания:

- алгоритм методики расчетов плановых налоговых платежей по организации в виде рисунка;

- распечатанные таблицы 1 и 2 с заполненными результатами;

- письменные выводы по таблице 2.

СВОДНЫЕ ДАННЫЕ О НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖАХ ПО

ПЛАНУ НА ГОД

ПО ОРГАНИЗАЦИИ__­­­­­­_____________________________

В соответствии с Конституцией РФ проведение местного референдума является высшей формой непосредственной демократии на муниципальном уровне.

Под понятием местного референдума в соответствии со ст.2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», понимается волеизъявление граждан которые проживают в границах муниципального образования, связанное с решением вопросов местного характера, путем голосования.

Порядок организации и проведения местных референдумов определяется:

1) законами субъектов РФ
2) уставами муниципальных образований.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

На референдум не могут быть вынесены вопросы:

- ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина
- противоречащие законодательству РФ
- противоречащие законодательству соответствующего субъекта Федерации
- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий
- о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
- о персональном составе органов местного самоуправления;
- об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
- о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения

Могут участвовать в местном референдуме

- все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом
- иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования при наличии международного договора.

Не могут участвовать в местном референдуме

- граждане, признанные судом недееспособными
- граждане содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу.


Порядок проведения местного референдума

Решение о проведении местного референдума принимает представительный орган муниципального образования. Необоснованный его отказ в проведении местного референдума может быть обжалован в судебном порядке и путем прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством. Решение о проведении местного референдума должно быть опубликовано в средствах массовой информации либо обнародовано иными способами в пятидневный срок.
Граждане участвуют в голосовании на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Референдум не проводится

в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении его инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти или органами местного самоуправления, их должностными лицами. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Читайте также: